География древняя и современная наука 5 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Базовый учебник: А.А.Лобжанидзе, География. Планета Земля. М. Просвещение, 2014 г.

Цель: сформировать понятия о различных способах изображения земной поверхности.

Задачи урока: сформировать понятие о картографии, глобусе, о плане и карте, представление об атласах и аэрокосмических снимках. Развивать умения работать с глобусом, картой, планом местности, атласом, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Прививать осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях, бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире.

Предметные: овладение элементарными практическими умениями при чтении космических снимков, планов местности и географических карт, умение находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты, формирование представлений о видах изображения земной поверхности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о способах изображения земной поверхности, делать анализ и отбор информации, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный

Форма работы учащихся: коллективная

Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, Интернет, персональный компьютер.

Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-исследование.

Оборудование: учебник.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

– А каким образом шло накопление этих знаний?

– Какими методами осуществлялось познание Земли?

– Кто первым стал их собирать и фиксировать, передавать другим? Кто ее прародитель?

– Как зародилась одна из древнейших наук, которая вплоть до 18 века была синонимом учености?

– Какие дети и внуки сегодня у географии?

– Называют различные имена географов, путешественников

– Высказывают предположение о науках, которые относятся к современной географии

Формулирование задач урока

– Сегодня мы отправимся с вами в прошлое: в Древнюю Грецию и Древний Рим.

– Нам предстоит узнать, кем были древние географы, и каким образом они изучали Землю?

– Называют известные из начальной школы имена и высказывают свои предположения по поводу способов изучения

Создание мотивационной установки

Можно ли без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли?

Высказывают свое мнение и предлагают всевозможные способы

Изменение образа мира по мере изучения Земли

2. Процессуально-содержательный этап урока

Просмотрите фрагменты фильма и выберите заслуги Эратосфера в развитии географических знаний.

  1. Стал использовать термин география
  2. Высказал идею шарообразности Земли
  3. Изобрел способ измерения размеров Земли
  4. Вычислил длину экватора и радиуса Земли.

2 часть – основы математической географии

3 часть – описание суши по последним сведениям

Древние способы доказательства шарообразности Земли

Построить модель и провести необходимые действия, подтверждающие шарообразность Земли?

– Использую модель в действии.

– Проводят необходимые измерения и делают выводы

Измерение радиуса Земли

Каким образом Эратосфен смог определить размеры Земли?

– Высказывают свои предположения.

3. Этап закрепления

1. Вопросы для беседы:

– Кто является основателем географии?

– Почему именно он?

– Какие еще заслуги этого древнегреческого мыслителя вам известны?

– Какими способами можно доказать шарообразность Земли?

Отвечают на вопросы.

– Формулируют заслуги Эратосфена

– Описывают способ Эратосфена

Проведенное исследование о возможности без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли позволило нам установить, что познание Земли в древности требовало …

– Высказывают мысль о наблюдении за изменениями и об использовании математических способов познания (измерений)

4. Рефлексивный этап урока

На предложенном листе выразите свое отношение, дайте оценку состоявшейся работы в виде: рисунка, дружеского шаржа, карикатуры

– Заполняют предложенные листочки

– Выражают свое эмоциональное настроение в виде рисунка.

5. Объяснение домашнего задания

– Найти в тексте (параграф 1 с. 8) и выписать в тетрадь имя основателя географии, годы его жизни и основные его заслуги в развитии географических знаний.

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

– Изучают детскую энциклопедию (Аванта+), географические словари и Интернет-ресурсы.

Конспект урока и презентация по георафии на тему: География: древняя и современная наука (5 класс, география)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Представляю материал для вводного урока географии в 5 классе, учебник А.А. Лобжанидзе. География. Планета Земля.. 5-6 классы, М., Просвещение , где даю представления о географии как о науке, раскрываю значение географических знаний для человека, рассказываю о Зарождении науки о Земле , а также о системе географических наук.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.

Планируемые результаты: Зарождение науки о Земле. Система гео­графических наук. Знакомство с учебни­ком, структурой учебника и особеннос­тями используемых компонентов УМК.

Читайте также: