Этика о воспитании самого себя 4 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагог Марченко Наталья Николаевна

Город, район г. Рубцовск

Предмет (или должность) учитель истории и обществознания

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование первичных представлений о самосовершенствовании и самовоспитании.

• актуализация знаний и представлений, полученных на предыдущих уроках;

• развитие представлений о механизмах, регулирующих поведение человека;

• совершенствование умения анализировать свои и чужие поступки;

• формирование представления о самосовершенствовании как о развитии в себе нравственных качеств;

• формирование внутренней установки на самосовершенствование;

• развитие умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;

• обогащение лексического запаса и формирование эрудиции;

• развитие интереса к изучению предмета.

Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.

Ключевые понятия урока: самовоспитание, самосовершенствование

Оборудование урока:

Шемшурин А. А., Брунчукова Н. М., Демин Р. Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.4 (4-5) класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2012.

Катышева И. Б., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4—5 классы. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013. – 240 с.

Презентация к уроку

Рабочий лист к уроку 14

Организация деятельности учащихся.

Слушание и анализ притчи

Постановка и формулировка проблемы

Постановка вопросов для обсуждения;

Ответы на вопросы, обсуждение проблемы, выполнение задания в рабочей тетради

Рабочая тетрадь на печатной основе

Организация деятельности учащихся

Решение проблемы, применение знаний и умений

Организация работы с учебником; предоставление дополнительного текстового материала;

организация творческой работы учащихся, организация игровой деятельности

Чтение; ответы на вопросы; выполнение заданий в рабочей тетради; выполнение игрового задания; анализ текстового материала; выполнение творческого задания

Учебник; рабочая тетрадь; дополнительный материал к уроку; слайдовая презентация к уроку

Рефлексия и оценивание

Постановка вопросов для обсуждения

Ответы на вопросы, выполнение задания

Стр. 66-68, Рабочий лист к уроку 14, №4

Учебник; рабочая тетрадь

Актуализация знаний

Учитель рассказывает притчу:

Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

Человек всегда может сделать выбор, как ему поступить.

Постановка и формулировка проблемы

Моральный выбор совершить порой бывает очень нелегко. В рабочем листе у вас есть один из примеров такого сложного выбора. Задание №1 к уроку 14 в Рабочем листе.

Отец дал Андрейке деньги и сказал;

- Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь продуктов.

Андрейка положил деньги в карман пиджака и забыл о них. На уроке физкультуры раздевался, бросил пиджак в траву.

После уроков вспомнил: надо же в магазин. Засунул руку в карман, а денег нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:

- Что с тобой, Андрейка?

Рассказал им мальчик о своей беде. Знали ребята, что отец у Андрейки суровый, будет бить мальчика.

- Поможем Андрейке, - сказала Таня. – У кого есть деньги, давайте. Соберем!

Каждый полез в карман, вынимая мелочь. Набрали целую горсть, посчитали – не хватает! И тут обратили внимание на Костю, дружка Андрейки, который стоял, не двигаясь в стороне.

-А ты что же, у тебя нисколько нет? – спросила Таня.

-Деньги –то есть, – ответил Костя.- Только они мне самому очень нужны: на подарок копил, у мамы скоро день рождения …

Как бы ты поступил в такой ситуации? Кого поддержал бы – ребят и Андрейку или Костю?

Может ли человек научиться всегда поступать нравственно? Об этом сегодня мы и поведем наш разговор. (на слайде – тема урока)

А что значит поступать нравственно?

Как понять, нравственный или безнравственный поступок совершил человек? (судят по последствиям для других людей)

Какие нравственные качества вы знаете? (дети называют)

Как их называют по-другому? (добродетели)

А противоположные качества – это что? (пороки)

Каждый ученик получает карточку, где написано качество, необходимо найти к нему пару-противоположность. (игра подвижная, ученики могут ходить по классу)

♦ Продолжение беседы с учащимися:

- Мы с вами вспомнили нравственные качества, а у меня есть вопросы:

1. Кто и что помогает человеку в развитии нравственных качеств?

2. Может ли он сам в себе воспитать необходимые качества?

Решение проблемы, применение знаний и умений

Словарная работа со словом самосовершенствование.

Вопросы для обсуждения:

Самовоспитание - воспитание себя, работа над своей личностью.

Чтобы не было путаницы, самовоспитание следует отличить от самосовершенствования.

Самосовершенствование – желание и стремление стать лучше, развивать в себе всё самое хорошее, работать над собой.

Самосовершенствование устремлено к вершинам и совершенству, самовоспитание ставит более простые и житейские задачи.

Самовоспитание - первый шаг к самосовершенствованию.

3. Как вы думаете, почему этими вопросами занимается этика?

- Ребята, мне известно об одном древнегреческом мыслителе, который был уверен в том, что человек должен стремиться стать лучше и может это сделать, может изменить самого себя. Имя этого философа – Эпиктет (слайд). Давайте обратимся к учебнику и узнаем немного об этом человеке.

Чтение текста учебника

♦ Чтение рассказа об Эпиктете (с. 66—67).

Вопрос для обсуждения:

1. Скажите, какого человека Эпиктет считал настоящим рабом? (тот, кто попадает в рабство к своим вредным привычкам)

♦ Для закрепления понимания продолжить работу с наследием философа, прочитав фрагмент из его произведений. Текст разбивается на пять фрагментов и ребята работают парами, определяя главную мысль выделенного фрагмента.

♦ Текст для чтения и обсуждения на уроке:

Как бороться против порочных желаний

1. Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например, чтобы сделаться хорошим ходоком, надо часто и много ходить; чтобы сделаться хорошим бегуном, надо много бегать; чтобы выучиться хорошо читать, надо много читать и так далее. Наоборот, если перестанешь делать то, к чему привык, то и сама привычка понемногу пропадёт. Если ты, например, пролежишь десять дней, не вставая, и потом станешь ходить, то увидишь, как слабы стали твои ноги.

2. Значит, если ты хочешь привыкнуть к какому-нибудь делу, то тебе нужно часто и много делать это дело; и наоборот, если ты желаешь отвыкнуть от чего-нибудь, то не делай этого.

3. То же самое бывает и со способностями нашей души: когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу,— ты подкладываешь дрова в огонь. … Всякий разумный человек скажет тебе, что наши душевные недуги, наши злые помыслы и желания так именно и усиливаются.

4. Если больной лихорадкой не совсем вылечился, то он легче вновь заболевает, чем человек, никогда не страдавший ею. То же бывает и с болезнями души: после них остаются раны, которые надо вылечить совсем. Иначе, если ударять опять по тому же месту, рана вновь откроется и еще пуще разболится.

5. А потому если ты не хочешь приучать себя к гневу, то всячески сдерживай свой гнев и не давай привычке нарастать. Побороть гнев всего легче в самом его начале — вот тогда-то останови себя. Считай те дни, в которые ты не сердился, и ты увидишь, как улучшение твое подвигается.

♦ После выполнения задания, учащие озвучивают свои мнения.

Подводя итог нашему разговору, я предлагаю вам подумать над таким вопросом:

А что же нужно делать для самовоспитания и для самосовершенствования?

♦ Давайте придумаем несколько советов человеку, который хочет сделать себя лучше.

Задание №3 в Рабочем листе.

Учащиеся выполняют задание и озвучивают свои советы.

Дайте оценку своей работы на уроке, оценку работы всего класса и оценку урока (в Рабочем листе)

Домашнее задание:

Учебник: стр. 66-68, Рабочий лист к уроку 14, №4

У рок 14. Этика о воспитании самого себя

Задание 1. Прочти текст и ответь на вопрос:

Отец дал Андрейке деньги и сказал:

- Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь продуктов.

Андрейка положил деньги в карман пиджака и забыл о них. На уроке физкультуры раздевался, бросил пиджак в траву.

После уроков вспомнил: надо же в магазин. Засунул руку в карман, а денег нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:

- Что с тобой, Андрейка?

Рассказал им мальчик о своей беде. Знали ребята, что отец у Андрейки суровый, будет бить мальчика.

- Поможем Андрейке, - сказала Таня. – У кого есть деньги, давайте. Соберем!

К аждый полез в карман, вынимая мелочь. Набрали целую горсть, посчитали – не хватает! И тут обратили внимание на Костю, дружка Андрейки, который стоял, не двигаясь в стороне.

- А ты что же, у тебя нисколько нет? – спросила Таня.

- Деньги-то есть, – ответил Костя.- Только они мне самому очень нужны: на подарок копил, у мамы скоро день рождения …

Как бы ты поступил в такой ситуации? Кого поддержал бы – ребят и Андрейку или Костю? Объясни свой выбор_____________________________________________________________

hello_html_mce971f7.jpg

Задание 2. Найди в словаре и выпиши значение слова:

Задание 3. Предложи несколько советов человеку, который хочет сделать себя лучше.

Свои предложения запиши:

_ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОРКСЭ 4 класс Урок № 14 Этика о воспитании самого себя Учитель начальных клас.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОРКСЭ 4 класс Урок № 14 Этика о воспитании самого себя Учитель начальных клас.

ОРКСЭ 4 класс Урок № 14 Этика о воспитании самого себя Учитель начальных классов Сизова Юлия Анатольевна МАОУ «СОШ №13

НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕСТНОСТЬ ПОРЯДОЧНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОС.

НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕСТНОСТЬ ПОРЯДОЧНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

1. Сознательное развитие в себе каких-нибудь положительных (ПРИЕМУЩЕСТВЕННО н.

1. Сознательное развитие в себе каких-нибудь положительных (ПРИЕМУЩЕСТВЕННО нравственных) качеств, способностей, уменья. по Ушакову 2. Воспитание самого себя. по Ожегову

Что по-вашему мнению может помешать совершенствованию, воспитанию нужных чело.

Что по-вашему мнению может помешать совершенствованию, воспитанию нужных человеку качеств? Можно ли воспитать какие-то качества за короткое время? С чего начать.

Не поддавайся соблазну сделать перерыв в работе над собой, перенести намеченн.

Эпиклет – древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основа.

Эпиклет – древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. В основе его учения лежало утверждение, что человек сам может воспитать в себе нравственные качества. Человек может в любой момент своей жизни стать рабом своих Не сделаться их рабом помогает разум, воля и мужество.

Домашнее задание: Стр. 66 урок №14, читать, вопрос №3

Домашнее задание: Стр. 66 урок №14, читать, вопрос №3

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики


Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 451 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.03.2018 4798
  • PPTX 259.4 кбайт
  • 348 скачиваний
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сизова Юлия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Слово ВЕЖЛИВОСТЬ произошло от старинного слова ВЕЖЕСТВО , которое означало учтивость, учёность.

Вежливость — первая и самая приятная добродетель. Джон Локк Вежливость — это искусственно созданное хорошее настроение. Джефферсон Т. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес

Вежливость — первая и самая приятная добродетель.

Вежливость — это искусственно созданное хорошее настроение.

Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

- 21 ноября – международный день приветствий. В 1973 году американцы, братья Маккормики, предложили проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

- 21 ноября – международный день приветствий. В 1973 году американцы, братья Маккормики, предложили проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как работать над собой.Развитие умений нравственного анализа поступков , сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок, ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважения

Лупова М.П.

Учитель ОРКСЭ

МБОУ СОШ № 2

Майкопского района

п.Краснооктябрьского

Тема урока: Сам себе воспитатель. Этика о воспитании самого себя

Цель урока: Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважение. Актуализация нравственного потенциала личности.

Задачи урока:

-развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок;

развитие и систематизация этических знаний ребёнка;

формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;

развитие адекватной нравственной самооценки учеников ;

развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях;

Формы и виды деятельности: устное высказывание на тему, самостоятельная работа , работа в парах, участие в учебном диалоге.

Средства наглядности: учебное пособие, портреты великих людей, раздаточный материал для учащихся

Ход урока

( на доске эпиграф к уроку)

Кто воздвигнет тебя к небесам?

Кто низвергнет тебя с высоты?

Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

Самовоспитание — сложное слово: само и воспитание. Оно означает , что вы воспитываете, делаете , формируете сами себя. Самовоспитание — это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами, только вы уже другие. Человек сам ставит цель этой работы, сам её проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, человеку не нравятся некоторые черты его характера, они мешают ему в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, хороших качеств было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат — нового, лучшего себя. То, что это возможно, подтверждается многочисленными свидетельствами людей, буквально сделавших себя самих, это - Петр Первый, М.В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ю.В. Власов, В.И. Дикуль, Л.Н. Толстой , М.Кутузов, П.Нахимов и другие.

2.Работа над новым материалом.

Самовоспитание - это работа над собой. Все силы этой работы направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами. В работе над собой необходимо четко представлять, чего вы хотите достичь, что воспитать в себе.

Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов в детстве был слабым, хилым мальчиком. Отец надеялся , что его сын станет дипломатом. Но Александр мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело , тренировать выносливость, волю и силу. Был настойчив в достижении цели, упорен, непреклонен. Так шёл к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу.

2.Работа в тетрадях

В тетрадях записывается тема урока, основные этапы самовоспитания.

И так ребята, воспитать себя самому непросто.

Во — первых, требуется желание. Во — вторых ,- умение и, в -третьих, -воля, труд- многочисленные упорные упражнения на пути к цели .

Немало важно изучать себя! Чтобы воспитывать себя, делать что -то с собой , прежде всего надо узнать, познать, изучить себя. Для этого надо — ставить цель ! Надо представить себе, каким вы хотите быть( честным, храбрым, умным, справедливым).Тогда на основании изучения себя ( какой вы есть) и представления о себе — будущем( каким хотите быть) вы можете наметить конкретные цели изменения , улучшения и совершенствования своих качеств- цели самовоспитания.

И наконец, надо знать , как себя воспитывать. Для этого есть несколько специальных приёмов, способов.

3. Самостоятельная работа

Ребята, очень простой приём — похвала себе. Когда вы одерживаете хоть небольшую победу над собой , нужно себя наградить, похвалить. Можно просто вслух похвалить себя . Напишите , за что вы себя можете похвалить .

Оценивать самого себя - непростая задача, ведь это надо сделать по справедливости ( объективно) Постарайтесь при выполнении задания быть максимально правдивым и откровенным. Попробуйте оценить свои умения в области самовоспитания, поставив себе отметку по каждой позиции.

Воспитываете ли вы себя? Моя оценка

1. Я ежедневно делаю зарядку 5 4 3 2 1 совсем не делаю

2. Довожу дело до конца 5 4 3 2 1 не довожу

3 Я человек воли 5 4 3 2 1 безвольный

4. Я требовательный к себе 5 4 3 2 1 не требовательный

5. Я умею преодолевать трудности 5 4 3 2 1 пасую перед ними

6. Я умею распределять время 5 4 3 2 1 не умею

7. Я учитываю мнение других 5 4 3 2 1 не учитываю

8. Я человек слова 5 4 3 2 1 не держу слова

9. Я воспитываю в себе трудолюбие, 5 4 3 2 1 не воспитываю

10. Я люблю искусство 5 4 3 2 1 не люблю

11 Я регулярно анализирую себе 5 4 3 2 1 не анализирую

Сумма баллов ( средний балл) будет характеризовать общий уровень ваших умений самовоспитания. Желательно, чтобы по этим же позициям вас оценили друзья, родители , классный руководитель. Усредненная оценка будет более объективной.

Оцените степень ваших положительных качеств( по пятибалльной системе) . Попросите своего соседа по парте дать аналогичную оценку вам. Сопоставьте результаты.


Старательный, усидчивый, самостоятельный, планирую свою деятельность, экономный,

Я = бережливый, инициативный, творческий,

в труде многое умею, не боюсь черновой работы.

5 .Заключительный этап урока.

-Ребята, что вам понравилось на уроке? Закончите предложение письменно.

Я не ожидал что. Оказывается.

Самым неожиданным для меня было ….

2. Наш урок подходит к концу , подведём итог :

Итак , если вы хотите сделать из себя Человека с большой буквы — знающего и умеющего , честного и доброго , самостоятельного, способного добиваться своих целей , надо

настойчиво и терпеливо работать над собой!

3 Домашнее задание: В работе над собой необходимо чётко представлять , чего вы хотите достичь , что воспитать в себе. Представьте своё Я — будущее. Выпишите важнейшие для вас цели , запишите их в тетрадь и начните работать.

Свой урок я хочу закончить словами французского писателя , философа Гельвеция

Люди не рождаются ,

а становятся теми, кто они есть.

Список литературы:

Книга для учителя/ Под редакцией В.А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой.- М.: Просвещение, 2010 г.

Читайте также: