Гласный звук и буква ии конспект

Обновлено: 07.07.2024

Ход урока

I. Организационный этап.

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

II. Повторение.

- Давайте вспомним, что мы проходили на прошлых уроках.

- На какие 2 группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

- Как определить гласный это звук или согласный? (гласные тянутся, поются, не встречают препятствий во рту; согласные – встречают препятствия)

- Как еще мы называем гласные звуки? (слогообразующие)

- Из каких звуков состоит слияние? (гласный и согласный)

На доске появляется рисунок с изображением предметов (окунь, сом, телефон, микрофон, лук, карандаш)

Посмотрите внимательно на доску. Назовите предметы, которые здесь изображены.

- Оставьте только те слова, в которых есть звук [о], а остальные отложите в сторону.

III. Постановка цели урока.

Физминутка

IV. Закрепление

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на урок. (Появляется на доске Незнайка с конвертом в руках)

- А в руках у него конверт. Сейчас я посмотрю, что же там такое? Это загадки. Он не смог их отгадать и пришел к вам, чтобы вы помогли. Ну, что поможем?

1. Держится подружка за мое ушко,

Век бежит за мной стежкою одной. (иголка с ниткой)

- Как догадались? Для чего нужны иголки? На доске появляется рисунок.

2. Ее всегда в лесу найдешь.

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

- Как догадались? На доске появляется рисунок.

3. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много,

А ниток ни одной. (еж)

- Как догадались? На доске появляется рисунок.

- Вот, Незнайка, мы и отгадали твои загадки. Легкие они оказались. Приноси еще. Незнайка уходит.

Итак, посмотрите на рисунке на доске.

- Сколько здесь разных предметов? (3). Назовите их.

- Как называются слова, когда значений много, а слово одно?(многозначные)

V. Слого-звуковой анализ с опорой на схему.

- Из скольких слогов состоит это слово? (3)

- Почему? (3 гласных звука)

Давайте хором прочитаем это слово.

- Какой слог ударный? (2-ой) Докажите.

- Прочитайте 1-ый слог. (И) Из чего он состоит? (звук)

- Давайте произнесем его? [и]

- Какой это звук? Почему? (гласный. Можно петь, тянуть, не встречает препятствий, образует слог)

Физминутка

VI. Упражнение в слышании звука [и]

- А теперь приготовили ручки немного поиграем. Я буду называть слова, а вы хлопками показывать, есть ли в слове звук [и]

Мишка, лиса, волк, тигр, осы, ива.

VI. Работа с буквой Ии.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? Три.

А какая буква? И!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по обучению чтению.

Тема : Гласный звук [и], буквы И, и

Педагогическая цель : Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии ; развития речи.

Тип урока : Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные): Знают особенности произнесения звука [и], его характеристику; осуществляют наблюдение над значением слов; умеют включать слова в предложения.

Личностные результаты: Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением; логические – характеризуют изучаемый звук.

Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку.

Образовательные ресурсы : Счетные палочки.

I. Организация начала урока.

(Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок)

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

– Проверим готовность к уроку.

(Дети приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.)

II. Речевая разминка.

Игра-сказка. Учащиеся внимательно слушают учителя. Выполняют движения по тексту.

– Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем.

– Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул. Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. Теперь вы, друзья.

III. Постановка учебной задачи.

В узкий глазок вдета тонкая нитка –

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик…

( Иголка.)

– С какого звука начинается отгадка?

– Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами? (Учащиеся совместно с учителем формулируют учебную задачу)

( Познакомиться со звуком [и] и буквой, его обозначающей.)

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29)

– Рассмотрите схему слова иголка.

– Сколько слогов в слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Что вы можете сказать о втором слоге?

– Что вы можете сказать о третьем слоге?

Знакомство со звуком [и] и буквой И

– Еще раз произнесите первый слог.

– Сколько в нем звуков?

– Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты.

Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.

(Учитель показывает карточку с буквами И, и.)

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

– Сколько здесь дощечек?

– И! (Е. Тарлапан)

Буква И наискосок

Сверху вниз его тянула —

К правой ножке пристегнула. (Г. Ванюхина)

– Выложите букву И из счетных палочек

(Учащиеся слушают учителя. Моделируют букву из счетных палочек)

– Прочитайте стихотворение. Найдите слова с буквой И. В каких словах буква И заглавная, в каких – строчная?

(Учащиеся читают стихотворение, находят букву И в словах, называют)

Физкультминутка

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк - волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Работа над схемами слов вишня и ива в электронном приложении к учебнику.

– Кто назовет больше всех слов со звуком [и]?

(Учащиеся называют слова со звуком [и] в начале, середине, конце слова.)

– Определите место звука [и] в слове.

(Учащиеся слышат звук [и] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Наблюдают за особенностями произнесения звука [и])

– Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?

Введение понятия о многозначности слова иголка

– Соотнесите рисунки со схемой. Что вы заметили?

(Учащиеся называют предметы, изображённые на картинках, и делают вывод: одно слово (иголки) может называть разные предметы)

Составление предложения со словом ёжик

– Работа в паре. Придумайте предложение про ёжика.

(Учащиеся предлагают свои варианты предложений о ёжике)

Развитие связной речи. Составление предложений по рисункам

Работа в паре.

Физкультминутка

(Учащиеся ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали,

До лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке,

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнём.

Дальше мы пешком пойдём.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с. 28)

– Расскажите о своем лучшем друге.

– Сколько букв И в пословице?

(Учащиеся отвечают на вопрос учителя. Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение, приводят подтверждение из жизненного опыта. Распознают и находят в пословице буквы И, считают их)

Роль ударения в слове

– Вспомните, какую роль в слове играет ударение?

– Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение?

3. Работа с рисунком (учебник с. 30)

– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Какой предмет можно назвать лишним? Докажите

(Учащиеся обобщают рисунки, классифицируют изображенные орудия труда.)

4 . Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28)

– Кого вы видите на рисунке?

– Опишите, как он одет.

– С кем беседует Иван-царевич?

– Кто обычно в сказках живет
в избушке на курьих ножках?

– Кого ищет Иван-царевич?

– Придумайте предложение к схеме.

– Кто на них изображен?

– Вспомните сказку. Восстановите последовательность событий.

– Озаглавьте каждую часть.

– Придумайте с другом конец сказки.

(Учащиеся рассматривают рисунки. Обнаруживают нарушение последовательности картинок к сказке. Восстанавливают порядок картинок в соответствии с последовательностью событий в сказке. Рассказывают сказку.)

(Учащиеся объясняют, что гласные буквы располагаются на красном фоне. А, О обозначают твердость предшествующих согласных звуков. И обозначает мягкость предшествующих согласных звуков.)

V I. Рефлексивно-оценочный.

– Какому звуку, какой букве был посвящен урок?

– Чему учились на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?

– Спасибо за урок.

(Учащиеся отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для учащихся 1 класса. Предмет: Обучение грамоте и письму.

Тема: Звук и буква Ии.

Цель урока: Познакомить со звуком [и], буквой И и.

Основные понятия: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук, буква.

Формируемые УУД:

Познавательные: осмысление соответствия звука букве.

Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия , учиться быть терпимыми к чужому мнению.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

С какими гласными звуками мы знакомились на прошлых уроках?

Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть звуки [а],[о].(на доске висят картинки : аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а],[о]).Соотнесите картинку и звук.

Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный?

Задание выполняют 2 учащихся у доски, осуществляется взаимопроверка.

Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград.

Речевая разминка

Сегодня на уроке вам будут помогать получать новые знания не только учебник , но и маршрутный лист с заданиями, он у каждого лежит на парте. (Показать лист) Посмотрите внимательно на задание под цифрой один. Давайте пропоем гласные, которые там написаны. Поставьте пальчик где написаны эти слова(показать). Молодцы!

Учащиеся рассматривают маршрутный лист, знакомятся с первым заданием.

Постановка цели и задач урока

Ребята, послушайте внимательно загадку.

Говорят, упрямый он

И не очень то умён,

Но словам таким не верь-

Это очень славный зверь.

Просто любит он покой.

Он задумчивый такой.

А как кричит осел?

Какой новый звук вы слышите?

Подумайте звук [и] гласный или согласный?

Давайте произнесем его.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте?

Звук[о], гласный, безударный.

Познакомимся со звуком [и] и буквой И и.

Работа по теме урока

Знакомство с буквой И

Какая это буква? Гласная или согласная? На что похожа буква И?

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик …

Сколько слогов в слове И-ГОЛ-КА

Какой первый слог?

Какой звук в первом слоге -и?

Он согласный или гласный? Ударный или безударный?

Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.

У каких растений есть колючие иголки?

У какого животного есть иголки?

А у какого дерева есть иголки? Молодцы!

Учащиеся открывают учебник и рассматривают как выглядит печатная буква И заглавная и строчная.

Печатная заглавная и строчная буква Ии

Гласный звук, безударный, так как на него не падает ударение.

Кактус, роза, шиповник, малина .

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Учащиеся выполняют соответствующие действия

Закрепление изученного материала

Работа по маршрутному листу

Ребята, а теперь посмотрите еще раз в свои маршрутные листы- помощники. Найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик, чтобы знать, где начать работать. Прочитайте стихотворение Валентина Берестова Ивы. А теперь возьмите в руки красный карандаш и подчеркните в стихотворении все буквы И, которые найдете. Сколько всего букв И вы нашли? В каких словах? Прочитайте. Молодцы!

А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова и если вы услышите звук [и], то хлопаете, а если звука [и] нет, то топаете.

Липа, ива, аист, грач, ирис, лето, слива. Молодцы! Вы справились с заданием.

Чтение буквы И.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

-Сколько здесь дощечек?

Посмотрите еще раз в свои маршрутные листы. Найдите задание под цифрой 3. Поставьте пальчик.

Давайте все вместе прочитаем буквы И с различной интонацией.

Учащиеся ставят палец, где задание номер 2.

Читает читающий ученик, остальные слушают.

Учащиеся ищут буквы и, подчеркивают их.

Всего 6 букв и. Читают слова с буквой И: ивы(2 раза), красивы, шепнули, стоим, красивою.

Учащиеся выполняют действия в соответствии с заданием.

Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились? А с какой буквой? Буква И ,гласная или согласная? Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было легко работать, то возьмите в правую руку солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать , то возьмите в правую руку тучку. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

Ц: знакомить с буквой Ии; закреплять знания по подготовке детей к обучению грамоте.

З: познакомить со звуком [и] и его буквенным обозначением, продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове, закреплять умение дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок; развивать фонематический слух, внимание, память; воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.

Методы и приё мы:

Словесные (беседа по вопросам, загадывание загадок, рассказ воспитателя)

Стимулирующий (похвала, одобрение)

Практический (продуктивный)

Игровой (дидактическая игра, динамическая пауза)

Наглядный (рассматривание наглядного материала, показ)

Инд. раб: закреплять умение детей давать характеристику звуку с Марком, Ксенией, Ритой.

В: В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

И играем и поем,

Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)

-Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет-сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло-превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].

Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.

-Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между

верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)

С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)

Рассаживаетесь за столы.

Внимание на экран. (Сюрпризный момент) Слайд 2

В: Ребята, поможем клоунам?

Д: Да, конечно. Слайд 3

I. В: Чтобы узнать первое слово надо отгадать загадки.

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).

- Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы- эти звуки мы произносим отрывисто).

- А все согласные звуки как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).

- Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш, Ж, Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч, Щ, Й).

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

II. А на второй карточке написан рассказ.

(Воспитатель рассказывает историю, выделяя звук [и].)

Артикуляция звука. ( Вопросы и ответы:)_

- Как звали мальчиков? (И-и-и-горь и Ти-и-и-ма)

- Как звали птицу? (иволга)

- Какую пела песню иволга? (И-и-и.)

- Какой звук в этих словах слышали? (и)

-Давайте вместе произнесем звук.

-Как вы думаете, это гласный или согласный звук? Почему?

Знакомство с образом буквы.

Две палочки прямые,

Меж ними ремешок.

Он снизу вверх направо

На что похожа буква И?

Давайте нарисуем букву И в воздухе.

А теперь возьмите палочки и напишите из них букву И. У буквы И поясок наискосок. Нужно взять две палочки и положить их вертикально на расстоянии друг от друга, а потом соединить их палочкой, которая идет с лева на право по диагонали.

Каким цветом обозначим звук [И]? Почему? (на доске)

Какие продукты мы не купили? (сыр, сок, капуста, масло).

IV. Звуковой анализ слова гуси

- Сколько всего звуков в слове гуси? (четыре).

- Какой первый звук? (Г). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, звонкий, отмечем синей фишкой).

- Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове гуси два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Назовите первый слог (гу, второй слог (си).

- Какой слог ударный в слове гуси? (гу).

V.Составьте предложение, согласно схемам. Слайд 9

1. Девочка гуляет.

2. Девочка гуляет с собакой.

3. Девочка гуляет с собакой под зонтом.

4. Девочка гуляет с собакой под красным зонтом.

5. Девочка гуляет с веселой собакой по лужам под красным зонтом.

Мы можем открыть следующую карточку. Слайд 10

Что мы ставим в конце предложения? (точку)

Как вы понимаете эту пословицу?

На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются. Слайд 11

В: посмотрите, клоуны очень рады и благодарны, что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!

Ребята, я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного. Слайд 12

А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.

Теперь приглашаю всех в круг

Собрались все вмести в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

До новых встреч!

Прикреплённые файлы:

Читайте также: