Формирование представления о звуках речи конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 474 0

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

Материал. Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы символизирующие эмоциональное состояние человека, зверей.

Ход занятия

1. Оргмомент

Психогимнастика

Посмотрите на эти лица.

Детям показывают пиктограммы.

Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый.Мимические упражнения"'

Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальнуюАленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало оно поможет вам.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить звуки.

3. Развитие слухового внимания

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

1 Пиктограмма— рисунок-символ, в данном случае условныизображения лиц с разным мимическим выражением.

А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инстру­мент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.)Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

Где-то собаки рычали:

В стойле коровы мычали:

В комнате мухи жужжали:

Мимо машины бежали:

Гудели от ветра все провода:

Капала в кухне из крана вода:

Динь! Перекликались в ночи поезда:

Листья на ветру шумели:

Змеи в лесу шипели:

А комары все пели:

Непоседа мячик днем и ночью Успокоиться не хочет:

Куклы кашляют в постели -Днем мороженое ели!

Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)

Как перекликались поезда? (Ууу!)Вы сегодня еще не смо­жете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их про­износить.

Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

5. Физминутка

Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу. Прыжки на двух ногах.

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение:о-о-о!При­слушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.

Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.

Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

6. Произношение отдельных звуков. Развитие просодии

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а.Волк:у-у-у.Мишка:ы-ы-ы.Белочка:и-и-и.Ежик:э-э-э.Как пели звери?

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р,д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш(без голоса).

7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот -- до­мик звуков.

В домике этом Красные двери, Рядом с дверями — Белые звери. Любят зверушки Конфеты и плюшки.

Н.В. Новотворцева

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь -губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п.Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б.Этот звук тоже произносится. (гу­бами).Произнесите звук л.Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д.Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б.Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет).А теперь произнесите звук г.Голос про­снулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альве­олы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полос­кать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

8. Артикуляционная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а те­перь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка.

А еще надо научиться правильно дышать.

9. Итог занятия

Что мы слушали? (Звуки.)Чем мы слушали? (Ушами.)Чем произносим звуки? (Ртом.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия. Тема: "Формирование представлений о звуках"

Цель: Формирование представлений о звуках.

Коррекционно-развивающи е: Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, ориентировки в схеме собственного тела, ориентировки в схеме тела человека, сидящего напротив, слухового внимания, координации речи с движением, развитие быстроты реакции, длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие (т.е. далеко от своего города). Длится оно будет целый год.

- Ребята, мы на наших занятиях попадем в город Красивой речи. Наши встречи будут интересными, иногда трудными.

- Как называют людей, которые путешествуют?

- Путешественники - люди совершающие путешествия с научными целями, чтобы что-то узнать.

- Значит, кем мы с вами станем?

- Для того, чтобы не заблудиться, нам нужно хорошо ориентироваться в пространстве, в незнакомой местности..

- Покажите свою главную руку, которой вы держите карандаш. Назовите её. Поднимите другую. Назовите.

- Покажите своё левое плечо, правую бровь, ухо. Левой рукой покажите правый локоть. Правой рукой левый глаз. Левой рукой левое ухо.

- Сядьте на свои места. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Левую руку соседа.

- Вы готовы к путешествию.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

- Вот сейчас и узнаем что такое звуки.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по- разному. Послушайте эти звуки. (аудиозапись разных звуков - шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т.д.).

- Ребята, посмотрите, что стоит на столе? – Мишка, кукла, лошадка, погремушка, свисток, юла (звучащие игрушки).

- Как можно все эти предметы назвать одним словом? – Игрушки.

- Посмотрите перед вами игрушки одинаковые или разные?

- А чем они отличаются, как вы думаете? Размером, цветом, а ещё они сделаны из разного материала.

- Перечислите из какого материала они сделаны? – С помощью логопеда дети отвечают: плюшевый мишка, резиновая кукла, пластмассовый свисток, погремушка, железная юла.

- А для чего нам нужны игрушки? – Чтобы играть.

- Вот сейчас игрушки с вами и поиграют.

- Вам нужно отгадать эти предметы по звучанию, но сначала, уточним их название игрушек. (Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало).

- Как вы думаете, что вы слышали? Как это называется одним словом?

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши - это орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Ответы детей - помощь логопеда).

- Ребята, послушайте: А, К, У, О, Т, Б, Д

- Как вы думаете, звуки, которые произнесла я, и звуки которые издают игрушки одинаковые или разные?

- Чем отличаются? (Ответы детей). (Речевые - неречевые)

Путешествие мы продолжаем

И слова все повторяем

Звуки все мы произносим.

Что не ясно сразу спросим.

Все живые существа тоже издают звуки.

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Логопед поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. (Звуки - это то, что мы слышим и произносим).

- Что помогает нам произносить звуки? (Губы, язык). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот - домик звуков. Логопед знакомит детей с органами артикуляции.

Чтобы дальше нам пройти

И не сбиться с пути,

Не цепляться за сучок,

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

- Чем мы сегодня занимались? - путешествовали, играли.

- Чем произносили звуки?

- Что нового узнали? О чем ещё хотелось бы узнать?

Мы идём сейчас домой!

Но не бойтесь вместе скоро,

Мы придем сюда с тобой.

Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Мяч и речь.- СПб.: Дельта, 2001. — 96 с.

Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов. -М.: Изд. Владос, 1999.

Цель: актуализировать знания детей о звуках окружающего мира.

познакомить с органами артикуляционного аппарата;

развивать слуховое внимание, мимику, просодическую сторону речи;

способствовать повышению мотивации к занятиям через использование игровых приемов и компьютерных технологий.

Оборудование: зеркало на каждого ребенка, компьютер и компьютерная

музыкальный центр, аудиозапись релаксационной музыки

Материал: пиктограммы, символизирующие эмоциональные состояния

человека, маски животных (зайца, медведя, лисы, волка,

Ход занятия

Организационный момент

Посмотрите на эти лица.

Детям демонстрируются пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый.

Какие они разные!

Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

Дети выполняют мимические упражнения.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Развитие слухового внимания

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Что вы услышали? (Ответы детей)

Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по- разному. Послушайте эти звуки и отгадайте предметы по звучанию.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет или инструмент звучал. Чем мы слушали? (Мы слушали звуки ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Чтобы сохранить слух нужно беречь уши от холода, нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы.)

Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:

В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:

В комнате мухи жужжали: А комары все пели:

Мимо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью:

- Трр! Успокоиться не хочет:

Гудели от ветра все провода: - Пам! Пам!

- Зззнь! Куклы кашляют в постели -

Капала в кухне из крана вода: Днем мороженое ели!

Перекликались в ночи поезда:

Э. Нийт (Перевод с эстонского Е. Ракеева)

Как перекликались провода? (Ууу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

Звуки издают предметы и животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем слушать и произносить речевые звуки.

Физкультминутка

Перешагиваем через высокую траву (Ходьба с высоким подниманием колен).

Перепрыгиваем через лужу (Прыжки на двух ногах).

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.

Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.

Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

Произношение отдельных звуков. Развитие просодической стороны речи

однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному: р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Произносить звуки нам помогают язык, губы).

Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.

Рядом с дверями

Конфеты и плюшки.

Что такое двери? (Губы)

Кто такие звери? (Зубы)

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится…(губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок. Это – небо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения, с которыми мы познакомимся на следующем занятии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование представлений о звуках.

Вводное занятие в подготовительной группе

Цель: Формирование представлений о звуках.

Ход занятия:

Организационный момент.

Встреча с дидактической игрушкой Звукобуквоешкой.

Она приглашает детей совершить путешествие в сказочный мир. А с кем там встретятся ребята, они узнают позже.

Звукобуквоешка предлагает послушать разные звуки.

Звуки логопед издает за ширмой. А дети должны угадать, чем был издан звук. ( шуршание бумаги, барабанная дробь, игра на металлофоне, звук льющейся воды, пение птиц, человеческая речь).

А теперь предлагаю поиграть, кто самый внимательный узнать.

(ориентация в схеме собственного тела, ориентация в схеме тела человека, сидящего напротив).

- Покажите свою главную руку, которой вы держите карандаш. Назовите её. Поднимите другую. Назовите.

- Покажите своё левое плечо, правую бровь, ухо. Левой рукой покажите правый локоть. Правой рукой левый глаз. Левой рукой левое ухо.

- Сядьте на свои места. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Левую руку соседа. И другие задания.

А сейчас вы мне ответьте, что мы с вами делали в самом начале.

Правильно мы слушали разные звуки.

Так что такое звуки. Дать возможность высказаться всем желающим детям.

А теперь закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – будем мы теперь молчать и спокойно слушать звуки.

Что вы услышали? А какие звуки вы слышали за ширмой. ( Развитие слуховой памяти)

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши - это орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Ответы детей - помощь логопеда).

- Ребята, послушайте: А, К, У, О, Т, Б, Д

- Как вы думаете, звуки, которые произнесла я, и звуки которые вы слышали ранее, одинаковые.

- Чем отличаются? (Ответы детей). (Речевые - неречевые)

Путешествие мы продолжаем

И слова все повторяем

Звуки все мы произносим.

Что не ясно сразу спросим.

Кто может издавать звуки. Правильно все живое может издавать звук: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. (Звуки - это то, что мы слышим и произносим).

- Что помогает нам произносить звуки? (Губы, язык). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот - домик звуков. Логопед знакомит детей с органами артикуляции.

Читайте также: