Экологическая безопасность конспект обж

Обновлено: 20.05.2024

Экологическая безопасность — это состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.

Качество среды обитания человека — это показатель соответствия социальных и природных условий потребностям людей.

Качество жизни — это совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами.

Здоровье — это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Общественное здоровье (уровень здоровья всех граждан в совокупности) –— это медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению безопасности.

Фактор риска – это обстоятельство (внешнее или внутреннее), отрицательно влияющее на здоровье человека и создающее благоприятную среду для возникновения и развития заболеваний.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная литература:

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Экологическая безопасность — это состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф. Экологическая безопасность определяется комплексом взаимосвязанных процессов: природных, техногенных и социальных.

Качество среды обитания человека — это показатель соответствия социальных и природных условий потребностям людей. С понятием качества среды напрямую связано понятие качества жизни.

Качество жизни — это совокупность физического, социально-экономического благополучия людей во взаимосвязи с природными факторами. Одним из основных показателей качества жизни и среды обитания является здоровье отдельного человека и населения в целом.

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности, уровень культуры (в том числе поведенческой), гигиенические навыки, позволяющие сохранить и укрепить здоровье. Факторами риска, отрицательно влияющими на здоровье человека, являются: употребление наркотиков, алкоголя, курение, несбалансированное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, малоподвижный образ жизни, плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокая плотность населения, загрязнение воздуха, воды, почвы.

Уровень здоровья всех граждан в совокупности может быть обозначен как общественное здоровье.

Интересные факты. Болезнь Миниматы

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания:

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является ____________.

Среди факторов, обусловливающих здоровье человека, основным является образ жизни.

2. Текст задания: Экологическая безопасность определяется комплексом взаимосвязанных процессов: природных, техногенных и:

Экологическая безопасность – это состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, ЧС природного и техногенного характера.

Экологическая безопасность — одна из основных составляющих национальной безопасности РФ. Она включает в себя контроль за состоянием окружающей среды, разработку и осуществление мер, исключающих возникновение экологических кризисов и катастроф.

В основе обеспечения экологической безопасности лежат:

  • сохранение устойчивой взаимозависимости между природой и человеком;
  • рациональное использование ресурсов;
  • регулирование процессов, ведущих к возможному загрязнению окружающей среды и возникновению экологически опасных ситуаций.

Важнейшими факторами, снижающими экологическую безопасность, являются:

  • истощение озонового слоя Земли;
  • загрязнение атмосферы и водных ресурсов;
  • повышение естественного радиационного фона;
  • захоронение отходов экологически опасных производств (в том числе атомной и химической промышленности);
  • последствия испытаний оружия массового поражения и оружия на новых физических принципах.

В полной мере обеспечить экологическую безопасность в рамках только национальных интересов и усилий невозможно — это общемировая проблема.

Цель: Ознакомление учащихся с понятиями экология и экологическая безопасность.

  1. Познакомить учащихся с понятиями экология и экологическая безопасность;
  2. Развить способность к анализу возможных экологических ситуаций
  3. Воспитать экологическую культуру поведения;

Методы работы с детьми на уроки: словесные методы, наглядные методы

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная форма работы с детьми

  1. Вводная часть (Организационный момент)
  1. Повторение пройденного материала

- Учащиеся самостоятельно составляют памятку о действиях в случае гидродинамической аварии, максимально приблизив её к реальной обстановке: место проживания, наличие в семье детей и пожилых людей.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями экология и экологическая безопасность.

II. Основная часть урока (изложение учебного материала).

Пример: наука, взаимоотношение живых организмов с окружающей средой, наука о среде обитания, и т.д.

- Молодцы с заданием справились! Записываем понятие экология в тетрадь

- По мере развития цивилизации человечество попыталось всё в большей степени удовлетворить свои жизненные потребности:

1) Освоение новых источников энергии;

2) Расширение площадей земли под сельскохозяйственные земли;

3) Строительство городов и предприятий;

4) Добыча ресурсов;

5) Изготовление продуктов;

6) Прокладка дорог;

- Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать взамен естественной природной среды (биосферы) искусственную среду обитания – техносферу, которая и является основным источником опасности на Земле.

Работа в группах:

- Учащимся самостоятельно предлагается найти примеры создания искусственной и естественной среды обитания.

- Экологическая катастрофа – быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым процессам в природной среде.

- Запишите в тетрадь понятие экологическая безопасность – обеспечение гарантии предотвращения экологически значительных катастроф и аварий.

Заполните схему: Виды ЧС экологического характера

Д/з Составить синквейн (экология, экосистема, экологический кризис, экологическая безопасность)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Цель: - формировать знания и представления школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков. Систематизировать знания учащихся.


Данный материал содержит тезис и презентацию исследовательской работы по теме: "Экология и безопасность в современном мире на примере родного региона". Презентация будет полезна студентам и .


5 класс Конспект (+презентация) классного часа по теме "Безопасность в интернете"

КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА по теме "Безопасность в интернете" (5 класс), презентация к уроку.


05.11.2021 Группа ПК3 Экология. Экологическая безопасность и здоровье населения

Задание1. Просмотрите видеоурок, пройдя по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/5920/main/77910/2. Сделайте конспект в тетради3. Заполните таблицу "Качество жизни населения по странам"4.


В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. У.


Презентация к уроку ОБЖ по теме "Терроризм - угроза безопасности страны".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассмотреть понятия "экология", "экологическая безопасность", "экологическая катастрофа"; познакомить обучающихся с факторами экологической безопасности, а также с негативными последствиями человеческой деятельности для биосферы

Задачи урока:

1) Обучающая: формировать понятия об экологии, экологической безопасности, экологической катастрофе, и о негативных последствиях;

2) Развивающая: развивать умения и навыки анализа и сравнения, частичного мониторинга окружающей среды;

3) Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к окружающей нас среде и к своему здоровью, воспитывать уважительное отношения друг к другу в процессе обсуждений.

Оборудование:

1. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, экран;

2. Материалы: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений

Время - 40 минут;

Метод - рассказ, объяснение и демонстрация.

Здравствуйте, ребята. Я студент-практикант, зовут меня Александр Владимирович, сегодня я проведу у вас вводный урок по Основам безопасности жизнедеятельности. На моих уроках попрошу вас быть дисциплинированными, готовыми к работе, информация которую вы сегодня услышите, вам пригодится.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся

Подготовка к основному этапу занятия (актуализация знаний)

До этого вы изучали различные чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения при их возникновении, изучали средства индивидуальной и коллективной защиты.

Сейчас мы приступаем к изучению 2 главы в вашем учебнике, которая называется Обеспечение безопасности в обществе. Открывайте пож. тетради, записываем тему урока: "Экологическая безопасность" (в учеб.это cтр. 92).

Цель нашего урока: рассмотреть понятия "экология", "экологическая безопасность"; познакомить обучающихся с факторами экологической безопасности, а также с негативными последствиями человеческой деятельности для биосферы

1) Обучающая: формировать понятия об экологии, экологической безопасности, негативные последствия

2) Развивающая: развивать умения и навыки анализа и сравнения, частичного мониторинга окружающей среды

3) Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к окружающей нас среде и к своему здоровью, воспитывать уважительное отношения друг к другу в процессе обсуждений.

Изучая данную тему, сегодня мы рассмотрим следующие вопросы (ПЛАН)

1. Основные понятия в области экологической безопасности;

2. Виды ЧС экологического характера;

3. Влияние качества окружающей среды на здоровье человека.

Готовность учащихся к изучению нового материала на основе опорных

Усвоение новых знаний и способов действий

Материал преподносится 2-мя методами:

Объяснение нового материала.

1) Словесный метод. Слово учителя

2) Наглядный метод. Демонстрационный

Начать хочется с цитаты русского писателя Михаила Михайловича Пришвина.

(”Мы считаем человека “царем” природы… Приспособляя богатства природы в пользу себе, еще не известно, господствуем ли мы над ней или, наоборот, природа заставляет нас подчиняться ее законам”…)

Человек издавна рассматривал окружающую нас среду как источник ресурсов, стремился достигнуть независимость от нее, пытался улучшить условия своего существования, удовлетворения жизненных потребностей. По мере развития цивилизации человечество пыталось всё в большей степени удовлетворять свои жизненные потребности. Это требовало создания и освоения новых источников энергии, расширения площадей земли под сельскохозяйственные угодья и пастбища, строительство городов и предприятий. Преследуя определённые цели (добычу ресурсов, изготовление продуктов, прокладку дорог), люди не думали об экологических последствиях своих действий. Загрязнение природы человеком представляет собой одну из самых древних проблем истории цивилизации.

Термин "экология" впервые использовал немецкий биолог Эрнст Геккель в 1869 г. Этот термин образован из двух греческих слов: "ойкос", что означает "дом, жилище", и "логос" - изучение или наука. (давайте запишим). Таким образом, буквально "экология" означает науку об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой.

ОКРУЖАЮЩАЯ среда - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир.

Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать взамен естественной природной среды – биосферы, искусственную среду обитания – техносферу, ставшую основным источником опасности для всего сущего на Земле. Техносфера - это преобразованная деятельностью человека бисофера. Происходящие в ней аварии и катастрофы приводят не только к людским жертвам, но и к уничтожению окружающей среды, её глобальной деградации.

Основным понятием экологии является - экосистема - биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов и среды их обитания, связанных между собой обменом веществ и энергии. Экосистема и её отдельные элементы обладают определённой устойчивостью к отрицательным воздействиям на них, способностью самовосстановления после такого воздействия. Нарушение равновесия в экосистеме, вызывающее необратимые изменения в ней и постепенное её разрушение (гибель), называется экологическим кризисом или чрезвычайной экологической ситуацией.

Виды ЧС экологического характера. (записать)

резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

опасные концентрации вредных примесей в атмосфере;

значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

разрушение озонового слоя атмосферы.

резкая нехватка питьевой воды, истощение водоисточников или их загрязнение;

истощение водных ресурсов, необходимых для хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения внутренних морей и Мирового океана.

Состояние суши и почв

катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр и другой деятельности человека;

наличие тяжёлых металлов, радионуклидов и других вредных веществ в почве (грунте) сверх допустимых концентраций;

деградация почв, их опустынивание, эрозия, засоление, заболачивание;

истощение невозобновляемых ископаемых;

переполнение хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнение ими окружающей среды

исчезновение видов животных, растений, наиболее чувствительных к изменению условий среды обитания;

гибель растительности на обширной территории;

резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов;

массовая гибель животных.

Чрезвычайная экологическая ситуация может сложиться не только в результате длительного отрицательного воздействия на окружающую среду, но и в результате сравнительно быстрого, но интенсивного воздействия. В этом случае говорят об экологической катастрофе. Экологическая катастрофа – это сравнительно быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде (сильное опустынивание или загрязнение, заражение).

Экологическая катастрофа может быть природной, возникающей под действием природных явлений (РЕБЯТА ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ например, извержения вулкана, в результате которого земля покрывается толстым слоем пепла, выбрасываются вредные вещества), и техногенной, ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ связанной с авариями на промышленных объектах.

Что же такое экологическая безопасность. (как вы считаете) Говоря об этом термине, следует обратится к определению Безопасности. Согласно ФЗ РФ "О безопасности" (1992) Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Исходя из этого, Экологическая безопасность - это способность противостоять угрозам по отношению к жизни, здоровью, источникам жизнеобеспечения и ресурсам.

Об экологической безопасности можно говорить применительно к отдельному району, городу, региону, государству и планете в целом.

Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, так как у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона и государства. А значит, достижение экологической безопасности – это международная задача, и здесь необходимо международное сотрудничество.

Влияние окружающей среды на здоровье человека довольно существенно. Многие болезни возникают от загрязнения атмосферы, плохой питьевой воды, потребления химически обработанных продуктов питания. На данной диаграмме мы видим, что здоровье человека на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % от воздействия окружающей среды и развития технологий , на 20 % сказывается плохая наследственность и только на 10 % оно зависит от уровня здравоохранения.

В наше время громадное количество загрязняющих веществ попадает в окружающую среду из промышленных источников, будь-то трубы заводов, сливаемые в реки отходы производства или огромные мусорные свалки. Промышленные ядовитые выбросы, попадают в атмосферу и с дождями и пылью возвращаются на поверхность земли, постепенно накапливаясь в почве. Огромное количество опасных для здоровья веществ: мышьяк, свинец, ртуть, кадмий, цинк, хром, никель, медь, кобальт с грунтовыми водами попадают в источники питьевого водоснабжения. Вместе с водой эти элементы попадают в наш организм, медленно отравляя его и провоцируя тяжёлые заболевания, такие как рак, астма, различные виды аллергий.


В данном видеофрагменте речь пойдет об экологии и о том, какое влияние оказывает на нее своими действиями человек. Узнаем что такое экологический кризис и экологическая катастрофа. А также поговорим о правах и обязанностях граждан в области охраны окружающей среды.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Экология и экологическая безопасность"

Таким образом, экология — это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ, как между собой, так и с окружающей средой.



Однако такое выражение полностью лишено смысла, ведь экология — это наука. Поэтому следовало бы говорить о плохой экологической обстановке или неблагоприятных экологических условиях.

Как вы знаете, жизнь на нашей планете развивается по строгим законам природы. А биологические виды (к коим относится и человек) могут нормально существовать и развиваться только в определенных условиях, к которым они адаптировались на протяжении своей тысячелетней эволюции.


И абсолютно естественно то, что человечество, для своего существования, вынуждено вступать в определенные взаимоотношения с природой.


Однако на протяжении своей длительной истории, человек рассматривал природу лишь как не иссекаемый источник ресурсов.


Стремился достигнуть независимости от окружающей среды и постоянно улучшал условия своего существования.


С момента появления земледелия и скотоводства взаимоотношения людей и природы стали сильно меняться.


Человек постепенно начал создавать искусственные экологические системы, так называемые агроценозы. Эти системы требуют постоянного труда и внимания человека. Также они не могут существовать без внесения удобрения, дополнительного полива, а в последнее время и без добавления пестицидов.

Если бы у нас была возможность вернуться хотя бы в Средние века, то мы бы увидели совершенно другую Европу. Она была покрыта непроходимыми широколиственными лесами, плодородная чернозёмная почва занимала ковыльные степи.


Но на протяжении последних столетий все эти естественные ландшафты постепенно превращались в пашни, уровень воды в реках падал, исчезала местная флора и фауна.


Во времена индустриальной революции негативные изменения окружающей среды стали происходить заметно быстрее.


Стремительный рост населения земного шара.


И развитие хозяйства в двадцатом веке потребовали большого количества различных минеральных ресурсов. Извлекая в огромных количествах из земных недр полезные ископаемые, такие как нефть, газ, металлы и редкоземельные элементы, человек, сам того не осознавая, изменил характер круговорота веществ в природе.



В настоящее время интенсивность загрязнения растет так быстро, что в результате происходит резкое изменение окружающей среды. А разнообразие растительного и животного мира непрерывно сокращается.


Возникающие изменения отрицательно сказываются не только в отношении окружающей среды, но в том числе и на здоровье людей, потому что, как и все живые существа, мы за время своего существования приспособились к определённым условиям.


Однако человек и дальше будет вносить изменения в окружающую среду, все сильнее развивая промышленность и разрабатывая новые участки земель под сельское хозяйство, и будет вновь приспосабливаться к новым изменениям.


Вот такое закономерное развитие событий и определяет основные задачи прикладной экологии. Самой важной из них является создание таких технологий, которые должны минимально влиять на среду обитания человека. В связи с этим появилось новое научно-техническое направление — промышленная экология, которая занимается принципами создания экологичных технологий.


Пример такой технологии может служить создание безотходных производств во всех отраслях экономики и сельского хозяйства. Такие производства могли бы экономить сырье и сдерживали бы процессы загрязнения окружающей среды.


Но, как вы понимаете, современные технологии любого производства организованы так, что всё равно происходит загрязнение окружающей среды. В связи с чем, необходимость создания относительно экологичных производств вызвана в первую очередь задачей сохранения здоровья человека.


Поэтому в середине двадцатого века встал вопрос о контроле уровня загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве и т.д.

Согласно определению, предельно допустимая концентрация — это утверждённая в законодательном порядке санитарно-гигиеническая норма концентрации химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени не оказывает на организм человека, а также на его детей и будущих потомков вредного воздействия.


Эти допустимые значения химических элементов и их соединений устанавливаются экспериментальным путём на основании данных об их токсичности. В разных странах предельно-допустимые концентрации какого-либо вещества могут существенно различаться, а, в зависимости от различных обстоятельств, и меняться их значения.


Так, например, в России предельно допустимые концентрации содержание свинца и его неорганических соединений в воде водоёмов хозяйственно-питьевого назначения устанавливается на уровне одного десятого миллиграмма на литр, в воздухе производственных помещений — одна сотая миллиграмма на кубический метр, в атмосфере — семь тысячных миллиграмма на один кубический метр воздуха.


Как мы с вами знаем, в настоящее время большое внимание уделяется охране окружающей среды. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации, закрепила не только права, но и обязанности граждан России в области ее охраны.


Так, статья 42 Конституции гласит:



Что же такое экологическая безопасность, спросите вы.

Экологическая безопасность — одна из составляющих национальной безопасности. Это природные, социальные и другие условия, которые обеспечивают безопасную жизнь и деятельность любого человека, проживающего на конкретной территории. Экологическая безопасность должна обеспечивать сохранение естественной экосистемы, защищать каждого из нас от реальных и возможных угроз, возникающих при использовании окружающей среды человеком.


Одна из важнейших задач обеспечения экологической безопасности — это проведение комплексной экологической оценки территории. В нее включаются:

· выявление факторов экологической опасности на определённой территории;

· разделение территории на отдельные районы по устойчивости к проявлению факторов экологической опасности;

· выявление хозяйственных объектов, воздействующих на окружающую среду, и их постоянный контроль;

· учёт природных ресурсов;

· определение степени воздействия человека на окружающую среду и контроль данных воздействий;

· наблюдение за качеством компонентов окружающей среды. Сюда относятся: оценка уровня загрязнения воды, воздуха, почв и т.д.


Одним из важных понятий экологии является понятие экосистемы ли экологической системы.

Экосистема — это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, их среды обитания и условий существования, находящихся в закономерной связи друг с другом. Любая экосистема, её отдельный элемент или популяция могут существовать только в определенном диапазоне температур, давления и состава воздушной или водной среды.


Простой пример — пруд с обитающими в нём растениями, рыбками, беспозвоночными животными и различными микроорганизмами. Или вот другой пример экологической системы — лиственный лес в средней полосе России со своим определённым составом лесной подстилки, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом, и, как следствие, со строго определёнными показателями температуры, влажности, освещённости и соответствующим таким условиям среды комплексом животных организмов.

Нарушение равновесия в экосистеме, вызывает в ней необратимые последствия и, как следствие, ее постепенное разрушение. Гибель экосистемы называется экологическим кризисом или чрезвычайной экологической ситуацией.


Чрезвычайную экологическую ситуацию условно можно разделить на 4 вида.

Первый вид связан с изменением химического состава и свойств атмосферы. К нему относят резкие изменения погоды или климата, связанные с хозяйственной деятельностью человека, и опасные концентрации ядовитых примесей в атмосфере, температурные колебания и так называемый кислородный голод в городах; значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума, кислотные дожди, а также разрушение озонового слоя.


В декабре 1997 года в японском городе КиОто было принято международное соглашение о сокращении или стабилизации выбросов парниковых газов в атмосферу Земли. Данное соглашение, известное как Киотский протокол, стало первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанном на международной торговле квотами на выбросы парниковых газов, с целью уменьшения их воздействия на атмосферу нашей планеты.


Ко второму виду относятся ситуации, которые напрямую связаны с изменением состояния гидросферы. Среди них нехватка питьевой воды во многих регионах планеты, истощение источников пресной воды или их загрязнение;

истощение водных ресурсов, которые необходимы для хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения различных технологических процессов в промышленности;

нарушение экологического равновесия вследствие загрязнения как внутренних морей, так и Мирового океана в целом.


Третий вид — это чрезвычайные ситуации, которые связанны с изменением состояния почвы, земных недр и ландшафта. Сюда можно отнести катастрофические просадки, оползни, а также обвалы земной поверхности из-за выработки полезных ископаемых и другой человеческой деятельности. Также это и наличие тяжёлых металлов, радиоактивных и других вредных веществ в почве сверх допустимых концентраций;

опустынивание, эрозия, засоление или заболачивание больших участков земли;

истощение невозобновляемых полезных ископаемых;

а также переполнение хранилищ и свалок промышленными и бытовыми отходами, и как следствие, загрязнение ими окружающей среды.


Ну и наконец, четвертый вид, связанный с изменением биосферы. К нему относятся:

исчезновение различных видов флоры и фауны, наиболее чувствительных к изменению условий среды обитания;

гибель растительности на обширной территории

и массовая гибель животных;

а также резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов.


Но вы должны понимать, что чрезвычайная экологическая ситуация на какой-либо территории может возникнуть не только из-за длительного отрицательного воздействия на окружающую среду, но и в результате быстрого и интенсивного воздействия. В этом случае уже следует говорить не о чрезвычайной экологической ситуации, а об экологической катастрофе.

Экологическая катастрофа — это сравнительно быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде, которые делают невозможным ведение хозяйства любого типа, и определяющих опасность тяжёлых заболеваний или даже смерти людей и животных.


Если экологическая катастрофа возникает под действием каких-либо природных явлений, например, в результате извержения вулкана, в результате которого земля покрывается толстым слоем пепла, а в воздух выбрасываются ядовитые вещества, то такую катастрофу называют природной.

Также примерами природных катастроф могут служить и сильнейшие наводнения, вызванные мощными циклонами, как это случилось в 2011 году в Бразилии, когда пострадало более сорока двух тысяч человек, и сезоны природных пожаров, в результате которых могут пострадать населенные пункты, промышленные объекты и объекты транспортной инфраструктуры.

Если же катастрофа связана с авариями на больших промышленных объектах, то ее называют техногенной катастрофой.


Примером может служить всем вам известная авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, произошедшая 26 апреля 1986 года. Или взрыв на буровой платформе в Мексиканском заливе в 2010 году, в результате которого огромное количество сырой нефти попало в залив.

Таким образом, обеспечение экологической безопасности — это обеспечение гарантии предотвращения экологических катастроф и аварий. В неё включается комплекс действий, который обеспечивает экологическое равновесие во всех регионах Земли.

Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, так как у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона и государства. А значит, достижение экологической безопасности — это международная задача, и здесь необходимо сотрудничество государств и народов.


Помните, что нарушение экологического равновесия несёт для человечества большую опасность, так как оно практически невосстановимо.

Читайте также: