Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности обж 9 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

1 Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ

2 Воспитание культуры безопасности у подрастающего поколения - одна из актуальных задач современного образования, общества.

3 Культура безопасности жизнедеятельности – это совокупность мировоззренческих взглядов и убеждений, личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков человека, касающихся обеспечения безопасности жизнедеятельности, и активная деятельность по снижению уровня опасностей, рисков и угроз.

4 Мировоззренческая основа, система ценностей в области безопасности жизнедеятельности; Традиции, устойчивые правила поведения членов общества; Духовные, интеллектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.

5 Воспитание, обучение и подготовка школьников к активной общественной и личной деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

6 Отдельные люди(дети, подростки, взрослые); Коллективы людей(учреждения, предприятия); Социальные группы(пенсионеры, инвалиды); Общество (население страны). Главным объектом воспитания КБЖ является личность.

7 Воспитание готовности к опасным ситуациям; Формирование мотивации к успеху в чрезвычайных ситуациях; Наличие системы знаний о поведении и деятельности в экстремальных условиях; Практического опыта преодоления опасных ситуаций.

8 Формирование интересов учащихся к предмету, культуре личной и общественной безопасной жизнедеятельности; Установление доверительного делового контакта с родителями с целью объединения усилий для обучения и воспитания детей.

9 Обучение должно приобретать деятельностный характер и носить практическую направленность; Необходим переход с учебно-дисциплинарного на личностно-ориентированное обучение; Сделать содержание учебного материала интересным для обучаемых; подходить творчески к преподаванию ОБЖ.

10 Создание в процессе воспитания основных типов трудных и опасных ситуаций посредством: уроков-игр, практикумов, где учащиеся, разбившись на группы выполняют ситуационные задания, похожие на те или иные чрезвычайные и экстремальные ситуации; Применение игр, бесед, рисования, выпуск листовок, буклетов, составление памяток. В перспективе можно и нужно планировать введение паспортов безопасности как к средство формирования культуры безопасности через интерес и состязательность; организация научно-исследовательской деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными причинами увеличения количества чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера являются; опасные природные явления, стихийные бедствия, аварии и техногенные катастрофы. Особенно высокий уровень аварийности сохраняется в техногенной сфере и в связи с ростом масштабов и сложности троизваодства.

4. Вооружённые конфликты

5. Это должен знать каждый

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

Основными причинами увеличения количества чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера являются: опасные природные явления; стихийные бедствия; аварии и техногенные катастрофы Особенно высокий уровень аварийности сохраняется в техногенной сфере в связи с ростом масштабов и сложности производства. В стране число погибших от чрезвычайных ситуаций ежегодно возрастает в среднем на 4%, а материальный ущерб – в среднем на 10%. Это характерно и для других стран мира. По прогнозам учёных, общемировой ущерб только от стихийных бедствий в 2015 году может представить более 160 млрд. долларов.

Основными причинами увеличения количества чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера являются:

  • опасные природные явления;
  • стихийные бедствия;
  • аварии и техногенные катастрофы

Особенно высокий уровень аварийности сохраняется в техногенной сфере в связи с ростом масштабов и сложности производства.

В стране число погибших от чрезвычайных ситуаций ежегодно возрастает в среднем на 4%, а материальный ущерб – в среднем на 10%.

Это характерно и для других стран мира.

По прогнозам учёных, общемировой ущерб только от стихийных бедствий в 2015 году может представить более 160 млрд. долларов.

В современном мире особое место занимают чрезвычайные ситуации социального характера: войны, терроризм, похищение людей, наркомания, алкоголизм, курение, и другие.

В настоящее время безопасность жизнедеятельности выражена в системах безопасности: личной, коллективной, социальной, общественной, государст-венной, национальной и международной .

Под обеспечением безопасности населения в условиях ЧС мирного и военного времени понимается :

  • мониторинг и прогнозирование ЧС природного, техногенного социального характера;
  • инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • радиационная и химическая защита населения;
  • эвакуация населения;
  • Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Стихийные бедствия - опасные природные явления или процессы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп населения, человеческим жертвам, разрушению и уничтожению материальных ценностей. Больше всего люди страдают от наводнений (40%), ураганов (20%),землетрясений и засух (по 15%).Около 10% общего ущерба приходится на остальные виды стихийных бедствий. Техногенными ЧС принято считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьёзными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим, биологическим заражением больших территорий, групповым поражением (гибелью) людей. Последствия ЧС могут быть самыми разнообразными. Они обусловлены видом, характером ЧС и масштабами её распространения.

Стихийные бедствия - опасные природные явления или процессы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп населения, человеческим жертвам, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

Больше всего люди страдают от наводнений (40%), ураганов (20%),землетрясений и засух (по 15%).Около 10% общего ущерба приходится на остальные виды стихийных бедствий.

Техногенными ЧС принято считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьёзными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим, биологическим заражением больших территорий, групповым поражением (гибелью) людей.

Последствия ЧС могут быть самыми разнообразными. Они обусловлены видом, характером ЧС и масштабами её распространения.

Экологические ЧС С – качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека, и оказывающее вредное воздействие на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом. интенсивную деградация почвы и её загрязнение тяжёлыми металлами (кадмий, свинец, ртуть, хром и т.д.) и другими вредными веществами; загрязнение атмосферы вредными химическими веществами; загрязнение атмосферы вредными химическими веществами, шумом, электромагнитными и ионизирующими излучениями; кислотные дожди; разрушение озонового слоя; температурные инверсии над промышленными городами (смог), загрязнение, засоление и истощение водных ресурсов и другие ситуации, которые не только снижают качество жизни людей, но и угрожают их здоровью.

Экологические ЧС С – качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека, и оказывающее вредное воздействие на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом.

Социальные опасности – это действия одних классов, групп, слоев, личностей, направленные (преднамеренно или бессознательно) на уничтожение других.

А также лишение их жизненно важных условий и объектов, причинение ущерба, ведущего к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства.

Социально-политические конфликты – крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением современных средств поражения (региональные и глобальные военно-политические конфликты), а также межнациональные и религиозные противоречия, сопровождающиеся насилием.

Вооруженные конфликты с точки зрения безопасности жизнедеятельности представляют по существу совокупность опасных и вредных факторов, присущих всем стихийным бедствиям, производственным авариям и катастрофам. В войне с применением обычного оружия - это разрушение зданий и пожары в результате действий артиллерии и авиации, катастрофические наводнения в связи с повреждением гидротехнических сооруже-ний, заражение обширных территорий радиоактивными, химическими веществами. В случае же применения средств массового поражения резко возрастут масштабы разрушений, очагов радиоактивного, химического и бактериологического заражения, а также зон катастрофического затопления с вытекающими отсюда последствиями. События последних лет свидетельствуют о том, что разрушение социальных, межнациональных и религиозных противоречий происходит в различных формах борьбы, носящих порой чрезвычайный характер и приводящих к гибели людей.

Вооруженные конфликты с точки зрения безопасности жизнедеятельности представляют по существу совокупность опасных и вредных факторов, присущих всем стихийным бедствиям, производственным авариям и катастрофам.

В войне с применением обычного оружия - это разрушение зданий и пожары в результате действий артиллерии и авиации, катастрофические наводнения в связи с повреждением гидротехнических сооруже-ний, заражение обширных территорий радиоактивными, химическими веществами.

В случае же применения средств массового поражения резко возрастут масштабы разрушений, очагов радиоактивного, химического и бактериологического заражения, а также зон катастрофического затопления с вытекающими отсюда последствиями.

События последних лет свидетельствуют о том, что разрушение социальных, межнациональных и религиозных противоречий происходит в различных формах борьбы, носящих порой чрезвычайный характер и приводящих к гибели людей.

Умение вести себя безопасно в различных опасных и чрезвычайных ситуациях определяет защищённость человека от отрицательного воздействия на него фактора риска окружающей среды и характеризует его уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Т.о. общую культуру человека можно охарактеризовать как его умения и навыки своевременно и правильно среагировать на различные опасные и чрезвычайнее ситуации Общая культура в области безопасности жизнедеятельности, кроме того, предполагает, что человек знает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет здоровье сберегающими технологиями, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья, ответственно относиться к сохранению природной среды. Человек, формирующий культуру в области безопасности жизнедеятель-ности должен владеть рядом личностных качеств и постоянно стремиться их совершенствовать .

Умение вести себя безопасно в различных опасных и чрезвычайных ситуациях определяет защищённость человека от отрицательного воздействия на него фактора риска окружающей среды и характеризует его уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Т.о. общую культуру человека можно охарактеризовать как его умения и навыки своевременно и правильно среагировать на различные опасные и чрезвычайнее ситуации

Общая культура в области безопасности жизнедеятельности, кроме того, предполагает, что человек знает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет здоровье сберегающими технологиями, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья, ответственно относиться к сохранению природной среды.

Человек, формирующий культуру в области безопасности жизнедеятель-ности должен владеть рядом личностных качеств и постоянно стремиться их совершенствовать .

1. Какое влияние оказывают чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера на национальную безопасность России?

В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности человека. Эти ситуации постоянно его сопровождают, несут угрозу его жизни, приводят к гибели людей, повреждают и уничтожают материальные и духовные ценности, накопленные человечеством, наносят огромней ущерб окружающей природной среде, обществу и цивилизации.,

Последствия чрезвычайных ситуаций, имеющих место в России, оказывают все возрастающее влияние на состояние национальной безопасности России.

2. Какую роль играет человеческий фактор на последствия различных чрезвычайных ситуаций?

Человеческий фактор оказывает постоянно возрастающее отрицательное влияние на безопасность личности, общества и государства и является если не главным, то определяющим фактором в деле обеспечения национальной безопасности России.

3. Какие основные элементы включает в себя государственная система обеспечения безопасности населения страны от чрезвычайных ситуаций?

Под обеспечением безопасности жизнедеятельности населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени понимаются:

  • мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • оповещение населения о чрезвычайных ситуациях;
  • инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • радиационная и химическая защита населения;
  • эвакуация населения;
  • организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, жизнеобеспечения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций.

4. Что следует понимать под общей культурой человека в области безопасности жизнедеятельности?

Умение вести себя безопасно в различных опасных и чрезвычайных ситуациях определяет защищенность человека от отрицательного воздействия на него фактора риска окружающей среды и характеризует его уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

5. От какого фактора в первую очередь зависит благоприятная демографическая обстановка в стране?

Здоровье граждан поддерживает благоприятную демографическую обстановку в стране, увеличивает активную продолжительность жизни населения страны, гарантирует естественную смену поколений с учетом развития цивилизации, а значит, напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности России.

Конспекты уроков ОБЖ в 9 классе разработаны на основании программы Смирнова.

ВложениеРазмер
konspekty_urokov_obzh_9_klass.docx 67.08 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 1. РОССИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

  1. Россия в мировом сообществе.
  2. Основы, формирующие у человека любовь к Родине.
  3. Успешное сотрудничество России на мировой арене.
  4. Значение сотрудничества Росси со странами СНГ.

Цель: учащиеся должны иметь представление о месте России в мировом сообществе, о значении усилия всех членов общества для достижения высокого уровня всего многонационального народа нашей страны; развивать речь, внимание, память, воспитывать патриотизм, гордость за Россию.

Основное содержание урока

  1. Знакомство с учебником. Условными значками. Чтение введения.
  2. Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе — более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Тип урока: интегрированный урок с применением финансовой грамотности и ИК.

Время проведения: 45 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска


  • сформировать знания о мерах и способах защиты от Ч.С

  • содействие формирования понимания и оценки опасностей в социальной среде, в природной и техногенной, расширение кругозора обучающихся,

  • формирование финансовой грамотности на уроке

  • создать условия для формирования у обучающихся знаний о культуре безопасности и видах источников опасностей в социальной среде

  • овладеть знаниями о финансовых мошенничествах, развитие экономического образа мышления,

  • Планируемые результаты:

  • окончив изучение темы, обучающийся будет иметь представление о различных видах источников опасностей всоциальной среде, а также в интернет пространстве

  • будет знать о мерах предотвращения опасных ситуаций в быту и при использовании интернет приложений

  • научится соблюдать ряд общепринятых правил безопасного поведения в жизни

- Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.

- Инициатива, находчивость, активность при работе в группе.

-Умение самостоятельно ставить цели
Познавательные, метапредметные

-Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи на уроке и познавательной деятельности -Овладение терминологией (финансовая пирамида, фишинг, скимминг, ливанская петля, обман)

-Умение решать задачи на соответствие и т. д
Коммуникативные

- умение слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение

Вопросы: Как вы считаете, какое отношение имеют эти высказывания к теме нашего урока?

Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, записывают дату и тему урока в тетрадь.

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими;


  • Расскажите когда надо формировать культуру безопасности жизнедеятельности?

  • Кто должен принимать активное участи в формировании этой культуры?

  • Какие опасности вы знаете?


Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных

2. Доклад ученика, о низкой культуре поведения и к чему это приводит.
3. Самостоятельная работа.


1.Просмотр презентации и прослушивание доклада.

2.Отвечают на вопросы.

Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам ; моделировать ситуации; Познавательные: познакомиться с причинами возникновения мошенничества в интернете;


  1. Предлагает найти соответствие, выбрав из перечня. (Приложение №2)

  1. Выполняют задание на соответствие.

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими.

Познавательные: Выучить правила культурного поведения

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими;

Приложение 1.

а) незаконный арест;

г) мошенничество.

2. Основами какой науки владеет мошенник:

а) психология;

3.При входе в систему Сбербанк Онлайн требуется ввести только;

а) девичью фамилию матери и пароль;

в) логин и пароль.

4.Банк (в СМС, по телефону или на сайте) запрашивает у вас пароль для отмены операции в системе Сбербанк Онлайн. Ваши действия:

а) скажу пароль и отменю операцию;

б) закрою программу и позвоню в банк.

5.Безопасно ли использовать Free –Wi – Fi в кафе или ресторане для онлайн – покупок в интернет – магазинах:

а) нет; б) да.

Приложение 2.

Б. Вид мошенничества с банковскими картами, при котором в кардридер банкомата помещается специальный кармашек, изготовленный из фотоплёнки, крадущий банковскую карту;

В. Сознательное искажение истины (активный), или умолчание об истине (пассивный).

Г. Кража личных данных для последующего хищения средств с банковской карты или интерне – кошелька;

Д. Вид мошенничества с банковской карты, при котором на банкомат устанавливается специальное считывающее устройство (скиммер), который копирует все данные с магнитной карты;

Е. Обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень, гарантирование доходности (что запрещено на рынках ценных бумаг)

Читайте также: