Экономика наука и хозяйство конспект урока 11 класс по боголюбову

Обновлено: 07.07.2024

5. Основные понятия : экономика, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика

2. Что изучает экономика

3. Уровни экономической науки

I . Организационный момент:

Учитель : Добрый день, ребята, я надеюсь, что сегодня все настроены на продуктивную работу, тогда начнем наш урок

II . Проверка домашнего задани я в виде фронтального опроса :

Учитель : но, а начнем мы с проверки того, как был усвоен предыдущий материал, который мы разбирали с вами на прошлых уроках. Кто напомнит тему прошлого урока?

Ученики : роль экономики в жизни общества

Учитель: верно, теперь освятим основные моменты этой темы

-Ч то является главной целью экономической сферы общества?

-Что в целом представляет собой экономическая сфера?

-Дайте характеристику основным элементам экономической жизни: производство, распределение, обмен, потребление

-Как можно дать определение понятиям: уровень жизнь и уровень бедности? От чего будут зависеть эти показатели?

-Назовите несколько аспектов взаимосвязи экономики и политики

III . Определение задач данного урока

IV . Объяснение нового материала

Учитель: итак, экономическая сфера является одной из важнейших сфер жизни общества, а какие еще сферы вы знаете?

Ученики : политическая, социальная, духовная

Учитель : верно, мы изучаем эконмическую сферу и обязательно стоит сказать, что она находится в тесной взаимосвязи с другими сферами

Ученики : хозяйство, одна из наук

Из которой следует, что есть два подхода к определению экономики. Каких?

Ученики: как науки и как хозяйства.

Учитель: на доске представлен слайд, где даны оба определения, запишем их в тетрадь

2. Учитель : экономика как наука имеет свой предмет, а также функции и основные вопросы, которые она решает.

Учитель: сейчас мы просмотрим видео, в котором отражены все эти моменты, смотрим внимательно, а затем мы обсудим и запишем

Учитель: итак, каково понимание предмета экономики, и как оно менялось?

Ученики: сначала предметом было богатство, а затем с XIX века понимался как рациональное ведение хозяйства

Учитель : да, верно, рациональное ведение хозяйства, и добавим, что в условиях ограниченности ресурсов. Хорошо, какие основные вопросы экономики вы выделили?

Ученики: что производить?

Кто будет производить?

Для кого это будет производиться?

3. Учитель : отлично, продолжаем просмотр, теперь необходимо выяснить, какие существуют уровни экономической науки. Смотрим и анализируем, что это за уровни, и почему они так называются

Учитель: итак, какие уровни мы можем выделить

Ученики : макроэкономика, микроэкономика, а также отдельно выделяют мировую экономику

Учитель : отлично, также отметим это схематично

Уровни экономической науки:

Микроэкономика Макроэкономика Мировая экономика

Учитель: таким образом, микроэкономика- часть экономической науки, изучающая экономические отношения между отдельными субъектами. Запишем это определение.

Макроэкономика- часть экономической науки , которая изучает экономику как единое целое. Записываем в тетрадь

Мировая экономика- самостоятельная часть экономической науки, изучающая законы мирового развития.

V . Закрепление знаний

Учитель : таким образом, ребята, давайте вспомним еще раз все ключевые моменты нашего занятия:

- какие определения есть у экономики?

- назовите вопросы экономики

- перечислите функции экономики

- дайте характеристику уровням экономической науки

VI . Об общение и систематизация знаний

Учитель: из всего того, что мы с вами сегодня изучили , какой вывод можно сделать об экономике, ее определениях, предмете, функциях?

Ученики: у экономики есть несколько определений, как система и как наука , предметом сначала бы ло богатство, а затем стало рациональное использование ресурсов, изучается на нескольких уровнях

VII . Подведение итогов занятия (рефлексия)

Учитель: ребята, урок подходит к концу, информации было очень, но нам с вами удалось привести ее в структуру, продуктивно поработав, спасибо за работу.

VIII . Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Преимущества нашего сервиса

1. По ФГОС

Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

2. Быстро

Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.

3. Честно

Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_ekonomika_nauka_i_hozyaystvo.docx 26.41 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО

Изучение нового материала

  1. Что изучает экономическая наука.
  2. Экономика и экономическая деятельность.
  3. Измерители экономической деятельности

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт), макроэкономика, микроэкономика

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять тенденции развития важнейших социальных институтов; раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности

4) Что представляет собой проблема экономического выбора?

5) Как эту проблему пытается решать экономическая наука?

Задание 2. Составьте таблицу

Разделы экономической науки

Предмет исследования

3. Мировая (международная)

Пункт: Экономическая деятельность и её измерители (стр. 18)

Задание 1. Сформулируйте и запишите понятия:

2) Экономические блага - _______________________________________

Задание 2. Составьте таблицу

Экономические величины

Экономическая величина

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1) Что такое ВНП?

2) Почему речь идёт только о конечных продуктах?

3) Что такое национальный доход (НД)?

4) Что такое ВВП?

5) Что такое ВВП на душу населения?

6) Для чего необходима полученная с помощью различных измерителей экономическая

7) Перечислите приоритетные направления модернизации.

Прочтите выдержку из документа и ответьте на вопросы

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие. Передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и своё понимание прогресса…В связи с этим предстоит ещё раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли… Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями. Восприятием окружающего мира и места человека в нём. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимаются в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих своё благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления…Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была признана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, её ждал успех. Где она отступала от этого правила, её (и страну) ждало разочарование. XX век. Включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

Вопросы к документу:

1) Почему автор считает необходимым «вернуться к осмыслению особой роли и места

2) Чем определяется самобытность этой научной школы?

3) Какие, отличные от западных, подходы, нравственные ценности, взгляды на место

человека в мире характеризуют, по мнению Л.И. Абалкина, российскую

4) Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой

этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?

• Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. - М.: Просвещение, 2013.

1. Что изучает экономическая наука.

2. Экономика и экономическая деятельность.

3. Измерители экономической деятельности

Создать условия для формирования представлений об особенностях, содержании и значении понятий “экономика как хозяйство” и “экономика как наука” и раскрыть сущность их составляющих; объяснить роль экономики в жизни общества

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт), макроэкономика, микроэкономика

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять тенденции развития важнейших социальных институтов; раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Умеют: определять понятия; вступать в речевое общение; работать с книгой; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

к учебной деятельности

психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Записи в тетради

II. Актуализация знаний

Беседа по теме “Экономика”

Организует беседу по вопросам:

- Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей?

- Можно ли измерить экономическую деятельность?

- Как развивается экономика - стихийно или по своим законам?

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные: выявляют особенности и признаки экономики; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

III. Изучение нового материала

1. Презентация “Экономика: наука и хозяйство”*.

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию, отвечает на вопросы учащихся.

1. Знакомятся с новой информацией, делают необходимые записи, задают уточняющие вопросы.

1. Индивидуальная работа.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об экономике как науке и хозяйстве; строят логические цепочки

1. Записи в тетради, устные ответы.

2. Работа с текстом учебника, с. 6-13.

2. Формулирует задания, определяет группы учащихся:

1-я группа - “Что изучает экономическая наука”;

2-я группа - “Экономика и экономическая деятельность”;

3-я группа - “Измерители экономической деятельности”.

2. Читают текст, делают записи в тетради, отвечают на вопросы.

2. Групповая работа.

рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей,

2. Устные ответы.

3. Работа с документом, с. 14-15.

3. Формулирует задание, организует самостоятельную работу по изучению документа, проводит беседу по вопросам, с. 15.

3. Знакомятся с документом, анализируют его, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

3. Индивидуальная работа, фронтальная работа.

согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

3. Письменное задание, устные ответы.

4. Работа по заданиям учебника, с. 27.

4. Поясняет задания, организует дискуссионную беседу по вопросам учебника.

4. Самостоятельно заполняют таблицу, аргументированно отвечают на вопросы, выбирают определения предмета экономики.

4. Устные ответы.

5. Устное рассуждение по теме: “Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов” (Л. Питер)

5. Готовит учащихся к обсуждению сложных дискуссионных вопросов, организует обсуждение высказывания об экономике, создает условия для подготовки к ЕГЭ (написание эссе)

5. Знакомятся с высказыванием, анализируют его, высказывают собственное мнение, строят логическое рассуждение по теме

5. Фронтальная работа

5. Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Вопросы для самопроверки, с. 15

Поясняет задание, проводит выборочный контроль

Письменно отвечают на вопросы

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти)

V. Итоги урока. Рефлексия

- Какие определения экономики вы знаете?

- Что изучает экономическая наука?

- Что такое ВВП и ВНП?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: определяют границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

§ 1, вопросы для самопроверки. Распределение индивидуальных заданий к уроку-семинару по экономике, с. 139

Конкретизирует домашнее задание

* На этом уроке и на всех последующих учитель может использовать как всю презентацию по ходу урока, так и отдельные слайды, необходимые для раскрытия новой темы урока.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: