Единицы массы грамм 3 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

I. Организационный момент.

Дети разгадывают ребусы и называют тему урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о единицах массы, но сначала узнаем, кто умеет быстро и правильно считать.

Урок начнём с соревнования. (Cлайд 3)

Проверим ваши знания.

Беритесь, ребята, скорей за работу,
Считайте, решайте, не сбейтесь со счёту.

Класс делится на две команды. Устный счёт проводится в форме соревнования. (Cлайд 4)

1. Игра “Кто быстрее?”

2. Сравнить выражения. (Cлайд 5)

3. Расставить числа в порядке возрастания. (Cлайд 6)

4. Найти значение выражения. (Cлайд 7)

5. Подведение итогов устного счёта.

Сегодня к нам на урок
Пришёл Знайка-педагог.
Он принёс весы и гирьки.
Показать он хочет нам
Маленькую единицу массы
И её название – грамм.

IV. Работа над новой темой.

Открываем магазин,
Продаём продукты,
Вот на чашках весов
Овощи и фрукты.

1. Составление и решение задачи.

- Сколько весят ящик со свёклой и ящик с яблоками? (10 кг)

- Что можно сказать о массе ящика с яблоками? (На 2 кг больше)

- Сколько весит ящик с яблоками? Ящик со свёклой?

2. Понятие о новой единице массы.

- Чему равна масса конфет на весах? (1 кг)

- Можно ли узнать массу одной конфеты, используя гирю в 1 кг?

- Здесь нам приходит на помощь более мелкая единица массы – грамм.

Демонстрируются гири – 1 г, 2 г, 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г, 200 г, 500 г.

- Что можно взвешивать в граммах?

- Для этого существуют специальные весы, их используют в аптеках для приготовления различных лекарств, чтобы правильно соблюдать дозировку того или иного вещества.

- Сейчас в основном используются электронные весы, они наиболее точные. (Слайд 15)

3. Знакомство со старой русской системой мер массы.

Берковец = 10 пудов = 163,8 килограммов

Пуд = 16,38 килограммов

Фунт = 409,5 граммов

Лот = 12,8 граммов

Золотник = 4,26 граммов

Доля = 0,044 граммов

4. Практическая работа.

Взвешивание на весах: таблетки, конфеты, ручки, монеты.

- Какие гири потребуются, чтобы взвесить сыр, арбуз, пирог?

5. Составление и решение задач.

а) Плитку шоколада массой 100 г разделили на 5 частей. Чему равна масса каждой части? (100 : 5 = 20)

б) Плитку шоколада массой 100 г разделили на 4 части. Чему равна масса каждой части? (100 : 4 = 25)

в) Пять яблок весят 1 кг. Сколько весит одно яблоко? (1000 : 5 = 200)

- Как узнать массу одной части?

6. Работа по учебнику.

а) Решение задачи по вариантам

- Прочитайте условие задачи.

- Какие вопросы поставим в задаче?

- Задачу удобнее записать кратко в таблице. Укажите программу решения, и решите задачу.

Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. Формировать способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Проговаривать последовательность действий (регулятивные УУД).
  2. Различать новые знания от уже изученного (познавательные УУД).
  3. Находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке или в учебнике (познавательные УУД).
  4. Формировать умение работать в парах, уметь договариваться, находить общее решение действий (коммуникативные УУД).
  5. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
  6. Соотносить намеченные цели с достигнутым результатом, зафиксировать новое знание, поставить дальнейшие цели. (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Уметь решать задачи, пользуясь знаниями, полученными ранее.
  2. Формировать вычислительные навыки устного счёта.
  3. Развивать мыслительную деятельность и речевые навыки.

Ресурсы : ПК учителя, учебники, тетрадь, мультимедийная доска .

Ι. Организационный момент.

Учитель открывает на доске поговорку :

- Прочитайте данное изречение? Что это? (поговорка)

-Что самое важное мы приобретаем в детстве? (знания)

-Зачем нам нужны знания?

ΙΙ. Актуализация знаний

- найдите разность чисел в треугольниках ( 18 )М

- разделите полученный результат на число, записанное в квадрате ( 3 )А

- результат умножьте на число в круге ( 51 ) С

-прибавьте число в четырёхугольнике ( 80 )С

- разделите на число в шестиугольнике ( 20 )А

-Соотнесите свои полученные результаты с буквами и отгадайте зашифрованное слово.

-Какое слово получилось? (Масса). Что такое масса? Какие единицы измерения массы вы уже знаете? (Килограмм)? Посмотрите на изображения на слайде.(На слайде несколько картинок: курица, арбуз, батон? Давайте определим, какова их масса?. В чем затруднение? (Масса батона не может быть 500кг)

Как вы думаете, в каких единицах массы мы будем измерять батон? В более крупных или более мелких? ( в более мелких )

- Кто знает, как называются более мелкие единицы массы, чем кг?(Поднимите руку) .

-Посмотрите на ребус, какое слово там зашифровано? (Грамм)

III. Самоопределение к деятельности.

- Сформулируйте тему нашего урока (Единицы массы. Грамм)

- Какие цели мы перед собой поставим? (Познакомиться с новой единицей массы – грамм и соотношением между граммом и килограммом).

-Какое слово по написанию вам напомнило слово грамм?

-Килограмм. Что заметили интересного в обоих словах? (мм).

-Эти слова родственники, они связаны друг с другом. Слово грамм, является частью слова килограмм.

-Кто знает, что означает приставка кило?

-Кило в переводе с греческого языка - тысяча.

-Что же получается соотношение между кг и г большое.

-Посмотрите на гирьку в 1г и пачку соли в 1 кг.

- Сколько же граммов в килограмме?

- 1 кг равен 1000г.

- Где можно точно узнать? (В учебнике, справочнике, в Интернете)

-Прочитайте правило в учебнике на стр.101,что нового вы узнали?( как сокращённо записывают грамм.)

-Для чего нам нужно изучать тему грамм:

1.Полученные знания используем в жизни.

– Где мы чаще всего сталкиваемся с единицами массы? (при покупке продуктов, рецепты блюд.).

-Какие продукты мы покупаем в граммах?

- А кто знает, какой продукт нужно употреблять только в граммах и с большой осторожностью? (Соль) В одной чайной ложке 5 г соли.

- 2.При решении задач.

3. При выполнении различных действий с именованными числами.

IV. Работа по теме урока.

Задача № 3(один ученик у доски)

  1. 400+250=650(г) ветчины и сыра.
  2. 650-400=250(г) творога.
  3. 650+250=900(г)

Ответ: 900 граммов.

– А как нам можно узнать массу предмета? (взвесить)

– С помощью чего мы производим взвешивание? (весов)

- Посмотрите в толковом словаре, что такое весы?

- Весы – устройство или прибор для определения массы тела.

- Какие бывают весы?

- Механические и цифровые. У механических весов это шкала со стрелкой или чаши с гирями. А у цифровых (электронных) – табло. Ещё бывают багажные, торговые, медицинские, почтовые, железнодорожные, бытовые: кулинарные, напольные и др

- При взвешивании на механических или чашечных весах, чтобы определить массу предмета используют гири.

- Кто знает, что такое гири ?( Ги́ря — специально изготовленный предмет заданной массы)

- Гири бывают разные. Бывают килограммовые: 1кг, 2кг, 3кг. А есть гири с помощью которых можно измерить более лёгкие предметы: 100г, 10г, 1г, 200г, 20г, 2г, 500г, 50г, 5г.

-Почему нет гирь в 300г и 400г? Кто бы стал их делать, а кто нет? Почему? (Они лишние, т.к.мы можем взять 200г и 100г)

-Какие гири потребуются, чтобы уравновесить 750г сыра?375г арбуза?425г пирожных?(Задание на слайде)

-А сейчас вы самостоятельно потренируетесь использовать разные гири для записи массы.

  1. Упр. 2 из учебника.(Выполняют в тетради самостоятельно)

А теперь потренируемся переводить килограммы в граммы и наоборот.

- Как перевести килограммы в граммы? 4 кг = … г

-Какое действие надо выполнить при переводе граммов в килограммы?

( При переводе в граммы число килограммов надо умножить на 1000.

При переводе в килограммы число граммов надо разделить на 1000.)

2. Выразите данные величины в указанных единицах массы и запишите в тетрадь:

(Обмен тетрадями, взаимопроверка)

- Знаете ли вы, что масса вашего портфеля не должна превышать 2 кг? Сколько это граммов? И тогда ваша осанка будет правильной и красивой! Следите за своим здоровьем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с единицами массы (тонна); формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы массы.

Задачи (планируемые результаты):

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

-положительное отношение к урокам математики;

-адекватное восприятие оценки своей работы учителем;

учащиеся получат возможность для формирования:

-познавательной мотивации, интереса к выполнению новых заданий;

-понимание связи математики с окружающей средой;

-умения признавать свои ошибки.

Предметные:

-читать и записывать единицы массы (грамм, килограмм, тонна);

-выполнять вычисления с единицами массы.

Метопредметные.

Регулятивные:

-отслеживать цель учебной деятельности;

-учитывать ориентиры, данные учителем при освоении нового учебного материала;

-проверять результаты вычисления;

-адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки;

учащиеся получат возможность научится:

-оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;

-планировать работу по устранению пробелов;

Познавательные:

-устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;

-сравнивать и классифицировать изображенные предметы;

учащиеся получат возможность научится:

-видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;

Коммуникативные:

-задавать вопросы с целью получения новой информации.

Оборудование: Оформление доски.

учебник, наглядный материал (карточки с единицами массы ).

План.

1. Приветствие (стихотворная форма)

  1. Открытие новых знаний (беседа по теме урока)
  2. Работа с учебником
  3. Физкультминутка (стихотворная форма)
  4. Первичное закрепление (работа с учебником, решение задач)
  1. Подведение итогов урока (опрос)
  2. Рефлексия (эмоциональная форма)

Конспект урока

Предмет: математика

Цель: знакомство с единицами массы (тонна); формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы массы.

Задачи (планируемые результаты):

у учащихся будут сформированы:

-положительное отношение к урокам математики;

-адекватное восприятие оценки своей работы учителем;

учащиеся получат возможность для формирования:

-познавательной мотивации, интереса к выполнению новых заданий;

-понимание связи математики с окружающей средой;

-умения признавать свои ошибки.

учащиеся научатся:

-читать и записывать единицы массы (грамм, килограмм, тонна);

-выполнять вычисления с единицами массы.

Метопредметные.

Регулятивные:

учащиеся научатся:

-отслеживать цель учебной деятельности;

-учитывать ориентиры, данные учителем при освоении нового учебного материала;

-проверять результаты вычисления;

-адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки;

учащиеся получат возможность научится:

-оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;

-планировать работу по устранению пробелов;

Познавательные:

учащиеся научатся:

-устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;

-сравнивать и классифицировать изображенные предметы;

учащиеся получат возможность научится:

-видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;

Коммуникативные:

учащиеся научатся:

-задавать вопросы с целью получения новой информации.

Оборудование: Оформление доски.

учебник, наглядный материал (карточки с единицами массы ).

1. Приветствие (стихотворная форма)

Постановка темы и цели урока (беседа)

Открытие новых знаний (беседа по теме урока)

Работа с учебником

Физкультминутка (стихотворная форма)

Первичное закрепление (работа с учебником, решение задач)

Подведение итогов урока (опрос)

Рефлексия (эмоциональная форма)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические указания(методы, приёмы,УДД и т.д.)

-Здравствуйте ребята меня зовут Анна Александровна, урок математики проведу у вас я.

- Сядьте ровно, повернитесь,

И друг другу улыбнитесь

Каждый даст свою ладошку

И потрёт её немножко

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

Дети приветствуют учителя

1.Постановкатемы и цели урока

-Прочитайте тему урока. (вычисляем массу)

-Какую цель мы с вами поставим перед собой? (научится вычислять массу)

-Что нам нужно для достижения цели? (знать единицы массы)

-Верно ребята, сегодня мы с вами повторим изученные единицы массы и познакомимся с новой единицей массы, научимся вычислять массу.

Отвечают на вопросы учителя, устанавливают цель урока

1.Открытие новых знаний

2.Работа с учебником

-Ребята, а что нам нужно знать чтобы вычислять массу предметов? В чем измеряется масса? (единицы массы)

-Какие вы знаете единицы массы? (грамм, килограмм, тонна)

-Какая самая маленькая единица массы? (грамм)

-Массу каких предметов измеряют в граммах?

-Как записывается слово грамм при числах? При числе грамм записывается одной буквой, например 1г

-Для измерения каких предметов используется единица массы килограмм?

- Как записывается килограмм при числе? (1кг)

-Как вы думаете удобно ли будет пользоваться единицами измерения грамм и килограмм для измерения массы больших предметов, например машины или двух машин?

-Ребята а кто знает для измерения больших предметов какую единицу массы используют?

Ребята откройте тетради, запишите число, классная работа и запишите обозначение единиц массы в тетрадь, как показано на доске и соотношения между единицами массы.

-Записали, молодцы. Теперь откройте учебник на странице 76, там есть рамочка, рассмотрите эту рамочку и прочитайте, что там написано. Итак, какие единицы массы существуют? Какую связь вы увидели между граммом и килограммом? Какая связь между килограммом и тонной?

-Где же ребята в жизни люди используют единицы массы?

Итак ребята, вы совершенно правы, все эти единицы массы мы используем в повседневной жизни и очень часто с ними сталкиваемся.

-А теперь найдите в учебнике на странице 76 номер один. Прочитайте задание. Что нам известно? А что нам нужно узнать? Как мы узнаем массу трех яблок? (225×3=675)

Как запишем ответ? (ответ: 675г весят 3 яблока)

-А теперь ребята, самостоятельно узнайте сколько весят 4 яблока и 5 яблок. Запишите решение в тетрадь.

-Итак, как мы узнали массу 4 и 5 яблок? 225×4=900 225×5=1125

-Какое действие вы выполняли, чтобы узнать массу яблок?

(умножение)Каких чисел? (трёхзначных на однозначное)

-А теперь давайте немного отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

-А теперь посмотрите на следующее задание в этом упражнении. Что нужно сделать? Эти задания записаны на доске, сейчас мы будем по одному выходить и проверять.

Давайте начнем проверку. А как мы запишем правильный ответ в килограммах и граммах?

225×6=1350 (1кг 350г)

225×7=1575 (1кг 575г)

225×8=1800 (1кг 800г)

225×9=2025 (2кг 25г)

Когда мы 225 умножили на 6, что мы этим узнали?(сколько весят 6 яблок)

Переведем граммы в килограммы и граммы. Посмотрите 1 килограмм это одна тысяча грамм, посмотрите в числе 1350 сколько тысяч? (1000) Это значит будет 1кг и сколько у нас осталось грамм? (350)

-Молодцы ребята, вы справились с заданием. А теперь найдите номер два. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Сколько груза перевозит первая машина? (полторы тонны) Сколько это будет в килограммах? (1500кг) А сколько груза перевозит вторая машина? (3 тонны) Верно 3 тонны, а сколько килограммов в трех тоннах? (3000кг) Посмотрите на последнюю машину, сколько груза перевозит эта машина? (5тонн) Сколько это будет в килограммах? (5000кг)

-Ребята какие машины перевезут больше груза две пятитонки или три трехтонки? Давайте порассуждаем? (2 машины по пять тонн это десять тонн, а три машины по три тонны это девять тонн, какие же машины перевезут больше груза?)

-Ребята, а какие машины перевезут больше груза две трехтонки или три полуторатонки? (2 машины по три тонны это шесть тонн, а три машины по полторы тонны это 4,5 тонны, какие машины перевезут больше груза?)

-Посмотрите на задание номер три. Прочитайте его. Что нам известно? (что мотоцикл весит 250кг, а масса ящика 13кг)

Сколько ящиков поднял подъемный кран? (7)

Что нам нужно узнать? (какую массу поднял подъемный кран)

Посмотрите на картинку, как будем рассуждать?

Что мы видим на картинке? (ящики с мотоциклами)

1мотоцикл весит 250кг, а масса пустого ящика 13кг, как узнать массу ящика с мотоциклом? 250+13=263 (весит ящик с мотоциклом)

Это мы узнали сколько весит один ящик с мотоциклом, а кран поднял семь таких ящиков, как узнать какую массу поднял подъемный кран? Кто запишет решение столбиком на доске?

Как переводить одни единицы измерения массы в другие?

Как сравнивать предметы по массе и упорядочивать их?

Глоссарий по теме:

Масса — это физическое свойство предмета, поддающееся измерению.

Процесс измерения массы — взвешивание.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 3 кл. — М.: Просвещение, 2018. с. 80-81.

Теоретический материал для самостоятельного изучения


Знаете ли вы свой вес?

Не торопитесь отвечать. В самом вопросе есть ошибка!

Об этом вы сегодня обязательно узнаете.


Посмотрите на рисунки. Чем сегодня будем заниматься?

Вы правы, речь сегодня пойдёт о взвешивании. Поверьте, это интересно!


Помните вопрос, в котором была ошибка?

Оказывается вес и масса это совершенно разные величины.

Масса – это количественная величина, а вес – сила. Масса измеряется в килограммах (си), а вес – в ньютонах

Мы не знаем свой вес.

А вот массу, даже если не знаем, легко можем узнать.


Вы уже знаете единицы длины и времени.

Для измерения массы тоже существуют общепринятые единицы – килограмм и грамм. Есть и более крупные единицы измерения массы, но с ними ты познакомишься позже.


В математике, изучая массу, мы будем заниматься сравнением предметов по массе.

А для этого необходимо научиться переводить одни единицы измерения в другие: мелкие в более крупные и наоборот, используя соотношения между ними.


1 кг 750 г и 890 г

Чтобы сравнить, необходимо привести к единым единицам измерения.

1 кг 750 г переведём в граммы.

1 кг = 1000 г, значит 1 кг 750 г это 1750 г.

Теперь можно сравнивать. Вспомним алгоритм сравнения многозначных чисел.

Сравниваем количество цифр в записи чисел.

Слева 4 цифры, а справа – 3.

Значит, 1 кг 750 г больше, чем 890 г.

Мы получили алгоритм сравнения единиц массы:

1. Привести к одним единицам измерения обе части выражения (более крупные в более мелкие)

2. Сравнивать как многозначные числа.

Рассмотрим ещё одно задание:

Запишите данные значения массы в порядке увеличения.

Значения массы необходимо перевести в граммы

1 кг это 1000 г

1 кг 30 г это 1030 г

2 кг 610 г это 2610 г

Чтобы расположить данные значения в порядке увеличения необходимо их сравнить.

Находим самое маленькое значение.

Следующее – 300 г.

Дальше 999 г и т.д.

57 г 300 г 999 г 1000 г 1030 г 2610 г

Могут встретиться задания, решить которые вы сможете, пользуясь жизненным опытом.

Читайте также: