Гигиена нервной системы план конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

К центральным системам регуляции относятся: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная. Нервная система — совокупность различных структур нервной ткани, которые регулируют деятельность всех органов и систем организма, осуществляют связь органов между собой и организма в целом с внешней средой.

Нервная система осуществляет нервную регуляцию функций организма, участвуя в поддержании гомеостаза; обеспечивает психические процессы (обучение, речь, память, мышление и др.), позволяющие не только познавать, но и менять внешнюю среду.

Нервная клетка. Нервные волокна

Нейроны делятся на:

  • чувствительные (рецепторные, афферентные), которые передают возбуждение от рецепторов в центральной нервной системе (ЦНС);
  • вставочные (промежуточные), которые передают возбуждения в пределах ЦНС, соединяют нервные клетки между собой, составляют основную массу ЦНС;
  • двигательные (эффекторные, эфферентные), которые передают импульсы на рабочие органы.

Скопления тел нейронов за пределами ЦНС называются нервными узлами. Нервы — это выходящие за пределы ЦНС и дающие многочисленные ответвления ко всем органам пучки нервных волокон, заключённые в общую соединительнотканную оболочку. Их делят на чувствительные, двигательные и смешанные.

Нервные окончания — это терминальные (концевые) части нервных волокон. Чувствительные нервные волокна заканчиваются в органах рецепторами, воспринимающими раздражения из внешней или внутренней среды организма, преобразующими их в нервное возбуждение, а затем передающими его в ЦНС. Двигательные нервные волокна заканчиваются эффекторами, передающими возбуждение на рабочий орган (мышцу, железу).

Синапсы — специализированные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования нервного импульса. В синапсе различают пресинаптическую часть (окончание аксона), синаптическую щель и постсинаптическую часть (участок нейрона, мышечной или секреторной клетки). Передача сигнала осуществляется электрическим (электрические синапсы), гуморальным (химические синапсы,, более распространённые) механизмом или их сочетанием. В химических синапсах пресинаптическая часть содержит синаптические пузырьки с медиаторами (норадреналин, ацетилхолин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота и др.). Приходящий нервный импульс вызывает возбуждение пресинаптической мембраны и вызывает высвобождение медиатора. Попавший в синаптическую щель медиатор достигает постсинаптической мембраны, вызывает в ней образование импульса. Через синапсы нервные импульсы передаются только в одном направлении.

Нервная система Основные принципы. Нервные волокна

Схема. Нервная система человека. Основные принципы

Регуляторная деятельность нервной системы основывается на рефлексах.

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой. Рефлексы важны для поддержания функциональной целостности организма и постоянства его внутренней среды (гомеостаз), они также обеспечивают эффективное взаимодействие организма с внешней средой. Рефлексы делятся на безусловные (врождённые, генетически закреплённые) и условные (индивидуально приобретённые).

рефлексы

Осуществление рефлекса связано с рефлекторной дугой — путём, по которому проходит возбуждение при рефлексе. Рефлекторная дуга состоит из рецептора (нервного окончания, воспринимающего раздражение); чувствительного нервного волокна (передаёт импульс от рецепторов в ЦНС); расположенного в ЦНС нервного центра (совокупность вставочных нейронов, обеспечивающих переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные); двигательного нервного волокна двигательных нейронов (передают импульс от ЦНС к рабочим органам); рабочего органа (мышцы, железы и др.) Обязательным условием осуществления рефлекса является целостность всех отделов рефлекторной дуги.

Строение нервной системы

Анатомически нервная система подразделяется на

    , которая состоит из головного и спинного мозга; , которая образована нервами и нервными узлами.

строение нервной системы

Функционально нервная система делится на:

  • соматическую, иннервирующую поперечнополосатые мышцы и органы чувств; , иннервирующую внутренние органы.

вегетативная НС строение

Практически все функции нервной системы осуществляются путем взаимодействия процессов возбуждения и торможения. Как правило, возбуждение в одних центрах сопровождается торможением в других, и наоборот. Торможение выполняет защитную роль, предохраняя нервные клетки от перенапряжения и разрушения. В здоровом организме эти процессы четко согласованы и обеспечивают оптимальное функционирование организма. Однако даже у здоровых людей любая форма деятельности через определенное время неизбежно приводит к утомлению. Утомление — это временное понижение работоспособности организма, которое связано, прежде всего, с изменениями в центральной нервной системе. Утомление, как правило, сопровождается возникновением чувства усталости. Оно может проявляться даже утром на первом уроке в школе или во время пребывания дома. Причиной утомления может быть плохой ночной сон или однообразие и монотонность выполняемой работы. Первый признак утомления — общее двигательное беспокойство, которое со временем переходит в вялость и сонливость.

Хроническое (длительное) утомление приводит к переутомлению. При этом нарушаются восприятие, память, внимание, возможно появление головных болей, бессонницы, снижение аппетита. Переутомление ослабляет регулирующую функцию нервной системы и может спровоцировать возникновение ряда заболеваний: психических, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, кожных и т. д.

Благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы создаются при правильном чередовании труда, отдыха и сна. Бодрое настроение, интересная работа вызывают положительные эмоции, делают труд менее утомительным. Физическая усталость и нервное утомление исчезают при переключении с одного вида деятельности на другой. Этот факт был доказан русским физиологом И. М. Сеченовым и является одним из ведущих способов эффективного восстановления работоспособности.

Непоправимый вред нервной системе наносят курение, употребление наркотиков и алкоголя, вдыхание токсических веществ. Алкоголь вызывает хроническое угнетение нервной системы. Хотя токсичность этилового спирта несравнимо ниже, чем цианистого калия, человек, употребляя спиртные напитки, получает столько яда, что от отравления страдают все его органы и системы. Продукты неполного окисления этилового спирта попадают в мозг и нарушают деятельность нейронов, вплоть до их гибели. В организме происходят необратимые процессы, которые изменяют личность, приводят к развитию слабоумия.

Попавший в организм алкоголь выводится не сразу, а спустя несколько суток. Поэтому люди, ежедневно употребляющие даже слабоалкогольные напитки, почти не выходят из состояния хронического отравления. Доказано, что систематический прием, например, пива таит в себе опасность развития тяжелого заболевания — пивного алкоголизма. Алкоголизм характеризуется состоянием, при котором человек испытывает непреодолимую тягу к постоянному приему спиртного. Это состояние проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией.

Не менее вредное влияние на нервную систему оказывают токсические вещества и никотин. У подростков они могут вызывать слабость, головную боль, тошноту, потливость, мышечные боли.

Алкоголь, никотин, токсические вещества разрушают не только центральную, но и периферическую нервную систему. Извращается чувствительность тела, ослабевают или вовсе исчезают многие рефлексы. В критических ситуациях может наступить паралич.

Нервная система осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных реакций. Она регулирует и координирует все функции организма в его взаимодействии со средой. Основным структурным и функциональным элементом нервной системы является нейрон. Нейроны, объединенные между собой синапсами, способны передавать возбуждение от одной клетки к другой. Нейрон может находиться в двух состояниях: покоя и активности. Эти состояния нейрона определяют возможность передачи информации от одной нервной клетки к другой.

Наиболее простым функциональным объединением нейронов является рефлекторная дуга. Она служит основой всех ответных реакций организма на внешние воздействия или изменения его внутреннего состояния. Контроль над работой сердца, внутренних органов и пищеварительных желез осуществляется симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы.

Головной мозг, включая кору больших полушарий, осуществляет оценку поступившей информации. Он формирует управляющие деятельностью организма команды, направленные на решение биологических и социальных задач (постоянство внутренней среды и поведение соответственно).

Таким образом, высшим регуляторным отделом нервной системы является головной мозг. Именно под его контролем осуществляется работа внутренних органов и поведение человека.

Нервы, нервы
Разгулялись, однако, они на Руси
- Первый я! Нет, я - первый!
И в магазине и на стоянке такси
Словно пропасть меж людьми
Даже если вместе, рядом
«Что вы претесь? Что вы орете?
А вы.

Это самая обычная ситуация, которая встречается каждый день. Она может послужить началом многих нарушений в организме человека и даже привести к гибели. Как же это происходит? Чем мы можем помочь в таких ситуациях себе и окружающим? Как избежать таких нарушений нервной системы? Решить эти и другие вопросы - задача нашего урока.

Тема урока: ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Сегодня у нас лекция. План лекции на доске,он поможет нам сориентироваться, а затем суметь правильно и последовательно изложить материал, о котором сегодня пойдет речь. Записываем мы его по ходу урока.

ПЛАН

Вопросы плана

Краткая запись

1. Деление Ц.Н.С. на отделы.

2. Составные части рефлекторной дуги.

II. Виды нарушений работы нервной системы человека

а) фазы стресса;

б) особенности дистресса;

III. Проблема самоубийства, психологический кризис.

I. Итак, во-первых, на что я хочу обратить ваше внимание - это запись на доске:

Это данные социологического исследования. Из этого мы можем сделать только такой вывод, что нашим здоровьем мы можем управлять сами. Ну, а при помощи чего (?) - конечно нервной системы. Мы на предыдущих уроках говорили и знаем, что вся нервная система делится (?)

https://urok.1sept.ru/articles/312019/img1.jpg (24850 bytes)

II. 1. Переходим ко второму вопросу плана.

а) состояние тревоги, возбуждения (не напишу!), это связано с выбросом адреналина в кровь (какая железа?) Это и есть первая фаза стресса. (запись в тетрадях).

б) затем, проходит немного времени и вы уже успокоились, почувствовали уверенность в себе (или сориентировались у кого можно списать). Это наступила вторая фаза стресса - организм приспособился к условиям более высокого уровня, что и привело к решению проблемы, в данном случае - решение неожиданной контрольной (запись в тетрадь).

Возник такой вопрос – нужно ли избегать стресса. НЕТ! Давайте представим, если человека уложить в постель с целью предупредить мышечное перенапряжение, то мышцы начнут атрофироваться. Так и с нервной системой. Стрессом мы тренируем свою нервную систему, готовим к более сложным испытаниям, подстерегающим нас в реальной жизни. Только нужно помнить, что стрессовое состояние необходимо вовремя снять. А как это сделать? Еще в древние времена, когда люди начали страдать от стрессов, чтобы выжить, им пришлось изобрести - СМЕХ. Это удивительный переключатель с отрицательных на положительные эмоции. Кроме СМЕХА также снятию стресса способствует СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА, ОБЩЕНИЕ С ДРУГОМ, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ С ОДНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДРУГОЙ. Вот вам и оказание первой помощи себе и тому человеку, который сам не может выйти из стрессовой ситуации. (Кто желает узнать на сколько он подвержен стрессу, на перемене подойдете, возьмете тест и проверите себя). Итак, стресс практически не страшен для нас. Нужно бояться затянувшегося отрицательного стресса, переходящего в дистресс (слово на словарном стенде). ДИСТРЕСС - это ИСТОЩЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, СОПРОВОЖДАЕТСЯ СИЛЬНЫМ УТОМЛЕНИЕМ, БОЛЬЮ, СТРАХОМ (запись в тетрадях). В данной ситуации помочь человеку может только врач- невропатолог (слово на словарном стенде) и психотерапевт (слово на словарном стенде). Как же избежать дистесса ? Необходимо вовремя выйти из стрессовой ситуации. Как это сделать мы уже говорили. Повторяем и записываем в тетрадях (смотрите выше).

2.Переходим ко второму пункту плана. Если человек долго находится в состоянии нервного напряжения, у него возникает такое заболевание нервной системы как:

III. Иногда из такого состояния человек не может найти выхода. И тогда возникает мысль о самоубийстве. Эта мысль появляется не сразу, не вдруг. Все отрицательное постепенно накапливается, требуется разрядка, выход, а его нет, тогда человек и решает покончить сразу со всеми проблемами - лишив себя жизни.

Такая ситуация чаще возникает у подростков, т.к. у них еще недостаточно зрелая нервная система. Именно в этом возрасте (15-22 г) чаще всего отказывает психологическая защита. Здесь самое главное спокойно и правильно реагировать на происходящие события, не усматривать трагедии в пустяковой неприятности. Примеры приводить не буду, вы сами их знаете, слышали от кого-нибудь. Подростки лишая себя жизни хотят сделать больно своим близким, не понимая того, что лишают себя самого дорогого что есть у человека - жизни. Они думают, что только попугают и останутся живы, т.к. их вовремя спасут. Но не всегда помощь приходит вовремя. Так стоит ли рисковать?

Проклятье века – эта спешка,
И человек, стирая пот
По жизни мечется как пешка
Попав затравлено в цейтнот
Остановись на полдороги,
Доверься небу, как судьбе,
Подумай, если не о боге,
Хотя бы просто о себе.
Под шелест листьев обветшалых,
Под хриплый паровозный крик
Пойми: забегавшийся жалок,
Остановившийся - велик.
Когда тебя толкает злоба
К забвенью собственной души,
К бесчестью выстрела и слова,
Не поспеши, не соверши,
О человек, чье имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись, остановись.

Остановитесь, оглянитесь вокруг себя, не перешагните через жизнь человеческую. Разберитесь во всем, прежде чем принимать какие-то решения. Я думаю, что все вы останетесь людьми здоровыми и физически и морально, сумеете помочь и себе и нуждающимся в помощи людям.

1. Что же вы взяли для себя с этого урока?

2. Что вам понравилось?

3. Чем вы могли бы поделиться с друзьями?

На сколько вы подвержены стрессу?

Очень часто – 2 балла

Никогда – 5 баллов

1. Не менее одного раза в день ем горячую пищу.

2. Сплю по 7-8 часов в сутки.

3. От общения с людьми получаю удовольствие.

4. Я могу положиться на своих родственников.

5. Моя кожа часто бывает сухой.

6. Воздерживаюсь от курения.

7. Мой вес соответствует моему желанию.

8. Интенсивно занимаюсь физкудьтурой.

9. Воздерживаюсь от спиртного.

10. Моя зарплата меня устраивает.

11. Я активно общаюсь со своими друзьями и знакомыми.

12. У меня есть друзья, с которыми я могу поделиться тайнами.

13. Чувствую себя здоровым человеком.

14. Могу поговорить о своих переживаниях, даже будучи в расстроенных чувствах.

15. Со своими соседями беседую по поводу всех житейских проблем.

16. Люди слышат от меня шутки.

17. Днем у меня бывает свободное время.

18. Воздерживаюсь от крепкого кофе (чая).

19. Мне удается организовать свое время.

20. Обращаюсь к своим друзьям за советом.

1. Свыше 30 до 50 - в определенной степени подвержены стрессу.

2. 50 баллов и выше до 75 - вам следует взяться за приемы психической саморегуляции, не забывайте про укрепление физического здоровья.

3. 75 и выше - вы на грани срыва необходимо обратиться к врачу-психотерапевту.

5-ти бальная система по ПАРАМЕТРУ УРАВНОВЕШЕННОСТИ

Проверка силы ВОЗБУДИМОСТИ

3. Склонность к риску.

7. Готовность идти навстречу трудностям.

8. Уверенность в себе.

9. Внутренняя собранность.

Из полученных данных выведите средний балл (сложите баллы, разделите не число вопросов)

По этой же методике определите

силу ТОРМОЖЕНИЯ

5. Умение выслушивать обвинение.

6. Собранность в ожидании обвинения.

7. Склонность к недоверчивости.

8. Умение хранить тайну.

9. Умение сдерживаться.

10. Умение соблюдать установленные правила.

Выведите средний балл и сравните полученные данные. Если сила возбудимости преобладает над силой торможения на 0,3 и более, то этот тип-возбудимый. Если наоборот (сила торможения преобладает больше, чем 0,3 балла силу возбуждения), то у вас ТОРМОЗНОЙ тип.

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК - бесплатно без регистрации

Задача урока: на основе повторения материала о значении нервной системы в организме выяснить основные правила ее гигиены.

Учитель рассказывает об опытах ученицы И. П. Павлова М. К. Петровой над собаками. У части собак вызывалось постоянное перенапряжение нервной деятельности, это привело их
к преждевременному старению и более ранней смерти. Контрольные же собаки, которые вели нормальный, активный образ жизни, жили долго. Учащиеся подводятся к выводу о значении для всего организма охраны нервной системы от утомления и переутомления. Теперь учитель останавливается на защитной роли торможения, охраняющего нервную систему. Для выяснения правил гигиены физического труда ставятся следующие вопросы: почему однообразная работа способствует быстрому наступлению утомления? Какое значение для преодоления быстрого утомления имеет ритм и в чем может выражаться рационализация труда у рабочего за станком? Какой должна быть производственная гимнастика для сборщиц часов? Чем полезна смена физического труда и умственного? Каким должен быть режим дня для учащегося VIII класса? Укажите, какое имеет значение выполнение режима дня. Что должно быть обязательно предусмотрено в правильном режиме дня? Учитель, если это будет возможно, использует примеры из жизни учащихся данного класса.

Коснувшись вопросов, которыми занимается физиология труда,— влияние обстановки труда, рационализация движений, смена движений, учитель обращает внимание учащихся на большую роль интереса к работе. При большой заинтересованности у человека повышается возбудимость коры, особенно тех участков, которые активно участвуют в данной деятельности. Другие участки при этом сильно тормозятся, и поэтому работа выполняется быстрее и лучше. Наступление утомления при этом происходит медленнее.

При обсуждении вопроса об отдыхе учитель останавливается на видах активного отдыха и его значении, используя примеры из биографии выдающихся людей. В последней части урока учитель в яркой форме, используя таблицы, раскрывает вред алкоголя и никотина, приносимый нервной системе и всему организму.

Читайте также: