Формулы двойного аргумента конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Образовательные – вывести формулы тригонометрии, позволяющие выразить sin 2x, cos 2x, tg 2x через sinx, cosx, tgx, показать многообразие их применения.
Развивающие – вырабатывать навыки и умения использовать полученные формулы в тригонометрических преобразованиях, развивать математическое мышление учащихся, умение видеть и применить изученные тождества, развивать умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности, развивать культуру речи и любознательность.
Воспитательные – побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, к самоконтролю и самоанализу.
Ожидаемый результат: Каждый учащийся должен знать вывод формул двойного аргумента и уметь применять их для преобразований тригонометрических выражений на уровне обязательных результатов обучения.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
- Организационно-мотивационный этап.
- Актуализация имеющихся знаний и личного опыта учащихся (устная работа).
- Изучение нового материала.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
- Закрепление изученного материала (контрольный срез).
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап.
Сегодня на уроке мы выведем формулы тригонометрии – формулы двойного аргумента и рассмотрим многообразие их применения. Эпиграфом нашего урока будут слова Бернардо Больцано “Формула подчас кажется более мудрой, чем выдумавший ее человек”.
2. Актуализация имеющихся знаний и личного опыта учащихся (устная работа).
Вспомним формулу синус суммы, косинус суммы и тангенс суммы аргументов. Вызываются 3 учащихся, которые на 3 досках записывают отдельно эти формулы:
sin(x +y) = sinxcosy + cosxsiny;
cos(x+y) = cosxcosy – sinxsiny;
tg(x+y) = .
Далее учащиеся устно работают с места.
№1 Упростить:
№2 Вычислить:
3. Изучение нового материала.
Сейчас мы выведем с вами тригонометрические формулы двойного аргумента и рассмотрим многообразие их применения.
Если положить в формулах, записанных вами в начале урока на доске x= y, то получаем:
sin(x+y) = sinxcosy + cosxsiny
sin2x = sinxcosx + sinxcosx = 2sinxcosx
cos(x+y) = cosxcosy – sinxsiny
cos2x = cosxcox – sinxsinx = cos 2 x – sin 2 x
Каждую из 3-х формул выводит 1 ученик.
- sin10x = 2sin5x*cos5x
- sin
- cos(8x – 14y) = cos 2 (4x – 7y) – sin 2 (4x – 7y)
- tg
- 2sin7xcos7x = sin14x
- cos 2 3,5t - sin 2 3,5t = cos7t
А теперь докажем два тождества, используя доказанную в начале урока формулу cos 2x = cos 2 x – sin 2 x
1. Доказать тождество:
cos2x = 1 – 2sin 2 x
cos2x = cos 2 x – sin 2 x = (1 - sin 2 x) - sin 2 x = 1 - 2 sin 2 x
cos2x = 1 - 2 sin 2 x
2. Доказать тождество:
cos2x = 2cos 2 x – 1
cos2x = cos 2 x – sin 2 x = cos 2 x – (1 - cos 2 x) = 2cos 2 x – 1
cos2x = 2cos 2 x – 1
3. Выразить sin 2 x из равенства:
cos2x = 1 - 2sin 2 x
2 sin 2 x = 1 – cos2x
sin 2 x =
4. Выразить cos 2 x из равенства:
cos2x = 2cos 2 x – 1
cos2x+1 = 2cos 2 x
2cos 2 x = cos2x+1
cos 2 x =
Итак, выполняя №1 и №2, мы получили еще два варианта формулы двойного аргумента, а выполняя №3 и №4, вывели формулы понижения степени.
- Что нового узнали на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
6. Закрепление изученного материала. Контрольный срез.
Учащиеся выполняют работу на карточках с дифференцированными заданиями по теме урока (самопроверка).
1 вариант.
№1 Упростите, продолжив решение, и выберите правильный ответ:
1) 4/3;
2) 4/3cosx;
3) 2/3;
4) 4/3ctgx.
1) cos20;
2) 2cos20;
3) ctg20;
4) другой ответ.
№2 Упростите и выберите правильный ответ:
1) 3tgx;
2) 3sinx;
3) 1.5sinx;
4) 3tg2x.
б) cos 2 t – cos2t =
1) sin 2 t;
2) -sin 2 t;
3) 2cos 2 t+sin 2 t;
4) другой ответ.
2 вариант.
№1 Упростите, продолжив решение, и выберите правильный ответ:
1) -3tg2x;
2) 3sin2 x;
3) 6 tgx;
4) 3tg2 x.
1) 3/2;
2) 2/3;
3) 2/3sin2x;
4) другой ответ.
№2 Упростите и выберите правильный ответ:
1) tg2x;
2) 2sinx;
3) 1/2sinx;
4) 1/2 + tgx.
б) cos2t + sin 2 t =
1) cos 2 t;
2) 2sint;
3) cost-sint;
4) другой ответ.
Проверяются верные ответы.
1 вариант:
№1 а) 1; б) 2.
№2 а) 2;б) 1.
2 вариант:
№1 а) 4; б) 2.
№2 а) 3; б) 1.
Учащиеся поднимают руку, кто при выполнении работы сделал 2 ошибки, затем – кто одну ошибку и, наконец, кто не сделал ни одной ошибки, выполнил всё полностью и верно.
Молодцы ребята, отлично поработали.
Ученики сдают карточки на проверку учителю.
На следующих двух уроках мы с вами продолжим изучение применения формул двойного аргумента в тригонометрических преобразованиях.
Материал содержит конспект урока, тест и презентацию.
Вложение | Размер |
---|---|
test.xls | 91.5 КБ |
formuly_dvoynogo_argumenta.doc | 130 КБ |
formuly_dvoynogo_argumenta.ppt | 744.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: ФОРМУЛЫ ДВОЙНОГО АРГУМЕНТА.
Тип урока: урок изучения нового материала .
Цели урока: на основе полученных ранее знаний, вывести формулы для вычисления sin2x, cos2x, tg2x, показать их применение, развить умение использовать эти формулы в тригонометрических преобразованиях.
1.Организационный этап. Учитель приветствует учащихся, объясняет тему урока, цели и задачи урока.
2. Повторение (подготовка учащихся к активному усвоению нового материала). Проводится самостоятельная работа, контролирующая выполнение учащимися домашней работы и позволяющая вспомнить основной материал, необходимый на уроке для вывода формул двойного аргумента.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА производится с помощью компьютера, с использованием программы Microsoft Excel. Файл тест.xls
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МБОУ Глодневская СОШ
Конспект урока алгебры
Формулы двойного аргумента
и их применение
Разработал учитель математики:
Хведченя Светлана Васильевна
Тема урока: Формулы двойного аргумента и их применение.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: вывести формулы двойного аргумента; научить применять полученные формулы для упрощения тригонометрических выражений.
Учебные задачи:
Обучающие:
- повторение и обобщение знаний в области преобразования тригонометрических выражений;
- формирование умений и знаний использовать формулы двойного аргумента для упрощения выражений;
- использование учащимися полученных знаний по данной теме при выполнении заданий ЕГЭ.
Развивающие:
– вырабатывать и развивать навыки и умения использовать полученные формулы в тригонометрических преобразованиях;
- развивать математическое мышление учащихся, умение видеть и применить изученные тождества;
- развивать умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности; культуру речи и любознательность.
Воспитательные :
- побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, к самоконтролю и самоанализу;
- воспитание терпеливости, культуру мышления, упорства достижения целей.
Ожидаемый результат: учащиеся должны знать вывод формул двойного аргумента и уметь применять их для преобразований тригонометрических выражений.
Актуализация имеющихся знаний и личного опыта учащихся (устная работа).
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала (контрольный срез).
Организационно-мотивационный этап.
Приветствие учащихся.
Проверка домашнего задания. Проверить выполнение домашнего задания фронтально. При необходимости разобрать на доске задания, вызвавшие затруднения у учащихся.
Сегодня на уроке мы выведем тригонометрические формулы – формулы двойного аргумента и рассмотрим как их можно примененять.
Эпиграфом нашего урока будут слова Бернардо Больцано “Формула подчас кажется более мудрой, чем выдумавший ее человек”.
2. Актуализация имеющихся знаний и личного опыта учащихся.
Вспомним формулу синус суммы, косинус суммы и тангенс суммы аргументов.
Вызывается учащийся, которые на доске записывает отдельно эти формулы:
sin(x +y) = sinxcosy + cosxsiny;
cos(x+y) = cosxcosy – sinxsiny;
tg(x+y) = .
Далее учащийся устно работает с места. На доске (или слайдах презентации) записаны задания.
№ 1. Упростить:
№ 2. Вычислить:
3. Изучение нового материала.
Сейчас мы выведем с вами тригонометрические формулы двойного аргумента и рассмотрим их применение.
Рассмотрим формулы, записанных в начале урока – формулы синуса, косинуса, тангенса суммы аргументов. Допустим, что аргументы равны: x= y, то получим:
1. sin ( x + y ) = sinxcosy + cosxsiny или sin 2 x = sinxcosx + sinxcosx = 2 sinxcosx
2. cos ( x + y ) = cosxcosy – sinxsiny или cos 2 x = cosxcox – sinxsinx = cos 2 x – sin 2 x
3. tg(x+y) = или tg2x = Одну из трех формул выводит ученик.
Полученные формулы называют формулами двойного аргумента или формулами двойного угла.
Какое же практическое применение этих формул?
Выполним № 21.2(а,б) - №21.5(а,б) стр.57 учебник А.Г. Мордкович Часть 2
А теперь докажем два тождества, используя доказанную в начале урока формулу cos 2x = cos 2 x – sin 2 x
№ 1. Доказать тождество: cos 2 x = 1 – 2 sin 2 x
Доказательство:
cos 2 x = cos 2 x – sin 2 x = (1 - sin 2 x ) - sin 2 x = 1 - 2 sin 2 x
cos 2 x = 1 - 2 sin 2 x , что и требовалось доказать.
Выразим из доказанного тождества sin 2 x :
cos 2 x = 1 - 2 sin 2 x
2 sin 2 x = 1 – cos 2 x
sin 2 x = - получили еще дну тригонометрическую формулу, которая получила название-формула понижения степени.
№ 2. Доказать тождество: cos 2 x = 2 cos 2 x – 1
Доказательство:
cos 2 x = cos 2 x – sin 2 x = cos 2 x – (1 - cos 2 x ) = 2 cos 2 x – 1
cos 2 x = 2 cos 2 x – 1, что и требовалось доказать.
Если из полученного равенства выразить cos 2 x, то получим:
cos 2 x = 2 cos 2 x – 1
cos 2 x +1 = 2 cos 2 x
2 cos 2 x = cos 2 x +1
cos 2 x = - еще одна формула понижения степени.
Таким образом, выполняя задания №1 и №2, доказывая тождества, получили еще два варианта формул двойного угла и как следствия из них- формулы понижения степени.
sin2x = 2sinxcosx; cos2x = cos 2 x – sin 2 x;
cos2x = 1 – 2sin 2 x; cos2x = 2cos 2 x – 1
sin 2 x = ; cos 2 x =
Выполним № 21.23 (а ,б) с применением формул понижения степени.
Выполним задание из сборника ЕГЭ Математика. Профильный уровень. Под ред. Ященко.
1) Найдите -25 cos 2 α , если cos α =-0,8
2) Найдите значение выражения: 7
Домашнее задание.
5. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Довольны ли вы своей работой на уроке?
6. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа с проверкой на уроке.
Запишите угол в виде 2 - некоторый угол:
а) 30 0 ; б) 90 0 ; в) ; г) ; д) 4; е) ; ж) .
№ 2. Упростите выражение:
№ 3. Упростите выражение:
№ 4. Упростите выражение:
Учащиеся вместе с учителем проверяют выполненные задания.
На следующих двух уроках мы с вами продолжим изучение применения формул двойного аргумента в тригонометрических преобразованиях.
Формулы двойного аргумента - это формулы, позволяющие ; и выразить через ; и . Аргументом может быть не только угол, но и любое выражение.
Основная литература:
Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл.– М.: Просвещение, 2014.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим выражение . Представим как и подставим в формулу синуса суммы. Получим:
(1)
Эту формулу называют синус двойного аргумента.
Например, . В этом случае .
Рассмотрим выражение , где так же . Применяем формулу косинуса суммы:
Получили формулу косинуса двойного аргумента (2)
Например,
Так как , а , то получим ещё две формулы косинуса двойного аргумента.
(3)
(4)
Рассмотрим выражение tg и с помощью формулы тангенса суммы выведем формулу тангенса двойного угла. Помним, что . Получаем:
, где (5)
Для котангенса двойного угла применяем формулу:
, где (6)
Например, .
Формулы (1)-(6) можно использовать как слева направо, так и справа налево. Аргументом может быть не только угол, но и любое выражение. Например,
Докажем формулу для тройного угла.
Представим . По формуле синуса суммы получим:
(используем формулы двойного аргумента)
Получили формулу синуса тройного угла:
(7)
Можно доказать, что косинус тройного угла вычисляется по формуле:
. (8)
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Пример 1. Найти , если
Применим формулу (3)
Пример 2. Доказать тождество
Доказательство: Преобразуем левую часть, воспользуясь тем, что формулой (1) и формулой квадрата суммы, получаем:
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: вывести формулы двойного аргумента; научить применять полученные формулы для упрощения тригонометрических выражений.
Учебные задачи:
Обучающие:
- повторение и обобщение знаний в области преобразования тригонометрических выражений;
- формирование умений и знаний использовать формулы двойного аргумента для упрощения выражений;
- использование учащимися полученных знаний по данной теме при выполнении заданий ЕГЭ.
Развивающие:
– вырабатывать и развивать навыки и умения использовать полученные формулы в тригонометрических преобразованиях;
- развивать математическое мышление учащихся, умение видеть и применить изученные тождества;
- развивать умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности; культуру речи и любознательность.
Воспитательные :
- побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, к самоконтролю и самоанализу;
- воспитание терпеливости, культуру мышления, упорства достижения целей.
Ожидаемый результат: учащиеся должны знать вывод формул двойного аргумента и уметь применять их для преобразований тригонометрических выражений.
Актуализация имеющихся знаний и личного опыта учащихся (устная работа).
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала (контрольный срез).
Организационно-мотивационный этап.
Приветствие учащихся.
Проверка домашнего задания. Проверить выполнение домашнего задания фронтально. При необходимости разобрать на доске задания, вызвавшие затруднения у учащихся.
Сегодня на уроке мы выведем тригонометрические формулы – формулы двойного аргумента и рассмотрим как их можно примененять.
Эпиграфом нашего урока будут слова Бернардо Больцано “Формула подчас кажется более мудрой, чем выдумавший ее человек”.
2. Актуализация имеющихся знаний и личного опыта учащихся.
Вспомним формулу синус суммы, косинус суммы и тангенс суммы аргументов.
Вызывается учащийся, которые на доске записывает отдельно эти формулы:
sin(x +y) = sinxcosy + cosxsiny;
cos(x+y) = cosxcosy – sinxsiny;
tg(x+y) = .
Далее учащийся устно работает с места. На доске (или слайдах презентации) записаны задания.
№1. Упростить:
а)
б)
в)
г)
№2. Вычислить:
а)
б)
в)
г)
д)
3. Изучение нового материала.
Сейчас мы выведем с вами тригонометрические формулы двойного аргумента и рассмотрим их применение.
Рассмотрим формулы, записанных в начале урока – формулы синуса, косинуса, тангенса суммы аргументов. Допустим, что аргументы равны: x= y, то получим:
1. sin(x+y) = sinxcosy + cosxsiny или sin2x = sinxcosx + sinxcosx = 2sinxcosx
2. cos(x+y) = cosxcosy – sinxsiny или cos2x = cosxcox – sinxsinx = cos 2 x – sin 2 x
3. tg(x+y) = или tg2x = Одну из трех формул выводит ученик.
Полученные формулы называют формулами двойного аргумента или формулами двойного угла.
Какое же практическое применение этих формул?
Выполним № 21.2(а,б) - №21.5(а,б) стр.57 учебник А.Г. Мордкович Часть 2
А теперь докажем два тождества, используя доказанную в начале урока формулу cos 2x = cos 2 x – sin 2 x
№1. Доказать тождество: cos2x = 1 – 2sin 2 x
Доказательство:
cos2x = cos 2 x – sin 2 x = (1 - sin 2 x) - sin 2 x = 1 - 2 sin 2 x
cos2x = 1 - 2 sin 2 x, что и требовалось доказать.
Выразим из доказанного тождества sin 2 x :
cos2x = 1 - 2sin 2 x
2 sin 2 x = 1 – cos2x
sin 2 x = - получили еще дну тригонометрическую формулу, которая получила название-формула понижения степени.
№2. Доказать тождество: cos2x = 2cos 2 x – 1
Доказательство:
cos2x = cos 2 x – sin 2 x = cos 2 x – (1 - cos 2 x) = 2cos 2 x – 1
cos2x = 2cos 2 x – 1, что и требовалось доказать.
Если из полученного равенства выразить cos 2 x, то получим:
cos2x = 2cos 2 x – 1
cos2x+1 = 2cos 2 x
2cos 2 x = cos2x+1
cos 2 x = - еще одна формула понижения степени.
Таким образом, выполняя задания №1 и №2, доказывая тождества, получили еще два варианта формул двойного угла и как следствия из них- формулы понижения степени.
sin2x = 2sinxcosx; cos2x = cos 2 x – sin 2 x;
cos2x = 1 – 2sin 2 x; cos2x = 2cos 2 x – 1
sin 2 x = ; cos 2 x =
Выполним № 21.23 (а ,б) с применением формул понижения степени.
Выполним задание из сборника ЕГЭ Математика. Профильный уровень. Под ред. Ященко.
1) Найдите -25cos2α, если cos α=-0,8
2) Найдите значение выражения: 7
Читайте также: