Ф семяновский фронтовое детство конспект урока 4 класс перспектива

Обновлено: 06.07.2024

-занятие в системе гуманно – личностной педагогики Ш. А. Амонашвили.

- раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;

- преподнести уроки духовности, достоинства и человечности;

- раскрыть значение фотографии как исторического документа, источника получения информации.

- учить обосновывать своё мнение с опорой на текст, работать с различными источниками информации.

- продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, любви к людям;

- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Познавательные: формирование умения читать вслух; умения эмоционально откликаться на произведения литературы; умения анализировать текст. Регулятивные: создавать свой текст на основе полученных знаний и впечатлений.

Коммуникативные: осмысление правил взаимодействия в паре, группе; Личностные: формирование системы нравственных ценностей; умения эмоционально откликаться на произведения литературы.

I . Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте те, кто живёт в свободной от войны стране.

II . Стимулирующее начало.

Слайд 2.Фотографии детей войны в соответствии с содержанием стихотворения.

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.

III . Определение темы урока.

- Вы уже догадались, какова тема сегодняшнего урока?

IV . Аналитическое чтение рассказа. Работа с учебником.

2.- Сейчас вам предстоит самостоятельно дочитать текст. Рассказ повествует о далёком военном времени. Возможно, не все слова вам будут знакомы и понятны. Читая рассказ, запишите в тетрадь все непонятные для вас слова.

3. Самостоятельная работа уч-ся.

4. Проверка. Лексическая работа по тексту.

- Автор очень точно передал разговорную речь простых солдат, зачастую малограмотных людей.

- Какое имя очень часто встречается в рассказе? (Третьяк) Кто это?

- Почему мальчик так часто вспоминает об этом человеке? (Он сравнивает) Найдите и прочитайте строки, в которых сравнивается жизнь у разведчиков и жизнь у Третьяка.

У войны не детское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть.
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.

Звание такое "Сын полка",
Мужества святого колыбель!
Это ничего, что велика,
На него солдатская шинель.

У него в отца бойцовский нрав,
Быть и не могло другой судьбы
У того, кто с гордостью читал
В старом "Букваре": "Мы не ра-бы!"

Храбрости ему не занимать,
По плечу мальчонке ратный труд.
Заслонял собой мальчишка мать,
Ту, что люди Родиной зовут!

Для кого-то громкие слова,
Для него — колодец во дворе,

На лугу высокая трава,
Первая страничка в "Букваре".
Их большая дружная семья,
Сказка довоенных, светлых лет,
Озорные, школьные друзья
И на Новый Год кулёк конфет.

Мамины прекрасные глаза,
Сердцу милый старенький их дом,
В кружевных салфетках образа,
Хлеб ржаной с топлёным молоком.

Девочка с соседнего двора,
За которой он носил портфель.
На параде громкое: "УРА!"
И в шкафу отцовская шинель.

У войны недетское лицо,
Но в бою не разглядеть лица.
Щедро начиняла смерть свинцом
Юные, мальчишечьи сердца.

- Таким сыном полка стал Феликс Семяновский, который очень рано остался сиротой и попал на фронт. Как много значило для мальчика оказаться рядом с любящими, добрыми людьми! Перечитайте последние строчки произведения. Какие чувства испытывал мальчик?

- Можете ли вы по фотографиям, помещённым в учебнике, определить возраст юного бойца - Феликса Семяновского? (Дети высказывают предположения.)

Какие качества вы хотели бы взять в свою жизнь.

Слайд 5. (Подлость, предательство, отзывчивость, жадность, приспособленчество, сострадание, сопереживание, зависть, бескорыстность)

предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение, сравнивать произведения разных жанров;

— умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока,

— умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,

— осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях), деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине;

личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к Родине, гордость за свою страну).

Оборудование : выставка книг по теме урока, портрет писателя, фронтовые фотографии.

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

Что двадцать семь миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб нам с тобою жить!

— Понравилось вам стихотворение?

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— О чем говорится в этом стихотворении?

— Какие чувства вызывают у вас эти строчки?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

III. Работа по теме урока

(Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитайте имя автора. Слышали вы это имя? (Чтение произведения учителем.)

— Какие чувства вы испытали при чтении? (Словарная работа.)

— Какие слова и выражения вам были непонятны? Объясните их смысл.

Куркуль - богатый крестьянин на Украине.

Шинель - военное пальто.

Харчи - еда, пища.

Оккупация — захват территории военной силой, период такого захвата и пребывания гражданского населения на захваченной территории.

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение произведения учащимися. Работа над содержанием текста. Выборочное чтение.)

— С чего начинается рассказ?

— Как мальчик оказался у бойцов?

— Прочитайте по ролям диалог мальчика и бойца.

— Как сравнивал Федя увиденное у Третьяка и бойцов?

— Что сделал дядя Вася для мальчика? Почему он так поступил: взял с собой, накормил, выкупал?

— Найдите предложения, в которых говорится, как выглядел мальчик.

(Работа с фотографиями.)

— Рассмотрите фотографии. О чем они могут нам рассказать?

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Какое произведение прочитали?

— В чем его главная мысль?

— Прочитайте вопросы и задания на с. 94.

— Что вы узнали об авторе этого произведения?

Подготовить пересказ текста от лица мальчика. Записать вопросы о военном прошлом автора в творческую тетрадь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 050 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.02.2019 530
  • ZIP 21.1 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Устинова Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс: 4 класс

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления.

1. Совершенствовать предметные умения:

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- понимать смысл прочитанного;

- находить в прочитанном тексте нужную информацию;

- высказывать предположения и доказывать их правильность.

2. Формировать УУД:

- осуществлять оценку результатов деятельности ;

- формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; извлекать необходимую информацию; сравнивать по заданным критериям; осознанно строить речевое высказывание ;

- оценивать поступки героев и свою работу на уроке.

Оборудование:

Мотивация к учебной деятельности

Постановка цели

-Чему и кому были посвящены предыдущие уроки?

-Какие идеи, ассоциации, связанные с этим словом, у вас возникают?

Перечисленные идеи записываются на доске.

-Сегодня мы продолжим читать о детях, о детстве. .

-Назовите рассказы о детях, которые читали на прошлых уроках?.

- Подойдут ли записанные слова-ассоциации к детству героев названных рассказов?

Работа в группах.

-У вас на партах есть буквы, надо собрать их в слово.

-Какое слово получилось?

-Если мы говорим о детстве наших героев, какое бы вы слово оставили на доске? Почему?

-Какое из двух слов подойдет к такому детству?

-Давайте эти слова прикрепим к доске.

- Всегда ли детство - счастливое, беззаботное время, наполненное радостью и весельем? Бывает ли иначе? Приведите примеры.

-Какие идеи, ассоциации, связанные с трудным, тяжелым детством у вас возникают?

-Какой вывод вы можете из этого сделать?

-Может, кто-то выскажет предположение, о чем пойдет речь на уроке?

-Какое противоречие вы заметили в наших высказываниях? Можем ли сразу точно решить это?

-На какой вопрос будем искать ответ на уроке?

Высказывают идеи, ассоциации.

Высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение.

-Какое фронтовое детство было у главного героя – счастливое или несчастное?)

1. Прогнозирование содержания текста

-Откройте учебник на стр.88.

- Прочитайте заголовок, имя автора, встречались ли вам его произведения?

-Откройте с 90-91. Что вы видите? К какому времени относятся эти фотографии?

-Предположите, кто на них изображен?

-Это как-то связано с текстом?

-Как вы думаете, о чем этот текст? Как герой и автор

связаны между собой?

-Пролистайте текст, найдите выделенные слова и прочитайте значение этих слов.

-Перед вами 3 вида одежды времен ВОВ – шинель, телогрейка, плащ-палатка. Определите их.

Высказывают предположения, идеи, мнения.

-2 фотографии военного времени, 2- современные

Дети определяют и объясняют свои предположения..

2. Знакомство с содержанием текста

Текст читает учитель и несколько читающих учеников по частям с вопросами по содержанию и с карандашом (отмечают части текста).

- На какой вопрос будем искать ответ на уроке?

Читает учитель 1часть.

-Кто такие жандармы и полицаи?

Чтение 2 части.

-Как вы думаете, кто такой Третьяк?

-Что вы узнали о мальчике из этого отрывка?

-Что больше всего поразило мальчика в комнате?

-Чем Федю угощал старый боец?

-Счастлив ли был Федька, что попал к разведчикам? Как вы догадались?

-Почему, лежа в тепле, укрытый шинелью, Федя засмеялся?

-Какая была погода на улице ив душе у Федьки?

-Какое фронтовое детство было у главного героя – счастливое или несчастное?

Высказывают предположения, идеи, мнения.

3. Работа по содержанию текста

4. Работа с текстом после чтения

- Понравилось ли вам произведение?

-Вспомните о наших предположениях - подтвердились ли они?

-Какую цель ставили перед собой в начале урока?

-Можем ли мы ответить на этот вопрос?

- На какой вопрос ищем ответ на уроке?

Чтение 1 части.

-Какое настроение было у мальчика?

Выбирается на доске цвет буквы.

Чтение 2 части.

-Почему не хотел идти к Третьяку мальчик?

Не забывайте работать с карточкой.

Выбирается на доске цвет буквы.

Чтение 3 части по ролям.

-Почему боец взял с собой мальчика?

-Самостоятельно решите, каким цветом нужно раскрасить букву.

Выбирается на доске цвет буквы.

Работа в парах с 4-7 частями.

-Вернёмся к нашим предположениям. Сделайте вывод по своим таблицам.

Назовите цвета ваших букв в группе.

-На какой вопрос искали ответ?

- Как мы на него ответили?

-Можно ли однозначно ответить на поставленный нами вопрос в начале урока? Почему?

Высказывают предположения, идеи, мнения.

-Узнать, какое детство было у главного героя – счастливое или несчастное?

-Узнать, какое детство было у главного героя – счастливое или несчастное?

Раскрашивают первую букву.

Раскрашивают вторую букву.

Раскрашивают третью букву

Раскрашивает каждый свою букву.

Высказывают предположения, идеи, мнения.

- Какое фронтовое детство было у главного героя – счастливое или несчастное?)

Высказывают предположения, идеи, мнения.

Оценивание детей на уроке:

- Оцените в группе друг друга, кто как работал.

-Встаньте те, кто получил сегодня 5?

-А кто получил сегодня 4? Молодцы!

Домашнее задание .

-Какие противоположные стороны детства мы сегодня рассматривали?

-Есть ли еще противоположности в тексте?

- Прочитайте дома текст, найдите еще противоположности в тексте и запишите их в свою тетрадь.

- Боль, унижение, сострадание, сочувствие…

Краткое описание документа:

Класс: 4 класс

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления.

1. Совершенствовать предметные умения:

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- понимать смысл прочитанного;

- находить в прочитанном тексте нужную информацию;

- высказывать предположения и доказывать их правильность.

2. Формировать УУД:

- осуществлять оценку результатов деятельности;

- формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; извлекать необходимую информацию; сравнивать по заданным критериям; осознанно строить речевое высказывание;

- оценивать поступки героев и свою работу на уроке.

Оборудование:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 050 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.10.2018 7778
  • DOCX 25 кбайт
  • 239 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кувшинова Евгения Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии развития критического мышления.

1. Совершенствовать предметные умения:

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

- понимать смысл прочитанного;

- находить в прочитанном тексте нужную информацию;

- высказывать предположения и доказывать их правильность.

2. Формировать УУД:

- осуществлять оценку результатов деятельности;

- формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; извлекать необходимую информацию; сравнивать по заданным критериям; осознанно строить речевое высказывание;

- оценивать поступки героев и свою работу на уроке.

Оборудование:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

1.Этап создания проблемной ситуации

Постановка цели

-О чем будем говорить на уроке? Послушайте стихотворение:

В той удивительной стране,

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В стране Фантазий и Проказ,

И озорных затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной,

Однажды с этою страной

-О какой стране идет речь?

Как вы думаете, что нужно, чтобы попасть в эту волшебную страну детства?

-Какие идеи, ассоциации, связанные с этим словом, у вас возникают?

Перечисленные идеи записываются на доске.

-Сегодня мы продолжим читать о детях, о детстве. .

Работа в группе-

Всегда ли детство - счастливое, беззаботное время, наполненное радостью и весельем? Бывает ли иначе? Приведите примеры.

-Какие идеи, ассоциации, связанные с трудным, тяжелым детством у вас возникают?

-Какой вывод вы можете из этого сделать?

-Может, кто-то выскажет предположение, о чем пойдет речь на уроке?

-Какое противоречие вы заметили в наших высказываниях? Можем ли сразу точно решить это?

-На какой вопрос будем искать ответ на уроке? Дом.задание будет подготовить пересказ от лица главного героя.

Читайте также: