Эмоциональный мир человека конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока сформировать у учащихся представление о физиологических механизмах формирования эмоций, значение эмоций в жизни людей.

Оборудование: рисунки, таблицы с изображением различных эмоций, компьютер, медиа проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: семинар (с использованием ИКТ).

Вводная часть

Актуализация имеющихся у учащихся навыков определения настроения людей по выражению лица.

Основная часть

Формирование представлений учащихся о позах и жестах, как выразительных средствах, несущих важную информацию.
В начале урока учащиеся слышат шум в коридоре, имитирующий ссору между учащимися, переходящую в драку (прослушивается отрывок звукозаписи аналогичного содержания). Важно, чтобы дети никого не видели, но хорошо слышали отрицательный эмоциональный диалог, который сопровождается звуками опрокидывающейся мебели и бьющегося стекла.

Рефлексия

– Что вы слышали? (Ответ: ссору).
– Как вы поняли, что люди ссорятся? (Громкие голоса, раздражённый тон, грубые слова).
– Выражением чего были услышанные звуки? (Отрицательные эмоции).

Подготовка к осознанному восприятию нового материала

Вступительное слово учителя.

Огромная роль в жизнедеятельности человека и высших животных принадлежит эмоциям. Для того чтобы осознать это, нужно просто представить себе мир без эмоций. Предположите, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд и опасений. Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, – это чистый продукт, созерцающий личности.

Изучение нового материала. Теоретический блок

Эмоции – (от латинского слова, что значит, потрясаю, волную) временные, преходящие переживания, возникающие в ответ на какое-либо воздействие или как реакция на определённые обстоятельства.

Высшие эмоции и чувства возникают при наличии определённого интеллекта человека, они осуществляют не саморегуляцию организма, а саморегуляцию личности человека, влияя на взаимодействие эмоции личности с обществом.

Эмоции – субъективные состояния человеческого организма, поддающиеся объективному нейрофизиологическому анализу (общий курс физиологии человека и животных).

Хотя мы в состоянии обсуждать эмоции быть абсолютно уверены в том, что понимаем друг друга, когда описываем, например, страх, ученые до сих пор не смогли выработать достаточно четкого определения эмоции – такого, которое не содержало бы субъективных понятий и не сводилось к перечислению признаков. Американский психолог Уильям Джеймс создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями, – описывал огромную роль эмоций в жизни человека сопоставляя одиночество с отчуждением и эмоциональной депривацией внешней среды – (состоянием человека в эмоциональном вакууме). Работы Джеймса, проведенные в конце XIX века, вместе с учением Зигмунда Фрейда и некоторыми другими теориями, относящимися к XX веку, послужили фундаментом для современных исследований мозга и эмоций.

  • Эмоции – это субъективные состояния.
  • Проявление эмоций ярко выражено.
  • Эмоции влияют на физиологическое состояние организма.

Комментарии учителя. Представления об эмоциях пришли в физиологию из психологии. Мы в состоянии обсуждать эмоции, и можем быть уверены в том, что понимаем друг друга, когда описываем, например, страх. Однако учёные до сих пор не смогли дать достаточно чёткого определения эмоций, которое не содержало бы субъективных понятий и не сводилось бы к перечислению признаков, на сегодняшний день не существует.

ХАРАКТЕРИСТИКАЭМОЦИЙ

5. Закрепление изученного материала. Практический блок

Мимическое выражение эмоций.
Работа со схематическими изображениями проявления эмоций.

Вариант 1. Учитель по очереди демонстрирует круги, на которых изображены лица людей с выражением радости, отвращения, удивления, печали, гнева, страха.

Вариант 2. Учитель раздаёт учащимся заранее заготовленные круги белой бумаги, изображающие человеческие лица, и предлагает изобразить на них различные эмоции. (Рисунок 3)

Цель работы: научиться создавать условия для распознавания эмоций, развивать способность распознавания эмоций у другого человека, расширить свой словарь эмоций.

Цель упражнения: научиться воспроизводить признаки, характерные для определённой эмоции не вербально и развивать способность распознавания эмоций.
Учащиеся по очереди вытаскивают карточки, на которых написано название эмоции, объясняют с помощью жестов, мимики интонации содержание карточки. Все учащиеся, которые наблюдают за презентацией эмоции, отмечают в тетради своё предположение, какая эмоция могла быть представлена, а после обсуждения правильного ответа отмечают точность своей оценки. Затем учащиеся работают с карточками, на которых написано не только название эмоции, но и способ её демонстрации (например: радость – способ её демонстрации выражение лица, отвращение – способ его демонстрации: интонация, удивление – способ его демонстрации: жесты.) Остальные учащиеся должны догадаться, какая эмоция изображается. Результаты фиксируются наблюдателями.

Цель упражнения: научиться анализировать эмоции, которые уже были когда-то пережиты учащимися.

Цель упражнения: научиться анализировать эмоции, выявить эмоции, которые позитивно влияют на самочувствие и деятельность человека.

Работа может выполняться в малых группах. Ведущий, который выбирается членами группы, предлагает рассказать о значимых для ребят событиях с позиции того, что вызвало удивление, интерес, радость и отразилось позитивно на деятельности. Процедура идёт по кругу и может включать оценку (в баллах), которую выставляет группа учащемуся за само презентацию.

Сделайте вывод, какие эмоции вам труднее воспроизвести в данный момент, а какие легче, с чем это может быть связано, на сколько хорошо вы распознаёте эмоции, по каким признакам вам проще понять состояние другого человека, по каким сложнее.

Обладаете ли вы такими качествами? Не стоит ли вам скорректировать свою позицию, своё поведение? Определить свои качества вам поможет методика, которую успешно использует казанский психолог И.М. Юсупов для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Домашнее задание

2. Найдите и выпишите из художественных произведений описания людей, испытывающих разные эмоции.

• Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.

• Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.

• Развивать умение узнавать и различать основные эмоции и умение их сравнивать.

• Учить понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать об этом.

• Воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками.

• Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

• Формирование коммуникативных навыков.

Ход ЗАНЯТИЯ

И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый домик. Мне стало интересно и я зашел в него. Там жили разные эмоции : радость, злость, испуг, удивление и другие.

Оказалось, что в этот день в их домик пробрался злой волшебник Грусти-плач. Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями.

– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ушастику?

– При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить к дому злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.

– Приступим к первому заданию.

Грустиплач дает такое задание: изобразить двух жителей дома эмоций. 1 пиктограмма – радость.

– А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка).

– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется.

– Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости.)

– Видите, как много у нас поводов для радости.

– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо. Вот и уже немного стал виден дом злого колдуна Грустиплача.

2 пиктограмма – злость.

– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые).

– Какие мы некрасивые, когда злимся. А когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не получается).

– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся.

– Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри).

– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми?

– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос.

– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Ну а этот все глядел.

(В соответствии с текстом поочередно разжимаем сжатые в кулак пальцы.)

– Молодцы! Еще одна часть домика появилась.

– Перед нами следующее задание. Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дома эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий. Нужно найти все отличия.

– Молодцы, вот и последняя часть дома появилась.

– А вот и Ушастик, но к нему еще не вернулся смех. Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось и к Ушастику вернулся смех, нужно построить башню радости.

– Наше сказочное занятие подошло к концу.

– Что вам запомнилось и понравилось?

– Какая эмоция вам больше всего понравилась?

– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.

1. В мире детских эмоций : пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М. :Айрис-пресс, 2007.– 160 с.

3. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С. И. Семенака. – М. : АРКТИ, 2006. – 72 с.

4. Тарасова, Т. А., Власова, Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст]/ Т. А. Тарасова, Л. В. Власова. – М. : Школьная Пресса, 2008. – 80 с.

5. Хухлаева, О. В., Хухлаева, О. Е., Первушина, И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушина. – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.

6. Жигалова, Н. Ю., Куликова, И. Н. Валеологические развлечения и игры в детском саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова. // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.

7. Зедгенидзе, В. Я., Ерошкина, Н. Г. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В. Я. Зедгенидзе, Н. Г. Ерошкина. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.

9. Бикташева, Н. П. Страна разноцветных эмоций [Текст]/ Н. П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.– № 1. – С. 51-52.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эмоциональный мир человека

Санкт-Петербург 2020 год

Эмоциональный мир человека (мимика и жесты) '

Ознакомление сотрудников с возможностями невербальной коммуникации.

1. Познакомить с пиктограммами, обозначающими основные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, злость).

3. Научить определять и выражать эмоциональное состояние, используя мимику и движение тела.

Развивающие:

1. формировать умение работать в парах.

2. развивать коммуникативные навыки, руководствуясь принципами доверия и поддержки.

3. создание положительного эмоционального настроя в группе.

Оборудование:

Объемные изображения различных мимических выражений, карточки с пословицами и поговорками, пластилин, доски для лепки, бумага, фломастеры.

Структура занятия:

1. Организационный момент:

2. Основная часть.

- беседа о возможностях применения жестовой и мимической речи в общении с незрячими и слабовидящими людьми.

- обсуждение типичных жестов и мимических выражений.

3. Заключительная часть.

- подведение итогов занятия.

Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности.

Ход: Здравствуйте. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. Почувствует крепость рукопожатий ваших соседей, и все вместе поздороваемся друг с другом.

Скажите мне, всем было приятно здороваться? Какие эмоции вы испытывали, приветствуя друг друга? (участники рассказывают, какие они испытали эмоции).

Эмоции — универсальный способ проявления чувств среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

Как известно , на сегодняшний день существует много теорий, которые утверждают, что, проследив за мимикой и жестами человека, можно узнать его внутренний мир. Одной из таких теорий является физиогномика. Данная теория в настоящее время уже привнесена в ранг науки. Корни физиогномики уходят в далекую Японию, где она и зародилась.

Данная наука появилась в связи с желанием человека понять характер собеседника, обращая внимание на его внешние проявления во время разговора. Специалисты, которые придерживаются данной теории , утверждают, что, наблюдая за человеком, за его мимикой и жестами, можно понять, что тот думает на самом деле : Очень часто люди говорят одно, но при этом думают совершенно другое . И жесты порой выдают такие ситуации. Физиогнисты разделяют в данном случае мимику и жесты.

Обращая внимание на мимику человека, физиогномист делит лицо на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Нижняя часть показывает нрав человека и отношение его к жизни. Например, квадратный и выступающий вперед подбородок говорит о большой силе воли. Если на такого человека навалиться много проблем, то он наверняка выдержит их. Средняя часть лица в основном служит для определения эмоций человека. Щеки, нос и рот наиболее активно выражают все наши ощущения . Даже улыбку сложно придумать, она в данном случае будет смотреться , неестественно. Верхняя часть отвечает за интеллектуальные способности. Здесь выделяют глаза, брови и лоб . Например, взгляд, устремленный вникуда, говорит о том, что человек мечтателен или любит пофантазировать.

Обратив внимание на все эти особенности человека, можно сложить о нем частичный личностный портрет как утверждают физиогномисты. Но на сегодняшний день существует множество способов привести физиогномисты к неправильным выводам. Один из таких способов - пластическая хирургия. Порой очень сложно понять, делал человек такую операцию, меняя что-то на своем лице или нет. А при этом форма носа или подбородка, которые говорят о каких-то врожденных качествах, может изменяться. Но при этом характер человека не всегда меняется.

Физиогномики большое внимание уделяют и жестам человека. Если вся мимика человека отражается на лице, то жест это движение рук, ног, положение тела . По этим особенностям , как считают многие, тоже можно понять, мысли человека. Например, всем известная закрытая поза: руки и ноги скрещены, которая обычно означает, что человек не хочет разговаривать на какую-либо тему, и не собирается выкладывать вам все подробности. Таких поз, по которым можно судить о мыслях человека, физиогномисты выделяют множество .

Но помимо сторонников данных идей есть и противники их. Некоторые утверждают, что нельзя опираться на подобные теории в определении характера и мыслей человека. Это может привести к ошибочным выводам . Мимику и жесты можно привести под контроль и тогда вся теория физиогномиста о бессознательных движениях придет в негодность. Например, многим известным политикам или влиятельным людям, которые выступают на публике, специалисты специально ставят необходимые жесты и учат их контролировать , чтобы вызывать у публики нужную реакцию на это

Контролировать свою мимику и жесты сегодня может научиться каждый. Для этого дается несколько правил, которые и позволяют использовать эти средства именно для выразительности своей речи, при этом, не раздражая человека. Рекомендуется следить за частой жестикуляцией, многих людей раздражает жестикуляция, если она происходит непрерывно. Также, следует вносить разнообразие в используемые жесты. Не нужно часто повторять один и тот же жест, это выглядит монотонно. С помощью жестов можно воздействовать на своего собеседника. Классическим приемом в этом случае считается копирование его позы. Этот способ позволяет расположить к себе собеседника.

Мимику также можно контролировать. Вспомните, как часто вы это делали, когда не хотели открыть свои чувства и эмоции перед другими людьми, это очень важно, если вы часто выступаете перед большой аудиторией. Стоит учесть тот факт, что в различных культурах выражение мимики имеет и свое специфическое значение. Например, европеец, говоря о себе, покажет рукой на грудь, а японец на своего собеседника. Казалось бы: одно и тоже значение, а жесты разные и восприниматься вне контекста данной культуры они могут по-разному. Жест японца мы, скорее всего, восприняли бы как оскорбление, в то время для них этот же жест обозначает наоборот почтение человека. Одни народы более часто используют жесты, их жестикуляция очень активна, другие же ограничиваются несколькими жестами.

Наверное, в этом споре правы обе стороны: действительно приглядевшись к мимике и жестам человека можно понять правдивость слов и характер своего собеседника. Но не стоит полностью опираться при характеристике человека лишь на его мимику и жесты во время разговора. Это может привести к неправильным выводам и суждениям о нем.

Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).

Ход: Сегодня мы с вами рассмотрим карточки, на которых изображены основные эмоции человека. Они нам помогут вспомнить эмоции, о которых вы уже знаете. Давайте посмотрим на первую карточку (Радостный) что помогло вам понять это? Мы можем придумать этому изображению имя, например Вася, и попробуем описать его. Какое у него лицо? Какие у него глаза? Что происходит с его губами? (участники объясняют и показывают мимикой). А какая вторая карточка? Какие эмоции теперь у нашего Васи? (Злой) Правильно, давайте опишем его лицо. Какие у него глаза, рот, зубы? (Далее описываем эмоции страха, грусти, любопытства, удивления). Психолог спрашивает участников, какие эмоции они теперь научились различать тактильно (радость, страх, злость, грусть, удивление, любопытство, печаль).

Цель: развитие произвольности, самоконтроля и внимания, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход: участники стоят колонной - друг за другом.- Я буду показывать различные эмоции. Вы будете повторять их вашему соседу впереди, но говорить ничего нельзя, все эмоции мы передаем движениями.

Психолог показывает последнему в колонне какую-либо эмоцию (страх, сочувствие, одобрение, нетерпение). Последний участник должен передать эту эмоцию стоящему впереди, и так до первого участника. Затем последний в колонне переходит вперед. Упражнение повторяется пока все участники не покажут свои варианты эмоций

- Что вызвало ваше недоумение: (эмоции нужно видеть. Как незрячие и слабовидящие люди могут их использовать)?

Как вы думаете, какие жесты более располагают к общению? (веселые, т.е. располагающие к веселью, радости, доверию).

Оказывается, 80% успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с другими людьми. Очень важно уметь улыбаться, это помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения. С помощью улыбки можно улучшить и своё настроение. Когда мы улыбаемся, в кровь поступает специальное вещество - гормон удовольствия, который успокаивает и повышает настроение.

1. Коммуникативные жесты, мимика и телодвижения:

а) жесты приветствия и прощания.

б) жесты привлечения внимания

2. Жесты-символы и жесты-рудименты

3. Жесты, выражающие оценку окружающих предметов или явлений:

а) положительная или отрицательная оценка.

в) отчаяние , смятение .

г) симпатия, проявление дружеских чувств.

д) запрещающие жесты.

Давайте теперь перейдем к практической части. Каждый из вас получит карточку с описанием того или иного жеста. Ваша задача озвучить ее нам и вместе мы попытаемся истолковать этот жест, пользуясь полученными теоретическими знаниями

Члены группы получают карточки.

-этот жест может говорить об уверенности в себе.

-о готовности сотрудничеству.

- такой человек открыт для окружающего мира.

-у него слишком тугой воротничок.

-вы представляете, вы все абсолютно правы. Этот жест говорит об открытости и о тугом воротничке, а вот подчеркнуто высоко поднятая голова свидетельствует о самолюбовании

- мне кажется, такой человек к чему-то прислушивается.

-а я думаю, такой человек готов признать свою неправоту.

-точно, он способен на пересмотр вопроса, склонен к компромиссу.

-может у него шея болит.

- этот жест связан с убеждением.

-да это прост, у девушки сохнет маникюр

Вообще, в психологии жестов рукам отводится очень большое значение. А связано это с тем, что, жестикулируя руками, человек передаёт множество тех чувств и эмоций, которые не может передать словами.

- мне кажется это отдых после тяжелой работы.

- нет, это скорее покорность судьбе, обстоятельствам.

-человек боится что-нибудь схватить.

-да, я сказала бы, неготовность к действию.

-человек хочет подраться.

-да, точно, так люди самоутверждаются.

- мне кажется, человек пытается сконцентрироваться.

- плечи, отведенные назад? Это как? Грудь вперед что ли.

- да, можно так сказать.

-тогда это готовность к действиям, ведь не даром говорят, грудь вперед, и на дело.

-но некоторые еще считают, что выпяченная грудная клетка означает завышенную самооценку.

Согласно психологии жестов, характер человека и его личностные качества отражаются на осанке человека, его походке и его любимых позах. Давайте рассмотрим эти моменты на языке жестов.

-а мне кажется, что это уверенный в себе человек, целеустремленный.

-это хулиган. Они так показывают сое отношение к окружающим.

-человеку все делать лень.

-да такая походка только у манекенщиц и у женщин . поведения.

- Так ходят самовлюбленные и самоуверенные люди.

-у человека болит спина или еще что-нибудь.

-человек боится пространства.

-в психологии такая походка считается признаком самодостаточности и позитивности человека.

Закончилась практическая часть нашего занятия. Еще раз спасибо за отзывчивость и открытость в суждениях. Давайте подведем итоги нашей встречи.

Сегодня мы коснулись лишь некоторых аспектов применения невербальной коммуникации, а именно, языка жестов. Попытались выяснить, насколько хорошо мы разбираемся в тех или иных мимических выражениях. Если у вас есть интерес к этой теме, мы можем вернуться к ней на одном из следующих занятий.

- Я попрошу вас подвести некоторые итоги самостоятельно. Как мы это делаем с вами в конце каждой встречи.

- Мне показалось интересным описание жестов. Но вот я думаю, а может ли рисунок жестов быть индивидуальным?

- Хороший вопрос. Да, кроме типичных жестов жестовая речь каждого человека индивидуальна.

- Спасибо, узнала много нового. Не задумывалась, что язык жестов так богат.

- Сложная наука психология. Никогда не задумывался о том, почему я делаю так, а не иначе.

- Хорошо, мы уделим этому время на следующем занятии.

- Конечно, это все занимательно, но я еще поговорил бы о том, как распознают жесты незрячие люди.

- Да, и мне тоже хотелось бы поговорить на эту тему.

- Кто-нибудь еще хочет высказаться? Если нет, то давайте прощаться. Благодарю всех за сотрудничество и создание положительной атмосферы в нашей группе. До свидания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ. ред. акад РАО Бордовского, - М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.

Цель урока: Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний.

Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.



План-конспект урока " Эмоции человека".

Цель урока: разъяснить детям новые понятие "эмоции"

Задачи урока:

- познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, их многообразием, со способами разрядки, показать влияние эмоций на здоровье человека;

- формировать навыки культурного поведения и управления своими эмоциями и

- воспитание бережного отношения к чувствам окружающих людей.

Форма обучения: групповая

Планируемые результаты: научить детей различать эмоции, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к учебному предмету, способность к самооценке.

Познавательные УУД: осуществлять анализ ситуации, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Форма обучения: групповая

карточки для рефлексии.

1. Оргмомент.

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть Вас мы очень рады!

А теперь улыбнемся друг другу и будем работать.

-Ребята, вы уже знаете, что человек – сложный живой организм. Мы говорим, что человек здоров, когда он хорошо себя чувствует, т.е. у него нормальное и физическое, и психическое состояние.

Слайд №1. Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о выражении лица этого человека ?

( смеется, злится, удивляется, обижается : испытывает разные чувства) Или мы говорим, что у человека разное настроение.

( Настроение у нас бывает разное - и прекрасным может быть и безобразным)

- С помощью чего наше настроение выражается на лице?

(Глаз, бровей, рта)

Т.е. с помощью мимики, жестов можно узнать об эмоциональном состоянии человека

2. Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке нам предстоит выяснить:

Какие бывают эмоции? Как эмоции влияют на здоровье, поступки человека?

- Можно ли управлять эмоциями?

Давайте искать ответ

-Ребята, давайте поиграем. Встаньте.

Я буду называть ситуацию, а вы с помощью мимики, жестов покажете, как отреагируете.

- вы получили шоколадку…

- хотели шоколадку, а получили ..селедку..

- Представьте, что навстречу вам идет тигр… а друг

- уроки закончились, пора домой!

- Ребята, я заметила, что сейчас каждый из вас по- разному передавал свои чувства .

Как вы думаете, почему ? ( все мы разные , по-разному воспринимаем окружающий мир, у каждого свои эмоции)

- Так что такое эмоции?

Выберите ответ Эмоции - это:

Эмоции – это переживания, в которых проявляется отношение человека к

к окружающему миру и к самим себе.

РАБОТА В ГРУППАХ

-Р-та, сейчас вы будете работать в группах.

Поэтому давайте вспомним ПРАВИЛА совместной работы. ……….

Не забывайте их!

4. Самостоятельная работа в группах.

Дети, у вас на столах лежат конверты. В конвертах есть карточки со словами, которые обозначают разные эмоции.

- Разделите эти эмоции на две группы. 2 мин

-На какие группы вы разделили слова ?

- Какие слова в 1 группе? Назовите (Восхищение, радость, восторг, удовольствие, удивление, веселье, счастье, любовь, ликование, одобрение.)

Это какие эмоции - хорошие или плохие?

Как еще можно назвать хорошие эмоции? ( Хорошие, положительные)

- Какие эмоции во 2 группе?

(грусть, стыд, горе, боль, тоска, ненависть, отвращение, злость, обида, гнев, страх.)

- Какие это ? (Плохие, отрицательные)

- Как можно эти группы назвать? (противоположные - антонимы)

-Какие слова можно добавить в каждую группу?

5. Работа с картинками Слайд 4. Картинки на столах каждой группы .

- Итак, вы узнали, что эмоции бывают положительными и отрицательными.

- Сейчас рассмотрите картинки.

- Расскажите об эмоциях детей и как эмоции отражаются на здоровье человека?

- Что чувствуют дети , которые его окружают?

Вывод Положительные эмоции благотворны для человека и для окружающих его людей. Они несут в себе заряд энергии и как бы заряжают другого человека хорошим настроением. Хорошее настроение укрепляет здоровье.

Отрицательные эмоции - это стресс для психики, они вредят здоровью человека.

( может голова заболеть, сердце. настроение плохое будет..)

- Ребята, скажите, в школе бывают у вас положительные эмоции? Приведите пример.

- Ребята, когда в школе вы испытываете отрицательные эмоции?

- Р-та, можно управлять своими эмоциями ? (можно)

( советы детей).

- Ребята, за нами весь урок наблюдал Доктор Айболит. Он принес ПАМЯТКИ

с Советами, как можно улучшить настроение, а, значит, здоровье. Я раздам эти памятки каждому, что бы вы могли познакомить с ними ваших родителей, друзей.

Физминутка

- Сейчас встаньте. Давайте разучим некоторые упражнения, как владеть собой.

- Потопать ногами на месте. 10 раз (Вы дадите выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдёт и плохое настроение.)

-Подпрыгнуть высоко несколько раз.

- Закрыть глаза, досчитать до 10 и обратно.

- Смыть плохое настроение. (Умыться и ощутить, как вода смывает плохое настроение)

- Несколько раз глубоко подышать.

- Надуть злостью шарик и отпустить его, а вместе с ним плохое настроение улетит далеко.

- Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.

- Улыбаться нужно чаще. ( Смех продливает жизнь 1мин смеха =15 мин жизни)

Вывод. Вот такие способы разрядки существуют, чтобы избавиться от отрицательных эмоций.

-Р-та, отрицательные эмоции мы испытываем не только, когда получаем плохие оценки , но и в процессе общения, когда вы обижаете друг друга.

7. Работа по учебнику. С. 42.

Откройте учебники на стр42 .

1-2 группа - Почему люди обижаются друг на друга? ( Не понимают друг друга воспринимают мир по- своему, думают несколько иначе Мы все разные, )

- На что обижаетесь вы? Приведите примеры

3-4 группа - Как можно избежать обиды?

(Ответы учащихся. )

Можно воспользоваться вот такой мирилкой.

Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!

- Р-та, так можно ли управлять своими эмоциями?

8.Домашнее задание. Познакомьте своих родных со способами, помогающими избавиться от плохого настроения.

9. Подведем итог урока.

Рефлексия– Продолжи высказывание:

Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился…

- Сейчас на смайлике покажите эмоции от нашего урока.

ОЦЕНКИ Попрощаемся с нашими гостями !!

Сказка про чувства.

В одном волшебном лесу жил лисёнок, рыжий, пушистый, очень живой, добрый и искренний. И был он совершенно особенный, ведь внутри его, в самом-самом его сердечке каждую минуту рождались ЧУВСТВА.
Чувства радости, нежности, благодарности, любви, добра. Это были солнечные чувства. Когда лисенок выпускал их на свободу, Все вокруг становилось теплым, красивым, радостным и солнечным.
Но иногда в его сердечке рождались дождливые чувства.. Это были чувства обиды, злости, зависти и вины. Они были как маленькие дождливые тучки и, когда, лисенок выпускал их на свободу, Они улетали на небо, а если чувство было очень сильное, то из тучки капала капелька дождя. И вот однажды, когда лисенок гулял по своему волшебном лесу, он встретил СОМНЕНИЕ и разговорился с ним. И сказало СОМНЕНИЕ лисенку, что, если он хочет быть хорошим и чтобы его все любили, лисенок не должен проявлять свои дождливые чувства и тогда он станет самым хорошим и любимым. И правда, подумал Лисенок, какая всем польза от моих тучек. и решил не выпускать их. И стали эти тучки оставаться жить в его сердце. И стало там темно, грустно и сыро. И не осталось в сердце лисенка места для солнечных чувств. Загрустил лисенок. Стал думать, кто ему может помочь и вспомнил, что по соседству живут тетушки ДОВЕРИЕ и ПРИНЯТИЕ. Поделился он своей историей с тетушками ДОВЕРИЕМ И ПРИНЯТИЕМ. Внимательно выслушали его тетушки и рассказали, что есть у лисенка ПРАВА, их много, и среди этих прав, Есть ПРАВО на ЧУВСТВА. Это значит, сказало ПРИНЯТИЕ, что любое чувство, которое в тебе рождается, имеет ПРАВО на жизнь и на свободу. А ДОВЕРИЕ сказала, что все любят лисенка просто так, За то, что он просто есть. Хорошо, сказал лисенок, но сейчас у меня так много маленьких дождливые туч, что, если я их выпущу, начнется ураган и потоп, и может быть, даже, цунами. Я боюсь. - Попробуй, сказала ему ДОВЕРИЕ. Отпускай по одной маленькой тучке и говори ей вслед: "Мне обидно.
Другой - Мне больно.
Еще одной - Я злюсь". А мы будем рядом с тобой. И отпустил на свободу лисенок все тучки. И на месте каждой тучки сразу рождались солнечное чувство. И стало лисенку радостно и тепло, поблагодарил он ДОВЕРИЕ и ПРИНЯТИЕ и отправился дарить тепло и любовь своим близким, ведь теперь он знал, что ДОВЕРИЕ И ПРИНЯТИЕ живут рядом с ним и ЛЮБОВЬ просто есть и его любят просто так, за то, что он есть.


-75%

Смысловое чтение как основа формирования читательской компетенции школьника

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии










Эмоции человека (328.54 KB)

Читайте также: