Формы игровой коррекции конспект

Обновлено: 05.07.2024

В зависимости от состава участников игровых занятий различают две формы коррекционной работы: индивидуальную и групповую игротерапию. Несмотря на их очевидные различия, фокусом психологического воздействия в том и в другом случае является каждый ребенок, а не группа в целом. В игротерапии не ставятся групповые цели и не преследуется задача достижения групповой сплоченности. Такая задача может быть поставлена при особых условиях, например в условиях работы с коллективом класса или группы детского учреждения при наличии общих социально значимых групповых целей и конфликтное™, отсутствия кооперативных отношений в группе.

По мнению подавляющего большинства специалистов в области игровой терапии, групповая игротерапия безусловно обладает большей эффективностью и лишь она позволяет обеспечить гармоническое развитие личности, способной достигнуть оптимального баланса между автономией и независимостью, с одной стороны, и умением строить отношения коопераций и сотрудничества с другими людьми — с другой [954; 200]. Однако само наличие широкой практики индивидуальной игротерапии свидетельствует о том, что в ряде случаев именно индивидуальной работе с ребенком отдается предпочтение.

Выбор индивидуальной или групповой формы проведения коррекционных занятий в каждом конкретном случае определяется характером психологических трудностей развития, испытываемых ребенком. Как указывает В.Акслайн, в том случае, когда проблемы ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, показана групповая игротерапия. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективной на начальных этапах занятий оказывается индивидуальная игротерапия. Таким образом, целостный процесс игротерапии включает два этапа — этап индивидуальной игротерапии, который в благоприятных условиях может быть сведен к знакомству с психологом и установлению с ним первичных отношений доверия и взаимопонимания, и второй этап — групповой игротерапии, обеспечивающий обобщение приобретенного позитивного опыта и перенос его в реальную практику социальных отношений. Иначе говоря, вопрос о выборе формы игротерапии должен быть переформулирован так: в каких случаях игровую терапию можно сразу начинать в групповой форме, а в каких групповой терапии должна предшествовать индивидуальная?

Сделать вывод о сформированности социальных мотивов можно лишь на основе анализа истории развития ребенка с учетом результатов психологического обследования. Особое внимание при анализе анамнестических данных следует обратить на случаи сепарации ребенка от матери и социальной депривации в раннем возрасте (до трех лет), характер эмоциональных взаимоотношений в семье с родителями и сиблингами, особенности общения и взаимодействия со сверстниками, поведение ребенка в школе и в детском саду. Должны быть также приняты во внимание уровень умственного развития ребенка, его актуальное эмоциональное состояние на момент принятия решения о форме игротерапии (депрессия, стресс), типичные варианты реагирования на фрустрацию. Наконец, нужно учитывать уровень развития игровой деятельности, значимость игровых мотивов для ребенка. Так, низкий уровень сформированности игры может стать препятствием для включения ребенка в группу, поскольку в сочетании с агрессивностью, гиперактивностью и неуправляемостью поведения такой ребенок внесет деструктивное начало в групповую активность, явится источником дестабилизации групповых отношений, не умея сотрудничать и вступать в кооперацию со сверстниками. Для таких детей рекомендуется сначала индивидуальная игротерапия, обеспечивающая минимальный необходимый опыт сюжетно-ролевой игры со взрослым, либо другие виды коррекционной работы, например арттерапия.

Основными показаниями для проведения групповой игротерапии являются:

трудности коммуникации: низкий уровень коммуникативной компетентности, несформированность коммуникативных действий и операций, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в общении), социальная изолированность, низкий социометрический статус;

социальный инфантилизм — низкий уровень сформированности широких социальных мотивов, неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил, неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социально одобряемых отношений;

нарушения поведения — умеренная агрессивность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.), отказ от пищи, трудности кормления, воровство (в тех случаях, когда совершается только дома);

трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмоций;

трудности личностного развития — трудности формирования ^-концепции, неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, неадекватная полоролевая идентификация (как правило, у мальчиков);

Как уже отмечалось выше, групповой форме игротерапии в ряде случаев должна предшествовать индивидуальная форма.

Показаниями для индивидуальной формы игротерапии являются:

несформированность социальной потребности в общении с другими людьми — взрослым и сверстниками, крайний эгоизм и себялюбие;

актуальное стрессовое состояние ребенка — депрессия, посттравматический стресс, фрустрация, эмоциональный шок, связанные с потерей близкого человека (смерть, развод), катастрофой, насильственными действиями, тяжелой травмой, острое эмоциональное переживание сепарации от близких людей (тяжелая длительная болезнь матери с госпитализацией), длительная социальная и эмоциональная депривация;

Во всех перечисленных случаях решение о продолжительности индивидуальной игротерапии и переходе к групповой игротерапии принимается психологом в зависимости от содержания и характера трудностей развития, динамики игровой терапии и достигнутых результатов.

Требования к составу группы игровой коррекции

Размер группы варьирует в зависимости от степени тяжести и характера проблем личностного развития участников группы, уровня сформированности у них игровой деятельности — желания и умения играть, от возраста детей, от опыта психолога, ведущего коррекционные занятия и, наконец, от организационно-материальных условий работы психологической консультации.

Еще одним моментом, заслуживающим обсуждения, является четность состава группы. Как правило, для занятий игровой коррекцией рекомендуется нечетный состав детской группы. В случаях, когда число детей четное, возникает возможность образования устойчивых диад, сохраняющих завидную стабильность партнерства в игре. Такое положение может привести к ригидности поведения, поскольку в таких диадах часто закрепляются неадекватные модели лидерства, отношений доминирования — подчинения, неэффективные формы взаимодействия закрепленными неадекватными ролями. Нечетный состав участников стимулирует активность детей, способствует динамичности отношений в группе, гибкости ролевых позиций, создает более широкие возможности для опробования детьми различных ролей. Безусловно, и в группе с четным составом участников возможна эффективная работа, и в группе с нечетным составом могут быть закреплены неадекватные модели взаимодействия в устойчиво-ригидной диаде. Однако нечетный состав участников естественным образом стимулирует детей к экспериментированию в сфере социальных отношений (одному участнику не хватает партнера и он вынужден искать его).

Игровые коррекционно-развивающие занятия и игротерапия могут быть рекомендованы детям в возрасте от 3 до 9 — 10 лет. Отдельные игры и упражнения могут быть использованы и при работе с младшими подростками (11 —12 лет). При комплектовании группы учитывается одновозрастной принцип: дети, включенные в одну группу, не должны отличаться по возрасту более чем на 12 месяцев. Исключение составляют группы, в которых по отношению к одному из детей реализуется метод статусной психотерапии. В этом случае возраст этого ребенка отличается от возраста остальных участников группы на 2—3 года.

Есть еще одно безусловное требование по формированию композиционного состава, выполнение которого является своеобразным тестом эффективности подбора детей в группу. Это требование обеспечения условий свободного самовыражения в группе каждого ребенка — без страха, обид, отвержения партнерами. Этот неукоснительный принцип организации игровых занятий обеспечивается не только нормами и правилами, регламентирующими активность детей, и тактикой поведения психолога на игровых занятиях, но и умелым подбором участников группы. Так, например, ни в коем случае нельзя допускать доминирования асоциальных детей на игровых занятиях — и чисто количественно, и по возможностям лидерства в общении и игре асоциальные дети должны быть уравновешены сверстниками с адекватной социальной направленностью.

В зависимости от состава участников игровых занятий различают две формы коррекционной работы: индивидуальную и групповую игротерапию. Несмотря на их очевидные различия, фокусом психологического воздействия в том и в другом случае является каждый ребенок, а не группа в целом. В игротерапии не ставятся групповые цели и не преследуется задача достижения групповой сплоченности. Такая задача может быть поставлена при особых условиях, например в условиях работы с коллективом класса или группы детского учреждения при наличии общих социально значимых групповых целей и конфликтное™, отсутствия кооперативных отношений в группе.

По мнению подавляющего большинства специалистов в области игровой терапии, групповая игротерапия безусловно обладает большей эффективностью и лишь она позволяет обеспечить гармоническое развитие личности, способной достигнуть оптимального баланса между автономией и независимостью, с одной стороны, и умением строить отношения коопераций и сотрудничества с другими людьми — с другой [954; 200]. Однако само наличие широкой практики индивидуальной игротерапии свидетельствует о том, что в ряде случаев именно индивидуальной работе с ребенком отдается предпочтение.

Выбор индивидуальной или групповой формы проведения коррекционных занятий в каждом конкретном случае определяется характером психологических трудностей развития, испытываемых ребенком. Как указывает В.Акслайн, в том случае, когда проблемы ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, показана групповая игротерапия. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективной на начальных этапах занятий оказывается индивидуальная игротерапия. Таким образом, целостный процесс игротерапии включает два этапа — этап индивидуальной игротерапии, который в благоприятных условиях может быть сведен к знакомству с психологом и установлению с ним первичных отношений доверия и взаимопонимания, и второй этап — групповой игротерапии, обеспечивающий обобщение приобретенного позитивного опыта и перенос его в реальную практику социальных отношений. Иначе говоря, вопрос о выборе формы игротерапии должен быть переформулирован так: в каких случаях игровую терапию можно сразу начинать в групповой форме, а в каких групповой терапии должна предшествовать индивидуальная?

Сделать вывод о сформированности социальных мотивов можно лишь на основе анализа истории развития ребенка с учетом результатов психологического обследования. Особое внимание при анализе анамнестических данных следует обратить на случаи сепарации ребенка от матери и социальной депривации в раннем возрасте (до трех лет), характер эмоциональных взаимоотношений в семье с родителями и сиблингами, особенности общения и взаимодействия со сверстниками, поведение ребенка в школе и в детском саду. Должны быть также приняты во внимание уровень умственного развития ребенка, его актуальное эмоциональное состояние на момент принятия решения о форме игротерапии (депрессия, стресс), типичные варианты реагирования на фрустрацию. Наконец, нужно учитывать уровень развития игровой деятельности, значимость игровых мотивов для ребенка. Так, низкий уровень сформированности игры может стать препятствием для включения ребенка в группу, поскольку в сочетании с агрессивностью, гиперактивностью и неуправляемостью поведения такой ребенок внесет деструктивное начало в групповую активность, явится источником дестабилизации групповых отношений, не умея сотрудничать и вступать в кооперацию со сверстниками. Для таких детей рекомендуется сначала индивидуальная игротерапия, обеспечивающая минимальный необходимый опыт сюжетно-ролевой игры со взрослым, либо другие виды коррекционной работы, например арттерапия.

Основными показаниями для проведения групповой игротерапии являются:

трудности коммуникации: низкий уровень коммуникативной компетентности, несформированность коммуникативных действий и операций, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в общении), социальная изолированность, низкий социометрический статус;

социальный инфантилизм — низкий уровень сформированности широких социальных мотивов, неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил, неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социально одобряемых отношений;

нарушения поведения — умеренная агрессивность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.), отказ от пищи, трудности кормления, воровство (в тех случаях, когда совершается только дома);

трудности эмоционального развития — неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмоций;

трудности личностного развития — трудности формирования ^-концепции, неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, неадекватная полоролевая идентификация (как правило, у мальчиков);

Как уже отмечалось выше, групповой форме игротерапии в ряде случаев должна предшествовать индивидуальная форма.

Показаниями для индивидуальной формы игротерапии являются:

несформированность социальной потребности в общении с другими людьми — взрослым и сверстниками, крайний эгоизм и себялюбие;

актуальное стрессовое состояние ребенка — депрессия, посттравматический стресс, фрустрация, эмоциональный шок, связанные с потерей близкого человека (смерть, развод), катастрофой, насильственными действиями, тяжелой травмой, острое эмоциональное переживание сепарации от близких людей (тяжелая длительная болезнь матери с госпитализацией), длительная социальная и эмоциональная депривация;

Во всех перечисленных случаях решение о продолжительности индивидуальной игротерапии и переходе к групповой игротерапии принимается психологом в зависимости от содержания и характера трудностей развития, динамики игровой терапии и достигнутых результатов.

Требования к составу группы игровой коррекции

Размер группы варьирует в зависимости от степени тяжести и характера проблем личностного развития участников группы, уровня сформированности у них игровой деятельности — желания и умения играть, от возраста детей, от опыта психолога, ведущего коррекционные занятия и, наконец, от организационно-материальных условий работы психологической консультации.

Еще одним моментом, заслуживающим обсуждения, является четность состава группы. Как правило, для занятий игровой коррекцией рекомендуется нечетный состав детской группы. В случаях, когда число детей четное, возникает возможность образования устойчивых диад, сохраняющих завидную стабильность партнерства в игре. Такое положение может привести к ригидности поведения, поскольку в таких диадах часто закрепляются неадекватные модели лидерства, отношений доминирования — подчинения, неэффективные формы взаимодействия закрепленными неадекватными ролями. Нечетный состав участников стимулирует активность детей, способствует динамичности отношений в группе, гибкости ролевых позиций, создает более широкие возможности для опробования детьми различных ролей. Безусловно, и в группе с четным составом участников возможна эффективная работа, и в группе с нечетным составом могут быть закреплены неадекватные модели взаимодействия в устойчиво-ригидной диаде. Однако нечетный состав участников естественным образом стимулирует детей к экспериментированию в сфере социальных отношений (одному участнику не хватает партнера и он вынужден искать его).

Игровые коррекционно-развивающие занятия и игротерапия могут быть рекомендованы детям в возрасте от 3 до 9 — 10 лет. Отдельные игры и упражнения могут быть использованы и при работе с младшими подростками (11 —12 лет). При комплектовании группы учитывается одновозрастной принцип: дети, включенные в одну группу, не должны отличаться по возрасту более чем на 12 месяцев. Исключение составляют группы, в которых по отношению к одному из детей реализуется метод статусной психотерапии. В этом случае возраст этого ребенка отличается от возраста остальных участников группы на 2—3 года.

Есть еще одно безусловное требование по формированию композиционного состава, выполнение которого является своеобразным тестом эффективности подбора детей в группу. Это требование обеспечения условий свободного самовыражения в группе каждого ребенка — без страха, обид, отвержения партнерами. Этот неукоснительный принцип организации игровых занятий обеспечивается не только нормами и правилами, регламентирующими активность детей, и тактикой поведения психолога на игровых занятиях, но и умелым подбором участников группы. Так, например, ни в коем случае нельзя допускать доминирования асоциальных детей на игровых занятиях — и чисто количественно, и по возможностям лидерства в общении и игре асоциальные дети должны быть уравновешены сверстниками с адекватной социальной направленностью.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Игровые методы коррекции детского неблагополучия.

Игра- форма индивидуального, творческого отражения действительности, это средство всестороннего воспитания (развитие речи, воображения. Формирование интересов детей, воспитание волевых черт характера, чувства коллективизма).

Детское неблагополучие- условия, непригодные для развития ребёнка, препятствующие и наносящие вред его жизни, здоровью и развитию.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей в основном направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Проводиться 1–2 раза в неделю.

Игротерапия — это метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т. п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности.

Метод игротерапии в большей мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей.

Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, а так же развивают эмоциональную и познавательную сферы.

1. Использование сюжетно-ролевых игр.

Они способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Перед началом игровой коррекции необходимо разработать сюжет игры, выбрать игровой материал, сформировать группу детей и спланировать игровые ситуации.

Особое значение в коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка имеют подвижные игры, они обеспечивают эмоциональную разрядку, снимают торможение, связанное со страхом, способствуют гибкости поведения и усвоению групповых норм, развивают координацию движений.

Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры.

Игры драматизации решают следующие задачи:

- Воспитывают интерес к литературному творчеству;

- Способствуют воспитанию умения работать в коллективе;

- Развивает память, артистические способности;

- Способствуют более глубокому познанию жизни.

Несомненно большое коррекционное воздействие оказывают игровые занятия, и упражнения. Они носят как развивающий так и образовательный характер, корректируют различные нарушения в эмоционально –волевой сфере.

В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. В процессе сказкотерапии можно использовать разные жанры: притчи, былины, мифы, анекдоты и др. Типы сказок: Художественные – народные, авторские – дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические.

- анализируются проблемы, скрытые глубоко в подсознании;

- отображаются внутренние конфликты;

- улучшается словарный запас;

- поднимается самооценка и пр.

1. Художественная. К ним относят как авторские, так и народные рассказы. Народные во многом ассоциируются с мудростью, в то время как авторские могут иметь очень тонкие и скрытые значения.

2. Дидактические сказки. Они разработаны специально для обучения. Их цель — обучать детей тем или иным вещам, в зависимости от проблематики. Часто практикуется проведение дидактической игры по сказкам.

3. Медитативные сказки. Служат для того, чтобы человек мог расслабиться, избавиться от агрессии и накопить позитивные мысли, опыт.

4. Психотерапевтические сказки. Сказкотерапия как средство психотерапии позволяет провести глубокую и тщательную работу над проблемами пациента.

5. Психокоррекционные. Обычно используются для решения проблем агрессии малышей, а также нарушений поведения.

Музыкотерапия -Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая и народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Возможности музыкатерапии: а) Активизировать ребёнка, поднять настроение. б) Улучшения эмоционального настроения. в) Мышечная релаксация. г) Успокоение. д) Обогащение эмоционального мира. Формы использования музыкотерапии: а) На занятии в качестве фона. б) При засыпании. в) Для выплеска энергии. г) Во время проведения режимных моментов

Телесно-ориентированная терапия- Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства болезней и расстройств большую роль играет ненормально повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём напряжения. Если стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь. (Вильгельм Райх)

- Поиск причины, предпосылки для проблемы, а также помощь в ее решении.

- Уменьшение агрессивности, гнева, раздражительности.

- Улучшение сна, снижение утомляемости.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что основными направлениями коррекции эмоциональных неблагополучий личности в дошкольном возрасте являются:

1) формирование навыков общения;

2) гармонизация отношений ребёнка в семье и со сверстниками;

3) коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

4) коррекция самооценки ребёнка с целью приближения её к адекватной. В заключении отметим, что в целом, поставленные задачи выполнены.

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Профилактика социального неблагополучия воспитанников в ДОУ Цель работы: формирование комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье. Нормативно — правовая база 1. Конвенция.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Игра как форма коррекционной работы с младшими школьниками

Эпоха детства – так назвал Д.Б. Эльконин два следующих друг за другом и тесно связанные периоды в детском развитии – дошкольный и младший школьный. На стыке этих периодов у детей не только появляются новые психологические образования и изменяется социальная ситуация развития, но и происходит смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность уступает место учебной. Но в школе игры по-прежнему занимают значительное место в жизнедеятельности ребенка, выступая,

Как форма, в которой наиболее успешно может усваиваться содержание новой деятельности (учение);

Как эмоциональная опора личности, облегчающая адаптацию к школьным условиям и облегчающая психологический комфорт;

Как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьника в среде сверстников.

Определенные и значительные изменения в характере игры младших школьников: игра начинает подчиняться учебной деятельности и т.д.

Вместе с тем игра сохраняет свои основные черты, которые принципиально отличают ее от других видов деятельности: добровольность вхождения участников, инициативность, протекание в определенных и временных рамках, непредсказуемость развития и результата, творческость, иллюзорность.

Желание учиться желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении всего младшего возраста. В играх ученики начальной школы так же, как и дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и духовные потребности, что открывает взрослым широкие возможности для использования ресурсов игры в целях оптимизации процесса их образования.

Происходящие в последнее время процессы становления системы социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детства позволяют предметно обсуждать и изучать еще один аспект – место игры в решении проблем профилактики, диагностики, коррекции нежелательных вариантов детского развития.

Игра и коррекция недостатков социально-личностного развития младших школьников.

В 30-е годы ХХв. Выделилось новое направление в психотерапии – игровая терапия. Она было предназначена для работы с детьми, переживших какие-либо травмирующие события. Другим направлением явилась игровая терапия отношений, в которой провозглашалась необходимость отношения к ребенку как к личности. Обладающей внутренней силой и способностью конструктивно изменить свое поведение.

На современном этапе игровая терапия представлена в двух формах – направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная) игротерапия. Различия между ними заключаются в функциях и роли игрового терапевта. Если в рамках направленной терапии он обсуждает с ребенком его чувства, эмоции, действия с игрушками, т.е. выполняет активную роль, то во втором варианте ребенку предоставляется полная самостоятельность; в игре он осознает себя, свои недостатки и достоинства, сам преодолевает свои трудности и изживает конфликты.

Принято выделять индивидуальную и групповую форму организации игрового коррекционного воздействия. Основными показаниями для проведения групповой игротерапии являются трудности общения, произвольной регуляции поведения и деятельности, эмоциональные проблемы, страхи. В тех случаях, когда у детей помимо названных проблем наблюдаются несформированность потребности в общении, актуальное стрессовое состояние и т.п., групповой терапии должна предшествовать ее индивидуальная форма.

Использование игротерапии в работе с младшими школьниками – работа прошедшего соответствующую подготовку специалиста (педагога-психолога, практического психолога, психотерапевта, коррекционного педагога). В то же время учителю рекомендуется использовать в своей педагогической деятельности те элементы видов терапии, которые просты по технике, но результативны с точки зрения воспитания адекватных поведенческих установок и самооценки учеников, совершенствования коммуникативных навыков, снятия эмоционального напряжения, развития креативности.

Игра и коррекция трудностей в познавательной деятельности младших школьников

Для учителя начальной школы игра может стать одним из инструментов развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности и потребности в ней.

П.Ф.Каптерев особое внимание обращает на значение игр в воспитании у школьников сосредоточенности внимания, наблюдательности, сообразительности, находчивости, творчества, совершенствования органов, мышления и логических операций (анализа, синтеза, индукции и др.).

Действенным средством совершенствования значимых для учебной деятельности функций и процессов являются и развивающие компьютерные игры. Они могут быть с успехом использованы в коррекционно-развивающей практике, важно только помнить о необходимости строгого соблюдения при этом санитарно-гигиенических норм.

Игра и оздоровительная работа с младшими школьниками

Детская игра имеет еще одну важную функцию – лечебно-оздоровительную. Использование подвижных, спортивных или специальных оздоровительных игр должно стать неотъемлемой составляющей программы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками и способствовать их физическому развитию, укреплению здоровья, совершенствованию нервно-психической регуляции.

Физический и психический компоненты в этих играх тесно связаны. Так, в подвижных и спортивных играх дети не только реализуют свою потребность в движении, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, инициативности, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой с читаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Такие игры являются хорошим средством тренировки в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в соответствии с определенным планом переключения внимания и развития такого качества, как гибкость.

Таким образом, анализ коррекционно-развивающих ресурсов детских игр приводит к выводу об их большой значимости и действенности в решении задач профилактики, диагностики и коррекции неблагополучий в социально-личностном, познавательном и физическом развитии младших школьников. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным элементом образовательной работы в начальной школе, как и урок. Следовательно, игра должна присутствовать в режиме дня в той мере, в какой она необходима для создания «гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, коррекции и стимулирования всех сторон детского развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционные игры, направленные на развитие психических процессов.

ИГРА И ИГРОТЕРАПИЯ.

ТЕМА: "Учимся играя".

Коррекционные игры, направленные на развитие психических процессов.

- развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания,

мышления, восприятия, речи воображения;

- стабилизация психо-эмоционального состояния.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- шапочки для детей;

- конверты с геометрическими фигурами;

- картинки цветок, грибок, бабочки;

Ι. Организационный момент. Психологический настрой.

У. – Прозвенел звонок,

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, давайте улыбнемся

гостям и подарим им частичку нашего хорошего настроения.

ΙΙ. Дидактическая игра "Давайте познакомимся".

У. – Ребята, вы – ученики 1-го класса и только недавно стали новыми членами

большой школьной семьи. Давайте познакомимся с нашими учителями и

расскажем им о себе.

У.- Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

У. – Сегодня мы отправимся путешествовать на лесную полянку. Будем много

играть, выполнять различные задания. В пути вам нужно быть

внимательными, старательными, ловкими, а самое главное – помогать друг

другу и слушать учителя.

ΙV. Дидактическая игра "Угадай загадку".

У. – В лесу живёт много зверей.

Как мы назовем лесных зверей? (Дикие).

Почему их так называют?

- А вот какие звери живут в лесу, мы узнаем отгадав загадки.

1. Кто зимой холодный

Бродит злой, голодный (Волк)

2. Я колючий, меня не возьмёшь

3. Он в дупло засунул лапу,

И давай рычать, реветь,

Ой какой же ты сластёна

4. Зимой белый, летом серый (Заяц)

5. Хитрая плутовка,

6. Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

7. Хожу в пушистой шубе,

живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе,

орешки я грызу. (Белка)

V. Гимнастика для рук.

У. – Что любит есть белочка? (Шишки).

Вот она и вам принесла шишки.

Белка по лесу скакала,

Много шишек собирала,

Много шишек собирала,

И ребятам отдавала.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем с шишкой мы играть!

Будем с шишкой мы играть!

Между ручками катать!

(Пальчики шагают по столу)
(Удары кулачки-ладошки поочерёдно)

(Загибают пальчики на обеих руках)
(Разгибают пальчики на обеих руках)

(Прокатывание шишки между

В ручку правую возьмём (Сильно сжимаем шишку в правой руке)
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем, (Прокатывание шишки по столу правой рукой)
На столе её катаем.

В ручку левую возьмём (Сильно сжимаем шишку в левой руке)
И сильней её сожмём!
Руку быстро разжимаем, (Прокатывание шишки по столу левой рукой)
На столе её катаем.

Мы закончили катать, (Убираем шишку на край стола)

Будем пальчики считать!

Раз, два, три, четыре, пять! (Загибаем пальцы на левой руке)
На другой руке считаем,

Пальцы быстро загибаем. (Загибаем пальцы на правой руке)
Раз, два, три, четыре, пять!

1, 2, 3, 4, 5! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук)

Мы закончили играть. (Хлопаем в ладоши на каждое слово)

Пальцы мы не потеряли, (Встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

Очень весело играли!

Пальчики свои встряхнём
И немного отдохнём!

VI. Дидактическая игра "Прятки".

У. – Лесные звери очень осторожны, увидев людей, они прячутся.

И сейчас они спрятались. Звери покажутся, если вы назовёте геометрические

фигуры, за которыми они спрятались.

- Как называется эта геометрическая фигура?

- Какого она цвета?

VII. Дидактическое упражнение "Классификация".

У. – Возьмите конверты, достаньте геометрические фигуры.

Расположите геометрические фигуры так же, как на доске.

(расположите рядом фигуры, подходящие по одинаковым признакам).

- Назовите геометрические фигуры и их цвета.

У. - Ребята встают в круг, водящий отворачивается. Все припевают:

Один из играющих называет водящего по имени, водящий узнаёт и

называет того, кто его позвал. Игра повторяется 3-4 раза.

У. – Вы хорошо занимаетесь.

А сейчас пришла пора показать сказку.

Чтение сказки учителем.

Услышала комарика птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комарика мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комарика лягушка, поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комара змейка, поползла на поляну. Хочет съесть земляничку.

Услышала комара птичка – скорей на дерево.

Услышала комара мышка – скорей в норку.

Услышала комара лягушка – скорей под листок.

Услышала комара змея – скорей под корень.

А ягодка земляничка под дождём купается да радуется, что её никто не тронул.

Читайте также: