Естественно математические науки конспект

Обновлено: 07.07.2024

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на всестороннее гармоничное развитие личности. Важнейшим условием решения этих общих задач является осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной работы учителей-предметников.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла тесно связано с математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.

Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла

На основе знаний по математике в первую очередь формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Преемственные связи с курсами естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков. Это способствует формированию у учащихся целостного, научного мировоззрения.

Курс алгебры и начал анализа наглядно показывает универсальность математических методов, демонстрирует основные этапы решения прикладных задач. Аксиоматическое построение курса геометрии создает базу для понимания логики построения любой научной теории, изучаемой в курсах физики, химии, биологии.

Важную роль в осуществлении межпредметных связей играет математическое моделирование. Можно привести множество примеров того, как абстрактные понятия, изучаемые на уроках математики, выражают не связанные друг с другом закономерности реального мира. При изучении линейной функции у = кх + b полезно показать учащимся, что она может описывать зависимость между длиной стержня и температурой нагревания: l = l0(1+α t), между объемом газа и его температурой при постоянном давлении: V = V0 (1+α t) (закон Гей-Люсака),давлением и температурой газа при постоянном объеме: p = p0 (1+β t) (закон Шарля), скоростью и временем при равноускоренном движении: ʋ = ʋ0 + at и т. д. При изучении квадратичной функции y = ax 2 можно привести примеры зависимости пути от времени при равноускоренном движении , формулу мощности электрического тока P = I 2 R при постоянном сопротивлении и другие формулы.

Моделирование как метод познания включает в себя:

  • построение, конструирование модели;
  • исследование модели(экспериментальное или мысленное);
  • анализ полученных данных и перенос их на подлинный объект изучения.

Решая прикладные задачи, мы проходим названные выше три этапа:

  • построение модели (перевод условия задачи с обыденного на математический язык)
  • работа с моделью (решение уравнения, неравенства и т. д.)
  • ответ на вопрос задачи

Можно проиллюстрировать сказанное на примере системы задач с физическим содержанием при изучении темы “Векторы” в 8–9-х классах на примере раздела “Динамика”. Векторные умения и навыки отображают модельный характер этого материала. Графические упражнения позволяют учащимся перевести физическую ситуацию на геометрический язык и получать информацию о физических явлениях с помощью геометрической модели векторного пространства. (См. Приложение 1)

У многих учеников вызывают затруднения задачи на смеси и сплавы. Вероятно, это связано с тем, что таким задачам в школьном курсе математики уделяется совсем мало внимания. Вместе с тем они входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы, нередко включаются в варианты ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы.

При решении задач данного типа полезно пользоваться наглядной моделью — схемой, в которой смесь (раствор, сплав) изображается в виде прямоугольника, разбитого на фрагменты в соответствии с числом входящих в нее (в него) компонентов, а непосредственно при составлении уравнения — проследить содержание какого-нибудь одного компонента. (См. Приложение 1)

С целью совершенствования химических и математических знаний и умений учащихся можно предложить задачи на применение графиков.

  1. Пользуясь графиком, определите количество энергии, выделяющейся при образовании15г серной кислоты в результате гидратации оксида серы.
  2. Какая химическая реакция имеет наибольший тепловой эффект?
  3. Определите к1, к2,…к6 в функциях, графики которых изображены на рисунке.

Можно предложить задачи межпредметного характера в ходе изучения других математических тем. (См. Приложение 1)

Хорошим источником материала для проведения уроков алгебры является тетрадь с печатной основой авторов Беленкова Е.Ю. и Лебединцевой Е.А. “Математика 5”, “Математика 6. Задания для обучения и развития учащихся” и пособие “Алгебра 7 класс”, “Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся”, ориентированное на развитие мышления и творческих способностей.

Выполнение предлагаемых заданий позволяет расширить кругозор учащихся, получить дополнительную информацию об окружающем мире.

Осуществление межпредметных связей в процессе обучения основано на координации обучающей деятельности учителей. Поэтому данная проблема требует целенаправленного руководства со стороны заместителя директора по учебно-воспитательной работе и методического совета школы.

Категория педагогических работников Факторы, влияющие на недостаточное применение межпредметных связей
Молодые специалисты Не имеют опыта и умений применения знаний по родственным своей профессии предметам
Учителя с опытом работы от 1 до 3 лет Недостаточно владеют методиками планирования и реализации межпредметных связей на уроках и во внеклассной деятельности
Учителя со стажем работы свыше 15 лет Уже не имеют, как правило, достаточных знаний по родственным предметам, нуждаются в усвоении новых трактовок общепредметных понятий, особенностей новых учебных программ по смежным предметам, необходимых для реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей относится к числу сложных педагогических проблем, требующих коллективного опыта учителей для своего решения. Поэтому так важно организовать работу всего педагогического коллектива над этой проблемой, соблюдая строгую последовательность этапов:

  1. Повышение интереса учителей, показ значимости межпредметных связей в обучении. Выбор и распределение методических тем.
  2. Изучение учителями литературы, обучение их методическим приемам осуществления межпредметных связей, обобщение опыта учителей.
  3. Организация экспериментальной работы с привлечением всего педагогического коллектива.
  4. Организация комплексного, всестороннего использования межпредметных связей по всем предметам.
  5. Конкретизация методических тем и сочетание различных видов работы над общими темами в целях решения общих учебно-методических задач.

Таким образом, современная концепция межпредметных связей предметов естественно-математического цикла ориентирует учителей на систематическую взаимосвязь учебных предметов, активную реализацию межпредметности в содержании, методах и формах организации обучения, во внеклассной работе, широкого внедрения в практику обучения интегрированных уроков, элективных курсов, объединяющих знания из различных научных и практических областей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Игра для обучающихся начальной школы

Цель: познакомить с науками естественно-математического цикла (физика, химия, математика) и активизировать познавательную деятельность обучающихся через игровые формы внеклассной работы, развивать творческие способности.

Задачи: 1. расширить кругозор обучающихся в области естественно-математических дисциплин

2. познакомить с лабораторным оборудованием и научить использовать его для решения практических заданий

3. развивать навыки общения, умение работать в команде

4. формировать у обучающихся представления о роли науки в жизни общества.

Оборудование:

Физика: весы, разновесы, три одинаковых по форме предмета (разные по массе), таблица, листы бумаги для уравновешивания весов

Химия: химические стаканы, коктейльные трубочки, шарик, колба, воронка, свечка, лимонная кислота, сахар, ракушки, пищевая сода, уксусная кислота, ацетат натрия, карбонат натрия, соляная кислота, известковая вода.

Математика – план комнаты на листе для каждой парты.

Ход мероприятия:

Ведущий2: Вы познакомитесь с загадочным и интересным миром наук. Увидите, как он разнообразен и увлекателен.

Ведущий1 : Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясение,

Трудно было ему жить.

И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться,

Людям правду рассказать.

Ведущий2 : Вы, конечно, хотите знать, чем будете заниматься. А для этого надо отгадать несколько загадок.

О.А.: Предлагаем вашему вниманию викторину. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и на него ответить. Если вы затрудняетесь, то можете попросить помощь у своих одноклассников. За каждый правильный ответ вы получаете смайлик, который даст вам возможность получить оценку по окружающему миру.

Викторина: (вставила просто вопросы и загадки из которых можно выбрать)

1. Что в русской народной сказке "Иван-царевич и серый волк " называется "живой " и "мертвой "? Ответ: Вода.

2. Какое значение имеет листопад?

Ответ:(Приспособление к зиме, защита дерева от поломок.)

Ответ:(У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)

4. Чем измеряют длину? Назовите единицы измерения. Ответ:(линейка, м, см, дм)

5. Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года? (9)

6. Два отца и два сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них? (1)

7. Шестьдесят минут-… Ответ: (час).

8.На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички. Ответ: (Природный газ.)

9.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. Ответ: (Песок.)

10.Росли на болоте растения.

А теперь это топливо и удобрения. Ответ: (Торф.)

11. Какие методы изучения природы вы знаете?

Ответ:(наблюдение, эксперимент, теория)

12. Изменения происходящие в природе называют…

Ответ: (явлениями природы)

Ведущий1 : Молодцы! И так мы с удовольствием приглашаем вас поучаствовать в работе нашего НИИ. А вы знаете, что это за науки? Хотите с ними познакомиться (обучающиеся называют – физика, химия, биология и математика). Они пришли к вам в гости.

(выходят обучающиеся старших классов, представляющие математику, физику, химию и биологию)

Математика:

Я – математика, царица всех наук,

Тебе со мною подружиться советую, мой друг.

Если сложные законы в школе изучаешь,

То любые трудности ты преодолеешь.

Сможешь ты решить задачу,

Сможешь в космос полететь,

Сможешь по морю ты плавать,

Не боясь сойти с пути.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Физика нужна!
Физика важна!
Без нее не сделать нам ни шагу!
Как из березы получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в магнитофон?
Как получить незатухающий костер?
Как сделать умный полотер?
Как увидеть микромир?
Как создать нам новый мир?
Как нано-технологии внедрить?
И параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другие времена?
Как в невесомости взрастить нам семена?
Ответ один: тут физика нужна!
Учи ее, и станешь умным ты,
Достигнешь с ней карьерной высоты!

Ведущий 2 : Я думаю теперь вы готовы окунуться в мир наук. Получите маршрутные листы - задания и в добрый путь! А сопровождать Вас и помогать Вам будут конечно же наши науки.

Ведущий 1 . Итак, у кого красные квадраты – идут с математикой, оранжевые – с физикой, а синие – с химией.

(Все ребята расходятся на практическую часть игры по кабинетам)

Учитель физики Одинцова О. А.

Занимательный Урок физики

Оборудование : рычажные весы; набор тел одинаковых по размеру, но разных по массе; листочки бумаги, лист с заданием (таблица для заполнения); разновесы.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня вы пришли в кабинет старших классов для того, чтобы познакомиться с наукой ФИЗИКА! Посмотрите и скажите, как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

Дети: Взвешивать предметы (измерять массу)

Учитель: Хорошо! Перед вами лежат три предмета. Посмотрите на них, пощупайте и скажите что в них общего?

Дети: Они одинаковые по размеру и форме.

Учитель: А чем они отличаются?

Дети: Они разные по весу, один тяжелее другого.

Учитель: А как вы думаете почему? Из одинакового ли материала они сделаны?

Дети: Нет. Они деревянные, пластиковые и железные.

Учитель: Молодцы! Значит, мы можем сказать, что, несмотря на внешнее сходство, они все же отличны друг от друга по свой массе. Это, ребята, зависит от того сколько молекул в каждом из этих тел. Вы наверное уже изучали, что все тела состоят из молекул. Поэтому масса предмета зависит от того сколько молекул в каждом отдельно взятом предмете. Даже когда вы ходите с родителями в магазин там тоже всегда определяют массу продукта, который вы купили. А теперь посмотрите, что стоит перед вами. Это рычажные весы и сегодня мы, с их помощью узнаем массу предметов, которые у вас лежат на столах. А так как мы являемся научными сотрудниками, то должны все свои измерения занести в таблицу. Она также есть у вас на столе. А вы знаете, как правильно пользоваться весами?

Дети: Нет.

Учитель: А хотите научиться?

Учитель: Для начала нам необходимо уравновесить чаши весов. Сделать так чтобы чаши весов были на одном уровне. Это можно сделать с помощью обыкновенного листа бумаги. Кладите листочки только на одну чашу весов до тех пор, пока чаши не окажутся на одном уровне. А помогать вам будут обучающиеся 9 класса Катя и Оля.

(учащиеся уравновешивают весы)

Учитель: Вот теперь вы готовы! Сейчас вы будете на одну чашу весов ставить предмет, а на другую – гирьки. Если предмет вам кажется легким, то и начинать надо с маленьких гирь в 1, 2 грамма. Также у вас есть пластинки показывающие количество миллиграмм. В таблицу вы будете записывать предмет, затем перечислять какие гири вы использовали, а в последней колонке уже сложите все значения и напишите окончательный результат. Удачи! Приступайте к своей работе!

(учащиеся выполняют измерения, заносят все данные в таблицу. Им помогают обучающиеся 9 класса)

Учитель: Молодцы! Все справились с заданием! А теперь нам надо ответить на вопрос: в гостях у какой науки вы были?

Дети: ФИЗИКА

(наклеивают название и оформляют коллаж)

Учитель: - Вам понравилось наше занятие?

- Что ещё вам понравилось?

- Есть ли у вас желание дальше знакомиться с наукой физика?

На этом наше занятие окончено. Вам пора возвращаться в зал.

Возвращение в зал.

Учитель биологии Золотарева Т.В.

Занимательная биология

В кабинете биологии подготовлено оборудование:

Организационный момент.

Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к замечательной Науке, которая изучает живую природу. Вас ждут интересные вопросы и загадки. Сегодня вы имеете возможность заглянуть в удивительный мир живой клетки, увидеть, что находится внутри организма человека. И найти ответ на вопрос, что же это за наука и для чего ее надо изучать.

Конверт с заданием получен, выполнить его вы сможете при помощи экскурсии в удивительный храм Науки, которую проведут старшие научные сотрудники НИИ естественно-математических наук Максим, Даниил, Алиса и Даша.

Максим: и наш учитель Татьяна Викторовна.

Итак, наша экскурсия в НАУКУ начинается!

Он высокий и пятнистый,

С длинной, длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Он по-рабочему одет,

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел)

На ромашку у ворот

Кто же это? (Стрекоза)

Учитель: Молодцы! Ну а сейчас, внимание! Первая остановка нашей экскурсии у загадочного объекта: 5, 4, 3, 2, 1 – занавес опускается!

Перед вами внутренне строение человеческого организма. (Даша и Алиса убирают чехол).

- Как вы считаете ребята, какой главный орган у человека? А почему? (Ребята отвечают: сердце). От его работы зависит движение крови в организме, выносливость и работоспособность.

- Что нужно делать. Чтобы сердце было здоровое? (ТРЕНИРОВАТЬСЯ, СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ДНЯ, ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ).

Учитель: Вторая остановка нашей экскурсии у другого загадочного объекта: 5 4 3 2 1 – занавес опускается! Перед вами скелет животного (Максим убирает чехол).

- Для чего необходим организму скелет? (Поддерживать в вертикальном положении тело, опорно-двигательный аппарат (учитель дополняет).)

Учитель: Третья остановка: Путешествие в мир клетки.

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Загляните на часок

В нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут Органоиды живут.

Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.

Смотрим на экран! Данил настроил нам цифровой микроскоп. Это клетки, а внутри у них: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма.

(Даниил демонстрирует на цифровом микроскопе строение клетки кожицы лука).

Какой вывод можно сделать? (Все живые существа состоят из клеток).

Учитель: Пришло время определить науку, в гостях у которой вы сегодня побывали. Назовите эту науку! Ребята называют (БИОЛОГИЯ).

Учитель: Через два года, когда вы будете учиться в 5-м классе, наши встречи с биологией продолжатся на уроках.

Время экскурсии подходит к концу, а сейчас готовим отчет о науке, в гостях у которой вы побывали (ученики все вместе готовят отчет и защиту отчета).

А наши сотрудники НИИ естественно-математических наук вам в этом помогут.

Учитель: ребята, нас с вами ждут в актовом зале (все стоятся и проходят в актовый зал).

Возвращение в зал.

Учитель химии Н.А. Хомякова

Занимательный Урок химии

Оборудование и реактивы : химические стаканы, коктейльные трубочки, шарик, колба, воронка, свечка, лимонная кислота, сахар, ракушки, пищевая сода, уксусная кислота, ацетат натрия, карбонат натрия, соляная кислота, известковая вода.

Учитель: Сегодня вы в первый раз пришли в кабинет химии. Этот кабинет самый необычный кабинет в школе. Здесь происходят волшебные превращения, которые можно объяснить, если ты знаком с самой замечательной наукой – химией. Это очень серьезная и умная наука. Посмотрите вокруг: об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Их не надо страшиться, потому что тому, кто познает основы химии, она дает возможность получать нужные для человека вещества.

Конечно же, вам хочется увидеть чудеса? Это возможно. Мы вам сейчас их покажем.

Например, вам хочется газированной водички? Неплохо бы, да?

Демонстрация опыта (выполняет ученик старшего класса) Возьмем химический стакан с белыми камешками (карбонат кальция) и прильём прозрачной бесцветной жидкости (раствор

соляной кислоты). Пожалуйста, газированная вода готова.

Ученик: Стоп, ребята, не спешите! Чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.
Все запомните, друзья, здесь ни есть, ни пить нельзя!

Учитель: Воду он мутить умеет, но какую?

Вам назвать я не посмею.

Всеми вами выдыхаюсь

И различно называюсь?

Ученик: На суку сидит сова
Выдыхает: (отвечает кто-то из учеников) (CO2 )

Учитель: Действительно, живые организмы выдыхают углекислый газ, формулу которого вы видите на доске, она и была отгадкой. А знаете ли вы свойства этого газа? Он не поддерживает горения, поэтому его используют при тушении пожаров, а в химии доказать, что выдыхаемый газ - углекислый можно при помощи воды, но непростой, а известковой: при пропускании через неё углекислого газа она мутнеет. Кто желает попробовать доказать, что мы действительно выдыхаем углекислый газ? Все!

(учитель предлагает всем обучающимся в группе проделать опыт)

Учащиеся берут со столов стаканы с известковой водой и через коктейльные трубочки продувают через неё выдуваемый газ. Наблюдают, что она помутнела.

Учитель: Газ, о котором мы с вами ведём речь можно выделить достаточно много, так что даже можно надуть шарик.

Демонстрация опыта. (Через воронку в шарик соды, а в бутылку (или колбу) уксуса, затем осторожно надуть шарик на горлышко колбы и поднять шарик, так чтобы сода высыпалась в колбу. Наблюдаем, что шарик начинает надуваться.)

Учитель: Но этот газ тяжелее воздуха, поэтому такой шарик не взлетит, как гелевый.

Из шарика этот газ можно вылить в стакан, я уже говорила вам, что он не поддерживает горение, поэтому любое пламя в нем будет гаснуть . Демонстрация опыта. (В большую колбу поставить зажжённую свечку и на неё вылить газ из шарика).

Учитель: Даже слабая кислота выгоняет из соды углекислый газ. Демонстрация опыта. ( Покрой дно пробирки лимонной кислотой и насыпь поверху нее столько же соды. Смешай эти два вещества. Оба они уживаются, но ненадолго. Высыпь эту смесь в обыкновенный стакан и быстро наполни его свежей водой.)

Учитель: Как сильно она шипит и пенится! Как настоящий лимонад. Ты спокойно можешь отпить его. Это абсолютно безвредно, даже вкусно. Надо только в самом начале добавить сахар, просто чтобы было вкуснее.

Учитель: Если при смачивании какого – либо вещества кислотой появляется пена, почти всегда это происходит от выделяющего углекислого газа. Именно он и образует эту пену. Смоченный известняк шипит и пенится, из него выделяется углекислый газ. Если ты не уверен в этом, сделай опыт.

Перед вами лежат ракушки с Чёрного моря. А в колбе есть кислота.

Возьмите и с помощью пипетки капните на ракушку несколько капель кислоты. Что вы наблюдаете?

(обучающиеся начальной школы проводят этот опыт самостоятельно и отвечают на вопрос)

Ученик: Нам вещества даны
Не прожигать штаны.

Все, чем жив человек,
Все может химия.

Но что б не стряслась беда,
И не сойти с ума,

С радостью подскажу
Верный совет вам я.

Мудрых преподавателей
Слушаю я внимательно.
Если дадут химичить мне,
Сделаю только так.
Да-да-да.
Даром преподаватели
Время со мной не тратили,
И из меня получится
Самый искусный маг!
Да-да

Учитель: Итак, мы приоткрыли завесу над удивительными тайнами замечательной науки-химии. Я думаю вас не оставил равнодушными этот урок. Вам было интересно?

А закончить его я хотела бы стихами:

Спасибо химия за то,
Что ты - реальнейшее чудо,
Что ты - наука, не причуда,
Там жизни нет, где ты ничто
Спасибо химия за всё.
До новых встреч.

Учитель: Вам осталось оформить коллаж и ответь на вопрос в конверте.

Возвращение в зал

Ведущий 1. Ну что ребята, вы познакомились с науками, которые вам предстоит в скором будущем изучать. Расскажите нам, в каких лабораториях вы побывали.

(От каждой команды выходит представитель и поясняет чем занимались на уроке).

Ведущий 2. Молодцы! Вы славно потрудились, узнали много нового и полезного. И мы вам приготовили призы за ваше стремление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умный праздник начинаем.

Добрый день, мои друзья!

Две команды на турнире,

Их сейчас представлю я.

У неё высокий статус. Прямо всем сказать хочу, им заданья по плечу.

Чтоб пошла игра как надо,

мы жюри представить рады: (Представление жюри)

Итак, турнир мы открываем и успехов всем желаем. Командам первое заданье, пред вами торт на разрезанье.


Учитель: В этом году школа при ИК-3 с. Среднебелая отметила свой 15-летний юбилей. Мы поздравляем коллектив с днём рождения и дарим виртуальный торт, который нужно разрезать по трем прямым линиям на семь частей и притом так, чтобы в каждой части торта оказалось по одной ягодке.

Первый тур мы открываем, победителей узнаем.

Здесь загадки и шарады, победителям награды.

6.Назовите первые вычислительные устройства, которыми пользовались в древности люди? (пальцы рук)

Пингвинят поставьте в ряд,

но не просто абы как.

Сумма быть должна 12,

Расставьте пингвинов так, чтобы сумма чисел проставленных на пингвинах во всех указанных рядах, составляла 12.



Третий тур нам предстоит.

Кто умней, тот победит.

Учителя задают вопросы: литература, физика, математика, география
Представление учителя географии: Молода, умна, интеллигентна. Любит путешествовать, умеет водить машину. Любимый предмет – география. О ком идёт речь?

Вопрос Лисенко Ю. В.: Самолет летел на юг, но, долетев до одной из точек, не меняя направления движения, продолжал лететь на север. Почему самолет не мог двигаться дальше на юг?

Ответ: Самолет долетел до Южного полюса Земли).

Представление учителя математики: хорошо решает любое уравнение, знает функции и всё о них, изучала теорию вероятности. На досуге плетёт украшения из бисера. О ком идёт речь?

Вопрос Терентьевой Е. А.: У меня в руках игральная карта – бубновый король. На карте изображение ромба. Почему на картах бубновой масти изображены именно ромб. А не что-нибудь другое?

Представление учителя физики: Этот человек вам хорошо знаком. По звёздам может предсказать вам судьбу. Эрудирован в технических, электромагнитных, световых, тепловых явлениях. Кто это?

Вопрос Полещук Г. Ф.: На одной чашке весов лежит объёмный камень, а на другой – железная гиря той же массы. Останутся ли в равновесии весы, если их погрузить в воду?

Ответ: Чашка с гирей перетянет, так как вытеснит меньше воды, а, следовательно, меньше потеряет в весе).

Вопрос: Для биолога это среда обитания живых существ, для физика – диэлектрик, для связиста – эфир. Что это для обыкновенного человека?

География – наука, с ней не одолеет скука.

И к вам вопрос сейчас возник – назовите материк.

Ждём с великим нетерпеньем ваши умозаключенья.

Определите географический объект по контуру.

Нашим командам не занимать талантов.

Все артисты хоть куда!

Покажите нам тогда может мимикой иль жестом,

но чтоб было интересно!

Соперник должен угадать,

что вы хотели показать

и нам об этом рассказать.

Команде 1: (связано с информатикой) 1. Компьютер завис.

(связано с физикой) 2. Сила действия равна силе противодействия.

Команде 2: (связано с математикой) 1. Циркуль.

(связано с биологией) 2. Жираф.

А сейчас дышите чаще, перед вами чёрный ящик.

Чтоб узнать, что там лежит, вам подумать предстоит.

Чтобы получить подсказку, отгадать должны загадку.

Для того чтобы отгадать, что лежит в ящике необходимо выкупить подсказки.

Для того, что бы добыть подсказку, необходимо по очереди выполнить задания.

1.Назвать и исполнить куплет песни о цветах.

2.Назвать и исполнить пени о животных.

3.Прочитать стихотворение, где есть слова о растениях.

4.Прочитать стихотворение, где есть слова о животных.

5. В люстре горело пять лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек осталось в люстре?

6. На дубе три ветки, на каждой три яблока. Сколько всего яблок?

Подсказка 1 – В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.

Подсказка 2 – этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве

Подсказка 3 – За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась

Подсказка 4 – этот предмет может быть изготовлен из металла или пластика

Подсказка 5 – в настоящее время этим предметом может пользоваться любой ученик

Подсказка 6 – с помощью этого предмета можно решать задачи на построение.

Где вы только не бывали,

в космос наконец попали.

На планетах нет растений.

Вы исправьте положенье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра содержит познавательный, информационный, занимательный материал по естественно-математическим циклам. Игру сопровождает компьютерная презентация, позволяющая сделать занятие более ярким, наглядным и интересным.

Внеклассное мероприятие может быть использовано при проведении недели естественно-математических наук для 7-11-х классов.

Цель: создание условий для развития логического мышления, фантазии, гибкости ума, осознанного позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.
Задачи:

  1. Развитие умения применять в игре полученные знания.
  2. Развитие внимания, логического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.
  3. Формирование осознания учащимися целостности окружающего мира.
  4. Воспитание личностных качеств учащихся, обучение их способам конструктивного взаимодействия.

Формирование команд: 3-4 команд, в каждой команде 4 человек, а именно

  1. Капитан команды – учащийся 11 класса
  2. Члены команды – 1 учитель из МО ЕМЦ, 1 учащийся из 7-8 классов, 1 учащийся из 9-10 классов.

Домашнее задание командам:

План мероприятия:
1. Вступительное слово ведущего.

2. Представление команд

3. Представление жюри.

4. Проведение игры.

5. Подведение итогов игры.

6. Награждение победителей.

Ход игры

  1. Выход сформировавшихся команд: (музыка)

(Название команд, дается заранее для их представления при выходе, команды по очереди входят в зал и садятся на подготовленные заранее места. После того как все команды заняли свои места, им предлагается озвучить свой девиз)

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем вам удачи

За работу, в добрый час

  1. Представление жюри: Ну какая же игра без жюри. (музыка)

Итак, команды! Игра началась!

4. Проведение игры.
1 БУМ КАПИТАН. (слайд 2-5)

Задание. Нужно ответить на вопросы.

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ 2 балл, если ответил капитан, если команда - 1 балл.

  1. Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (один)
  2. Может ли при делении получится нуль? (да)
  3. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
  4. Назовите самое маленькое двузначное число. (10)
  5. Как называется результат вычитания. (разность)
  1. Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала по 5км. Сколько километров проехал ямщик? (5км)
  2. Может ли при умножении получится нуль? (да)
  3. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  4. Назовите самое маленькое натуральное число. (1)
  5. Как называется результат деления. (частное)
  1. На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (ни одной)
  2. Может ли быть у треугольника два тупых угла? (нет)
  3. Петух весит на одной ноге 5кг 500г. Сколько весит петух на двух ногах? (5кг 500г)
  4. Назовите самое большое однозначное число. (9)
  5. Как называется результат сложения. (сумма)

2 БУМ КОМАНДА. (слайд 6-7,9)

Задание. Нужно решить задания, найти соответствующий цвет полученного числа и раскрасить следующее изображение фигур с числами.

Критерии оценивания. За каждую правильно закрашенную фигуру 1 балл + 1балл за правильное эстетичное оформление.

  • 44 - (63 : 9) + 5 • 6=67 - красный
  • В школьный буфет привезли два лотка с булочками. На одном лотке было 40 булочек, на другом — 35. За первую перемену продали 57 булочек. Сколько булочек осталось? (18 булочек) - зеленый
  • 2,7 – 4,5 + 1,3 – 5,5 + 10= 4 - желтый
  • =1,5 - синий

Пока наши команды работают над задание проведем игру со зрителями.

Игра со зрителями (слайд 8)

И названье реки припишите –

Получиться столица должна,

Что на карте Европы видна. (Лондон)

3 БУМ УЧАЩИЕСЯ 10 КЛАССОВ. (слайд 10). Данное задание можно продемонстрировать, расположив одинаковые палочки на полу.

Задание. Подвинуть спички

Критерии оценивания. Если задание выполняет ученик 10 класса, то 5 баллов, если же задание выполнено с командой, то 3 балла.

Подвиньте 2 спички, чтобы получить 4 треугольника.

Подвинуть 3 спички, чтобы получить 3 квадрата.

Подвиньте 2 спички, чтобы получить 3 квадрата.

Критерии оценивания. Если задание выполняет ученик 10 класса, то 5 баллов, если же задание выполнено с командой, то 3 балла.

4 БУМ КОМАНДА. (слайд 11-14)

Задание. 4 картинки одно слово

Критерии оценивания. За правильный ответ 1 балл.

Задание. Исключи лишнее слово

команда №1 инсум, люпс, олнь, мьнутожи.

команда №2 льбшое, дивоуть, арнов, шменье

команда №3 ышмь, атвикулара, соероцпср, кашко

6 БУМ КОМАНДА. (слайд 19)

Задание. Что в черном ящике, отгадай ребус, посчитай

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ 2 балла

Чёрный ящик.
Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. Ответ: Циркуль.

Ребус. (диагональ)

Посчитай. Однажды я ехала в автобусе и решила посчитать пассажиров, их было 5, на первой остановке вышло еще 3, на следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на седеющей остановке вышли 4, и никто не вошел, а потом на остановке гражданин вошел с целой кучею обновок. Сколько было остановок. (4)

Игра со зрителями

Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечён.
Над ним невежественный воин взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница…
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит!

Ответ: Греческий учёный, математик, основатель гидростатики и защитник Сиракуз, Архимед

7 БУМ КОМАНДА. (слайд 20). Командам предлагается опыт. Демонстрация опыта.

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ 2 балла

Ведущий: Это заключительный бум нашей игры. Пока наши команды готовятся, и эксперты подводят итоги, мы проведем игру со зрителями.

Игра со зрителями пословицы (слайд 21-26)

А теперь слово командам, затем экспертам.

Эксперты подводят итоги и награждают победителей (музыка).

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Внеклассное мероприятие

Интеллектуальная игра содержит познавательный, информационный, занимательный материал по естественно-математическим циклам. Игру сопровождает компьютерная презентация, позволяющая сделать занятие более ярким, наглядным и интересным.

Внеклассное мероприятие может быть использовано при проведении недели естественно-математических наук для 7-11-х классов.

Цель: создание условий для развития логического мышления, фантазии, гибкости ума, осознанного позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.
Задачи:

Развитие умения применять в игре полученные знания.

Развитие внимания, логического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.

Формирование осознания учащимися целостности окружающего мира.

Воспитание личностных качеств учащихся, обучение их способам конструктивного взаимодействия.

Формирование команд: 3-4 команд, в каждой команде 4 человек, а именно

Капитан команды – учащийся 11 класса

Члены команды – 1 учитель из МО ЕМЦ, 1 учащийся из 7-8 классов, 1 учащийся из 9-10 классов.

Домашнее задание командам:

План мероприятия:
1. Вступительное слово ведущего.

2. Представление команд

3. Представление жюри.

4. Проведение игры.

5. Подведение итогов игры.

6. Награждение победителей.

Ведущий: (музыка)

Выход сформировавшихся команд: (музыка)

(Название команд, дается заранее для их представления при выходе, команды по очереди входят в зал и садятся на подготовленные заранее места. После того как все команды заняли свои места, им предлагается озвучить свой девиз)

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем вам удачи

За работу, в добрый час

Представление жюри: Ну какая же игра без жюри. (музыка)

Итак, команды! Игра началась!

4. Проведение игры.
1 БУМ КАПИТАН. (слайд 2-5)

Задание. Нужно ответить на вопросы.

Время. 1мин

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ 2 балл, если ответил капитан, если команда - 1 балл.

Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (один)

Может ли при делении получится нуль? (да)

У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)

Назовите самое маленькое двузначное число. (10)

Как называется результат вычитания. (разность)

Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала по 5км. Сколько километров проехал ямщик? (5км)

Может ли при умножении получится нуль? (да)

На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Назовите самое маленькое натуральное число. (1)

Как называется результат деления. (частное)

На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (ни одной)

Может ли быть у треугольника два тупых угла? (нет)

Петух весит на одной ноге 5кг 500г. Сколько весит петух на двух ногах? (5кг 500г)

Назовите самое большое однозначное число. (9)

Как называется результат сложения. (сумма)

2 БУМ КОМАНДА. (слайд 6-7,9)

Задание. Нужно решить задания, найти соответствующий цвет полученного числа и раскрасить следующее изображение фигур с числами.

Время. 5мин

Критерии оценивания. За каждую правильно закрашенную фигуру 1 балл + 1балл за правильное эстетичное оформление.


44 - (63 : 9) + 5 • 6=67 - красный

В школьный буфет привезли два лотка с булочками. На одном лотке было 40 булочек, на другом — 35. За первую перемену продали 57 булочек. Сколько булочек осталось? (18 булочек) - зеленый

2,7 – 4,5 + 1,3 – 5,5 + 10= 4 - желтый


=1,5 - синий

Пока наши команды работают над задание проведем игру со зрителями.

Игра со зрителями (слайд 8)

И названье реки припишите –

Получиться столица должна,

Что на карте Европы видна. (Лондон)

3 БУМ УЧАЩИЕСЯ 10 КЛАССОВ. (слайд 10). Данное задание можно продемонстрировать, расположив одинаковые палочки на полу.

Задание. Подвинуть спички

Время. 2мин

Критерии оценивания. Если задание выполняет ученик 10 класса, то 5 баллов, если же задание выполнено с командой, то 3 балла.


Подвиньте 2 спички, чтобы получить 4 треугольника.

Подвинуть 3 спички, чтобы получить 3 квадрата.

Подвиньте 2 спички, чтобы получить 3 квадрата.

Время. 2мин

Критерии оценивания. Если задание выполняет ученик 10 класса, то 5 баллов, если же задание выполнено с командой, то 3 балла.

4 БУМ КОМАНДА. (слайд 11-14)

Задание. 4 картинки одно слово

Время. 1мин

Критерии оценивания. За правильный ответ 1 балл.

Задание. Исключи лишнее слово

Время. 1мин

команда №1 инсум, люпс, олнь, мьнутожи.

команда №2 льбшое, дивоуть, арнов, шменье

команда №3 ышмь, атвикулара, соероцпср, кашко

6 БУМ КОМАНДА. (слайд 19)

Задание. Что в черном ящике, отгадай ребус, посчитай

Время. 3мин

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ 2 балла

Чёрный ящик.
Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. Ответ: Циркуль.


Ребус. (диагональ)

Посчитай. Однажды я ехала в автобусе и решила посчитать пассажиров, их было 5, на первой остановке вышло еще 3, на следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на седеющей остановке вышли 4, и никто не вошел, а потом на остановке гражданин вошел с целой кучею обновок. Сколько было остановок. (4)

Игра со зрителями

Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечён.
Над ним невежественный воин взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница…
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит!

Ответ: Греческий учёный, математик, основатель гидростатики и защитник Сиракуз, Архимед

7 БУМ КОМАНДА. (слайд 20). Командам предлагается опыт. Демонстрация опыта.

Задание. Сделайте выводы

Время. 3мин

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ 2 балла

Ведущий: Это заключительный бум нашей игры. Пока наши команды готовятся, и эксперты подводят итоги, мы проведем игру со зрителями.

Все науки можно разделить на две основные категории: социально-гуманитарные дисциплины и естествознание. Первые исследуют культуру и историю человечества, мысли, эмоции и коммуникации людей. Естественные науки — это дисциплины, ориентированные на постижение законов, управляющих природой. В понимании этой области знаний понятие природа включает в себя любые элементы Вселенной.

Естественные науки это

Цели и особенности

Наукой называется совокупность систематических действий, направленных на получение и организацию знаний о различных типах явлений, их объяснение. Основная задача естествознания — сформулировать законы, способные предсказать происходящее в окружающем мире. Отсюда вытекает стремление учёных исключить неопределённости, упрощая изучаемые явления. Основные признаки, которыми характеризуются естественные науки, можно представить следующим списком:

  • Детерминированность. Сосредоточение на причинно-следственных объяснениях.
  • Широкое использование экспериментов и математических моделей.
  • Преобладание количественных методов.
  • Объективность. Убеждения исследователей имеют слабое или не оказывают вообще никакого влияния на процесс или выводы.
  • Воспроизводимость и надёжность результатов.
  • Возможность экспериментальной проверки или опровержения.
  • Стремление к обнаружению более общих принципов устройства мира.

Естественные науки список

Развитие естественных наук тесно связано с технологическим прогрессом. Отсутствие тех или иных технических возможностей может быть непреодолимым препятствием для анализа природных явлений.

Например, без инструментов наблюдения, таких как телескоп и микроскоп, учёные не смогли бы провести важнейшие исследования в области астрономии и микробиологии.

Важно понимать, что знания об окружающем мире несовершенны и даже бывают довольно далеки от истины. Теории, на которых базируются естественные науки, представляют собой лишь объяснение какого-либо явления. В зависимости от того, в какой степени они согласуются с реальностью, определяется их качество.

Прогресс естествознания происходит благодаря улучшению наблюдений с помощью более точных инструментов и обогащению информационной базы для логических рассуждений.

История естествознания

Можно считать, что естествознание зародилось в дописьменных человеческих сообществах. Ещё в те времена люди, наблюдая за природой, создавали знания о поведении животных, полезности растений в качестве продуктов питания и лекарств. Эта информация передавалась из поколения в поколение.

Доаристотелева эпоха

Подобные примитивные познания уступили более систематизированным исследованиям и выводам приблизительно в месопотамских и древнеегипетских культурах. Там появляются первые письменные свидетельства о естественной философии.

Традиция научного исследования характерна также для Древнего Китая, где даосские алхимики и философы экспериментировали с эликсирами для продления жизни.

Что такое естественные науки

Богатое наследие оставили народы древней индийской культуры. Некоторые понимания ими природы отражены в Ведах. Этот набор священных текстов описывает концепцию постоянно расширяющейся и трансформирующейся Вселенной.

Древнегреческие мыслители приблизили естественную философию к дисциплине о причинно-следственных связях в природе с элементами мифологии между 600 и 400 г. до н. э.

Некоторые открытия и гипотезы учёных античного мира поражают своей современностью:

Аристотель по праву считается отцом науки благодаря тому, что первый осознал важность эмпирического знания. Он применял свои методы практически ко всему, от поэзии и политики до астрономии. Школу познания античного философа можно суммировать следующими принципами:

  • Изучение чужого опыта.
  • Поиски общего согласия по вопросу.
  • Систематическое исследование фактов, даже тех, которые частично относятся к предмету.

От философии к естествознанию

Труды Аристотеля и другая греческая натурфилософия достигли Европы приблизительно в середине XII века. Эти работы стали изучаться в новых университетах, несмотря на запреты церкви. В позднем Средневековье публикуются первые классификации наук на основе греческой и арабской философии, среди которых появилось в названиях естествознание.

Изобретение печатного станка в XV веке, микроскопа и телескопа коренным образом повлияло на эволюцию научных знаний об окружающем мире. Аристотелева философия отошла на второй план, уступив новым методам исследования. Природу учёные стали рассматривать как механизм, который для понимания следует разобрать на части. Одним из главных достижений научной революции XVII века стало повсеместное использование научного метода для изучения природы, что и сформировало базу естественных наук в том виде, в котором они существует в настоящее время.

Научный метод

Современные естественнонаучные дисциплины часто называют точными из-за интенсивного использования ими объективных количественных данных и опору на математику.

Естественные науки характеризуются

В отличие от них, общественные науки, такие как психология, социология и антропология, в большей степени полагаются на нечисловые оценки и, как правило, оперируют менее определёнными выводами. Формальные дисциплины, к которым относят математику и статистику, в более значительной степени оперируют количественными категориями, но, как правило, не включают в себя изучение природных явлений.

Основой всех естественных наук является научный метод — важнейший компонент современного естествознания, служащий фундаментом для анализа и объективной интерпретации исследований. Применение его предполагает цикл из формирования обоснованного предположения относительно эксперимента, изучения одной или группы переменных в качестве результата. Если предположение не соответствует выводам из опытов, оно исключается в пользу следующего.

Некоторые ключевые моменты, характерные для научного метода:

  • Предположение должно быть проверяемым.
  • Исследования включают в себя дедуктивные и индуктивные рассуждения.
  • Эксперименты содержат зависимые от условий переменные.
  • Опыты должны быть воспроизводимы с получением аналогичных, если не идентичных результатов.

Любую отрасль естествознания, которая сформирована без научного метода, нельзя назвать наукой. Например, теологические идеи невозможно проверить независимыми наблюдателями с использованием воспроизводимых опытов.

Законы и теории

Бытует мнение, что если учёные находят доказательства, поддерживающие гипотезу, последняя становится теорией, а в случае, когда теория верна, на её основании пишется закон. Это не совсем так. На самом деле факты, гипотезы, теории и законы — лишь отдельные инструменты научного метода. Они могут развиваться, но это не означает, что они обязательно переходят в новое качество. Упрощённо разница между терминами выглядит так:

 основой всех естественных наук является

  • Закон — это описание наблюдаемого явления. Он не объясняет, почему явление существует или что его вызывает.
  • Гипотезой называют ограниченное, предположительное объяснение феномена.
  • Теория представляет собой логическую, систематическую внятную трактовку явления и его причин.

Кроме того, если какая-то закономерность становится законом, это не означает, что ситуация не изменится из-за будущих исследований. Использование определения закона у неспециалистов и учёных заметно отличается.

Научные законы не абсолютны, они могут иметь исключения, способны быть опровергнуты или получить развитие с течением времени.

Факты и законы работают на эмпирической, наблюдательной основе. Теории оперируют закономерностями на концептуальном уровне и зиждятся на логике, а не на наблюдениях. По аналогии с плохими и хорошими формальными объяснениями, теории также различаются по качеству. Наиболее важные критерии их оценки сводятся к следующему перечню:

  • Логическая непротиворечивость. Теоретические построения, граничные условия и допущения согласуются друг с другом.
  • Прогностическая сила. Насколько хорошо она предсказывает реальность.
  • Опровергаемость. Гарантия эмпирической проверяемости.
  • Экономичность. Объяснение сложного явления не должно быть за счёт неоправданного добавления новых конструкций.

С учётом того факта, что теории и наблюдения являются двумя столпами естествознания, научные исследования, соответственно, ведутся на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Первый касается разработки абстрактных понятий о явлении и соотношениях между этими понятиями. Эмпирический уровень предполагает проверку концепций на достоверность действительным наблюдениям. Благодаря такому подходу теории совершенствуются в своём соответствии реальности.

Отрасли и дисциплины

Что изучают естественные науки

Естествознание можно разделить на две большие группы: физические дисциплины и изучающие живые объекты. Их также можно классифицировать в зависимости от назначения. Так называемые чистые науки объясняют самые основные объекты и законы, их регулирующие.

Прикладные применяют фундаментальные теоретические знания для узких практических целей. Например, медицина ставит своей задачей излечение человеческих недугов на основе биологии.

Список естественных наук, которые считают основными, выглядит так:

  • Физика. Фокусируется на свойствах и взаимодействии материи, энергии, пространства и времени. В общем рассматривается как фундаментальная система знаний, тесно связанная с математикой и логикой. Формулирование теорий о законах, управляющих Вселенной, характерно для этого комплекса естественных знаний с древних времён.
  • Химия. В её интересы входит состав, структура и свойства веществ и изменение их результате реакций. Экспериментальная дисциплина, тесно связанная с остальной частью естествознания. Возникла из алхимии — сочетания эзотерики и физических экспериментов. Систематизация произошла после создания периодической таблицы и внедрения атомной теории вместе с разработкой исследователями фундаментального понимания форм материи.
  • Биология. занимается изучением живых существ, их происхождения, эволюции и особенностей. Имеет дело с характеристиками и классификацией организмов, взаимодействием видов друг с другом и окружающей средой. Такие разделы, как ботаника, зоология и медицина, появились с первыми цивилизациями. Микробиология берёт начало с XVII века вместе с открытием микроскопа. Ключевые события в развитии науки связаны также с появлением теорий эволюции, применением методов, характерных для физики и химии на клеточном и молекулярном уровне. Делится на разделы в зависимости от масштаба изучения: жизни от молекулярной до экологии.
  • География. Наука, описывающая происхождение, развитие и нынешнее состояние Земли. Объединяет комплекс методов познания о планете от картографии до метеопрогнозов. Включает в себя такие важные разделы, как океанография, геология, почвоведение, палеонтология. Хотя минералы и руды были предметами интереса на протяжении всей человеческой цивилизации, научное развитие знание о строении Земли приобрело лишь в XVIII веке. . Учение о небесных телах, их движении и явлениях, с ними связанных. Одна из самых древних дисциплин. Использует в качестве инструмента понимания процессов в небе физику и математические методы. Граничит с философскими вопросами о происхождении и будущем Вселенной. Ключевой фактор развития — появление и совершенствование телескопов.

Естественные науки предмет изучения

География

Многие достижения, определяющие современную цивилизацию, есть результат знаний и технологий, порождённых исследованиями в области естественных наук.

Прогресс естествознания позволил человечеству победить неизлечимые в прошлом болезни, извлечь из недр Земли необходимые ресурсы, обеспечить население продуктами питания и совершить научно-техническую революцию.

Читайте также: