Функциональная стилистика как учение о функционально стилистической дифференциации языка конспект

Обновлено: 07.07.2024

Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.

Обратите внимание на эпиграф:

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча

Сообщить о целях урока.

3. Опрос домашнего задания:

Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи?

4. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и предполагают проверку речеведческих знаний – умения применять их к анализу текста. Это означает, что вы должны свободно владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи (и их основные особенности), типы текстов (и их признаки), средства и способы связи предложений в тексте, и языковые средства выразительности.

А теперь применим весь материал на практике.

Каждый из вас получил рабочий лист, в котором мы с вами выполним несколько заданий. Перед вами тексты для работы, они пронумерованы.

Обратимся к тексту № 1.

Задание: определить к какому стилю речи относится данный текст, поставить ударение в слове каталог.

Директор И.В. Иванов

Обратимся к тексту № 2.

Задание: определить стиль текста, расставить знаки препинания.

Реформа орфографии 1918 года приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонетических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом надо подчеркнуть, что, во-первых, эти особенности были известны и в конце XIX в. И что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

(Цитируется по книге: Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1968.С 16-17).

Текст известного отечественного лингвиста Михаила Викторовича Панова

Следующий текст № 3.

Послушайте следующий отрывок.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом. (И.А. Бунин)

Словарная работа: хоругвь(и), ж.р. 1. В старину: войсковое знамя.

2. Принадлежность церковных шествий – укреплённое на длинном древке большое полотнище с изображением святых.

Задание: определить стиль текста, найти и выписать средства выразительной речи.

Молодцы! Мы с вами повторили и углубили знания ранее изученного материала.

А теперь назовите, пожалуйста, характерные признаки публицистического стиля?

Что общего у публицистического стиля с художественным?

Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

(К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон), а также путевой очерк, портретный очерк, эссе).

Слово учителя.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон.

  • Беллетристика – повествовательная художественная литература.
  • Беллетрист – автор повествовательного произведения.

Работа с интерактивной доской:

Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю

Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, популистский, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.

Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

  • Построение сложноподчиненных предложений;
  • проблемы, связанные с техногенными катастрофами;
  • выборы президента;
  • решение линейных уравнений;
  • соединение химических элементов;
  • работа администрации района;
  • рейтинг исполнителей современной музыки;
  • использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой;
  • литературоведческий анализ текста.

Послушайте образец текста публицистического стиля.(Приложение 2)

– Постарайтесь пропустить через себя основную мысль Д.С. Лихачёва

Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу. Не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. (Д.С. Лихачёв)

Работа по тексту (в форме задания С – подготовка к ЕГЭ)

Вот мы с вами и подошли к завершению нашего урока.

– Над чем мы с вами работали на уроке?

Сегодня на уроке мы не только анализировали тексты, но и попытались следовать советам писателей.

В первую очередь в любой ситуации мы должны оставаться высоконравственными людьми, владеющими различными стилями, языковыми средствами, свободно ориентирующимися в любой сфере общения. Я увидела, что вы научились чувствовать слово.

Скоро вы покинете стены нашей школы, но мне очень хочется, чтобы вы в первую очередь стали по-настоящему интеллигентными.

Под стилем в языкознании понимается разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам - лексикой, грамматикой, фонетикой. В современных развитых национальных языках существуют 3 наиболее крупных стиля языка в этом значении:
-нейтральный
- более "высокий", книжный
- более "низкий", разговорный (или фамильярно-разговорный, или разговорно- просторечный)

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

В современном русском языке существует 5 функциональных стилей :

1. Научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика). Обобщённо-отвлечённый характер (речь идёт о понятиях, а не о конкретных предметах). Логичность (предварительное продумывание, строгая последовательность). Объективность, отсутствие эмоциональности (точка зрения автора не выражается). Точность, однозначность (нет приблизительных дат, чисел). Лексика включает три пласта: общеупотребительная лексика + общенаучная (базироваться, абстрактный, ускорение и под.) + терминология – ядро стиля (диабет, глаукома; дифракция, проводимость, конвекция, перигей).
Термин – слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание.

Но в большинстве современных литературных языков между отдельными стилями нет непроходимых перегородок. Напротив, стили обычно взаимодействуют друг с другом, грани между ними являются подвижными.

Если территориальные, профессиональные, социальные различия в языке порождаются соответствующим расслоением языкового коллектива, то стилистические различия обусловлены многообразием ситуаций и форм использования языка в жизни общества. Поэтому каждый носитель языка в принципе владеет несколькими и даже всеми основными стилями данного языка (хотя разными стилями часто в неодинаковой степени). Стилистическое богатство и разнообразие языка ‒ свидетельство сложности и богатства духовной жизни народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет педагогики и психологии

Кафедра Русского языка и методики преподавания

( лекции, практического занятия)

в рамках педагогической практики

Студента 1-го курса магистратуры

Хасанова Фатима Хазертальевна

Факультетский руководитель практики

Уракова Фатима Каплановна

План-конспект лекционного занятия

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д.

Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим, какие стили речи существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

Стиль. Функциональный стиль.

Классификация стилей речи.

1. Научный стиль.

2. Деловой стиль.

3. Публицистическийстиль.

4. Художественныйстиль.

5. Разговорныйстиль .

Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.

- Как вы понимаете слово стиль ? Однозначное ли это слово?

Стиль. Функциональный стиль.

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

Стилистика – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются стили языка, а также использование языковых единиц в различных условиях речевого общения.

Совокупность языковых средств, выбор которых обусловлен содержанием, целенаправленностью и обстановкой речи, составляет то, что обычно называют стилем языка.

Стиль (греч. stilo — палочка, ручка) — это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни. Он называется функциональным, так как выполняет в обществе в каждом конкретном случае определенную функцию.

Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности (например, в сфере науки, делового общения, бытового общения и т.д.) и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств.

Функциональные стили представляют собой разновидность литературной речи, которая выполняет функцию, определяемую условиями речевого общения.

Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Именно цели общения диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого конкретного случая. Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле – научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом – статья, репортаж и т. п. Каждый функциональный тип речи имеет свои специфические черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.

Использование того или иного стиля речи зависит от определенных условий: в какой сфере происходит общение, какова тема речи, личность адресанта – слушателя или читателя и их взаимоотношения, а также назначения речи.

Классификация стилей речи.

Каждый функциональный стиль имеет определенную сферу использования, функции (роль), специальные языковые средства.

Научный стиль

Научному стилю присущи точность, строгость, лаконичность выражений, отвлеченность и обобщенность .

Следовательно, в научном стиле не приемлемы изобразительно-выразительные средства, слова с экспрессивной окраской, лексика в переносном значении. Для научного стиля речи характерно употребление терминов и абстрактных слов; полностью исключена эмоциональная лексика разговорного характера, фразеологизмы и т.д.; широкое использование отглагольных существительных, причастий и деепричастий, преобладание родительного и именительного падежа имени, глагольных форм настоящего времени 3-го лица и др.; употребление сложных предложений, в том числе многокомпонентных, и др.

Используются в данном стиле научные термины, специальные фразеологизмы, сложные синтаксические конструкции, вводные слова, предложения с обобщающими родовыми наименованиями.

Главное назначение научного текста – описать явления, предметы, называть их и объяснять. Общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении; отсутствие образных средств (эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол и др.); широкое использование абстрактной лексики и терминов. Например: Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, к почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения. (Г. Фетисов).

Деловой стиль

Законодательные акты (законы, постановления)

Документы (заявление, заявка, доверенность, объяснительная, докладная, приказы, протоколы, расписки, справки)

Деловому стилю присуще официальность,бесстрастность,императивность,безличность.

Пример официально-делового стиля речи:

Тарасова Валентина Ивановна

рождения: 11.04.1968 г., Воронеж

Вела счета: основные средства, нематериальные активы,

материалы, МБП, касса, расчётный счёт, расчет с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с подотчётными лицами, с дебиторами и кредиторами, зарплата, книга покупок и продаж, реализация. Уверенно работаю с компьютером ( Excel , Word , 1С, Парус, Альф, Зарплата и кадры).

Экономист, бухгалтер

Вела счета: основные средства, нематериальные активы, материалы, МБП, расчет с поставщиками, расчёты с дебиторами и кредиторами.

Работаю с компьютером ( Word , Excel ) .

Иностр. языки: Английский (разговор - хорошо, чтение - хорошо).

Образование: 1975-1981: Московский институт радиотехники электроники и автоматики.

Факультет: полупроводниковые и микроэлектронные приборы.

Специальность: инженер электронной техники

1995: Бухгалтерские курсы.

Семейное Замужем, двое детей: дочь, сын (студенты)

Увлечения: спорт: волейбол и плавание; фото; занятие цветами.

Домашний адрес: Москва, 107589, ул. Хабаровская, 2-301

Публицистический стиль

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на общественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также выступлений по радио, телевидению и т. д.

Статья в газете, журнале

Выступление по радио, телевидению

Основная задача - воздействие на слушателя или читателя с целью побудить его (их) к действию, размышлениям и т.д. Основная тематика - общественно- политические и морально-этические проблемы.

Стилевые черты публицистический стиля – экспрессивность,актуальность , точность и острота , яркость , авторская страстность.

Публицистический стиль более свободен в выборе языковых средств, чем научный и деловой. В публицистике уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, художественно-изобразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная лексика; широко используются вопросительные (часто риторические вопросы) и восклицательные предложения, обращения и другие приёмы.

Пример публицистического стиля речи:

Художественный стиль

Художественный стиль – стиль художественной литературы (прозы и поэзии). Воздействуя на воображение и чувства читателей, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью.

Стилевые черты: выразительность,образность,индивидуальность стиля.

Художественный стиль используется в художественном творчестве, его цель — воздействовать на читателей через созданные образы.

В художественном стиле распространены изобразительно-выразительные средства (метафоры, эпитеты и др.). Кроме того, для создания образа в художественном стиле уместны любые языковые средства (нейтральная лексика, диалектные и жаргонные слова, эмоционально окрашенные слова и т. д.).

Пример художественного стиля:

Разговорный стиль

Разговорный стиль - служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам. В ней часто используется разговорная и просторечная лексика. Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простая речь.

Стилевые черты: непринужденность, выразительность, эмоциональность, неподготовленность.

Особенностью синтаксического построения разговорного стиля является использование в основном неполных предложений (Наташа домой, он — за ней.). Это обусловлено тем, что при разговоре всегда есть возможность переспросить, показать на предмет обсуждения.

Для разговорного стиля характерны обращения, побудительные и вопросительные предложения. Часто в разговорной речи используются вводные слова, междометия, модальные частицы (Представь, завтра экзамен. Да я же не готов!).

Также широко используются слова с суффиксами эмоциональной оценки (например, уменьшительно-ласкательные): мамочка, кисонька, а также усеченные формы имен существительных, особенно имен собственных: пап, мам, Миш, Вань и т. д.

Для разговорного стиля характерны простые предложения, диалогическая форма речи, обращения. Содержание разговорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорному стилю присущи неполные предложения: в них находит выражение лишь то, что дополняет реплики собеседника новой информации, развивающей тему речи.

Пример разговорной речи: За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег – это папа готовился к рыбной ловле… И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил всё своё хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки – нет рыбы.

Итак, каждый из охарактеризованных стилей речи имеет свои особенности, однако при анализе текста нужно иметь в виду, что стилистические границы в современном русском языке весьма тонки и сложны. Особенности одного стиля могут проявляться в других разновидностях языка.

Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.

- Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи?

- Почему в языке не может быть один стиль?

Домашнее задание .

Определите, к каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Если объединить все три названных направления, можно сказать, что стилистика – это наука об умелом выборе языковых средств или учение о функционально-стилевой дифференциации речи в зависимости от цели, сферы, задач, адресата общения.

В школьном курсе русского языка всегда присутствовал стилистический аспект изучения русского языка. Это связано с тем, что одним из принципов обучения развитию речи является принцип изучения слова, словосочетания и предложения с учётом их стилистического использования. Сведения же по функциональной стилистике вводились в курс русского языка в ограниченном объёме.

Современными же программами и школьными учебниками в курс русского языка в достаточно большом объёме вводится функциональная стилистика.

Хорошо подготовленный ученик должен научиться различать речь разговорную с её особенностями, допустимым включением в неё элементов просторечия или слов смешанного стиля, от речи книжной со строгим соблюдением в ней всех требований литературной нормы.

2.Лексическая и синтаксическая синонимика.

Очень важной на уроках по развитию речи является работа по лексической и синтаксической синонимике.

Лексическая синонимия по праву заслуживает самого пристального внимания на уроках по русскому языку. Знание синонимических богатств родного языка – необходимое условие речевой культуры.

Изучение синонимов происходит в 5 классе. Дети знакомятся с типами синонимов. Синонимы изучаются в русле лексической стилистики, т.е. упражнения направлены на использование синонимов в речи. Даются три правила использования синонимов в речи:

1)выбирай такое слово, которое точнее характеризует предмет, действие или признак, подчёркивая, выделяя в них нужную тебе сторону;

2)избирай такое слово, которое больше всего подходит к стилю твоей речи;

3)помни, что синонимы не только называют предметы, события, но нередко оценивают их, выражают положительное или отрицательное отношение к ним.

Эти правила подготавливают к восприятию стилистических функций синонимов:

1.Быть средством наиболее точного выражения мысли (Я стоял сзади одной толстой (пышной) дамы, осенённой розовыми перьями. Лермонтов).

2.Уточнения, что позволяет более полно выразить мысль (Он словно потерялся немного, словно сробел).

3.Разъяснения (И началась анархия, то есть безначалие).

4.Противопоставления (редко) (Он, собственно, не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли).

5.Замещения, когда необходимо избежать повторения слов (Орловский мужик живёт в дрянных осиновых избёнках… Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах).

6.Усиления (Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной).

Дети должны понять, что синонимия создаёт широкие возможности отбора лексических средств, но поиски точного слова стоят большого труда. Иногда нелегко определить, чем именно различаются синонимы, какие они выражают смысловые или эмоционально-экспрессивные оттенки. И совсем непросто из множества слов выбрать единственно верное, необходимое. В процессе работы над синонимами нужно соблюдать контекстный принцип предварительной словарной подготовки к связным высказываниям, т.е. показ возможных типов контекстов, в которых слово может употребляться а также учёт стилистических свойств слов (т.е. принадлежность к определённому функциональному стилю).

В практике речи огромное значение имеет синтаксическая синонимика. На уроках по грамматике и по стилистике необходимо обращать внимание на оттенки значений, которые передаются параллельными синтаксическими конструкциями, конструкциями, которые при наличии общего грамматического значения (обстоятельственного, определительного и т.д.) различаются своей структурой и функцией: Редактор прочитал рукопись и написал рецензию. Редактор, прочитавший рукопись, написал рецензию. Когда редактор прочитал рукопись, он смог написать рецензию и др.

Избирая ту или иную конструкцию, мы исходим из её конкретного значения, стилистической окраски и особенностей текста. Работа по синтаксической синонимике находит выражение:

а)в сопоставлении по признакам сходства и различия параллельных синтаксических конструкций;

б)в рассмотрении синтаксических конструкций с точки зрения из стилистических возможностей (например, различные случаи замены одних грамматических конструкций другими, порядка слов в предложении и т.п.).

Такой анализ может сопровождаться:

-сопоставлением и синонимической заменой различных времён глаголов;

-такими же упражнениями в отношении наклонений глаголов;

-выяснением роли прилагательных как определений простых и художественных.

Развитию стилистических навыков способствуют:

1)сопоставление и различение случаев перехода одной части речи в другую;

2)сравнение двух или нескольких вариантов одного и того же предложения, но с изменённым порядком слов;

3)сопоставление действительных и страдательных оборотов;

4)сопоставление членов простого предложения, выраженных различными грамматическими средствами (Коля любил играть во дворе и Коля любил игры во дворе);5)сопоставление пар предложений с одними и теми же определениями, когда они бывают однородными и неоднородными;

6)сравнение в грамматическом и стилистическом отношении предложений, например односоставных и двусоставных;

7)сравнение конструкций с обособлением и без обособления;

8)сравнение конструкций с обращениями, вводными словами и без них;

9)сопоставление сложносочинённых предложений с составляющими их простыми предложениями (Тучи разошлись, и выглянуло солнце. Тучи разошлись. Выглянуло солнце).

10)упражнения в замене придаточных синонимическими конструкциями, но с разными союзами и с обязательным указанием на различие в смысловых оттенках таких конструкций;

11)определение того, какие изменения в смысле и его оттенках происходят в предложении при замене придаточных причастным оборотом, деепричастным оборотом, отдельными членами предложения, распространении простых предложений в сложные, введении в сложные предложения обособленных оборотов и отдельных слов, замене личного предложения безличным;

12)сопоставление разных значений падежей (Я не ем мяса и Я не ем мясо).

Цель : углубить представление о функциональных стилях речи и их классификации, совершенствовать умение определить стиль речи, выявлять и устранять стилистические ошибки, создавать тексты функционального стиля

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Актуализация знаний

Я, мышь, поселилась на жилплощади Деда и Бабы без их разрешения. У вышеназванных граждан на законных основаниях проживала курочка Ряба. В качестве оплаты Ряба несла яйца, которые поступали в полное пользование Деда и Бабы.

12. 09. 2006 г. снесла Ряба золотое яйцо. В результате совещания Дед и Баба огласили своим решением разбить яйцо. Но в силу обстоятельств осуществить свое решение им не удалось. Я, гражданка мышь, своим долгом посчитала посодействовать людям, сдававшим мне квартиру бесплатно, и разбила яйцо, махнув хвостом. Это обидело Деда и Бабу, доказательством чего стал их совместный плач. Курица Ряба дала обязательство снести простое яйцо, тем самым, успокоив Деда и Бабу.

Прошу суд принять во внимание мои благие намерения и чистосердечное признание .

-Всегда ли оправдан такой прием? (Не всегда. Для каждого из стилей характерны свои особенности, жанры, языковые средства)

-Сформулируйте тему урока и его цели.

4 Изучение нового материала

4.1 УПР, 60, 61, 65

-Познакомьтесь с содержанием упражнений и ответьте на вопросы:

-Что такое стиль и чем занимается стилистика? (Стиль речи – это манера выражения и передачи мысли, выборочное использование единиц языка в определенной сфере общения. Стиль- внутренне качество речи, проявление его содержательной стороны. Стилистика – наука, которая устанавливает правила уместного употребления средств языка в речи)

-Каковы ее основные отрасли? Как связаны языковая функция и функциональный стиль? (Стилистика имеет несколько отраслей: функциональная, практическая, стилистика текста

Функциональный стиль – разновидность языка, для которой характерно сочетание языковых средств, в связи с функциями языка, в соответствии с задачами общения, в зависимости от содержания высказывания, ситуации и сферы общения)

-Какова роль грамматических форм в формировании стилей? (гр. ф. показывают, какое сильное действие оказывает функция стиля на языковые единицы. Одна и та же грам. ф. в каждом функциональном стиле меняет свое значение, т.о. участвует в создании того или иного стиля. Происходит формирование функционального стиля)

4.2 Работа с таблицей

Читайте также: