Двойная роль букв ееюя 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Вступительное слово учителя. Сегодня у нас урок-исследование. А что значит исследовать?

– Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним лексическое значение этого слова.

Исследовать – подвергнуть научному изучению. (4. С.254)

Сегодня нам предстоить выяснить, что за “хитрый” звук есть в русском языке и где он прячется.

1-й этап урока. Создание проблемной ситуации.

Учитель читает стихотворение В.Левитана “История с переодеванием”

Гласные звуки
Купили когда-то
По два нарядных костюма на брата.
По два костюма купили –
И рады.
И то и дело меняют наряды.
– По два костюма на брата?!
Не много ли?
Гласные звуки, я думаю щеголи,
Франты, лентяи, гуляки…
– Да что ты!
Звукам костюмы нужны для работы!
А для чего им
Переодеваться –
В этом попробуй-ка сам разобраться.

2-й этап урока “Почемучки”

Вопрос: важная составляющая исследовательских способностей, ключ к началу решения проблемы.

Задание: найти причину события с помощью вопросов.

Наводящие вопросы (при затруднении детей):

– Перечислите гласные звуки русского языка (А, О, У, Ы, Э, И, Ю, Я, Е, Ё)

– Протяните эти звуки, что вы слышите?

– Какие буквы дают один звук, а какие – два?

Один учащийся записывает на доске звуки в квадратных скобках [а], [о], [у], [ы], [э], [и], [у], [а], [э], [о].

– Что у нас получилось? (Нет звуков (ю), (я), (е), (ё)).

3-й этап урока. Выработка и постановка гипотез.

Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки. Рождение гипотезы – это ответ на вопрос “Почему…?”

Цель этапа: выработать мыслительные навыки: выдвижение предположений и нетрадиционных идей, обеспечивающих исследовательский поиск, успешность творческой деятельности.

Задание: найти возможную причину событий. Придумать как можно больше гипотез и провакационных идей.

(Предположительные вопросы детей.)

– Зачем букве два звука?

– Какие буквы дают два звука?

– От чего это зависит?

– Всегда ли буква дает два звука? И т.д.

“Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, юнга, еж и многих других”. (2. С.35)

Прочитайте слова и протяните наши звуки? Что вы слышите? О каком звуке идет речь? (Ответы детей).

Ну конечно, о звуке [j]. “Этот звук есть во многих европейских языках: в немецком, английском, французском, чешском, польском, – но в этих языках он всегда обозначается самостоятельной буквой. А в русском языке отдельной буквы для него нет. Как же его находить?” (2. С.36)

4-й этап урока. Наблюдение.

Цель: развить фонетические навыки, закрепить умение систематизировать информацию.

Учитель читает лингвистическую сказку “Где прячется йот”

“В славном городе Звукобуквинске жили-были Буквы и Звуки. Дружно жили. Но всякий обращал внимание на то, что все буковки выглядели крепенькими, румяными да веселыми, а звуки были вечно грустные да бледные. А все потому, что буквы занимались спортом, а звуки ленились и часто болели. Самым распространенным недомоганием у звуков считалось острое фонетическое расстройство. То у них мягкость в голосе пропадала, а то наоборот – твердость в ногах.

Однажды в кабинет главного врача вошла бледная буква Я. Она прежде никогда не болела и была очень напугана своим самочувствием.

-Что с вами?- спросила взволнованная В.

– Я недомогаю… что-то мешает внутри. – ответила буква Я.

Сказано-сделано. Посмотрела В на снимок, а там…

– У вас же внутри ЙОТ!

– Это опасно? – забеспокоилась Я.

– Нет. Это случается иногда у некоторых букв. Например, вчера обращались сестры Е и Ё, а на прошлой неделе – Ю. С ними такая же история, как у вас. Понимаете, с вами играет в прятки ЙОТ! Просто так его не увидешь. Он – невидимка и любит всех подурачить.

– Какое же лекарство вы мне посоветуете?

– Как можно чаще делайте фонетический разбор тех слов, с которыми вы работаете. Только так можно обнаружить ЙОТ!

Собрались Ю,Я,Е,Ё вместе, посоветовались друг с другом и решили быть всегда начеку, если вставали….

Они даже вскоре издали об этом специальный закон.

Но те, кто об этом законе ничего не слышал, и те, кто не умеет делать фонетический разбор, часто оказываются одураченными проказником ЙОТОМ (который больше всего на свете любит играть …в прятки!)” (2.с38)

5-й этап урока. Исследование.

“Вернемся к нашим вопросам и попробуем на них ответить, опираясь на полученную информацию:

Зачем букве два звука?

Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами.

Какие буквы дают два звука?

От чего это зависит?

Мы не знаем, но можем предположить или выяснить.

Всегда ли буква дает два звука?

Мы тоже не знаем.

Перед нам стоит цель – ответить на два последних вопроса. Давайте поиграем в прятки и найдем, где прячется йот и выпишем эти места в закон букв Ю, Я, Е, Ё. Где должны стоять эти буквы, чтобы появился йот?

Слова для анализа (дети пытаются на слух определить): яма, еж, день, юла, семья, баян, жюри, съемка.

[jа]ма, [jо]ж, д[э]нь, [jу]ла, с[и]мь[jа], ба[jа]н, ж[у]ри, с[jо]мка.

Учитель: Возникли ли у вас новые вопросы?

Дети: Да.

– Куда исчез звук [j] после согласного?

Какой это звук: глухой или звонкий, и есть ли у него пара.

Учитель: Ответить на эти вопросы нам поможет учебник. Откройте с.31 и прочитайте параграф 31. Запишите ответы в теоретическую тетрадь.

После согласных звуков эти буквы передают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного.

Звук [j]обозначает согласный, звонкий, не имеющий пары по глухости, и мягкий, не имеющий пары по твердости. (3. С.31)

6-й этап урока. Практикум

Учитель: Я даю вам текст для работы. Подумайте, какую задачу вы перед собой поставите? Но помните правило:

Е, Ё, Ю, Я в квадратных скобках не живут.

Тюлень ел рыбу целый день,
Объелся рыбою тюлень.
Тюленя одолела лень.

И вот тюлень лежит, как пень.
Лежит и улыбается.
А мне так жить не нравится.
С. Баруздин.

(Распределить слова в два столбика: с буквами, которые дают один звук и с буквами, которые дают два звука.)

7-й этап урока. Анализирование

Проверяем результаты. Если что-то у детей не получилось, учитель наводящими вопросами наводит их на правильное решение. Дискуссия.

Делаем выводы, записываем их в тетради. Какие вопросы остались не решенными и были ли они важны при нашем исследовании. Защита по желанию.

9-й этап урока. Итог урока

Домашнее задание (зависит от результатов исследования) может быть индивидуальным.

- Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)

- Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся)

(В это время 2 ученика работают на магнитной доске со словами на отдельных листочках: распределяют по алфавиту):

1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка.

2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.

- Сколько всего гласных букв?(10)

- Сколько всего гласных звуков? (6)

- Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.

- Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков - 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему?

Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.

Б) Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков:

П еньки (6б, 5зв.), рожь (4б., 3зв.), солнце (6б., 5зв.).

III. Объяснение нового материала.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

5. Орфоэпическая работа.

-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.

-Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"!

-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)

-Возьмём одно из предложенных - вкусная яичница!

- Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)

-Какое это словосочетание? (Именное)

-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)

-Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически)

-В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)

6. Синтаксический разбор. Следующее задание : записать предложение и разобрать под цифрой 4.

-Как называется этот разбор? (Синтаксический)

сущ. гл. прил сущ.

Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

-На какие вопросы отвечает обстоятельство?

-Чем является в предложении дополнение?

-Как подчёркивается определение?

-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.

-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)

-Сколько звуков они обозначают?(1)

-После каких согласных они стоят? (После мягких)

-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.

-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )

-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?

(обозначают 1 звук , когда стоят после мягких согласных)

-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.

-Работаем со следующим столбиком. К доске .

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)

-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)

-Подходит оно под наше правило (Да)

-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)

-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.

- Записываем следующий столбик :

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? ( После гласной )

-Сколько звуков обозначают? (2)

-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.

- Записываем следующий столбик :

-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков )

-Сколько звуков они обозначают? (2)

-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.

-Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается - 4, а сколько звуков они дают- 2.

-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)

-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? ( Не хватает запятой после Й)

-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)

-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?

Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

Обозначает 1 звук

Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк)

В начале слова (яма)

После Ъ и Ь(съел, вьюга)

-Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука

ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ.

слайды с изображениями животных

-Но у этих букв есть ещё одна роль-

Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой , а если поменяем букву на А- станет твёрдой.

-Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.

-Можно ещё привести примеры.

Вывод : какая роль у этих букв?

- Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука.

- ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён.

3. Комплексный анализ текста.

Текст и задания у учащихся на столах.

См. Приложение 1.

См. Приложение 2.

2. Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь).

-С какой темой мы сегодня познакомились?

-Сколько выводов сделали (3)

-Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука)

-При каких условиях обозначают 2 звука?

-При каких условиях 1 звук?

- Отгадайте загадки, а отгадки запишите в И.п. ед.ч. в столбик. Сделайте фонетический разбор слов.

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

Потому что мать – луна,

А дочурки - … (звёзды)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (язык)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ёлка)

Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы . Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.

Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся . И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: создание комфортных условий для деятельности каждого ученика;

формирование понятия о двойной роли букв е, ё, ю, я

Обучающие: - учить формулировать тему и определять цели урока;

- определять роль букв е, ё, ю. я;

- учить называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я;

- учить пользоваться толковым словарем

Развивающие: - развивать речь учащихся;

- развивать умение создавать связный текст;

- обогащать словарный запас учащихся

Воспитывающие: - воспитывать любовь к родному языку;

- формировать умение работать в паре.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, опорная схема.

Предварительное задание: подготовить вопросы для блиц-опроса (индивидуально).

I . Орг. момент. Подготовка учащихся к работе на уроке.

II . Повторение пройденного (актуализация знаний).

1. Три ученика работают у доски:

а) выполнить синтаксический разбор предложения Вспыхнула молния и осветила на миг низкие кустарники ;

б) вставить пропущенные буквы в словах г…ризонт, бр…ш…ра, разв…вается флаг, д…лина, слыш…тся изд…лека, уд…вительный, посв…тить стихотворение, б…гряный ;

в) дать характеристику звуков в слове поземка .

2.Фронтальный опрос (проводит ученик).

3.Проверка выполнения задания у доски. Оценивание.

III . Объяснение нового материала.

На доске записано предложение Яша бросил мяч .

Какая буква повторяется в предложении дважды? Одинаково ли она произносится? С какой проблемой мы столкнулись? Давайте вместе произнесем слова Яша, мяч . Какие звуки мы слышим? Почему одна и та же буква в разных словах произносится по-разному? Какой вывод мы можем сделать? А есть еще подобные буквы в русском языке? Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет о буквах е, ё, ю, я. Это особые буквы, их особенность в том, что в разных позициях они могут обозначать 1 или 2 звука, т.е. выполнять двойную роль. Как можно сформулировать тему урока?

Запись темы урока.

Целеполагание. Давайте определим цели урока. Что мы должны сегодня узнать? (буквы е, ё, ю, я могут обозначать 1 или 2 звука) Чему мы должны научиться? (определять роль букв е, ё, ю, я; называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я). Цели выводятся на доске.

2.Запись слов на доске и в тетрадях:

Где стоят буквы е, ё, ю, я? Какие звуки они обозначают? Сколько звуков они обозначают? Какую роль выполняют? Какой вывод мы можем сделать? (буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают 1 звук и указывают на мягкость предыдущего согласного) Это их первая роль.

Работа с учебником. В упр.310 найдите столбик со словами, где буквы е, ё, ю, я выполняют эту роль.

Вторая роль букв е, ё, ю, я – умение обозначать 2 звука в определенных позициях. Каких? Запишите слова 2-го столбика в тетрадь (я записываю на доске).

Слова проговариваем вместе. Где стоят буквы е, ё, ю, я? Какие звуки они обозначают? Сколько звуков они обозначают? Какую роль выполняют? Какой вывод мы можем сделать? (буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают 2 звука)

Работа с 3-м и 4-м столбиками проводится устно. Делаем вывод (буквы е, ё, ю, я после гласной, после разделительных ъ и ь обозначают 2 звука)

обозначают один звук обозначают два звука

после согласных в начале слова после гласных

после разделительных ъ и ъ

Составление связного рассказа о двойной роли букв е, ё, ю, я по схеме.

4. Самостоятельная работа с учебником.

Прочитать теоретический материал на стр.141-142. Что нового вы узнали из учебника о двойной роли букв е, ё, ю. я?

Физкультминутка.

5. Работа в парах.

На партах карточки с заданием.

а) распределите слова на 2 группы в зависимости от роли букв е, ё, ю, я.

Хлеб, юнга, барьер, люстра, пень, ружьё, баян, свёкла, маятник, озеро, память, вьюга, лень, листья, село, поезд, юг, серый, люди, объём.

б) определите количество букв и звуков в словах письмо, ясный, семья. Докажите.

IV . Итог урока (рефлексия). Возвращение к началу урока, к теме и целям урока.

Какие цели мы ставили? Как вы считаете, достигли мы поставленных целей? Что было для вас самым трудным? Где можно применить новые знания?

Буква – отдельный символ какого-либо алфавита, является графическим обозначением звука.

Гласные звуки – это звуки [а], [и], [о], [у], [ы], [э], при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда.

Двойная роль букв е, ё, ю, я – обозначение одного звука и мягкости предшествующего согласного или двух звуков, один из которых является согласным.

Звук – это элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами.

Транскрипция слова – передача на письме тем или иным набором письменных знаков (фонетическим алфавитом) элементов звучащей речи.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т.А. Русский язык. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. –М.: Просвещение, 2012. – 193 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс // Ефремова Е. А. – М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2.// Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Если сделать звуковой анализ, можно заметить, что буквы я, е, ё, ю обозначают 2 звука. Буква я звучит как [й'а]. Буква ю звучит как [й'у]. Буква е звучит как [й'э]. Буква ё звучит как [й'о].

Вслушайтесь в слова ем, яблоко, ёлки, юге – и вы услышите звук [й']. Эти 4 буквы: е, я, ё, ю – обозначают два звука, первый из которых звук [й'].

Буквы е, я, ё, ю считаются особенными, потому что другие гласные не могут обозначать два звука сразу.

Прочитаем слова: медведь, мёд, дятел, клюква. В слове медведь – 6 звуков, в слове мёд – 3 звука, в слове дятел – 5 звуков, в слове клюква – 6 звуков. Обратите внимание, что буквы е, ё, я, ю обозначают 1 звук в этих примерах.

Буквы е, ё, ю, я под ударением после согласной теряют свой первый звук [й'], зато согласная становится мягкой.

Я звучит как [а], ю – как [у], е как [э], а ё – как [о].

Буквы е, ё, ю, я не могут смягчить только согласные звуки [ш], [ж], [ц], ведь эти согласные звуки всегда твёрдые, например, жесть, шелест, жёлтый, дешёвый,ценный.

Буквы я, ю, е, ё не навсегда лишились своего первого звука [й']. Когда они не рядом с согласными, они по-прежнему обозначают два звука.

Это бывает, когда буквы я, ю, е, ё стоят в начале слова: им не надо смягчать никакую другую букву . Поэтому в начале слова буквы я, ю, е, ё обозначают, как и прежде, два звука. Послушайте: ЯМА, ЯРКИЙ, ЮНЫЙ, ЮГ, ЕДА, ЕХАТЬ, ЁЛКА, ЁРШ.

Когда буквы я, ю, е, ё стоят после гласных, они тоже обозначают два звука, ведь гласные не нужно смягчать. Послушайте, как звучат буквы я, ю, е, ё после гласных: МОЯ, ШЕЯ, ПОЮ, РОЮ, ВОЕТ, НОЕТ, ТВОЁ, МОЁ.

И ещё буквы я, ю, е, ё обозначают два звука после разделительных Ь и Ъ. Ведь Ь и Ъ вообще не обозначают никаких звуков! Они разделяют согласную и буквы я, ю, е, ё. Вот послушайте, как звучат я, ю, е, ё после разделительных Ь и Ъ: ОБЪЯТЬ, ПЬЮ, ШЬЮ, СЪЕЗД, ОБЪЕХАЛ, РУЖЬЁ, БЕЛЬЁ.

Находясь в безударном положении, буквы я и е изменяют звучание. Они могут читаться как [и].

Разбор тренировочных заданий

Выберите слово, в котором я обозначает 1 звук.

Яхта, маяк, съязвить, мячик.

Правильный ответ: мячик.

Подчеркните слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук.

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружьё, озеро, памятник, вьюга, свёкла, каюта, баян.

Правильный ответ:

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружьё, озеро, памятник, вьюга, свёкла, каюта, баян.

Читайте также: