Фразеологизмы 10 класс презентация и конспект

Обновлено: 07.07.2024

1 Фразеология Урок русского языка в 10 классе

2 … фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство. В.Г. Белинский

3 Различие фразеологизмов по грамматической структуре 2 1. Бабушка надвое сказала. Его и след простыл. А воз и ныне там. Не в коня корм. 2. Сесть в калошу; властитель дум; авгиевы конюшни; злоба дня; ни рыба ни мясо; белые мухи.

4 Типы фразеологизмов по 3 стилистической окраске Замкнутый круг, правое дело, доживать век, знай себе цену. Искушать судьбу, зондировать почву, исчезнуть с лица земли. Жить припеваючи, за семью замками, как на иголках. Дойти до ручки, дурить голову, дать промашку, плёвое дело.

5 Происхождение фразеологизмов 4 Водой не разольёшь, лезть на рожон, семи пядей во лбу, гол как сокол, при царе Горохе. Небо с овчинку показалось, закручивать гайки, выйти на орбиту. Притча во языцех, ищите и обрящете, глас вопиющего в пустыне, манна небесная. Терра инкогнита, синий чулок, хранить молчание, вот где собака зарыта. Сизифов труд, ящик Пандоры, ахиллесова пята, гордиев узел, танталовы муки.

6 Фразеологизмы однозначные и многозначные. Омонимия. 5 Прикусить язык, лёд тронулся, во весь дух, камень преткновения, витать в облаках, ставить в тупик. Собраться с силами, что есть силы, мокрая курица, валять дурака. Пустить петуха, брать слово.

7 Фразеологизмы – синонимы; фразеологизмы – антонимы. 6 Тёртый калач, стреляный воробей. Ни зги не видно, тьма кромешная. От корки до корки, от доски до доски. Верста коломенская, от горшка два вершка. Возносить до небес, втаптывать в грязь. Ни зги не видно, хоть иголки собирай.

8 1) Разряды фразеологизмов по грамматической структуре 8 2) Типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски 3) Происхождение фразеологизмов 4) Фразеологизмы однозначные и многозначные. 5) Фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы –антонимы.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Систематизировать и углубить знания по фразеологии; употреблять фразеологизмы в речи;
  • формировать умения находить фразеологизмы в тексте;
  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся;
  • Способствовать воспитанию культуры умственного труда и коммуникативного общения учащихся.
  • Лексикология изучает словарный состав языка и слова как единицу лексики
  • Фразеология- это раздел науки о языке, которая занимается изучением фразеологизмов.
  • Фразеологизмы- это устойчивые несвободные сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.

Особенности фразеологизмов:

  • Сложны по составу
  • Семантически неделимы
  • Постоянство состава
  • Непроницаемость структуры

Источники фразеологизмов

Общественные и природные явления

Мифология, латинский язык

Литературные произведения, загадки, песни

  • Работать не _покладая рук
  • Трудиться не_разгибая спины
  • Не_ударить лицом в грязь

Задание: заполните таблицу

Как корова языком слизала

Наиболее уязвимое место у кого-либо

Придавать чему-нибудь незначительному большое значение

Хоть трава не расти

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню.

2. Неправильное толкование

Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.

3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют)

4. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

5.Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо ". лукаво")

Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, работать засучив рукава, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать громы и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колёса, раздувать из мухи слона, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Рабочий листl.docx

Задание 1. Распределите фразеологизмы на группы (в зависимости от происхождения)

За тридевять земель, при царе Горохе, кануть в Лету, провалиться в тартарары, казанская сирота, по щучьему веленью, Троянский конь, вавилонское столпотворение, у разбитого корыта, искать жар-птицу, метать громы и молнии.

Задание 2. Представители каких профессий могли употреблять данные выражения?

Охота, рыбная ловля

Подготовить почву, не стоит овчинка выделки, через час по чайной ложке, выкурить трубку мира, надеть маску, закинуть удочку, поднимать целину, на ловца и зверь бежит, доводить до белого каления, в здоровом теле здоровый дух, снять стружку, ни пуха ни пера, сложить головы, бить баклуши, держать порох сухим, на два фронта, сойти со сцены, понюхать пороху, переменить декорации.

Задание 3. Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы. Выпишите. Определите их значение.

1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль)

Найдите фразеологические антонимы

Как звезд на небе

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

За тридевять земель

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Как кошка с собакой

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Выбранный для просмотра документ Тест.doc

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения

Укажите предложение с фразеологизмом.

а). Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен — двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоко­ лом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и суме­ла в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

( Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)

Выбранный для просмотра документ Урок_Фразеологизмы.docx

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление

совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;

развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

1. Организационный момент

II. Объяснительный диктант ( не и ни с разными частями речи)

Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, не говоря худого слова, непочатый край, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, спать непробудным сном, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.

Обоснуйте выбор написания частицы: не или ни , слитно или раздельно.

В какую лексическую группу можно объединить записанные вами словосочетания?

2. Актуализация опорных знаний.

Работа с эпиграфом

В.В. Виноградов

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Ф. выполняют роль одного члена предложения)

3. Работа по теме урока. Расширение знаний.

Какие признаки фразеологизмов вам известны ? (Устойчивые, неделимые словосочетания; лексическое значение имеет не каждое слово, а все словосочетание в целом; в предложении является одним членом предложения.)

Задание. Данные словосочетания распределите на 2 группы:

I вариант - свободные словосочетания

II вариант – фразеологизмы

1) лизать пятки (угодничать, унижаться),

2) делать большие глаза (удивляться),

3) выразительные глаза,

4) пруд пруди (много),

5) серый от пыли,

6) по горячим следам (сразу же),

7) верящий в победу,

8) от корки до корки (целиком),

9) как гром среди ясного неба (неожиданно),

10) возвратиться из похода,

11) черствая корка,

12) превосходный результат,

13) сломя голову (быстро),

14) призадуматься над задачей.

4. Работа с учебником

Упр. 45.

Происхождение Ф.

Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение.

Откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?

Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению

Учебник, параграф 11, стр. 30

Нить Ариадны

Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.

Переносное значение выражения “нить Ариадны”: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

“ Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится” – говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом или зарубить на носу. Оказывается, они не только разного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову “нос” в современном понимании.

Остаться с носом, зарубить на носу

По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т.е. приношение. Подарок, выкуп (на Востоке – калым). Если жениху отказывали, он оставался с носом. Остаться с носом – значит потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Иного происхождения фразеологизм “зарубить на носу” носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу – значит хорошо запомнить.

Распределите фразеологизмы на группы в зависимости от происхождения

За тридевять земель (1), при царе Горохе (1), кануть в Лету (2), провалиться в тартарары(2), казанская сирота (3), по щучьему веленью (1), Троянский конь (2), вавилонское столпотворение (2), у разбитого корыта (1), искать жар-птицу (1), метать громы и молнии (2).

Представители каких профессий могли употреблять данные выражения?

Охота, рыбная ловля

Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2), поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2), сложить головы (4), бить баклуши (2), держать порох сухим (2 или 4), на два фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6).

Употребление Ф. Стилистическая принадлежность.

Ряд известных фразеологизмов имеет реального автора. Источником фразеологических оборотов часто являются художественные произведения.

Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Определите их значение.

1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу , и наш француз вошел в Москву с поднятой головой . (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался , куда бы кинуть якорь . (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета . (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык , замолчал. (В.Даль)

Синонимия и антонимия Ф.

Являясь частью словарного состава языка, фразеологические выражения могут быть однозначными и многозначными, могут иметь омонимы, антонимы, синонимы. В русском языке одно и то же значение можно выразить не только различными словами, но и разными фразеологизмами :

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Семи пядей во лбу

Строить воздушные замки

Найдите фразеологические антонимы

Как звезд на небе

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

За тридевять земель

Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Встал не с той ноги

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

I V . Работа с учебником

Составление синонимических и антонимических пар

Запишите фразеологизмы , подберите к ним антонимическую пару.

кот наплакал — куры не клюют;

слова не вытянешь — рта не закрывает;

ходить вокруг да около — попасть в точку;

дать маху — попасть в точку:

мухи не обидит - как кошка с собакой;

выйти из себя — овладеть собой;

впасть в отчаяние — воспрянуть духом.

Работа с текстом

Прочитайте выразительно текст, найдите фразеологизмы, определите их роль в тексте.

Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо встал. (…)

- Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

- Ну, царство небесное , - согласился Безенчук. – Преставилась значит, старушка … Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают , - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает…

- То есть как это считается? У кого это считается?

- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный , возвышенного роса, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли . А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить . А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”.

Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

- Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

- Я – человек маленький. Скажут: “ гигнулся Брезенчук”.

А больше ничего не скажут, - и строго добавил: - Мне дуба дать или в ящик сыграть – невозможно: у меня комплектация мелкая…

Дайте определение фразеологизмов.

VIII . Рефлексия.

Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

Какова их роль в речи?

Домашнее задание

На основе материалов учебника составить связный рассказ о фразеологизмах.

Написать миниатюру на одну из тем: “Моя хата с краю”, “У сильного всегда бессильный виноват…”

Выполнить упр. 44, 46.

Задание . Прочитайте отрывки из литературного произведения. Укажите автора, название произведения, жанр. Назовите героев, которым принадлежат данные слова. Выпишите устойчивые выражения, определите их значения.

1. Я люблю поесть. Ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия. 2. Мне кажется. Однако ж, они меня принимают за государственного человека. Верно, я вчера им подпустил пыли…

3. Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вот он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесёт по всему свету историю: мало того, что пойдёшь в посмешище – найдётся щелкопер, бумагомарака: в комедию тебя вставит. Вот что обидно, чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеётесь? Над собою смеётесь.

Срывать цветы удовольствия – беспечно предаваться радостям жизни,

подпустил пыли – приврал,

заливает колокольчиком – рассказывает, распуская слухи,


Содержимое разработки

Тип урока: урок обобщения и систематизация изученного.

Методы и формы обучения: поисковый метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы с дидактическим заданием, толковый и фразеологический словари

Основные понятия: фразеологизм, фразеологический оборот.

Вид урока: урок с использованием проблемно-поисковых технологий.

Планируемые образовательные результаты обучения: знание содержания понятия фразеологизмы, лексического значения и грамматического строения фразеологизмов, источников происхождения фразеологизмов; умения опознавать фразеологизмы по их признакам, определять лексическое значение фразеологизмов, их грамматическое строение и синтаксическую роль, использовать фразеологический и толковый словари для определения значения фразеологизмов, подбирать к ним синонимы и антонимы, различать фразеологизмы и свободные сочетания слов, заменять свободные сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами, употреблять фразеологизмы в речи.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности. Лингвистическая разминка.

Отгадай загадку.

1) На него бросают слова и деньги, когда их не ценят; он обычно бывает в голове у легкомысленных людей; его советуют искать в поле; он обычно свистит в ушах при быстрой езде. (Ветер. Бросать слова/деньги на ветер; ветер в голове; ищи ветра в поле (не удается найти, как ни старайся); ветер свистит в ушах).

2) Это не цветы, но они вянут, если говорят глупости; не дрова, но могут гореть; не ладони, но ими можно хлопать; их иногда даже развешивают доверчивые граждане. (Уши. Уши вянут (так описывают ощущения от совершенно неприемлемых или глупых речей какого-либо человека); уши горят (о состоянии, когда человек испытывает чувство стыда); хлопать ушами (слушать что-либо, но не понимать, о чем идет речь); развесить уши (доверчиво и увлеченно слушать чей-либо разговор).

Формулирование темы урока. Ученическое целеполагание.

Как называются данные лексические единицы? Сформулируйте тему урока. (Ученики формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь. (Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи)

Актуализация опорных знаний. Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы не будем, поэтому вспомним… (Продолжите начатую мной фразу)

Упражнение. Мозговой штурм (по материалам учебника п. 11, повторение, проверка домашнего задания)

Фразеологизм – это … (Устойчивое сочетание слов, равное по значению либо одному слову, либо целому предложению.)

Раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы называется …(Фразеология)

Значение фразеологизмов разъясняется в … (Во фразеологических словарях русского языка, а также в толковых словарях.)

Молодцы, переходим к решению учебных задач.

Работа по теме урока (работа в группах). Правила работы в группах. Самооценка, оценка учителя.

Задание 1. Вспомним признаки фразеологизмов.

1-я группа. Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные выделенные сочетания свободные. Распределите в два столбика. (Это устойчивые словосочетания, соотносятся с одним словом)

1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 3. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.

2-я группа. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов. (Соотносятся с определенным понятием, лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом)

Работали все; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; ни зги не видно.

3-я группа. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь? (Целостность, неделимость фразеологизма)

(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь).

4-я группа. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Душа в пятки… . Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Гусь свинье не … (устойчивость и воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания)

5-я группа. Фразеологизмы часто совпадают по лексическому составу со свободными словосочетаниями, существенно различаясь по значению. Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.

Идти навстречу, лед тронулся, между двух огней, заткнуть за пояс.

– Итак, закончили работу. Проверим. Какие знания надо было применить, чтобы выполнить задание? (Знать признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний.)

– Давайте сделаем вывод о признаках фразеологизмов, изобразим это в виде схемы.

На основе теоретического блока и упражнения делается вывод о признаках фразеологического оборота, которые записываются в тетрадях: 1) устойчивость (в их составе нельзя заменять слова по своему желанию), 2) воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания), 3) целостность значения (лексическое значение имеет фразеологизм в целом).

Задание 2. Выполняя задание 2, мы увидим, зачем нужны фразеологизмы. (Работа в группах, самооценка).

1-я гр. Определите, какие фразеологизмы лишены образности, а какие имеют образный характер. Запишите в два столбика.

Повестка дня, кормить завтраками, глаза на мокром месте, иметь значение, до поры до времени, сбрасывать маску, между прочим, как гром средь ясного неба, на первый взгляд, пальчики оближешь.

Фразеологизмы со словом “курица”.

Денег куры не клюют;

Как мокрая курица;

Пишет как курица лапой;

С курами ложиться, с петухами вставать;

Спор о курице и яйце.

3-я гр. Установите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в образной основе фразеологизма.

Косая сажень в плечах – “широкоплечий” (сажень = 2 м 134 см); как сыр в масле кататься – “жить в достатке, довольстве”; промокнуть до нитки – “совсем, насквозь”; хоть пруд пруди – “много”; от горшка два вершка – “о маленьком ребенке”, кот наплакал –“мало”, как небо и земля – полная противоположность.

4-я гр. Подберите к данным фразеологизмам синонимические пары.

Тертый калач –
Мурашки по спине ползают –
Мороз по коже пробирает –
От корки до корки –
Только пятки засверкали –
Хоть волком вой –
Провести на мякине –
Тьма кромешная –

Слова для справок: и след простыл, мурашки пошли по коже, ни зги не видно, от доски до доски, стреляный воробей, мороз по коже пошел, обвести вокруг пальца, хоть караул кричи.

5-я гр. Подберите фразеологизмы-антонимы к данным.

Мухи не обидит –
Курить фимиам –
Душа в душу –
Себе на уме –
Непочатый край –

Для справок: раз-два и обчелся; пальца в рот не клади, лить грязь, как кошка с собакой, душа нараспашку.

Вывод. Посмотрите на выполненные задания и скажите, зачем нам нужны фразеологизмы? (Отражают явления действительности, служат для передачи мыслей, могут выражать положительное и отрицательное отношение, создают образы, украшают нашу речь.)

Дополнительное задание. Как появляются фразеологизмы в нашей речи? Назовите основные источники фразеологизмов. (Дополнительный балл)

А) Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение, возникли в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний: сматывать удочки, в мутной воде рыбу ловить, месить грязь, тертый калач.

Б) Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии: тянуть лямку (надолго затягивать какое-то дело, из речи бурлаков), стричь под одну гребенку (из речи парикмахеров), в час по чайной ложке (очень долго – из речи медиков).

В) Пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора: в ногах правды нет, отложить в долгий ящик.

Г) Крылатые слова и выражения из античной мифологии: ахиллесова пята, дамоклов меч, авгиевы конюшни.

Д) Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка: не от мира сего, притча во языцех, на сон грядущий.

Ж) Из научной и художественной литературы: счастливые часов не наблюдают, на деревню дедушке, человек в футляре.

Изучение национальных особенностей фразеологизмов может стать темой Вашей исследовательской работы.

Задание 3. Работа по совершенствованию культуры речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов (5 баллов)

Фразеологизм – это средство выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой. Но только в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок.

1) Анализ типичных речевых ошибок. (Задание 6 ЕГЭ)

1. Искажение смысла

На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню. (последнее проявление таланта, последнее значительное произведение)

2. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)

Идти в одну ногу со временем, главный гвоздь программы / с тех пор немало утекло (пропущено воды)

3. Смешение двух фразеологизмов

У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)

4. Искажение лексического состава (замена слов)

Не мудрствуя долго (надо ". лукаво")

2) Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой). Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.

Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд. (Сизифов труд — это труд бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах.)

Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы. (Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш.)

Встаньте все, девушки покажите свою осиную талию, юноши разверните косую сажень в плечах, вдохните полной грудью, только так, чтобы глаза на лоб не полезли. Потянитесь, поднимитесь на седьмое небо от счастья, а теперь садитесь.

Задание 4. Самостоятельная дифференцированная работа с текстом.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. Мы, приятели Шурика, на его месте давно бы сквозь землю провалились и мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. … – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню и, в конце концов, показать где раки зимуют. (По Э.А. Вартаньяну)

Подведение итогов урока, повторение понятий, использованных в процессе урока (объявление оценок, замечаний), рефлексия.

Давайте вернемся к целям, которые вы ставили в начале урока. Достигли ли мы этой цели?

Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение?

Спасибо за работу, но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:

1. Для чего нужно изучать фразеологию?

2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?

Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами.

Оценки выставлю с учетом вашей работы на уроке и проверки рабочих листов всем ученикам. Надеюсь, что вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры, для того чтобы производить впечатление яркой индивидуальности.

7. Рефлексия

Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизмы.

8. Домашнее задание: Упр. 48 (часть 1, 2), составьте и запишите 5 – 6 предложений с фразеологизмами*.

Подг. к контр. работе, повторить п. 1 – 12, тест с. 49 – 52


-75%

Читайте также: