Физика 10 класс траектория путь перемещение презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

(греч. "кинематос" – движение) – это
раздел физики, изучающий способы
математического описания движения
тел.
…не интересуется тем, почему тело движется так, а не
иначе. Она лишь отвечает на вопрос: "
этого тела описать математически?"
Как движение

4. Механическое движение - это

Материальная точка - это тело,
размерами которого в данных
условиях можно пренебречь.
Условия:
1. если размеры тела малы по
сравнению с расстоянием,
которое оно проходит,
2. если тело движется
поступательно.

7. Ответим на вопросы

В каких случаях автомобиль можно считать материальной точкой?
Автомобиль движется из Новосибирска в Томск
Производится заправка бензином автомобиля;
Автомобиль совершает обгон

8. Ответим на вопросы

В каких случаях самолет можно считать материальной точкой:
самолет летит из Москвы в Новосибирск;
самолет выруливает на взлетную полосу;
происходит посадка пассажиров в самолет?

Можно ли считать материальными
точками тела, описанные в следующих
предложениях:
Рассчитывают путь Земли по орбите
вокруг Солнца.
Рассчитывают возможность
столкновения спутника с метеоритом.
Для определения объема шарика его
опускают в мензурку.
Для измерения массы лимона его
кладут на весы.

10. Что такое поступательное движение?

Тело движется поступательно, если все его точки движутся
одинаково.
или
Тело движется поступательно, если прямая, проведенная
через две точки этого тела, при его перемещении смещается
параллельно своему первоначальному положению.

11. Примеры поступательного движения

12. Чтобы определить положение тела (материальной точки) в пространстве надо:

13. Определение

Тело
отсчета, связанная с ним система координат
и часы для отсчета времени движения
образуют систему отсчета.

14. Что такое тело отсчета?

Тело отсчёта - это тело,
относительно которого
определяется положение
других (движущихся) тел.
Например, это может быть
дерево, когда рассматриваем
движение автобуса, или
Земля, при расчёте
движения ракеты

Тело отсчета
+
Система координат
+
Часы
=
СИСТЕМА ОТСЧЕТА
Одномерная
х
О
Двухмерная
y
О
Трехмерная
z
O
х
y
x
Анисимова М.А.

16. Это интересно

Современное понимание
трехмерности окружающего
пространства появилось в 17
веке, когда Декарт изобрел
прямоугольную систему
координат. В древности
понятие размерности
пространства не
применялось, т.к.
отсутствовало понятие
координат.

18. Траектория - это линия, вдоль которой движется тело

22. Пройденный путь – это длина траектории

24. Перемещение – это вектор, соединяющий начальное и конечное положения тела

26. Перемещение

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Девочка подбросила мячик
вверх и снова поймала его.
Считая, что мяч поднялся на
высоту 2м, найдите модуль
перемещения и пройденный
путь мяча.
Ответ: модуль перемещения
равен нулю,
пройденный путь равен 4м.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Расстояние между пунктами А и
В по прямой линии 4км. Человек
проходит это расстояние туда и
обратно за 2 часа. Чему равны
модуль перемещения и
пройденный путь человека за1ч?
Ответ: модуль перемещения
равен 4км,
пройденный путь равен 4км.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Расстояние между пунктами А и
В по прямой линии 4км. Человек
проходит это расстояние туда и
обратно за 2 часа. Чему равны
модуль перемещения и
пройденный путь человека за 2ч?
Ответ: модуль перемещения
равен 0км,
пройденный путь равен 8км.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Туристы, двигаясь из пункта А в
пункт В прошли 3 км пути на
север, затем повернули на восток
и прошли еще 4км. Определить
пройденный путь и перемещение
туристов.

32. Решение.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Определите
пройденный путь и
перемещение бумеранга, если
при своем движении он описал
окружность радиусом 2м.
Сделайте сопроводительный
чертеж.

3) Скорость
- векторная величина, равная
отношению перемещения тела за любой
промежуток времени к значению этого
времени.

35. Равномерное прямолинейное движение

36. 2. Равномерное прямолинейное движение (РПД) -

2. Равномерное прямолинейное движение
(РПД) -это
движение, при котором тело за равные промежутки
времени проходит одинаковые расстояния, скорость при
этом не меняется.
x0 – начальная координата
x – конечная координата
S = x – x0

1. Скоростью РПД называют векторную
величину, равную отношению перемещения
тела ко времени, за которое это перемещение
произошло.
м
Единица скорости СИ:
При РПД
скорость не меняется
V=const
с

Презентация на тему: " Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение." — Транскрипт:

1 Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение.

2 Координатный способ Если точка движется, то ее координаты изменяются с течением времени. Так как координаты точки зависят от времени, то можно сказать, что они являются функциями времени. времени -кинематические уравнения движения точки

3 Траектория движения тела Изменяя свое положение в пространстве тело движется по некоторой линии, которую называют траекторией Прямая линия ломаная кривая

4 Векторный способ. ( закон движения точки, записанный в векторной форме. векторной

5 Что необходимо для определения положения тела? 1. Тело отсчета- тело, относительно которого рассматривается движение 2. система координат, связанная с телом отсчета

6 Для определения положения движущегося объекта в любой момент времени необходимы тело отсчета, связанная с ним система координат и прибор для отсчета времени.

7 Система координат, тело отсчета, с которым она связана, прибор для измерения времени образуют систему отсчета, относительно которой рассматривается движение тела.

9 Перемещение Перемещение – это вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. Путь – это длина участка траектории, пройденного материальной точкой за данный промежуток времени. В отличие от перемещения путь – это скалярная величина. S- перемещение, Измеряется в метрах

10 Проекция вектора перемещения на координатную ось X X0X0 X1X1 X2X2 S 1X >0, S 2X

11 Проекция на ось считается положительной, если вектор сонаправлен с этой осью, и отрицательной, если вектор направлен противоположно оси

13 Проекция перемещения на ось ОУ

14 Модуль вектора перемещения

15 Домашнее задание П.5,6, ответить на вопросы

16 1 На рисунке показаны перемещения пяти материальных точек. Найти проекции векторов перемещения на оси координат и их модули.

17 2 Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Найти путь и перемещение мяча.

18 3 На рисунке показана траектория движения материальной точки из А в В. Найти координаты точки в начале и конце движения, проекции перемещения на оси координат, модуль перемещения.

19 4 Тело переместилась из точки А (2,2) в точку В ( 2,10), затем в точку С (6,10) и затем в точку Д (6,2). Найдите пройденный путь, перемещение, проекции перемещения на оси координат

20 5 Тело переместилось из точки с координатами х 1=0, y1=2 м в точку с координатами x2=4 м, y2=-1 м. Сделать чертеж, найти перемещение и его проекции на оси координат.

21 6 Катер прошел по озеру в направлении на северо-восток 2 км, а затем в северном направлении еще 1 км. Найти геометрическим построением модуль и направление перемещения звена.

22 7 Звено пионеров прошло сначала 400 м на северо-запад, затем 500 м на восток и еще 300 м на север. Найти геометрическим построением модуль и направление перемещения звена.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

10 класс Урок2

вспомнить понятия: механическое движение, материальная точка, траектория, путь; система отсчёта, перемещение;

изучить понятия: радиус-вектор, законы движения в векторном виде

научиться определять, когда тело можно принять за материальную точку; знать отличия траектории, пути и перемещения;

уметь самостоятельно организовать собственную деятельность

воспитать уважительное отношения к труду преподавателя

1.Актуализация опорных знаний.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый,

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

В окружающем нас мире все находится в непрерывном движении. Под движением, в общем смысле этого слова, понимают любые изменения, происходящие в природе. Наиболее простым видом движения является механическое движение.

Механическое движение — это изменение положения тел (или частей тела) в пространстве относительного других тел с течением времени.

Основная задача механики -определить положения тел (или частей тела) в пространстве относительного других тел в любой момент времени.

Чтобы изучать движение тела, т. е. изменение его положения в пространстве, нужно прежде всего уметь определять само это положение. Но здесь возникает некоторое затруднение. Каждое тело имеет определенные размеры, следовательно, разные его части, разные точки тела находятся в разных местах пространства. Как же определить положение всего тела? В общем случае это сделать трудно. Но оказывается, во многих случаях нет необходимости указывать положение каждой точки движущегося тела.

Зачем описывать движение каждой точки санок, на которых мальчик съезжает с горы, если эти движения ничем не различаются между собой?

hello_html_m3bee0c89.jpg

Движение тела, при котором все его точки движутся одинаково, называют поступательным .

Не нужно описывать движение каждой точки тела и тогда, когда размеры тела малы по сравнению с расстоянием, которое оно проходит, или по сравнению с расстояниями от него до других тел.

Например, океанский лайнер мал по сравнению с протяженностью его рейса, и поэтому корабль считают точкой при описании его движения в океане.

hello_html_16d3b38d.jpg
hello_html_26bd1c5e.jpg

Так же поступают в астрономии при изучении движений небесных тел.

Планеты, звезды, Солнце, конечно, не малые тела. Но, например, расстояние от Земли до Солнца в среднем составляет 149 600 000 км, а радиус Земли всего 6 400 км, что почти в 23 000 раза меньше. Поэтому можно считать Землю точкой, которая движется вокруг другой точки — центра Солнца.

И говоря в дальнейшем о движении тела, мы в действительности будем иметь в виду движение какой-нибудь точки этого тела. Не надо забывать при этом, что эта точка материальна, т. е. она отличается от обычных тел лишь тем, что она не имеет размеров .

Материальная точка — это тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь.

Но как же определить положение тела? Положение тела или точки можно задать только относительно какого-нибудь другого тела. Такое тело, обычно, называют телом отсчета.

Тело отсчета — это тело (или группа тел), принимаемое в данном случае за неподвижное, относительно которого рассматривается движение других тел.

Тело отсчета можно выбрать совершенно произвольно . Им может служить, например, железнодорожная станция, маяк на берегу моря, или вагон поезда, в котором мы едем.

Если тело отсчета выбрано, то через какие-нибудь его точки проводят оси координат и положение любой точки тела определяют ее координатами.

Например, положение автомобиля на дороге. В качестве тела отсчета выберем дерево, стоящее на обочине дороги.

hello_html_m4a16d6d8.jpg
hello_html_38d9dc03.jpg

Так, как автомобиль движется по прямой, то достаточно провести одну ось координат, например О х, и положение тела на прямой будет определяется одной координатой. Если тело может двигаться в пределах некоторой плоскости (например, лодка на озере), то через выбранные на теле отсчета точки, проводят две оси координат Ох и Оу .

И, что бы определить положение лодки, из любой ее точки, опускают 2 перпендикуляра на ось Х и ось У . Таким образом, положение точки на плоскости определяют двумя координатами — х и у .

И, наконец, чтобы задать положение тела в пространстве (например, положение самолета в воздухе), нужно провести через тело отсчета три взаимно перпендикулярные оси координат: Оx , Оy и Oz .

hello_html_1c75185a.jpg
hello_html_17b24964.jpg

Соответственно этому положение тела в пространстве определяется тремя координатами: х , у и z .

Система координат, тело отсчета, с которым она связана, и указание способа измерения времени образуют систему отсчета, относительно которой и рассматривается движение тела.

Если материальная точка движется равномерно вдоль некоторой заданной линии, то его положение на этой линии в любой момент времени находится просто. Из курса физики 7 класса известно, что, умножив скорость тела на время, протекшее до интересующего нас момента, можно получить длину пройденного пути.

hello_html_m39f9a10d.jpg

Но задача решается так просто только тогда, когда известна линия, вдоль которой движется тело, или, как говорят, известна траектория движения тела . Путь — это скалярная физическая величина определяемая длиной траектории, описанной телом за некоторый промежуток времени.

В тех случаях, когда траектория движения не известна, определить положение тела , т. е. его координаты, в конце пути нельзя , даже если известны начальное положение тела и длина пройденного им пути.

Допустим, известно, что некоторое тело начинает двигаться из точки О и за 1 час проходит 20 километров.

Для ответа на вопрос, где будет находиться тело спустя 1 час после его выхода из точки О , не хватает информации о его движении. Тело могло, например, двигаться прямолинейно в северном направлении и оказаться в точке А , находящейся на расстоянии 20 км.

hello_html_9948dcf.jpg
hello_html_m629e488a.jpg

А могло также, дойдя до точки В , находящейся на расстоянии 10 км от точки О , повернуть на юг и вернуться в точку О . При этом пройденный путь также окажется равным 20 км.

При заданном значении пути, тело могло оказаться и в точке C , и в точке D . И вообще, в любой точке в радиусе 20 км.

Чтобы избежать такой неопределенности, для нахождения положения тела в пространстве в заданный момент времени, была введена физическая величина, называемая перемещением .

Перемещение тела — это направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. Обратите внимание на то, что перемещение — величина векторная . Перемещение обозначается той же буквой, что и путь, только со стрелкой над ней. Как и путь, в системе СИ перемещение измеряется в метрах.

Основные выводы:

– Механическое движе ние — это изменение положения тел (или частей тела) в пространстве относительного других тел с течением времени.

– Траектория — это линия, которую описывает тело вследствие своего движения.

– Путь — это скалярная физическая величина определяемая длиной траектории, описанной телом за некоторый промежуток времени.

– Перемещением тела называют направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

– Материальная точка — это тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь.

– Движение любого тела рассматривается относительно какой-либо системы отсчета. Система отсчета — это система координат, тело отсчета, с которым она связана, и указание способа измерения времени.

Чем отличается путь от перемещения.

Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.

Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением.

При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.

Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.

Чтобы получить полное описание движения , нужно знать, в какой момент точка занимала то или иное положение на траектории. Описать движение можно:

-с помощью таблиц;

-графически;

-аналитически.

Положение материальной точки в пространстве и в произвольный момент времени можно определить, если ввести систему отсчета.

Система отсчета- совокупность тела отсчета, связанная с ним системой координат и часов.

- Какие системы координат вы знаете, приведите примеры? (одномерные , двухмерные, трехмерные).

Одномерные (движение автомобиля по прямой линии)

Двухмерные (движение шахматной фигуры в плоскости)

Трехмерные (полет мухи в пространстве)

Для описания движения тела нужно указать, как меняется положение точек с течением времени. При движении тела каждая его точка описывает некоторую линию- траекторию движения. (рукопись- это траектория пера).

Рассмотрим движение материальной точки М с координатами (х,у, z ) в момент времени t .

Совокупность координат х( t ), y ( t ), z ( t ) в момент времени t определяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки можно задать вектором r .

Радиус-вектор – вектор, соединяющий начало отсчета с положением точки в произвольный момент времени . (Радиус-вектор – это направленный отрезок, проведенный из начала координат в данную точку).

Закон (или уравнение) движения в векторной форме- зависимость радиуса- вектора от времени r ( t )

При движении материальной точки М ее координаты x,y,z и радиус-вектор изменяются с течением времени t.

Поэтому для задания закона движения материальной точки необходимо указать либо вид функциональной зависимости всех трех ее координат от времени:

либо зависимость от времени радиус-вектора этой точки Три скалярных уравнения (1.2) или эквивалентное им одно векторное уравнение (1.3) называются кинематическими уравнениями движения материальной точки.

Задания на закрепление изученного:

Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения тел:

а) трактор в поле;

б) вертолёт в небе;

г) шахматная фигура на доске.

Решение:. а) двухмерная;

Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения таких тел:

а) люстра в комнате;

в) подводная лодка;

г) самолёт на взлётной полосе.

Решение: а) двухмерную;

человек прыгает в высоту через перекладину

человек изготавливает деталь?

2 . Длина беговой круговой дорожки на стадионе 400 м. Определите путь и значение перемещения спортсмена, после того, как он пробежал дистанцию 800 м.

В. 2
1 . В каких случаях человека можно считать материальной точкой:

человек ест яблоко

человек перемещается из одного города в другой

2 . Мяч упал с высоты 10 м и отскочил от пола на высоту 2 м. определите путь, пройденный мячом и величину его перемещения.

В. 3
1 . В каких случаях поезд можно считать материальной точкой:

поезд ремонтируют в депо

поезд движется из Москвы во Владивосток

осуществляется посадка пассажиров

2 . Автомобиль проехал на восток 400 м, затем на запад 300 м. Определите путь и перемещение автомобиля.

В. 4
1 . В каких случаях автомобиль можно считать материальной точкой:

автомобиль движется из Мурманска в Ленинград

производится ремонт его двигателя

автомобиль участвует в ралли

2. Лыжник пробежал 5 км, вернувшись в точку старта. Определите путь и перемещение спортсмена.

VI .Домашнее задание. (1 мин)

Учебник физики п.3-8, вопросы

VII . Итог урока. (2мин)

Какие понятия мы сегодня рассмотрели?

Какие вы систем координат вы знаете?

Что такое траектория?

Что такое путь? В чем отличие пути от перемещения?

Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается и движется ли вообще стратостат. Чем это объясняется? ( отсутствием системы отсчета ).

Предварительный просмотр:

  • вспомнить понятия: механическое движение, материальная точка, траектория, путь; система отсчёта, перемещение;
  • изучить понятия: радиус-вектор, законы движения в векторном виде
  • научиться определять, когда тело можно принять за материальную точку; знать отличия траектории, пути и перемещения;
  • уметь самостоятельно организовать собственную деятельность
  • воспитать уважительное отношения к труду преподавателя

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки

  • Организационный момент. (3 мин)
  1. Построение. Рапорт
  2. Проверка готовности к уроку.
  • Мотивирование (7 мин)
  1. Кроссворд (по парам)
  2. Фронтальный опрос:

-С какими науками физика тесно связана? (со всеми)

-Какими путями добываются знания? (опыты, наблюдения, исследования)

Слайд№1 (тема урока)

Вот и мы с вами, благодаря нашим наблюдениям начнем изучение одного из разделов механики, ибо относящиеся сюда явления более просты, а также потому, что знание законов механики окажет нам существенную помощь при изучении других разделов.

Слайд№2-4 (концентрация внимания просмотром видеосюжета о движении животных)

Всё в мире находится в непрерывном движении, ничего остановившегося, застывшего нет. Даже смерть это движение. Если мы говорим о покое, то только относительном. Рассмотрим, что же такое механическое

Слайд№5 (определение механического движения)

Механическим движением тела называется изменение с течение времени его положения по отношению к другим телам.

Слайд№6 (основная задача механики)

Основная задача механики- определить положение тела в пространстве в любой момент времени.

- Приведите примеры механического движения. (например: движение людей, вода в реке, движение воздуха ит.д.)

-Перечислите виды транспорта, которые совершают движения? А вот почему, за счет чего, с помощью чего и как они движутся, мы будем изучать на последующих уроках физики.

-Двигаетесь ли вы , находясь в классе? (вы находитесь в классе в покое относительно Землю, но движетесь с ним вокруг Солнца. Например, поезд движется относительно деревьев, зданий, но пассажиры , находящиеся в нем, находятся в покое относительно поезда)

Слайд№7 (демонстрация видеосюжета об относительности движения)

Система отсчета №3

Нет абсолютно неподвижных тел.

Слайд№8 (демонстрация видео материальной точки)

Говорят, тело принимаем за материальную точку.

Материальной точкой называют тело, размерами которого в рассматриваемом случае можно пренебречь.

Слайд№9 (демонстрация видео траектории)

-Попробуйте самостоятельно сформулировать, что такое траектория, путь, перемещение.

IV. Усвоение знаний. (5 мин)

Слайд№10 (чем отличается путь от перемещения при просмотре видео)

  • Вопросы для фронтальной работы:
  • В чем отличия пути и перемещения?
  • Могут ли путь и перемещение быть одинаковыми?
  • Может ли путь быть меньше перемещения?
  • Вам указали величину перемещения космического корабля. Полную информацию вы получили при этом о его перемещении? Сможете ли вы его отыскать?
  • Работа с карточкой

Слайд№11-12 (определения понятий путь и перемещение)

Пройденное точкой расстояние, отсчитанное вдоль траектории, называется путем.

Чем отличается путь от перемещения.

  1. Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
  2. Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением.
  3. При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
  4. Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.

Длина траектории, описываемой телом за определённое время

Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением

Характер физических величин

Скалярная, т.е. определяется только числовым значением

Векторная, т.е. определяется числовым значением (модулем) и направлением

Зная начальное положение тела и путь l, пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в заданный момент времени t

Зная начальное положение тела и S за промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный момент времени t

l = S в случае прямолинейного движения без возвратов

Если траектория прямая, движение называют прямолинейным, если кривая – криволинейным.

Слайд№16 (способы описания движений)

Траектория движения указывает все положения, которые занимала точка, но, зная траекторию, ничего нельзя сказать о том, быстро или медленно проходила точка отдельные участки траектории. Чтобы получить полное описание движения , нужно знать, в какой момент точка занимала то или иное положение на траектории. Описать движение можно:

-с помощью таблиц;

Положение материальной точки в пространстве и в произвольный момент времени можно определить, если ввести систему отсчета.

Система отсчета- совокупность тела отсчета, связанная с ним системой координат и часов.

Слайд№23 (способы описания систем отсчета)

-Какие системы координат вы знаете, приведите примеры? (одномерные , двухмерные, трехмерные).

  1. Одномерные (движение автомобиля по прямой линии)
  2. Двухмерные (движение шахматной фигуры в плоскости)
  3. Трехмерные (полет мухи в пространстве)

Слайд№24 (демонстрация видео) Система отсчета №6-8

Слайд№25 (таблица систем координат)

Раздел механики, в котором движение изучается без исследования причин называют кинематикой.

Для описания движения тела нужно указать, как меняется положение точек с течением времени. При движении тела каждая его точка описывает некоторую линию- траекторию движения. (рукопись- это траектория пера).

Слайд№26-27 (рисунок точки М)

Рассмотрим движение материальной точки М с координатами (х,у,z) в момент времени t.

Совокупность координат х(t), y(t), z(t) в момент времени tопределяет закон движения материальной точки в координатной форме, тогда положение математической точки можно задать вектором r.

Радиус-вектор – вектор, соединяющий начало отсчета с положением точки в произвольный момент времени. (Радиус-вектор – это направленный отрезок, проведенный из начала координат в данную точку).

Закон (или уравнение) движения в векторной форме- зависимость радиуса- вектора от времени r(t) _ _

При движении материальной точки М ее координаты x,y,z и радиус-вектор изменяются с течением времени t.

Поэтому для задания закона движения материальной точки необходимо указать либо вид функциональной зависимости всех трех ее координат от времени:

либо зависимость от времени радиус-вектора этой точки

Три скалярных уравнения (1.2) или эквивалентное им одно векторное уравнение (1.3) называются кинематическими уравнениями движения материальной точки.

Слайд№30 ( кинематическое уравнение движения точки)

Просмотр примеров различных движений (Презентация)

Настрой на изучение механического движения

Повторение понятия механическое движение, знакомство с основной задачей механики

Повторение понятия механического движения
(Презентация)

Знакомство учащихся с основной задачей механики

Изучение понятия система отсчета

Знакомство с понятием относительность движения, с системой отсчета, повторение систем координат (Презентация)

Помощь в проектировании системы отсчета (видеопока)

Повторение понятия материальная точка

припоминание понятия материальная точка, примеры материальных точек

Помощь в припоминании понятия материальная точка (видеопоказ)

Повторение понятий траектория, путь;
Изучение понятия перемещение

Выполнение заданий по карточкам (повторение траектории, пути и введение понятия перемещение)
Ответы на фронтальные вопросы учителя

Помощь при затруднении

Индивидуальные карточки - задания

Выполнение заданий по карточкам

Оценивание выполненных карточек

Подведение итогов урока

V.Результативность работы (10мин)

Слайд№31 (самостоятельная работа обучающегося)
Индивидуальная карточка

Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения тел:

а) трактор в поле;

б) вертолёт в небе;

г) шахматная фигура на доске.

Решение: . а) двухмерная;

Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трёхмерную) следует выбрать для определения положения таких тел:

а) люстра в комнате;

в) подводная лодка;

г) самолёт на взлётной полосе.

Решение: а) двухмерную;

В. 1
1 . В каких случаях человека можно считать материальной точкой:

  • человек прыгает в высоту через перекладину
  • человек путешествует
  • человек изготавливает деталь?

2 . Длина беговой круговой дорожки на стадионе 400 м. Определите путь и значение перемещения спортсмена, после того, как он пробежал дистанцию 800 м.

В. 2
1 . В каких случаях человека можно считать материальной точкой:

  • человек кувыркается
  • человек ест яблоко
  • человек перемещается из одного города в другой

2 . Мяч упал с высоты 10 м и отскочил от пола на высоту 2 м. определите путь, пройденный мячом и величину его перемещения.

В. 3
1 . В каких случаях поезд можно считать материальной точкой:

  • поезд ремонтируют в депо
  • поезд движется из Москвы во Владивосток
  • осуществляется посадка пассажиров

2 . Автомобиль проехал на восток 400 м, затем на запад 300 м. Определите путь и перемещение автомобиля.

В. 4
1 . В каких случаях автомобиль можно считать материальной точкой:

  • автомобиль движется из Мурманска в Ленинград
  • производится ремонт его двигателя
  • автомобиль участвует в ралли

2. Лыжник пробежал 5 км, вернувшись в точку старта. Определите путь и перемещение спортсмена.

VI.Домашнее задание. (1 мин)

Слайд№32 (домашнее задание)

Учебник физики п.3-8, вопросы, изобразить дорогу из дома до колледжа, создать маршрутный лист

Цели урока: Ввести понятие путь, перемещение, траектория. На конкретном примере научить определять координаты движения тела, пройденный путь, перемещение.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК обучающихся для работы, электронная карта города БИС.

Домашнее задание прошлого урока:

  • количество шагов на каждом участке
  • время движения на каждом участке
  • среднюю длину своего шага

1. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Ежедневно вы прокладываете свой путь из дома в школу, из школы домой. Каждый день он может быть разным. С первого класса вас просили начертить безопасный маршрут из школы домой. А вы не задумывались, сколько вы прошли, в какой точке маршрута вы находитесь.

Сегодня на уроке мы дадим характеристику вашего безопасного маршрута из школы домой с помощью физических параметров, определим ваше положение в системе отсчёта “Школа – Дом”, определим, какой путь вы пошли, рассчитаем, на сколько вы переместились.

В результате получится графический проект, описанный с помощью принятых физических обозначений.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: для того чтобы выполнить проект необходимо вспомнить материал предыдущего урока.

Проводится с помощью теста на ПК, на котором обучающийся получает оценку. Приложение 1

3. Изложение нового материала.

Обучающиеся по новой теме составляют свой опорный конспект. Приложение 3

Учитель: На дом вам было задано построить свой безопасный маршрут из школы домой.

Чтобы описать ваш маршрут с помощью физических параметров движения необходимо эти параметры повторить и изучить новые.

Сегодня вы шли в школу оставляя следы на снегу, если соединить ваши следы с помощью линий то получится ломаная кивая - эта линия называется траекторией. Так как траектория является линией, то она не имеет направления, не имеет числового значения - это только линия.

Траектория может быть известна ещё до начала движения. Заранее рассчитывается траектория движения экспедиции, искусственных спутников Земли, ваш безопасный маршрут и т.д.

В зависимости от траектории движения могут быть прямолинейными (ракета при взлёте, сосулька с крыши) и криволинейном (теннисный, футбольный мяч, при ударе).

Траектория одного и того же движения различна в различных системах отсчёта. Например, для пассажира равномерно двигающегося поезда падающий в вагоне мяч двигается вертикально вверх, а для человека стоящего на перроне, тот же мяч двигается по параболической траектории.

Тогда можно задать вопрос: А чему же равна длина траектории и как её измерить?

Обучающиеся предлагают свои версии.

Вообще длина траектории - это путь.

Путь - не имеет направление, т.е. скалярная величина.

Если участки траектории прямолинейные, то путь равен сумме длин участков.

Если участки криволинейные, то изменение координат тела описывают с помощью такого понятия как перемещение.

Перемещение – векторная величина, т.е. кроме числового значения имеет ещё направление.

Обозначается на чертежах как направленный отрезок соединяющий начальное и конечное положение тела в пространстве.

Модуль перемещения и путь могут совпадать по значению, только в том случае, если тело движется вдоль одной прямой в одном направлении.

Зная начальное положение вектора перемещения тела, можно определить, где находится тело в любой момент времени и в каком направлении оно движется.

Разберём на примере: Лодка прямолинейно движется по реке из т. А в т. В.

А) В одномерной СО.

- тело поместить в СО (ось Х, т. О)

- чертим траекторию движения, для этого соединяем т. А с т. В

- определяем перемещение, для этого ставим направление движения от т. А к т. В

- опускаем перпендикуляры из т. А и т. В на ось Х и определяем начальную и конечную координаты тела т. А (…), т. В (…)

- определяем проекцию перемещения на ось Х (от конечной координаты отнимаем начальную координату).

В) В двухмерной СО

- тело поместить в СО (ось Х иY , т. О)

- чертим траекторию движения, для этого соединяем т. А с т. В

- определяем перемещение, для этого ставим направление движения от т. А к т. В

- опускаем перпендикуляры из т. А и т. В на ось Х и Y, определяем начальную и конечную координаты тела т. А (Х1, Y1), т. В (Х2, Y2)

- определяем проекцию перемещения на ось Х ,Y

4. Самостоятельная работа над проектом.

Учитель: берём своё домашнее задание и лист с заданием. По пунктам выполняем задание на своём проекте, заполняем поля. (Приложение 4) Проекты обучающихся с урока)

Поместить свой проект в СО

выбрать телом отсчёта Ш (школу)

провести оси координат

единичный отрезок осей соответствует масштабу чертежа

соединить начальное положение тела Ш (школу)

Поставить направление S и подписать

Найти проекцию вектора на оси Х, Y

зная длину одного шага выразить путь в метрах

определить перемещение S' =

Определить пройденный путь

зная длину одного шага выразить путь в метрах L =

Вопрос учителя: По электронной карте города БИС (Приложение 5, у автора) у вас S и S' не совпадает почему?

Ответы обучающихся: S' получается больше т.к.

- дома и строения не материальные точки

- у нас длина шага средняя, не точная

- ошибки при построении маршрута

Учитель: Давайте повторим физические понятия пройденные на этом уроке. (Приложение 6)

Отв.: 1, 2, 6, 10, 7, 8, 11,1 2.

5. Подведение итогов, домашнее задание.

Повторить понятие средней скорости, считая движение равномерным, зная количество шагов и время движения на каждом участке, рассчитать вашу среднюю скорость.

Читайте также: