Фонетика орфоэпия графика 6 класс конспект урока презентация

Обновлено: 08.07.2024

Презентация по теме "Фонетика и графика" подойдет как для первоначального знакомства материалом, так и для повторения пройденного.

ВложениеРазмер
Фонетика и графика 1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Лекция №3 Фонетика и графика Горбань Екатерина Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №4 им. Жака-Ива Кусто

Современный русский алфавит

Гласные звуки : [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Обозначаются гласные звуки с помощью 10 букв: а, я, о, е, ё, э, у, ю, и, ы. Например, звук [а] может обозначаться с помощью буквы а – арка [ а́рка ], буквы о – гора [ гара ́], буквы я – мяч [ м’ач ’].

План фонетического разбора: 1. Запиши слово. 2. Раздели слово на слоги. Поставь ударение. 3. Выпиши все буквы этого слова в столбик одну под другой. 4. Рядом с каждой буквой в квадратных скобках запиши звук, который эта буква обозначает. 5. Опиши звук: а) гласные: ударный или безударный; б) согласные: глухой или звонкий; твердый или мягкий. 6. Посчитай и запиши количество букв и звуков .

Те́нь – 1 слог т [ т’ ] – согласный, глухой, мягкий е [ э́ ] – гласный, ударный н [ н’ ] – согласный, звонкий, мягкий ь [ - ] _______________________________ 4 буквы, 3 звука

Солнце – со́- лнце – 2 слога с [ с ] – согласный, глухой, твёрдый о [ о́ ] – гласный, ударный л [ - ] н [ н ] – согласный, звонкий, твёрдый ц [ ц ] – согласный, глухой, твёрдый е [ э ] – гласный, безударный ______________________________ 6 букв, 5 звуков

Ягода – я́- го -да – 3 слога я [ й’ ] – согласный, звонкий, мягкий [ а́ ] – гласный, ударный г [ г ] – согласный, звонкий, твёрдый о [ а ] – гласный, безударный д [ д ] – согласный, звонкий, твёрдый а [ а ] – гласный, безударный ____________________________ 5 букв, 6 звуков

Фонетический слог — это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Необходимо различать фонетический слог и слог для переноса слова. В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных: го- ло-ва , о- го -род — по 3 слога.

Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Ударный слог отличается большей длительностью Ударный слог произносится с большей силой В ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном слоге они произносятся нечётко Русское словесное ударение является свободным (разноместным) и может падать на любой слог слова и на любую морфему: ра́дуга , рука́, розова́тый . Русское словесное ударение является подвижным . При образовании форм слова ударение может перемещаться с одной морфемы на другую: сло́во , слова́ .

Основные фонетические законы русского языка Редукция Ослабление гласных звуков в безударном положении голова [ г а л а ва ́ ] Оглушение Переход звонких согласных в парные глухие в конце слова и перед глухими согласными воз [ во́ с ] книжка [ кн ’ и́ ш ка ] Озвончение Переход глухих согласных в парные звонкие перед звонкими согласными сдать [ з да́т ’] просьба [ про́ з ’ ба ]

Люблю гр озу в начале мая, Ко г да весенний пе р вый гр ом, Как бы р езвяся и и гр ая, Гр охочет в небе г олубом. Гр емят р аскаты молодые… (Ф.И. Тютчев) Ру с а л ка п л ы л а по реке го л убой, Озаряема по л ной л уной; И ст ара л ась она доп л е сн уть до л уны С еребри ст ую пену во л ны. (М.Ю. Лермонтов) Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора слов, звучание которых имитирует звуки окружающего мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).

Домашнее задание Задание №1 Запишите транскрипцию данных слов и определите количество букв и звуков. Якорь, молва, грустный, река . Задание №2 Запишите данные слова в алфавитном порядке. Если первая буква в разных словах одинаковая, следует смотреть на вторую букву, если и вторая одинаковая, то на третью. Винегрет, аккуратный, алфавит, путешествие, горизонт, хозяйство, директор, количество, пассажир, шоссе, чернила, коллекция, карикатура, авиация, одиннадцать, фиалка, акробат, долина. Задание №3 Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова. Гиган . ский , голлан . ский , интерес. ный , звез . ный , крепос . ной, капус . ница , лес. ница , грус . ный , ненас . ный , опас . ный , радос . ный , со… нце , реше . чатый , трос. ник, шес . надцать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение и обобщение темы "Фонетика. Орфография.Графика."

Данный урок предназначен для повторения и обобщения изученного по теме "Фонетика. Орфография. Графика" в 5 классе по учебнику русского языка под редакцией Ладыженской и Баранова.


Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока.


Это урок обобщения изученного материала по теме:"Фонетика.Орфоэпия.Графика.",который проводится в форме игры,что способствует развитию интереса у учащихся к данной теме.


Самостоятельная работа по коми языку для 5 класса по теме "Фонетика и графика "

Задания для самостоятельной работы по фонетике и графике.


Урок полностью соответствует всем требованиям современного урока и программе общеобразовательных учреждений за курс 9 класса. Данный урок разработан с использованием ИКТ, а тексты, предложенные для ан.


Презентация по теме "Фонетика. Повторение пройденного" (7 класс)

Повторение пройденного материала за 7 класс с использованием мультимедийной презентации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 4 . Фонетика. Орфоэпия и графика.

Дата проведения: 5.09.2018

Учитель: Шишкина Н.И.

Цель: закреплять знания о фонетике и орфоэпии русского языка, понятие о соотношении фонетики и орфографии, произношения и правописания.

Планируемые результаты: владение навыками фонетического анализа слова; знание порядка фонетического разбора; умения выразительно читать, объяснять языковые процессы и явления, работать в группах.

Проверка домашнего задания

Упр. 10, 13 - чтение и анализ творческих работ.

Выступления (ситуации общения) и их обсуждение.

III . Самоопределение к деятельности

Чем звук отличается от буквы? Можно ли произносить буквы? (Звуки мы слышим и произносим. Буквы произносить нельзя, они являются лишь графическим изображением звуков.) Что вы можете рассказать о звуках в русском языке?

Какая наука изучает звуки? (Фонетика.)

Какая наука тесно связана с фонетикой? Что она изучает? (Орфоэпия — раздел науки о языке, в котором изучаются правила, законы, нормы правильного произношения.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по фонетике и орфоэпии, потренироваться в фонетическом разборе слов.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Сколько букв в русском алфавите? (33.)

Сколько звуков в русском языке? (Количество звуков подсчитать практически невозможно. Мы группируем сходные звуки и обозначаем их определёнными буквами.)

Назовите все буквы русского алфавита.

(Несколько учеников рассказывают. Необходимо следить за тем, чтобы все буквы были названы правильно.)

Какие буквы не обозначают звуков? (Буквы ъ и ь.)

Какие буквы могут обозначать два звука? (Буквы е, ё, ю, я.)

Произношение каких гласных и согласных звуков не совпадает с написанием? (Безударных гласных, а также согласных на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)

Что называется транскрипцией? (Запись слов, соответствующая звучанию.)

2. Фонетический разбор слов

(Чтение теоретического материала учебника (с. 12). Далее разбор слов на доске и в тетрадях: вариант 1 — частота, вариант 2 — чистота.)

Что вы заметили? (Фонетический облик этих слов одинаков: [ч'истата], значит, правильно написать слово поможет только контекст, проясняющий его значение.)

Составьте и запишите словосочетания с обоими словами. (Частота пульса, душевная чистота.)

3. Работа по учебнику

Упр. 14, 16 — выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учениками, обсуждение вопросов.

Упр. 17 — отработка произношения скороговорок, обсуждение вопросов, самостоятельные наблюдения

4. Упр. 18 — отработка правильного произношения: алфавит,
му[з']ёй, сантиметр, скворё[ш]ник, яй[ш]ница.

— Запишите слова в алфавитном порядке.

5. Упр. 20 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

V. Закрепление изученного материала

1. Фонетический анализ слов

— Определите, в каком слове букв меньше, чем звуков. Чувство, стоять, поют, тёплый. (Поют - )

2. Работа по учебнику

(Упр. 22 — комментированное письмо.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание I - самостоятельное выполнение.)

— Какие слова состоят из ста одинаковых букв? (Стог, сток, стол, стон, стоп, стой, стою, стоя.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ повторение 6 класс, фонетика.doc

Конспект урока русского языка, 6 класс

Тема: Фонетика. Графика. Повторение изученного в V классе.

Задачи: Повторить и закрепить знания учащихся по данной теме, развивать орфографическую зоркость у учащихся, коммуникативно - речевые умения, формировать правила речевого поведения, работать над расширением словарного запаса и правильностью речи учащихся; воспитывать желание самосовершенствоваться, прививать интерес к учебному материалу.

Тип урока : урок повторения и систематизации изученного материала.

I. По источнику получения знаний:

1. Словесные (слово учителя, беседа);

2. Наглядные (презентация);

2 3. Практические (задания).

II. По уровню активности познавательной деятельности:

1. Эвристический (творческая работа; поиск учениками решений поставленных образовательных и воспитательных задач);

2. Объяснительно-иллюстративный (беседа, словесные объяснения);

3. Исследовательский (анализ языковых единиц).

4. Репродуктивный (подбор проверочных слов).

5. Проблемный (создание проблемной ситуации – выбор орфограммы).

Оборудование: материалы презентации, выполненные в программе Power Point;

1. Организационный момент (1 мин.).

2. Проверка домашнего задания (10).

3. Повторение изученного в 5 классе и закрепление (25 мин.)

4. Подведение итогов (2 мин.).

5. Домашнее задание с комментированием к нему (2 мин.).

I . Орг. Момент/ слайд 2

II . Проверка домашнего задания.

III . Синтаксическая минутка / слайд 3

Списать предложение, добавив в первую часть имена прилагательные. Поставить знаки препинания.

Дорога вилась между кустами орешника, и идти было весело.

IV . Фронтальный опрос.

-Назвать разделы науки о языке.

-Что изучает каждый из них?

V . Повторение и систематизация изученного материала.

Задание 1. слайд 4

На доске записаны слова, расставьте в них ударение/

Цепочка, позвонит, газопровод, средства, каталог, столяр, начавший, жалюзи, щавель.

Проверьте себя/ слайд 5

— В каком разделе науки о языке изучается постановка ударения'?

Задание 2. / слайд 6

следующей фразе: Жили — были старик да старуха.

Задание 3. / слайд 7

Заданы русские слова: люк, яр, лён. Определите, что получится, если звуки,

Задание 4. / слайд 8

Разделите слова на слоги.

Опять, школьный, шестиклассник, интеллектуальность, легкомысленно.

Задание 5. / слайд 9

0рфографическая диктовка. В скобках запишите, проверочные слова.

Ловкий, гладкий, сводка, шаткий, вязкий, скользкий, хлёсткий, меткий, веский, резьба, просьба.

Задание 6. слайд 10

Выполните фонетический разбор следующих слов:

его, скрыться, кросс.

Задание 7. слайд 11

Зашифруйте любую фразу (из 5-7 слов) для своего соседа по парте в виде цифр. Каждая цифра соответствует номеру буквы алфавита.

VI . Итог урока. / слайд 12

— Что изучает фонетика?

— Что изучает графика?

— Что изучает орфоэпия?

Выбранный для просмотра документ фонетика, 6кл.pptx

Тема: Фонетика. Графика 6 класс Русский язык Панова В.В.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Фонетика. Графика 6 класс Русский язык Панова В.В.

Тема: Фонетика. Графика 6 класс Русский язык Панова В.В.

Цели урока: а) повторить порядок фонетического разбора; б) продолжить работу.

Цели урока: а) повторить порядок фонетического разбора; б) продолжить работу по овладению учащимися орфоэпическими нормами, орфографическими умениями и навыками. Панова В.В.

Синтаксическая минутка Спиши предложение, добавив в первую часть предложения.

Синтаксическая минутка Спиши предложение, добавив в первую часть предложения имена прилагательные. Поставь необходимые знаки препинания. Дорога вилась между кустами орешника и идти было весело. Панова В.В.

Запишите слова, поставьте ударение Цепочка, позвонит, газопровод, средства.

Запишите слова, поставьте ударение Цепочка, позвонит, газопровод, средства, каталог, столяр, начавший, жалюзи, щавель. Задание №1 Панова В.В.

Запишите слова, поставьте ударение Цепочка, позвонит, газопровод, средства.

Запишите слова, поставьте ударение Цепочка, позвонит, газопровод, средства, каталог, создан, столяр, начавший, жалюзи, щавель. Задание №1 Панова В.В.

Задание №3 Заданы русские слова. Определите, что получится, если звуки, из ко.

Задание №3 Заданы русские слова. Определите, что получится, если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке лён люк яр Панова В.В.

Задание №4 Разделите слова на слоги. Опять, школьный, шестиклассник, интелл.

Задание №4 Разделите слова на слоги. Опять, школьный, шестиклассник, интеллектуальность, легкомысленно. Панова В.В.

Задание №5 Орфографическая диктовка. В скобках запишите, проверочные слова. Л.

Задание №5 Орфографическая диктовка. В скобках запишите, проверочные слова. Ло..кий, гла..кий, сво..ка, ша..кий, вя..кий, сколь..кий, хлёс..кий, ме..кий, ве..кий, ре..ьба, про..ьба. Панова В.В.

Задание №6 Выполните фонетический разбор слов: его, скрыться, кросс. Панова В.

Задание №6 Выполните фонетический разбор слов: его, скрыться, кросс. Панова В.В.

Задание №7 Зашифруйте любую фразу (из 2-3 слов) для своего соседа по парте в.

Задание №7 Зашифруйте любую фразу (из 2-3 слов) для своего соседа по парте в виде цифр. Каждая цифра соответствует номеру буквы алфавита. (Подсказка) а-1, б-2, в-3, г-4, д-5, е-6, ё-7, ж-8, з-9, и-10, й-11, к-12, л-13, м-14, н-15, о-16, п-17, р-18, с-19, т-20, у-21, ф-22, х-23, ц-24, ч-25, ш-26, щ-27, ъ-28, ы-29, ь-30, э-31, ю-32, я-33 Задание №7 Панова В.В.

Итог урока. — Что изучает фонетика? — Что изучает графика? — Что изучает орфо.

Итог урока. — Что изучает фонетика? — Что изучает графика? — Что изучает орфоэпия? Панова В.В.

Презентацию выполнила Черепанова Оксана Владимировна учитель русского языка.

Презентацию выполнила Черепанова Оксана Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 ст.Старонижестеблиевская Панова В.В.

Активные ссылки на использованные изображения: Изображение дороги http://img.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 080 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.01.2016 10293
  • RAR 2.4 мбайт
  • 227 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Черепанова Оксана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Фонетика(урок-повторение, 6 класс)Венгренюк Ольга ИвановнаМКОУ СОШ п. ОрлецыКиро

№ слайда 1

Фонетика(урок-повторение, 6 класс)Венгренюк Ольга ИвановнаМКОУ СОШ п. ОрлецыКировской области

Цели:повторить звуки речи повторить фонетический разбор развивать внимание

№ слайда 2

Цели:повторить звуки речи повторить фонетический разбор развивать внимание

Раздел науки о языке

№ слайда 3

Раздел науки о языке

Раздел науки о языке

№ слайда 4

Раздел науки о языке

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки

№ слайда 5

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки

звукигласныесогласныезвонкиеглухиетвёрдыемягкие

№ слайда 6

согласные, парные по звонкости – глухости

№ слайда 7

согласные, парные по звонкости – глухости

всегда твёрдые (не имеют мягкой пары)всегда мягкие(не имеют твёрдой пары)

№ слайда 8

всегда твёрдые (не имеют мягкой пары)всегда мягкие(не имеют твёрдой пары)

оглушениесапо…стол…сколь…коваре…каре…кийморо… перехо…разве…каозвончениеко…ьбамол

№ слайда 9

Непроизносимый согласныйсер…цепрелес…ныйус…ныйу коло…цаокрес…ныйненас…ныйзвёз…ны

№ слайда 10

Непроизносимый согласныйсер…цепрелес…ныйус…ныйу коло…цаокрес…ныйненас…ныйзвёз…ныйизвес…ныйчудес…ныйвкус…ныйинтерес…ный

Буквы один звукпосле мягкого согласногопосле твёрдого непарного два звука после

№ слайда 11

Буквы один звукпосле мягкого согласногопосле твёрдого непарного два звука после ъ и ь знаковпосле гласнойв начале слова

Запомнитетакой записи быть не должно

№ слайда 12

Запомнитетакой записи быть не должно

Фонетический разборподъём

№ слайда 13

Решите пропорцииОтветы: 1 – ф, 2 – к, 3 –к`, 4 - ё

№ слайда 14

Решите пропорцииОтветы: 1 – ф, 2 – к, 3 –к`, 4 - ё

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 п. Степной Молченко Яна Александровна.

Тип урока: урок закрепления изученного.

- закрепление правописания безударных гласных, сомнительных согласных, ь и ъ разделительных знаков;

- развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления, внимания;

- развитие умения использовать полученные знания на практике;

- расширение словарного запаса учащихся;

- воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.

Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетради.

I. Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Словарная работа.

На доске кроссворд, разгадываем его, слова записываем в тетрадь, проговариваем написание. (На доске так же написаны и задания к кроссворду):

Спортивная игра, в которой игроки ударом ноги загоняют мяч в ворота соперников (футбол)

Главное здание железнодорожной станции (вокзал)

Самая низкая школьная отметка (единица)

Человек, совершающий подвиги (герой)

Человек, который занимается спортом (спортсмен)

Волшебное слово, выражение благодарности (спасибо)

Командная игра на льду на коньках, в которой шайбу надо забросить в ворота соперников (хоккей)

Самая большая зеленая сладкая ягода (арбуз)

Слово учителя: Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать? Подсказка – это слово спрятано в кроссворде. (Фонетика).

Что такое фонетика? (раздел науки о языке, изучающий звуки речи)

Зачем нужно изучать фонетику?

IV. Выполнение заданий.

Задание 1: нужно расположить буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также записать в алфавитном порядке.

Но сначала ответьте: что такое алфавит?

Что значит расположить по алфавиту?

Где в повседневной жизни мы используем алфавит?

Приступайте к выполнению задания: ТГАНЕ, ТИСА, ТИБН, ЩОБР, НЕТО. (АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ).

Слово учителя: Вспомните, когда пишется в словах Ь, а когда Ъ (повторение правила).

Задание 2. Даны слова, их надо распределить в две колонки. В 1-ю записать слова с ь разделительным знаком, а во 2-ю – с ъ разделительным:

РУЖ..Ё, С..ЁЖИЛСЯ, РАЗ..ЕЗД, СТАЛ..НЫЕ, РЕЧ..КА, БЕЛ..Ё, С..ЁМКА,ПРОЛ..ЁТ, ПРЕД..ЮБИЛЕЙНЫЙ, ДОБ..ЕМСЯ, РАЗ..ЯСНИТЬ, С..ЭКОНОМИТЬ.

Слово учителя: Проверим. Молодцы, и это задание выполнили. Продолжаем идти к нашей цели: повторить все изученное.

Задание 3: Учитель раздает карточки с текстом. У вас на партах лежит текст, в нем пропущены буквы. Ваша задача - грамотно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Но сперва прочитайте и ответьте на вопросы.

-Докажите, что это текст.

- Что это за произведение?

-Скажите, на какие правила пропущены буквы? (на правописание безударных гласных и сомнительных согласных)

- Как проверить безударную гласную в корне слова? А сомнительную согласную?

ТЕКСТ:

Каштанка бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари.Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков…

Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

-Проверим, какие буквы вы вставили и почему?( уч-ся объясняют)

1)Найдите и подчеркните слова, в которых букв меньше, чем звуков. Почему так получилось?

2)Теперь подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему?

3) Подчеркните слова, которые произносятся не так, как пишутся. Какое явление мы здесь наблюдаем?

Задание 4: нужно списать слова правильно расставив ударение и разделив слова на слоги для переноса.

А что такое ударение? Какое ударение в русском языке? (подвижное)

Как называется раздел науки о языке, который изучает как правильно произносить слова? (орфоэпия)

Как переносим слова? Как нельзя переносить? (выполнение задание)

БА-ЛО-ВАТЬ, ДИА-ЛОГ, ДЕ-ПО, ПАР-ТЕР, САН-ТИ-МЕТР, КЛА-ЛА, СЕС-СИЯ, ФОР-ЗАЦ, ЗВО-НЯТ, ДЕ-ФИС, СВЁК-ЛА.

Молодцы, вы уверенно идете к поставленной цели, осталось выполнить всего одно задание, и мы достигли цели. Необходимо выполнить тест. Если вы согласны с формулировкой, ставите +, если не согласны –

1)В русском алфавите 33буквы (+)

2) В русском языке 10 гласных звуков(-)

3)В русском языке 6 гласных звуков (+)

4)В русском языке 10 гласных букв(+)

5) Не имеют мягкой пары звуки Ж,Ш,Ц (+)

6)Имеют глухую пару звуки Л,М,Н,Р,Й (-)

7)буквы е, ё, ю,я в начале слова обозначают 2звука(+)

8) Ь обозначает только мягкость согласного звука (-)

9) звукиЧ,Щ,Й, ИМЕЮТ ТВЕРДУЮ ПАРУ (-)

10) в русском языке согласные звуки образуют 6 пар по звонкости – глухости (+)

Читайте также: