Единицы массы грамм 3 класс перспектива конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
I. Организационный момент.
Дети разгадывают ребусы и называют тему урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о единицах массы, но сначала узнаем, кто умеет быстро и правильно считать.
Урок начнём с соревнования. (Cлайд 3)
Проверим ваши знания.
Беритесь, ребята, скорей за работу,
Считайте, решайте, не сбейтесь со счёту.
Класс делится на две команды. Устный счёт проводится в форме соревнования. (Cлайд 4)
1. Игра “Кто быстрее?”
2. Сравнить выражения. (Cлайд 5)
3. Расставить числа в порядке возрастания. (Cлайд 6)
4. Найти значение выражения. (Cлайд 7)
5. Подведение итогов устного счёта.
Сегодня к нам на урок
Пришёл Знайка-педагог.
Он принёс весы и гирьки.
Показать он хочет нам
Маленькую единицу массы
И её название – грамм.
IV. Работа над новой темой.
Открываем магазин,
Продаём продукты,
Вот на чашках весов
Овощи и фрукты.
1. Составление и решение задачи.
- Сколько весят ящик со свёклой и ящик с яблоками? (10 кг)
- Что можно сказать о массе ящика с яблоками? (На 2 кг больше)
- Сколько весит ящик с яблоками? Ящик со свёклой?
2. Понятие о новой единице массы.
- Чему равна масса конфет на весах? (1 кг)
- Можно ли узнать массу одной конфеты, используя гирю в 1 кг?
- Здесь нам приходит на помощь более мелкая единица массы – грамм.
Демонстрируются гири – 1 г, 2 г, 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г, 200 г, 500 г.
- Что можно взвешивать в граммах?
- Для этого существуют специальные весы, их используют в аптеках для приготовления различных лекарств, чтобы правильно соблюдать дозировку того или иного вещества.
- Сейчас в основном используются электронные весы, они наиболее точные. (Слайд 15)
3. Знакомство со старой русской системой мер массы.
Берковец = 10 пудов = 163,8 килограммов
Пуд = 16,38 килограммов
Фунт = 409,5 граммов
Лот = 12,8 граммов
Золотник = 4,26 граммов
Доля = 0,044 граммов
4. Практическая работа.
Взвешивание на весах: таблетки, конфеты, ручки, монеты.
- Какие гири потребуются, чтобы взвесить сыр, арбуз, пирог?
5. Составление и решение задач.
а) Плитку шоколада массой 100 г разделили на 5 частей. Чему равна масса каждой части? (100 : 5 = 20)
б) Плитку шоколада массой 100 г разделили на 4 части. Чему равна масса каждой части? (100 : 4 = 25)
в) Пять яблок весят 1 кг. Сколько весит одно яблоко? (1000 : 5 = 200)
- Как узнать массу одной части?
6. Работа по учебнику.
а) Решение задачи по вариантам
- Прочитайте условие задачи.
- Какие вопросы поставим в задаче?
- Задачу удобнее записать кратко в таблице. Укажите программу решения, и решите задачу.
Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Формировать способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Проговаривать последовательность действий (регулятивные УУД).
- Различать новые знания от уже изученного (познавательные УУД).
- Находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке или в учебнике (познавательные УУД).
- Формировать умение работать в парах, уметь договариваться, находить общее решение действий (коммуникативные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
- Соотносить намеченные цели с достигнутым результатом, зафиксировать новое знание, поставить дальнейшие цели. (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Уметь решать задачи, пользуясь знаниями, полученными ранее.
- Формировать вычислительные навыки устного счёта.
- Развивать мыслительную деятельность и речевые навыки.
Ресурсы : ПК учителя, учебники, тетрадь, мультимедийная доска .
Ι. Организационный момент.
Учитель открывает на доске поговорку :
- Прочитайте данное изречение? Что это? (поговорка)
-Что самое важное мы приобретаем в детстве? (знания)
-Зачем нам нужны знания?
ΙΙ. Актуализация знаний
- найдите разность чисел в треугольниках ( 18 )М
- разделите полученный результат на число, записанное в квадрате ( 3 )А
- результат умножьте на число в круге ( 51 ) С
-прибавьте число в четырёхугольнике ( 80 )С
- разделите на число в шестиугольнике ( 20 )А
-Соотнесите свои полученные результаты с буквами и отгадайте зашифрованное слово.
-Какое слово получилось? (Масса). Что такое масса? Какие единицы измерения массы вы уже знаете? (Килограмм)? Посмотрите на изображения на слайде.(На слайде несколько картинок: курица, арбуз, батон? Давайте определим, какова их масса?. В чем затруднение? (Масса батона не может быть 500кг)
Как вы думаете, в каких единицах массы мы будем измерять батон? В более крупных или более мелких? ( в более мелких )
- Кто знает, как называются более мелкие единицы массы, чем кг?(Поднимите руку) .
-Посмотрите на ребус, какое слово там зашифровано? (Грамм)
III. Самоопределение к деятельности.
- Сформулируйте тему нашего урока (Единицы массы. Грамм)
- Какие цели мы перед собой поставим? (Познакомиться с новой единицей массы – грамм и соотношением между граммом и килограммом).
-Какое слово по написанию вам напомнило слово грамм?
-Килограмм. Что заметили интересного в обоих словах? (мм).
-Эти слова родственники, они связаны друг с другом. Слово грамм, является частью слова килограмм.
-Кто знает, что означает приставка кило?
-Кило в переводе с греческого языка - тысяча.
-Что же получается соотношение между кг и г большое.
-Посмотрите на гирьку в 1г и пачку соли в 1 кг.
- Сколько же граммов в килограмме?
- 1 кг равен 1000г.
- Где можно точно узнать? (В учебнике, справочнике, в Интернете)
-Прочитайте правило в учебнике на стр.101,что нового вы узнали?( как сокращённо записывают грамм.)
-Для чего нам нужно изучать тему грамм:
1.Полученные знания используем в жизни.
– Где мы чаще всего сталкиваемся с единицами массы? (при покупке продуктов, рецепты блюд.).
-Какие продукты мы покупаем в граммах?
- А кто знает, какой продукт нужно употреблять только в граммах и с большой осторожностью? (Соль) В одной чайной ложке 5 г соли.
- 2.При решении задач.
3. При выполнении различных действий с именованными числами.
IV. Работа по теме урока.
Задача № 3(один ученик у доски)
- 400+250=650(г) ветчины и сыра.
- 650-400=250(г) творога.
- 650+250=900(г)
Ответ: 900 граммов.
– А как нам можно узнать массу предмета? (взвесить)
– С помощью чего мы производим взвешивание? (весов)
- Посмотрите в толковом словаре, что такое весы?
- Весы – устройство или прибор для определения массы тела.
- Какие бывают весы?
- Механические и цифровые. У механических весов это шкала со стрелкой или чаши с гирями. А у цифровых (электронных) – табло. Ещё бывают багажные, торговые, медицинские, почтовые, железнодорожные, бытовые: кулинарные, напольные и др
- При взвешивании на механических или чашечных весах, чтобы определить массу предмета используют гири.
- Кто знает, что такое гири ?( Ги́ря — специально изготовленный предмет заданной массы)
- Гири бывают разные. Бывают килограммовые: 1кг, 2кг, 3кг. А есть гири с помощью которых можно измерить более лёгкие предметы: 100г, 10г, 1г, 200г, 20г, 2г, 500г, 50г, 5г.
-Почему нет гирь в 300г и 400г? Кто бы стал их делать, а кто нет? Почему? (Они лишние, т.к.мы можем взять 200г и 100г)
-Какие гири потребуются, чтобы уравновесить 750г сыра?375г арбуза?425г пирожных?(Задание на слайде)
-А сейчас вы самостоятельно потренируетесь использовать разные гири для записи массы.
- Упр. 2 из учебника.(Выполняют в тетради самостоятельно)
А теперь потренируемся переводить килограммы в граммы и наоборот.
- Как перевести килограммы в граммы? 4 кг = … г
-Какое действие надо выполнить при переводе граммов в килограммы?
( При переводе в граммы число килограммов надо умножить на 1000.
При переводе в килограммы число граммов надо разделить на 1000.)
2. Выразите данные величины в указанных единицах массы и запишите в тетрадь:
(Обмен тетрадями, взаимопроверка)
- Знаете ли вы, что масса вашего портфеля не должна превышать 2 кг? Сколько это граммов? И тогда ваша осанка будет правильной и красивой! Следите за своим здоровьем.
Цель: знакомство с единицами массы (тонна); формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы массы.
Задачи (планируемые результаты):
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
-положительное отношение к урокам математики;
-адекватное восприятие оценки своей работы учителем;
учащиеся получат возможность для формирования:
-познавательной мотивации, интереса к выполнению новых заданий;
-понимание связи математики с окружающей средой;
-умения признавать свои ошибки.
Предметные:
-читать и записывать единицы массы (грамм, килограмм, тонна);
-выполнять вычисления с единицами массы.
Метопредметные.
Регулятивные:
-отслеживать цель учебной деятельности;
-учитывать ориентиры, данные учителем при освоении нового учебного материала;
-проверять результаты вычисления;
-адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки;
учащиеся получат возможность научится:
-оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;
-планировать работу по устранению пробелов;
Познавательные:
-устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;
-сравнивать и классифицировать изображенные предметы;
учащиеся получат возможность научится:
-видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;
Коммуникативные:
-задавать вопросы с целью получения новой информации.
Оборудование: Оформление доски.
учебник, наглядный материал (карточки с единицами массы ).
План.
1. Приветствие (стихотворная форма)
- Открытие новых знаний (беседа по теме урока)
- Работа с учебником
- Физкультминутка (стихотворная форма)
- Первичное закрепление (работа с учебником, решение задач)
- Подведение итогов урока (опрос)
- Рефлексия (эмоциональная форма)
Конспект урока
Предмет: математика
Цель: знакомство с единицами массы (тонна); формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы массы.
Задачи (планируемые результаты):
у учащихся будут сформированы:
-положительное отношение к урокам математики;
-адекватное восприятие оценки своей работы учителем;
учащиеся получат возможность для формирования:
-познавательной мотивации, интереса к выполнению новых заданий;
-понимание связи математики с окружающей средой;
-умения признавать свои ошибки.
учащиеся научатся:
-читать и записывать единицы массы (грамм, килограмм, тонна);
-выполнять вычисления с единицами массы.
Метопредметные.
Регулятивные:
учащиеся научатся:
-отслеживать цель учебной деятельности;
-учитывать ориентиры, данные учителем при освоении нового учебного материала;
-проверять результаты вычисления;
-адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки;
учащиеся получат возможность научится:
-оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;
-планировать работу по устранению пробелов;
Познавательные:
учащиеся научатся:
-устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;
-сравнивать и классифицировать изображенные предметы;
учащиеся получат возможность научится:
-видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
-задавать вопросы с целью получения новой информации.
Оборудование: Оформление доски.
учебник, наглядный материал (карточки с единицами массы ).
1. Приветствие (стихотворная форма)
Постановка темы и цели урока (беседа)
Открытие новых знаний (беседа по теме урока)
Работа с учебником
Физкультминутка (стихотворная форма)
Первичное закрепление (работа с учебником, решение задач)
Подведение итогов урока (опрос)
Рефлексия (эмоциональная форма)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методические указания(методы, приёмы,УДД и т.д.)
-Здравствуйте ребята меня зовут Анна Александровна, урок математики проведу у вас я.
- Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
Дети приветствуют учителя
1.Постановкатемы и цели урока
-Прочитайте тему урока. (вычисляем массу)
-Какую цель мы с вами поставим перед собой? (научится вычислять массу)
-Что нам нужно для достижения цели? (знать единицы массы)
-Верно ребята, сегодня мы с вами повторим изученные единицы массы и познакомимся с новой единицей массы, научимся вычислять массу.
Отвечают на вопросы учителя, устанавливают цель урока
1.Открытие новых знаний
2.Работа с учебником
-Ребята, а что нам нужно знать чтобы вычислять массу предметов? В чем измеряется масса? (единицы массы)
-Какие вы знаете единицы массы? (грамм, килограмм, тонна)
-Какая самая маленькая единица массы? (грамм)
-Массу каких предметов измеряют в граммах?
-Как записывается слово грамм при числах? При числе грамм записывается одной буквой, например 1г
-Для измерения каких предметов используется единица массы килограмм?
- Как записывается килограмм при числе? (1кг)
-Как вы думаете удобно ли будет пользоваться единицами измерения грамм и килограмм для измерения массы больших предметов, например машины или двух машин?
-Ребята а кто знает для измерения больших предметов какую единицу массы используют?
Ребята откройте тетради, запишите число, классная работа и запишите обозначение единиц массы в тетрадь, как показано на доске и соотношения между единицами массы.
-Записали, молодцы. Теперь откройте учебник на странице 76, там есть рамочка, рассмотрите эту рамочку и прочитайте, что там написано. Итак, какие единицы массы существуют? Какую связь вы увидели между граммом и килограммом? Какая связь между килограммом и тонной?
-Где же ребята в жизни люди используют единицы массы?
Итак ребята, вы совершенно правы, все эти единицы массы мы используем в повседневной жизни и очень часто с ними сталкиваемся.
-А теперь найдите в учебнике на странице 76 номер один. Прочитайте задание. Что нам известно? А что нам нужно узнать? Как мы узнаем массу трех яблок? (225×3=675)
Как запишем ответ? (ответ: 675г весят 3 яблока)
-А теперь ребята, самостоятельно узнайте сколько весят 4 яблока и 5 яблок. Запишите решение в тетрадь.
-Итак, как мы узнали массу 4 и 5 яблок? 225×4=900 225×5=1125
-Какое действие вы выполняли, чтобы узнать массу яблок?
(умножение)Каких чисел? (трёхзначных на однозначное)
-А теперь давайте немного отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
-А теперь посмотрите на следующее задание в этом упражнении. Что нужно сделать? Эти задания записаны на доске, сейчас мы будем по одному выходить и проверять.
Давайте начнем проверку. А как мы запишем правильный ответ в килограммах и граммах?
225×6=1350 (1кг 350г)
225×7=1575 (1кг 575г)
225×8=1800 (1кг 800г)
225×9=2025 (2кг 25г)
Когда мы 225 умножили на 6, что мы этим узнали?(сколько весят 6 яблок)
Переведем граммы в килограммы и граммы. Посмотрите 1 килограмм это одна тысяча грамм, посмотрите в числе 1350 сколько тысяч? (1000) Это значит будет 1кг и сколько у нас осталось грамм? (350)
-Молодцы ребята, вы справились с заданием. А теперь найдите номер два. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Сколько груза перевозит первая машина? (полторы тонны) Сколько это будет в килограммах? (1500кг) А сколько груза перевозит вторая машина? (3 тонны) Верно 3 тонны, а сколько килограммов в трех тоннах? (3000кг) Посмотрите на последнюю машину, сколько груза перевозит эта машина? (5тонн) Сколько это будет в килограммах? (5000кг)
-Ребята какие машины перевезут больше груза две пятитонки или три трехтонки? Давайте порассуждаем? (2 машины по пять тонн это десять тонн, а три машины по три тонны это девять тонн, какие же машины перевезут больше груза?)
-Ребята, а какие машины перевезут больше груза две трехтонки или три полуторатонки? (2 машины по три тонны это шесть тонн, а три машины по полторы тонны это 4,5 тонны, какие машины перевезут больше груза?)
-Посмотрите на задание номер три. Прочитайте его. Что нам известно? (что мотоцикл весит 250кг, а масса ящика 13кг)
Сколько ящиков поднял подъемный кран? (7)
Что нам нужно узнать? (какую массу поднял подъемный кран)
Посмотрите на картинку, как будем рассуждать?
Что мы видим на картинке? (ящики с мотоциклами)
1мотоцикл весит 250кг, а масса пустого ящика 13кг, как узнать массу ящика с мотоциклом? 250+13=263 (весит ящик с мотоциклом)
Это мы узнали сколько весит один ящик с мотоциклом, а кран поднял семь таких ящиков, как узнать какую массу поднял подъемный кран? Кто запишет решение столбиком на доске?
Как переводить одни единицы измерения массы в другие?
Как сравнивать предметы по массе и упорядочивать их?
Глоссарий по теме:
Масса — это физическое свойство предмета, поддающееся измерению.
Процесс измерения массы — взвешивание.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. с. 80-81.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Знаете ли вы свой вес?
Не торопитесь отвечать. В самом вопросе есть ошибка!
Об этом вы сегодня обязательно узнаете.
Посмотрите на рисунки. Чем сегодня будем заниматься?
Вы правы, речь сегодня пойдёт о взвешивании. Поверьте, это интересно!
Помните вопрос, в котором была ошибка?
Оказывается вес и масса это совершенно разные величины.
Масса – это количественная величина, а вес – сила. Масса измеряется в килограммах (си), а вес – в ньютонах
Мы не знаем свой вес.
А вот массу, даже если не знаем, легко можем узнать.
Вы уже знаете единицы длины и времени.
Для измерения массы тоже существуют общепринятые единицы – килограмм и грамм. Есть и более крупные единицы измерения массы, но с ними ты познакомишься позже.
В математике, изучая массу, мы будем заниматься сравнением предметов по массе.
А для этого необходимо научиться переводить одни единицы измерения в другие: мелкие в более крупные и наоборот, используя соотношения между ними.
1 кг 750 г и 890 г
Чтобы сравнить, необходимо привести к единым единицам измерения.
1 кг 750 г переведём в граммы.
1 кг = 1000 г, значит 1 кг 750 г это 1750 г.
Теперь можно сравнивать. Вспомним алгоритм сравнения многозначных чисел.
Сравниваем количество цифр в записи чисел.
Слева 4 цифры, а справа – 3.
Значит, 1 кг 750 г больше, чем 890 г.
Мы получили алгоритм сравнения единиц массы:
1. Привести к одним единицам измерения обе части выражения (более крупные в более мелкие)
2. Сравнивать как многозначные числа.
Рассмотрим ещё одно задание:
Запишите данные значения массы в порядке увеличения.
Значения массы необходимо перевести в граммы
1 кг это 1000 г
1 кг 30 г это 1030 г
2 кг 610 г это 2610 г
Чтобы расположить данные значения в порядке увеличения необходимо их сравнить.
Находим самое маленькое значение.
Следующее – 300 г.
Дальше 999 г и т.д.
57 г 300 г 999 г 1000 г 1030 г 2610 г
Могут встретиться задания, решить которые вы сможете, пользуясь жизненным опытом.
Читайте также: