Фонвизин бригадир конспект урока

Обновлено: 22.07.2024

учить внимательному отношению к тексту художественного произведения, прививать интерес к литературе.

I . Вступительное слово учителя о писателе (Учащиеся записывают тезисы в тетрадь).

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) - сатирик, драматург, публицист, выдающийся писатель XVIII века. Родился 14 апреля 1745года в Москве в дворянскойсемье среднего достатка.

В 1753 году в Москве открылсяуниверситет и принем подготови­ тельная гимназия. Десятилетний мальчик Фонвизин был зачис­ лен в эту гимназию. В гимназии он учился хорошо, изучил латинский и немецкий языки. В 1760 году десять лучших учеников гимназии повезли в Петербург, чтобы показать их попечителю университета вельможе Шувалова. Фонвизин был представлен Ломоносову, побывал во дворце, присутствовал на придворном спектакле.

По окончании гимназии Фонвизин поступил в Московский университет, где, по его собственным словам, "получил вкус к словесным наукам", состоял сотрудником университетского журнала "Полезное увеселение", был участником театральных постановок, начал заниматься литературными переводами.

Окончив университет, переезжает в Петербург и поступает на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком, затем секретарем кабинет-министра Елагина, в ведении которого находился театр. В это время он сближается с виднейшими писа­ телями, театральными деятелями.

В 1766 году (по другим данным - в 1769году) Фонвизин написал комедию "Бригадир", в которойвысмеивает косность, невежество провинциального дворянства, низкопоклон­ство перед Западом, в частности, перед всем французским.

В 1781 году Фонвизиннаписал свою замечательную комедию,

которая сатирически осветила многие важные сторонысоциаль­ной и политической жизни страны.

Работа с текстом.

1) Записать слова Стародума в качестве эпиграфа: "Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собою доволен, как если случалось из рук вырвать добычь от порока."

2) Знакомство с действующими лицами комедии.

3)Прочитать 1 сцену I действия.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в комедии судя по 1 сцене?

(О жизни в доме помещицы Простаковой, об отношениях между помещиками и крепостными. )

4) Чтение в лицах 5 и 6 явлений I действия.

-Чем смешны и страшны эти сцены? (Крепостное право не только мужиков низводит до положения рабов, но и помещиков оглуп­ ляет).

III . Подведение итогов.

IV .Домашнее задание.

1.Выразительное чтение сцен " Урок Митрофана", "На экзамене Стародума"

2.Подготовить ответ на вопрос : "Каким видит госпожа Проста кова своего сына, и каков он на самом деле?"

3) Прочитать комедию до конца.

ТЕМА: Проблема воспитания в комедии Фонвизина "Недоросль".

ЦЕЛИ: 1) Работа с текстом комедии;

разобрать особенности образа Митрофана, выявить причиныего поведения, связь между воспитанием человека и его характером;

учить ребят самостоятельно мыслить.

I . Цели и задачи урока.

1)короткопередать сюжет комедии (1-2 человека у доскиотвеча­ют). 2)Фронтальная беседа.

- Комедия называется "Недоросль". А что значит это слово?

а) В XVIII веке в России, молодой дворянин,не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на госу­ дарственную службу.

б) Глуповатый юноша-недоучка (разг., ироническое).

-Какой вывод мы можем сделать, исходя из названия комедии?

В комедии речь идет о дворянине, не достигшем совершенно­ летия. Сегодня мы поговоримо Митрофане, недоросле, сыне госпожи Простаковой.

III . Работа с текстом.

1)Чтение в лицах (сцены "Урок Митрофана", действие III ,

2)Чтение в лицах сцены "На экзамене у Стародума".

Каким представляется вам Митрофан по данным сценам?

(Круг­ лый невежда, и невежа, избалованный маменькин сынок, грубый эгоист с задатками крепостника-тирана).

-А каким видит Митрофана госпожа Простакова? (Совсем другим: умным, резвым, самым лучшим).

-Почему так происходит?

1) Она слепо любит своего сына;

2) Он во многом повторяет свою мать.

-Простакова и ее брат Скотинин во многом похожи друг на друга. А как воспитывались они? (Их отец то же был деспотом и неучем, он говорил: " Прокляну ребенка, который что-нибудь пе­реймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, который чему-либо учиться захочет").

- Какой вывод можно сделать?

(Дурное воспитание дает свои плоды).

-Покажите на примере Митрофана и его матери, госпожи Простаковой, что это действительно так. (После того, как Простакову лишили права управлять имением, Митрофан отталкивает свою мать, для которойв тот момент он был единственной надеждой).

ВЫВОД: Основное место в комедии отводится проблеме воспита­ ния человека. При таком воспитании, которое получили Митрофан, госпожа Простакова, Скотинин и т.д. дворяне не могут быть достойными людьми, истинными патриотами своей Родины.

V .Подведение итогов урока.

VI .Домашнее задание.

1.Подумать, над вопросом :

"Какие проблемы решает Фонвизин в комедии "Недоросль"?

2.Сравнить сцены "Урок Митрофана" и "Советы Стародума".

Какова позиция Стародума, его лексика и интонации по сравне нию с Митрофаном.

3.Выписать в тетрадь афоризмы Стародума.

Тема: Образы комедии "Недоросль";

Стародум - воплощение авторских устремлений и надежд.

Цели: 1) Сгруппировать героев;

2) Выявить характерные черты каждой группы героев;

3) Выявить авторскую позицию через речи положительных героев.

Беседа с классом.

Итак, мы с вами работали над комедией Фонвизина "Недоросль", которая была задумана как произведение о невежественном воспитании дворян, в результате которого вырастали лодыри и грубые неучи. Но в результате работы над произведением встали и другие вопросы .

-Какие эти вопросы ?

Вопрос о злоупотреблении помещиков своей властью над крестьянами, о помещичьем "злонравии";

Обличение нравов придворной знати;

Борьба прогрессивной группы дворянства с невежественными дворянами – крепостниками;

III Работа над образами комедии. Борьба между представителями
передового дворянства и дворянами - крепостниками составляет основное
содержание комедии "Недоросль".

- Как автор этого добивается?

Он делит героев на два лагеря: положительных и отрицательных.

Кого мы отнесем к первой группе? Правдин, Стародум, Милон и СоФья.

А группе отрицательных героев (2-я группа)? Простаковы, Скотинин, МитроФан.

Задание: Коротко охарактеризовать группу отрицательных героев.

Простакова - грубая, невежественная, жестокая по отношению к крепостным, деспот в своем доме, слепо и неразумно любящая своего сына мать, пренебрегает образованием, настоящая дочь своего отца, бесчеловечна по отношению к крестьянам (Тишку, который изрядно сшил каФтан", обзывает последними словами; Еремеевну, которая сорок лет им служит, не ценит, платит ей "пять рублей в год и пять пощечин на день").

МитроФан - круглый невежда, лентяй, грубый эгоист с задатками крепостника - тирана. Дурное воспитание, которое дала ему мать, дало достойные плоды.

А теперь поговорим о положительных героях. Кто из этих героев является центральным (Стародум).

- Охарактеризуйте Стародума по вопросам.

1. Как называет его автор?

(«друг честных людей", идеальный дворянин) .

2. Как отец относился к его воспитанию?

3. Что говорил о душе человека сам Стародум?

(«без нее (без души) просвещеннейшая умница - жалкая тварь. Невежда

4. Как относится к службе Отечеству?

(стремился честно служить Отечеству, в этом, по его мнению, первая и священная обязанность дворянина).

5. Как относится к крепостному праву?

6. Почему он ушел со службы?

(Так при дворе "себя любят отменно", "о себе только пекутся", один другого сваливает ", "во все случаи их жизни ни разу на мысль не пр иходили ни предки, ни потомки").

7. Какое время является образцом для Стародума?

(Времена Петра I , когда придворные были воинами, служили Отечеству, а не пре смыкались в передних).

Значение образа Стародума. (Записать!).

Оппозиционные взгляды Стародума, его мысли о воспитании, о необходимо сти честно служить Отечеству, о жестокости помещиков вызывали сочувствие у передовых людей того времени.

«В образах резонеров и добродетельных людей воплощен идеал, к которому должно было стремиться общество".

Как написаны автором образы положительных и отрицательных героев?

(Отрицательные - более ярко; положительные - более схематично). В о бразах положительных героев звучит полос самого автора. Они очень добродетельны, но много рассуждают и мало действуют.

Тема: Д.И.Фонвизин "Недоросль"

Цели: контроль знаний учащихся по данной теме; выявление уровня их литературной подготовки.

Цели и задачи урока.

I 1. Какие основные проблемы поставил Фонвизин в комедии
"Недоросль" и как их разрешил?

2. Показать, как сущность натуры героя проявляется в его речи.

II 1. В ком из героев комедии воплощен идеал дворянина?
Каков этот идеал?

2. Две группы героев комедии "Недоросль".

III 1. Образ Простаковой.

Задания разного уровня трудности I -"5"; II -"4"; III -3; ( вопросвыбирает сам ученик).

Эзопов язык (по имени др.-гр. баснописца Эзопа) – речь , манера изложения, основанная на иносказании, намёках и других подобных приёмах , намеренно маскирующих мысль, идею автора.

Общая характеристика комедии классицизма

Комедия в отличие от трагедии изображает повседневную жизнь. Ее внимание во все времена было обращено на отрицательные явления действительности. Героями ее были люди нравственно неполноценные. Ущербность их, противоречие с нормой, идеалом раскрывались в комедии с помощью смеха.

Цель комедий, по классицизму – просвещать, осмеивая недостатки. Недостатки – психологические свойства человека в их бытовом проявлении: чудачество, мотовство, лень, глупость и др. Однако из этого не следует вывод о том, что комедия классицизма была лишена общественного содержания, что она направлялась против таких недостатков, которые имели частный характер. Комедия призвана была утверждать высокий нравственный идеал, но делала она это путем осмеяния пороков, которые снижали общественную значимость человеческой личности (щегольство, расточительность, глупость и др.).

Она явилась и самой значительной комедией этого времени. Данная комедия еще основана на оптимизме молодого Фонвизина, который верил императрице, в ее реформы и в нее саму, поэтому основной идеей комедии является мысль о том, что нельзя мириться с духовным упадком тех, кто обладает властью, нужно менять положение дел. Власть может и обязана воздействовать на них ради блага государства.

Проблематика и система персонажей комедии отражают это. Возникают параллели между определенным персонажем и проблемой – так создается образ целого сословия, которое автор сатирически обличает:

- ханжество и беззаконие (Советник);

- беззаконие и жестокость (Бригадир);

- галломания (Иван и Советница);

- жестокость, самодурство и невежество (Бригадирша);

- добродетельная просвещенность (Софья и Добролюбов).

Всех персонажей можно разделить на положительных и отрицательных. Традиционно наказанием отрицательных персонажей завершается сюжет: всё возвращается на исходные позиции. В комедии использован традиционный любовный сюжет. За комическими эффектами этой смешной любви, в которую втянуты все герои, скрываются социальные проблемы.

Бригадир с женой и сыном проездом из Петербурга заезжает в поместье Советника, на дочери которого, Софье, он хотел бы женить своего Иванушку. Но невеста любит другого, а Иванушка увлекается молодой мачехой Софьи. Влюбленными оказываются и остальные персонажи.

В такой же непринужденной, свободной манере идет разговор между ними, по ходу которого намечается день свадьбы. Герои обмениваются суждениями по ряду вопросов: о воспитании и образовании, судопроизводстве, национальной культуре, родном языке. Суждения героев не выходили за обычный круг их представлений.

И тем не менее Иванушки и Советницы в изображении Фонвизина куда опаснее и страшнее, нежели Советники и Бригадиры. Последние всю жизнь, в меру своих способностей, служили государству: один – в военной, другой – в статской службе.

Служба их была бы более полезна отечеству, если бы они были людьми образованными.

Фонвизин высмеивает в комедии солдафонство, грубость и жестокость одного и ханжество и взяточничество другого. Внутренний облик этих персонажей, по Фонвизину, не отвечает идеалу дворянина.

Но и дети, воспитывавшиеся в иных условиях, не стали образованнее отцов. В отличие от родителей, они сочли себя свободными от выполнения своего долга, предались

Образ Ивана

Художественные особенности

Автор утвердил положение, по которому в основе комического лежат языковые средства.

Реалистические тенденции ярче всего проявились в образе Бригадирши. В женском образе Акулины Тимофеевны не только отрицательный персонаж, в нем появляются типические черты (речь идет о массовом явлении в народной жизни).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты 4 уроков по творчеству Д. И. Фонвизина с подготовкой к сочинению и тестами.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Искитимский район, Новосибирская область

ул. Советская 21

Творчество Д.И.Фонвизина

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Стаж работы: 37 лет

Цель уроков: знать содержание литературного произведения, подлежащего обязательному изучению;

Задачи:

1)обобщение знаний по изучаемой теме;

2) развитие творческих способностей детей.

Место проведения:

Продолжительность работы:

каждый урок по 40 минут.

Предварительная подготовка

Планируемые результаты:

самоопределение в жизненных ценностях;

умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

умение осуществлять информационный поиск;

готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

выстраивание конструктивных отношений в обществе.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный, частично - поисковый.

Приёмы: беседа, обсуждение, творческие работы учащихся, работа со справочной литературой.

Технологии: ИКТ, технология критического мышления через чтение и письмо, метод проектов

Первый урок по теме

практические (работа с учебником, комментированные, учебные и письменные работы);

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Образовательные:

Познакомить учащихся с биографией Д.И.Фонвизина; формировать практические навыки при выполнении работы с учебником.

Развивающие:

Развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; углубить знание об особенностях текстов драматического произведения.

Воспитательные:

Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителю.

Словарная работа: сатира, драма, ремарка, диалог, монолог, композиция

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелой властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы.

Внимательно рассмотрите портрет. Как вы думаете, к какому веку и какой эпохе принадлежит человек, изображённый на портрете? (ответы учащихся)


Это портрет Дениса Ивановича Фонвизина. (1745 – 1792)

II.Факты из биографии Фонвизина ( презентация )

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве, дворянин по происхождению. Грамоте начали учить мальчика с четырёх лет. Десяти лет поступил в только что открытую при Московском университете гимназию. В 1760 году в числе десяти лучших учеников его возили в Петербург на встречу с основателем университета—М. В. Ломоносовым.

Студент философского отделения, Фонвизин зарекомендовал себя переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков привело его на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он сближается с выдающимися писателями своего времени— Державиным, Херасковым, Княжниным.

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы XVIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины II собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний — это грозные признаки надвигающейся народной бури. Поэтому он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, возглавляемой влиятельным вельможей, главой Коллегии иностранных дел графом Н. И. Паниным. Кружок Панина, конечно же, не помышлял о коренных преобразованиях в государстве; его члены критиковали деспотический режим императрицы, произвол ее фаворитов и считали необходимым ограничить права монархии конституцией.

III. Работа с учебником по статье о Д.И. Фонвизине (стр.37 – 40)

Заполняем таблицу:

Что узнал нового(+)

Какие факты статьи учебника говорят о Фонвизине как сатирике.

Что такое сатира?

IV. Определение понятия сатира и комедия.

- Вспомните, пожалуйста, что такое драматическое произведение и в чем его отличия от других жанров?

Краткая запись в тетрадях:

Основные виды драматических произведений — трагедия, драма, комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

Сатира (от лат. sature - смесь, мешанина) - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенство человеческой жизни.

Композиция произведения

Это построение произведения, его каркас, который держит всё художественное произведение, то есть скрепляет всё, что в нём есть: сюжет, героев, описания природы, рассуждения автора, детали и многое другое. Сюжет - это фактуальная информация, несущая конструкция нашего каркаса. В развитии сюжета выделяются важные моменты, которые определяют его движение и последующие события. Это завязка, кульминация, развязка. Завязка - это начало каких — то действий. Развязка - тоже понятно: это конец. А вот кульминация - для вас новое слово. Оно происходит от латинского culmen, что означает вершина. По этой подсказке попробуйте сами определить, что такое кульминация. (Это пик в развитии сюжета, самый напряжённый момент во всём, что происходит в произведении.) Обычно после кульминации быстро наступает развязка. Есть ещё и экспозиция. Это всё, что предшествует завязке.

Почему это завязка? ( Из письма стало известно, что Софья не бедная сирота, а богатая невеста. Борьба за богатую невесту привела в движение всех героев. Именно из - за богатства Софьи Простакова решила выдать замуж её за Митрофана. Представьте себе, что было бы, если бы Софья не получила письма? - Ровным счётом ничего. Никто бы не узнал о богатстве Софьи, Простаковой ни к чему было бы женить на ней Митрофана, не возникла бы война между дядей и племянником. и вообще не было бы комедии.)

А теперь определим кульминацию. Это момент, когда был раскрыт коварный замысел Простаковой - похитить Софью и тайно обвенчать её с Митрофаном. А тут и развязка недалеко: имение Простаковой берут в опеку, а Митрофана отправляют служить. Ребята, есть ли в комедии экспозиция? Да. Это всё, что было до письма Стародума.

V. Итог урока.

Домашнее задание.

Дочитать комедию до конца.

Выбрать понравившиеся сцены и, объединившись в группы, подготовиться к выразительному чтению по ролям.

Охарактеризовать Митрофанушку и его семью.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний с использованием элементов педагогических технологий.

1)практические (исследовательская работа, комментированные, учебные и письменные работы);

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Образовательные:

Определить главные черты характера героев; сформировать умение составлять связный текст на заданную тему; формировать практические навыки при выполнении работы с использованием текста произведения.

Развивающие:

Работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Развивать речь, вызывать интерес к изучаемому произведению.

Воспитательные:

Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителю; выявление читательского восприятия комедии учащимися.

ВложениеРазмер
"Сатиры смелый властелин". Д.И. Фонвизин. Часть 1. 9 класс 2 МБ
"сатиры смелый властелин" Д.И.Фонвизин. Часть 2. 9 класс 2.18 МБ
Д. И. Фонвизин. Комедия "Недоросль". Текст 238.96 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вид здания бывшей Главной аптеки, где помещался Московский университет и гимназия при нем в 1800-е годы В десять лет Д. Фонвизин поступил в гимназию, только что открывшуюся при Московском университете, где проучился с 1755 по 1760 год. Затем в 1760 —1762 годах продолжил обучение на философском факультете того же университета. Офицер лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 год Лейб-гвардии Семёновский полк — воинская часть Русской Императорской армии. Был сформирован в 1691 году в подмосковном селе Семёновском, под названием потешных семёновцев; с 1687 года они начали именоваться Семёновским полком. Детство. Образование. В 1754 г был записан в Семёновский полк и числился недорослем, по указу отпущенным для прохождения наук

Еще будучи студентом философского отделения, Д.И. Фонвизин зарекомендовал себя превосходными переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков позволило ему до окончания университета поступить на службу в Коллегию иностранных дел в Петербург, где служил при И.П. Елагине, знатнейшем вельможе, вице-президенте Главной дворцовой канцелярии Д. И. Фонвизин Здание Коллегии иностранных дел Служба в Коллегии иностранных дел М. Л. Колокольников. Портрет молодого человека. 1780 е гг. Н.И. Панин. Портрет работы А Рослина Глава Коллегии иностранных дел Н. И. Панин, воспитатель наследника престола цесаревича Павла, назначил молодого писателя своим личным секретарём. Знакомство с Паниным, оказало значительное влияние на деятельность и взгляды Д.И. Фонвизина, привело к созданию знаменитой Конституции Панина - Фонвизина

К. Сомов. Как одевались в старину. 1903 Простаков. Гж. Простакова, жена его. Митрофан, сын их, недоросль Бремеевна, мама Митрофанова. Правдин. Стародум. Софья, племянница Стародума. Милон. Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой. Кутейкин, семинарист. Ц ы ф и р к и н, отставной сержант. Вральман, учитель. Тришка, портной. Слуга Простакова. Камердинер Стародума. Действие в деревне Простаковых. Помещичья усадьба XVlll века Действующие лица комедии "Недоросль"

А. Васнецов. 1914. Интерьер XVIII века

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Здание для Академии наук в Петербурге было построено в 1783-1789 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги. Образование дворян в XVIII веке Указом 1714г. Пётр I повелел всем дворянам вступить на военную или гражданскую службу. Дворяне, не получившие образования, на службу не принимались, и им запрещено было жениться. "Недорослями" официально называли молодых дворян, ещё не получивших свидетельства об образовании. Во времена Фонвизина дворянские дети обязаны были трижды являться на проверку: в семь лет, в двенадцать (должны были доказать, что могут "совершенно читать и чисто писать") и в пятнадцать (экзаменовали по одному из иностранных языков - французскому или немецкому, Закону Божию, арифметике и геометрии). С пятнадцати до двадцати лет недоросль обязан был учиться ещё географии, истории и артиллерии. Не выдержавшие при повторной проверке испытаний зачислялись в рядовые без права повышения по службе. ( По материалам Ед. кол. ЦОР)

Читайте также: