Глухие пересечения путей конспект

Обновлено: 05.07.2024

Учебные цели: - формировать профессиональные компетенции и осуществлять технологический процесс по устройству, ремонту и текущему содержанию конструкций верхнего строения пути (ПК 1.1). Развивающие цели: - способствовать развитию у обучающихся понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, формирования устойчивого интереса к ней (ОК 1). Воспитательные цели: - укреплять традиции, направленные на воспитание у обучающихся представлений о престижности выбранной профессии - бригадир-путеец. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК 6).

Содержимое публикации

(Минобразования Новосибирской области)

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

Выполнила: мастер производственного обучения

Шарина Ольга Михайловна

Перечень средств обучения………………………………………………..4

Технологическая карта теоретического обучения………………………4

Краткое содержание материала…………………………………………..6

Классификация стрелочных переводов и глухих пересечений………. 6

Конструкции основных частей стрелочного перевода………………….9

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы

Приложение 1.Задания для устного контроля знаний

Критерии оценки результатов устного контроля……………………. 14

Приложение 2. Задания для письменного контроля знаний

Приложение 3. Перечень слайдов презентации………………………. 17

Приложение 4. Задания для закрепления и систематизации

Методический лист

Видзанятия – теоретический урок.

Методы обучения – объяснительно-иллюстрированный с использованием информационных технологий.

Уровень усвоения – 1 (распознавание информации) +2 (воспроизведение).

Место проведения занятия – кабинет №12.

Продолжительность аудиторной работы – 45 мин.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Учебные цели:

- формировать профессиональные компетенции и осуществлять технологический процесс по устройству, ремонту и текущему содержанию конструкций верхнего строения пути (ПК 1.1).

Развивающие цели:

- способствовать развитию у обучающихся понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, формирования устойчивого интереса к ней (ОК 1).

Воспитательные цели:

- укреплять традиции, направленные на воспитание у обучающихся представлений о престижности выбранной профессии - бригадир-путеец. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК 6).

Междисциплинарные связи

Последующие виды деятельности

ПМ.01. Выполнение работ средней сложности по монтажу, демонтажу и ремонту верхнего строения пути.

МДК.01.01. Устройство, ремонт и текущее содержание конструкций верхнего строения пути.

ПК 1.1. Осуществлять технологический процесс по ремонту конструкций верхнего строения пути

ПМ.03. Контроль состояния верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений.

МДК.03.01. Организация осмотра верхнего строения пути.

ПК 3.1. Осуществлять наблюдение за состоянием верхнего строения пути.

Перечень средств обучения:

- стационарное оборудование: компьютер, мультимедийная установка -1;

-инструктивно- нормативная документация: ФГОС среднего профессионального образования по профессии 08.01.23 Бригадир-путеец -1;

- учебно-наглядные пособия: модель одиночного обыкновенного стрелочного перевода типа Р65 марка крестовины 1/11 -1;

- раздаточный контролирующий материал – 10.

Технологическая карта теоретического занятия

Организационный этап

Выявление готовности аудитории (внешний вид присутствующих, состояние доски), контроль посещаемости.

Отмечает отсутствующих обучающихся в журнале.

Староста называет отсутствующих обучающихся

Журнал, рабочие тетради

Контроль знаний по предыдущей теме

Оценка уровня сформированности знаний по предыдущей теме: устройство рельсовой колеи в прямых и кривых участках пути.

Инструктирует, задает вопросы, раздает контрольные задания.

Отвечают с места 4-5 человек, 10 человек отвечают на письменные задания.

Мотивационный этап

Развитие интереса к новой теме:

ПК 1.1 Формирование профессиональных компетенций по устройству и текущему содержанию верхнего строения пути; формирование знаний о видах стрелочных переводах и глухих пересечений.

ПК 3.1. Осуществлять наблюдение за состоянием верхнегостроения пути.

Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК6.Укреплять традиции, направленные на воспитание у обучающихся представлений о престижности выбранной профессии - бригадир-путеец. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Объясняет обучающимся важность изучения данной темы, ее место в подготовке специалиста.

Слушают, задают вопросы.

Методическая разработка теоретического занятия.

Наглядные пособия: макет одиночного обыкновенного стрелочного перевода типа Р65 марки крестовины 1/11;

Цели занятия

Формулировка межпредметных связей.

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка теоретического занятия. Приложение №3.

Компьютер, мультимедийная установка,

Макет одиночного обыкновенного стрелочного перевода.

Изложение исходной информации

Формирование знаний: о видах соединения и пересечения путей, конструкции основных частей стрелочного перевода. Формирование понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Излагает новый материал, демонстрирует презентацию.

Слушают, изучают материал на слайдах, конспектируют.

Ответы на вопросы, закрепление знаний

Акцентирует внимание на наиболее сложных моментах материала, делает выводы, отвечает на вопросы.

Слушают, задают вопросы.

Предварительный контроль усвоения материала

Систематизация, закрепление материала.

Контролирует усвоение ключевых моментов нового материала.

Подведение итогов занятия.

Предварительный анализ степени усвоения материала.

Объявляет, мотивирует оценки.

Слушают, задают вопросы.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

Оптимизация процесса самоподготовки путем уточнения источника, объема информации, акцентуализации наиболее сложных моментов.

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности

План изложения темы

«Основные виды стрелочных переводов и глухих пересечений.

1. Классификация стрелочных переводов и глухих пересечений.

1.1 Количество и расположение в плане соединяемых или пересекающихся путей.

1.2 Тип рельсов и марки крестовин.

2. Конструкции основных частей стрелочного перевода.

Краткое содержание материала

Классификация стрелочных переводов и глухих пересечений

Стрелочные переводы являются путевыми устройствами, служащими для перевода подвижного состава с одного пути на другой, а глухие пересечения – для прямолинейного движения по каждому из путей, пересекающихся в одном уровне.

Стрелочные переводы и глухие пересечения можно классифицировать по:

- количеству и расположению в плане соединяемых или пересекающихся путей;

По количеству и расположению в плане соединяемых и пересекающихся путей можно выделить следующие основные виды стрелочных переводов:

- одиночные, осуществляющие ответвление от основного пути одного бокового;

- двойные, обеспечивающие ответвление двух путей;

- перекрестные, осуществляющие пересечение двух путей под острым углом и позволяющие перевод подвижного состава с одного пути на другой.

Одиночные стрелочные переводы бывают:

- обыкновенные, вкоторыхот прямого пути осуществляется ответвление вправо или влево под углом α;

- несимметричные односторонние, в которых оба направления пути – криволинейные и односторонние;

- несимметричные разносторонние, вкоторых прямой путь разветвляется на два ответвления – сразу вправо и влево несимметрично под углом γ и α-γ;

- симметричные разносторонние, посредством которых прямой путь разветвляется на два – сразу вправо и влево симметрично под углом α/2.

Одной из основных особенностей симметричного стрелочного перевода является симметричность расположения всех его элементов относительно оси прямого пути.

Одиночные несимметричные и обыкновенные стрелочные переводы в зависимости от направления отклонения бокового пути могут быть правыми и левыми.

Несимметричные и криволинейные переводы встречаются редко, их применяют в стесненных районах станций. Симметричные стрелочные переводы (особенно марки 1/6) имеют малую длину, их укладка на сортировочных станциях в подгорочных парках способствует увеличению производительности сортировочных станций.

В тех случаях, когда в стесненных условиях станции необходимо осуществить два ответвления от одного пути в одну или разные стороны, прибегают к укладке двойных стрелочных переводов. Один двойной стрелочный перевод заменяет два обыкновенных перевода.

Двойные стрелочные переводы сложны по конструкции и в изготовлении, менее надежны, чем одиночные по условиям безопасности движения, и значительного распространения на сети дорог не получили.

В месте пересечения двух путей при необходимости обеспечения независимого движения по каждому из них укладывают четыре крестовины. Такое путевое устройство называется глухим пересечением. Глухие пересечения бывают косоугольные и прямоугольные.

Если в месте пересечения необходимо обеспечить переход подвижного состава с одного пути на другой, то применяется один из видов перекрестных стрелочных переводов, основой которых является косоугольное глухое пересечение. Различают одиночные и двойные перекрестные переводы.

Одиночный перекрестный стрелочный перевод можно получить, если в косоугольном глухом пересечении внутри и снаружи ромба уложить две параллельные криволинейные рельсовые нити (внутри – с остряками по концам, снаружи – непрерывную). Если в одиночном перекрестном стрелочном переводе сделать еще один путь, симметричный первому боковому, то получим двойной перекрестный перевод. Двойной перекрестный стрелочный перевод заменяет систему, состоящую из двух обыкновенных стрелочных переводов, но места занимает в два раза меньше.Двойные перекрестные стрелочные переводы предназначены для движения поездов по восьми направлениям – четырем прямым и четырем боковым, а одиночные – по шести направлениям.

Наибольшее распространение на сети дорог имеют обыкновенные, одиночные симметричные и двойные перекрестные стрелочные переводы.

Обыкновенный стрелочный перевод служит основой стрелочных улиц, съездов между путями, поворотных треугольников и др.

Типы стрелочных переводов соответствуют типу рельсов соединяемых или пересекающихся путей. Применяют стрелочные переводы и глухие пересечения следующих типов: Р65, Р50. Стрелочные переводы различают по марке крестовины. Маркой крестовины называется тангенс угла, образованного рабочими гранями сердечника крестовины. Марка крестовины выражается дробно: 1/N.

В обыкновенных стрелочных переводах применяются крестовины марок 1/22, 1/18, 1/11 и 1/9; в симметричных стрелочных переводах – марок 1/11, 1/9 и 1/6; в глухих пересечениях – марок 2/11, 2/9 и 2/6.

Согласно ПТЭ стрелочные переводы в зависимости от назначения путей, на которых они уложены, должны иметь крестовины следующих марок:

- на главных и приемо-отправочных железнодорожных путях – не круче 1/9, симметричных крестовин – не круче 1/6;

- на прочих железнодорожных путях – не круче 1/7, симметричных крестовин – не круче 1/4,5;

- на подгорочных железнодорожных путях – не круче 1/9, симметричных – не круче 1/6.

Конструкции основных частей стрелочного перевода

Главными элементами стрелочного перевода являются стрелка, комплект крестовиной части, соединительные пути, переводные брусья.

Стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков, двух комплектов корневых устройств, переводного механизма, упорных и опорных устройств. В комплект крестовиной части входит собственно крестовина, два контррельса, стыковые устройства и опорные приспособления. Соединительные пути представляют собой прямолинейный и криволинейный отрезки пути, которые соединяют стрелку с крестовиной частью. Переводные брусья – деревянные или железобетонные поперечины, на которых монтируются металлические части: стрелка, соединительные пути и комплект крестовиной части.

Конструкции стрелок различают по форме остряков в плане, направляющих колеса на боковой путь: с прямолинейными остряками, криволинейными остряками секущего типа и с криволинейными остряками касательного типа.

В стрелках с прямолинейным остряком угол, образованный рабочими гранями остряка и рамного рельса, называется стрелочным углом. Преимуществом таких стрелок является возможность применения обоих остряков, как для левой, так и для правой стрелок; недостаток – худшие условия входа на боковой путь из-за сравнительно большого угла удара в остряк.

В стрелках с криволинейным остряком секущего типа остряк к рамному рельсу в плане примыкает под углом, образующимся при теоретическом пересечении рабочей грани рамного рельса с рабочей гранью криволинейного остряка. Стрелочный угол при этом образован рабочей гранью рамного рельса и касательной к рабочей грани остряка в его корне. В таких стрелочных переводах можно использовать более короткие остряки, что обеспечивает плавный вход подвижного состава на боковое направление. На отечественных железных дорогах такие стрелки получили наибольшее распространение. Криволинейные остряки на этих стрелках, как и прямые (в прямом направлении), устанавливают на левых и правых стрелочных переводах разные.

Стрелки с криволинейными остряками касательного типа применяют в странах Западной Европы.

Остряки стрелок изготавливают из рельсовой стали специального профиля, имеют несимметричное поперечное сечение, высоту меньшую, чем у рамного рельса, более мощную головку и шейку. Такой поперечный профиль остряка на большей части его длины, позволяет укладывать его без подстрожки подошвы рамного рельса, но под профиль примыкающего путевого рельса в корневой части остряка делается выпресовка. В своем корне остряк соединяется с рельсом корневым креплением. Наиболее распространенное корневое крепление остряка – вкладышно-накладочное. Соединение остряков и обеспечение одновременного их перевода осуществляется стрелочными тягами.

Рамные рельсы представляют собой целые рельсы стандартной длины или другой длины, отличаются от путевых рельсов наличием расположенных по нейтральной оси шейки отверстий, которые служат для прикрепления упорных болтов, крепления самого рамного рельса к башмакам, установки корневых болтов и деталей переводного механизма. Для укрытия острия остряка от ударов колес делается подстрожка боковой рабочей грани головки рамного рельса.

Крестовина предназначена для пересечения рельсовых нитей двух путей. Основными элементами крестовинного узла являются сердечник, два усовика, два контррельса, подкладки, прикрепители, вкладыши и болты, объединяющие усовики с сердечником, а также рамные рельсы с контррельсами. Промежутки между боковыми гранями усовиков и сердечника представляют собой желоба для прохода гребней колес. Самое узкое пространство между усовиками в месте их изгиба – горло крестовины. Участок от горла крестовины до практического острия сердечника называется вредным пространством – здесь гребень колеса не направляется рельсовой нитью. Направление колесной пары на этом участке стрелочного перевода осуществляется контррельсами.

Соединения и пересечения путей, относящихся к верхнему строению, служат для перехода подвижного состава с одного пути на другой. Соединение путей между собой осуществляется стрелочными переводами, а пересечение путей - глухими пересечениями. С применением стрелочных переводов и глухих пересечений устраивают соединения путей, называемые стрелочными улицами и съездами.

; В зависимости 6т назначения и условий соединения путей между собой стрелочные переводы подразделяются на одиночные. двойные и перекрестные. Одиночные переводы делятся на обыкновенные, симметричнее и несимметричные. Наибольшее распространение на станциях получили обыкновенные одиночные стрелочные переводы (рис. 4.1), которые служат для соединения двух путей. Они могут быть право- или левосторонними и применяться при отклонении бокового пути от прямого в ту или другую сторону. Обыкновенный стрелочный перевод состоит из следующих основных частей:

стрелки, включающей рамные рельсы, остряки и переводной механизм: крестовины, включающей сердечник, усовики и контррельсы:

переводной кривой и прямого отрезке пути.

Переводом остряков стрелки подвижной состав (вагоны и локомотивы) направляются на тот или иной путь. Контррельсы служат для того, чтобы при проходе подвижного состава по свободному пространству крестовины (горлу) колеса подвижного состава следовали строго по заданному маршруту. Крестовина обеспечивает переход колеса через путевой рельс. Крестовины различат по маркам, определяющим угол, под которым сердечник крестовины направляет подвижной состав с одного пути на другой. Отклонение ширины хвоста сердечника крестовины в его корне к длине сердечника называется варкой крестовины. Если ширину хвоста сердечника отложить по длине сердечника, то получим марку крестовины. Так, например, если эта величина отложится 9 раз, то марка крестовины - 1/9.


Рис. 4.1.. Обыкновенный стрелочный , перевод: 1 - рамные рельсы; 2 - переводной механизм; 3 - остряки:4 - контррельсы; 5 - сердечник крестовины; 6 - усовики; 7 - желоба; 8 – хвост сердечника крестовины .


Рис. 4.2. Глухое пересечение

Соединения и пересечения путей, относящихся к верхнему строению, служат для перехода подвижного состава с одного пути на другой. Соединение путей между собой осуществляется стрелочными переводами, а пересечение путей - глухими пересечениями. С применением стрелочных переводов и глухих пересечений устраивают соединения путей, называемые стрелочными улицами и съездами.

; В зависимости 6т назначения и условий соединения путей между собой стрелочные переводы подразделяются на одиночные. двойные и перекрестные. Одиночные переводы делятся на обыкновенные, симметричнее и несимметричные. Наибольшее распространение на станциях получили обыкновенные одиночные стрелочные переводы (рис. 4.1), которые служат для соединения двух путей. Они могут быть право- или левосторонними и применяться при отклонении бокового пути от прямого в ту или другую сторону. Обыкновенный стрелочный перевод состоит из следующих основных частей:

стрелки, включающей рамные рельсы, остряки и переводной механизм: крестовины, включающей сердечник, усовики и контррельсы:

переводной кривой и прямого отрезке пути.

Переводом остряков стрелки подвижной состав (вагоны и локомотивы) направляются на тот или иной путь. Контррельсы служат для того, чтобы при проходе подвижного состава по свободному пространству крестовины (горлу) колеса подвижного состава следовали строго по заданному маршруту. Крестовина обеспечивает переход колеса через путевой рельс. Крестовины различат по маркам, определяющим угол, под которым сердечник крестовины направляет подвижной состав с одного пути на другой. Отклонение ширины хвоста сердечника крестовины в его корне к длине сердечника называется варкой крестовины. Если ширину хвоста сердечника отложить по длине сердечника, то получим марку крестовины. Так, например, если эта величина отложится 9 раз, то марка крестовины - 1/9.


Рис. 4.1.. Обыкновенный стрелочный , перевод: 1 - рамные рельсы; 2 - переводной механизм; 3 - остряки:4 - контррельсы; 5 - сердечник крестовины; 6 - усовики; 7 - желоба; 8 – хвост сердечника крестовины .

Diamondcrossing.jpg

Глухое пересечение — одноуровневое пересечение железнодорожных путей, устраиваемое без стрелок, что исключает переход подвижного состава с одного пути на другой. При этом образующие глухое пересечение пути могут иметь различную ширину колеи.

Глухие пересечение являются источником потенциальной опасности, так как на них возможно столкновение поездов, поэтому проезд через глухие пересечения регулируется железнодорожной сигнализацией. Также возможен сход поездов с рельсов.

Глухие пересечения довольно распространены в США. Связано это с тем, что при пересечении железных дорог, принадлежавших разным компаниям, не было необходимости в обеспечении возможности перехода поездов с одного пути на другой.

Встречаются глухие пересечения между железнодорожными и трамвайными путями, хотя современные регламентации запрещают их. На путях городских трамваев также встречаются глухие пересечения.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Глухое пересечение" в других словарях:

ГЛУХОЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПУТЕЙ — устройство, применяемое в местах пересечения в одном уровне двух жел. дор. путей и служащее для пропуска подвижного состава по любому из них без перехода с одного на другой. Г. п. п. устраиваются в СССР на станциях и на внутризаводских путях; в… … Технический железнодорожный словарь

Пересечение ж/д путей глухое — Глухое пересечение пересечение железнодорожных путей в одном уровне, устраиваемое без применения стрелочных переводов и исключающее возможность перехода подвижного состава с одного пути на другой. Источник: СНиП 2.05.07 91*. Промышленный… … Официальная терминология

Одноуровневое пересечение — место, где несколько транспортных направлений пересекаются на одном уровне. Безопасность Одноуровневые пересечения являются потенциально опасными местами. Для уменьшения опасности порядок проезда одноуровневых пересечений определяется особыми… … Википедия

Ярославский трамвай — Трамвайная система … Википедия

Железнодорожная терминология — Эта страница глоссарий. Железнодорожная терминология … Википедия

Бийский трамвай — Трамвайная система … Википедия

Ногинский трамвай — Трамвайная система Страна Россия Город Ногинск Дата открытия 2 марта 1924 года … Википедия

Лицентский вокзал — Координаты: 54°42′31.1″ с. ш. 20°29′53.8″ в. д. / 54.708639° с. ш. 20.498278° в. д. … Википедия

Уфимская детская железная дорога — Уфа, Россия Малая Уфимская детская железная дорога (неофициально Уфимская ДЖД) Малая Уфимская детская железная д … Википедия

Крестовина — Крестовина какой либо предмет, имеющий крестообразную форму. Крест Крестовины на железной дороге см. Стрелочный перевод, Глухое пересечение. Крестовина деталь ножа … Википедия

Распространенными устройствами для соединения путей являются съезды. В зависимости от расположения соединяемых путей съезды бывают обыкновенные, перекрестные и сокращенные.

Обыкновенный съезд (рис. 8.6) состоит из двух одиночных стрелочных переводов и соединительного пути длиной с1, укладываемого между корнями их крестовин.

Пер екрестный, или двойной, съезд (рис. 8.7) представляет собой пересечение двух одиночных съездов. Он имеет четыре стрелочных перевода и глухое пересечение, помещаемое между корнями крестовин. Такие съезды укладывают в стесненных условиях, когда для последовательного расположения двух одиночных съездов нет участка достаточной длины.

При устройстве перекрестных съездов, а также в местах, где пути пересекаются, но перевод подвижного состава с одного из них на другой не осуществляется, выполняют глухие пересечения под прямым или острым углом. На магистральных железных дорогах получили широкое распространение глухие пересечения под острым углом с применением крестовин марок 2/9 и 2II1. Эти пересечения состоят из четырех крестовин с контррельсами, из них две крестовины острые и две тупые (рис. 8.8). У прямоугольных пересечений все крестовины одинаковые.

Обыкновенный съезд

х — горизонтальная проекция расстояния между центрами стрелочных переводов; а — расстояние от центра перевода до начала рамных рельсов; Ь — расстояние от центра перевода до торца крестовины; е — расстояние между осями смежных путей; а — угол крестовины; (1 — длина прямой вставки; X — полная длина съезда


Схема глухого пересечения

1 — тупая крестовина; 2 — острая крестовина

Сокращенный съезд применяют при соединении двух далеко отстоящих друг от друга путей для уменьшения общей длины соединения.

Путь, на котором последовательно расположены стрелочные переводы, ведущие на параллельные пути, называется стрелочной улицей. Это устройство дает возможность перемещать подвижной состав на любой из соединяемых путей. Обычно стрелочные улицы объединяют группы путей одного назначения в парки. В зависимости от расположения по отношению к основному пути и угла наклона стрелочные улицы бывают разных видов.

Контрольные вопросы 1. Для чего предназначены стрелочные переводы?

2. Назовите основные элементы стрелочного перевода.

3. Каково назначение крестовинной части стрелочного перевода?

4. Каковы марки крестовин стрелочных переводов, укладываемых на главных, приемоотправочных и прочих путях?

Читайте также: