География рынка труда и занятости 10 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: учебник А.И. Алексеева, политико-административная карта России, схемы, графики, таблицы.

Термины и понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, рынок труда.

Проверка домашнего задания;

- Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнется с ситуацией на рынке труда. Что же вам нужно знать о рынке труда России?

Рынок труда - это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложение со стороны трудоспособного населения.

Рассмотрим схему (рис.221 учебника) и выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда. Сделать выводы как влияет спрос при низкой и при высокой оплате труда.

2. Трудовые ресурсы России.

Трудовые ресурсы - это часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями.

Основная часть трудовых ресурсов - население в трудоспособном возрасте: женщины 16-54 лет, мужчины 16-59 лет. Но не все люди в трудоспособном возрасте способны к труду, среди них есть инвалиды и пенсионеры-льготники. К трудовым ресурсам относится и население в нетрудоспособном возрасте - работающие пенсионеры и подростки.

Население в трудоспособном возрасте;

Доля россиян, находящихся в трудоспособном возрасте, постоянно изменяется. Проанализируйте по статистическим материалам динамику изменения численности населения разных возрастных групп России и для сравнения данные нашего города, за последние 5 лет. Как изменялись пропорции и почему?

3. Экономически активное население.

Составьте данные об изменении численности занятых и безработных в городе Златоусте.

За годы реформ занятость населения по отраслям экономики. Так же как и распределение занятых по формам собственности очень изменилось. По статистическим материалам выявите, какие изменения в отраслевой структуре занятости произошли в России за последние годы. Сравните эти данные с показателями города Златоуста.

4.Безработица - это превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Не имеющие работу;

Занимающиеся поиском работы;

От чего зависит география безработицы? Запишите в тетрадь. (Демографическая ситуация. Структура народного хозяйства).

Как зависит безработица от структуры хозяйства? (Рост безработицы - в отраслях, где наблюдается спад производства: ВПК, легкая промышленность, машиностроение; отраслях, где идет подъем производства: добывающая промышленность, металлургия).

Как зависит безработица от демографической ситуации? (Районы с высоким естественным приростом, работающие пенсионеры, невозможность создания новых рабочих мест для молодежи - увеличение числа безработных).

К какой группе можно отнести Челябинскую область по уровню безработицы?

Какое население относится к трудоспособному? Относятся ли вы к трудоспособному населению?

Какие изменения в структуре занятости в России и в Златоусте произошли в последние годы?

От чего зависит безработица? В каких районах страны она высока? Почему?

В современное время в Россия переходит к рыночной экономике. В связи с этим появляются изменения на рынке труда, меняется соотношение спроса и предложения на рабочую силу, вводится конкурсный отбор кадров. Современный работник должен приобретать новые знания и умения, осваивать новые профессии. Трудовые ресурсы - это главный капитал страны, он все чаще определяет современное ее развитие.


Урок способствует формированию знаний у учащихся о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.

Описание разработки

Цель:

1. Способствовать формированию знаний у учащихся о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.

2. Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, рисунками, графиками, заполнять таблицы, выделять в тексте главное, делать выводы

3. Воспитывать потребность в выработке и приобретении положительных качеств личности, способствующих, сделать учащихся востребованными на современном рынке труда.

Оборудование: учебник География России, инструктивные карточки для учащихся, слайды.

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Актуализация знаний учащихся:

Ребята, мы продолжаем изучать Население России. Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока:

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов,

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля.


Какие будут предложения?

Прочтите пословицы и цитаты, записанные на доске: (по цепочке)

Землю солнце красит, а человека – труд.

О человеке судят по его труду.

Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

Не профессия выбирает человека, а человек профессию.

Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

Деятельность — единственный путь к знанию.

Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека

Прочтите вслух, какие знания вы получите сегодня в процессе работы

Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.

Работать вы будете самостоятельно. Урок наш состоит из 2 УЭ. Прочтите главные вопросы УЭ-1

Какие этапы проходит человек в своей экономической жизни? Какую часть населения считают трудовыми ресурсами? Приступайте к работе.

III. Изучение темы урока:

1. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение УЭ-1 (Выполни задание, закрепление)

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок географии в 8 классе

Тема: Рынок труда

Цель: 1Способствовать формированию знаний у учащихся о рынке труда, причинах

безработицы, о требованиях к современному работнику.

2.Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, рисунками, графиками,

заполнять таблицы, выделять в тексте главное, делать выводы

3.Воспитывать потребность в выработке и приобретении положительных качеств

личности, способствующих, сделать учащихся востребованными на современном

Оборудование: учебник География России, инструктивные карточки для учащихся,

I.Организация класса.

II.Актуализация знаний учащихся:

Ребята, мы продолжаем изучать Население России. Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока:

Трудится Земля

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов,

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля.

Какие будут предложения?

Прочтите пословицы и цитаты, записанные на доске: (по цепочке)

Землю солнце красит, а человека – труд.

О человеке судят по его труду.

Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
(Сократ.)

Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
Деятельность — единственный путь к знанию.
(Шоу Б.)

Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека

Прочтите вслух, какие знания вы получите сегодня в процессе работы

Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.

Работать вы будете самостоятельно. Урок наш состоит из 2 УЭ. Прочтите главные вопросы УЭ-1

Какие этапы проходит человек в своей экономической жизни? Какую часть населения считают трудовыми ресурсами? Приступайте к работе.

III.Изучение темы урока:

1.Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение УЭ-1 (Выполни задание, закрепление)

1.В человеческой жизни выделяют три периода экономической жизни: 1 период ………………………………. 2 период………………………………, 3 период…………………….. .

2.Вся жизнь человека тесно связана с………………………. ………………… . Согласен ли ты.

Приведи примеры из собственной жизни: как сейчас твоя жизнь зависит от хозяйства нашей страны.

3.Начиная работать человек сначала……………………………………………, а потом создаёт национальные богатства.

4.На эти средства государство содержит …………………………………………. развивает образование и …………………………….

Как ты думаешь, почему условия жизни каждого нового поколения улучшаются? Кому мы должны сказать за это спасибо? Как мы должны относиться к людям старшего поколения?

5.С выходом на пенсию государство ……………………………………………………………, хотя и в меньшем размере, чем он заработал за свою жизнь. Как вы думаете, почему государство не может увеличить в несколько раз пенсию пенсионерам, чтобы им жилось намного лучше?

6.Трудовые ресурсы – это часть населения………………………………………………………

7.Пенсионный возраст в России – один из самых……………………………………..

Сейчас в последнее время политики очень часто говорят об увеличении пенсионного возраста. Мужчины до 65, женщины 60. Но проект ещё никем не утверждён.

8.Нижняя граница трудоспособного возраста ……………. лет, женщины уходят на пенсию в ………….. лет, а мужчины в ………………….

По этому вопросу также очень много споров. Есть предложение уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин, объясняя это тем, что средняя продолжительность жизни у мужчин и так меньше, а их ещё работать заставляют больше.

9.Не всё население трудоспособного возраста способны к …………

Но вскоре, вы все достигните трудоспособного возраста и вам предстоит выбирать профессию и какую бы профессию не выбрали, помните всегда одну мудрую народную пословицу: Не профессия красит человека, а человек профессию.

3.Проверочная работа по УЭ-1

4.Самооценка по критериям.

5.Самостоятельная работа учащихся по УЭ- 2.

Прочтите основной вопрос УЭ-2

Почему в отдельных регионах России большое число безработных?

6.Закрепление по УЭ-2

1.Дополни схему, кратко записав пропущенные слова или числа (на слайде)

Работающие лица, старше труд. возраста









Занятое в экономике

2.В каких районах страны наибольшее число безработных, подчеркни их: Республика Дагестан, Рязанская область Ивановская область, Московская область, , Республика Ингушетия. С какими причинами связана безработица в Ивановской области?

3.Какое утверждение верно:

При низкой оплате труда возникает дефицит работников Да

При высокой оплате труда работодатель предлагает много рабочих мест Нет

При низкой оплате труда малое предложение рабочей силы Нет

При высокой оплате труда работодатель предлагает много рабочих мест Нет

Безработица возникает при низкой оплате труда Нет

Какими качествами должен обладать хороший работник на ваш взгляд? Что в настоящий момент вы можете сделать, чтобы быть хорошим работником в будущем и приносить пользу своей стране. Ведь от вашего труда будет зависеть уровень жизни ваших детей и внуков.

3.Проверочная работа по УЭ-2

4.Самооценка по критериям. Выставление оценки за УЭ-2.

IV.Домашнее задание пар.50

V.Подведение итогов урока:

Какие вопросы темы для вас были самыми сложными? Самыми интересными?

И в заключении я бы хотела прочесть стихотворение

Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.

Помните, что наша страна нуждается в высококвалифицированных специалистах, и в ваших силах сделать её ещё лучше!

Тема: Человек и труд

ИДЦ: Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.

УЭ- 1. Какие этапы проходит человек в своей экономической жизни? Какую часть населения считают трудовыми ресурсами?

Что я буду знать:

Периоды экономической жизни человека;

Деятельность человека на каждом этапе эк.жизни.

Возраст трудоспособного населения

Почему не все люди трудоспособного населения относят к экономически активному населению.

Что я буду уметь:

Объяснять значение новых терминов урока.

Анализировать график, отражающий этапы экономической жизни населения

I. Выполни задание:

Прочти текст пар.50 с.265, а также рассмотри рис.219. и ответь на вопросы:

1.Согласен ли ты, что вся жизнь человека связана с хозяйством страны? Почему? Приведи примеры из собственной жизни

2.По рис. 219 назови периоды экономической жизни человека и заполни таблицу:

Название периода эк.жизни человека

3.Для каждого периода дайте краткую характеристику:

Почему человек в возрасте от 0 и примерно до 20 лет является потребителем?

В каком возрасте человек вступает в трудоспособный возраст?

Почему условия жизни людей улучшаются из поколения в поколение?

Определите по графику, на каком этапе экономической жизни находитесь сейчас вы?

II.Выполни задание

Прочти текст на с.266, изучи рис. 220 с.267 и ответь на вопросы:

2.Назови возраст людей, которые составляют основу трудовых ресурсов.

3. В каком возрасте в России выходят на пенсию мужчины, а в каком возрасте – женщины? Почему, на твой взгляд, верхняя граница трудоспособного возраста у женщин ниже, чем у мужчин?

4. Какова численность населения в России в возрасте до 16 лет?

5.Какова численность населения в трудоспособном возрасте?

6. Какова численность населения старше трудоспособного населения? Как оценивается пенсионный возраст населения России по сравнению с другими странами?

7. Почему точка b, которая обозначает подъём трудовой деятельности (рис.219 с.265) не совпадает с трудоспособным возрастом (16 лет)? Все ли люди, достигшие трудоспособного возраста, начинают свою трудовую деятельность? Почему?

8.Кого из населения старше трудоспособного возраста всё-таки включают в состав трудовых ресурсов? Какова их численность?

Закрепи изученный материал:

1.В человеческой жизни выделяют три периода экономической жизни: 1 период ………………………………. 2 период………………………………, 3 период…………………….. .

Вся жизнь человека тесно связана с………………………. ………………… .

Начиная работать человек сначала……………………………………………, а потом создаёт национальные богатства.

На эти средства государство содержит …………………………………………. развивает образование и …………………………….

С выходом на пенсию государство ……………………………………………………………, хотя и в меньшем размере, чем он заработал за свою жизнь.

Трудовые ресурсы – это часть населения………………………………………………………

Пенсионный возраст в России – один из самых…………………………………….

Нижняя граница трудоспособного возраста ……………. лет, женщины уходят на пенсию в ………….. лет, а мужчины в ………………….

Не всё население трудоспособного возраста способны к …………

Проверь свои знания, используя проверочный лист №1

Сравни свои ответы, найди ошибки и исправь их. Правильные ответы возьми у учителя.

Оцени: Поставь оценку в оценочный лист в соответствии с критериями:

За 1-3 задание – по 1 баллу

За 4-5 задание – по 2 балла.

Менее 5 баллов, возвращайся к УЭ и постарайся быть внимательным при подготовке. Удачи!

1 Рынок труда и занятость населения

2 Задачи урока: Что такое трудовые ресурсы Что такое рынок труда География безработицы Требования к современному работнику в условиях рынка

3 Рынок труда и занятость населения Трудовые ресурсы – это население, способное работать в хозяйстве страны

4 1930 год – скрытая безработица 1991 год – вновь учитывается безработица 1998 год – 2 млн. безработных, что составляет 3% экономически активного населения. Фактически число неработающих было более 8 млн.человек.

5 Трудоспособный возраст : Нижняя граница трудоспособного возраста – 16 лет, а верхняя – возраст выхода на пенсию по старости : Мужчины – 60 лет Женщины – 55 лет

6 16 – 60 лет 16 – 55 лет МУЖЧИНЫЖЕНЩИНЫ

7 ОГРАНИЧЕНИЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА

8 ИДУЩИЕ НА ПЕНСИЮ РАНЬШЕ – ЛЬГОТНЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ

9 УЧАЩИЕСЯ ДНЕВНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЖЕНЩИНЫ ЗАНЯТЫЕ В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ

10 ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ - ВКЛЮЧАЕТ ЗАНЯТОЕ НАСЕЛЕНИЕ (РАБОТАЮЩИХ) И БЕЗРАБОТНЫХ

11 СОСТАВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ НАСЕЛЕНИЕ МОЛОЖЕ ТРУДОСПОСОБНОГ О ВОЗРАСТА (ОТ 0 ДО 15 ЛЕТ) 32 МЛН. ЧЕЛ. НАСЕЛЕНИЕ В ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ 84 МЛН. ЧЕЛОВЕК НЕТРУДОСПОСОБ НОЕ (ИНВАЛИДЫ ИДР.) 3 МЛН. ЧЕЛ. ТРУДОСПОСОБ НОЕ 81 МЛН. ЧЕЛ. ПЕНСИОНЕРЫ 31МЛН. ЧЕЛ. ЗАНЯТЫЕ В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ И ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 5 МЛН. ЧЕЛ. УЧАЩИЕСЯ 6 МЛН. ЧЕЛ. ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ 73 МЛН. ЧЕЛ. РАБОТАЮЩИЕ 63 МЛН. ЧЕЛ. БЕЗРАБОТНЫЕ 10 МЛН. ЧЕЛ. РАБОТАЮЩИЕ ПЕНСИОНЕРЫ 3 МЛН. ЧЕЛ. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ 84 МЛН. ЧЕЛ.

12 РЫНОК ТРУДА РЫНОК ТРУДА – ЭТО СООТНОШЕНИЕ СПРОСА НА РАБОЧУЮ СИЛУ И ЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

13 СООТНОШЕНИЕ СПРОСА НА РАБОЧУЮ СИЛУ И ЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИ РАЗНОЙ ОПЛАТЕ ТРУДА НИЗКАЯ ОПЛАТА ТРУДАВЫСОКАЯ ОПЛАТА ТРУДА РАБОТАДАТЕЛЬ : МОЖНО НАБРАТЬ ПОБОЛЬШЕ ДЕШЕВЫХ РАБОТНИКОВ РАБОТНИК: НЕТ БОЛЬШОГО ЖЕЛАНИЯ РАБОТАТЬ ЗА НИЗКУЮ ЗАРПЛАТУ МНОГО РАБОЧИХ МЕСТ, ВЫСОКИЙ СПРОС НА РАБОЧУЮ СИЛУ МАЛО ЖЕЛАЮЩИХ РАБОТАТЬ, МАЛОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СПРОС ВЫШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕФИЦИТ РАБОТНИКОВ РАБОТОДАТЕЛЬ :КАК МОЖНО МЕНЬШЕ РАБОТНИКОВ РАБОТНИК: ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ МАЛО РАБОЧИХ МЕСТ, НИЗКИЙ СПРОС ВЫСОКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИ Е РАБОЧЕЙ СИЛЫ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЫШЕ СПРОСА БЕЗРАБОТИЦА

14 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – ПЛОДОТВОРНОСТЬ, ПРОДУКТИВНОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

15 ГЕОГРАФИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ: 1. Демографическая ситуация 2.Структура хозяйства

16 Подумайте: Какие регионы имеют высокий естественный прирост? Почему эти районы имеют высокий уровень безработицы? Какие регионы имеют низкий уровень безработицы?

17 Требования к работнику: Знания Умения Дисциплина Организованность Принятие самостоятельных решений Творческий подход Приобретение новых знаний Самообразование Овладение новыми профессиями

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ГЕОГРАФИЯ РЫНКА ТРУДА. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Создаётся тесная связь поколений через труд. Молодёжь живёт лучше только потому, что предыдущие поколения оставили в наследство национальное богатство — более благоустроенный и совершенный мир.

Какую часть населения считают рабочей силой? Рабочая сила — это часть населения, способная работать в народном хозяйстве. Основу её составляют взрослые люди от 16 до 54—59 лет, так называемое население в трудоспособном возрасте.

Трудоспособный возраст В России нижняя граница трудоспособного возраста 16 лет, а верхние границы различны для мужчин и женщин. До 2019 г. по российскому законодательству пенсия по старости выплачивалась мужчинам, достигшим 60 лет, и женщинам, достигшим 55 лет. Поэтому населением в трудоспособном возрасте считаются мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет.

Пенсионный возраст В 2018 г. принят Федеральный закон об изменении пенсионного возраста для мужчин и для женщин. Была учтена президентская поправка о синхронизации повышения пенсионного возраста. Установлен переходный период выхода на пенсию до 2028 г. Возраст выхода женщин на пенсию увеличивается с 55 до 60 лет, а мужчины будут выходить на пенсию с 65 лет.

Безработица Безработица — это превышение предложения рабочей силы над спросом на неё . Безработным считается тот, кто не имеет работы, ищет её и готов приступить к работе.

Районы с высокой безработицей 1) В районах высокого естественного прироста, где ежегодно тысячи молодых людей вступают в трудоспособный возраст и нуждаются в рабочих местах, — это прежде всего республики Северного Кавказа; 2) В районах и городах, где расположены текстильные фабрики, предприятия оборонно-промышленного комплекса и других отраслей хозяйства с наибольшим спадом производства (например, Ивановская область).

Переподготовка При закрытии производств государство должно помочь людям найти новые рабочие места вместо ликвидированных, обучить освобождающихся работников новым профессиям.

Конкуренция За хорошие рабочие места идёт жёсткая конкуренция. Предприниматели имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных.

Любой работник тем более ценен, чем больше он умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков — необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме того, требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство — умение общаться с людьми, достойно себя вести в самых разных ситуациях. Любой работник тем более ценен, чем больше он умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков — необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме того, требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство — умение общаться с людьми, достойно себя вести в самых разных ситуациях. Перечисленные черты характеризуют качество рабочей силы страны. Закладываются они в характере и поведении человека ещё со школьной скамьи.

Каждый человек множеством нитей включён в хозяйство страны. Экономическая связь поколений проявляется в том, что одни создают материальные и духовные блага сейчас, другие будут делать это в будущем, третьи делали это раньше. Рабочая сила — это главный капитал стран мира, и он всё чаще определяет современное их развитие — в одних тормозит, в других способствует процветанию.

Читайте также: