Единство народов беларуси конспект

Обновлено: 06.07.2024

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЁННЫЙ ДНЮ ЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Гаврилова Наталья Васильевна

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЁННЫЙ ДНЮ ЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Цель: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; выявить общее в истории и культуре России и Беларуси.

Оборудование: компьютерная презентация, иллюстрации, народные костюмы России и Беларуси, рушники.

Ведущий: Ребята, вы знаете, что 2 апреля отмечается День единения народов Беларуси и России. Именно в этот день в 1996 году Президенты России и Белоруссии подписали в Москве Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, строящегося на принципах суверенитета и равенства.

Для граждан России и Беларуси 2 апреля - День единения народов - не просто дата в календаре. И хотя историкам, политологам, философам еще предстоит по-настоящему осмыслить значение этого дня для судеб миллионов людей, уже сейчас с полной уверенностью можно сказать, что День единения - праздник особый, наполненный для каждого из нас своим, личностным смыслом.

День единения народов самой сутью своей опирается на память и опыт прошлых поколений белорусов и россиян и в то же время устремлен в будущее, символизируя надежду, что наши народы никогда не разорвут своих братских уз. Это и пример восстановления исторической справедливости. Руководители наших государств подписали договор об образовании сообщества Беларуси и России, благодаря которому было положено начало возрождению традиционно крепких и глубоко уважительных отношений между нашими народами.

25 декабря 1998 года в Москве были подписаны Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, а также Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. 8 декабря 1999 года был заключен Договор о создании Союзного государства Беларуси и России и одобрена Программа действий по его реализации.

- Сегодня нам предстоит узнать, что же общего у наших народов.

Во сне тебя, родная, вижу,

Чем дальше ты, тем сердцу ближе.

Тебя люблю, тобой горжусь,

Моя родная Беларусь.

Люблю неброскую, простую

Я красоту твою земную:

Торжественны и величавы

Твои тенистые дубравы.

И с облаками разговор

Ведет вечнозеленый бор.

Болота, речки, редколесье –

Мой край родной, мое Полесье.

И в этой тихой стороне

Хранится память о войне:

Здесь старый дуб в боях изранен,

Здесь каждый кустик партизанил.

Россия – рядом. Знают люди:

Теперь нашествия не будет,

Пускай спокойно аист –птица

На крышах тамошних гнездится.

Учитель географии: (рассказ сопровождается презентацией)

Республика Беларусь расположена в восточной части Европы. Она граничит с Литвой и Латвией на севере, с Украиной на юге, с Российской Федерацией на востоке и с Польшей на западе.

Территория Беларуси составляет 207,6 тыс. кв. км. Протяженность ее с севера на юг –560 км, с запада на восток – 650 км. По размерам территории Беларусь занимает 13-е место среди европейских государств и 6 - среди стран СНГ.

Климат Беларуси — умеренно-континентальный, с мягкой и влажной зимой, теплым летом, сырой осенью. Климатические условия Беларуси благоприятны для выращивания основных зерновых культур, овощей, плодовых деревьев и кустарников средней полосы Восточной Европы и особенно для возделывания картофеля, льна-долгунца, однолетних трав, кормовых корнеплодов.

В Беларуси произведено около 30 видов минерального сырья (более 400 месторождений и залежей полезных ископаемых).

Основные реки в стране — Днепр, Западная Двина, Западный Буг и Припять.Настоящей жемчужиной Беларуси называют озеро Нарочь. Общая длина водных путей – 3,800 км.

Природный растительный покров Беларуси занимает около 70% территории республики. Насчитывается около 11,5 тыс. видов растений, из них около 2,1 тыс. высших (цветковых) и более 9 тыс. низших (водорослей, мхов, лишайников). На национальном уровне охраняется более 130 редких реликтовых видов растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь.

Животный мир насчитывает 457 видов позвоночных (в том числе 73 вида млекопитающих, 305 видов птиц, около 60 видов рыб) и более 20 тыс. видов беспозвоночных животных. К охотничье-промысловым относится 22 вида млекопитающих, 31 вид птиц и 2 вида рептилий. Важное хозяйственное значение имеют охотничье-промысловые виды животных — лисица, куница, заяц, выдра, хорь, горностай, а также лось и дикий кабан. 97 видов позвоночных и 85 видов беспозвоночных животных занесены в Красную книгу Республики Беларусь.

Учитель истории: ( рассказ сопровождается презентацией)

Как старый девственный лес, Беловежская пуща упоминается еще в Ипатьевской летописи 983 г. Сохранились сведения, что на территории национального парка когда-то проживали племена ятвягов, которые занимались охотой и рыбной ловлей. В XII веке здесь проживал Владимир Мономах. Но наиболее интенсивные рубки приходятся на начало XX века. Во время Первой мировой войны Беловежская пуща находилась под оккупацией немецких войск. Этот период явился примером сильнейшей эксплуатации ее богатств - начинается интенсивная прокладка узкоколейных железных дорог (около 300 км) для заготовки ценной древесины, а для ее переработки строятся 4 лесопильных завода. За два с половиной года в Германию было вывезено 4,5 млн. куб. м древесины, причем самых ценных пород.

1-ый обучающийся: Я вам расскажу о государственной символике Беларуси.

Государственные символы - это часть отечественной истории, воплощение её героических и трагических страниц. Символами государственного суверенитета Республики Беларусь являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.
Государственные языки: белорусский и русский.

Государственный флаг – это прямоугольное полотнище из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зелёного цвета в 1/3 ширины флага.

Красный цвет символизирует кровные узы, братство, борьбу за правое дело. Он означает высокое предназначение в судьбе и победу. Одновременно это знак счастливой жизни. Красный цвет – это штандарты победоносной Грюнвальдской битвы белорусских полков с крестоносцами, цвет знамён Красной Армии и белорусских партизанских бригад.

Зелёный цвет - цвет добра, роста, развития, благополучия и мира, это цвет лесов, которые издавна занимали основную часть территории нашей страны.

Около древка флага вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, символизирующий древнюю культуру народа, трудолюбие, духовное богатство, единство.

Белый цвет - это прежде всего цвет свободы, цвет нравственной чистоты и мудрости.
На орнаменте запечатлена часть наиболее древнего и типичного орнамента. Работа была выполнена в 1917 году простой крестьянкой Матреной Маркевич из деревни Костелище Сенненского уезда.

2-ой обучающийся: Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: "Рэспублiка Беларусь".

Ведущий: (читает слова на фоне музыки)

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют!

- Ребята, давайте вспомним наши государственные символы (беседа с обучающимися и просмотр слайдов презентации)

Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Запомните, что отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к своему государству. А оно должно быть уважительным. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры.

- А теперь мы с вами просмотрим презентацию о народных традициях России и Беларуси, затем обсудим её. (просмотр слайдов; в результате которого дети приходят к выводу, что между нашими народами много общего)

По дороге от Москвы до Минска

Березняк сиренево дымится.

Только это , к счастью, не пожар,

А весенних почек урожай.

Вдоль дороги от Москвы до Минска

Тишина рассветная повисла,

Лишь поют вдали колокола,

Где сияют храмов купола.

Над дорогой от Москвы до Минска

Птичья стая пролетела низко,

А с лугов, как белые стога,

Светят ей последние снега.

На дороге от Москвы до Минска

Вдруг увидишь: как же это близко,

Как навечно Русь да Беларусь.

Отчего ж тогда на сердце грусть.

Ах, дорога от Москвы до Минска,

Ниточка надежды на единство.

Ты одна сегодня без границ.

Сохранись, родная, сохранись.

Наш классный час закончен. Спасибо за участие!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это материалы для заочной экскурсии по местам, связанным с событиями войны 1812 года: Смоленск, Старая Смоленская дорога. Это поэтическое и прозаическое слово, отразившее настроение нарда, дух защитни.

методические материалы для проведения классных часов. посвящённых трагическим событиям в Беслане 1 сентября 2004 г. и вхождения Крыма в состав России 18 марта 2014 г.

методические материалы для проведения классных часов. посвящённых трагическим событиям в Беслане 1 сентября 2004 г. и вхождения Крыма в состав России 18 марта 2014 г.


Презентация "День единения народов России и Беларуси"

Презентация может быть использована на классном часе, посвящённому Дню единения народов России и Беларуси .


Классный час, посвященный Дню Единения народов России и Беларуси

Классный час, посвященный Дню Единения народов России и Беларуси.

В Челябинске пройдет межрегиональный мастер-класс, посвящённый лучшим современным практикам преподавания родных языков народов России

4 сентября 2020 года в Челябинске, на базе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования пройдет межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практ.

Мастер-класс, посвящённый лучшим современным практикам преподавания родных языков народов России пройдет в Горно-Алтайске

28 августа 2020 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в г. о. Самаре на базе Самарского филиала Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования .

Цель:знакомство учащихся с историей создания Сообщества России иБеларуси, развитие информационной культуры учащихся, мыслительных операций, речи, внимания; воспитание интереса к событиям, фактам.Задач.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : создание условий для осознания учащимися своей принадлежности к белорусскому народу, формирование ответственности и готовности действовать во благо своего Отечества, воспитание уважения к истории и традициям Республики Беларусь.

Задачи :

· дать стартовую установку на учебную деятельность, развивать познавательную активность;

· формировать чувство гордости за достижения нашей страны;

· содействовать воспитанию чувства любви и уважения к своей Родине.

1. Организационный этап.

Учащиеся входят в зал, рассаживаются по местам.

2. Беседа о первом школьном дне.

Дорогие дети! Сегодня необычный, праздничный день. Вы впервые переступили порог школы и стали первоклассниками.

Наступил самый долгожданный день – первый день ваших занятий в школе. С сегодняшнего дня вы не просто дети, вы - ученики! Мы знаем, что каждый из вас с нетерпением ждал этого дня.

Вы заметили, что сегодня утром все прохожие улыбались, глядя на вас, таких красивых, нарядных, счастливых. Как вы думаете, почему прохожие улыбались, глядя на вас? Как они догадались, что вы стали учениками?

Каждое утро от порога родного дома вы будете идти в свою школу. Пусть эта дорога будет для вас светлой и радостной.

Милые первоклассники. Сегодня к вам на первый урок пришли гости. Они хотят вас поздравить с Днём Знаний! Слово предоставляется заместителю председателя Мстиславского районного исполнительного комитета Мельникову И.А.

2.Основной этап

Ребята, первый урок во всех школах нашей страны посвящён году народного единства.

Беседа о нашей Родине .

Ребята, помогите, пожалуйста, прочитать слова на доске: РОДИНА, БЕЛАРУСЬ, НАРОД, ЕДИНСТВО.

Ребята, это не просто слова, а очень важные слова для каждого человека.

Давайте разберёмся, что такое Родина?
РОДИНА- это та страна, в которой человек родился, взрослел и к судьбе которой он небезразличен. Родина - это то место, в котором каждый человек ощущает себя маленькой частицей целого народа. Слайд 2

А что такое, малая Родина? "Малая Родина" – так человек может назвать край или город, в котором вырос. Слайд 3

Ученик читает стихотворение:

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растем,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.

Ребята, назовите, какое прекрасное имя носит наша Родина? Давайте хором произнесём название нашей Родины.

БЕЛАРУСЬ – страна, в которой мы живем, наша большая Родина.

На карце вял i кага свету,

Яна, як кляновы л i сток,

Песня гарачага лета,

Крын i чнай вады глыток.

(чтение стихотворения сопровождается показом на карте Беларуси)

Карта республики Беларусь

Ребята, посмотрите и подумайте, на что похожа наша страна, изображённая на карте? (ответы детей) Правильно, она похожа на озеро, на кленовый листок. Нашу страну называют краем голубых озёр , краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями. Почему? (ответы учащихся)

Кто знает самый главный город нашей страны? (Минск)

В этом городе, ребята, живёт наш президент. Кто знает, как его зовут? (А.Г.Лукашенко.)

Я отправляюсь в путешествие в город… (Брест)

Я отправляюсь в путешествие в город… (Мозырь).

Беседа о единстве народа.

Ребята, кто живёт в городах, сёлах Беларуси? (люди, народ)

НАРОД – это жители страны. В нашей стране на протяжении столетий бок о бок живут представители различных национальностей, религий и культур.

(прикрепляются куколки из картона в национальных костюмах на карту Беларуси)

Минутка интересных фактов

В нашей стране проживает 9, 5 млн. человек, 29 национальностей. Это не просто люди, они граждане нашей страны. Каждый гражданин обязан знать и соблюдать законы нашей страны. Основной закон нашей страны - Конституция Республики Беларусь . Она определяет, как строится и функционирует государство. В Конституции Республики Беларусь 8 разделов, 9 глав и 146 статей. Наиболее часто в Конституции повторяются слова: гражданин, закон, совет, право, Президент.

(демонстрация основного закона)

С кажите, ребята, что обозначает слово единство ? (Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу ).

Беседа о государственной символике.

Каждый гражданин Республики Беларусь должен знать основные символы государства. Сейчас мы с вами вспомним их. Вам придётся немножко потрудиться.

Ребята, на доске прикреплены карточки с буквами. Расположите их в первом слове от самой большой до самой маленькой.

(дети читают слово ФЛАГ) Слайд 8

Какого цвета наш флаг?

(белый – цвет свободы, мудрости, чистоты;

красный – знак солнца, счастливой жизни;

зелёный – цвет полей и лесов, белорусской природы;

орнамент – символизирует трудолюбие белорусов).

Расположите буквы во втором слове от самой большой до самой маленькой.

(дети читают слово ГЕРБ ) Слайд 9

Расположите буквы в третьем слове от самой большой до самой маленькой.

(дети читают слово ГИМН )

А что такое гимн? (Торжественная песня, которую мы сегодня слышали на линейке. Это символ нашего государства. Гимн всегда слушают молча и стоя.)

Ребята, Государственная символика РБ размещается на зданиях, сопровождает торжественные церемонии и праздничные мероприятия. В каждом кабинете нашей гимназии есть уголок государственной символики.

Физкультминутка

Ребята, вы немножко устали. Давайте отдохнём.

Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Разводят руки в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок! (Качают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький дубок! (приседают)

Леса, реки и поля — это Родина моя. (Разводят руки в стороны)

Ребята, а на каком языке мы с вами говорим? (на русском). Верно. Но в нашем государстве есть ещё один национальный язык. Кто знает, какой? (белорусский)

В нашей стране есть школы, в которых преподают на русском языке и школы, в которых преподают на белорусском.

(демонстрация русского и белорусского букваря)

Давайте проверим, как вы знаете белорусский язык, и поиграем в переводчиков. Ваша задача - перевести слова на белорусский язык.
Родина - Радзіма,
язык- мова,
государство- дзяржава,
флаг – сцяг,
друзья - сябры
аист – бусел,

родители – бацькі,

учитель - настаўнік

Беседа о национальной гордости Беларуси

Ребята, мы живём с вами в независимой, процветающей стране. Все граждане страны своим трудом стремятся принести пользу, внести свой вклад в развитие нашей страны и её признание в мире. Нам есть, кем и чем гордиться!

Наши белорусские писатели Я. Купала и Я. Колас известны во всём мире. Они прославляли нашу Родину в своих произведениях. Слайд 11

Мы гордимся космонавтами, которые родились в Беларуси. Это Пётр Климук, Олег Новицкий. Слайд 12

Мы гордимся белорусскими спортсменами, которые отстаивают честь нашей страны на олимпиадах. Эти летом состоялись летние олимпийские игры в Токио. В копилке белорусских спортсменов 7 наград. Обладателем золотой медали стал Иван Литвинович. Слайд 13

Ребята, всё это мы имеем благодаря труду белорусского народа. Каждый взрослый человек работает, чтобы обеспечить свою семью, свою страну.

Сегодня мы говорили о РОДИНЕ. Предлагаем вам прочитать слова и раскрыть их значение из нашей волшебной коробочки, которые характеризуют нашу страну.

СИНЕОКАЯ (у нас много красивых рек, озер, в полях цветут синие васильки);

ЗЕЛЕНАЯ (много лесов, лугов и полей);

ЛУЧШАЯ (это наша Родина, страна, в которой мы живем);

ДРУЖЕЛЮБНАЯ (белорусы – дружелюбный и гостеприимный народ);

КРАСИВАЯ (у нас красивые города, деревни, улицы, площади);

ТРУДОЛЮБИВАЯ (в Беларуси живут люди, которые много трудятся и славятся результатами своего труда);

ЧУДЕСНАЯ (у нас много интересных и удивительных мест);

МАСТЕРОВАЯ (в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют и др.);

ЩЕДРАЯ (белорусская земля очень щедра, она дарит богатый урожай зерна, овощей и фруктов, ягод и грибов);

3.Заключительный этап

Ребята, сегодня вы первый раз пришли в школу. Задумайтесь, сколько людей разных профессий помогали вам стать школьниками. Строители построили для вас это замечательное здание, рабочие мебельной парты сделали для вас столы и стулья, ткачи изготовили ткань для вашей одежды, а швеи её сшили. Обувщик смастерил для вас обувь. Авторы создали замечательные учебники. Мамы накормили вкусным завтраком. В школе встретил учитель. Так много людей трудилось, что невозможно перечислить всех, кто помог вам сегодня прийти первый раз в первый класс. Слайд 17

Каждый взрослый человек работает, чтобы обеспечить свою семью, свою страну. А что вы, ребята, можете сделать для своей страны, для людей Беларуси сейчас? (хорошо учиться)

Ребята, от каждого из вас зависит будущее нашей страны. Мы хотим вам пожелать, чтобы вы старательно учились. Ведь наше единство в стремлении к знаниям. Только в единстве – сила народа.

Перед вами листочки. Выберите тот, который соответствует вашему настроению:

красный – радостное, торжественное;

жёлтый – приятное;

зелёный – спокойное.

Подарите свой листочек нашей Родине (прикрепляют к контурам Беларуси)

Цель: воспитание чувства патриотизма и национального самосознания учащихся.

прививать учащимся основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности;

формировать у учащихся активную гражданскую позицию;

создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков.

Форма: урок интерактивного общения

Оборудование:мультимедийная презентация со слайдами.

Предварительно класс делится на несколько групп, озвучиваются правила работы в группе.

Первый урок возможно построить из следующих этапов:

Классный руководитель поздравляет учащихся с началом нового учебного годаи подчеркивает, чтов 2021/2022 учебном году первый урок посвящён Году народного единства.

Внимание учащихся обращается на логотип Года народного единства, который выведен на мультимедийный экран.

Заранее подготовившийся учащийся рассказываетоб истории созданияданного логотипа.

Педагог задет задание подобратьсинонимы кпредложенным словамс помощью заранее подготовленных карточек (индивидуально, в парах, в группах).

Справочно (по материалам словарей)

Варианты синонимов: дружность, единство, спаянность, слитность, единение; монолитность, общность, скованность, единодушие, сомкнутость, спетость, сплотка, спайка, дружность, организованность, связанность, чувство локтя.

  • –единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей; совместная ответственность

Варианты синонимов: сплочённость, единение, равенство, сплочение, общность, единодушие, единогласие.

Взаимопонимание –взаимное понимание и согласие, желание и способность слышать и понимать друг друга.

Варианты синонимов:единодушие, контакт, понимание, согласие.

Учащиеся озвучивают подобранные синонимы, ряды которых наглядно могутвыводиться на мультимедийный экран.

2. Цельность, сплочённость.

3. Неразрывность, взаимная связь.

Учащиеся делают вывод о значимости темы первого урока. Необходимо подчеркнуть, что сила страны в единстве народа, и главными приоритетами белорусского государства остается благополучие, миролюбивая внешняя политика, национальная безопасность.

При подготовке данного этапа урока классный руководитель организует дискуссию о том, что объединяети может разъединить народы нашей страны.

Историческая память: общая история, общие испытания, особенно войны, среди которых наиболее страшный урон потерпела Беларусь в годы Первой и Второй (Великой Отечественной) войн.

Общая, самобытная культура, как материальная, так и духовная, в которой находят свое отражение традиции, обычаи, верования, повседневная жизнь всех народов, проживающих на территории Беларуси.

Толерантность – веротерпимость, нет разделения по национальному признаку, нет ущемления народов и диаспор, проживающих на территории и былой, и современной Беларуси, по языковому признаку – в 20-30-е гг. XX в. в Беларуси было 4 государственных языка (белорусский, польский, русский и идиш), сейчас 2 равноправных государственных языка – белорусский и русский.

Белорусский народ в разное историческое время разъединило:

кпримеру, войны, проходившиена территории Беларуси в разное время.

Педагог подчеркивает, что объединяющих факторов намного больше.

Классный руководитель может также обратить внимание учащихся на отношениенарода Беларуси к вере. Православие и католицизм, протестантизм и униатство, иудаизм и ислам никогда не перерастали в национальную и религиозную рознь и не приводили к религиозным столкновениям и кровавым конфликтам. Нет семитизма и на бытовом уровне. Одинаково относятся к русским, полякам, литовцам, евреям и татарам, дагестанцам и чеченцам, афганцам и сирийцам, всем народам, проживающим на территории современной Беларуси.

Рекомендуется также построить диалог об общей правовой культуре и морально-этических нормах народов, проживающих в нашей стране.

Можно обратиться к различным праздничным датам: День семьи, День славянской письменности, Купалье, Масленица, Байрам-Курбан, Песах и т.д.; обратить внимание на то, что у населения Беларуси много общих черт в одежде (с учетом регионального колорита), в питании – (национальными блюдами считаются драники, колдуны, цеппелины, комы, поливы, каши и мн. др.).

На данном этапе классный руководитель может предложитьвикторину– один из видов интерактивных игровых технологий урока.

1. До какого года в нашей стране существовала символика БССР? (до 1991 года)

3. Что на Государственном гербе является символом человека и человечности, знаком мужества и высоких помыслов (звезда)

4. Что символизирует венок на гербе Беларуси? (символ памяти и нерасторжимой связи современников с предками, труд и процветание)

5. Год народного единства принял эстафету триады Годов малой родины (2018 - 2020 гг). У каждого областного городаРеспублики Беларусь есть свой герб, также он есть и у многихдругих городов. Определите, герб какого города перед вами на экране (можно представитьизображения гербов областей/городов).

6.Назовите дату празднования Дня Государственного герба и Государственного флага (праздник День Государственного герба и Государственного флага отмечается во второе воскресенье мая).

Рекомендуется акцентировать внимание учащихся на том, что государственная символика любой страны, в том числе и нашей Родины – историческое наследие, славное настоящее и достойное будущее. Она объединяет людей в самые важные моменты жизни страны, то есть делает людей сплочёнными, солидарными.

Классный руководитель развивает тему важности сохранения исторической памяти, просит учащихся привести конкретные примеры, наглядно демонстрирующие, что белорусы в истории выступали как единая и сплочённая нация.

Учащиеся к этому этапу готовятся заранее: представляюттворческую работу в форме сочинения, эссе, очерка (по выбору), в которой рассказывают семейную историю о своем родственнике - участнике боевых действий, труженике тыла или родственнике, пережившем Великую Отечественную войну, приносят копии сохранившихся документов, фотографий, писем с фронта и т.д.

Классный руководитель организует обсуждение выбранных военных историй, подводит предварительный итог данного этапа первого урока, предлагает самые интересные работы учащихся разместить на сайте учреждения образования, в школьной газете.

Учащиеся делают вывод о том, чтоисторическая память во все времена выступает основой национального самосознания, которое имеет решающее значение для развития и жизнеспособности страны, что белорусский народ в период Великой Отечественной войныпроявил себя какгероический, несгибаемый, единый и сплочённый.

Классный руководитель рассказывает омирномсозидательном труде белорусского народа, о тех достижениях, которымиможно гордиться.

1. Известный в Беларуси и за её пределами завод газовых и электрических плит

2. Из волокна этого растения ткали полотно и шили одежду, до сих пор эта ткань очень популярна и востребована во всем мире

3. Большегрузные самосвалы из Беларуси, известные во всем мире

4.Один из крупнейших производителей и экспортеров калийных удобрений в мире

5.Эти трактора – визитная карточка страны

1. Здесь в феврале 1963 года был получен первый белорусский бензин

Парк высоких технологий

2. Известный производитель популярных холодильников и морозильников

4.Знаменитый белорусский бренд женского белья

5.Крупнейший производитель кондитерских изделий Гомеля

1.Пионеры индустрии уходовой и декоративной косметики в Беларуси

2.Сегодня компания из Беларуси, не имеющей выхода к морю, поставляет высококачественные рыбные пресервы в почти 40 стран мира

3.Продукция знаменитого бренда – шоколад и конфеты, в рецептах которых используются только натуральные какао-продукты

4.Лидер в производстве чулочно-носочных изделий, одежды и белья в Восточной Европе

5.Одна из крупнейших молочных и соковых компаний Беларуси, знаменитый бренд из Бреста

6.Самый большой самосвал в мире выпускает

Подведение итогов урока

В конце урока учащиеся должны сделать вывод о том, что основные условия народного единства –бережное и уважительное отношение к историческому наследию страны и приумножение того лучшего, что уже было сделано.

Подготовленный учащийся может выразительно прочитать стихотворение классиков белорусской поэзии, например, Якуба Колоса:

Мой край ясназоры! Прайшоў ты нямала

Шырокіх і вузкіхдарог.

I смутак, і гора цябе абнімала,

Ды ты іхпазбыў, перамог.

Ішлі мы ў прасторышырокайпуцінай,

Як сейбітызгоды, дабра;

Свяцілася неба над полем, далінай,

У іскрахсвітання — зара.

Купалісядалі ў ласкавайсінечы,

Педагогобращает внимание на логотип Года народного единства, с рассмотрения которого начался урок, используя рисунки победителейоткрытого дистанционного конкурса на лучшуюэмблему Года народного единства среди учащихся учреждений образования страны.

2. Из волокна этого растения ткали полотно и шили одежду, до сих пор эта ткань очень популярна и востребована во всем мире (Лен)

3. Большегрузные самосвалы из Беларуси, известные во всем мире (БелАЗ)

4. Один из крупнейших производителей и экспортеров калийных удобрений в мире (Беларуськалий)

Вопросы для Группы №2 с ответами

1. Здесь в феврале 1963 года был получен первый белорусский бензин (Нафтан)

4. Знаменитый белорусский бренд женского белья (Милавица)

Вопросы для Группы №3 с ответами

1. Пионеры индустрии уходовой и декоративной косметики в Беларуси (БЕЛИТА-ВИТЭКС)

2. Сегодня компания из Беларуси, не имеющей выхода к морю, поставляет высококачественные рыбные пресервы в почти 40 стран мира (Санта Бремор)

4. Лидер в производстве чулочно-носочных изделий, одежды и белья в Восточной Европе (Conte)

Нажмите, чтобы узнать подробности

прививать чувство любви к родному краю, гордость за свою страну, уважение к символам Беларуси.

Возрастная категория: учащиеся 11-12 лет

Ход урока

І.Организационно-мотивационный этап

1. Вступительное слово учителя:

Ребята, я поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня по сложившейся традиции мы проводим первый урок, единый по всей республике. Наш урок посвящён Году народного единства. Перед тем как определить тему урока, давайте посмотрим: хорошо ли мы знаем место, в котором живём?

Официальное название нашего государства. (Республика Беларусь)

Количество строф у гимна Беларуси. (Три)

Цветки какого растения вплетены в национальный герб страны? (Цветки льна)

Количество областей Беларуси. (Шесть)

6. Мы любим Беларусь и гордимся её бескрайней дикой… (Природой)

7. Столица Беларуси. (Минск)

8. Самый южный город Беларуси. (Гомель)

9. Северный город Беларуси. (Витебск)

11. Самое большое озеро Беларуси. (Нарочь)

12. Самая крупная рыба, которая встречается во всех средних и крупных реках Беларуси. (Сом)

13. Река, протекающая по территории Белоруссии, России, Украины. (Днепр)

15. Народное название рождественского Сочельника. (Коляды)

16. Город, в котором зародились известные шёлковые пояса с различными узорами. (Слуцк)

17. Один из главнейших природных ресурсов Беларуси, полезное ископаемое нашей республики. (Торф)

19. Этот народный праздник связан с легендой о мистическом цветке папоротника, приносящего счастье и богатство. (Купалье)

20. Новый государственный праздник в Беларуси, отмечаемый 17 сентября. (День единения народов Беларуси)

21. Праздник проводов зимы. Масленица

23. Древнейший музыкальный инструмент- символ Беларуси. (Цимбалы)

25. Белорусский первопечатник, просветитель. (Ф. Скорина)

26. Месяц, когда Беларусь отмечает День Независимости. (Июль)

27. И белорусский сценический танец, и печёная. (Бульба)

28. Один из мощных национальных символов Беларуси. (Зубр)

29.Эти зверьки не только обладает хорошим мехом, но и возводят плотины. (Бобры)

30. Государственные символы Беларуси. (Герб, гимн, флаг)

II Целеполагание

Ребята, пришло время определить тему нашего урока.

- Посмотрите на доску. Вместо темы урока на доске вы видите цифры. Чтобы определить тему, вам необходимо цифру заменить соответствующей буквой алфавита. (Ответы учащихся)

- Определите цели урока. О чём мы сегодня будем говорить?

- Да, мы – народ Беларуси. Главными нашими качествами являются трудолюбие, ответственность и взаимопонимание. Нас объединяет история, традиции, культура. Скажите, ребята, что обозначает слово единение? (Мнения учащихся).

- Верно. Единение – это союз людей, их сплочённость.

ІІ. Основной этап.

Работа с картой.

- Республика Беларусь на карте занимает небольшую территорию. Но не это главное. Главное наше богатство- природа, пейзажи, которые нас окружают. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек и озёр, бескрайние поля – настоящее богатство нашего края. Беларусь – страна, которая нас всех объединяет.

- Давайте посмотрим на карту Беларуси.

(Работа с картой: называем областные центры, показываем на карте)

-Мы сказали, что гимн- один из государственных символов нашей страны. А хорошо ли вы его знаете? Вставьте пропущенные слова.

Мы, беларусы – _______ людзі,
Сэрцам ______ роднай ______,
Шчыра ______, сілы _______
Мы ў працавітай, вольнай _____.

Слаўся, зямлі нашай _______ ____,
Слаўся, народаў _______ саюз!
Наша _______ маці-Радзіма,
Вечна _____ і ______, Беларусь!

– Сегодня мы говорим о единстве народа. Именно за него боролись многие белорусы на протяжении нескольких лет. Восстановленное в 1939 году единство народов Западной Беларуси и БССР помогло выстоять в годы Великой Отечественной войны.

Белорусский народ заплатил огромную цену за свою свободу. Каждый третий белорус погиб в годы Великой Отечественной войны. В память о погибших в годы войны воздвигнуты мемориалы славы и памятники, где благодарные потомки возлагают цветы. (Кивлинас Настя).

Демонстрируются фотографии памятников.

В одном строю шли люди разных национальностей, но все они были готовы пожертвовать собой, чтобы защитить другого. Когда мы едины, мы непобедимы! Именно это помогло нам победить в самой страшной войне. (Борецкий Никита)

- Ребята, а вы помните, как называется наша малая родина, край, место, где выпало счастье родиться? (Город Витебск). (Адамович Даша рассказывает легенду о происхождении города).

П – порядочность, приветливость, преданность.

А – авторитет, активность.

Т – терпение, трудолюбие.

Р – радушие, рассудительность.

И – искренность, исполнительность.

О – отвага, оптимизм.

Т –толерантность, тактичность.

III. Заключительная часть

- В заключение предлагаю вам вспомнить и продолжить пословицы и поговорки о Родине:

Читайте также: