Генетический код транскрипция синтез белков в клетке 10 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Тема Генетический код и БИОСИНТЕЗ БЕЛКА. Генетический код Генетический код Свойства генетического кода. Свойства генетического кода. Ген Ген БИОСИНТЕЗ." — Транскрипт:

1 Тема Генетический код и БИОСИНТЕЗ БЕЛКА

2 Генетический код Генетический код Свойства генетического кода. Свойства генетического кода. Ген Ген БИОСИНТЕЗ БИОСИНТЕЗ Транскрипция Транскрипция Трансляция Трансляция

3 Генетический код – это способ, с помощью которого информация о строении белка записана в ДНК. Информация о строении белков закодирована в ДНК, которая у эукариот входит в состав хромосом и находится в ядре. Участок ДНК (хромосомы), в котором закодирована информация об одном белке, называется ген.

4 Свойства генетического кода. 1. Триплетность : каждая аминокислота триплетом нуклеотидов. Три стоящих подряд нуклеотида одной аминокислоты. 2. Однозначность: один триплет не может кодировать две разные аминокислоты. 3. Избыточность: каждая аминокислота может определяться более чем одним триплетом. 4. Неперекрываемость: любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета.

5 Универсальность: у животных и растений, у грибов, бактерий и вирусов один и тот же триплет кодирует один и тот же тип аминокислоты, Полярность : из 64 кодовых триплетов 61 кодон – кодирующие, кодируют аминокислоты, а 3 нуклеотида – бессмысленные, не кодируют аминокислоты, терминирующие синтез полипептида при работе рибосомы (УАА, УГА, УАГ)..

6 ГЕН- ЭТО УЧАСТОК МОЛЕКУЛЫ ДНК, КОДИРУЮЩИЙ ПЕРВИЧНУЮ СТРУКТУРУ ОДНОЙ ПОЛИПЕПТИДНОЙ ЦЕПИ.

7 Генетический код и его свойства

9 Биосинтез белка сложный многостадийный процесс синтеза полипептидной цепи из аминокислот, происходящий на рибосомах с участием молекул мРНК и тРНК. Процесс биосинтеза белка требует значительных затрат энергии

11 Транскрипция-процесс синтеза РНК на ДНК. Информация о структуре белков хранится в виде ДНК в ядре клетки, а синтез белков происходит на рибосомах в цитоплазме.

12 Процесс синтеза белка называют трансляцией. Процесс синтеза белка называют трансляцией. Молекула иРНК соединяется с рибосомой тем, с которого должен начаться синтез белка. Аминокислоты, необходимые для сборки белка, доставляются к рибосоме специальными транспортными РНК Молекула иРНК соединяется с рибосомой тем, с которого должен начаться синтез белка. Аминокислоты, необходимые для сборки белка, доставляются к рибосоме специальными транспортными РНК

14 Тест 1. Сходство и отличие организмов определяются, в конечном итоге, набором: 1. Белков 1. Жиров. 2.Углеводов. 3. И белков, и жиров, и углеводов.

15 Тест 1. Сходство и отличие организмов определяются, в конечном итоге, набором: 1. Белков. 1. Жиров. 2.Углеводов. 3. И белков, и жиров, и углеводов.

16 Тест 2. Какое суждение верно? 1. Белки у представителей одного вида одинаковы. 2. Гемоглобин человека и шимпанзе одинаков. 3. Белки устойчивы и сохраняются на протяжении всей жизни.

17 Тест 2. Какое суждение верно? 1. Белки у представителей одного вида одинаковы. 2. Гемоглобин человека и шимпанзе одинаков. 3. Белки устойчивы и сохраняются на протяжении всей жизни.

18 Тест 3. Что такое транскрипция? 1. Удвоение ДНК. 2. Синтез иРНК на ДНК. 3. Синтез полипептидной цепочки на иРНК.

19 Тест 3. Что такое транскрипция? 1. Удвоение ДНК. 2. Синтез иРНК на ДНК. 3. Синтез полипептидной цепочки на иРНК.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждой клетке синтезируется несколько тысяч различных белковых молекул.

Белки недолговечны, время их существования ограничено, после чего они разрушаются.

Код ДНК. Информация о последовательности аминокислот в белковой молекуле закодирована в виде последовательности нуклеотидов в ДНК. Кроме белков, н уклеотидная последовательность ДНК кодирует информацию о рибосомальных РНК и транспортных РНК.

Информация о последовательности аминокислот в белковой молекуле закодирована

в виде последовательности нуклеотидов в ДНК.

Кроме белков, н уклеотидная последовательность ДНК кодирует информацию о рибосомальных РНК и транспортных РНК.

Код ДНК. Итак, последовательность нуклеотидов каким-то образом кодирует последовательность аминокислот. Все многообразие белков образовано из 20 различных аминокислот, а нуклеотидов в составе ДНК - 4 вида.

Итак, последовательность нуклеотидов каким-то образом кодирует последовательность аминокислот. Все многообразие белков образовано из 20 различных аминокислот, а нуклеотидов в составе ДНК - 4 вида.

Код ДНК. Если предположить, что один нуклеотид кодирует одну аминокислоту, то 4 нуклеотидами можно закодировать…. Если 2 нуклеотида кодируют одну аминокислоту, то количество кодируемых кислот возрастает до ….

Если предположить, что один нуклеотид кодирует одну аминокислоту, то 4 нуклеотидами можно закодировать….

Если 2 нуклеотида кодируют одну аминокислоту, то количество кодируемых кислот возрастает до ….

Код ДНК. Значит, код ДНК должен быть триплетным. Было доказано, что именно три нуклеотида кодируют одну аминокислоту, в этом случае можно будет закодировать 4 3 - 64 аминокислоты. А так как аминокислот всего 20, то некоторые аминокислоты должны кодироваться несколькими триплетами.

Значит, код ДНК должен быть триплетным. Было доказано, что именно три нуклеотида кодируют одну аминокислоту, в этом случае можно будет закодировать

4 3 - 64 аминокислоты.

А так как аминокислот всего 20, то некоторые аминокислоты должны кодироваться несколькими триплетами.

Код ДНК. Транскрипция

Код ДНК. Транскрипция



Код ДНК. Транскрипция Триплетность . Каждая аминокислота кодируется триплетом нуклеотидов – кодоном . Однозначность . Кодовый триплет, кодон, соответствует только одной аминокислоте. Вырожденность (избыточность). Одну аминокислоту могут кодировать несколько (до шести) кодонов. Универсальность . Генетический код одинаков, одинаковые аминокислоты кодируются одними и теми же триплетами нуклеотидов у всех организмов Земли.

Код ДНК. Транскрипция

Код ДНК. Транскрипция

5. Неперекрываемость . Последовательность нуклеотидов имеет рамку считывания по 3 нуклеотида, один и тот же нуклеотид не может быть в составе двух триплетов.

(Жил был кот тих был сер мил мне тот кот);

  • Наличие кодона- инициатора и кодонов-терминаторов.

Из 64 кодовых триплетов 61 кодон - кодирующие, кодируют аминокислоты, а 3 - бессмысленные, не кодируют аминокислоты, терминирующие синтез полипептида при работе рибосомы (УАА, УГА, УАГ). Кроме того, есть кодон - инициатор (АУГ) - метиониновый, с которого начинается синтез любого полипептида.

Реакции матричного синтеза Реакции матричного синтеза – особая категория химических реакций, происходящих в клетках живых организмов. Во время этих реакций происходит синтез полимерных молекул по плану, заложенному в структуре других полимерных молекул-матриц. На одной матрице может быть синтезировано неограниченное количество молекул-копий.

Реакции матричного синтеза

Реакции матричного синтеза – особая категория химических реакций, происходящих в клетках живых организмов.

Во время этих реакций происходит синтез полимерных молекул по плану, заложенному в структуре других полимерных молекул-матриц.

На одной матрице может быть синтезировано неограниченное количество молекул-копий.

Реакции матричного синтеза К этой категории реакций относятся: репликация, транскрипция, трансляция, обратная транскрипция. Репликация - процесс самоудвоения молекулы ДНК .

Реакции матричного синтеза

К этой категории реакций относятся:

  • репликация,
  • транскрипция,
  • трансляция,
  • обратная транскрипция.

Репликация - процесс

самоудвоения молекулы ДНК .

Реакции матричного синтеза К этой категории реакций относятся: репликация, транскрипция, трансляция, обратная транскрипция. Транскрипция - процесс синтеза молекулы информационной (матричной)РНК на матрице ДНК .

Реакции матричного синтеза

К этой категории реакций относятся:

  • репликация,
  • транскрипция,
  • трансляция,
  • обратная транскрипция.

Транскрипция - процесс

Реакции матричного синтеза К этой категории реакций относятся: репликация, транскрипция, трансляция, обратная транскрипция. Трансляция - процесс синтеза белка на матрице и-РНК .

Реакции матричного синтеза

К этой категории реакций относятся:

  • репликация,
  • транскрипция,
  • трансляция,
  • обратная транскрипция.

Трансляция - процесс

на матрице и-РНК .

Реакции матричного синтеза К этой категории реакций относятся: репликация, транскрипция, трансляция, обратная транскрипция. Обратная транскрипция – процесс синтеза ДНК на матрице вирусной РНК .

Реакции матричного синтеза

К этой категории реакций

  • репликация,
  • транскрипция,
  • трансляция,
  • обратная транскрипция.

Обратная транскрипция

процесс синтеза ДНК

на матрице вирусной РНК .

Реакции матричного синтеза Центральная догма молекулярной биологии: ДНК  РНК  белок.

Реакции матричного синтеза

Центральная догма молекулярной биологии:

ДНК  РНК  белок.

Строение гена эукариот. В ДНК одна цепь кодирует последовательность аминокислот, другая, комплементарная ей, не кодирует аминокислоты. Начало гена принято изображать на рисунке слева, на 3‘ конце кодирующей цепи. Перед геном находится промотор – последовательность нуклеотидов, с которой соединяется фермент РНК-полимераза.

Строение гена эукариот.

В ДНК одна цепь кодирует последовательность аминокислот, другая, комплементарная ей, не кодирует аминокислоты.

Начало гена принято изображать на рисунке слева, на 3‘ конце кодирующей цепи. Перед геном находится промотор – последовательность нуклеотидов, с которой соединяется фермент РНК-полимераза.

Транскрипция у эукариот. РНК-полимераза может присоединиться только к промотору, который находится на 3

Транскрипция у эукариот.

РНК-полимераза может присоединиться только к промотору, который находится на 3'-конце матричной цепи ДНК, и двигаться только от 3'- к 5'-концу этой матричной цепи ДНК.

Транскрипция у эукариот. Синтез и - РНК происходит на одной из двух цепочек ДНК в соответствии с принципами комплементарности и антипараллельности от 5

Транскрипция у эукариот.

Синтез и - РНК происходит на одной из двух цепочек ДНК в соответствии с принципами комплементарности и антипараллельности от 5 '- к 3 '-концу .

Строительным материалом и источником энергии для транскрипции являются рибонуклеозидтрифосфаты (АТФ, УТФ, ГТФ, ЦТФ).

Транскрипция у эукариот. Транслируемая область начинается на 5 ’ –конце кодоном-инициатором , заканчивается на 3 ’ –конце кодоном-терминатором.

Транскрипция у эукариот.

Транслируемая область начинается на 5 –конце кодоном-инициатором , заканчивается на 3 ’ –конце кодоном-терминатором.

Повторение Письменное задание (в тетради): Участок молекулы ДНК имеет вид: – Т – А – Ц – А – А – Т – Г – Ц – Ц – А – Т – Т – || || ||| || || || ||| ||| ||| || || || – А – Т – Г – Т – Т – А – Ц – Г – Г – Т – А – А – Запишите молекулу и-РНК, образовавшуюся в результате транскрипции (кодогенной считать верхнюю цепочку молекулы ДНК). Обозначьте кодон-инициатор и стоп-кодон. Запишите название полипептида, закодированного в данном участке ДНК.

Письменное задание (в тетради):

Участок молекулы ДНК имеет вид:

– Т – А – Ц – А – А – Т – Г – Ц – Ц – А – Т – Т –

– А – Т – Г – Т – Т – А – Ц – Г – Г – Т – А – А –

  • Запишите молекулу и-РНК, образовавшуюся в результате транскрипции (кодогенной считать верхнюю цепочку молекулы ДНК).
  • Обозначьте кодон-инициатор и стоп-кодон.
  • Запишите название полипептида, закодированного в данном участке ДНК.

Проверка и-РНК имеет вид: – А – У – Г – У – У – А – Ц – Г – Г – У – А – А – 2. – А – У – Г – У – У – А – Ц – Г – Г – У – А – А – Полипептид: мет – лей – арг (метионин – лейцин – аргинин ) кодон -инициатор кодон -терминатор 23

– А – У – Г – У – У – А – Ц – Г – Г – У – А – А –

2. – А – У – Г – У – У – А – Ц – Г – Г – У – А – А –

(метионин – лейцин – аргинин )

Повторение Письменное задание (в тетради): Полипептид состоит из следующих аминокислот: метионин , гистидин, триптофан Запишите участок молекулы ДНК, кодирующий данный пептид. Проверка : – Т – А – Ц – Г – Т – А – А – Ц – Ц – А – Т – Т – || || ||| ||| || || || ||| ||| || || || – А – Т – Г – Ц – А – Т – Т – Г – Г – Т – А – А – 23

Письменное задание (в тетради):

Полипептид состоит из следующих аминокислот:

метионин , гистидин, триптофан

  • Запишите участок молекулы ДНК, кодирующий данный пептид.

– Т – А – Ц – Г – Т – А – А – Ц – Ц – А – Т – Т –

– А – Т – Г – Ц – А – Т – Т – Г – Г – Т – А – А –

Домашнее задание Повторить свойства генетического кода. Выучить реакции матричного синтеза. Выучит механизм процесса транскрипции. 4. Составить 2 задачи на генетический код и транскрипцию, записать их в тетради с решениями и на двойном листке только условие (без решений).

  • Повторить свойства генетического кода.
  • Выучить реакции матричного синтеза.
  • Выучит механизм процесса транскрипции.

4. Составить 2 задачи на генетический код и транскрипцию, записать их в тетради с решениями и на двойном листке только условие (без решений).


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Участники синтеза рибосома АУГ – УАЦ – ГЦЦ – АГЦ …. и – РНК т – РНК энергия А.

Участники синтеза рибосома АУГ – УАЦ – ГЦЦ – АГЦ …. и – РНК т – РНК энергия АТФ ферменты ?

Информация Информация о первичной структуре белка закодирована в молекуле ДНК.

Информация Информация о первичной структуре белка закодирована в молекуле ДНК в виде триплетов (кодонов) Триплет (кодон) – участок из трех нуклеотидов в молекуле ДНК Один триплет молекулы ДНК кодирует одну аминокислоту молекулы белка: 1 триплет 1 аминокислота

ДНК: АТГ – ГГЦ – ТГА – ГЦА – ТЦГ Белок: тир про тре арг сер ДНК: Белок: ген Г.

ДНК: АТГ – ГГЦ – ТГА – ГЦА – ТЦГ Белок: тир про тре арг сер ДНК: Белок: ген Ген – участок молекулы ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка: 1ген 1 белок Ген ген

Генетический код Первое основание Второе основание Третье основание У(А) Ц(Г).

Генетический код Первое основание Второе основание Третье основание У(А) Ц(Г) А(Т) Г(Ц) У(А) Фен Фен Лей Лей Сер Сер Сер Сер Тир Тир — — Цис Цис — Три У(А) Ц(Г) А(Т) Г(Ц) Ц(Г) Лей Лей Лей Лей Про Про Про Про Гис Гис Глн Глн Арг Арг Арг Арг У(А) Ц(Г) А(Т) Г(Ц) А(Т) Иле Иле Иле Мет Тре Тре Тре Тре Асн Асн Лиз Лиз Сер Сер Арг Арг У(А) Ц(Г) А(Т) Г(Ц) Г(Ц) Вал Вал Вал Вал Ала Ала Ала Ала Асп Асп Глу Глу Гли Гли Гли Гли У(А) Ц(Г)

Генетический код – система записи генетической информации в молекуле ДНК о ст.

Генетический код – система записи генетической информации в молекуле ДНК о строении молекулы белка Генетическая информация записана только в одной (кодогенной) цепи ДНК Генетический код ДНК и-РНК

Свойства генетического кода Триплетность Информация закодирована в виде трипл.

Свойства генетического кода Триплетность Информация закодирована в виде триплетов Однозначность Один триплет может кодировать одну аминокислоту Вырожденность (избыточность) Для большинства аминокислот существует несколько триплетов

Свойства генетического кода Неперекрываемость Нуклеотид входит в состав тольк.

Свойства генетического кода Неперекрываемость Нуклеотид входит в состав только одного триплета Прерывистость Между генами имеются "знаки препинания" Универсальность Код одинаков для всех живых организмов

Этапы биосинтеза ДНК и-РНК Транскрипция белок Трансляция

Этапы биосинтеза ДНК и-РНК Транскрипция белок Трансляция

I этап - транскрипция Цепи ДНК в области активного гена освобождаются от гист.

I этап - транскрипция Цепи ДНК в области активного гена освобождаются от гистонов, водородные связи разрываются и цепи ДНК расходятся ген Транскрипция происходит только с кодогенной цепи ДНК

I этап - транскрипция Транскрипция происходит с помощью фермента ДНК-полимера.

I этап - транскрипция Транскрипция происходит с помощью фермента ДНК-полимеразы по принципу комплементарности

и-РНК: ДНК: АЦЦ–АТА–ГТЦ –ЦАА – ГГА ЦЦУ УАУ – ЦАГ – ГУУ – Реакции, в которых.

и-РНК: ДНК: АЦЦ–АТА–ГТЦ –ЦАА – ГГА ЦЦУ УАУ – ЦАГ – ГУУ – Реакции, в которых одна молекула полимера служит матрицей (основой) для синтеза другой молекулы, называются реакциями матричного типа ДНК служит матрицей для синтеза и-РНК I этап - транскрипция УГГ –

и-РНК переносит информацию из ядра на рибосомы и становится матричной РНК (м-.

и-РНК переносит информацию из ядра на рибосомы и становится матричной РНК (м-РНК) м – РНК I этап - транскрипция

Трансляция – перевод нуклеотидной последовательности с и-РНК на аминокислотну.

Трансляция – перевод нуклеотидной последовательности с и-РНК на аминокислотную последовательность и сборка молекулы белка на рибосомах *В трансляции принимают участие молекулы т-РНК, все виды РНК, рибосомы, аминокислоты II этап - трансляция т-РНК и-РНК рибосома аминокислоты

"Трилистник" т-РНК и-РНК *Состоит из 75 нуклеотидов и имеет вид "клеверного л.

"Трилистник" т-РНК и-РНК *Состоит из 75 нуклеотидов и имеет вид "клеверного листа"

Акцепторный конец – присоединяет аминокислоту Кодовый триплет (антикодон) *Су.

Акцепторный конец – присоединяет аминокислоту Кодовый триплет (антикодон) *Существует 61 тип т-РНК с разными антикодонами ГУЦ Антикодон т-РНК комплементарен триплету на и–РНК "Трилистник" т-РНК вал

1. Инициация – начало биосинтеза Малая субъединица рибосомы нанизывается на м.

1. Инициация – начало биосинтеза Малая субъединица рибосомы нанизывается на м-РНК и скользит до точки инициации (начала) биосинтеза – это стартовый кодон АУГ Данный кодон соответствует – метиониновой т-РНК, которая связывается со стартовым кодоном с помощью водородных связей Стадии трансляции

Стадии трансляции м – РНК: АУГ ААГ ЦГУ ГГЦ Затем происходит присоединение бол.

Стадии трансляции м – РНК: АУГ ААГ ЦГУ ГГЦ Затем происходит присоединение большой субъединицы рибосомы *Целостная рибосома, несет два активных триплета – функциональный центр

Функциональный центр рибосомы – ФЦР (два триплета) А аминокислотный центр цен.

Функциональный центр рибосомы – ФЦР (два триплета) А аминокислотный центр центр узнавания аминокислоты Р пептидный центр центр присоединения аминокислоты

Стадии трансляции м – РНК: АУГ – ААГ – ЦГУ – ГГЦ … 2. Элонгация - сборка моле.

Стадии трансляции м – РНК: АУГ – ААГ – ЦГУ – ГГЦ … 2. Элонгация - сборка молекулы белка

Стадии трансляции 3.Терминация – окончание биосинтеза На стоп-кодонах синтез.

Стадии трансляции 3.Терминация – окончание биосинтеза На стоп-кодонах синтез полипептида прекращается Рибосома вновь разделяется на субъединицы

Стадии трансляции Полисома – молекула и-РНК, на которой находятся несколько р.

Стадии трансляции Полисома – молекула и-РНК, на которой находятся несколько рибосом, синтезирующих одинаковые белки

ДНК *Содержит информацию о первичной структуре белка *Служит матрицей для син.

ДНК *Содержит информацию о первичной структуре белка *Служит матрицей для синтеза и-РНК и-РНК *Переносит информацию о структуре белка из ядра на рибосомы *Служит матрицей для синтеза белка Роль участников синтеза белков

т-РНК *С помощью ферментов присоединяет аминокислоту и транспортирует ее на р.

т-РНК *С помощью ферментов присоединяет аминокислоту и транспортирует ее на рибосомы рибосома *Осуществляет сборку молекулы белка ферменты *Катализируют процессы биосинтеза Роль участников синтеза белков

аминокислоты *Служат строительным материалом для молекулы белка АТФ *Обеспечи.

аминокислоты *Служат строительным материалом для молекулы белка АТФ *Обеспечивает энергией процессы биосинтеза белка Роль участников синтеза белков

Задание 1. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ГГГТГГЦГТЦА.

Задание 1. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ГГГТГГЦГТЦАТ … Определите последовательность нуклеотидов и-РНК, антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот во фрагменте полипептида, используя таблицу генетического кода

ДНК: ГГГ – ТГГ – ЦГТ – ЦАТ … и-РНК: ЦЦЦ – ГУА … АЦЦ – ГЦА – т-РНК: ГГГ, УГГ.

ДНК: ГГГ – ТГГ – ЦГТ – ЦАТ … и-РНК: ЦЦЦ – ГУА … АЦЦ – ГЦА – т-РНК: ГГГ, УГГ, ЦГУ, ЦАУ… Белок: про – тре – ала – вал… Решение

2. Установите соответствие: ЭТАПЫ: 1) транскрипция 2) трансляция ХАРАКТЕРИС.

2. Установите соответствие: ЭТАПЫ: 1) транскрипция 2) трансляция ХАРАКТЕРИСТИКА: А) процесс протекает в ядре Б) осуществляется в цитоплазме В) по принципу комплементарности на ДНК синтезируется и-РНК Г) благодаря действию ферментов участок ДНК раскручивается Д) аминокислоты к месту сборки белка доставляют т-РНК Е) рибосома скользит по и-РНК как по матрице А Б В Г Д Е

Домашнее задание: § 4.2

Домашнее задание: § 4.2

Используемые источники: 1. http://yandex.ru/images>биосинтез 2.http://yandex.



  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.10.2015 38851
  • PPTX 2.6 мбайт
  • 3096 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Михайлова Галина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

  • Образовательные:
    • познакомить с молекулярными и цитологическими основами реализации наследственной информации на уровне синтеза полипептидной цепи и роли нуклеиновых кислот и белков в этом процессе. Раскрыть значение биосинтеза белка;
    • проконтролировать первичное усвоение знаний с помощью дидактических материалов.
    • продолжать формировать межпредметные связи, развивать познавательный интерес;
    • продолжить формирование учебно-познавательной компетенции: характеризовать процессы биосинтеза белка, его стадии; владеть умениями сравнения, доказательства, вычленения основных идей в учебном материале, составления схемы, планирования проекта;
    • развивать умения работать с компьютером.
    • продолжить формирование естественнонаучной картины мира при рассмотрении успехов современной науки в решении вопросов, связанных с реализацией наследственной информации;
    • формировать коммуникативную компетенцию: уметь оформлять свою мысль, отвечать на вопросы, применять в своей речи логические приемы, соблюдать процедуру группового обсуждения;
    • воспитание ценностного отношения к своему здоровью (необратимые изменения возникающие при нарушении генетического кода).

    1. Учащиеся должны усвоить новые понятия: «пластический обмен, транскрипция, трансляция, генетический код, триплетность, однонаправленность. вырожденность, специфичность, универсальность генетического кода, антикодоны ; знать сущность этапов транскрипции и трансляции, посттрансляционной модификации белков.

    2. Учащиеся должны уметь самостоятельно прорабатывать учебный материал, объяснять схемы транскрипции и трансляции, аргументировать выводы, применять знания для выполнения ситуативных задач.

    • Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов.
    • Демонстрация этих процессов помогает наглядно представить сущность биосинтеза, расширить представление о матричном синтезе и кодировании наследственной информации.
    • Необходимость наглядной визуализации изучаемых процессов.
    • Возможность остановки на ключевых кадрах и повторной демонстрации наиболее важных фрагментов.

    Тип урока: комбинированный урок с закреплением знаний, новым материалом, решением проблемных вопросов и познавательных задач.

    I. Оргмомент – 2 мин.

    II. Мотивация и целеполагание

    Первый слайд – титульный (вопрос)

    Почитайте текст

    Процесс осуществляется в хромосомах на молекулах ДНК по принципу матричного синтеза.
    При участии ферментов РНК-полимеразы на соответствующих участках молекулы ДНК (генах) синтезируются все виды РНК (иРНК, тРНК, рРНК).
    В цитоплазму через ядерную оболочку перемещаются иРНК и тРНК, в субъединицы рибосом встраиваются рРНК.
    Рибосома вступает на один из концов иРНК (именно на тот, с которого начинается ее синтез в ядре) и начинает перемещаться прерывисто по иРНК, триплет за триплетом, соответственно наращивается полипептидная цепочка, одна за другой соединяются аминокислоты, поднесенные с соответствующим участкам иРНК транспортными РНК. Каждой аминокислоте соответствует свой фермент, присоединяющий ее к тРНК.Используется энергия АТФ.

    Какой процесс описан?

    III. Этап самоопределения (определение темы урока)

    Учащиеся работают с текстом (Приложение 1), в котором описывается биологический процесс. Их задача определить процесс.

    Второй слайд – ставим цель урока, задачи урока, знакомим с содержанием.

    Многообразие белков и строение молекулы ДНК

    Важнейшим процессом ассимиляции в клетке является синтез белка. Так как белки выполняют в организме целый ряд функций, то необходимо синтезировать тысячи различных белков, тем более что большинство белков имеют ограниченный срок функционирования и синтез таких белков (компонентов мембран, гормонов, ферментов) не прекращается ни на минуту. Так, например, за сутки в организме человека распадается около 400 г различных белков, следовательно, такую же массу нужно синтезировать снова.
    Каждый вид живых существ имеет свой собственный, строго определенный набор белков. Белки являются основой уникальности каждого вида, хотя некоторые белки, выполняющие одну и ту же функцию в разных организмах, могут быть похожими и даже одинаковыми.
    С другой стороны, все особи одного вида хоть немного, но отличаются друг от друга. На Земле нет, например, двух абсолютно одинаковых людей или амеб. Индивидуальную неповторимость каждой особи определяют различия в структуре белков.

    Четвёртый – пятый слайд Николай КонстантиновичКольцов (1872-1940) Отечественный зоолог, цитолог, генетик. Выдвинул идею о том, что синтез белка идет по матричному принципу.
    Центральная догма (основной постулат) молекулярной биологии – матричный синтез.
    Смысл матричного синтеза в том, что, имея одну молекулу в качестве матрицы (формочка), можно синтезировать множество других одинаковых молекул

    IV. Актуализация изученного материала (повторение теоретического материала по разделу Репликация и транскрипция)

    6-7слайды. Участники синтеза белка (работа с текстом)

    Направлен на актуализацию знаний, необходимых для восприятия новой темы – повторяем материал о нуклеиновых кислотах, их видах и функциях. Обращаем внимание на рисунки, демонстрирующие разное пространственное строение молекул РНК и связь такого строения с выполняемыми функциями. учащихся имеются бумажные варианты тестов и технологические карты, куда они записывают результат.
    Используя таблицу учащиеся дают определения терминам, названием веществ и органоидов клетки, проговариваемых в ходе работы над темой

    Участники биосинтеза белка (далее – примерные ответы учащихся по пройденным темам)

    1. ДНК

    Строение. Актуализация знаний о строении ДНК, самоудвоении ДНК, реакциях матричного синтеза, принципе комплементарности.
    Разнообразие белков обусловлено различной последовательностью аминокислот в первичной структуре белковой молекулы. А зашифрована информация об этой первичной структуре в последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК (самостоятельная работа учащихся с компьютером

    Биологические функции ДНК

    2. РНК

    Строение. Молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК) всех типов построены по общим структурным принципам. Они состоят из одной полинуклеотидной цепочки, значительно более короткой, чем цепочка ДНК. В нуклеотидах РНК имеется 4 типа азотистых оснований: А, Г, Ц, У (урацил).

    Все типы РНК образуется в результате реакций матричного синтеза.
    В большинстве случаев матрицей служит одна из цепей ДНК. Таким образом, синтез РНК на матрице ДНК является гетерокаталитической реакцией матричного типа. Этот процесс называется транскрипцией.

    3. Транспортная РНК — т-РНК. Переносит аминокислоты к месту синтеза белков на рибосомы.
    Каждая молекула т-РНК содержит примерно 80 нуклеотидов. Специфичность т-РНК определяется структурой антикодона, т. е. участка соединения с конкретным триплетом и-РНК.

    4. Рибосома, ее структура и функции

    V. Изучение нового материала – 10 мин.

    Этапы биосинтеза. Генетическая информация с ДНК на белок передаётся через иРНК.

    ДНК —> иРНК —> белок

    транскрипция трансляция

    Ген – участок ДНК, кодирующий информацию об одном белке.

    1. Транскрипция. Носителем генетической информации является ДНК, расположенная в клеточном ядре. Сам же синтез белка происходит в цитоплазме на рибосомах. Из ядра в цитоплазму информация о структуре белка поступает в виде информационной РНК (иРНК). Для того чтобы синтезировать иРНК, участок двуцепочечной ДНК раскручивается, а затем на одной из цепочек ДНК по принципу

    Модель-анимация процесса транскрипции (самостоятельная работа учащихся с компьютером)

    Необходимо помнить, что любая аминокислота может попасть в рибосому, только прикрепившись к специальной транспортной РНК (тРНК).

    Трансляция. В цитоплазме происходит завершающий процесс синтеза белка – трансляция. Это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот молекулы белка. Важную роль здесь играют тРНК. Каждая тРНК присоединяет определённую аминокислоту и транспортирует её к месту сборки полипептида в рибосоме. В молекуле тРНК есть два активных участка: триплет-антикодон на одном конце и акцепторный конец на другом. Антикодон считывает информацию с иРНК, акцепторный конец является посадочной площадкой для аминокислоты. Синтез полипептидной цепи белковой молекулы начинается с активации аминокислот, которую осуществляют специальные ферменты. Каждой аминокислоте соответствует как минимум один фермент. Фермент обеспечивает присоединение аминокислоты к акцепторному участку тРНК с затратой энергии АТФ.

    Этапы трансляции (слайды 11-16.)

    1. СТАДИЯ ИНИЦИАЦИЯ

    Начала синтеза цепи
    С тем концом и-РНК, с которого должен начаться синтез белка, взаимодействует рибосома. При этом начало будущего белка обоаначается триплетом АУГ, который является знаком начала трансляции- это точка промотор.. Так как этот кодон кодирует аминокислоту метионин, то все белки (за исключением специальных случаев) начинаются с метионина.

    2. СТАДИЯ ЭЛОНГАЦИЯ – удлинение

    3. СТАДИЯ ТЕРМИНАЦИЯ

    Завершение синтеза белка в участке-терминаторе, который узнается РНК-полимеразой при участии особых белковых факторов терминации.
    Рибосома доходит до одного из так называемых стоп-кодонов (УАА, УАГ или УГА). Эти кодоны не кодируют аминокислот.

    • Синтез одной молекулы белка длится 3-4 минуты
    • За одну минуту образуется от 50 до 60 тыс. пептидных связей
    • Половина белков нашего тела (всего 17 кг белка) обновляется за 80 дней
    • За свою жизнь человек обновляет весь свой белок около 200 раз

    21 слайд Найдите ошибку:

    Рибосомы, словно бусы
    Забрались на ДНК.
    С ДНК они читают
    Код молекулы белкa.
    Строят цепь белкa они
    Согласно информации.
    Вместе весь процесс зовем
    Коротко, мы, трансляция

    VI. Закрепление знаний по теме: “Биосинтез белка”. Решение задач по изученному материалу

    Работу можно проводить в малых группах, а так же индивидуально – 10 мин.

    Задачи:

    1. В искусственных условиях (вне клетки) удаётся синтезировать белок, используя для этого готовые, взятые из клеток организмов компоненты ( и-РНК, рибосомы, аминокислоты, АТФ, ферменты). Какой – овечий или кроличий белок будет синтезироваться, если для искусственного синтеза взяты рибосомы кролика, а и-РНК – из клеток овцы? Почему?

    VII. Итог урока: подведение результатов работы на уроке; выставление оценок.

    VIII. Домашнее задание: §15 Биосинтез белка. Решение задач из технологической карты.

    Читайте также: