Федотов основы русского стихосложения конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по Русской словесности.

Из опыта работы

учителя русского языка

Познакомить учащихся с системой организации стихотворной речи.

Показать особенности развития русского стихосложения.

Познакомить с системой русского стихосложения.

Научить различать произведения по их принадлежности к той или иной системе стихосложения.

Научить определять стихотворный размер.

Дать алгоритм определения стихотворного размера.

Показать на примерах различия в системах стихосложения.

Помочь учащимся увидеть отличие народного стиха от авторского.

Ход занятия: I .

Чтение учителем произведения УНТ (песня), стихотворений А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой.

Постановка проблемных вопросов.

О чем эти произведения?

Одинаково ли выражение основной мысли в них?

Есть ли сходства и различия в звучании, в интонации, в настроении?

Русская народная песня

Не брани меня, родная.

Не брани меня, родная,

Что я так люблю его,

Скучно, скучно, дорогая,

Жить одной мне без него.

Я не знаю, что такое

Вдруг случилося со мной,

Что так рвется ретивое

И терзаюсь я тоской.

Все во мне изныло,

И горю я, как в огне,

Все немило, все постыло,

И страдаю я по нем.

В ясны дни и темны ночи,

И во сне и наяву

Слезы мне туманят очи,

Все летала б я к нему.

Мне не нужны все наряды,

Ленты, камни и парчи,

Кудри молодца и взгляды

Сердце бедное зажгли.

Сжалься, сжалься же, родная,

Перестань меня бранить;

Знать, судьба моя такая,

Что должна его любить.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от ленности или от скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свиданий, бояться разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина…

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться;

Спокойствие мое я строго берегу

И сердцу не даю пылать и забываться;

Нет, полно мне любить; но почему ж порой

Не погружуся я в минутное мечтанье,

Когда нечаянно пройдет передо мной

Младое, чистое, небесное созданье,

Пройдет и скроется. ужель не можно мне,

Любуясь девою в печальном сладострастье,

Глазами следовать за ней и в тишине

Благословлять ее не радость и на счастье,

И сердцем ей желать все блага жизни сей,

Веселый мир души, беспечные досуги,

Все – даже счастие того, кто избран ей,

Кто милой деве даст название супруга.

II . Постановка целей и задач.

III . Лекция учителя.

(Учащиеся слушают и записывают следом за учителем примеры, записанные на доске.)

Те особые отрезки речи, чередование которых определяет ритмичности поэтической речи, называются стихами.

Как система художественно- выразительной речи стихи образуются путем особого взаимодействия синтаксических и ритмических средств языка. Принципы образования таких средств обусловлены, прежде всего особенностями фонетики и строения слова в национальном языке, в соответствии с которыми и создаются системы стихосложения в литературах разных стран и народов.

Самым древним считается античное (метрическое) стихосложение. Основным принципом считался учет различия между краткими и долгими слогами, отрезки речи, в которых однотипные сочетания этого рода повторялись одинаковое число раз, и образовали стихи. Разновидность таких сочетаний кратких и долгих слогов называются стопами, а число раз, которое они повторяются в стихе – метром или размером (отсюда и название – метрическое стихосложение). Виды стоп в античном стихосложении отличаются огромным разнообразием, и число их очень велико. Полностью передать на русском языке звучание античных стихов невозможно, т.к. в русском языке нет различия слогов по долготе образующих их гласных. Однако русские поэты создали стихотворные формы очень отчетливо передающие интонационный строй некоторых античных размеров.

Дальнейшее развитие стихосложения пошло в литературах различных народов по-разному, в зависимости от специфики национальных языков и тех особых задач, которые вставали в этих литературах в соответствии с национальным своеобразием из исторического развития. Остановимся на особенностях развития русского стихосложения.

Системы русского стихосложения.

Тонические стихи русской народной поэзии.

Устное народное стихосложение не имело теоретически оформленного учения о стихе, но это не значит, что оно было без правил. Эти правила были совершенно ясны творцам народной поэзии.

Народный стих не делится на стопы и не имеет цезур, ритмизация создается с помощью других средств. Различие в длительности произношения слоговых гласных достигается исключительно с помощью напева этого стиха. Существуют речевые средства усиления связи речи стиха с напевом, это следующие приемы:

ритмические слияния слов (например: людидобрые, матьсыраземля).

Однако напев в народном стихе имел вспомогательное значение, главным определителем ритма является использование в нем средств ритмизации, свойственных русскому языку. Слоговые гласные в русском языке различаются не по краткости и долготе, а по их ударности и безударности. Размер народного стиха и определяется числом ударений в строке. Отсюда и название – тоническое стихосложение.(тон - ударение). Наиболее распространенным являются дву- и трехударные размеры. Вот примеры того и другого:

Летела пава через улицу,

Ронила пава павино перо;

Мне не жаль пера, жаль мне павушки.

Ой, мне жаль молодца,- один сын в отца.

Уж как пал туман на сине море,

А злодейка кручина в ретиво сердце.

Как не схаживать туману со синя моря,

А злодейка кручине с ретива сердца!

Из трехударных размеров особо выделяется так называемый былинный стих. Этим размером создавался героический эпос – былины о богатырях. Вот пример звучания былинного стиха:

Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал – то дороженькою прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать.

Важными усилителями ритма в народном стихе являются следующие средства:

фоника (аллитерация, ассонанс);

Силлабический стих.

Переход от устного народного стиха к литературному требовал ряд дополнительных средств ритмизации речи. Начало этому было положено в творчестве ряда писателей конца 17 – начала 18 веков. Ими было создано силлабическое стихосложение. Оно основано на соразмерности, на одинаковом числе слогов в строке. Эта система плодотворно применяется в ряде литературе. Частично она применялась в русской поэзии, для которой оно не характерно. Вот, например, образец одиннадцатисложного стиха у Феофана Прокоповича:

И разрушай всяк обычай злонравный,

Желая доброй в людях перемен.

Кой плод ученый не один искусит,

А дураков злость языка свой прикусит.

Силлабические стихосложения не характерны для русской литературы, т.к. не учитывается ударность гласных. Оно широко используется в тех языках, в которых ударение в словах всегда расположено на определенном по порядку слоге. Таковы, например, языки французский (ударение на последний слог) и польский (ударение на предпоследнем слоге). В русском же языке, ввиду многообразия расположения ударений в словах, одного силлабизма недостаточно.

Силлабо-тоническое стихосложение.

Идея соединить в одну систему тонический и силлабический стих воплощена Тредиаковским и Ломоносовым. Результатом этого преобразования явилось одно из крупнейших достижений русской литературы 18 века – создание силлабо-тонического стиха. Силлабо-тоническое стихосложение основано на одинаковом количестве стоп в строке. Количество одинаковых стоп образует размер силлабо-тонических стихов. Стопа – сочетание ударного слога с одним или двумя безударными (ударный слог обозначается _/, а безударный _).

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 363 стр.
  • Жанр:л итературоведение, р усская поэзия, у чебники и пособия для вузов, я зыкознание
  • Теги:п оэтическая речь, с тиховедение, с тихосложениеРедактировать
  • Продолжение:Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Книга 2. Строфика

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Книга состоит из двух частей: первой, раскрывающей специфику стихотворной речи, ее релевантные признаки и коренные отличия от речи нестихотворной; и второй, посвященной метрике и ритмике, в которой выявляются и описываются фольклорные и литературные корни русской стиховой культуры, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая система стихосложения, верлибр и литературная стихопроза.

Пособие адресовано студентам и аспирантам филологических факультетов, учителям и учащимся педагогических училищ, лицеев и школ с гуманитарным уклоном, а также самому широкому кругу любителей поэзии.

3 Р А З Д Е Л 1 о с н о в ы с т и х о с л о ж е н и я

4 Глава 1 С Т И Х И П Р О З А 1 Основные подразделения стиховедения. Проблема специфики стихотворной речи В структурном отношении поэтическая речь членится на две составляющие оппозиционную пару разновидности: стих и прозу. Изучением первой занимается имеющая давние традиции отрасль литературоведческой науки стиховедение, изучением второй призвана заниматься сравнительно недавно выделившаяся альтернативная ветвь, названная по аналогии прозоведением. Закономерности художественной структуры художественных текстов, построенных двумя противоположными способами речевой организации, исследуются обеими как в общетеоретическом, так и в историческом аспекте. Значительно большей разработанностью и разветвленностью своих разделов отличается, естественно, стиховедение. Оно состоит их четырех основных учений: м е т р и к и, р и т м и к и, с т р о ф и к и и ф о н и к и (включающей рифму и звуковую организацию стиха). 1. М е т р и к а учение о внутренней соразмерности стихового ряда; представление о горизонтальном ритме стиха лежит в основе той или иной системы стихосложения. Таким образом, предмет изучения метрики составляют метр как таковой, его частные подразделения размеры и системы стихосложения. 2. Р и т м и к а учение о ритме отдельной строки или о ритмической системе в целом как средоточии всех регулярных, композиционно значимых повторов словесно звукового материала (звуков, слогов, слов, словоразделов, синтагм, фраз, периодов, стоп, стихов, строф и пр.). 4

5 3. С т р о ф и к а учение об упорядоченном сочетании стихотворных строк, закономерно повторяющихся в тексте. 4. Ф о н и к а учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включающей в себя и рифму. Среди проблем, имеющих первостепенное значение и требующих первоочередного решения, выделяются следующие: 1) специфика стихотворной речи, 2) происхождение и историческая эволюция отечественной стиховой культуры, 3) типология стиховых систем, 4) содержательность стиха в целом, а также на уровне метрики, ритмики, строфики, рифмы и звуковой организации. С легкой руки Пушкина понятия стих и проза воспринимаются как антонимические: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Отвечая на основной вопрос стиховедения, чем принципиально стихотворная речь отличается от нестихотворной, или, говоря иначе, в чем состоит специфика стихотворной речи, мы обычно перечисляем ее основные, как нам представляется, структурные особенности. Специфические стихотворные признаки в общепринятом обиходе это рифма, ритм и метр. Можно ли их считать абсолютными стихообразующими факторами? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить их сущность, а также выяснить, насколько они свойственны одной форме поэтической речи и чужды другой. 2 Рифма в стихе и за его пределами Рифма (от греч. rhythmos плавность, соразмерность), по школьному определению, есть с о з в у ч и е с т и х о в ы х о к о н ч а н и й (клаузул). Это определение верно, но недостаточно, так как не учитывает всего букета функций явления рифмы и к тому же сводится к его частной, хотя и основной разновидности. Как справедливо отмечал В. Маяковский, «концевое созвучие, рифма это только один из бесконечных способов связывать строки, кстати самый простой и грубый. 5

15 г л а г о л ь н а я, в говорных, игровых жанровых ассоциациях а г р а м м а т и ч е с к а я, к а л а м б у р н а я. В первом случае созвучными оказывались суффиксы и флексии (ростеть матереть, ясное красное), во втором корни и префиксы (корыстно коромысло, любо блюдо, шарик шарит). Рифмой в собственном смысле многочисленные звуковые повторы, которые культивировались в фольклоре и древнерусской литературе, обретя регулярность, становятся на рубеже XVI XVII вв. в так называемых двоестрочиях. Они получают и соответствующее терминологическое обозначение краесогласия. Первые канонизированные русские рифмы были грамматически параллельными, суффиксально флексивными созвучиями, с более чем скромными эвристическими потенциями (видел слышал, изыскал написал, разумевает забывает, возмогох обретох). Но при этом они превосходно справлялись со своей главной задачей отделяли стихотворную речь от нестихотворной. В дальнейшем периоды канонизации точной, грамматически параллельной рифмы в русской поэзии сменялись периодами ее деканонизации, торжеством рифмы аграмматической, каламбурной, совпадавшими, как правило, с видимым ослаблением метрической упорядоченности стиха. Классификация р и ф м у ю щ и х с я с о з в у ч и й представляет собой сложную разветвленную систему: а) по слоговому объему различаются мужские (с ударением на последнем слоге: занемог не мог, ночь прочь), женские (с ударением на предпоследнем слоге: правил заставил, наука мука), дактилические (с ударением на третьем от конца слоге: странники изгнанники, жемчужною южною) и гипердактилические (с ударением на 4 м, 5 м и т.д. от конца слоге: приколачивала поворачивала, покрякивает вскакивает). б) по звучанию вправо от ударного точные (если совпадают ударные гласные и все заударные звуки: который скорый, старый малый; при этом абсолютно точные предполагают совпадение созвучной части как графическое, так и акустическое: лоб боб, а относительно точные только акустическое: поп лоб); неточные (при частичном звуковом подобии рифмующихся слов); различаются приблизительные (если заударные элементы инверсированы, совпадают частично или отсутствуют: на крылечке легче, скатерть па 15

21 Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени, И красок звучные ступени На холст, как струпья положил. Но наиболее активны во всех отношениях, в том числе и в организации необходимого метроритмического движения, семантически насыщенные ассонансные или диссонансные аграмматические созвучия: Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь. (Б. Пастернак) Подолгу наблюдали мы закат, Соседей наших клавиши сердили. К старинному роялю музыкант Склонял свои печальные седины. (Б. Ахмадулина) И лошади усталый пар И пот из грязных пор Он облекал, под град фанфар, То в пурпур, то в фарфор. (С. Кирсанов) Это уникальный пример а м б и в а л е н т н о й с м е ж н о й и п е р е к р е с т н о й р и ф м о в к и (пар пор, фанфар фарфор, пар фанфар, пор фарфор). Метрообразующая нагрузка. которую принимают на себя рифмующиеся созвучия, тем сильнее, чем свободнее горизонтальное упорядочение стихового ряда. В силлабической и особенно досиллабической поэзии рифма была главным, а во втором случае единственным фактором стиховности. Резко усиливается ее роль и в предельно раскованном акцентном стихе ХХ в. 21

23 Строфообразующая функция рифмы реализуется в р и ф - м о в к е. Р и ф м о в к о й мы называем канонизированное сочетание рифм, формирующее строфу или произвольно группирующее стихи в астрофических текстах. Традиционные виды рифмовки: парная или смежная (АА или ААВВ), перекрестная (АВАВ) и охватная или опоясывающая (АВВА). Принятые сочетания рифм моделируют самые элементарные, стандартные строфы двустишия и четверостишия. Возможны и более сложные строфические построения терцины, рубаи, бородинское семистишие, октава, сицилиана, триолет и др. Суперстрофы, например, онегинская строфа и сонет, могут сочетать все три вида рифмовки: И чье нибудь он сердце тронет; И, сохраненное судьбой, Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной; Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то то был поэт! Прими ж мои благодаренья, Поклонник мирных аонид, О ты, чья память сохранит Мои летучие творенья, Чья благосклонная рука Потреплет лавры старика! АbAb AAbb AbbA аа Итак, несмотря на свою исключительную значимость, стратегически более чем ответственную позицию (на перекрестке важнейших уровней художественной структуры произведения) и активное участие в возникновении стиховой культуры едва ли не всех народов, рифма не может считаться абсолютным стихообразующим признаком. 3 Ритм и ритмическая система Другим признаком, который согласно общепринятому мнению определяет специфику стихотворной речи, является 23

24 ритм. Однако и это понятие не менее многоаспектно и многозначно, чем предыдущее. В самом широком смысле слова ритм есть у п о р я д о ч е н н о е ч е р е д о в а н и е о т н о с и т е л ь н о с о и з м е р и м ы х э л е м е н т о в в о в р е м е н и и л и п р о - с т р а н с т в е. Понятие ритма знали уже древние и придавали ему поистине субстанциональное значение. Вселенная богов и людей, как поэтично объясняют древнегреческие мифы, возникла в процессе преображения хаоса (беспорядочного нагромождения элементов) в космос (порядок) при помощи именно ритма (и любви). Отсюда универсальное представление о ритме, характеризующем любое проявление жизни, как все в мире упорядочивающем, гармонизирующем начале. И в самом деле! Ритмично вращаются планеты вокруг Солнца. Ритмично как в четверостишии сменяют друг друга времена года и суток (нельзя однако не отметить, что ритм, основанный на периодичности, непосредственно не воспринимаемой органами чувств, понятие метафорическое и с речевым ритмом, стихотворным или прозаическим, прямо несопоставимое). Ритмично бьется наше сердце, ритмично мы танцуем, бегаем, ходим, работаем, наконец, дышим и, следовательно, говорим. Поскольку ритм нашей речи мы приспосабливаем к ритму дыхания, и устная, и письменная, и стихотворная, и прозаическая речь любая членится на периоды, предложения, синтагмы, которые естественным образом вступают между собой в ритмические отношения. По свидетельству физиологов, оптимальной нормой произнесения на одном вдохе или одном выдохе является порция в 7 8 слогов. К такому членению речевого потока на относительно соизмеримые отрезки колоны максимально приближается эмфатическая (эмоционально напряженная) речь, например, лирическая и ораторская проза, и, наоборот, наибольшее отклонение от оптимума можно наблюдать в прозе научной. Следовательно, ритм, понятый как закономерная повторяемость подобных речевых элементов на всех уровнях его организации, не является привилегией стиха. Но и привычка к силлаботонике, самой урегулированной системе стихосложения, порождает слишком узкое представление о стиховом ритме как о метре регулярном чередовании ударных и неударных слогов. Конечно, столь высокоорганизованный ритм отчетливее всего противостоит свободному ритму прозы, но будучи лишь частным случаем стихотворного ритма (исключительно в силлабо тоническом стихе), спорадически может присутствовать и в прозаических структурах. 24

25 Если упомянутое представление о ритме основано на его отождествлении с метром, то следующее, сформулированное Андреем Белым, зиждется на их противопоставлении: ритм есть отклонение реального распределения ударных и неударных слогов от идеальной метрической схемы. Но даже и в столь специфически стиховедческом понимании ритм не остается исключительно в области стиха; его можно отыскать в любой мало мальски организованной речи. С 20 х гг. ХХ в. при определении специфики стихотворного ритма широко применяется понятие ритмическая система, трактуемое как с р е д о т о ч и е в с е х р е г у л я р н ы х, к о м - п о з и ц и о н н о з н а ч и м ы х п о в т о р о в с л о в е с н о з в у - к о в о г о м а т е р и а л а. Ритмическую систему того или иного произведения составляют чередование ударных и безударных слогов, их качественные и количественные соотношения, распределение словоразделов и цезурных пауз, грамматический и синтаксический параллелизм, соразмерность фраз и синтагм, взаимодействие разнообразных звуковых соответствий, вертикальные корреляции стихов, полустиший, строф, колонов и абзацев и др. Универсальный характер ритмической системы очевиден: с ее помощью описывается в принципе любой текст. Таким образом, в каком бы смысле мы ни рассматривали ритм, он не может претендовать на роль абсолютного признака стиховности. В той или иной степени он характеризует и стихотворное произведение, и прозаическое, и текст письменный или устный, не имеющий художественного назначения. Конечно, в целом ритм стихотворный правильнее, строже, регулярнее ритма прозаического, хотя могут быть и отклонения от этой общей тенденции, например в случае, если мы имеем дело со свободным стихом и метризованной прозой. Непосредственную связь стихотворной формы с содержанием произведения осуществляют так называемые ритмические определители, о которых речь пойдет далее. 4 Метр и размеры Наиболее релевантным (сущностным) признаком, определяющим специфику стихотворной речи, представляется стержневой компонент ритмической системы метр (греч. 25

Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Книга 1. Метрика и ритмика - О. И. Федотов - скачать бесплатно

Книга состоит из двух частей: первой, раскрывающей специфику стихотворной речи, ее релевантные признаки и коренные отличия от речи нестихотворной: и второй, посвященной метрике и ритмике, в которой выявляются и описываются фольклорные и литературные корни русской стиховой культуры, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая система стихосложения, верлибр и литературная стихопроза. Пособие адресовано студентам и аспирантам филологических факультетов, учителям и учащимся педагогических училищ, лицеев и школ с гуманитарным уклоном, а также самому широкому кругу любителей поэзии.

Полная версия книги ]]>

Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Книга 1. Метрика и ритмика О. И. Федотов

Еще книги этого автора

Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. Книга 1. Метрика и ритмика - О. И. Федотов - скачать бесплатно

История западноевропейской литературы средних веков. Идеограммы, схемы, графики. Учебник-хрестоматия - О. И. Федотов

Читайте также: