Героические былины добрыня и змей алеша попович и тугарин змеевич святогор богатырь конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 559 0

Методическая разработка урока литературы

Аннотация к работе:


Тип урока: урок-экскурсия с использованием композиционных слайдов и фотовыставок

Тип обучения: наглядно-иллюстративный,

Цель урока: Показать былину как жанр УНТ , на примере былинных богатырей поговорить о любви к Родине, показать роль защитников земли русской посредством заочного путешествия по страницам былин в созвучии с живописью русских художников.

пробудить интерес к былинам , к истокам русских богатырей на земле русской

развивать наглядно-образное мышление и способность к утонченному вкусу, способность понимания созвучия живописи с внутренним миром героя произведения ; осмысление роли образно-знаковой системы языка с ее идеями в сознании человека

формировать навыки бытовой культуры человека, приобщать к шедеврам русской культуры, к русской истории

Методы и формы обучения:

- вводная беседа по предложенной теме высказывания

- рассказ по иллюстрации, по материалам экспозиций с выставок

- экспозиция русских былин

Инновации: работа в малых творческих группах , консультации творческого подхода к вопросу, теме, работа в парах, игровые моменты с использованием ИКТ, выявление локализации индивидуальных затруднений, обобщение форм затруднений с проговариванием во внешней речи.

1.Защитники земли русской

5.Илья Муромец- былинный богатырь

6. Из былины «Илья Муромец и Соловей -разбойник

7.Заключение. Просмотр презентации

Средства художественной выразительности. В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Добрыня Никитич – популярный герой былин киевского цикла. Этот герой-змееборец родился в Рязани. Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. Основные былины, связанные с именем Добрыни: Добрыня и змей, Добрыня и Василий Каземирович, Бой Добрыни с Дунаем, Добрыня и Маринка, Добрыня и Алеша.

3. Образы богатырей русских.

работа в группах: составить согласно сюжетной линии рассказ по предложенным темам с учетом поиска т преобразования информации по тексту произведения.

Словесный портрет богатыря Ильи Муромца и его поход в стольный Киев-град

Словесный портрет героя-богатыря Алеши Поповича и Тугарина-змея

Привести примеры из текста по описанию поступков богатыря, , также выявить черты сходства и различия в созвучии с внешним обликом богатырей

Устное словесное рисование:

Узнайте богатыря, расскажите о его подвигах.

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образы былинных богатырей. Героические былины Учитель русского языка и литер.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образы былинных богатырей. Героические былины Учитель русского языка и литер.

Образы былинных богатырей. Героические былины Учитель русского языка и литературы Якимова М.В.

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции.

Виды былин героические (их еще называют богатырскими, в их основе – богатырск.

Виды былин героические (их еще называют богатырскими, в их основе – богатырский подвиг социально-бытовые (в них тоже речь может идти о богатырях, но не о подвигах, а о жизненных ситуациях).

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитры.

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и си.

Ученые классифицируют богатырей на старших и младших. К старшим богатырям от.

Ученые классифицируют богатырей на старших и младших. К старшим богатырям относятся Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович , Дунай Иванович и др. К младшим относятся Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще.

Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще прозывают

Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских бы.

Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного.

Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну

 Алеша Попович

На пиру у князя Владимира Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжеск.

На пиру у князя Владимира Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский - от тягот- податей неимоверных

 Илья Муромец

Хлеба ест по три калачика, пьет на три медных пятачка. Однако побеждает всег.

Хлеба ест по три калачика, пьет на три медных пятачка. Однако побеждает всегда, во всех боях да схватках. Ему в бою смерть не писана.

ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ В образе древнерусского богатыря вопло.

 Микула Селянинович

Есть былины о Микуле Селяниновиче, пахаре, крестьянине, что пахал землю-мату.

Есть былины о Микуле Селяниновиче, пахаре, крестьянине, что пахал землю-матушку, растил хлеб и кормил людей

 Садко

 Садко



 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 803 человека из 78 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 437 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.09.2020 2340
  • PPTX 3.1 мбайт
  • 460 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Якимова Марина Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

На горах ли, горах ли да окатистых,
На крутых горах да желтых песках,
Да там стоял шатёр, нов да белополотнян.
Да как в том шатре новом белополотняном
Тут стояли могучие богатыри
Да берегли - стерегли стольно Киев-град

Богатыри - герои, захватывающие дух поединки, необыкновенный и чарующий язык - всё это незабываемый и родной эпос, мир русской былины. Наши предки, восточные славяне, селившиеся с незапамятных времён по степям, лесам Западной Европы, вели жизнь , полную лишений и опасностей. Им приходилось бороться не только с суровой природой, но и с воинственными соседями: половцами, печенегами. Кочевники безжалостно разоряли селения, забирали в полон женщин и детей, жгли храмы. Страшные потрясения, трудные испытания не могли не взволновать поэтическую душу народа, самые талантливые его представители не остались в стороне от важнейших исторических событий. Они создали героические песни - былины.

2. Реализация домашнего задания по группам

Представление былины "Илья Муромец и Идолище" по заранее предложенному плану:

А) Своеобразие зачина былины (представление героев былины, времени и места действия, завязка действия).

Б) Как изображён в былине Идолище, враг князя Владимира?

"Царище неверный ", "идолище поганое ", "корова обжорливая", враг коварный и беспощадный.

"Я ведь выжгу Киев-град, церкви божии, займу палаты белокаменны, пущу в палаты только Апраксеюшку, а Владимир-то князя я на кухню пошлю"

В) Каков богатырь Илья Муромец?

(Слайд с изображением репродукции картины М. Врубеля "Богатырь")

Удалой добрый молодец, могучий, умный и предусмотрительный, незлопамятный, забывает личную обиду ради общего дела: "Не тужи ты теперь, да красно солнышко! Я теперь тебя из неволюшки повыручу". "Он рубил - то силу татарскую, рубил силу татарскую, басурманскую: он избил, изрубил всю силу великую!" Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине человека. Служение народу русскому, отстаивание его чести, защита справедливости - вот смысл его деяний.

Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алёша Попович, Сухман, Дунай-сват и другие. С большой любовью рассказывают былины о славном богатыре Добрыне Никитиче.

Представление былины "Добрыня и Змей" по плану

А) Что мы узнаём о Добрыне Никитиче в зачине? Какие средства художественной выразительности используются при описании богатыря?

Спородила Добрыню родна матушка,
Возрастила до полного возраста;
Стал молоденький Добрынюшка Никитич
На добром коне во чисто поле поезживать,
Стал он малых змеёнышей потаптывать!

Постоянные эпитеты "родна матушка", "добра коня", "чисто поле" помогают создать особый былинный поэтический мир. Язык былин с их помощью достигает необыкновенной точности, глубины. Даже суффиксы играют большую роль в выражении отношения к персонажам. Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждаются любимые герои: Добрынюшка, матушка, Забавушка, Алёшенька. Уничижительными - их противники: Змеище, Идолище. Молод Добрыня, это его первый подвиг, но он истинный богатырь. Об этом свидетельствует его бой со Змеем.

Б) Выразительное чтение эпизода первого боя Добрыни со Змеем. ( Необходимо учитывать особенности былинного тонического стиха: первое ударение падает на третий слог с начала строки, а второе ударение на третий слог с конца строки).

- Почему Добрыня пошёл на соглашение со Змеем?

Доверчив Добрыня, не учитывает коварства врага, способен на великодушный поступок.

- Как рисуется сила и удаль богатыря?

С одного удара повержен враг, "на сыру- то землю пал - во ковыль траву! Добрыня - "смелый и сноровистый" воин.

В) В чём смысл подвига Добрыни?

"И убил Добрынюшка Змеища-то Горынища!
А и брал он Забавушку Путятичну за ручушки за белые,
Да повёл её из нор змеиных;
Говорил Добрыня таковы слова:
"Ай вы полоны, да все русские!
Выходите-ка из нор вы из змеиных,
И ступайте-ка да по своим домам!"

Богатырь любит свою землю, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от унижения, жизни в неволе.

Представление былины "Алёша Попович и Тугарин"

Часто богатырь стоит перед выбором (по какому идти пути) и останавливается на труднейшем, выбирает дорогу, на которой ждут его враги, дорогу подвига. Судьба богатыря - идти по предуказанному пути, спасая людей и устанавливая мир.

А) Как представлен Алёша Попович в Зачине былины?

Говорит тут удалый добрый молодец:
"Меня зовут Алёшей да Поповичем,
Сын я попа Леонтия Ростовского

Алёша Попович - младший из славной когорты русских богатырей. Его отличительные черты - ловкость и хитрость.

"Чудо поганое", "Тугарин Змеевич", "вышина у собаки трёх сажень, ширина у собаки ведь двух охватов", "промеж глаз его да калена стрела". Он бросает вызов Алёше Поповичу на бой: "Ты будь-ка, Алёша, со мной на поле!" Богатырь смело принимает решение биться с врагом.

В) Выразительное чтение эпизода боя Алёши Поповича с Тугарином

- Какую роль в этом эпизоде играют повторы?

Задают напряжённый ритм повествованию, подчёркивают стремительность происходящего события. Кажется, что бой только начался, а Алёша Попович уже поверг врага: "Он махнул шалыгой подорожною по Тугариновой по буйной голове - покатилась голова с плеч, как пуговица, свалилось трупьё да на сыру землю!"

3. Обобщение и вывод по прочитанным былинам

(Слайд с изображением репродукции картины В. В. Васнецова "Богатыри")

Через века пронесла народная память великие подвиги наших предков. Былины о богатырях возбуждали в народе надежды и героический дух, веру в возможность одолеть любого врага, готовность к борьбе за свою землю.

Что спасибо вам, удалы добры молодцы.
Послужили вы верой правдою,
Верой - правдою за Отечество!

4. Домашнее задание: подготовить пересказ наиболее понравившихся эпизодов из былин, проиллюстрировать их.

Дополнительный материал (краткая справка о художнике В. В. Васнецове, написавшем картину "Богатыри".)

Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. "Я жил среди мужиков и баб, слушал их песни и сказки: Отец привил нам любовь к русской старине, народу". В глуши вятских лесов зародилась страстная привязанность будущего художника к русской сказке и эпосу. Рисовать начал рано, под руководством гимназического учителя рисования Н. А. Чернышёва. В 1868 году был принят в Академию художеств. Несмотря на нужду, с увлечением занимался любимым делом: рисовал с натуры, создал первые жанровые картины. В семидесятые годы принимает решение "начать новый жанр". Эпос, народная поэтика всё более привлекают к себе, одна за другой появляются картины, прославившие имя художника на весь мир. Среди них особенное место занимает картина "Богатыри".

"Дива былинные"- мероприятие для 7 класса, материал которого может использоваться фрагментарно на уроках при изучении былин или как внеклассное мероприятие. Данный материл создаёт целостное представление об истории развития жанра, позволяет проявить творческие и исследовательские навыки учащимся.

ВложениеРазмер
"Дива былинные" 24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Дива былинные.

Игра – путешествие по русским былинам (7 класс).

Цель. Приблизить учащихся к научному осмыслению проблемы, познакомить их с теоретическими разработками в области народного эпоса. Показать возможность применения полученных знаний на новом уровне.

Эстетическое воспитание учащихся, формирование умения понимать произведения литературы, музыки, живописи во взаимодействии и взаимовлиянии.

Оборудование. Выставка репродукций картин русских художников, аудиозаписи музыкальных произведений, декорации для инсценировки, книжная выставка.

На наших уроках мы рассказывали сказки, отгадывали загадки, раскрывали смысл пословиц и, конечно же, знакомились с былинами. Сегодня мы расширим круг наших знаний об этом виде устного народного творчества, посмотрим, как учёные систематизируют былины.

Далее урок строится как беседа, в которую включены выступления учащихся.

Учитель. Вначале мы вспомним, что такое былина? (ответы учащихся). Да, это героико-патриотическая песнь о богатырях и подвигах. Всего былин больше ста. Пришли они к нам из времён дальних, передавались из уст в уста. Сейчас вы услышите, кто сберёг былины для нас и кто их сказывал.

Ученики. 1. О собирателях былин.

2. О сказателях былин.

Учитель. Ребята, кто является главным героем любой былины? А можете вы предположить, сколько всего существует былинных героев? (ответы учащихся). Да, о некоторых из них мы слышали на уроках. Но на самом деле их гораздо больше. Предполагают, что когда-то в самих былинах существовал поимённый список богатырей. Всех их сказители могли собирать при описании почётных пиров и богатырских застав.

Ученик. Такая попытка была сделана сказительницей Федосьей Емельяновной Чуркиной в 1901 г.

Кабы триццеть-то было богатырей со богатырём:

Атаманом-то – стар казак Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Подутоманьём Самсон да Колыбанович,

Да Добрыня-то Микитич жил во писарях,

Да Олёша-то Попович, жил во поворах,

Да и Мишка Торопанишко жил во конюхах,

Да и жил тут Василей сын Буслаевич,

Да и жил тут Васинька Игнатьевич,

Да и жил тут Дюк да сын Степанович,

Да и жил тут Пермя да сын Васильевич,

Да и жил Родивон да Превысокие,

Да и жил тут Микита да Преширокие,

Да и жил тут Потанюшка Хроменькой,

Затем Потык – Михайло сын Иванович,

Затем жил тут Дунай да сын Иванович,

Затем жил тут Дунай да сын Иванович,

Да и был тут Чурило блады Пленкович,

Да и был тут Скопин сын Иванович,

Тут жили два брата два родимые,

Да Лука, да Матвей дети Петровыя…

Учитель. Полного же поимённого списка былинных героев нет. Но его вполне можно составить, выстроив в ряд самых главных действующих лиц русского былинного эпоса. Это мы и попытаемся сделать. Начнём наш разговор с древнейших былинных образов или старших богатырей. Послушайте их имена.

Ученик. Святогорх Волх Всеславович, Михайло Потык (его жена Марья лебедь белая), Вольга, Микула Семенинович.

Учитель. Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре, или Колыване, как его ещё прозывают.

И был тот святогор-богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее.

Конь под Святогором по колено проваливался, земля-матушка под ним прогибалась

И народ стал забывать его. Нужен народу такой богатырь, чтоб землю Русскую защищал, неправду не терпел, за обиженных вступился, а силой чуть больше человеческой обладал.

Ученик. Пересказ былин.

Учитель. Мы с вами перешли к следующему былинному циклу – героические былины

Как вы, ребята, думаете, кто кроме Ильи Муромца являются главными героями русского эпоса? (ответы учащихся). Да, это Алёша Попович и Добрыня Никитич. А ещё в былинах героического цикла звучат следующие имена…

Ученик. Василий Казимирович, Суровен Суздалец, Василий Игнатьевич, Сухматий (Сухман), Королевичи из Кракова (Петрой Петрович и Лука Петрович), Михайло Дородович и Фёдор Дородович, Данило Игнатьевич, Ермак-богатырь, Михайло Петрович (Козарин), Калика-богатырь, Авдотья Рязаночка, Василиса Микулична.

Учитель. Так как сюжеты героических былин наиболее известные, мы проведём викторину, в которой каждый из вас может принять участие.

1. Почему Илью Муромца прозвали Ильёй Муромцем?

2. Кто, кроме Ильи Муромца, является главными героями русского эпоса?

3. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет?

5. Почему Алёшу назвали Поповичем?

8. Какие былины не о воинских подвигах вы знаете?

10. Какие реальные исторические места и лица упоминаются в былинах?

Учитель. Я думаю, ребята, что вы заслужили звание знатока былин. Ну а кто затрудняется найти ответы на некоторые вопросы может внимательные перечитать уже знакомые былины и познакомиться с новыми, представленными в сборниках на нашей выставке. (Обращение к книжной выставке, аннотации представленных книг).

Самые известные богатыри героического цикла былин представлены на картине нашего земляка Константина Анисимова. Эта копия со знаменитого полотна русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри 1881 – 1898 г.

Как вы думаете, что можно сказать о каждом из богатырей?

Устное словесное рисование: создание рассказа по картине.

Учитель. Исследователи устного народного творчества почти единодушны в мнении, что когда-то былины рязанские, ростовские, черниговские, галицко-волынские… Но, к сожалению, до ХХ в. сохранились только киевские и новгородские, которые и объединяются в соответствующие циклы.

Былинный Киев всегда – центр княжеской государственной власти; во всех сюжетах Киевского цикла, так или иначе, заключен конфликт богатыря (личности) и князя (власти).

Ученик. Героями Киевского цикла являются Дунай, Соловей Будимирович, Дюк Степанович, Чурила Пленкович, Иван Гостиный сын, Данила Ловчанин, Ставр Годинович, Иван Годинович, Глеб Володьевич, Хотен Блудович, Касьян, княгиня Апраксия, Маринка Кайдаловна, забава Путитична, князь Владимир

Одна из самых оригинальных по сюжету – былина о Ставре Годиновиче, которая и будет представлена нам сейчас.

Автор. Во стольном было городе во Киеве,

У ласкова князя у Владимира,

Как было пированье – почестный пир…

Все на пиру наедалися,

Все на честном напивалися,

Все на пиру порасхвастались…

Из тоя из земли Ляховицкая

Сидел молодой Ставр сын Годинович;

Он сидит за столом, да сам не хвастает.

Князь Владимир (обращаясь к одному из опричников)

Ай же ты, Ставер сын Годинович!

Ты что сидишь сам да не хвастаешь?

Хотя есть у меня села со приселками

Хотя есть города с пригородками,

Да то мне, молодцу, не похвальба;

Хотя есть у меня добрых комоней,

Добры комони стоят, все не ездятся,

Да то мне, молодцу, не похвальба;

Хоть славна моя родна матушка,

Да и то мне, молодцу, не похвальба;

Хоть хороша моя молодая жена,

Так и то мне, молодцу, не похвальба;

Она всех князей-бояр да все повыманит,

Тебя, солнышка Владимира, с ума сведёт.

Боярин. Ты, солнышко Владимир стольно-киевский

Засадим-ка Ставра в погреба глубокие,

Так пущай-ка Ставрова молодая жена

Нас, князей-бояр, всех повыманит,

Тебя солнышка Владимира, с ума сведёт,

А Ставра она из погреба повыручит!

Дом Ставра, Василиста одна, в раздумье.

Мне-ка деньгами выкупать Ставра – не выкупить,

Мне-ка силой вырачать Ставра – не выручить;

Я могу ли, нет Ставра повыручить

Своей догадочкою женскою!

Автор, комментируя действия Василисты.

Скорёшенько бежала она,

Подрубила волоса по-молодецки – де,

Накрутилася Васильем Микуличем,

Брала дружинушки хоробрыя,

Поехала ко граду ко Киеву.

Василиста (входит в шатер князя Владимира кланяется)

Здравствуй, солнышко Владимир стольно-киевский.

Я есть из земли Ляховицкая,

Того короля сын Ляховицкого,

Молодой Василий Микульч-де;

Я приехал к вам о добром деле – о сватанье

На твоей любимыя на дочери.

Автор. Пошел князь Владимир к дочери возлюбленной, передал ей слова

А дочь ему ответила, что нельзя выдать девчину за женщину.

И решил князь испытать посла.

Много загадок пришлось решить Василию

Микуличу: в жаркой баньке попариться

в цель попасть, расколов стрелу надвое,

с боярами побороться.

Изо всех испытаний вышел он с честью.

И решил князь Владимир дочь свою просватывать.

На пиру свадебном посол попросил выпустить

из погребов глубоких Ставра Годиновича,

Чтобы он на гуслях играл да гостей тешил.

Не смог князь Владимир отказать, посла

разгневать – выпустил Ставра.

Ставр появляется на пиру.

Василиста. Солнышко Владимир стально-киевский!

За что был засажен Ставер сын Годинович

У тебя во погребе глубокие?

Владимир. Похвастал он своей молодой женой,

Что князей-бояр всех повыманит,

Меня, солнышка Владимира, с ума сведет.

Василиста (снимает шапку, мужскую одежду и предстает во всей красе).

Теперь, Ставер, меня знаешь ли?

Ставр и Василиста радостно подходят друг к другу.

Князь Владимир. Молодой Ставер сын Годинович!
За твою великую за похвальбу

Торгуй во нашем городе во Киеве,

Во Киеве во граде век беспошлинно!

Автор. Тут век про Ставра старину поют

Синему морю на тишину,

Вам всем, добрым людям, на послушанье.

Учитель. И воследний цикл былин, выделяемый исследователями – Новгородский. Как Новгород обособлен в русской истории, так и богатыри его заметно выделяются среди героев русского эпоса. Новгород обогатил русский эпос двумя героями – Садко и Василием Буслаевым. Мы послушаем былину о Садко.

Отрывок из этого произведения вы сейчас услышите. И конечно же, во время прослушивания в нашем воображении возникнут определённые картины.

Что вам представилось, вы расскажите после того, как послушаете музыку.

Учитель. Мы сегодня вспомнили уже известные вам былины, познакомились с новыми. Но, может быть, память о них уходит в прошлое? Нет, ребята, это далеко не так.

Былины, созданные в далёком прошлом, сохраняют огромное значение в духовной жизни нашего народа.

(Обращение к выставке картин).

Большое воздействие оказали былины на русскую литературу. Поэты XVIII, XIX, XX в. обращались к эпическому творчеству своего народа.

Мы послушаем несколько стихотворений, в которых звучат былинные мотивы.

Ученики. Чтение наизусть выбранных стихотворений.

Ваш интерес к нашему уроку, хорошая подготовка – лучшее подтверждение мысли литературоведа о современности былин.

Читайте также: