Джаз искусство 20 века 6 класс музыка конспект кратко

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Орловский институт усовершенствования учителей

Конспект урока музыки проведенного в 6 классе.

Урок музыки 6-й класс

1) познакомить учащихся с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Минкова “Старый рояль”;

3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Образовательные: познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки, выдающимися джазовыми исполнителями.

Развивающие: пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность учащихся.

Воспитательные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке.

Методы: эмоциональной драматургии, забегания вперёд и возвращения к пройденному, поисковый, стимулирующий, нравственно-эстетического познания музыки.

Новые понятия: спиричуэл, блюз, рэгтайм, импровизация.

Тип урока : формирование новых знаний

Форма урока : комбинированный урок

Звукозаписи джазовой музыки

1.Организационный момент.

Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя.

У .: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

У. : Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Д. : Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У : Музыка этого жанра вам знакома?

3. Постановка цели и задач урока.

И сегодня мы с вами познакомимся с этим стилем музыки и узнаем, как развивался джаз, истоками джаза, джазовыми исполнителями.

4. Первичное усвоение нового теоретического материала.

Джаз имеет несколько этапов развития. Джаз многолик. История джаза – часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах добрался до Мемфиса, Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго.

Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго и Сент-Луисе. И всё-таки старая легенда, по-видимому, недалека от истины. Джаз действительно возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом распространился (хотя и необязательно, но по всей стране). Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза – Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Этот город буквально пронизан музыкой и танцами. Весёлый, шумный, пёстрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения. Излюбленные инструменты джазистов – труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные . (Показ иллюстраций музыкальных инструментов)

Ритмические особенности джазовой музыки.

Негры - удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощрённо их чувство ритма . Они словно были заполнены ритмом. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всё, что находилось под рукой. Музыкальная одарённость негритянского народа сказалась в удивительном многообразии – свободе и вместе с тем чёткости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной доли на слабую. Синкопа переносит ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в музыку напряжённость, остроту. Центральной фигурой в ритм – группе является барабанщик . Именно он задаёт ритм музыки.

Особенностью этой расы является умение улавливать и воспроизводить любой даже самый трудный ритмический рисунок. И если вы сейчас обратитесь к своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-банде является именно темнокожий музыкант . Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. А сейчас, пожалуйста, отбейте два удара ногами.

А теперь, на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. Для европейцев это не простое задание, а вот для жителей Африки этот ритм считается примитивным.

Учащиеся воспроизводят ритмический рисунок.

У : Молодцы!

Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент - самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой.

В переводе с латинского - импровизация означает внезапный, неожиданный.

Так, что же является основой джаза?

Ответ учащихся – ритм, импровизация.

Послушаем импровизацию в исполнении Джаз - банда. Джаз-банд-это оркестр, который играет джазовую музыку. В состав такого оркестра входят следующие инструменты: банджо, саксофон, ударные, кларнет, тромбон, рояль или фортепиано.

Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притоптывают, прихлопывают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно. Мы не только будем слушать музыку, но и примем активное участие в этом процессе.

Ритмическая пауза .

Я попрошу вас встать и при помощи музыкальных инструментов, ваших рук и движений принять участие в прослушивании. (Дети произвольно двигаются, отбивают ритмический рисунок, пританцовывают).

У : какие эмоции вызвало у вас это произведение?

Разновидность джазовой музыки.

Невероятно тяжела бала жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. Они пели по – своему, вкладывая в песни всю боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы после жизни. Так во второй половине X VIII века возникло негритянское религиозное песнопение - СПИРИЧУЭЛ.

Спиричуэл – песни североамериканских негров религиозного содержания. Сюжеты к песням черпались из Библии. При исполнении спиричуэла поющие притопывали, прихлопывали и двигались в ритм мелодии.

Слушаем спиричуэл и анализируем. ( Уч-ся определяют – лад, темп, динамику, характер, высказывают своё мнение о прослушанном произведении.)

Как вы понимаете, спиричуэл имеет серьёзное религиозное содержание.

Но, как и всё остальное - джаз не стоял на месте и появился блюз.

Блюз – меланхоличная сольная песня. Блюзы писались обычно в сопровождении банджо или гитары. Слово ( blue ) в переводе звучит как - печаль, меланхолия ,хандра. Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе. Для него характерен текст ,в котором звучит некая недосказанность и неоднозначность. Грусть очень часто соседствует с юмором .В наше время очень многие певцы включают в свой репертуар - блюз, а некоторые работают только в этом стиле. В этом жанре проявил себя как исполнитель и певец –Луи Армстронг.

Слушаем и анализируем. Луи Армстронг . Блюз .

А теперь давайте с вами подумаем - отличается ли спиричуэл от блюза, и если изменения есть, то какие? (Находим различия.)

Ответы детей.

А теперь вашему вниманию предлагаю еще одну разновидность джаза - регтайм.

Слушаем. Скотт Джоплин . Регтайм.

Я увидела, как многие из вас не могли сдержаться и немного пританцовывали, почему же?

Это произведение призывает к танцу. Рэгтайм создан для танца. А какие ещё отличительные черты у рэгтайма?

Д : (Яркая, восторженная мелодия, быстрый темп.)

Запись в словарик новых терминов : спиричуэл, блюз, регтайм, джаз-банд.

Вот мы и познакомились с основными истоками джаза.

5.Обобщение и закрепление.

Я приготовила для вас сюрприз, мы с вами говорили о джазе, а теперь пришло время послушать джаз вживую.

6.Заключительное слово учителя.

Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.

В каком стиле прозвучала песня? Какие ритмические особенности вы заметили? (Сбивчивый ритм, акцент на слабую долю).


Цель урока: сформировать у учащихся представление о джазе как уникальном явлении культуры 20 столетия.

Образовательные:

познакомить с историей возникновения джаза и особенностями ее исполнения

познакомить с известными джазовыми исполнителями прошлого и настоящего времени;

расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;

Развивающие:

развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач

развитие навыков практического музицирования и познавательного интереса к музыке;

развитие навыков самоконтроля при выполнений групповых и коллективных заданий

Воспитывающие:

воспитание эстетического вкуса, интереса к различным явлениям музыкального искусства

Планируемые результаты:

научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;

выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;

формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности

Метапредметные:

познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;

коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности, осваивать начальные формы личностной рефлексии;

Формы работы учащихся: коллективные, групповые.

Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстрационный (беседа, диалог, рассуждение)

Практический (творческое музицирование)

Метод синквейна (работа в группах)

Оборудование и материалы:

Авторская мультимедийная презентация;

Учебник 6 класс;

Иллюстрации к теме урока;

Организационный этап. Актуализация ранее полученных знаний.

После традиционного музыкального приветствия звучит джазовая композиция – приветствие.

Учитель вместе с детьми обсуждает прослушанный фрагмент.

Что эта за музыка и где вы могли ее слышать?

Где и когда она могла возникнуть?

Какому народу она принадлежит?

Могла ли она звучать в эпоху Моцарта или Бетховена?

С помощью наводящих вопросов дети отвечают, что эта музыка не похожа на ту, которую они слушали на уроках; она более позднего времени, создателями могут являться американские негры и приходят к выводу, что это жанр – ДЖАЗ. (Слайд № 2)

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

У. М. Джаз называют самым загадочным явлением в музыкальной культуре. Как вы думаете почему?

У. Потому в джазовой музыке есть особая магия чувств, эта музыка создается по другим законам.

Сегодня на уроке мы не только попытаемся приблизиться к раскрытию самого загадочного явления в музыке, но и сами поучаствуем в его создании.

3. Первичное усвоение новых знаний. Творческое музицирование.

У.: Урок мне будут помогать вести консультанты, которые получили задание по поиску материала о джазе. Итак, что такое джаз и где он возник.

Краткий рассказ учеников: (1гр)

Джаз возник в США среди самых бедных слоев населения, потомков негров, вывезенных когда-то из Африки для рабовладельческих работ. Родиной джаза считают город Новый Орлеан. Музыкальная жизнь этого города била ключом. Почти на каждой улице звучали африканские ритмы, задорные французские и американские мелодии, креольские напевы. В городе были свои симфонические оркестры (биг-бэнды) и даже негритянское филармоническое общество. Именно эта пестрая музыкальная среда Нового орлеана послужила основой для формирования будущего классического джаза. Так зарождалась афроамериканская музыка, а ее характерными признаками были: ритм, ритм, ритм и искусство коллективной импровизации. (Слайд 5)

У. М. Что же такое импровизация?

Слушаем пример джазовой импровизации (фрагмент)

У. М. А теперь ребята я предлагаю вам самим придумать импровизацию. Задача для учащихся: сочинение коллективной импровизации при помощи хлопков, шлепков, щелчков, ударов ногами и их комбинаций. Это задание можно выполнять под музыку, либо под ритмический аккомпанемент группы учащихся.

У. М. Молодцы! Продолжим.

У.М. Почему джаз родился в среде американских негров?

У. Во-первых, потому что негры очень музыкальны и обладали от природы отличным чувством ритма; во- вторых, потому что были бесправны и бедны и свои чувства, надежды на счастье выражали через музыку.

У.М. Правильно, источниками джаза был афроамериканский фольклор, спиричуэлс, блюз, регтайм.

У. М.М.В чем, по-вашему, красота этого блюза?

У. В неповторимости мелодии, глубине чувств, в красоте голоса.

Задание для учащихся: Дети сопровождают исполнение композиции собственными ритмическими импровизациями.

У.М. На каких инструментах играли исполнители джаза.

У.( Слайд 9, 10) Называют.

4.Первичная проверка понимания.

У. М. Можно ли назвать легкой музыку, которая затрагивает серьезные темы, как человеческое достоинство, вера в справедливость, религиозные чувства, желание быть любимым и любить? Эта тематика роднит джаз с самыми различными произведениями классической музыки. Дело лишь в том, что способ выражения образных идей в джазе иной, чем в европейской музыке. Главное отличие в импровизационной природе джаза, которая когда-то была свойственна и классической музыке.

У. М. А теперь назовем знаменитых джазовых исполнителей и узнаем интересные факты о джазе.

(Слайд 11 - 16) Перечисляют и комментируют, включают запись.

У. М. Кто знает, где можно послушать джаз у нас в городе Санкт-Петербурге? (Ученики задумываются)

У. М. Давайте узнаем.

( Слайд 17, 18)

У. У на в городе есть Филармония джазовой музыки. Санкт-Петербургская Филармония джазовой музыки была открыта 1 января 1989 года благодаря энтузиазму и активной деятельности известного джазового музыканта - мультиинструменталиста с мировым именем, композитора, народного артиста России Давида Голощекина. Созданная с целью пропаганды джаза как серьезного, высоко духовного музыкального искусства, она входит в число элитарных джазовых клубов мира. Только здесь Вы можете услышать лучших профессиональных джазовых музыкантов Санкт-Петербурга, России и зарубежья, которые представят Вам все направления джаза: от блюза до современных форм.Филармония джазовой музыки расположена в центре Санкт-Петербурга на Загородном проспекте (метро "Владимирская", "Достоевская", "Пушкинская"). Концерты проходят в двух залах: большом "Джаз-филармоник холле" и малом "Эллингтоновском зале".

У. Есть Радио - Джаз (89.1 МГц) и Радио – Эрмитаж (90.1 МГц)

(Слайд 20, 21)

У. Огромное количество любителей джаза собирают фестивали джазовой музыки, куда приезжают знаменитости со всего мира.

У. Есть джаз даже в мультфильмах, мюзиклах.

5.Закрепление изученного материала. Вокально-хоровая деятельность.

Задача: закрепить умение детей применять в музыкально-творческой деятельности изученные приемы.

У. М. В каком стиле написана эта песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль?

У. Сбивчивый ритм, преобладание ударных инструментов, смещение акцентов с сильной доли на слабую, в середине – фортепианная импровизация.

6. Итог урока. Рефлексия

В конце урока дети по группам (4-5 человек) составляют синквейн про джаз. Учитель подводит итоги и со всем классом выбирается наилучший вариант.

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз, история джаза.

Что такое джаз? Это волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его с каким-либо иным жанром невозможно даже новичку. Изобретательность, а также страсть, которой наполнены джазовые композиции, не имеет границ. И вот в чём парадокс - услышать и узнать эту неординарную музыку, способную выразить всю гамму человеческих чувств: от безграничной радости до неудержимого гнева, можно легко, а вот описать словами не так просто. Многоликая и многообразная, она непрерывно усовершенствуется, а потому понятия и характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Историю джаза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века. В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни афроамериканцев, а также гармоническая составляющая, присущая музыке белых переселенцев. Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.


В чем особенности джазовой музыки?

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмическая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно такая независимость вызывает у музыкантов ощущение невесомости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители непринуждённо наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических, есть свои правила, однако, благодаря синкопированному мелодизму и особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое необычайное ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно же бит, то есть регулярная пульсация.

Популярные джазовые композиции

История джаза

Хорошо известно, что зарождение джаза, как музыкального течения, произошло в Соединённых Штатах в конце XIX века, однако необходимо отметить, что его истоки следует искать далеко от Америки - на африканском континенте. А началось всё с открытия Колумбом нового материка, на который в начале XVII века британцы стали завозить чернокожих невольников. Привезённые рабы, будучи выходцами из разных племенных сообществ, поначалу не понимали друг друга. Чтобы выжить в совершенно новых условиях им приходилось не только находить пути общения, но и создавать единую культуру, в том числе и музыкальную, которая основывалась на ритмах и мотивах родной Африки. Измождённые тяжкой работой и терпящие жестокое обращение белых господ, невольники в часы отдыха изначально утешали себя этническими ритуальными песнями, с характерными для них сложными ритмами. Поскольку у афроамериканцев не было музыкальных инструментов, их пение всегда сопровождалось своеобразными танцевальными прихлопываниями и притопываниями. Со временем подневольные переселенцы стали приспосабливаться к новым условиями. В их жизни появились другие напевы, которые формировались под влиянием культуры белых хозяев, например, такие, как спиричуэлс: наполненные импровизацией, весьма эмоциональные духовные песнопения или филд-холлер: песни-переклички, напеваемые рабами во время работ на плантациях.

история джаза

После гражданской войны 1861 – 1865 годов в США отменили рабство, но такие перемены не облегчили жизнь темнокожего населения страны. Афроамериканцам в поисках заработка приходилось слоняться из города в город. По дорогам страны стали колесить минстрел-шоу с чернокожими музыкантами, которые веселили случайно собравшуюся публику песнями и танцами, например, такими как кейкуок, впоследствии явившимся предшественником регтайма, одного из важнейших источников джаза. Примерно в то же время как отражение горестной жизни темнокожих граждан Америки зародился блюз – песни одиночества и отчаяния, явившиеся ещё одной первостепенной составляющей джазовой музыки. Так длительное взаимодействие африканской музыкальной культуры, которая отличалась импровизационностью, пластикой и ритмичностью, а также американской народной музыки белых переселенцев с присущей ей гармонией и мелодичностью, привело к возникновению в самом конце XIX столетия совершенно нового музыкального направления, в дальнейшем получившего название джаз.


развитие джаза





Конечно же, такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у некоторых знатоков джазовой музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили только чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений джазовой музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого стиля выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз начал развиваться по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классического джаза решили вернуться к традиционной музыке и, отодвинув в сторону бибоп, создали кул-джаз, который отличался эмоциональной сдержанностью. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этой основе возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и модальный джаз. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.

В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

В последующие годы джаз продолжал своё интенсивное развитие. Возникли новые стили, среди которых смуз-джаз, эйсид-джаз, джаз-фанк, ню-джаз, дарк-джаз. В результате на сегодняшний день в джазе насчитывается более сорока самых разнообразных стилевых ответвлений.

Джаз в России

Леопольд Яковлевич Теплицкий

джаз-оркестр СССР

Интересные факты

Пол Уайтмен

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Джаз

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в 6 классе. Предворительно учащиеся уже владеют элементарными знаниями по музыкальному жанру.

Конспект урока по музыке в 6 классе, по программе Сергеевой Г.П.

Цель: сформировать у учащихся представление о джазе, как об одном из современных направлений в музыке.

Развивающие: расширение музыкального кругозора учащихся, развитие музыкальных способностей (интонационного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти), развитие коммуникативных навыков – умения работать в группе – в хоре)

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству; содействовать воспитанию личности готовой участвовать в диалоге культур.

Форма урока: урок - лекция с элементами презентации

Тип урока – развивающий (формирование новых знаний).

- словесные (беседа, учебный диалог);

-наглядные (раздаточный материал, слайды, учебни

Формы организации деятельности:

- слушание музыкальных фрагментов;

- вокализация музыкальных фрагментов.

Оборудование: ресурсы мультимедиа, учебник, дидактический раздаточный материал.

Организационный момент

У: Ребята, мы вошли в класс сегодня под несколько необычную для вас музыку, какую?

У: это звучал джаз. Сегодня на нашем уроке мы постараемся разобраться что же такое ДЖАЗ? Джаз многолик, история джаза- часть истории ХХ века.

У: Мы прослушали музыку в исполнении одного из талантливейших представителей джаза – Луи Армстронга – трубача и певца.

Слайд № 3 Портрет Луи Армстронга

Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африканских негров, насильственно вывезенных в Америку в начале 17в. и обращенных в рабство. Богачи американского Юга стали использовать рабский труд негров для тяжелых работ на своих плантациях. С раннего утра и допоздна не разгибая спины трудились негры. Невероятно тяжела была их жизнь.

Слайд №4 Фотографии известных джазовых музыкантов.

Негры удивительно музыкальны и ритмичны.

Слайд №5 Фото известных джазовых групп.

В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши или ударяя по всему, что находилось под руками. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

Слайд №6 С изображением танцующих негров.

В начале это была настоящая африканская музыка, которую невольники привезли со своей родины, но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. На слух воспринималась музыка белых. А те пели в основном христианские религиозные гимны. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь.

Слайд №7 СПИРИЧУЭЛ

Так возникли негритянские песни-молитвы – спиричуэл.

Возвышенные, скорбные, полные страдания и веры в лучшую жизнь.

Красота, поэтичность и богатство этой мелодии дают нам представление о необычайной музыкальной одарённости негров.

У: к какой сфере музыки "лёгкой" или "серьёзной" вы отнесли бы это произведение? Почему?

Ученики: к серьёзной.

В музыке соединяются глубокая скорбь и гордость не уничтоженного рабством человеческого достоинства.

У: Спиричуэл-один из источников джаза.

Слайд №9 Блюз

Другим источником джаза являются блюзы.

Слайд №10 Портрет Л. Хьюза

Учитель зачитывает высказывание поэта Л.Хьюза

Послушаем блюз- «Сегодня я пою блюз".

У: похожи ли по своему жизненному содержанию спиричуэл и блюз? Почему?

Ученики. Совсем не похожи. Спиричуэл - скорбные, полные веры и страдания, а Блюзы - тоска соединена с весельем отчаяния и безверия

У: как Вы думаете, что скрывалось за диким, отчаявшимся весельем блюзов?

Ученики. Трагедия целого народа.

Слайд №11 Иллюстрации с изображением танцующих негров.

Очень любили негры играть в оркестрах. Сначала они играли на самодельных инструментах. После окончания гражданской войны в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Инструменты попали в лавки старьёвщиков, где продавались за бесценок. Негры наконец-то смогли их приобрести. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры, которые играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах. Так в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка – джаз.

У: сегодня на уроке прозвучало достаточно джазовой музыки, что бы вы могли ответить на вопрос, в чём же основные особенности музыкального языка джаза?

Ученики: В ритме.

Слайд №12 Импровизация

У: Импровизация - в переводе с латинского непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинённое. Музыканты джаза должны уметь импровизировать, либо соло на фоне аккомпанемента.

У: с каким известным исполнителем джаза вы сегодня познакомились?

Ученики: Луи Армстронг

Слайды №13, 14, 15, 16, 17 Портреты известных исполнителей джазовой музыки

Слайд №18 Портрет Д. Гершвина

Джордж Гершвин - первый американский композитор, чья музыка стала известна во всём мире. Он интересовался жизнью негров и написал о них оперу "Порги и Бесс", в которой рассказал о нелёгкой их жизни.

Слайд №19 Иллюстрации фрагментов из оперы. Симфоджаз

В основу своей музыки Гершвин положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав её с приёмами европейской симфонической музыки. Так возник новый стиль музыки - симфоджаз.

У: назовите наиболее распространённый инструмент джазового оркестра?

Ученики: Саксофон.

Слайд №20 Саксофон

Со времени своего возникновения джаз успел пройти огромный путь, он распространился сначала в Америке, а затем во всём мире. Джаз перестал быть искусством негров. Очень скоро в джаз пришли белые музыканты.

Джаз - оркестры есть и у нас в стране.

Слайды №22, 23

В джаз-оркестре нет постоянного состава. Джаз — это всегда ансамбль солистов.

Вокально-хоровая работа.

Упражнения – распеки на дыхание.

У: В каком стиле прозвучала песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль?

Ответы учащихся: Сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных инструментов.

Разучивание песни.

У: что нового вы узнали сегодня на нашем уроке о джазе? (Ответы детей)

Читайте также: