Екимов как рассказать конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели урока: Узнать страницу истории России в годы ВОВ. Усовершенствовать навыки сопоставительного анализа. Научиться обобщать, делать выводы. Получить образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям.

Тип урока: урок-размышление.

Таблица “Элементы сюжета”.
Картина “Вид Дона”.
5 портретов матерей военных лет.
Ксерокопии текста рассказа Б.Екимова “Ночь исцеления”.

Опережающее домашнее задание:

“Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарке Красноярского края. Окончив среднюю школу, работал электриком на заводах Волгограда. Является автором 4-х сборников рассказов. Состоял членом Союза писателей Советского Союза. До 1987 года проживал в городе Калач-на-Дону Волгоградской области. К большому сожалению, о его дальнейшей судьбе нам ничего не известно”.

После этого учитель проводит краткую беседу, чтобы выяснить, как учащиеся восприняли содержание рассказа. Ученики перечисляют имена героев, обозначают место и время действия. Вносится предположение, что действие происходит в 70-е – 80-е годы XX века, если учесть, что во время войны баба Дуня была женщиной лет 35-40 с тремя детьми и сейчас имеет внука-подростка. Но параллельно с этим временем ребята переносятся в прошлое, в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Рисунок 1

Учитель поясняет, что автор использует прием сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.

Затем вывешивается таблица “Элементы сюжета”, придерживаясь которой учащиеся пересказывают основные эпизоды. Основными этапами сюжета ребята назвали:

Завязка – тревожные сны бабы Дуни.

Развитие действия – приезд внука, его разнообразные занятия; радость бабушки; переживания по поводу тревожного сна.

Кульминация – нахождение единственно верного способа исцеления бабушки.

Развязка – надежда на полное исцеление бабушки.

Далее описывается внешность главных героев. Учащиеся вычитывают из тетради:

“Баба Дуня была совсем старой: согбенное оплывающее тело; седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее”. “С приездом Гриши баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Даже про хвори забыла”.

Вывешиваются портреты старых русских женщин. Учащимся задается вопрос: “Как вы думаете, какой из этих портретов подходит для нашей бабы Дуни? Почему?”

После мотивированного выбора одного из портретов описывается внешность Гриши:

Рисунок 2

“Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку”.

“Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана”.

“А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем”.

На вопрос: “Сколько лет можно дать Грише?”, ребята отвечают: “Лет 15-16. Он уже почти взрослый, ребячество осталось позади. Остались позади и детские забавы, игры, нет пустого времяпровождения. Гриша вступил в пору юности, о многом размышляет. Занятия серьезные, полезные – укрепляет здоровье, рыбачит. Твердо стоит на данном слове, как обещал, поймал 5 больших бершей на уху и жареху. А раз он твердо стоит на сказанном, то и начатое дело доведет до конца.

Учитель: Дома вы должны были вдумчиво, с исследовательским подходом проследить за характерами героев, сравнить их по 6 вопросам. Таким образом, переходим к сопоставительному анализу, попутно делая краткие соответствующие выводы.

Далее проводится развернутый анализ, и всю эту работу в законченном виде можно увидеть в предлагаемой ниже таблице:

  • “свили гнезда в городе”;
  • “наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;
  • “И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.

“. в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”.

“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.

“Внук приехал. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.

“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.

На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы. ”.

“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.

“Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах. ” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “. это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.

“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: "“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.

“Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене.

“. опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково. ”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме. ”. “. настойчиво повторял” слова.

“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.

“Слезы катились и катились. Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще. Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. "

В результате проведенного сопоставительного анализа учащиеся приходят к выводу, что Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише. И по заданию учителя дети находят эти предложения:

“Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу. ”

“Когда Гриша шел домой после разговора с мамой, он думал про бабушку”, “и думать про нее было больно”.

“Гриша шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло. ”

“Сердце мальчика облилось жалостью и болью”.

“Слезы шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще. ”

Учитель: Как вы понимаете: “. жалея бабу Дуню и кого-то еще. ”?

(Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.)

Учитель: Значит, Гриша всем своим большим сердцем и душой понимает и остро чувствует всю ту боль, которую претерпели многие матери военного времени.

По завершении проделанной работы проводится обобщающая беседа.

Учитель: Чем объяснить, что Гриша нашел единственно верный способ исцеления бабушки?

(Тем, что он намного близок к бабушке, чем его отец, ее сын. Мальчик любит бабушку и хорошо понимает ее состояние, вживается в ее душу).

Учитель: Как он себя ведет? Какова его роль, интонация?

(Гриша ведет себя как человек, который действительно любит и хочет помочь родному человеку. Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения, говорит, как приказывает, но в то же время спокойно, мягко и убедительно).

Учитель: Почему Гриша решил, что надо “делать и молчать”?

(Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит. Поэтому он решает молчать. “Это должно остаться и умереть в нем”).

Учитель: О чем говорит вам название рассказа? Как вы понимаете смысл заглавия?

(Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует ночью. И он будет действовать, избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится.)

Учитель: Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, того, кто вылечивает силой внушения. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается.

Учитель: Итак, какой вывод можно сделать в конце нашего анализа? Мы поняли, что близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту.

Огромную роль играет власть войны. Тяжелое время, горе, пережитое во время войны не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в ее памяти, в душе.

Боль бабы Дуни не физическая, а душевная (ей врачи и лекарства не помогли). Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Сможет ли Гриша стать ее опорой, поддержкой? Сохранит ли он в себе лучшие душевные качества?

(Да, мы уверены, что Гриша останется таким чутким и отзывчивым и дальше, он пронесет тепло своего сердца через всю жизнь и будет дарить любовь всем окружающим его людям.)

Учитель: Пусть Гриша послужит вам примером чуткости, отзывчивости, доброты. Учитесь у него. Побольше читайте о своих сверстниках, размышляйте об их поступках, о жизни.

Домашнее задание: написать отзыв-рецензию о прочитанном произведении и проиллюстрировать понравившийся эпизод.

Урок показал, что такое произведение с глубоким содержанием не прошло мимо детских душ, оно действительно оставило след в их сердце. Ученики поняли, что с детством кончаются уличные игры, пустое времяпровождение, что с юностью наступает пора размышлений о будущем, заботы о родных. Поняли, что такое родные просторы, родной человек, безграничная любовь к нему и желание помочь, прийти на помощь в трудную минуту.

Оборудование: листок из словаря Ожегова; портреты писателя; тексты рассказа; презентация Microsoft PowerPoint.

2. Вступительное слово учителя:

3. Запись в тетрадях даты, темы урока, эпиграфа.

4. Интервью подготовленных учеников:

Хорошая литература — сродни религии. Что такое религия? Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно.

Профессия литератора нынче меня не кормит, не поит, но, по силе возможности, остаюсь при ней. Дело в том, что ремесло это избирал я не ради хлеба насущного. В русскую литературу, так уж повелось изначально, идут не ради сладкого куска. Причины иные. Осмелюсь сказать, довольно высокие. Отказываться от них не стоит.

5. Анализ рассказа

(Из рассказа мы узнаем о старенькой бабе Дуне и ее внуке Грише, о том, как внук нашел способ исцелить бабушку от ужасных снов, из-за которых она очень страдала.

Главным героем произведения является Гриша, так как именно он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее. А бабушка, конечно, важный персонаж, но именно от внука она получает помощь, которая ей так необходима.)

- Какое впечатление произвел на вас рассказ, какие чувства вы испытывали во время чтения?

(Впервые задумался над тем, что, может быть, моим близким нужна моя помощь.

Мне стало страшно, что война до сих пор мучает людей.

Я почувствовала жалость к одиноким людям, у которых нет близких, и облегчение, когда Гриша смог исцелить свою бабушку.)

-Да, Борис Екимов поднимает очень важные проблемы в своем рассказе: гуманное отношение к страдающему человеку, учит тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль. Таким образом, писатель говорит о милосердии.

(Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем.

- Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы. Обратимся к тексту.

- Баба Дуня живет одна. Что значит одиночество для пожилого человека?

( Она испытывает чувство покинутости, порой даже ненужности.)

- Что изменилось в жизни бабушки Дуни с приездом внука?

И состояние это не только физическое, но и душевное. Его можно испытать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу.)

- Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему же она нечасто гостила у них?

(«Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…

- Как относились близкие к болезни бабы Дуни?

(«Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало.

Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало.

И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад.

И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету.

- А как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своему недугу.

- Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучится?

(Во время войны она потеряла хлебные карточки, а дома трое маленьких детей.

- Ребята, а что такое карточки и что они означали во время войны?

(Карточка – это бланк с отрывными талонами, дающими право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек в военное время смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

Надвигалась новая беда – суровая зима, а дети раздеты и разуты:

Чтобы добраться к мужу в госпиталь, нужен был пропуск, специальный документ. Кругом война, опасность, всюду возникали подозрения.

- Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?

« - Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

- На сердце, на сердце… - послушно согласилась баба Дуня.

- Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.

- Как позже внук реагирует на крики бабушки во сне?

(Он начинает понимать, что пережила бабушка. Он разговаривает с ней о том, что слышал от нее во сне. И он поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез.

«- Бабаня… - охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.

- Плачу, дура старая. Во сне, во сне…

- Но слезы–то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот проснулась, и все.

- Да это сейчас проснулась. А там…

- А чего тебе снилось?

- Снилось? Да нехорошее. Будто за желудями я ходила за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают.

- А зачем тебе желуди?

- Кормиться. Мы их толкли, мучки с чуток добавляли и чуреки пекли, ели.

- Бабаня, тебе это только снится или это было? – спросил Гриша.

- Обратите внимание: после первой бессонной ночи автор описывает, как Гриша катается на лыжах, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют. Вначале мальчик воспринимает прошлое своей бабушки отстраненно, а потом оно становится его собственной болью.

(« - Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой – то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого–то еще… Он не спал, но находился в старинном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком”. )

(«он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:

- Воспользовался ли мальчик советом матери?

(«Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет.

- Нет, мальчик нашел свой способ исцеления бабы Дуни. « Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

- Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы оборонили. А я поднял. Вот видите, возьмите, - настойчиво повторял он. – Все целые, берегите…

Баба Дуня смолкла. Видимо, там во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

- Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…

По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.

- Чем отличается первый способ от второго?

(Он более гуманный. Мальчик думает не о себе, а о бабушке. Но этот способ и более трудный.)

- Почему Гриша не говорит бабушке о случившемся ночью?

- Как вы понимаете смысл названия рассказа? О чьем исцелении идет речь?

Исцелился и Гриша. Исцелился от черствости, от равнодушия. Писатель рисует как бы две

6. Сопоставительный анализ образов героев (привести цитаты из текста, сделать вывод)

“свили гнезда в городе”;

“наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;

“И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.

“. в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”.

Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери.

Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.

“Внук приехал. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”.

Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы.

С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах. С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.

“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.

На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы. ”.

Приезд матери им в тягость.

Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.

“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.

“Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах. ” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “. это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.

Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.

“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: "“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.

“Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене.

“. опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково. ”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме. ”. “. настойчиво повторял” слова.

Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.

Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.

“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.

“Слезы катились и катились. Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще. Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать.

Вывод Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна.

Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека.

В результате проведенного сопоставительного анализа учащиеся приходят к выводу, что Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише.

А говорили все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

Здесь мы видим прекрасные лица ваших близких: бабушек и прабабушек, на долю которых выпало тоже немало жизненных испытаний. Вглядитесь в эти дорогие лица, каждый день и каждую минуту будьте к ним милосердными, сострадательными. Помните: боль не бывает чужой! Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это.

Моя прабабушка - Вторушина Елена Андреевна. Родилась в 1922 году в деревне Чембакчино Ханты-Мансийского округа. После окончание школы (7 классов) уехала работать в Салехард. Когда началась война, вернулась домой. В начале 1942 года, когда ей исполнилось 20 лет, была отправлена на лесозаготовки в Кондинский район деревню Вачкур. Молодым девчонкам приходилось наравне с мужчинами валить огромные деревья, обрубать сучья, несмотря на зимние морозы и летнюю жару. Затем была переведена продавцом в продовольственный магазин. В 1944 году вышла замуж за милиционера (Чукомина Алексея Афанасьевича). Они воспитали 5 детей. Прабабушка награждена разными медалями и орденами. Она является ветераном тыла, ветераном труда и матерью-героиней. Годы войны оставили незабываемый и неистлевающий след в своей жизни моей бабушки. Я ее очень люблю, тихую, ласковую и добрую.

Моя прабабушка - Турлакова Елизавета Эммануиловна - родилась в Румынии в 1931г. Семья была дружная, многодетная – в ней росло 12 детей. 22 июня объявили, что началась война. На семейном совете решили убежать от войны в безопасное место, чтобы спастись от немцев. Всех женщин и детей собрали на грузовой паром, который перевозил много апельсинов. И отправили по морю туда, где думали, что не будет войны. Когда они плыли до Одессы, в их паром попала бомба, и он затонул очень быстро. Началась страшная паника, неразбериха, много людей погибло. Прабабушка Лиза очнулась на берегу. Как она выплыла среди обломков парома, не помнит. Открыв глаза, она увидела оранжевый берег, потому что он был усыпан апельсинами. С трудом поднявшись, пошла вдоль берега искать людей, которые выжили. И она нашла - своих трёх сестёр и брата. Они три дня прожили на берегу и питались апельсинами, надеясь, что их кто-то найдёт. Но никто их не искал. Тогда они сами пришли в посёлок Березино под Одессой и остались жить там. Ни вещей, ни документов не сохранилось. Им пришлось приписать себе года, чтобы их взяли на работу. С тех пор она не любит апельсины. После войны она долгое время работала воспитателем в детском саду.

Война застала Евдокию Ивановну Чугину (в девичестве Никитина) в Ленинграде. Ей тогда было 18 лет. За её плечами уже была семилетка, фабрично-заводское училище, где она получила профессию токаря. С первых дней войны она стала ополченцем, рыла окопы. Что такое блокада, сейчас знают все: это и жестокий голод, и жуткий холод, и страшные обстрелы фашистов. В домах не было ни воды, ни электричества. Взрослому работающему человеку давали пайку хлеба до 250 граммов и немного крупы, а детям и того меньше. Всё это она испытала на себе. Военный завод, на котором работала Евдокия Ивановна, изготавливал снаряды для самолетов. В город часто проникали немцы. В конце 1942 года вместе с военным заводом была эвакуирована в г. Казань. В 1943г. её отправили под Сталинград копать противотанковые рвы. А в 1944г. она ушла добровольцем на фронт, и после трёхмесячных курсов шофёров стала перевозить снаряды. После войны вышла замуж за Василия Ивановича Чугина, с которым познакомилась на фронте.

В Игриме до сих пор помнят Лидию Андреевну Ефименко, мою бабушку по маминой линии. Она родилась в 1937 году на Украине в Луганской области. Немцы быстро заняли их село. Пришлось семье переселиться в холодный сарай, потому что в хате жили немцы. Однажды над их селом начался воздушный бой. Жители с замиранием сердца следили за его исходом. Но вот из советского самолёта повалил чёрный дым, и лётчик прыгнул с парашютом. На место падения на мотоциклах поехали немцы, забрали лётчика, и что с ним случилось дальше, никто не знает. На всю жизнь запомнила бабушка, как после освобождения Украины немецкие пленные восстанавливали разрушенные ими же шахты. Но теперь они были жалкие и безоружные. Однажды она пошла менять к ним хлеб на мыло. Бабушка поменялась с немцем, но потом передумала и вернула немцу его мыло: так сильна была её ненависть к ним. Обернувшись, она увидела, что он плачет. Но детское сердце помнило то зло, которое они причинили всему украинскому народу, и не было в нём прощения.

Пять разных историй о женской судьбе… Их объединяет война, всеобщее горе и стремление выжить, спасти себя и детей, дождаться мужей-победителей. На долю героинь выпало немало жизненных испытаний. Давайте каждую минуту будем к ним милосердными, сострадательными. Не пожалеем же ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это.

ЦОР: мультимедиа проектор, компьютер, текст произведения.

Применение педагогических технологий: урок разработан с применением приемов технологии проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Цель урока: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; умение характеризовать героев произведения, сопоставляя и противопоставляя их; воспитывать гуманную личность.

Задачи урока.

Образовательная:

Продолжить знакомство с писателем, познакомиться с произведением.

Продолжить формирование умения работать с книгой, умения анализировать текст. Вырабатывать навыки исследовательской деятельности.

Формировать умение рассуждать, выражать свое отношение к поступкам героев, обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения.

Развивающая:

Развивать познавательный интерес, самостоятельность суждений, способствовать формированию исследовательской культуры учащихся.

Развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания.

Развивать умение характеризовать героя, давать оценочные характеристики.

Воспитательная:

Побудить учащихся задуматься над тем, что есть счастье, что может сделать человека счастливым.

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию взаимоотношения подростков.

Планируемые результаты:

Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока); высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; вносить соответствующие коррективы; целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач; находить нужную информацию в тексте произведения; сравнивать и делать выводы; владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к нравственным проблемам рассказа Б. Екимова, к характерам героев; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения; строить доказательный ответ на проблемный вопрос по прочитанному произведению.

Виды учебной деятельности:

Рецептивная: чтение эпизодов, восприятие художественного текста.

Репродуктивная: осмысление сюжета, характеров, ответы на вопросы.

Продуктивная: написание домашнего сочинения.

Исследовательская: анализ художественного произведения.

- Здравствуйте, ребята. Предлагаю наш урок начать не совсем обычно, с просмотра небольшого ролика.

- Как вы думаете, о чём этот ролик? ( О непростой жизни человека, делающей его счастливым).

-Какого человека можно назвать счастливым? (Обмен мнениями)

- Можем ли мы однозначно ответить? (Нет, все понимают счастье по – разному).

- Вы, наверное, уже поняли, что сегодня на уроке мы будем говорить о счастье, вернее, искать его.

- И вот что такое счастье, какого человека можно назвать счастливым,- выясним на уроке.

Совместно с учащимися формулируется тема урока, цели урока.

- С творчеством Б.П. Екимова мы уже знакомились раньше. Это наш земляк, замечательный человек, талантливый писатель. В произведениях автор приглашает в гости к своим землякам, жителям Донских хуторов, станиц, чтобы мы узнали, как они живут, чем занимаются, что любят.

Давайте вспомним биографию и творчество писателя.

Борис Екимов – лауреат премии имени И.А. Бунина, премии Москва – Пена. Сейчас живет в Волгограде.

Я предлагаю вам поработать в группах, чтобы каждая группа определила своё понимание счастья из предложенного рассказа.

Группы получают одинаковые задания, но у каждой – свой отрывок из рассказа.

Задание для групп (ученик - ассистент организует работу группы, распределяет роли).

Все вместе: прочитайте отрывок

1 ученик – выразительное чтение вслух отрывка.

2 ученик - Озаглавьте его. Сформулируйте и запишите главную мысль отрывка.

3 ученика отвечают на вопросы:

- Что мы узнаем о знакомом автора?

- О чем мечтает герой?

- В чем его счастье?

Ребята, не забываем, что наша задача не только охарактеризовать героев, но и определить, в чем счастье героя, составить таблицу, которая, в свою очередь, может помочь вам в выборе своего счастья.

(Концептуальная таблица – 1, 2 колонки заполняются всеми учениками по ходу анализа текста, 3 колонка заполняется в конце урока).

Главная мысль отрывка

1.Идея создания своего альбома

Оставить после себя след, память

Жить интересно, радоваться окружающему миру

3.Занятие нужным делом

Жить, помогая другим

4.Удачная поездка в Москву

Радость в жизни ради славы и почестей, ради карьеры

Спасибо, ребята, за выступления, а теперь подведем итоги.

Итак, мы проанализировали характеры и поступки героев, составили таблицу.

Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о том, кто из героев по- настоящему счастлив!

В начале урока мы говорили о том, что нельзя точно сказать, когда человек становится счастливым. И все- таки давайте попробуем создать формулу счастья. Свой ответ запишите в 3 колонку таблицы. (Обмен мнениями)

Что же такое счастье?

Одни говорят:- Это страсти:

Карты, вино, увлеченья -

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье -

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье -

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Задумайтесь над этим! Выбирайте сейчас, пока вы еще юные, пока еще вся жизнь впереди.

Три встречи в один день. Три недолгие беседы в летнем, поселковом моем быту.

— Зачем тебе это надо? — уговариваю его. — Ты подкормись лучше.

— Умру — и ничего нет. А это все же альбом. Он останется. Перетерплю как-нибудь… Месяц-другой.

— Ездил в Большую Голубую.

— Да там людей уже нет, — остужаю его.

— Ездил не к людям, к муравьям.

— Муравьев искал. Услыхал, что там водятся здоровые муравьи, прямо в лапоть. Вот и ездили, искали их с сыном.

— Да ничего. Не нашли. Но, говорят, точно есть. Может, ты съездишь?

— Бензин жечь? — отвечаю я. — Без малого сто верст. Это вас, врачей, озолотили, а я…

— Озолотили, — хмыкает он, — по телевизору. Ну, это как всегда. Ты все-таки в Набатове будешь, смотайся в Большую Голубую. Уверяли меня, что есть там здоровые какие-то муравьи. Просто огромные. Может, найдешь. Тогда мне скажешь. Я поеду. Это же интересно!

Понимаю, что интересно: большие муравьи, чуть не в лапоть; не то что наши, обычные. Но вряд ли… Сказка, наверное. Впрочем, это хорошо. Сказки нам тоже нужны: для души, для жизни.

Встреча третья. Шагаю помаленьку к своему дому. Догоняет меня на велосипеде человек знакомый, но не очень. Когда-то он работал в Голубинской станице, потом на север уехал, потом кроликов разводил, а сейчас дачник и руководит дачным кооперативом. Неплохое место, возле хутора Камыши. Обычно здороваемся с ним, да и только.

Вот и сегодня поздоровались, он меня обогнал, а потом спешился, ждет. Я подошел, он спрашивает:

— Можно задержать на минуту?

— Хочу я узнать ваше мнение. Я уже давно, много лет, пытаюсь определить, что такое счастье. Читаю, думаю и пишу. У вас хочу спросить: нужным я делом занимаюсь или нет. Тут ведь по-всякому можно судить. Скажите откровенно.

Ответил я сразу, откровенно и коротко:

— Спасибо, — ответил он и покатил на велосипеде дальше, все удаляясь и удаляясь.

Я его толком не знаю. Лишь здороваемся. Но слышал, что на дачах он порядок навел: провода не снимают, трубы не воруют, домики не зорят. Не то что в иных местах. Это уже немало. Даже для счастья: своего ли, общего. А может, того и другого разом.

Старый человек, седой, морщинистый, столько проживший, он светился от счастья. И что-то еще рассказывал из этой эпопеи. Потом распрощались.

А я про эту радость его уже слыхал. Рассказали… Его же собратья.

Действительно, было какое-то ветеранское совещание в Москве. Пригласили несколько человек. Билеты были куплены заранее, чтобы приехать, в гостинице расположиться, а назавтра — заседание.

А дальше — лишь дело техники. Когда поехали, постоял, поторчал в коридоре вагонном. И вроде случайно встретились с губернатором. Коридорчик узкий, не разойдешься.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно использовать для знакомства с жизнью и творчеством писателя Б.Екимова и для развития навыков комплексного анализа текста.

Литература 9 класс. Урок 94

Тема. "Стремись творить добро" по рассказу Бориса Екимова “Ночь исцеления”.

Тип урока: урок-размышление.

- образовательные: расширить знания учащихся об истории России в годы Великой Отечественной войны; усовершенствовать навыки сопоставительного анализа; научить обобщать, делать выводы; углубить представление о характере героя, данного в развитии.

- развивающие: развивать у учащихся творческие и познавательные способности, внимание, воображение; способствовать развитию устной речи учащихся.

- воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать окружающим, сострадать, сопереживать; научить тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль; развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитать культуру человеческих отношений.

Оборудование урока:
1. Мультимедийная презентация;
2.Ксерокопии текста рассказа Б.Екимова “Ночь исцеления”.

3.Рабочие тетради учащихся.

Опережающее домашнее задание:

Общее: Прочитать рассказ. Подготовиться к пересказу основных эпизодов.

А говорили все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в березе сок.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Начало, мотивирующее деятельность (звучит тихая музыка) музыка)

. люди Земли.
Убейте
Войну,
Прокляните
Войну, Люди Земли!

Война… Даже от слова этого веет чем – то холодным, нагоняющим тоску и ужас. Война всегда была суровым испытанием не только для всего народа, но и для каждого человека в отдельности, потому что победа или поражение всегда зависели от суммы усилий и веры людей.

Обратите внимание на стихи С.Селезнева, которые являются эпиграфом к нашему уроку.

I I . Этап проверки домашнего задания.

Ответы учащихся.

Учитель. У нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление – потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие – потому, что рассказ, над которым мы будем сегодня работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Екимова.

I I I . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Объявление темы и цели урока.

Учитель. Как, по-вашему, о чем мы с вами будем говорить? Постарайтесь сформулировать цель нашего урока. (Слайд 2)

Ответы учащихся.

(слайд 3, 4, 5, 6, 7).

Выступление учащегося.

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чём этот рассказ? (Путем метода

Читайте также: