Конспект словообразовательные нормы современного русского языка

Обновлено: 07.07.2024

Выполнить задание: записать конспект лекции в тетрадь, придумать по 5 примеров на каждый из способов словообразования.

Работа будет оцениваться – зачтено – не зачтено

Задание отправлять на электронный адрес: G . F . Zakirova @ mail . ru до 27.03.2020

Работа, написанная неразборчивым почерком, оцениваться не будет.

1)Словообразование (от лат. derivatio — отведение) — это образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.

Словообразование — это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.

Словообразовательные нормы — это нормы образования и употребления производных слов. Эти нормы отражены в толковых, грамматических, словообразовательных словарях.

2) Состав слова Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.

Морфема (от греч. morphe - форма) — это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Морфема обладает грамматической формой и грамматическим значением. Она способна передавать разные типы значений: 1) лексическое (носителем его является корневая морфема); 2) грамматическое (носителем его являются служебные морфемы); 3) словообразовательное (оно вносится аффиксами).

Кроме материально выраженных, в языке иногда встречаются нулевые морфемы, т.е. морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением, например, в слове дом материально не выражено окончание, а в слове нес — окончание и суффикс прошедшего времени – л.

Главной морфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, он может употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут.

Аффикс — это служебная морфема, видоизменяющая значение корня или выражающая отношение между словами в словосочетании и предложении. В классификации служебных морфем учитывается не только их местоположение по отношению к корневой морфеме, но и выполняемая ими функция, а также способность сочетаться с другими элементами этого же уровня.

Значимыми морфемами слова являются корень, приставка, суффикс.

Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный, подводный, водяной — водник — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень -вод- .

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (дом, домик, домишко, домовой) или к разным частям речи (свет, световой, светить, светло).

В слове может быть один корень (земляной) или два корня (землекоп, землемер).

Морфема, стоящая перед корнем, называется префикс (от лат. praefixus — приставленный впереди) или приставка.

Приставка служит для образования новых слов или форм слов (ход — вход; добрый — предобрый).

В слове могут быть не одна, а две и более приставки: выход, безвыходный.

В русском языке большая часть приставок исконно русские (без-, от-, под-, над-, в-), но, есть и иноязычные приставки; суб-, анти-, контр-, экс-/ например: субъект, контракт, экс-президент.

Некоторые приставки имеют несколько значений, например: приставка при- может обозначать приближение (приплыть), близость (прибрежный), неполное действие (прилег).

Морфема, стоящая после корня, называется суффиксом (от лат. suffixus — подставленный). Суффикс также служит для образования новых слов (школа — школьник) или новых форм (играть — играл).

Многие суффиксы свойственны определенным частям речи, например, суффиксы -чик, -щик, -тель, -ниц свойственны именам существительным: резчик, летчик, сварщик, учитель, ученица.

Морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией (от лат. flexio — сгибание).

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений — падеж и число; у прилагательных, причастий и некоторых местоимений — падеж, число, род: у глаголов — лицо и число.

Окончание может быть нулевым, т.е. таким, которое не выражено звуками, например: нос, конь.

Способы словообразования.

В языках мира существует несколько способов словообразования. Среди них выделяются следующие:

1. морфологический (наиболее продуктивный способ словообразования во всех славянских языках): он заключается в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам. Данный способ включает в себя приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксалъный, бессуффиксный, сложение;

Приставочный способ.

При образовании слов данным способом к исходному слову присоединяется приставка. Новое слово относится к той же части речи, что и исходные. Таким способом образуются имена существительные: ход — выход, свет — рассвет; имена прилагательные: большой — небольшой, вкусный — безвкусный, звуковой — сверхзвуковой; местоимения: кое-кто, некто, никого; глаголы: ходить — заходить, выходить, подходить, уходить; наречия: всегда, навсегда.

Суффиксальный способ.

При суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом, могут быть как той же части речи (лес — лесник), так и другой (лес — лесной).

Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: может отсекаться часть основы, изменяться звуковой состав, происходит чередование звуков: отливать - отливка, ткач - ткацкий.

Приставочно-суффиксальный

При этом способе к исходному слову одновременно присоединяются приставка и суффикс: приусадебный, подорожник, Подмосковье, наездник.

Чаще всего данным способом образуются имена существительные: предпосылка, подоконник; глаголы: расписаться, увлечься; наречия: по-весеннему, по-русски.

Бессуфиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный — чернь) или может одновременно отбрасываться окончание и отсекаться суффикс: отдыхать — отдых, бранить — брань.

Сложение

Сложение — это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными. Сложные слова образуются:

1)путём сложения основ: вольнонаемник, сухофрукты, грузоподъёмник, генерал-майор, Екатеринбург, носорог, первоисточник, самозащита, долголетие, жизнелюбие, скалолаз, тепловоз, солнцепёк, тяжелодум;

2)путем сложения основ с одновременной суффиксацией (сложносуффиксальный способ): первоклассник (первый + класс + суффикс –ник), красногвардеец (красн-ая +гвард-ия + суффикс –ец);

3)путём сложения целых слов: телефон-автомат, школа-интернат;

2) неморфологический способ образования слов называется аббревиация, которая предполагает сокращение основ и образование новых слов в результате сложения сокращённых элементов или сокращённого элемента и целого слова. Возникающие таким образом слова называются аббревиатурами или сложносокращёнными словами. Например: главбух (глав-ный бух-галтер), МОСУ (Московский общественный социальный универстиет). Аббревиатуры создаются:

1) сложением сокращённых элементов слова или сокращённого элемента и целого слова (слоговой): главбух, завуч, медбрат, медсестра, студсовет;

2) сложением начальных букв (буквенный): МГУ, АТС, СНГ, ФРГ;

3)сложением начальных звуков (звуковой): тюз, МХАТ, ООН, США, СОШ, ссуз, вуз;

морфолого-синтаксический: образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. Слово при этом приобретает новые грамматические признаки;

лексико-синтаксический, который заключается в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов: вечно-зеленый, сей-час — вечнозеленый, сейчас.

Словообразовательный анализ и разбор слова по составу.

Различают два вида анализа структуры словообразовательно мотивированных слов: морфемный анализ, т.е. разбор слова по составу, и словообразовательный анализ. Первый предполагает выделение всех составляющих слова, второй требует установления словообразовательной структуры слова, т.е. представить словообразовательную цепочку.

Например: учить -> учитель -> учительница:

Сущность словообразовательного анализа заключается в толковании лексического значения производного слова на основе сопоставления значения и структуры двух близкородственных слов, в результате которого выясняется исходная единица и часть слова, прибавленная к ней при образовании этого слова. На основании этого определяется способ его образования.

В слове деревянный есть суффикс -янн-, которого в слове дерево не было, следовательно, он был прибавлен к нему, и слово деревянный образовано суффиксальным способом.

Разбор слова по составу связан с пониманием лексического значения данного слова, он предполагает подбор однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень, в котором и заключается лексическое значение слова.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарный состав языка пополняется, в первую очередь, в результате образования новых слов, которые требуются для наименования появляющихся новых понятий или иного называния уже существующих. Русский язык имеет богатый ресурс словообразовательных средств. Научиться ими пользоваться в соответствии с существующими в языке традициями, выработанными моделями, нормами — задача каждого образованного человека.

Словообразовательные нормы — это нормы образования и употребления производных слов. Эти нормы отражены в толковых, грамматических, словообразовательных словарях.

Широко распространённым способом словообразования в русском языке является морфемный способ, то есть образование слов с использованием различных словообразовательных (деривационных) морфем: суффиксов, приставок (префиксов), приставок и суффиксов одновременно, сложения основ и др.

Имена существительные активно образуются суффиксальным способом:

1) от основ прилагательных с помощью суффикса

- со значением отвлечённости (-ость, -от-, -ин-, -изн-, -ятин-): бодрый — бодрость, добрый — доброта, тихий — тишина, белый — белизна, кислый — кислятина;

- со значением носителя признака, оценки (-як, -ик, -ец, -яг-,

-юг-): толстяк, умник, глупец, трудяга, хитрюга;

- путём отсечения суффикса: интимный– интим ,примитивный– примитив; индивидуал, нелегал, универсал;

2) от основ глаголов с помощью суффикса

- со значением отвлечённости (-ниj-, -к-, -б-): стремиться — стремление, нарезать — нарезка, просить — просьба;

- со значением производителя действия (-тель, -чик (-щик), -ец, -л-, -ун, -атор): выпрямитель, разносчик, выдумщик, борец, пугало, летун, кристаллизатор;

- со значением места совершения действия (-льн`-, -лк-, -ищ-): купаться — купальня, раздеваться — раздевалка, учить(ся) — училище;

- путём отсечения суффикса: перелететь — перелёт, заикаться — заика;

3) от основ имён существительных с помощью суффикса

- со значением размера (уменьшительности, увеличительности) и оценки (ласкательности, уничижительности) (-ик, -чик, -ец, -иц, -ц, -ок, -к-, -еньк-, -ищ-, -ин-, -ишк- (-ышк-), -ёшк-, -ёнк-, -енциj-): домик, фургончик, братец, платьице, оконце, рожок, пивко, рачки, рученька, ножища, домина, рыбёшка, зёрнышко, бородёнка, старушенция;

- со значением собирательности (-ств-, -иj-, -н-, -j- (-й-), -в-, -ур-): студенчество, телефония, ребятня, зверьё, братва, аппаратура;

- со значением совокупности предметов, явлений (-иан-, -ад-): пушкиниана, олимпиада, клоунада;

- со значением единичности (-ин-, -инк-): виноградина, песчинка;

- со значением места (-н`-, -ищ-): кофейня, пожарище;

- со значением вместилища (-ник, -ниц-): чайник, салатница;

- со значением детёныша животного (-онок (-ёнок), -ат- (-ят-),

-ёныш): мышонок, котёнок, собачата, змеёныш;

- со значением отчества лица мужского пола (-ич, -ович(-евич)), женского пола (-ичн- (-иничн-), -овн- (-евн-)): Кузьмич, Иванович, Сергеевич, Никитична, Кузьминична, Ивановна, Сергеевна;

- со значением лица, связанного каким-то образом с тем, что названо производящей основой (-ец, -ист, -ант, -ер, -ан, -ач): путинец, пушкинист, конкурсант, киоскёр, пузан, циркач;

- со значением лица мужского пола по роду деятельности (-ник,

-чик (-щик), -ист): школьник, буфетчик, сортировщик, гитарист;

- со значением лица женского пола по роду деятельности (-j-, -чиц-, -ниц-, -ш-, -их-): певунья, буфетчица, учительница, кондукторша, повариха;

- со значением лица по месту жительства, для чего используются разнообразные суффикусы: -ец (-инец), -анин (-янин), -ич, -як, -ук, -ит, -ал и др.:

-ец (-инец): Архангельск — архангелогородец, архангелогородцы, Астра­хань — астраханец, астраханцы, Багдад — багдадец, багдадцы, Баку — бакинец, бакинцы, Белгород — белгородец, белгородцы, Белград — белградец, белградцы, Бишкек — бишкекец, бишкекцы, Вена — венец, венцы, Волгоград — волгоградец, волгоградцы, Выборг — выборжец, выборжцы, Генуя — генуэзец, генуэзцы, Екатеринбург — екатеринбуржец, екатеринбуржцы, Индия — индиец, индийцы, Лондон — лондонец, лондонцы, Люксембург — люксембуржец, люксембуржцы, Нижний Новгород — нижегородец, нижегородцы, Нью-Йорк — ньюйоржец, ньюйоркцы, Орехово-Зуево — ореховозуевец, ореховозуевцы, Пхеньян — пхеньянец, пхеньянцы, Санкт-Петербург — петербуржец, петербуржцы, Сочи — сочинец, сочинцы, Ставрополь — ставрополец, ставропольцы, Таганрог — таганрожец, таганрожцы, Тбилиси — тбилисец, тбилисцы, Тель-Авив — тельавивец, тельавивцы, Токио — токиец, токийцы, Феодосия — феодосиец, феодосийцы, Ханты-Мансийск — хантымансиец, хантымансийцы, Элиста — элистинец, элистинцы, Ярославль — ярославец, ярославцы;

-анин, (-янин): Афины — афинянин, афиняне, Варшава — варшавянин, варшавяне, Вологда — вологжанин, вологжане, Иркутск — иркутянин, иркутяне, Калуга — калужанин, калужане, Крым — крымчанин, крымчане, Курск — курянин, куряне, Минск — минчанин, минчане, Мурманск — мурманчанин, мурманчане, Париж — парижанин, парижане, Псков — псковитянин, псковитяне, Рига — рижанин, рижане, Рим — римля­нин, римляне, Хабаровск — хабаровчанин, хабаровчане, Харьков — харьковчанин, харьковчане;

-ич: Вятка — вятич, вятичи, Кострома — костромич, костромичи, Москва — москвич, москвичи, Омск — омич, омичи, Томск — томич, томичи;

-як: Пермь — пермяк, пермяки, Сибирь — сибиряк, сибиряки;

-ук:Полесье — полещук, полещуки;

-ит: Одесса — одессит, одесситы;

-ал: Камчатка — камчадал, камчадалы.

При образовании существительного женского рода ис­пользуется суффиксы — к, -анк, (-янк), -енк: москвичка, индианка, сургутянка, петербурженка;

От названий некоторых городов наименования жителей не образуются или образуются с трудом, по­этому в таких случаях следует употреблять описа­тельные обороты, например: жители Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро, Хайфы, Осло, Анапы, Хмельницкого, хутора Коржевского.

Часть имен существительных образуется:

1) префиксальным ( приставочным) способом от основ имён существительных — с помощью приставки

- со значением высокой степени интенсивности, превосходства (раз-, сверх-, супер-, архи-, ультра-, гипер-, экстра-): разумница, сверхприбыль, супермодель, архипорядок, ультразвук, гипервитаминоз, экстракласс;

- со значением противоположности, отрицания (анти-, противо-, контр-, де- (дез-), не-, а-, дис-, ин- (им-, ир-)): антизащита, противодействие, контрудар, демилитаризация, дезинформация, недруг, алогизм, дискомфорт, индетерминизм, имманентность (внутренняя какому-либо явления, происхождению из его природы), иррационализм;

- со значением неистинности, ложности (псевдо-, квази-): псевдооткрытие, квазидоказательства;

- со значением совместности (со-): соавтор;

- со значением подчинённости (под-, суб-): подгруппа, субпродукты;

2) префиксально-суффиксальным (приставочно-суффиксальным) способом — от основ имён существительных при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса (конфикса)

- с пространственным значением (под+ник, на+ник, за+j, при+j, пред+j): подстаканник, наручник, Зауралье, приморье, предгорье;

- с временным значением (меж+j, без+j, пред+j): межсезонье, безвременье, предзимье;

- со значением отсутствия (без+иц, без(бес)+j, анти+ин): безработица, безденежье, бескультурье, антигриппин;

- со значением слабой степени обнаружения признака (про+отсечение суффикса): прозелень, проседь;

- со значением совместности (со+ниj(иj), со+нулевой суффикс): созвучие, соучастие;

4) путём сложения основ имён существительных, числительных, местоимений: вольнонаемник, сухофрукты, грузоподъёмник, генерал-майор, Екатеринбург, носорог, первоисточник, самозащита;

5) путем сложения основимён прилагательных и существительных или существительных и глаголов с одновременной суффиксацией: первоклассник (первый + класс + суффикс -ник), долголетие, жизнелюбие, скалолаз, тепловоз, солнцепёк, тяжелодум;

6) путём аббревиации: слоговой (полпред, студсовет), буквенной (МГУ, СПбГУ, СНГ, ИЧП, ФРГ, РСФСР), звуковой (вуз, ООН, США, МОУ, МДОУ, СОШ, ВАК), смешанной (УрГУ, СурГУ, СПбГУСЭ);

7 путём усечения производящей основы: рок (от рок-н-рол), зам (от заместитель), мерс (от мерседес), Афган, спец, комп (от компьютер).

Имена прилагательные образуются суффиксальным способом:

1) от основ имён существительных с помощью суффикса

- со значением отношения к предмету (-н-, -ск-, -ов-, -ан-): горный, домовой, сибирский, кожаный;

- со значением обладания чем-либо (-ист-, -ат-, -чат-, -лив-): жилистый, усатый, коленчатый, счастливый;

- со значением принадлежности (-ин, -ов, -ск-): мамин, отцов, президентский;

- со значением свойственности ряду лиц или животных (-j-,- ин-,

-ов-, -ск-): волчий, пчелиный, китовый, писательский;

2) от основ имён прилагательных с помощью суффикса

- со значением субъективной оценки (-оньк- (-еньк-), -ущ-, -енн-,

-ошенек (-ёшенек), -охонек (-ёхонек)): добренький, злющий, высоченный, белёшенек, чернёхонек;

- со значением объективной оценки слабости, неполноты проявления признака (-оват-): глуповатый;

3) от основ глаголов с помощью суффикса со значением процессуального признака (-н-, -л-, -к-, -уч-, -ач, -чив-, -ист-, -чат-,

-им-): разрезной, горелый, тряский, шипучий, сидячий, влюбчивый, поджаристый, рассыпчатый, возбудимый;

4) от основ наречий с помощью суффикса –н- (и интерфикса (межморфемной прокладки –ш-): вчерашний, сегодняшний.

Часть имен прилагательных образуется префиксальным (приставочным) способом — от основы прилагательного при помощи приставки

- со значением интенсивности, полноты проявления признака (пре-, раз-, (раз-), архи-, сверх-, супер-, экстра-, ультра-): наиумнейший, преглупый, развесёлый, расчудесный, архисложный, сверходарённый, супермодный, ультрасовременный;

- со значением отрицания, противоположного качества (не-, анти-, противо-, ин-, им-, ир-, а-): нерентабельный, антинаучный, противовоспалительный, ирреальный, имморальный (=аморальный), инвариантный; в) со значением ложности, мнимости признака (квази-, псевдо-): квазиизвестный, псевдонаучный;

- со значением “в интересах чего-либо” (про-): проамериканский, профашистский;

- со значением “находящийся между” (интер-): интернациональный;

- со значением “движущийся через что-либо или расположенный за чем-либо” (транс-): трансконтинентальный;

- со значением “все” (пан-) паневропейский.

Имена прилагательные образуются префиксально-суффиксальным (приставочно –суффиксальным)способом:

- от основ существительных — при помощи приставки (без-, вне-, внутри-, до-, за-, меж-, на-, над-, около-, под-, после-, пре-, при-, противо-, чрез-, небез-) и суффикса (-н-, -ск-, -ов-): бесшумный, внешкольный, внутривузовский, допенсионный, загородный, межпланетный, настенный, надоконный, околозвёздный, подвагонный, послеполётный, преддипломный, приусадебный, противопожарный, чересполосный, небесполезный, небезынтересный;

- от основ глаголов при помощи приставки и суффикса со значением невозможности подвергнуться действию (не+н, не+м): неразрывный, непереносимый.

Часть прилагательных образуется:

- путём сложения основ: засухоустойчивый, зимостойкий, хлебо-булочный, сине-зелёный;

- путём сложения основ и суффиксации: железнодорожный (железная + дорога + -н-), трёхкомнатный, медеплавильный, левобережный, синеглазый, малоупотребительный.

Глаголы в русском языке образуются суффиксальным способом

а) от основ имён существительных при помощи суффикса (-и-, -нича-, -ова-, -е-, -а-): соль — солить, слесарь — слесарничать, форма — формовать, пот — потеть, обед — обедать;

б) от основ имён прилагательных при помощи суффикса

- -и- (со значением “делать каким-либо”): злить, чернить, синить;

- -е- (со значением “становиться каким-либо”): добреть, чернеть, синеть;

- –ова-, –нича- (со значением “делаться каким-либо, казаться каким-либо”): пустовать, важничать;

в) от основ глаголов совершенного вида при помощи суффиксов

ыва- (-ива-), -а- (-я-), -ва-, -ева- (со значением несовершенного вида): дорисовывать, задерживать, пленять, давать, затмевать, наступать;

г) от основ местоимений, междометий, звукоподражаний при помощи суффикса –а-: якать, тыкать, выкать, охать, ойкать, нукать, мяукать;

Продуктивен префиксальный (приставочный) способ образования глаголов:

а) от основ глаголов при помощи приставок

- со значением направленности действия (в-, вз-, до-, за-, на-, о-, от-, пере-, при-, про-, с-, у-): вбежать, взлететь, донести, заехать, налететь, обежать, отрезать, перевезти, прибить, проскакать, спрыгнуть, уплыть;

- с количественно-временным значением (за-, по-, вз- (вс-), от-,

до-): заговорить, поехать, взреветь, вскричать, отцвести, дочитать;

- со значением окончания действия с оттенком полноты и качества его выполнения (раз- (рас-), пере-, на-, про-, вы-): разбаловать, расцеловать, перекормить, наговорить, проварить, выстроить;

- со значением полной исчерпанности предмета действия (вы-, из-, за-, с-, от-, про-): вырубить, измылить, зашить, скрутить, отлежать, проплакать;

- со значением дополнительного, добавочного действия или неполноты действия (до-, под-, при-, над-, недо-): докупить, подкрасить, привстать, надрубить, недодумать.

Многие глаголы образуются префиксально-суффиксальным способом (приставочно-суффиксальным)— при помощи приставки и суффикса:

а) от глагольных основ

- со значением неполноты, ослабленности действия (приставка по-, при-, под-, на- + суффикс -ыва- (-ива-), -ва-): потрескивать, приплясывать, подшучивать, насвистывать;

- со значением интенсивности действия (приставка вы-, на- + суффикс -ыва- (-ива-), -ва-): вышагивать, нахваливать;

- с разнообразными значениями при помощи приставки (в-, за-, на-, из- (ис-), до-) и суффикса (постфикса) –ся: вдуматься, зачитаться, нагуляться, исписаться, дозвониться;

б) от основ имён существительных с помощью приставки за-, об-, раз- (рас-), при, обез- (обес-) и суффикса -и-: заземлить, облесить, раскулачить, пригубить, обезжирить;

в) от основ имён прилагательных с помощью приставки у-, о-, раз- (рас-) и суффикса -и-, -е-: уменьшить, ослабить, расширить;

г) от основ числительных с помощью приставки у- и суффикса -и-: удвоить;

д) от основ наречий с помощью приставки пере- и суффикса -ива-: переиначить, перетакивать;

Небольшая часть глаголов образуется путём сложения основ местоимения и глагола: самоустраниться, самовоспламениться.

§19. Словообразовательные нормы современного русского языка

Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.

Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова.

Способы словообразования – способы образования новых слов.


        1. Приставочный способ. При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову, при этом новое слово относится к той части речи, что и исходное слово. Например: удача – неудача, мощный – сверхмощный, что – кое-что, сколько – нисколько, читать – дочитать, ныне – доныне, завтра – назавтра, весело – невесело, верх – вверх.

        2. Суффиксальный способ образования заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речью. Данный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Например: заготовить – заготовка, внук – внучок, нарезать – нарезка, раздражительный – раздражительность.

        3. Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами –ник, –й(е), –ок (нахлебник, наездник, напильник, наследник, наставник, подснежник, бездорожье, подарок, затылок), глаголы с суффиксом –ся (разворчаться, разбушеваться, разъехаться, размечтаться), наречия с приставкой по– и суффиксами –и, –ому, –ему (по-братски, по-деловому, по-солдатски, по-мужски, по-старому).

        4. Способ сложения заключается в соединении в одном слове: 1) целых слов (диван-кровать, платье-костюм, булочная-кондитерская, ракета-носитель); 2) основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, пол-Европы, полдыни, агитбригада); 3) основ слов с помощью соединительных гласных О или Е (новостройка, хлебозаготовка, кубометр, овощехранилище, жилищно-бытовой, агропромышленный); 4) основ с одновременным присоединением суффикса (земледелие, пятилетка, трехэтажный); 5) слиянием слов (вечнозеленый, труднодоступный, нижеподписавшиеся).

              1. Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь – отлет, повторить – повтор).

              1. Разложение многозначного слова на омонимы (долг (задолженность) – долг (обязанность)).

              2. Переход слова из одной части речи в другую (он сегодня дежурный – дежурный сотрудник).

              3. Слияние сочетания слов в одно слово (сегодня сложено из: сего дня)

              §20. Морфологические нормы современного русского языка

              Морфологические нормы– это нормы, которые регулируют образование форм слова в современном русском языке.
              Морфологические нормы имени существительного

              I. Определение рода у несклоняемых имен существительных

              1. Неодушевленные несклоняемые существительные в подавляющем большинстве относятся к среднему роду, например: ателье, бра, желе, жюри, интервью, кашне, кашпо, меню, пенсне, попурри, рагу, ралли, рандеву, табу, шасси, шоу и др. (в орфоэпическом словаре зафиксировано около 300 таких слов).

              От ведущей закономерности есть некоторые отступления. Колебания в роде у этой группы слов возникает под влиянием близких по значению склоняемых слов или общих названий смысловых групп:

              а) к мужскому роду относятся названия ветров (сирокко, торнадо, солоно),

              б) колебания между мужским и средним родом наблюдается в названиях танцев (липси, сиртаки, шимми), спиртных напитков (бренди, мартини); под влиянием синонимичного склоняемого слова (допустимо пенальти – мужского рода (удар);

              в) колебания между средним и женским родом под влиянием склоняемых слов наблюдаются в словах: кольраби (капуста), авеню (улица), салями (колбаса).

              2. Одушевленные несклоняемые существительные, называющие лиц, обычно мужского рода (атташе, буржуа, конферансье, маэстро, янки – в словаре таких слов около 40), но могут быть и женского рода (леди, пани, фрау, мадам, мисс). Несколько одушевленных несклоняемых существительных, называющих лиц, относятся к общему роду (ультра, хиппи, визави).

              Несклоняемые одушевленные существительные – названия животных – тоже чаще относятся к мужскому роду (какаду, пони, фламинго). Некоторые допускают согласование по мужскому и женскому роду (прискакал кенгуру, прискакала кенгуру). Иногда это различие используется для обозначения самки и самца. Некоторые существительные относятся к женскому роду: иваси (рыба), колибри (птица), цеце (муха).Здесь также влияет род слов-аналогов русского языка: рыба, птица, муха.

              3. Несклоняемые собственные имена, обозначающие географические названия, относятся к тому же роду, к которому принадлежат нарицательные существительные, обозначающие соответствующее родовое понятие, например: жаркий Батуми (город), широкая Колорадо (река), американский Колорадо (штат).
              II. Определение рода у аббревиатур

              Чтобы определить род аббревиатур, необходимо вначале определить тип сложносокращенного слова. Выделяют звуковые (образованные из сочетаний звуков слов) и буквенные (образованные из сочетаний начальных букв слов) аббревиатуры. Звуковые аббревиатуры бывают изменяемыми (вуз, ЗАГС, ТЮЗ) и неизменяемыми (УПИ, МаГУ). Буквенные аббревиатуры являются неизменяемыми (СНГ, ГКЧП).

              У звуковых изменяемых аббревиатур с твердым согласным в конце слова род определяется по форме слова, например: вуз склоняется как существительное мужского рода с нулевым окончанием типа стол, поэтому вуз мужского рода – родной вуз. У остальных аббревиатур род определяется по стержневому слову: Например: ММК – Магнитогорский металлургический комбинат (главное слово – м.р.).

              Иностранные аббревиатуры всегда среднего рода: ЮНЕСКО – ср.р.
              III. Определение рода у имен существительных, обозначающих названия лиц по профессии, должности, званию

              1. Большинство существительных, обозначающих названия лиц по профессии, должности, званию, употребляются только в мужском роде (юрист, судья, педагог, доцент, мастер спорта). Парных образований, признанных нормой, очень мало (ткачихаткач). Формы типа: докторша, кондукторша, врачиха запретны, так как а) фамильярны; б) обозначают и название женской профессии, и название жены человека с такой профессией.

              Можно запомнить и редкое исключение из общей направленности. Слова балерина, машинистка, сиделка, маникюрша не имеют формы мужского рода. Вместо такой формы используют, описательный оборот (мастер по маникюру, премьер Большого театра и др.).

              2. При существительных мужского рода, называющих профессию, должность, звание, но обозначающих женщину, сказуемое ставится в форме женского рода: Ректор университета регулярно выступала перед сотрудниками.

              3. Согласование определений в женском роде с такими существительными (наша референт. ) носит разговорный характер (Правильно: наш референт…, молодой прокурор Иванова…, опытный экономист Петрова….)

              4. При подлежащем, выраженным сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: Референт Иванова помогласоставить директору отчет.
              IV. Окончания имен существительных в именительном падеже множественного числа

              Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.

              Выразительные словообразовательные средства.

              (Подготовка к ЕГЭ).

              1. Практическое задание:

              (от данных глаголов образовать слова разных частей речи); (материал на экране)………………………………………………………………………….….3

              2. Способы словообразования (материал на экране)…………………………. 4

              1. Определить способы образования слов………………………………………5

              3. Индивидуальная работа по карточке…………………………………………6

              4. Задание классу, основанное на выполнении индивидуальной работы по карточке…………………………………………………………………………. 7

              5. Индивидуальная работа у доски……………………………………………6-7

              6. Фронтальная работа с классом……………………………………………. 8

              III. Словотворчество писателей………………………………………………. 15

              1. Образовать слова разных частей речи:

              глаголы с формообразующими суффиксами

              - Объясните, от глагола вдохновлять или от глагола вдохновить вы образовали новые слова?

              - Это глаголы с фонетическими менами звуков речи (по типу: ловить-ловлю ) или это видовая пара?

              - Слово какой части речи нельзя образовать от этих глаголов? Почему?

              2. Способы словообразования :

              - приставочный: облачн ый → за облачный

              - суффиксальный: придир аться → придир чив ый

              - приставочно-суффиксальный: мор е → при мор ск ий

              - бессуффиксный: дик ий → дичь

              проруб ить → прорубь

              * без соединительной гласной: спорт ивная база → спортбаза

              * с соединительной гласной: темн ый + о + синий → темн о -синий

              * с присоединением суффикса:

              перв ый + о + проход ить + ец → перв о проход ец

              * аббревиатуры: О рганизация О бъединенных Н аций → ООН

              в ысшее у чебное з аведение → вуз

              1. Определить способы образования слов:

              - избра ни е ← избра ть – суффиксальный способ

              - обновл ени е ← обновл ять – суффиксальный

              - без билет н ый ← билет – приставочно-суффиксальный

              - удар ← удар ять - бессуффиксный

              - сталевар ← сталь + е + вар ить – сложение с соединительной гласной

              - близорук ость ← близорук ий – суффиксальный

              - ТЮЗ ← Т еатр Ю ного З рителя – сложение начальных букв (а в произношении - звуков)

              - не удача ← удач а - приставочный

              - съёжи вши сь ← съёжи ться – суффиксальный

              3. Индивидуальная работа у доски по карточке:

              Определить, от каких слов и с помощью каких морфем образованы данные слова:

              (хлопотал, суше, ярчайший, укажи, заячий)

              хлопотать, сухой или сухо, яркий, указать, заяц

              (Учащийся должен везде увидеть формообразующие суффиксы).

              - Какое фонетическое явление характерно для всех примеров? (чередование согласных) .

              4. Задание классу, основанное на выполнении индивидуальной работы по карточке. (Письменно).

              1) От глагола хлопотать образовать действительное причастие настоящего времени, обозначить суффикс.

              - Оказывается, словообразовательный анализ помогает овладевать орфографическими нормами.

              2) Со словом суше составить два предложения так, чтобы в одном было прилагательное, в другом – наречие.

              3) Образовать прилагательное в простой превосходной степени от исходного горький .

              (В это время у доски начинает работать второй ученик).

              4) От глагола отрезать образовать форму повелительного наклонения единственного числа.

              (Повторяется орфографическое правило).

              5) Найдите суффикс в притяжательном прилагательном заячья .

              5. Задание для второго ученика (на обратной стороне доски):

              Укажите слова, которые образованы неправильно. Исправьте ошибки.

              Печорин не раз проявлял бесстрашность.

              Не так-то легко сломить разбудившийся народ.

              В будующем энергия атома найдет самое широкое применение.

              Проверка второго индивидуального задания.

              6. Фронтальная работа с классом.

              Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.

              Растер…нно ← ( е или я ?)

              Колыш…щийся ← (- ущ - или – ащ -?)

              Кле…щий ← (- ющ - или – ящ -?)

              Невид…мый ← (- е м- или – им -?)

              Копч…ности ← (- он - или – ён -?)

              Лишё…ый ← (- н - или – нн -?)

              7. Выразительные словообразовательные средства.

              - Сейчас вы работали со словами, в которых есть суффиксы, имеющие разные значения. Суффиксальный способ – наиболее продуктивный в русском языке.

              Как ни странно, но именно слова с суффиксами субъективной оценки помогают нам при анализе художественного произведения понять авторскую позицию, идейный смысл произведения, помогают охарактеризовать человека или предмет, выразить собственное отношение к кому-либо или чему-либо.

              8. Разыгрывается сценка:

              Пациент: Здравствуйте, доктор.

              Доктор (показывает на стул): На что жалуетесь? (берет медицинскую карту)

              Пациент: Доктор, у меня болит в правом боку.

              Доктор: Да, дорогой!

              Муж: Ты освободилась?

              Доктор: Последний пациент, кажется.

              Муж: Ну, я тебя жду в машине, котенок.

              Доктор: Хорошо, пупсик. (Подкрашивает губы).

              Так что у вас болит?

              Пациент: Правый бок. Наверно, печень.

              Доктор: Печень? (Слегка дотрагивается пальцами).

              Ну, попринимаем эссенциале форте.

              Пациент: Может, УЗИ надо сделать?

              Доктор: Нет, потом. Понаблюдаем. Извините, мне пора. До свидания.

              Пациентка (одна): (недоуменно-презрительно): Разве это доктор? Это даже не докторишка.

              9. Работа с текстом.

              - Конечно, вы сразу увидели слова с суффиксами субъективной оценки, с помощью которых выражена любовь к матери, дочерняя и сыновья. (Называют). Меня больше интересует другое. (Учитель читает стихотворение М.Луконина.

              Я любимой мамочке

              Вышью ей платочек.

              Как живой, цветочек!

              Чисто уберу в квартире -

              И нигде не будет пыли.

              Вкусный испеку пирог

              С яблочным вареньем.

              Только мама на порог -

              Тут и поздравления!

              Ты мамуленька моя,

              Поздравляю я тебя:

              С этим праздником,

              С первыми цветочками

              И с хорошей дочкой.

              Мама, очень-очень
              Я тебя люблю!
              Так люблю, что ночью
              В темноте не сплю.
              Вглядываюсь в темень,
              Зоpькy тоpоплю.
              Я тебя всё вpемя,
              Мамочка, люблю!
              Вот и зоpька светит.
              Вот yже pассвет.
              Hикого на свете
              Лyчше мамы нет!

              Я маму не целовал давно.

              С улицы жаловаться спешил,

              Потом торопливо мужать решил.

              Думал: "Мужество! Вот оно!"

              Думал: "Мужество - это вот:

              И повернуться спиной к слезам,

              К зовам маминым, -

              Женщина вырастила меня.

              Морщины уже на лицо легли.

              Губы сомкнуты. Отцвели.

              Но много в глазах моего огня.

              Женщине, вырастившей меня.

              Я маму не целовал давно.

              Только бы мне возвратиться лишь!

              Если меня простишь

              Я расцелую тебя одну,

              Перед тем как уйти на войну.

              10. Работа с раздаточным материалом.

              (Каждый ученик получает текст с признанием в любви маме, выбирает предложенные обращения, вставляет в текст. А прочитать вслух учитель предлагает такому ученику (юноше), который сумеет передать сыновнее чувство любви к матери).

              Как я люблю смотреть в глаза твои, …!

              Сколько в них любви, ласки, нежности!

              … …, ты для меня самый дорогой человек! Я знаю, что ты меня всегда поймешь и простишь, даже если я тебя обидел, … … .

              И сколько бы мне ни было лет, я всегда буду чувствовать твой теплый взгляд, … … .

              Прости меня за все мои грехи, свершенные и ещё ожидающие тебя мои нелепые сюрпризы. И знай: ты главное моё счастье на земле - … … .

              (Обращения для вставки:

              мудрая моя мамочка

              драгоценная моя мама

              мамуленька моя единственная).

              - Мы, учителя, мамы и знаем, что вы нередко бываете скупы на ласковые слова и нежные признания, особенно мальчики.

              Пусть сейчас прозвучит признание сына в любви к матери.

              Найдите нужные слова и вставьте их в текст.

              Как я люблю смотреть в глаза твои, (мамочка)!

              Сколько в них любви, ласки, нежности!

              Родная моя, ты для меня самый дорогой человек! Я знаю, что ты меня всегда поймешь и простишь, даже если я тебя обидел, (мудрая мамочка).

              И сколько бы мне ни было лет, я всегда буду чувствовать твой теплый взгляд, (мамуленька моя единственная).

              Прости меня за все мои грехи, свершенные и ещё ожидающие тебя мои нелепые сюрпризы. И знай: ты главное моё счастье на Земле – (драгоценная моя мама)!

              Новые слова образуются постоянно. Их появление связано и с творческой работой писателей. Властное стремление к свежему, не банальному слову толкает их к словотворчеству.

              Известно, что Пушкин редко прибегал к этому. Его неологизмы рождались обычно в шутливой или иронической речи. Например: стихоткач, стишистый, хандрливый, дамоподобный, вицеканцлерша .

              Ф.Достоевский вкладывал в уста персонажей свои редкие словечки: шлепохвостница, белоручничать, недоразвитка .

              Меткие и яркие новообразования засвидетельствованы у Герцена: цензороквизиция – по аналогии с инквизицией , людокрады, розгословье, секолюбивый, умоотвод .

              У Л.Толстого такие слова находим главным образом в письмах: свободолегкомыслие, мягкоступы, побеждание .

              Мастером виртуозной имитации под народную речь был Николай Лесков. Придуманные им гибридные словечки прозрачны по форме и ёмки по содержанию: клеветон, стричь пупоны, долбица умножения, публицейские ведомости, пищеприёмная зала, мелкоскоп.

              Особенно заметный след в создании политически острых, наполненных иронией и сарказмом слов и выражений оставил Салтыков-Щедрин: умонелепствовать, душедрянствовать, белибердоносцы, хныкательная эссенция .

              В эпистолярном наследии Чехова более ста авторских неологизмов: окошкодохлиться, опреподобиться, пассажирство, толкастика, драмодел, прозоплёт, храмоиздатель, блиноед, кувырколлегия, мордемондия .

              Справедливо говорят, что Маяковский как поэт-новатор неотделим от Маяковского-творца и создателя сотен новых слов и словосочетаний. В поэтических произведениях Маяковского содержится 2840 новообразований. Способы их создания крайне разнообразны: свин, звездь, слонячий, звончище, молоткастый, серпастый, крикогубый, словоблудьище, разулыбить и т.п.

              Читайте также: