Географическая наука 10 класс конспект урока домогацких

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК

Учебно-воспитательные задачи:

Дать учащимся представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе.

Познакомить с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии; структурой учебника, методами географических исследований.

Формирование умений выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект, работать с учебником.

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.

Тип урока: урок-лекция.

Структура урока:

Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.

Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира.

Методы географических исследований.

Изучение нового материала.

Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.

География – одна из древнейших наук на Земле. В наши дни география из науки преимущественно описательной и познавательной превратилась в науку конструктивного характера.

Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические , но и экономические и социологические методы исследования.

Социология - наука об обществе, о поведении людей. Экономическое и социальное неразрывно связано между собой. Нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производственной силы, без человеческого фактора.

Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира.

Основное направление современного этапа развития – это усиление социальной, политической, экологической направленности исследования.

Главное направление – это рациональное использование и преобразование природной среды.

Географы участвуют в решении многих таких вопросов:

Угрожает ли миру перенаселение?

Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования?

Как наилучшим образом использовать водные ресурсы и решать задачи обеспечение растущих потребностей в пресной воде?

Как предохранять атмосферу и Мировой океан от загрязнения?

Как лучше вести борьбу со стихийными силами природы?

Длительное развитие географии привело к углублению ее внутренней

Дифференциации и появлению ряда научных направлений:

Ландшафтоведение, геоморфология, климатология, гидрология, океанография, океанология, география почв, растений и животных.

В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг.

В экономической географии: география населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и услуг.

Новое направление научных исследований – медицинская география, геоэкология и др.

Методы географических исследований.

Традиционные методы:

Картографический – ведущий метод в географии (разные виды карт, разные способы анализа карт).

Функции карты: источник информации, средства обучения, метода обучения.

Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Статистический. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

Сравнительно- географический. Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить
черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

Математические методы исследования позволяют перейти к математическому моделированию физико- и экономико-географических явлений и процессов.

Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

Метод географического районирования. Выделение физико-
географических (природных) и экономических районов — один из
методов исследования географической науки.

Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами — самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений — все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка — большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

Метод географического моделирования. Создание географических моделей — важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус .

Современные методы географических исследований:

Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем и др. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние
деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Геоинформатика. В наши дни уже существует мировое информационное пространтсво. Информатика позволяет применять экономическо-математическое моделирование. Развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем (ГИС).

Космические методы исследования нашей планеты, ибо климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Структура учебника (объяснение учителя).

Итоги урока.

Задание на дом: подготовиться к уроку – диалогу по данной теме. Ответить на вопросы.

Вступительное слово материал для зачитывания в аудитории, можно попросить прочитать учащегося.

Структура современной географии.

Современная география включает в себя множество различных наук, к ним относятся (перечислить можно попросить учащихся и записать). На слайде презентации представлен рисунок дерево географической науки.

Главные ветви географии это:

  1. Физическая география – изучает природу планеты в целом или по компоненты.
  2. Социально- экономическая география – наука о размещении населения и общественном производстве.
  3. Картография – занимается созданием карт и их совершенствованием. (под запись)

Слайд 3,4 Методы географической науки

Существует много методов географических исследований некоторые из них появились очень давно а некоторые сравнительно недавно. К ним относятся:

  1. Полевое обследование объектов – изучение объектов в природных условиях, то есть сбор информации об объекте на местности.
  2. Картографический метод - это метод исследований, основанный на получении необходимой информации с помощью карт для научного и практического познания изображенных на них явлений.
  3. Дистанционный метод – это методы исследования объекта на расстоянии, при котором информацию получают при помощи аэрокосмических снимков, показаний геофизических приборов и др.

Метод причинно-следственного анализа. Изменения компонентов природной среды, с помощью которого определяют закономерности формирования почв, растительности и т,д.

Кроме того в географии применяются биологические, химические экономические и другие методы.

Источники географической информации

Источников географической информации существует очень много наиболее важными из них являются географические карты. Географические карты содержат большое количество различной информации (карты бывают почвенные, растительность, геологические, политические и др.). Карты используются для туристических походов на дальние расстояния, при строительстве, при планировании и проведении полевых исследований, карты являются основой для составления новых карт имеющих другое содержание и др.

Важным источником служат различные географические описания: статьи, научные отчеты, словари и др.

В настоящее время широко используются информационные технологии. Компьютерные системы используются для сбора, хранения, обработки и распространения данных, привязанных к системе координат их называют ГИС.

Глоссарий по теме: география, физическая география, экономическая и социальная география мира, общегеографические методы, частногеографические методы, моделирование, ГИС.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Эпоха Великих географических открытий наполнена новыми именами путешественников (Джеймс Кук, Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Виллем Баренц, Генри Гудзон, Ермак Тимофеевич и другие), открытием новых земель, новых маршрутов, составлением новых карт и описаний.

В конце XIX – начале XX века территориальные открытия сочетались с открытием географических законов. География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества. В России по велению Николая I в 1845 году создано Русское географическое общество.

Каждая наука вносит свой вклад в формирование научной картины мира. Различают картины мира отдельных наук: физическую, биологическую, астрономическую, географическую. Понятие о географической картине мира сформулировали Уно Мересте и Сальме Ныммик в 1984 году. По мнению учёных, географическая картина мира лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представление человека о природе и обществе, его отношении к ним.

В истории человечества представления о географической картине мира менялись. От картографической модели с указанием размеров и описанием мест на первом этапе до концепции природных комплексов, отраслей хозяйства и географических районов на втором этапе, на третьем этапе разрабатываются концепции управления ТОО на основе системного подхода, исходя из ограниченности территории и ресурсов земного шара. Географическая картина мира многоаспектна, так как сочетает в себе разные научные географические картины: физико-географическую и социогеографическую картины мира.

Так, в процессе развития география разделилась на физико-географические науки, общественные (или социально-экономические) науки и общегеографические науки. Все науки тесно взаимосвязаны между собой, взаимно влияют друг на друга. Люди являются частью природы, используя и преобразуя её. Связи между науками помогают решать важные хозяйственные задачи, а также вопросы преобразования и охраны природы.

География тесно связана со многими другими дисциплинами. Например, благодаря связи с физикой объясняются географические явления, происходящие на нашей планете: от вулканов и землетрясений до циклонов и дождей. Биология связана с географией, поскольку живые организмы, изучением которых занимаются биологи, зависят от географических условий. Другими связанными науками являются химия, экономика, экология и т.д.

На стыке географии с другими науками возникли совершенно новые дисциплины. Так, к примеру, возникла геофизика, геохимия или медицинская география.

Социально-экономическая география (также общественная география) — система географических наук, которая изучает территориальную организацию общества, её законы и закономерности. В социально-экономическую географию включены элементы географии, экономики и социологии.

Социально-экономическая география, согласно наиболее распространённым взглядам, состоит из экономической, социальной и политической географии.

На современном этапе социально-экономическая география выполняет ряд задач:

1) выявление законов формирования политической карты мира;

2) анализ размещения природных ресурсов мира и степень их использования в народном хозяйстве;

3) анализ состава, размещения и динамики роста населения земного шара;

4) исследование и оценка воздействия научно-технического прогресса на мировое хозяйство;

5) оценка места и роли в мировом хозяйстве отдельных стран и регионов;

6) формирование географического мышления и географической культуры человека – способа гармоничного отношения между обществом и природой, направленного на сознательную хозяйственную деятельность, на сохранение нашей планеты.

Основными способами получения географической информации являются методы географических исследований.

Метод – это способ достижения цели, решения конкретной задачи.

Владимир Павлович Максаковский методы географических исследований делит на общегеографические и частногеографические.

Понятно, что первые из них имеют сквозной характер, пронизывая всю систему географических наук, а вторые применяются, например, только физико- или экономико-географами.

Общегеографические методы подразделяются на традиционные и новые. К традиционным методам исследования относят метод наблюдения (маршрутные и площадные, периодические и непрерывные, стационарные и дистанционные наблюдения дают важные фактические данные о географических объектах, их развитии, изменениях), картографический метод (позволяет изучать закономерности пространственного размещения и развития природно-территориальных комплексов с помощью разнообразных общегеографических, тематических и комплексных карт), статистический метод (обработка и анализ данных разнообразных наблюдений), исторический метод (изучение географических объектов с момента их образования до настоящего времени), сравнительный метод (выявление сходств и различий географических объектов и явлений для их классификации и прогнозирования их изменений в пространстве и во времени).

К новым методам географических исследований относят методы дистанционных исследований (исследование и картографирование Земли при помощи самолётов, вертолётов, пилотируемых космических кораблей, оснащённых разнообразной съёмочной аппаратурой), географический прогноз (предвидение будущего состояния геосистем), моделирование (позволяет изучать развитие географических объектов, процессов и явлений при помощи их моделей), геоинформационный (геоинформационная система – ГИС – система сбора, хранения, анализа и графической визуализации географических данных). Последний метод применяют во многих сферах человеческой деятельности – анализ таких глобальных проблем, как загрязнение территории, сокращение лесных угодий, природные катастрофы, поиск наилучшего маршрута между пунктами, поиск дома по его адресу, прокладка трубопровода на местности, различные муниципальные задачи. Метод космического мониторинга Земли – исследования с помощью спутников климатических и атмосферных процессов на нашей планете, изучение её ионосферы, почвы и растительности, ледяного покрова океана с помощью дистанционного зондирования.

Частногеографические методы: геохимический (основан на изучении закономерностей пространственного распределения химических элементов или их природных соединений в литосфере, гидросфере, атмосфере и живом веществе), палеогеографический, метод экономического районирования и т.д.

Как и в любой науке, в социально-экономической географии существуют определённые подходы, принципы и концепции, определяющие дальнейшую стратегию развития.

Важнейшей концепцией является устойчивое развитие общества. В 1987 году многие страны, в том числе и Россия, приняли принцип устойчивого развития общества, который предусматривает ответственность государства и гражданского общества в обеспечении возможности удовлетворения потребностей сегодняшнего и последующих поколений.

Концепция устойчивого развития сформировалась в результате объединения трёх направлений: экономического, которое подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, создание экологически приемлемой продукции, переработку и уничтожение отходов; экологического, с точки зрения которого устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем; социального, ставящего основным вопросом осознание социальных проблем. Всё это стало толчком к образованию данной концепции, направленной на сохранение культурной и социальной стабильности, а также на уменьшение количества несущих разрушения конфликтов.

Таким образом, в современном мире география является фундаментальной наукой, без достижений которой невозможно решение проблем взаимодействия природы и общества. География сегодня – это новые современные методы исследования, позволяющие решать задачи прогнозирования географических явлений и рационального управления природными и общественными процессами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

  1. Выберите (подчеркните) утверждение, в котором говорится о методе географического прогнозирования:
  2. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.
  3. Современная аэрокосмическая съёмка – большой помощник в изучении географии.
  4. Современная география должна не только изучать объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым может прийти человек.
  5. Географию невозможно изучать, сидя в классе. Увиденное своими глазами – самая ценная информация.

Ответ: метод географического прогнозирования связан с предсказанием будущего геосистем. Под данное определение подходит высказывание №3. Высказывание №1 – это метод сравнения, высказывание №2 – метод дистанционных исследований, №4 – метод наблюдения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: конкретизировать положение географии в системе наук, систематизировать и обогатить знания о методах географических исследований.

Задачи:

Образовательные

-показать особое положение географии в системе естественных и общественных наук

-привести в систему знания о методах исследований

-изучить и апробировать методику статистического метода

Развивающие

–продолжить формировать умения анализировать и систематизировать информацию

Воспитательные

– воспитывать умение участвовать в коллективном обсуждении, слушать и слышать мнение участников обсуждения.

1.Организационный момент.

2.Изучение учебного материала

Наличие учебников и атласов.

Учебник - его особенности.

Вхождение в тему.

-что является предметом изучения физической, экономической, социальной географии?

-какие еще науки заняты изучением данных объектов и явлений?

-в чем заключается отличие географии от этих наук?

Учащиеся вспоминают, что им известно по данным вопросам, формулируют ответы, задают уточняющие вопросы. При обсуждении вопросов для создания положительного психологического настроя учащихся используется демонстрация подборки красочных фотографий различных природных и социальных объектов.

Вывод учителя: География – одна из древнейших наук на Земле. В наши дни география из науки преимущественно описательной и познавательной превратилась в науку конструктивного характера.

Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Экономическая и социальная география сочетает в себя элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические и экономические , и социальные методы исследования.

Социология – наука об обществе, о поведении людей.

Изучение нового материала:

Учитель предлагает учащимся систематизировать методы географических исследований, организовав индивидуальную самостоятельную работу с незаконченной схемой:

Метод-это способ действия

Слова для отбора: моделирование, путешествие, математические методы, наблюдение из космоса, наблюдения в природе, эксперимент, геофизические методы, геохимический метод. (возможно использование учебника).

При фронтальном обсуждении результатов самостоятельной работы организуется обсуждение проблемных вопросов:

-актуальны ли в 21 веке традиционные методы изучения объектов и явлений, имеющие многовековую историю?

- возможно ли изучение природных объектов и явлений только в стенах лабораторий?

Обобщив мнения и ответы учащихся, учитель информирует учеников о статистическом методе, его месте в системе методов, сути (статистический метод относится к группе математических методов, суть его заключается в количественной оценке предметов и явлений).

3. Закрепление материала

Организация практического изучения одного из современных методов.

Организуется совместная фронтальная работа по алгоритму исследования (так как урок является первым, то необходимо восстановить последовательность работы при исследовании), учитель при этом выполняет направляющую функцию (задает вопросы).

1) формулировка проблемы: возможно ли выполнение данной работы без предварительного изучения новой информации?

Изучение половозрастной структуры класса сразу выполнить нельзя, так как неизвестны методика и этапы статистического метода.

2)Постановка цели: что необходимо сделать в процессе исследования?

Изучить и описать половозрастную структуру класса.

А как это мы будем делать, что нам для этого нужно?

Постановка задач:

-изучить методику и этапы указанного метода

-собрать и обработать информацию о поле и возрасте учеников в классе

-предъявить полученные результаты в наглядной форме

3)Выделение объекта исследования: где будем отбирать необходимую информацию о поле и возрасте?

Предмет исследования: какие характеристики нас конкретно интересуют?

Пол, возраст (год рождения).

4)Предварительный анализ имеющихся условий, информации и способов решения задач:

Что необходимо знать и уметь для работы? Чего не знаем?

Неизвестны этапы статистического метода и способы обработки информации.

5)Формулирование гипотезы: предположите, какова половозрастная структура класса?

Половозрастная структура класса неоднородна.

6)планирование и организация эксперимента:

1-учащиеся сообщают данные о годе своего рождения

2-полученную информацию учащиеся систематизируют, группируя сведения при заполнении таблицы на доске и в тетрадях

3-полученная информация обрабатывается – выявляется % соотношение учащихся каждой группы, полученные данные подвергаются первичному анализу (выделяется преобладающая группа, группа, находящаяся в меньшинстве).

4-полученные результаты предлагается предъявить в форме столбиковых диаграмм, используя цветовую гамму для отражения половой структуры класса.

При выполнении 3-4 этапов работы целесообразно объединение учащихся в микрогруппы или пары.

7)анализ и обобщение эксперимента: назовите 4 этапа своей работы, 4 этапа статистического метода.

3-математическая обработка данных

4-графическое предъявление полученных результатов

Изучение и обсуждение результатов работы групп (демонстрация выполненных диаграмм на магнитной доске).

8)Обобщение полученных данных, выводы: подтвердилась ли выдвинутая гипотеза?

Гипотеза подтвердилась, половозрастная структура класса неоднородна.

Удалось ли познакомиться с методикой и этапами статистического метода, апробировать его на практике?

9) научные прогнозы: предположите, при каких условиях половозрастная структура класса изменится?

Половозрастная структура класса изменится, если в класс прибудет новый ученик, или кто-то уедет в течение года.


Четыре года назад, в 6 классе, в школьном расписании появился новый предмет — география. С тех пор каждый год вы изучали один из ее разделов. И вот сейчас вам предстоит познакомиться с заключительным курсом школьной географии — экономической и социальной географией мира. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства мира, отдельных его регионов и стран, затрагивает вопросы международных отношений, состояния окружающей среды, глобальных проблем. Ведь нужно знать и понимать, в каком мире мы живем.

А знание типологии стран современного мира поможет при изучении основного учебного материала.

В первой части дан общий обзор современного мира. Вы узнаете об особенностях населения мира, об обеспеченности мировой экономики природными ресурсами, об основных тенденциях и закономерностях развития экономики мирового хозяйства. Важной темой являются и взаимоотношения природы и общества, с которыми связано множество сложных экологических проблем.

Во второй части представлена характеристика регионов мира. Все изученное в начале года поможет на уроках, посвященных Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии и крупным регионам в их составе. Вы узнаете об особенностях Северной и Южной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Андийских странах и Океании. Кроме общего представления о регионах, приводятся характеристики отдельных стран, которые либо выделяются на общем мировом фоне уровнем развития экономики, либо являются типичными для этого региона. Например, в Европе были выбраны Германия — наиболее развитая страна Западной Европы и Польша — типичная страна Восточной Европы.

Текст учебника разбит на параграфы, а те, в свою очередь, на подпараграфы. Для удобства ориентирования в тексте и для более четкого понимания структуры каждого параграфа основные термины выделяются полужирным курсивом. Многочисленные карты, таблицы, схемы, фотографии дают дополнительную информацию или просто иллюстрируют описанное в тексте.

Вопросы перед каждым параграфом помогают освежить в памяти знания, полученные либо сравнительно недавно, либо в других географических курсах в прошлые годы.

Для повторения и запоминания изученного материала каждый параграф завершается краткими выводами, то есть в нескольких фразах повторяется основное его содержание. Ведь всегда проще вспомнить содержание текста, если есть его план.

Блок проверочных вопросов содержит и совсем простые вопросы, для ответа на которые нужно всего лишь быть внимательными на уроке или при чтении параграфа, и более сложные, когда потребуется умение анализировать полученную информацию, делать самостоятельные выводы, высказывать свое собственное мнение. Есть и вопросы, касающиеся данных, содержащихся в картах школьного атласа и учебника.

Вот, пожалуй, и все, что нужно было сказать перед началом работы. Дальше — сами.

Несомненно, на уроках географии вы узнаете много нового, интересного и полезного. Мы, авторы этого учебника, надеемся, что он вам понравится.

Ваши Евгений Михайлович и Николай Иванович


Вспомните: 1. Какие разделы географии вами уже изучались? 2. Что изучает экономическая и социальная география?

На протяжении долгих столетий география действительно была простым землеописанием. Человек мало знал свою собственную планету. За горизонтом находился мир, полный загадок и неизвестных опасностей. И люди путешествовали, открывали новые земли, знакомились с новыми народами, изучали их, описывали. Книги, посвященные их путешествиям, читаются как авантюрные романы, так как они и в самом деле рассказывают о захватывающих приключениях во время этих далеких странствий.

Однако оказалось, что это не конец, а, наоборот, начало. В XX веке география, имевшая в своем распоряжении огромный объем сведений о планете, получила новый импульс к развитию. Закончился описательный этап, и начался новый период развития древней науки. В чем же он заключался?

1. Структура современной географии. География превратилась в конструктивную науку, занимающуюся вопросами исследования природной оболочки и защитой этой оболочки от неразумной хозяйственной деятельности человека. В сферу интересов географии попал весь спектр вопросов и проблем функционирования окружающего нас мира. Для их изучения и решения потребовалось использовать не только географические знания, но и данные биологии, геологии, физики, технологии, экономики, этнографии и т. д.

До XIX века география была наукой обо всем. Потом начался процесс ее деления. От общего древа географии ответвился ряд отраслей знания о нашей планете. В настоящее время география включает около двух десятков специализированных наук (рис. 1).


Рис. 1. Древо географической науки

Главные ветви географической науки — физическая география, социальноэкономическая география и картография. Общая физическая география, ее разделы изучают природу планеты в целом' или по компонентам.

Картография занимается разработкой и созданием географических карт, их совершенствованием. Ее методы широко используются другими географическими дисциплинами.

2. Методы географической науки. В географии создано немало методов, позволяющих проводить широкий комплекс исследовательских работ. Некоторые из этих методов применяются уже многие столетия, другие появились сравнительно недавно.

Он включает научное описание объекта исследований, широкий комплекс измерений его параметров, сбор статистических данных и многое другое. При комплексном исследовании объекта учитываются результаты не только полевых работ, но и изучаются опубликованные данные о том или ином процессе, экономическом и социальном явлении, что помогает сопоставить не только свое мнение с мнением других специалистов, но и выяснить изменение состояния объекта во времени, тенденции экономико-географических событий.

Картографический метод позволяет придать полученной природной, экономической и социальной информации наглядный вид, установить пространственные закономерности распределения этой информации, проводить сопоставления этих закономерностей за смежные интервалы времени. Карта — особый и исключительно важный способ сохранения географических данных.

Во второй половине XX века в географии появились дистанционные методы исследований. Это общее название методов изучения Земли с летательных аппаратов — воздушных или космических. Дистанционные методы включают аэро- или космическую съемку, дешифрирование полученных изображений.


Рис. 2. Лесные пожары в Аризоне (США). (Для повышения контраста снимка зеленый цвет заменен на красный.)

Космические снимки позволяют получить большое количество разнообразной информации для разработки прогнозов погоды, изучения состава и динамики площадей растительности, почв. Анализ космических снимков дает возможность контролировать состояние посевов сельскохозяйственных культур, прогнозировать их урожайность. С помощью мониторинга окружающей среды * мы получаем информацию о масштабах и развитии эрозии почв, распространении выбросов в атмосферу, лесных пожарах, загрязнениях водных объектов и т. д. К дистанционным методам относятся и визуальные наблюдения с борта летательных аппаратов. Например, в программу научных исследований космонавтов входят наблюдения за объектами на земной поверхности.

* Мониторинг окружающей среды — контроль за состоянием окружающей среды, осуществляемый с помощью дистанционных методов.

Дистанционные методы часто используют разнообразные автоматизированные системы, например, с нескольких тысяч автоматизированных метеостанций информация о состоянии приземного слоя атмосферы поступает в центры обработки этих данных и прогнозирования. Такие системы действуют для сбора информации о состоянии водных объектов, ледников и тому подобного во многих странах.

Многие разделы географической науки базируются на физических подходах к изучению природных процессов, то есть к учету основных физических законов (закон сохранения вещества, энергии) применительно к конкретным географическим объектам или их частям. На этой основе удается рассчитывать и прогнозировать разнообразные процессы на суше, в атмосфере, в реках, озерах, океанах и морях. Они дают возможность предвидеть, например, развитие ледников и многолетней мерзлоты, оценивать скорость таяния сезонных и многолетних снегов, вероятность образования лавин и селей, размыва русел рек, состояние водохранилищ и т.п.

В современной географии широко используется метод причинно-следственного анализа изменений компонентов природной среды, с помощью которого определяются закономерности формирования разных типов почв, растительности, ландшафтов, хозяйственной специализации отдельных территорий с учетом состояния солнечной радиации, испарения и осадков, комплекса природных ресурсов, географического положения страны, региона и т.д. Поэтому в географии находят применение методы не только физических, но и химических, биологических, экономических и социологических исследований.

3. Источники географической информации. Многообразие методов географических исследований объясняет существование большого числа источников географических знаний, важнейшими из которых являются карты.

Как уже было сказано, картографический метод является традиционным методом исследований, а создание карт — это один из их конечных результатов. Географические карты содержат информацию о различных явлениях и процессах, границах их распространения. Огромное количество тематических карт (навигационные, почвенные, климатические, синоптические, геологические, гидрологические и т.д.) содержат сведения, необходимые не только людям разных профессий: геологам и штурманам, военным и агрономам, строителям и архитекторам. Без хорошей подробной карты невозможен поход по незнакомым (и особенно малонаселенным) местам. Карты используются при планировании и проведении полевых исследований. Они же являются основой для составления новых карт, имеющих иное информационное содержание.

Однако не все географические данные можно отобразить на карте. Важнейшим источником информации о природе и природных ресурсах различных территорий служат географические описания в виде научных и научно-популярных изданий, журнальные статьи, научные отчеты об экспедиционных и иных исследованиях, энциклопедии, словари, статистические сборники и др.

Но кто сказал, что знания об окружающем мире мы получаем только из научных изданий? Богатейшим источником информации, в том числе и географической, являются фотоальбомы, документальные и художественные фильмы, прогнозы погоды, а также материалы периодической печати о землетрясениях, засухах, наводнениях, открытиях, путешествиях, событиях политической и экономической жизни. Даже почтовые марки способны многое рассказать о природе и хозяйстве различных стран.

И конечно, современные исследования невозможны без широкого применения информационных технологий. Компьютерные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и распространения данных, привязанных к системе географических координат, называются географическими информационными системами (ГИС). Это обширная база данных, которая в цифровой форме накапливает разнообразную информацию, касающуюся какой-либо территории, и может оперативно дополняться, обновляться, обрабатываться и быть в каком угодно виде, чаще всего в виде карт.

Структуру ГИС можно представить в виде системы информационных слоев. Первый слой — это картографическая основа: координатная сетка, контуры местности. Последующие слои отражают административное деление территории, структуру дорожной сети, характер рельефа, гидрографию, населенные пункты, тип почв, растительности, сельскохозяйственных угодий, возрастной состав населения и т.д. В сущности, ГИС — это электронный атлас (рис. 3). Но не только. Слои в составе ГИС могут выводиться и рассматриваться отдельно, как страницы обычного атласа, но и совмещаться в самых разных комбинациях, сопоставляться между собой, а анализ данных позволяет создать производные слои. То есть на основе имеющегося объема информации возникает новая информация.

Читайте также: