География древняя и современная наука 5 класс конспект
Обновлено: 06.07.2024
Базовый учебник: А.А.Лобжанидзе, География. Планета Земля. М. Просвещение, 2014 г.
Цель: сформировать понятия о различных способах изображения земной поверхности.
Задачи урока: сформировать понятие о картографии, глобусе, о плане и карте, представление об атласах и аэрокосмических снимках. Развивать умения работать с глобусом, картой, планом местности, атласом, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Прививать осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях, бережное отношение к окружающей среде.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире.
Предметные: овладение элементарными практическими умениями при чтении космических снимков, планов местности и географических карт, умение находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты, формирование представлений о видах изображения земной поверхности.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию о способах изображения земной поверхности, делать анализ и отбор информации, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: коллективная
Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, Интернет, персональный компьютер.
Тип учебного занятия по дидактической цели – урок-исследование.
Оборудование: учебник.
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
1. Организационно-мотивационный этап урока
Определение темы урока
– А каким образом шло накопление этих знаний?
– Какими методами осуществлялось познание Земли?
– Кто первым стал их собирать и фиксировать, передавать другим? Кто ее прародитель?
– Как зародилась одна из древнейших наук, которая вплоть до 18 века была синонимом учености?
– Какие дети и внуки сегодня у географии?
– Называют различные имена географов, путешественников
– Высказывают предположение о науках, которые относятся к современной географии
Формулирование задач урока
– Сегодня мы отправимся с вами в прошлое: в Древнюю Грецию и Древний Рим.
– Нам предстоит узнать, кем были древние географы, и каким образом они изучали Землю?
– Называют известные из начальной школы имена и высказывают свои предположения по поводу способов изучения
Создание мотивационной установки
Можно ли без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли?
Высказывают свое мнение и предлагают всевозможные способы
Изменение образа мира по мере изучения Земли
2. Процессуально-содержательный этап урока
Просмотрите фрагменты фильма и выберите заслуги Эратосфера в развитии географических знаний.
- Стал использовать термин география
- Высказал идею шарообразности Земли
- Изобрел способ измерения размеров Земли
- Вычислил длину экватора и радиуса Земли.
2 часть – основы математической географии
3 часть – описание суши по последним сведениям
Древние способы доказательства шарообразности Земли
Построить модель и провести необходимые действия, подтверждающие шарообразность Земли?
– Использую модель в действии.
– Проводят необходимые измерения и делают выводы
Измерение радиуса Земли
Каким образом Эратосфен смог определить размеры Земли?
– Высказывают свои предположения.
3. Этап закрепления
1. Вопросы для беседы:
– Кто является основателем географии?
– Почему именно он?
– Какие еще заслуги этого древнегреческого мыслителя вам известны?
– Какими способами можно доказать шарообразность Земли?
Отвечают на вопросы.
– Формулируют заслуги Эратосфена
– Описывают способ Эратосфена
Проведенное исследование о возможности без космических снимков и кругосветных плаваний доказать шарообразность Земли позволило нам установить, что познание Земли в древности требовало …
– Высказывают мысль о наблюдении за изменениями и об использовании математических способов познания (измерений)
4. Рефлексивный этап урока
На предложенном листе выразите свое отношение, дайте оценку состоявшейся работы в виде: рисунка, дружеского шаржа, карикатуры
– Заполняют предложенные листочки
– Выражают свое эмоциональное настроение в виде рисунка.
5. Объяснение домашнего задания
– Найти в тексте (параграф 1 с. 8) и выписать в тетрадь имя основателя географии, годы его жизни и основные его заслуги в развитии географических знаний.
Дополнительное задание (по желанию и по выбору)
– Изучают детскую энциклопедию (Аванта+), географические словари и Интернет-ресурсы.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Представляю материал для вводного урока географии в 5 классе, учебник А.А. Лобжанидзе. География. Планета Земля.. 5-6 классы, М., Просвещение , где даю представления о географии как о науке, раскрываю значение географических знаний для человека, рассказываю о Зарождении науки о Земле , а также о системе географических наук.
Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.
Планируемые результаты: Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.
Читайте также: