Физическая карта рб конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Что мы с вами пожелали гостям, когда поздоровались? (здоровья) Давайте тоже возьмёмся за руки, и передадим тепло своих ладошек друг другу. Потеплело? Тогда начнём. Готовы? Сегодня у нас очень интересное занятие.

Жура-жура-журавель, облетел он сто земель. Облетел, обходил, крылья ноги натрудил. Мы спросили журавля: - где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: - лучше нет родного края!

Мы живем в огромной прекрасной стране. Как и у человека, у страны есть имя. Давайте вспомним, как называется наша страна? (РБ)

Беларусь - красивое, светлое имя у нашей страны. Говорят, что своё название она получила от красоты окружающей природы, от большого количества снега, который у нас выпадает зимой, от преобладания белого цвета в одежде белорусов, от того, что люди, которые здесь живут светловолосые и светлоглазые

Посмотрите на карту мира (слайд 2 – карта мира, это только её часть. На ней разными цветами обозначены страны. А в какой стране живём мы с вами? Можете ли вы найти нашу страну на этой карте?

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

(дети показывают РБ на карте)

Если мы живём с вами в РБ, значит мы с вами (белорусы). Белорусы народ дружелюбный и гостеприимный. С какими странами дружит наша Беларусь? Кто знает наши соседние государства?

(слайд 3 – карта РБ и её соседи) (воспитатель называет соседей РБ)

Мяжуе з Польшчай, Украінай, Расіяй, Латвіяй, Літвой. Твой родны край, твая Айчына – жыццё тваё і гонар твой. І ты яе запомні імя, як неба, сонца і зару. Твая зямля, твая Радзіма названа светла – Беларусь. (Ю. Свірка)

У всех стран есть главные города.

Как называется самый главный город нашей страны? Наша столица РБ? (Минск)

Давайте вспомним государственные символы РБ. Это (герб и флаг). А помните ли вы, как они выглядят?

Назовите цвета нашего флага

Давайте теперь найдём наш герб, под каким номером он находится? (слайд 6 – герб РБ). Вспомнили как, он выглядит, из каких элементов состоит и, что они обозначают? Мы с вами недавно уже с ним знакомились.

Давайте вспомним, сколько в нашей Республике областей (6) слайд 7 - области

(дети садятся на стульчики) Скажите мне, если бы к нам приехал гость из другой страны, чтобы вы хотели ему рассказать о нашем областном центре, о нашем Витебске? О чём? (какой он красивый, большой, светлый)

(Стук в дверь, вносят куклу).

А вот и наш гость! Возьмём нашу гостью с собой на экскурсию?

Итак, отправляемся в путь (звук паровоза!

Поезд наш по рельсам мчится.

Дружно смотрим мы в окно,

Поезд наш остановился.

Вышли все мы из него.

1) (слайд 8 - Вокзал) Посмотрите, что это за здание, кто знает? Железнодорожный вокзал, почему он так называется? (люди, которые приезжают в наш город, попадают сразу на вокзал, поэтому можно сказать, что вокзал – это ворота нашего города, вход, дверь в город) Посмотрите, какой он большой и красивый. Первое здание вокзала станции Витебск было построено более 150 лет назад. В ходе Великой Отечественной войны старое здание вокзала было полностью разрушено, современный был построен уже после войны и много раз перестраивался. Сейчас введено новое здание пригородных касс, в котором также имеется буфет, отделение банка и парикмахерская. В основном здании вокзала работают два панорамных лифта. Перроны и переходный мост накрыты навесами (слайд 9 - перрон, чтобы люди не промокли во время дождя, когда выходят с поезда с сумками. Но так было не всегда. Сейчас вы увидите фотографию, каким вокзал был раньше, когда я училась в школе (слайд 10 – вокзал)

3) ребята, а вы занимаетесь спортом? А для чего нужно заниматься спортом? Помните, наша Саша с Лизой на гимнастику в город ездили, сейчас Злату родители возят заниматься. (слайд - 13 Ледовый Дворец). Посмотрите на это красивое здание, может кто-то знает, как оно называется? (Ледовый дворец спорта). Почему он так называется, давайте подумаем? (там есть лёд, на льду проводят соревнования, игры). Какие виды спорта на льду вы знаете (хоккей, фигурное катание? Вот как занимаются спортом люди в ледовом дворце (слайд 14).

А вы хотите быть сильными и здоровыми? Спортивная игра или упражнение

4) наверное, все люди любят отдыхать и развлекаться? А как вы думаете, куда в городе можно пойти отдохнуть после работы, в выходной день, с детьми сходить? (в кино, музей, на концерт) (слайд 15- театр) Это Витебский драматический театр имени Я. Коласа (знаете уже, что это наш белорусский поэт и писатель). В театре показывают спектакли (инсценировки).

Я буду называть предметы на белорус. языке, а вы должны найти и показать их на картинке, а затем перевести на русский язык.

5) (слайд 17 Три штыка) А кто знает, как называется это место? Может кто-то там был с родителями?

Мемориальный комплекс "Три штыка" В Витебске, в котором запечатлен бессмертный подвиг народа. Три штыка величественно возвышаются над городом, напоминая горожанам вновь и вновь о прожитых суровых годах и о великой Победе. Сегодня мемориальный комплекс "Три штыка" является главным украшением площади Победы в Витебске. Издалека трудно не заметить три суживающихся кверху 56-метровых штыка. А под ним, (слайд 18) на символичном постаменте (т. е. на возвышенности) в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти мужеству горожан и всего советского народа. Особенно красив комплекс в вечернее время, когда на город спускаются сумерки (слайд 19). В свете ночных огней мемориал выглядит еще более торжественно. Бесспорно, в Витебске много достопримечательностей, и говорить о них можно бесконечно долго. Но все же есть в городе сооружение, которое, пожалуй, является главным достоянием культуры Витебска (слайд 20 – памятник). Это мемориальный комплекс "Освободителям Витебска - советским воинам". Рядом с мемориалом, в парке Победителей, устроена Аллея воинской славы (слайд 21 – аллея) с экспозицией из 13 единиц боевой техники, большая часть из которых — времён Великой Отечественной войны. Это огромный комплекс и каждому элементу отведен свой особый смысл, - будь то площадь, парк, скульптурные композиции или же бассейны со струящейся водой.

- наш город к праздникам украшают шарами, флагами, праздничной иллюминацией - т. е. освещение такое, значит он какой? (праздничный) - а ночью, когда мы спим, наш город какой? (ночной) - а сейчас какая у нас пора года с вами? Значит наш город (зимний) - мы очень любим наш город Витебск, значит он какой? (любимый) - я люблю свою страну, потому что… - мне нравится жить в деревне, потому что …. – я хочу жить в городе, потому что …. - люди уважают героев войны, потому что…

К сожалению, наше путешествие подходит к концу.

Нам нужно возвращаться назад, в наш детский сад, а повезет нас туда замечательный автобус.

Автобус везёт ребят в детский сад.

И каждый ребёнок тому очень рад.

Автобусы в городе очень нужны,

Для всех пассажиров они так важны!

- Наше путешествие подошло к концу. Давайте ещё раз вспомним, что такое Родина? (Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна, наша страна, которую мы очень любим).

Ребята, давайте вспомним пословицы о Родине:

- Родина любимая, что мать родимая. – Где родился, там и пригодился - Человек без Родины, что соловей без песни. - На чужой сторонушке и весна не красна. - Жить – Родине служить - Одна у человека мать - одна и Родина! - Береги землю любимую, как мать родимую. - Кто за Родину горой - тот истинный герой.

Спросим у нашей гостьи, понравилась ли её наша экскурсия? Я думаю, она ещё не раз приедет к нам в гости, чтобы узнать что-нибудь новое и интересное. А вам? Что вам понравилось больше всего в нашей экскурсии?

Тема урока: Географическое положение Республики Башкортостан.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы и формы учебной деятельности:

Фронтальная работа по определению географического положения Республики Башкортостан.
Беседа на основе анализа карт различного содержания, учебных картин.
Составление таблицы.
Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

Цели и задачи урока:

1. Изучить главные черты географического положения Республики Башкортостан.

2. Развивать умения и навыки характеризовать географическое положение.

3. Закрепить умения и навыки школьников вычислять географические координаты.

4. Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания.

5.Воспитывать чувства любви к родному краю и гордости за нее.

Опорные знания и умения. Понятие “географическое положение”, особенности географического положения России, умение определять географические координаты объектов на карте и высчитывать расстояние в градусах и километрах вдоль параллели и меридианов.

Оборудование: политико-административная карта России, физическая карта Республики Башкортостан, рабочие тетради по географии Республики Башкортостан, атлас Республики Башкортостан, рисунки и картины с видами природных объектов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

1.Вступительное слово учителя. Взгляните на карту. Вот древний кряжистый Урал. Он соединяет воедино две части света - Европу и Азию. Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор и равнин Предуралья и Зауралья. Площадь Башкортостана-143,6 тысяч квадратных километров.

(Отрывок из стихотворения народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима).

Взгляни на глобус:
Вот он шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же - Великая Россия-
Так зелена, так высока!

Писатель Р.Г.Хакимов писал, что на карте он более всего напоминает сердце. Действительно, наш край, словно сердце, мерно бьется в сплетении магистралей дорог и трубопроводов.

Найдите на карте России территорию нашей республики. Она расположена в умеренном поясе на востоке Русской равнины и на Южном Урале. [ Республика Башкортостан на карте России]

2.Вспомните план характеристики географического положения объекта.

а) положение по отношению к экватору;
б) положение по отношению к нулевому меридиану;
в) положение на материке, части света;
г) положение по отношению к морям и океанам;
д) положение к крупным физико-географическим объектам;
е) границы Республики Башкортостан;
ж) координаты крайних точек;
з) протяженность в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток;
к) положение в тепловом поясе и природных зонах;
л) оценка географического положения для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Географическое положение Башкортостана определяет благоприятные для человека природные условия, что способствует развитию его экономики, природным условиям. Территорию нашей республики можно разделить на западный, горный Башкортостан и Башкирское Зауралье. Они хорошо выделяются на физической карте по характеру рельефа. [Физическая карта Республики Башкортостан. Просторы родного края.]

Западный Башкортостан Горный Башкортостан Башкирское Зауралье
Географическое положение Расположен в пределах Русской равнины. Охватывает Южный Урал. Протянулась узкой полосой вдоль восточных границ республики к востоку от Уральских гор.
Природные условия Наиболее благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности, территория республики. Менее благоприятная для развития сельского хозяйства промышленности. Более благоприятная по сравнению с Южным Уралом.
Население Здесь проживает основная часть населения республики. Освоено слабо. Лучше освоено человеком по сравнению с Южным Уралом.

1. Рабата с картами и атласами. Беседа. [Карта Республики Башкортостан и Альшеевский район на карте Республики Башкортостан]

-найдите на карте России Республику Башкортостан;

-назовите и покажите на карте, с какими субъектами Российской Федерации граничит Республика Башкортостан;

-определить расстояние до ближайшего моря;

2. Практическая работа. По ходу объяснения нового материала учащиеся одновременно выполняют работу по контурной карте Республике Башкортостан.

Задание 1. Обведите красным цветом границы Республики Башкортостан.

Задание 2. Отметьте звездочкой крайние точки, подписать их географические координаты.

Северная-56° 31' с.ш. 54° 31' в.д. к северо-западу от деревни Байсарово Янаульского района.

Южная-51° 34' с.ш.; 57° 12' в.д. к юго-востоку от деревни Кужанак Зианчуринского района.

Западная-55° 07' с.ш.;53° 08' в.д. к юго-западу от деревни Ивановка Баклинского района.

Восточная-54° 52' с.ш.; 60° 00' в.д. к северо-востоку от станции Устиново Учалинского района.

Задание 3. Подпишите названия пограничных субъектов Российской Федерации, с которыми граничит наша республика: на западе Республика Татарстан, на севере Пермский край и Свердловская область, на востоке Челябинская область, на юге и юго-востоке Оренбургская область, реки Урал, Кама, Белая, Дема.

Задание 4. Определите протяженность в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток.

- с севера на юг по меридиану 57° 20' в.д. - 524 км.
- с запада на восток по параллели 54° 15' с.ш. - 414 к.
- максимальная протяженность по азимуту 152° 00' - 590 км.

Одним из форм закрепления изученного материала может быть выполнение заданий краеведческого характера. Например: дайте характеристику географического положения своего района. [Карта Альшеевского района. Село Раевский с высоты птичьего полета.]

Для проверки усвоения нового материала можно предложить ответить на вопросы теста.

1.Площадь Республики Башкортостан равна:

а) 143,4 тыс. кв. км;
б) 143,6 тыс. кв. км;
в) 17,1 млн. кв.км.

2. По каким рекам проходит граница Республики Башкортостан:

а) по Белой;
б) по Деме;
в) по Уфе.

3. Самая длинная граница Республики Башкортостан с:

а) Свердловской областью;
б) Челябинской областью;
в) Пермским краем.

4. Наибольшей ширины Южный Урал достигает на широте:

а) г. Уфы;
б) г. Стерлитамака;
в) г. Мелеуз.

1. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)

2.Покажите по карте, какие объекты были упомянуты на уроке? (Учащиеся показывают географические объекты).

Повторить учебный материал. Подготовить характеристику географического положения Альшеевского района.

Цель: формирование представлений о строении поверхности территории Беларуси и основных типах рельефа, систематизация и закрепление знаний о факторах формирования рельефа.

Организовать деятельность учащихся по формированию представления об особенностях рельефа Беларуси; углублению знаний о факторах рельефообразования, формированию понятий об основных типах рельефа, значение рельефа, формирование единичных понятий об особенностях формирования и строения форм и элементов рельефа Беларуси; усвоению понятий: холмисто-моренный, моренный, водно-ледниковый, озерно-ледниковый, озерно-аллювиальный, лессовый тип рельефа, понятие морена, изучить причинно-следственные связи между тектоникой и рельефом.

Развивать умения анализировать тематические карты.

Содействовать умению общаться, задавать вопросы и уметь отвечать на них.

Программное содержание: строение поверхности. Факторы формирования рельефа. Генетические типы рельефа. Основные возвышенности, равнины и низины, их размещение, условия образования, характеристика. Влияние деятельности человека на изменение рельефа. Хозяйственное значение рельефа.

Основные понятия: генетический тип рельефа.

Требования к результатам обучения: Учащиеся должны

Знать

Основные формы рельефа и генетические типы, факторы формирования рельефа

Уметь

Характеризовать основные формы рельефа и их размещение

Называть и показывать элементы рельефа: Белорусская, Браславская, Мозырская, Свенцянская, Копыльская гряды; Оршанская, Ошмянская, Волковысская, Витебская, Городокская, Гродненская, Минская, Новогрудская возвышенности; Оршанско-Могилевская, Лидская, Прибугская, Центральноберезинская равнины, Загородье; Нарочано-Вилейская, Неманская, Полесская, Полоцкая, Приднепровская низменности.

Тип, вид урока: комбинированный. Составление кластера на этапе изучения нового материала

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебное пособие, физическая карта РБ, контурные карты, атласы.

Организация начала урока.

Всесторонняя проверка домашнего задания.

Дать общую оценку минеральным ресурсам Беларуси.

Охарактеризуйте различие полезных ископаемых в зависимости от их происхождения.

Охарактеризуйте различие полезных ископаемых в зависимости от их использования.

Дать оценку а) горючим, б) металлическим, в) неметаллическим г) жидким полезным ископаемым.

Дать характеристику основным типам четвертичных отложений.

Месторождения полезных ископаемых Беларуси преимущественно связаны с:

а) с магматическими породами;

б) с осадочными породами;

в) с метоморфическими породами.

Среди полезных ископаемых в Беларуси разрабатываются:

а) химическое сырье;

б) рудные полезные ископаемые;

в) горючие полезные ископаемые.

В недрах Беларуси имеются большие запасы:

а) глауберовой соли;

в) калийной соли.

Месторождения калийной соли находятся в границах:

а) Белорусской антеклизы;

б) Полесской седловины;

в) Припятского прогиба.

С разведанных месторождений каменной соли разрабатывается:

Для производства цемента используется:

а) только мергель;

б) только глина и песок;

в) мел, глина и песок.

В настоящее время торф используется преимущественно как:

а) органическое удобрение;

б) химическое сырье;

Разнообразными полезными ископаемыми обеспечена:

а) Центральная Беларусь;

б) Южная Беларусь;

в) Северная Беларусь.

Почему на юго-востоке страны, а не в центре, добывают нефть? Ответ обоснуйте.

Какой минеральный ресурс и почему дает нашей стране значительную прибыль?

Изучение нового материала

Актуализация.

1. В результате, каких процессов сформировался рельеф Беларуси?

2. Какую пользу дают знания о рельефе своей страны?

3. Есть ли горы в Беларуси?

Аккумулятивной деятельностью покровного оледенения сформирован рельеф и в Беларуси, и на севере Северной Америки. Однако в Северной Америке потоки талых ледниковых вод вслед за отступающим ледником текли к северу, а в Беларуси – к югу, прорывая цепи конечных морен. Аккумулятивные формы рельефа в Северной Америке ими были размыты и сглажены, а в Беларуси – наоборот, еще больше расчленены. Уклон поверхности, определявший направление потоков, обусловлен тектоническими процессами: они по-разному проявлялись на Северо-Американской и Русской платформах. Поэтому ледниковый рельеф – его формы, абсолютные и относительные высоты, распределение по территории и т.д. – этих регионов сильно различается.

1. Какие черты рельефа характерны для равнинных территорий?

2. Какие факторы оказывают влияния на формирование рельефа? ( эндогенные и экзогенные - работа временных и постоянных текущих вод, карстовые процессы, деятельность ветра, физическое выветривание ).

3. Что такое абсолютная и относительная высота поверхности?

Изучение нового материала.

Абсолютная высота – высота любой точки земной поверхности над уровнем моря (океана).

Относительная высота – превышение одной точки земной поверхности над другой.

Равнины – обширные участки земной поверхности с незначительными колебаниями относительных высот (не более 200 м). По характеру поверхности бывают плоскими и холмистыми, по абсолютной высоте представлены низменностями, возвышенностями и плоскогорьями. Низменность – равнины с абсолютной высотой до 200 м. Возвышенности – равнинные участки суши с абсолютными высотами от 200 до 500 м.

Общая характеристика строения поверхности Беларуси

Познавательная задача: определить доли возвышенностей, низменностей, равнин, самой низкой и высокой точек, средней высоты территории страны над уровнем моря.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выполняют задания учителя на этапе перехода изучения нового материала. Рассматривают рисунки учебного пособия, анализируют карты атласа. Выполняют задания на контурной карте.

Территория Беларуси расположена на Восточно-Европейской (Русской) равнине. Для нее характерен равнинный рельеф. Средняя абсолютная высота поверхности составляет 160 м над уровнем моря. Минимальная – 80 м – на северо-западе в долине р. Неман на границе с Литвой. Максимальная – 345 м – г. Дзержинская на северо-западе Минской возвышенности.

Поверхность равнины имеет разный характер: в рельефе сочетаются возвышенности (выше 200 м) с относительными высотами от 20-30 до 150 м, равнины ( H 150-200 м) и низменности ( H до 150 м).

Работа с картой

Составление кластера

Восточно-Европейская (Русская) равнина

min – 80 м – на северо-западе в долине р. Неман на границе с Литвой

max – 345 м – г. Дзержинская на с-з Минской возвышенности

отн. h – 10-40 – 150 м

Зависимость строения поверхности территории от геологического строения

Познавательная задача: доказать, что рельеф Беларуси отражает особенности тектонического строения ее поверхности.

Возвышенности, равнины и низменности образуют орографический рисунок, в целом повторяя распределение крупных выпуклых и вогнутых элементов поверхности кристаллического фундамента.

Формы рельефа, повторяющие формы рельефа фундамента, являются унаследованными, а формы рельефа не соответствующие формам рельефа фундамента, - обращенными.

Самая значительная положительная форма рельефа – Белорусская гряда – соответствует Белорусской антеклизе фундамента. Обширная Полесская низменность – Припятскому прогибу и Подлясско-Брестской впадине.

Формы рельефа, повторяющие формы рельефа фундамента, являются унаследованными, а формы рельефа не соответствующие формам рельефа фундамента, - обращенными.

Работа с картой – сопоставьте физическую и тектоническую карты.

Установите связь между рельефом и геологическим строением.

Тектонические структуры

Соответствующие формы рельефа

Унаслед./обращ. формы рельефа

1. Латвийская седловина

2. Белорусская антеклиза

Белорусская гряда

Минская, Ошмянская возвышенности;

Нарочано-Вилейская, Неманская, Полоцкая низины

3. Оршанская впадина

Оршанская, Витебская возвышенность

4. Припятский прогиб

Полесская низменность

Факторы формирования рельефа

Познавательная задача: определить основные факторы формирования рельефа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Характер современной поверхности Беларуси и ее орографический рисунок – это не только, с одной стороны, отражение эндогенного фактора - тектонического строения, но, с другой стороны, экзогенного фактора - следствие действия гораздо более поздних рельефообразующих процессов: своеобразие проявления деятельности покровного ледника и современные рельефообразующие процессы.

На территории Беларуси представлены формы рельефа, созданные непосредственно ледником в результате его аккумулятивной (моренные равнины и конечно-моренные возвышенности) и эрозионной деятельности, а также формы рельефа, созданные деятельностью талых вод ледника…

С деятельностью древних и современных водных потоков связано образование оврагов, прирусловых валов и стариц, берегов рек. Деятельность ветра и водных потоков в основном на юге привела к появлению песчаных дюн.

Основные процессы орогенеза

Орогенез – процесс рельефообразования.

Работа с текстом, словарем географических терминов и понятий, иллюстративным материалом учебного пособия. Определение и характеристика факторов формирования рельефа.

Определение влияния антропогенного фактора.

Познавательная задача: усвоить влияние деятельности человека на формирование поверхности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Особенностью современного рельефообразования является усиление рельефообразующей роли человека. Она проявляется двояко. Во-первых, прямо: в процессе своей хозяйственной деятельности человек, разрушая естественные, созданные природными процессами, формы рельефа, создает на их месте новые (например, выравнивает поверхность под застройку или создает насыпи для прокладки дорог и т.д.). Такие формы рельефа – карьеры, отвалы, дамбы, терриконы – называют техногенными ( рисунок учебного пособия ) . Гораздо шире проявляется антропогенный фактор косвенно: изменяя характер растительности, применяя технологии обработки почвы, регулируя сток рек, уровень грунтовых вод и т.д., таким образом, направляя свою деятельность не на рельеф, а анна другие компоненты природного комплекса, человек через них регулирует естественные процессы рельефообразования. Например, при вырубке лесов на обнаженных поверхностях вода атмосферных осадков уже не поглощается растительностью, а в большом объеме, не успевая просачиваться вглубь, стекает по склону. В результате усиливается сток, а на склонах – поверхностный смыв, т.е. активизируются эрозионные флювиальные и склоновые процессы. Антропогенный фактор, внедряясь в комплекс взаимосвязанных природных процессов, проявляется очень сложно; часто его результат невозможно спрогнозировать, и он настолько нарушает природное равновесие, что может оказаться необратимым.

Заслушивание докладов учащихся о техногенных формах рельефа

Основные типы рельефа

Определение основных типов рельефа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Перечисленные выше факторы приводят к формированию в Беларуси разных типов рельефа.

Самым значительным положительным ледниковым образованием является холмистый моренный рельеф . Наиболее характерные для него формы рельефа - это разные по высоте моренные холмы ( рисунок учебного пособия ). Они представляют собой системы холмов или гряд неправильной формы с крутыми склонами (более 25°) и выпуклыми вершинами. Сложены они мореной – несортированным разнообломочным материалом рыжего цвета (смесь песка, гравия, глин, суглинков, в которой велик удельный вес крупных фракций - валунов).

На их склонах образуются ложбины стока (достаточно глубокие 140-160 м, по которым во время оледенения ледниковые воды стекали на юг), которые после исчезновения ледника определили направление течения современных рек – в понижениях образуются долины рек и озерные котловины (при отступлении ледника скапливалась талая вода, до сих пор, особенно в северной части, сохранилось огромное количество озер).

В зависимости от времени формирования выделяют возвышенный моренный рельеф поозерского, сожского и днепровского возраста.

Самые древние конечно-моренные возвышенности днепровского возраста встречаются только на Полесье. Грядово-холмистый рельеф сожского возраста распространен в центральных районах республики. Формы рельефа в этих регионах сглажены эрозионными процессами. Возвышенности поозерского возраста характеризуются лучшей сохранностью первичных форм рельефа, крутыми склонами, наличием озерных котловин.

Среди моренных холмов встречаются формы, образование которых связано с деятельностью талой воды, скапливавшейся на поверхности ледника ли стекавшей по ней. Сезонные колебания температур приводили к протаиванию на поверхности ледниковой толщи западин, в которых образовывались озера. На их дне слоями накапливались обломочные породы – мелкозернистые пески, глины, гравий. После того, как ледниковый покров полностью растаял, отложения этих озер осадились на моренные толщи, образовав холмы – камы - округлые холмы правильной формы с выраженной слоистостью материала.

По происхождению камы относят к водно-ледниковым образованиям. Камы могут располагаться группами или поодиночке, представлять вершину моренной возвышенности. Форма кама – округлая, с крутыми склонами (40-60°) и куполообразной вершиной, относительная высота 40-50 м. В геологическом строении кама четко прослеживается слоистость разнообломочного (от глин до валунов) материала.

Донные морены заполнили неровности первичного рельефа и после отступления ледников образовали моренные равнины . Они распространены на севере и в центральных районах страны и характеризуются пологоволнистой поверхностью.

На севере Беларуси на месте приледниковых озер (где скапливались и застаивались талые воды отступающего ледника) после отступления поозерского ледника (поступление талых вод прекратилось, озера обмелели, сократили свою площадь, сохранивших в наиболее пониженных участках поверхности) сформировались озерно-ледниковые низменности с плоским рельефом ( рисунок учебного пособия ). Преобладающие абсолютные отметки поверхности здесь 130-140 м, однако при этом рельеф расчлененный – относительные высоты колеблются от 20 до 60 м за счет круто возвышающихся над низинами камов, моренных холмов и озов. Поверхность озерно-ледниковых равнин сложена плотными слоистыми глинами и суглинками, пылеватые частицы которых медленно осаждались в малоподвижной водной массе ледниковых озер.

Значительную часть поверхности территории Беларуси представляют формы, образованные деятельностью талых ледниковых вод. Наиболее обширные – водно-ледниковые (флювиогляциальные) равнины. Они создавались потоками вод, вытекавшими из-под тающего края ледника. Объем воды, переносимый потоком, и его скорость с удалением от края ледника убывали; соответственно менялся состав и объем переносимого потоком материала. Это отразилось в характере сформированной поверхности. Ближе к краю ледника она волнистая: это сочетание конусов выноса водно-ледниковых потоков, откладывавших здесь грубый песчаный и песчано-гравийный материал. Далее к югу поверхность становится плоской, сложенной мелкозернистыми песками. Такие водно-ледниковые равнины – с плоской поверхностью, сложенные песками, получили название зандров, или зандровых равнин (от немецкого Sand – песок) . Мощность покрова зандровых равнин небольшая, поэтому он не скрывает неровностей, образованных более ранними геологическими процессами. Над плоской поверхностью выступают невысокие моренные возвышенности днепровского и более давних оледенений, реликтовые карстовые воронки заняты озерами, ложбины стока направлены по древним долинам рек и заняты долинами рек соверменных. Пологоволнистая поверхность (относительные высоты 2-3 м) на севере при движении к югу становится все более плоской, и ее абсолютные отметки плавно снижаются с 200 до 145 м.

В результате деятельности древних и современных водных потоков на Полесье сформировались озерно-аллювиальные и аллювиальные низменности . Плоский рельеф в их пределах осложняется наличием стариц и дюн . Образование последних связано с деятельностью ветра и водных потоков на песчаных отложениях.

( По мере стаивания ледяных покровов поверхность, освобождавшаяся от льда и его талых вод, попадала под непосредственное влияние рельефообразующих процессов, сменявших на освобождавшихся пространствах ледниковые и водно-ледниковые. Набор этих процессов определялся климатическими условиями, устанавливавшимися на освобожденной от ледника территории, а они не оставались неизменными. Климат голоцена способствовал тому, чтобы на освободившейся от влияния ледника поверхности главной рельефообразующей силой стала вода.

В формировании рельефа территории Беларуси в течение последних 10 тыс. лет были задействованы почти все экзогенные процессы, в которых может участвовать вода: работали реки, временные потоки, подземные воды, водная масса озер, болот. Распределение процессов по территории и интенсивность их проявления регулировались рельефом, геологическим строением, растительным покровом.

На низменностях преобладала аккумулирующая работа. Здесь рельеф сглаживался: приносимый реками материал – аллювий – выстилал днища, затем склоны; при высоком уровне грунтовых вод или избытке атмосферной влаги низины заболачивались, в болотах постепенно нарастал слой торфа. Расширялись аллювиальные и озерно-аллювиальные заболоченные равнины.

Водно-ледниковые, зандровые и аллювиальные равнины сложены рыхлыми песками. Это, а также более засушливый климат юга и юго-востока республики, предопределило проявление здесь эоловых процессов. Под действием ветра песчаный материал сносится с выровненных, слабонаклоненных и не закрепленных растительностью поверхностей и переоткладывается, образуя дюны, холмы и гряды перевеваемых песков. )

Составление кластера

Основные типы рельефа:

холмисто-моренный ( рисунок учебного пособия ),

камы - округлые холмы правильной формы с выраженной слоистостью материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить самостоятельно поставить цель, определить путь познания, продолжить работу над умением выделять главное в тексте учебника, уметь анализировать различные тематические карты. Осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий

Использовать географические карты, уметь выделять, описывать главные признаки объектов и явлений

Организация образовательного процесса

С биологией (животный и растительный мир)

Умение составлять презентации на заданную тему, уметь анализировать и находить причино-следственные связи по изучаемой теме

Работа с картами атласа и интерактивной картой, текстом учебника

Интерактивные карты, компьютер, атласы, учебники, видео, презентация, опережающие задания на карточках

Технология изучения темы

Работа с Цорами

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация класса

Актуализация знаний

Направление деятельности учащихся

Определить о какой стране идет речь

Проверка домашнего задания

Работа с презентацией

Демонстрация видео фрагмента о Белоруссии

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, картами атласа, интерактивной картой

Анализ работы учеников по образовательным ресурсам

Выявление связи природных зон с климатом, работа с картой учебника, доклады учеников, получившим опережающие задания по описанию заповедников Белоруссии

Закрепление изученного материала

Выводы о своеобразии природы Белоруссии, о сходстве и различии нашей страны с пограничным государством, заповедных местах. Взаимооценивание учениками работы на уроке.

Подведение итогов.

Самооценка и самоанализ работы ученика

Тема. Природа Белоруссии.

Тип урока: комбинированный

Цели: создать условия для ознакомления с особенностями природы страны Белоруссия и выявления связей между климатическими особенностями и природными зонами, особенности жизни населения

Личностные: осознание целостности природы

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение как осмысление цели чтения

Регулятивные- составление плана и последовательности действий

Коммуникативные- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Задачи: познакомиться с природой Белоруссии, выявить взаимосвязь климата и природных зон, знакомство с бытом и праздниками белорусов. Характерные особенности заповедных мест страны.

Оснащение урока; мультимедиа, Видео, презентация, запись песен,учебники, атласы, рабочие тетради

I. Организационный момент:

II. Актуализация знаний:

Звучит запись песни о Белоруссии

О какой стране поется в песне?

Какие вы услышали новые слова?(Полесье, жнивье, аист и т.д)

Изучение нового материала

Записываем тему в тетрадь.

Мы сделаем краткий обзор особенностей природы, чтобы больше узнать о стране, которая имеет с нами общую границу на западе.

Знакомится со страной мы будем по типовому плану.

(План в приложении учебника)

Внимательно посмотрите на карту.

Где располагается Белоруссия? Какую карту нужно анализировать, чтобы определите ее границы.

Белоруссия - государство, находящееся в Восточной Европе.

Население – 10,3 млн. человек. Столица - Минск

Государственный язык - белорусский и русский.

Подавляющее большинство населения составляют белорусы. Кроме них здесь ещё проживают русские, поляки, украинцы, поляки и другие народы.

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) погиб каждый четвертый житель страны.

Опережающие задания учеников.

(презентация о Белоруссии, рассказ учеников о стране об атрибутике Белоруссии)

Обозначают границы на контурной карте. Один ученик подписывает названия пограничных государств, используя интерактивную карту

Внимательно посмотрите на карту и определите характер рельефа Белоруссии.

(Рельеф Белоруссии в основном, равнинный. Низменные участки чередуются с холмистыми. )

Какими полезными ископаемыми богата страна?

( Среди полезных ископаемых здесь находятся большие залежи торфа,

калийной соли, поваренной соли. Есть запасы железной руды, нефти и газа. )

От чего зависит особенность природы любой местности?

(Зависит от географического положения, от взаимосвязи природных комплексов)

Сейчас мы с вами и познакомимся с этими особенностями, используя информацию карт и текста учебника.

(Умеренный климатический пояс, тип климата морской. Благодаря западному переносу воздушных масс с Атлантики, зима мягкая, осадки постоянные. Ближе к востоку климат меняется, становится суше, температура ниже и количество осадков уменьшается. Из-за обилия осадков в Белоруссии много рек и озёр.

Пользуясь физической картой, покажите реки Белоруссии

(Главные реки Белоруссии Западная Двина, Неман, Днепр.)

В какой природной зоне располагается Белоруссия? Что влияет на особенности природы?

(Область смешанных и широколиственных лесов зависит от особенностей климата этой зоны.)

Северная часть страны из-за большого количества озер называется Поозёрьем. На юге страны много болот – эти края называют Полесьем

Белоруссия – лесной край

Опишите растительный и животный мир этой природной зоны, используя карты атласа

(Записывают в тетрадь, работая по 2 человека)

Хозяйство: Белоруссия обладает развитым хозяйством. Ведущими отраслями промышленности в республике являются: машиностроение, химическая, военная деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая.

На равнинных территориях растет много сочной травы, что способствует развитию животноводства. Продукция этой отрасли славится своими вкусовыми качествами далеко за пределами Белоруссии. Белорусы занимаются земледелием.

Выращивая картофель, белорусы умеют приготовить из него множество различных блюд. Белоруссия – край развитого сельского хозяйства. Особенно выделяются, высоко развиты молочное и мясное животноводство, картофелеводство и льноводство. Картофеля белорусы сажают много. Он идёт в пищу, на корм скоту и переработку (спирт и крахмал). Белорусы очень любят картофель, они его называют бульбой. Из него они могут приготовить 100 различных блюд. Картофель у белорусов – первый хлеб. На севере страны выращивают лён, где больше влаги, а летом прохладнее. В таких условиях лён тянется вверх и дает длинное волокно

Существует ли связь жизни и деятельности людей с природой?

Давайте обобщим наши исследования и сделаем вывод.

Слайд презентации

Природа повлияла на костюмы белорусов (Описание костюма, обратить внимание на орнамент и цветовую гамму ткани и вышивки)

Особенности национальных праздников

Слайд презентации

Праздник Ивана Купала – самая популярная из народных традиций

Среди множества любимых праздничных дней, летнему празднику с языческими корнями, отведена, пожалуй, главная роль. Спутать его невозможно ни с каким другим просто потому, что подобных ему, не существует. В этот день веселились предки нынешних белорусов более тысячи лет тому назад. Еще во времена, когда умами людей властвовали традиции многобожия, было принято отмечать наступление солнцестояния. Как наши пращуры называли праздник, мы вряд ли узнаем, зато можно проследить историю возникновения его названия, которое привычно для нас.

Главными символами Купалы и по сей день остаются стихии огня и воды, а особое значение придается различным травам. И даже совершенно далекий от народных традиций житель мегаполиса знает, что наиболее любимым занятием в этот день, да и ночь тоже, является массовое купание. В этот день, злые духи, населяющие окружающие предметы, бегут от воды, и купание становится абсолютно безопасным.

Слайд презентации

массовое разжигание жителями костров вдоль берегов водоемов;

дружные хороводы вокруг них;

прыжки девушек и юношей через горящий огонь

Для охраны растительного и животного мира созданы заповедники и заказники.

Рассказ ученика. Здесь в непроходимой чаще водятся пушные звери: лисы, куницы, горностаи, выдры, а также лоси, косули, олени, барсуки, медведи, зубры ( взяты под охрану).

Зубры – главные обитатели заповедника.

Ребята, на территории Белоруссии люди стараются сохранить животный и растительный мир своей прекрасной Родины.

О других заповедниках мы узнаем, посмотрев видео.

Заканчивается наш урок. Что нового вы узнали о Белоруссии?

Узнали о взаимосвязи компонентов природы и их влиянии на жизнь и быт белорусов. Познакомились с трудолюбивыми людьми с их самобытной культурой. Узнали, что они очень любят свою Родину и являются нашим добрым соседом.

Закрепление

Россия граничит с Белоруссией? (да)

Белоруссия граничит с Китаем? (нет)

В этой стране много болот и озер? (да)

У страны горный рельеф?(нет)

Климат сухой? (нет)

В стране много нефти?(нет)

Крупная река Белоруссии Лена?(нет

В Белоруссии живут русские и белорусы?(да)

Здесь нет заповедников?(нет)

В Беловежской пуще охраняют зубров? (да)

Читайте также: