Европа феодальная 10 класс всемирная история конспект

Обновлено: 07.07.2024

План урока:

Слабость королевской власти и раздробленность Западной Европы

Захват новых территорий, стремительное процветание и усиление могущества – так можно охарактеризовать Франкскую империю во время правления Карла Великого. Но это государство состояло из множества мелких территорий, завоеванных насильно. Удерживать власть среди народов с разной культурой, говорящих на разных языках и стремящихся к свободе, было крайне сложно. Незадолго до своей смерти, император разделил власть среди своих сыновей. Это событие стало отправной точкой завершения существования Франкской империи.

Какие события послужили началом раздробленности в Западной Европе?

  1. Постоянные войны за власть между наследниками Карла Великого.
  2. В 843 году был составлен Верденский договор о разделении территории империи между внуками Карла Великого:

Впоследствии эти владения легли в основу таких государств, как Франция, Германия и Италия.

Со временем эти королевства распались на отдельные владения.

Так начался этап феодальной раздробленности в Западной Европе, охватывающий IX-XI века.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Феодальная раздробленность – исторический период, связанный с ослаблением королевской власти и созданием практически независимых территорий в феодальных государствах.

Феодалы способствовали усилению раздробленности в Западной Европе. Владения крупных землевладельцев представляли собой самодостаточное хозяйство. Все, что необходимо для существования, производилось самими жителями поместья. Эти работы осуществлялись, преимущественно, крестьянами. В феодальных поместьях сложилась система натурального хозяйства, которая позволила феодалам получить самостоятельность и независимость.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Натуральное хозяйство – это хозяйство, где созданы условия для производства всего необходимого и нет потребности что-либо покупать.

В личных землевладениях феодалы имели право:

  • производить сбор налогов;
  • собирать людей для военной службы;
  • осуществлять суд;
  • вести военные споры с другими феодалами и заключать с ними мирные договоры.

Таким образом, крупные хозяйства знатных феодалов стали практически самодостаточными государствами внутри королевства.

Среди феодалов велись частые междоусобные войны за захват новых владений. В результате таких войн истреблялись поля, угонялся скот, разрушались поселения.

Государство ослабевало и усиливалась раздробленность.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Междоусобные войны – это противостояние между представителями одного рода или одного государства.

Итак, можно выделить следующие причины раздробленности в Западной Европе:

  • Утверждение права владения феодалов землей;
  • Преобладание натурального хозяйства;
  • Отсутствие необходимости в хозяйственных и торговых взаимодействиях между поселениями;
  • Феодалы не оказывают поддержку королевской власти. Слабость королевской власти.

Крупные землевладельцы, являющиеся полноправными хозяевами на собственных территориях, обращали мало внимания на короля. Правители лишь формально сохраняли корону, утратив свою реальную власть.

Наиболее ярко была выражена феодальная раздробленность и слабость королевской власти во Франции, так с X века стало называться Западно-Франкское королевство.

Территория Франции того времени представляла собой лоскутное одеяло, а королям давались обидные прозвища, например, Карл Толстый или Людовик Ленивый.

Интересно, что некоторые феодалы были богаче и престижнее короля.

Феодальная раздробленность во Франции

В 987 году завершилось правление династии Каролингов. На трон был выбран граф Гуго Капет, ставший первым правителем из династии Капетингов.

Эта династия находилась на троне Франции до середины XIX века. Власть первых ее представителей была крайне слаба, она даже не распространялась на территорию всего государства:

  • Невозможность издания единых законов для всего государства;
  • Отсутствие полномочий по сбору налогов с населения;
  • Отсутствие регулярного сильного войска;
  • Отсутствие опоры в лице чиновников.
  • Междоусобные кровопролитные споры;
  • Утрата влияния центральной власти;
  • Самодостаточность феодалов.

Феодальная лестница

В эпоху феодализма в Западной Европе произошло социальное расслоение среди землевладельцев. В самом начале Средневековья земельными наделами (феодами) владели многие феодалы. Постепенно некоторые из них разорялись и вынуждены были отдавать свои феоды за долги. Одни феодалы богатели за счет полученных земель, а другие – нищали.

Король обладал только формальным правом владения всех земель в государстве. Он мог предоставлять земельные наделы в пользование своим подданным. В его владении была личная земля – королевский домен. Он имел право передавать ее наследникам или преподносить в дар представителям королевской семьи.

Каковы причины сохранения королевской власти в условиях феодальной раздробленности в Европе? Король, несмотря на формальность своих полномочий, являлся главным среди феодалов. Была важна его возможность организации защиты от
внешних нападений и выполнение роли верховного судьи.

В эпоху феодализма, в период правления династии Меровингов, появляется королевское пожалование – иммунитет. Владелец иммунитета обладал правом на сбор налогов и проведение суда на своей территории. Собственников таких больших феодальных хозяйств стали называть сеньорами, а земли - сеньориями. Впоследствии сеньоры, по примеру короля, начинают раздавать феоды своим подчиненным – вассалам.

Отношения между сеньором и вассалом были построены на основе двухсторонней договоренности.

Интересно, что в обязанности сеньора и вассала входило оказание помощи друг другу советом. В Средние века совет был очень ценен. Существовало поверье: если принять решение самостоятельно, не посоветовавшись, то может постигнуть неудача.

В случае нарушения вассалом своей клятвы, сеньор имел право отобрать у него феод. Если же сеньор не исполнял свои обязательства, вассал мог его покинуть, сохранив свою землю.

В результате подобных взаимодействий среди феодалов сформировалась определенная иерархия, на основе которой можно составить феодальную лестницу.

Феодальная лестница (Источник)

На высшей ступени феодальной лестницы находился король. Он являлся самым главным сеньором для всех остальных феодалов.

Вторую ступень занимали представители высшего духовенства (архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей) и крупнейшие светские феодалы (герцоги и графы).

На третьей ступени располагались вассалы высшей знати – бароны. Как правило, в их собственности находились 20-30 поселений.

Низшая ступень феодальной лестницы принадлежала – рыцарям. У них в подчинении обычно не было вассалов, а были лишь зависимые крестьяне.

Вышестоящий феодал являлся сеньором для своего подчиненного и вассалом для того, кто был выше него. Причем вассалы приносили присягу только своему сеньору. Интересно, что феодалы, не являющиеся вассалами кроля, могли ему не подчиняться.

Вассальные отношения строились только между свободными людьми, поэтому крестьяне в феодальную лестницу не включались. За то, чтобы пользоваться землей крестьяне должны были нести повинность: отрабатывать барщину, платить оброк.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

Барщина – работа зависимого крестьянина в хозяйстве или на поле сеньора.
Оброк – плата зависимых крестьян землевладельцу продуктами или деньгами.

  • Феод – земельное владение на основе службы;
  • Вассально-сеньориальные отношения между феодалами;
  • Зависимость крестьян от феодалов.

Образование Священной Римской империи

Наряду с Францией, была раздробленной Германия (Восточно-Франкское королевство) - еще одна территория бывшей империи франков. Территория этого королевства состояла из герцогств, графств и других земель крупных феодалов.

После гибели последнего короля династии Каролингов герцоги начали избирать короля из представителей своего круга. Королевский трон занял герцог Конрад I, а затем – герцог Генрих I.

Именно король Генрих I сумел:

  • Подавить смуту внутри государства;
  • Укрепить королевскую власть;
  • Обеспечить достойную оборону против главного врага - венгров.

Венгры – кочевые племена. Они осуществляли разрушительные нападения на Германию, Италию и Францию.

Дать серьезный отпор, разгромить и остановить вторжения племен венгров удалось только сыну Генриха I – Оттону I. Решающий удар он нанес кочевникам в сражении на реке Лех в 955 году.

Уважение, авторитет и почет Оттона I в полной мере показывает знаменательное событие в истории средневековой Европы, которое произошло в 962 году. В воскресенье, второго февраля в Риме прошла торжественная церемония коронации Оттона I на трон
императора. Этот день можно считать датой образования Римской империи.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!

962 год – образование Священной Римской империи.

Священная Римская империя в X веке

Территория возрожденной Римской империи состояла из:

  • Германии;
  • Италии и части Лотарингии;
  • Земель полабских славян (добавились позднее, в X веке);
  • Чехии (была добавлена позднее, в X веке).

Со временем это государство стали называть Священная Римская империя германской нации или Священная Римская империя.

Идею Оттона I о развитии Римской империи продолжил его внук Оттон III. По примеру своего деда он стремился укрепить власть, опираясь на поддержку духовенства. В период его правления появились духовные княжества, где власть находилась в руках представителей духовенства, а император считал их своими вассалами.

При вступлении в должность епископу вручались следующие символы:

  • Посох – символ власти;
  • Кольцо – символ обручения с церковью;
  • Скипетр – символ светской власти.

Подобные действия получили название - церемония инвеституры.

Пытаясь сосредоточить власть в своих руках, короли вынуждены были прибегать к помощи церкви, стремясь обратить ее в своего верного вассала.

Удивительная история Римской империи в середине XI века продолжается ее превращением в наиболее влиятельную и крупную державу Европы. Несмотря на это, ограниченность власти правителя и феодальная раздробленность сохранялись на ее
территории течении всего Средневековья.

ВЫВОД: феодальная раздробленность - важный этап в становлении государств Западной Европы, имевший определенные последствия.

Цель урока: хронологические рамки и основные типологические характеристики средневековья для Запада и Востока; периодизацию западноевропейского Средневековья; структуру средневекового общества.

Духовно-нравственный компонент урока: осознание роли религии и церкви в общественных отношениях

Ключевые термины: средневековье, феодализм, вассально-ленные отношения, иммунитет, раздробленность, сословно-представительная монархия

Технологическая карта урока

Раздает обучающимся карточки Просит обучающихся распределить по порядку. Умалчивает о том, что одна из карточек указывает на несуществующее событие (захват Рима гуннами). Просит уточнить, какие племена захватывали Рим

Выкладывают карточки в хронологическом порядке. Обращают внимание на то, что одно из событий неверно. Убирают карточку с наименованием этого события. Уточняют правильный вариант.

Определяют место и функции сословий в средневековом обществе.

Предлагает оценить роль католической церкви в феодальной Европе.

Играют в игру, усваивают значение термина феодальная раздробленность, дают оценку роли католической церкви.

Предлагает обучающимся сопоставить формулировки ключевых терминов урока

Сопоставляют значения терминов, вносят исправления в записи

Домашнее задание: Прочитать материал §8 ИЛИ определить, какие современные общественные институты выполняют те функции, которые в средние века выполняла католическая церковь. Свой ответ записать в виде таблицы:

Приложение 1. Карточки

Разделение Римской империи на Западную и Восточную

Захват Рима гуннами

Низложение императора Западной Римской империи

Образование королевства Франков

Образование королевства Лангобардов

Правление Карла Великого

Образование Священной Римской империи

Обучающиеся делятся на восемь групп, семь из которых отражают графские и герцогские рода в средневековой Франции: Анжуйский дом, герцоги Шампань-Блуа, графы Клермон, графы Алансон, графы Арманьяки, герцоги Бургундские, .графы Фуа. А восьмая группа – это католическая церковь. На доску выводится карта, на которой отмечены владения каждой группы. Задача каждого рода получить как можно большее количество вассалов сохранив как можно большее количество территорий.

Вассалом можно стать, оформив договор (оммаж), в котором указывается подарок (лен) который делает одна сторона (сюзерен) другой (вассалу). Лены запрещается передаривать.

В случае ошибки при заключении оммажа или ненадлежащего поведения при заключении договоров – крике, некорректных высказываниях, угрозах – церковь имеет право отменить один вассальный договор или принудить к заключению договора.

Спустя десять минут игра прекращается, группы подсчитывают, у кого из них больше земель. Учитель предлагает обучающимся определить, как выглядят границы их владений на исторической карте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта к уроку истории в 5 классе "Феодальная раздробленность"

Технологическая карта к уроку включает этапы урока, УУД, основное содержание урока.


Разработка урока истории в 6 классе "Формирование средневековых городов"

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока истории в 6 классе. На уроке использованы различные формы работы детей в классе:групповая, работа с картой, индивидуальная работа, "ожившая картина". Надеюсь.


Методическая разработка урока по теме "Средневековое искусство"

К учебнику «История Средних веков. 6 класс" Агибаловой Е.В., Донского Г.М.


Цель: Развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся. Воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету. Задачи урока: объяснить причины феодаль.


Урок истории в 6 классе "Феодальная раздробленность"

Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность".


Методическая разработка урока истории "СССР в системе международных отношений в 1933 - 1941 годы" основана на методе Э.Боно "Шесть шляп мышления". Методическая цель урока: создание педагогических ситу.


Конспект урока истории на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Тип урока "Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы" - урок изучения нового материала. Цель урока - выяснить характерные особенности эпохи, проследить изменения в структуре средневекового общества в связи с развитием феодализма. Урок начинается с поэтического описания Средних веков (стихи современной поэтессы), обучающимся предлагается вспомнить все, что они знают о периоде Средних веков в истории человечества.Конспект урока "Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы" 10 класс по учебнику "История. Всеобщая история" Уколова В.И., Ревякин А.В.

урок 1. Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы..docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI-XIII вв., проследить каким образом шло образование централизованных государств. Тип урока: урок освоения новых знаний. Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.

План-конспект урока по истории 10 класс

Тип: урок освоения новых знаний.
Вид: урок теоретических и практических самостоятельных работ.

Цель урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI-XIII вв., проследить каким образом шло образование централизованных государств.

Задачи:
Образовательная: рассмотреть проблему сосуществования власти и церкви в средневековой Европе, генезис феодальной системы, проследить причины и ход Крестовых походов, изучить особенности перехода от феодальной раздробленности к образованию централизованных государств на примере Англии, Франции и Испании.
Воспитательная: побудить стремление к самостоятельному исследованию материала, вызвать заинтересованность в изучаемой теме.

Развивающая: продолжить развивать навыки самостоятельной работы, способности исследовать и обобщать материал, делать выводы, составлять планы и заполнять таблицы. Развитие активного внимания, творческого мышления, способности теоретизировать.

Опорные даты и события:
1095 - 1270 гг. – Крестовые походы
1337 - 1453 гг. – Столетняя война

Терминологический словарь: феодал, вотчина, домен, инквизиция, индульгенция, крестовые походы, генеральные штаты, парламент, кортесы.

На доске: число, тема урока, опорные даты и термины, домашнее задание.

1. Организационный момент
Учитель сообщает цели и структуру урока.
2. Проверка домашнего задания
3. Изучение новой темы
Слово учителя:

- К IX–Х вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй.

Запись в тетради:

Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.

Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства. Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось в феодальной зависимости. К X—XI вв. земли в Западной Европе были поделены между феодалами. Теперь, припомните, кого называли феодалом в эпоху средневековья?

(Ответ учеников: феодал – землевладелец в эпоху феодализма, который имел право наследственного пользования и распоряжения землей, пожалованной ему синьором).

Действительно на земле свободной деревни возникла феодальная вотчина – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне, и которое передавалось по наследству от отца к сыну. За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности – работать на господском поле, платить продуктовый или денежный оброк, выполнять даровые работы в хозяйстве феодала.

Средневековые города возникали на земле королей, а также других светских и духовных феодалов. Большинство городских жителей продолжало оставаться в поземельной, личной и судебной зависимости от сеньора. Сначала феодалы покровительствовали городам — освобождали ремесленников от налогов, давали защиту торговцам. Но по мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов.

I Вариант: городов и феодалов.
Примерный ответ учащихся должен содержать следующие пункты:
Противостояние городов и феодалов в Западной Европе. (Слайд № 4)
- Активная борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров. (Коммунальное движение)
- Выкуп городами привилегий на автономное существование.
-Замена барщины и оброка в пользу феодала денежной рентой
- Появление органов городского самоуправления
- Возникновение самоуправляющихся городов
- Освобождение большинства жителей от личной зависимости.

II Вариант: власти и церкви в средневековой Европе.
Примерный ответ учащихся должен содержать следующие пункты:
Отношения власти и церкви в Западной Европе (Слайд №5):
- Обострение конфликта между светскими и духовными властями
- Церковь претендовала на политическое лидерство
- Противостояние папы Григория VII и Генриха IV (Слайд №6)
- Рост церковных богатств
- Активное вмешательство пап в дела европейских государств
- Крестовые походы
- Инквизиция как форма укрепления авторитета церкви

На выполнение и проверку задания отводится 5-7 минут.

- Папы римские надеялись превратить беспрестанные войны в Европе в одну справедливую войну, в борьбу с неверными. Разумеется, церковь и папство рассчитывали благодаря крестовым походам получить одновременно средство господства на самом Западе. Крестовые походы имеют общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории.

Запись в тетради:
Крестовые походы (1095-1270) - ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман.

Причины крестовых походов.
1. Феодалы надеялись на приобретение земли и богатств в Малой Азии.
2. Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости.

3.Стремление католической церкви расширить свое влияние

Рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии.
Обращение византийского императора Алексея I за помощью к западным христианам.
Отпущение грехов всем участникам походов.

- Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 папа Урбан II. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии.

Слово учителя: Важнейшим орудием церкви в борьбе с оппозицией была инквизиция.

Запись в тетради:
Инквизиция - учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков.

Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духовенства часто напоминали ловких интриганов, а не истинных служителей Бога. Осуждение многих верующих вызывала продажа индульгенций, получалось, что место в раю можно было купить за деньги.
Индульгенция – грамота об отпущении грехов.

Ответ должен содержать следующие пункты:
- расширение доменов – земельных наделов принадлежавших лично королю.
- эпидемия чумы, сократившая население.
- принятие принципа неотчуждаемости домена.
- рост влияния короля на города и феодалов

Читайте также: