Геоэкономическое положение и потенциал регионов республики казахстан конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Геополитика и геополитическое положение Казахстана

Геополитика – это наука, изучающая в единстве
географические, исторические, политические и другие
взаимодействующие факторы, оказывающие влияние на
стратегический потенциал государства
ГЕОПОЛИТИКА
Факторы
1. Географические
2. Политические
3. Экономические
4. Военные
5 .Экологические
6. Демографические
7. Культурно-релиогизные
8. Этнические
Контроль над пространством (территорией)
ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ВОЕННЫЙ
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
КОММУНИКАЦИОННЫЙ

Фридрих Ратцель – основатель геополитики. На основе эволюционной
теории Ратцель развивает идеи государственности. Из взаимодействия
между землей, почвой (Boden), и народом (Volk) государство приобретает
свою
организационную
форму,
свою
органическую
сущность.
Территориальными
или
естественными,
природными
свойствами
государства являются величина, положение, формы поверхности,
растительность и орошение, отношение к другим частям земной
поверхности. Процветание государства полностью основывается на
свойствах его территории. Для своего существования государство должно
обеспечить себя достаточным жизненным пространством (Lebensraum).
Только значительное пространство может обеспечить доминирующие
позиции в мире. Преследование власти среди других стран может сделать
государство мировой державой (Weltmacht) и, в конце концов, привести
его к мировому господству. Ратцель считал, что государство должно иметь
площадь 5 млн. кв2

Челлен – автор понятия геополитика. По его теории
силу государства определяется как функция от пяти
свойств: территория, хозяйство, народ, общество, власть.
Мощь государства выражается следующей формулой:
Мощь государства = f(естественно-географические
свойства + хозяйство + народ + форма государственного
правления)

Маккиндер – теория хартленда (Сердцевинная земля).
Кто управляет Восточной Европой, тот управляет хартлендом.
Кто управляет хартлендом, тот командует Мировым островом.
Кто управляет Мировым островом, тот командует всем миром.

Спикмен – теория хартленд-римленд.
Кто контролирует римленд, тот контролирует Евразию
Кто контролирует Евразию, тот контролирует весь мир.


Природно-ресурсный потенциал, социально-экономические и технологические возможности Казахстана выгодно отличаются от других стран Центральной Азии, несмотря на то, что страны ЦА также не обделены недровыми ресурсами. Преимущества заключаются, прежде всего, в более выгодном по сравнению с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном экономико-географическом положении, которое определяет определенную зависимость этих стран от Казахстана в транзите грузов в Россию и страны Европы.

Геоэкономическое положение Казахстана между Россией и Китаем также выступает мощным фактором, оказывающим позитивное влияние на рост национальной экономики Казахстана. Преимущества также заключаются в особенностях приграничных территорий по периметру казахстанско-российской границы, которые определяют развитие производственно-технологических связей, причем обоюдовыгодных, с выходом на экономическую интеграцию инновационного направления.

Вместе с тем, сложившиеся за последние 20 лет независимости различия между странами Центральной Азии появились сразу, они имели место в недалеком советском прошлом.

Так, с начала 1980-х гт. в среднеазиатских республиках темпы урбанизации либо резко замедлились, либо пошли вспять. Темпы индустриализации уже не поспевали за ростом населния в сельской местности. Отчасти это было связано с направлением большей доли ресурсов на финансирование проектов освоения новых топливно-сырьевых ресурсов, строительство новых транспортных магистралей (БАМ), экспортных трубопроводов, с ростом военных и оборонных расходов. В республиках Прибалтики, Закавказья, Казахстане, Молдове, Белоруссии, Украине и России рост доли городского населения продолжался вплоть до распада СССР. Их индустриализация в 1970-1980- е гг. была тесно связана с развитием сотрудничества в рамках СЭВ [4].

Рост различий в темпах урбанизации отражает начавшееся в 1980-е годы усиление межреспубликанских различий в уровнях социально-экономического развития. Их усиление было связано с разной динамикой населения и урбанизации. Довольно близкие значения уровней зарплаты в республиках - разница между максимальным и минимальным уровнем в 1990 г. составляла всего 1,5 раза, и сочеталась с большими различиями по доле малообеспеченного населения. В Таджикистане около половины населения жило ниже границы малообеспеченности, а в республиках Прибалтики эта доля составляла 1% и менее. Около четверти и более населения других стран Средней Азии и Азербайджана имело денежные доходы на душу населения ниже 75 руб [5].

К моменту распада СССР разница по величине ВВП на душу населения и его структурой между союзными республиками оставалась довольно существенной. Наиболее развитую часть государства по произведенному ВВП на душу населения составляли Россия и Прибалтийские республики, а наименее развитую - республики Средней Азии, а также Армения и Молдова [6].

Казахстан, как правило, занимал срединное положение по рассматриваемым показателям среди республик бывшего Союза. Находясь между центрами мировой экономики, страны Центральной Азии по-разному воспользовались своими преимуществами, природно-ресурсным потенциалом, и, что особенно было и остается характерным для них, - это разнонаправленность экономических реформ, обуславливающая экономическую дезинтеграцию.

Очевидно, руководители центрально-азиатских государств исходили из того, что в Центральной Азии будут происходить процессы регионализации, то есть конструирование межгосударственных отношений на основе общемировых, универсальных стандартов, форм и правил, планетарного общежития. К сожалению, за прошедшие 20 лет регионализации Центральной Азии не произошло, и она в настоящее время выступает как географическая, нежели региональная целостность.

Вместе с тем, страны Центральной Азии входят в число 43 стран, мира не имеющих выхода к морю. Это обстоятельство приводит к тому, что ежегодно из-за анклавного положения эти страны при осуществлении внешнеэкономических связей теряют до 0,5% ВВП, и вынуждены испытывать влияние более мощных в экономическом отношении соседей.

Концентрация мирового ВВП в нескольких регионах мира

Рисунок 1 - Концентрация мирового ВВП в нескольких регионах мира

В сложившейся ситуации важно выявить внутренние и внешние причины, обуславливающие различные сценарии развития региона в соответствии с геостратегическими устремлениями ведущих геополитических игроков в Центральной Азии. Из множества существующих концептуальных подходов к странам Центральной Азии мы попытались выделить лишь ключевые, определяющие решение судьбоносных вопросов данного региона (рисунки 1,2).

Таблица 1 - Концептуальные подходы к социально-экономическим и геополитическим процессам в Центральной Азии

Теории, концепции и стратегии Время появления концепций и т.д. Страны, возникли данные концепции Геополитические устремления геополитических игроков на территории стран Центральной Азии
Теория управляемого хауса Конец 20 века США Господство в регионах и в мире
Теория "Большой Центральной Азии" Конец 20 века США Господство в регионе
Концепция северных территорий и стратегия КНР в рамках ШОС Конец 20 века и начало 21 века Китай Уселение торгово-экономических позиций в регионе и формирование единого экономического пространства (ЕЭП) при доминирующей роли Китая
Стратегические интересы России в Центральной Азии Начало 21 века Россия Сотрудничество с регионом, усиление роли ЕврАзЭс и Таможенного союза, формирование Евразийского Союза

То есть создавалась ситуация, при которой развитие стран Центральной Азии определялось не только решением собственными силами социально-экономических, демографических, межэтнических, водно-энергетических, межгосударственных и, в особенности, региональных задач, но и еще большим влиянием геополитических факторов. Данная ситуация не только сохраняется, но и усиливается. Логически это предопределило разработку различных теорий, концепций, стратегий отражающих геополитические интересы ведущих стран мира в Данном регионе.

Страны не имеющие выход к морю

Рисунок 2 — Страны не имеющие выход к морю

Ссылки на источники:

Доклад о мировом развитии. Новый взгляд на экономическую географию.- Москва. Издательство "Весь мир", 2009 г., 103 с.

Авторы: Надыров Ш.М., Нюсупова Г.Н., Мылкайдаров А.Т., Иканова А.С.


Помочь учащимся определить роль и место страны в мировом сообществе.

Задачи:

Образовательная: Углубление и систематизация знаний учащихся о стране и её месте в мире, полученных на уроках гуманитарного цикла;

Развивающая: Развитие навыков критического мышления, коммуникативных навыков и навыков публичного выступления;

Воспитательная: Воспитание осознания причастности к судьбе своей страны, патриотизма и ответственности;

Оборудование: политическая карта мира, раздаточный материал, рисунки учащихся, компьютер, аудио- видеотехника.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

Глава Государства в своем Послании народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана" отметил – реализация Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы остается главным ориентиром модернизации экономики.

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы (далее – Госпрограмма) направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.

Форсированная индустриализация – объективная необходимость для Казахстана сегодня. За счет рациональной территориальной организации экономического потенциала – Карты индустриализации – программа позволит создать новые центры экономического роста в стране, сбалансировано развивать приоритетные отрасли.

За 2 года реализации Госпрограммы создана необходимая нормативная база индустриальной политики (Рис. 1)

Приняты законы о государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности, энергосбережении и повышении энергоэффективности. Разработаны и приняты законы, предусматривающие развитие специальных экономических зон и снижение административных барьеров для бизнеса.

Для более эффективных действий приняты 13 отраслевых программ по всем приоритетным отраслям: горно-металлургической, машиностроения, химической, фармацевтической, легкой, строительной индустрии и производства строительных материалов, развитию нефтегазового сектора, транспортной инфраструктуры, развитию агропромышленного комплекса, космической деятельности, а также по развитию информационных и коммуникационных технологий и перспективных направлений туристской индустрии, в которых содержится свыше 100 новых инструментов поддержки бизнеса.

Работа в тетради.

Кроме того, в регионах приняты 16 программ развития территорий, в которых предусмотрен раздел по индустриально- инновационному развитию.

Реализуется Карта индустриализации и Схема рационального размещения производственных мощностей.

В целом все это позволило выстроить системную работу по индустриализации.

Конспект урока по географии Экономический потенциал современного Казахстана

Ключевой задачей за 5 лет было обеспечить увеличение ВВП на не менее чем 7 трлн. тенге, примерно на 50 % от ВВП 2008 года, в реальном выражении прирост ВВП - 15 %, но уже в 2011 году этот показатель достигнут – ВВП составил 27,3 трлн. тенге, увеличившись к 2008 году на 11,2 трлн. тенге. Реальный прирост – 16,7%, а к 2010 г. – 7,5%.

По проведенным исследованиям Института прирост ВВП в 2010 году произошел за счет увеличения основных средств 3,9% и численности занятых 1,9%.

Вклад проектов Карты индустриализации в приросте ВВП составляет в 2010 году 1,5% и в 2011 году 1,3% (Рис. 2).

Со старта Госпрограммы, начиная с 2010 года, после спада прошлых лет, наметился устойчивый рост обрабатывающей промышленности. Впервые темпы ее роста опережают темпы роста горнодобывающей промышленности.

Так в 2010 году в горнодобывающей отрасли рост к предыдущему году составил порядка 5%, обрабатывающей промышленности 18%. В 2011 году прирост в производстве обрабатывающей промышленности составил 6,2%, в горнодобывающем секторе – 1,3%. По итогам января-марта 2012 года эта тенденция сохранилась: прирост в производстве обрабатывающей промышленности составил 8,6%, в горнодобывающем секторе отмечается снижение на 0,2 процентных пункта (ИФО – 99,8%) (рис. 3).

Объем инвестиций в основной капитал в январе-декабре 2011г. составил 4985,9 млрд. тенге, что на 2,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Объем валового выпуска продукции (услуг) сельского хозяйства в январе-декабре 2011г. составил 2256,6 млрд. тенге, увеличившись на 26,7% к 2010г.

Объем розничной торговли за отчетный период составил 3673,2 млрд. тенге (без оборота общественного питания) и увеличился на 12,5% по сравнению с январем-декабрем 2010г.

Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-ноябре 2011г. составил 113197,6 млн. долларов CША и по сравнению с январем-ноябрем 2010г. увеличился на 41,8%, в том числе экспорт – 79820,8 млн. долларов США (на 51,7% больше), импорт – 33376,8 млн. долларов США (на 22,6% больше).

Уровень безработицы снизился по сравнению с 2010 годом на 0,1 процент и в 2011 году составил 5,4% к численности экономически активного населения.

В сравнении с итогами 2008 года удельный вес высококвалифицированной рабочей силы увеличился с 45,6% до 78,2%.

Чистые поступления прямых иностранных инвестиций в Казахстан, в I полугодии 2011 г. составили 7.5 млрд. долл. против 5.7 млрд. в соответствующем периоде 2010 г. Таким образом, приток вырос на 31%. Приток прямых иностранных инвестиций в страну в 2010 году составил $10 млрд.

Схема рационального размещения производственных мощностей Республики Казахстан до 2015 года.

В целях реализации Госпрограммы реализуется Схема рационального размещения производственных мощностей Республики Казахстан до 2015 года (далее – Схема).

Схема отображает результаты координации перспективных планов развития инфраструктурной и ресурсной базы страны с учетом проектов Карты индустриализации.

В ней также представлены индикативные показатели прогнозных балансов топливно-энергетических, рудных, нерудных, минеральных ресурсов, а также водных и земельных ресурсов. Также представлен прогноз основных параметров социально-экономического развития до 2015 года по регионам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природно-ресурсный потенциал – все природные богатства страны, доступные для освоения.

Научно-технический потенциал оценивают по достижениям в науке и технике: открытиям, изобретениям, новым технологиям.

В производственном потенциале основное – орудие производства (станки, оборудование, машины), затем производственные здания, дороги, денежные средства.

Важное слагаемое экономического потенциала является географическое положение. Удобное ГП может приносить доходы, сравниваемые с доходами от международной торговли. Главный источник этих доходов – платежи за провоз по территории страны иностранных грузов.

Проанализируйте таблицу 2 на стр. 28.

Показатели социально-экономического развития:

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это стоимость продукции, произведенной во всех отраслях экономики за год.

Индекс человеческого развития (ИЧР) – долголетие, образованность, материальное благосостояние. Рассмотрим рис.10 на стр.30.

определите по рисунку место нашей страны в мире по ИЧР.

В какие годы место Казахстана было самым высоким и самым низким?

Чем было вызвано снижение ИЧР в середине1990-х годов?

По ИЧР Казахстан относится к группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Экономика нашей страны опирается на значительный экономический потенциал. Это – важнейшая предпосылка модернизации и успешного развития страны.

Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь района.

Развивающие задачи:

  1. Продолжить развивать умения работать по типовому плану.
  2. Развивать умение учащихся давать хозяйственную оценку
    природным условиям и ресурсам.
  3. Продолжить формирование работы с статистическим
    материалом.
  4. Формировать умение обобщать и делать выводы используя
    различные источники знаний.

Воспитательная задача: Воспитывать чувство ответственности за принятие решения.

Тип урока: Комбинированный.

Форма обучения: Дифференцированно-групповая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
частично-поисковый, исследовательский, практический.

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап опроса.
  3. Этап исследования.
  4. Этап закрепления.
  5. Итог урока.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению следующего экономического района, но прежде, повторим пройденный материал. Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.

Зеленая карточка — дается вам при полном , правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов.
Желтая карточка — получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. Красная карточка — дается при отсутствие ответа и не знание карты. Значит напрашивается вывод: чем больше группа получит зеленых сигнальных карточек, тем выше будет оценка.
Приступаем к работе — два человека из каждой группы получают индивидуальное задание, а остальные работают со мной.

Итак закончили работать.

Цель урока: выяснить уникальные особенности географического положения Западного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.

Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак
приступаем к работе.

Изучение нового материала. Музыкальное оформление (классическая музыка).

Задание первой группе: 1. Работая с политико-административной картой Казахстана(страница 2-3) дайте оценку экономико-географическому положению(понятие экономический район)

Б) состав (показать)

Г) пограничные районы

Ответ: Экономический район — это территория, которая отличается от других специализацией и особенностями комплексного развития хозяйства, своеобразным географическим положением, природными и трудовыми ресурсами. Западный Казахстан расположен на крайнем западе и юго-западе, в его состав входят Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская. Изменения в границах территории не происходило, граничит со всеми экономическим районами, кроме Восточного, а также с европейской частью Российской Федерацией, Туркменистаном и Узбекистаном. По территории проходит граница между Европой и Азией (показ). Большая часть экономического района расположена в азиатской части. Площадь — 729 тыс. кв.км.

Вывод: первое место по площади, две части света, проходит граница между Европой и Азией (запись в виде схемы).

Задание второй группе: а) изучите природные условия данного экономического района используя карту физическую Казахстана, б) проследите климатическую карту в учебнике физическая география Казахстана (автор Бейсенова, Карпеков) страница 89,90,95 ответьте на вопрос: как изменяется средняя температура января, июля с севера на юг и количество осадков в теплое время года на территории Западного Казахстана. Объясните почему?

  1. понятие природные условия
  2. рельеф (показать по карте) и сделать вывод
  3. климат (температура января, июля, осадки)
  4. сделать вывод.

Ответ: природные условия — это совокупность географической среды, природных ресурсов и других компонентов географической среды.

Рельеф — Общий сырт, заходит южной частью на территорию Казахстана

Вывод :распространены плоские низменности и слабовсхолмленные равнины, нет высоких гор. Значительные площади заняты сыпучими или платообразными возвышенностями.

Климат — проанализировав карту климата мы определили

  1. температура января на севере -14 градусов Цельсия; температура июля + 22, +25
    градусов Цельсия.
  2. температура января на юге -4; -9 градусов Цельсия; температура
    июля +28 градусов Цельсия.
  3. годовое количество на севере выше 300 мм; на юге 150мм.

Вывод: климат умеренный резко континентальный, засушливый, летом на
распределения тепла влияют угол падения солнечных лучей и степень нагревания земной
поверхности.

Учитель: итак себе уяснили следующее, что рельеф однообразен. Нет высоких гор, климат умеренный резко континентальный, засушливый. Переходим к группе № 3. Задание третьей группе:

  1. Проанализируйте физическую карту Казахстана и карту атласа топливно-энергетического комплекса страница 6-7, выясните, каким природными ресурсами обеспечен данный экономический район. Приведите пример и покажите крупные месторождения.
  2. Проанализируйте структуру добычи нефти и природного газа по областям и выясните на территории какой области добывают максимальное количество нефти и газа, почему?
  3. Работая с дополнительным материалом найдите в тексте ответ на следующий вопрос. В каком году компания Шевройл и Казахстан создали совместное предприятие по разведке и добычи нефти. С какими иностранными компаниями заключены соглашения?
  4. По физической карте определите обеспеченность Западного Казахстана водными ресурсами.

Ответ: при работе с картой мы определили, что Западный Казахстан богат следующими полезными ископаемыми

  1. месторождение Доссор и Макат находятся в Атырауско-Эмбенском бассейне, это первые месторождения
  2. на полуострове месторождения Каламкас и Каражанбас
  3. Узень и Жетыбай
  4. на севере Западно-Казахстанской области крупнейшее Карачаганакское месторождение
  5. В Мугоджарах большие запасы хромитовых руд, никеля, фосфоритов, бурого угля, единственное месторождение известняка-ракушечника (Мангистауская область)

Вывод: Западный Казахстан единственный в республике нефтегазоносный район, богатый район, как по запасам так и по разнообразию полезных ископаемых. Очень большие запасы нефти обнаружены на Каспийском шельфе, где проведены огромные работы, по подготовке к освоению шельфа (Кашаган, Шатан, Курмангазы). На ваших столах находятся сведения о нефтяных ресурсах Каспийского региона. Ваше внимание обращаю на то, что с северной части Каспии сосредоточены большие запасы нефти, они составляют 20 млрд.баррелей.

Что такое баррель? Баррель в переводе с английского — бочка, мера вместимости и объема в системе английских мер. В США различают сухой и нефтяной баррель. Один баррель равен 159 дм. куб. По оценке западных экспертов Казахстан занимает 11 место в мире по запасам нефти, а по запасам нефти месторождения Кашаган пятое место в мире.

Освоение Каспийского шельфа, пока затруднено, из-за отсутствия единого соглашения между странами имеющие выход к Каспийскому морю ( Россия, Иран, Азербайджан, Туркмения, Казахстан). Только Казахстан и Россия пришли к соглашению по освоению шельфа. Вы знаете,что нефть транспортируется по нефтепроводам. Каспийский трубопроводный консорциум начал свою деятельность в 2001 году. 1580-ти километровый трубопровод, идущий от Тенгизского месторождения до черноморского порта Новороссийск.

По нему потечет не только нефть Тенгиза, но и нефть российских и казахстанских месторождений. Хочется сказать и о других полезных ископаемых. По добычи хромитовых руд наша страна занимает второе место в мире. Хром экспортируется в 40 страны. По запасам фосфоритов занимает второе место после США и первое место среди стран СНГ.

Ответ по водным ресурсам: протекает Урал, Эмба недоносит свои воды, самое большое море-озеро Каспийское море. Остальная территория лишена рек.

Вывод: Речная сеть развита слабо, огромные территории вообще лишены рек. Недостаток водных ресурсов.

Переходим к четвертой группе.

Задание группы 4: Проанализируйте карту атласа население Казахстана страница 4-5, ответьте на следующие вопросы

  1. Как размещается население по территории Западного Казахстана?
  2. Какая часть района плотно заселена, почему? (благоприятные условия для проживания)
  3. Проанализируйте диаграмму численность населения отдельных национальностей, выясните какая национальность имеет наиболее высокий удельный вес, и почему?
  4. По статистическим материалам определите среднюю плотность каждой области. Какая область имеет максимальную и минимальную плотность населения, почему?Определите? какая область высокоурбанизированная? Почему? Сделайте вывод.

Ответ: коренное населения преобладает, средняя плотность составляет 2,7 чел на 1 кв. км. Малонаселенный.

Учитель: ответ этой группы хочу закончить стихотворением:

Эту вечную ширь, не окинуть внимательным взором

Верно, думали предки под топот веселых копыт

Что ж нам, не кочевать на распахнутых солнцу просторах

На приволье, где время и то не заметно летит.

Определения средней плотности населения

Площади (тыс. кв.км)

Население (тыс. чел)

Средняя плотность (чел/кв.км)

Доля городского в%

Доля сельского в%

Закрепление нового материала

Сегодня мы с вами изучили первые три вопроса плана, остальные вопросы изучим на следующем уроке. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте.

Выполнение практической работы.

Учитель напоминает о работе с контурной картой (выполняем простым карандашом, подписываем печатными буквами, название географических объектов должны быть параллельны условным знакам). На контурной карте Западный Казахстан, обозначьте:

  1. Границу областей, подпишите областные центры.
  2. Отметьте крупные месторождения нефти, газа; фосфориты, хромиты, никелевые руды.
  1. Верно ли утверждение, что Восточный Казахстан самый маленький по площади?

а) не верно б) верно

а) с Центральным б) с Россией и Китаем в) с Центральным и Южным г) с Северным, Центральным, Южным, Россией, Китае.

  1. К какому типу умеренного пояса относится климат Восточного Казахстана?

а) континентальный б) резко континентальный

  1. Откуда берет сырье свинцово-цинковый завод в Усть-Каменогорске?

а) из Атырау б) из Зыряновска, Лениногорска в) из Балхаша, Жезказгана.

  1. На территории какой области возделывают подсолнечник?

а) Карагандинской б) Жамбылской в) Восточно-Казахстанской

  1. Какого значение реки Иртыш для Восточного Казахстана?

а) для судоходства б) для орошения в) для рыболовства г) запасы гидроэнергии

  1. В каком году была упразднена Семиполатинская область?

а) 1996г. б) 1997г. в) 1998г.

а) Центральный Казахстан б) Восточный Казахстан

1. Иртыш 2. Маркаколь 3. Зайсан 4. Нура 5. Алаколь 6. Тенгиз 7. Сарысу

  1. Ведущее место в АПК Восточного Казахстан занимает

а) растениеводство б) животноводство

  1. Площадь лесного фонда Восточного Казахстана составляет(тыс. га)

а) 3357 6) 4037 в) 5357

  1. Какой вид транспорта не развит на территории Восточного Казахстана?

а) железнодорожный б) автомобильный в) речной г) трубопроводный

а) второе б) никакого в) первое

  1. Какова площадь Восточного Казахстана (тыс кв.км.)?

А) 300 б) 283,3 в) 280,3

  1. Верно ли утверждение, что Восточный Казахстан занимает довольно выгодное
    положение?
  1. В каком городе расположен титаномагниевый завод в Казахстане?

А) Усть-Каменогорске Б) Шымкенте В) Балхаше

  1. Какой производственный цикл играет ведущую роль в экономике Восточного
    Казахстана?

А) черная металлургия Б) цветная металлургия В) машиностроение

А) Ишим Б) Или В) Иртыш Г) Сырдарья

  1. Верно ли утверждение, что Восточный Казахстан высокоурбанизированный регион?
  1. Средняя плотность Восточного Казахстана составляет (чел/ кв.км)

а) Восточный Казахстан б) Центральный Казахстан

1. Карагандинско-Темиртауский 2. Усть-Каменогорский 3. Балхашский 4. Зыряновский 5. Жезказганский

  1. Главной технической культурой Восточного Казахстана является:

а) сахарная свекла б) подсолнечник в) хлопчатник

  1. Какая молодая отрасль развита на территории Восточного Казахстана?

А) мараловодство б) свиноводство в) овцеводство

  1. Определите какой регион является лесной базой страны:

а) Восточный б) Центральный в) никакой из перечисленных

12. Формирование Усть-Каменогрского промышленного узла связано с развитием:

а) лесной б) цветной металлургии в) машиностроения

  1. Полуостров Бузачи — от казахского Бозащи — белесая солонцеватая местность.
  2. Месторождение Доссор — от сор — соленое озеро. Дос — казахское имя.
  3. Елек — приток Урала от казахского ветер — ветряная река.
  4. Карагие — самое низкое место Казахстана (-132 м) расположена на территории Мангистауской области, в переводе с казахского означает впадина черной кобылы.
  5. Полуостров Мангышлак — от казахского манкишлак, зимнее кочевье, овечье зимовье.
  6. Мугоджары — горы, продолжение Урала, с казахского — горный хребет, обрыв.
  7. Сагыз — река протекающая по территории Западного Казахстана, особое слово Огузов — правое крыло в войсках.
  8. Плато Устюрт — плоская возвышенность.
  9. Эмба река — йем — означает бой.

Урок проводился в 9 классе с математическим уклоном, где уровень направленности высокий. В этом классе я работаю первый год, как учитель-предметник. В классе 23 ученика: 4 — отличника, 6 — ударников, 13 учащихся занимаются удовлетворительно. Ребята самостоятельны, четко определяют цели и ставят задачи, которых они должны достичь и выполнить.

Хорошо развито логическое мышление, могут самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выделять главное, делать выводы. Работая в этом классе, я выполняю направляющую и контролирующую функции. Готовясь к этому уроку я ставила цель — показать самостоятельную работу учащихся по приобретению знаний с различными географическими источниками.

  1. повторить понятие экономический район.
  2. изучить уникальные особенности географического положения, природные условия, природные ресурсы Западного Казахстана, особенности их влияние на экономическую жизнь страны, а также рассмотреть размещение населения и рассчитать среднюю плотность.

Развивающие задачи: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство ответственности за принятие решения, умение работать в группе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Они должны находить необходимые сведения, ориентироваться в потоке информации, знать, где можно найти нужные данные, уметь самостоятельно сделать обобщения и выводы. Самостоятельная работа повышает эффективность использования учебного времени, формирует трудолюбие учащихся. Эта форма обучения, дает возможность испытать радость напряженного умственного, творческого труда, возбуждает желание размышлять, искать, обогащать себя новыми знаниями. Она повышает интерес к учебе, ибо интереснее самостоятельно добывать знания, чем получать их в готовом виде.

Учитель при такой форме обучения выступает не столько как информатор о новых знаниях, а как организатор, консультант и оппонент учебной деятельности. На первом этапе урока был проведен фронтальный опрос с целью повторения ранее изученного материала, а также вовлечения ребят в активную работу. При изучении нового материала использовалась работа в группах.

Наиболее успешно самостоятельная деятельность учащихся решается когда ребята сотрудничают в группе, при такой форме обучения цель достигается только в результате самостоятельной работы каждого учащегося. При выполнении задания использовались дополнительные источники информации, которыми являлись: электронный учебник, новый учебник физическая география Казахстана, автор Бейсенов, Карпеков, физическая и экономическая карта Казахстана, статистические материалы, а также материалы периодической печати.

На уроке применялись следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный,
проблемный и частично-поисковый.

При изучение нового материала прослеживалась связь с другими предметами , такими как казахский язык (это перевод географических названий), история (информация о реке Урал), литература, математика (расчет средней плотности), физика (понятие баррель).
На уроке были созданы благоприятные условия для усвоения нового материала. Учащиеся были обеспечены учебными пособиями, во время урока сложилась доброжелательная обстановка. Поэтому класс работал активно, ребята давали полные, грамотные ответы. За работу учащиеся оценивались сигнальными карточками.

На основании выше изложенного, считаю, что урок достиг своей цели, поставленные мною задачи были решены.

Читайте также: