Движение вод в мировом океане конспект

Обновлено: 05.07.2024

Используемые технологии: игровые, групповые, технология проектного обучения, ИКТ(компьютерные (новые информационные)технологии обучения), технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Цель: познакомить с основными видами волн и причинами их образования; раскрыть причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.

  • Расширить сведения обучающихся о видах волн, сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений, географии их действия.
  • Совершенствовать работу обучающихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, видео).
  • Формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности.
  • Продолжить формирование умения работать с контурными картами.
  • Научить применять полученные на уроке знания в нестандартной жизненной ситуации.
  • Развивать познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (через мультимедиа).
  • Презентация
  • Карта (физическая карта мира).
  • Атласы
  • Задания для “Географических исследований”
  • Синие и красные фломастеры
  • Контурная карта океанов

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки, пожелаем попутного ветра, волну удачи, океан открытий. А также плыть на гребне стремлений и съесть пуд соли под килем.

2. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по бескрайнему Мировому океану. Для плавания нужен корабль и сплоченная команда во главе с капитаном. Разделимся на 4 команды - корабля. Каждый из вас на входе в класс получил пазл океана.

1 задание: найти членов своей команды. Занять корабль. Выбрать капитана корабля.

2. Актуализация знаний

Прежде чем корабль покинет порт, командам кораблей необходимо немного размяться.

По 1 матросу от команды командируйте на берег для выполнения особого задания – разгадывания кроссворда.

1 матрос - к карте – показать ответы на карте

Я бросаю мяч на тот корабль, который должен дать ответ. Капитан корабля отмечает, кто дал правильный ответ.

1. Самый большой океан:

2. Самый маленький по площади океан

3. Наибольшие глубины характерны для океана:

4. Наименьшие глубины характерны для океана:

5. Небольшую протяженность с запада на восток имеет

6. Экватор не пересекает

7. В южном полушарии лежит большая часть

8. Самый древний океан

9. Самый холодный океан

10. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей, называется:

11. К окраинным морям относятся моря:

12. Глубины в пределах шельфа не превышают:

13. Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

14. Марианская впадина является частью океана:

15. Гвинейский залив омывает:

16. Самый крупный остров Земли:

А теперь вопросы посложнее.

2. Дополни определения.

  • Море – это. (часть океана, обособленная от него сушей или возвышенностями подводного рельефа)
  • Моря бывают. (окраинные, внутренние, межостровные)
  • Мелководные части океана или моря, расположенные у берега называют (материковая отмель или шельф)
  • После шельфа идет . (материковый склон)
  • Глубинная зона океана - . (ложе )
  • Глубоководный желоб – это (узкая длинная впадина, самая глубокая часть океана)
  1. Почему именно в зоне шельфа добывается 80% рыбы?
  2. Каковы особенности слоев воды, находящихся у дна океана?
  3. Почему в Северном Ледовитом океане нет глубоководных желобов?
  4. Назовите глубинные зоны Мирового океана.

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, мы уже достаточно много знаем о Мировом океане и выполненная Вами разминка это подтверждает. Сегодня мы расширим наши знания. Для этого отчалим от берега и выйдем в открытый океан. Итак: “Отдать якоря!”

Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы

Смотрите, смотрите – как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора –
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят.

- О чём идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова? Чем вызвано это явление? (О волнах, вызванных ветром)

Да, море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозно и страшно, когда бушует шторм. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд 4. Тема урока “Движение воды в океане”. Определите задачу нашего урока.

Слайд 5. Наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия.

Мировой океан находится в постоянном движении. Как вы думаете, какие силы вызывают движение воды в океане?

Слайд 7. Групповая работа.

  • 1 группа - волны ветровые
  • 2 группа – волны цунами
  • 3 группа – приливы и отливы
  • 4 группа – виды морских течений

В конце исследования ждем подробный отчет в в виде схемы, рисунка, т.е. логического опорного конспекта.

Самостоятельная работа групп.

Творческие отчеты групп.

Слайд 8 “Волны – колебания поверхности воды под влиянием различных сил”

Когда смотришь на море, кажется, что волны гонят воду прямо на тебя.

На самом деле вода в волне движется так, как показано на рисунке, т.е. вверх-вниз.

Это видно, если смотришь на чаек, когда они покачиваются на волнах.

Слайд 9. Причина волн

Учитель: Проследим причинно-следственные связи образования ветровых волн.

Mожет человек повлиять на причину?

Ученики: Нет. Это в силах природы.

Учитель: Может ли человек повлиять на следствие?

Ученики. Нет.

Учитель: Нет ветра и нет волн.

Учитель: Слайд 10. Прибой

У берега волнение усиливается. Когда волна достигает мелководья, ее основание начинает тормозится, а гребень опрокидывается. Так возникает морской прибой.

Занесем полученные сведения в бортовые журналы (тетради) (схема)

2 группа: цунами.

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот.

Учитель: О какой волне идет речь?

Учитель: О цунами нам расскажет команда 2 корабля

Слайд 12. А) понятие “цунами”

Слайд 13 Б) причины образования волн цунами

В) характеристика волны

Г) где, на побережье каких океанов возможны цунами

Д) последствия цунами.

Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения. Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии, на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние - в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

Приливы и отливы

А) Причины образования

Б) Где наблюдаются самые высокие приливы?

Заполним бортовой журнал. (схема)

Но есть в океане и загадочные волны, которые в своем проекте попытались разгадать Никулина Саша и Шавринская Валя.

Просмотр проекта “Волны-убийцы”.

Физминутка-игра.. На фоне шума моря дети должны сымитировать движения волн в море: сначала поднимают руки по очереди:

I группа, потом II, потом III и т.д

Подминаются дети I группы и садятся, потом II, потом III и т.д.

Встают и делают танцевальное движение “ВОЛНА”.

- Но в океанах существуют и другие движения.

– Сейчас мне хотелось бы зачитать Вам одно письмо, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора Бонифатьевича Врунгеля. Я думаю, что он Вам знаком.

Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.

Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море.

Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый. А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед. и в глазах у меня потемнело.

На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.

Капитан дальнего плавания

Врунгель Христофор Бонифатьевич.”

– Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.

– По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?

(Обучающиеся предлагают различные варианты передвижения, один из них: с помощью течений).

Хороший способ передвижения – передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями.

4 группа Течения в океане.

Ребята с 4 корабля готовы поделиться с нами информацией о течениях.

- Так что же такое течение?

Слайд 26 - 32

А) Океанические течения – это (горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния.)

Б) Значение течений (Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли.)

В) Типы течений (схема)

(Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что ещё одной главной причиной является неодинаковая плотность воды.

6. Откройте навигационные карты и найдите основные течения Мирового океана. (1 корабль изучает Тихий океан, 2 корабль – Индийский, 3, 4 корабли – Атлантический океан) Нанесите их на контурную карту.

- Какие течения обнаружили в Тихом океане?

- Какие течения в Индийском океане?

- Какие течения в Атлантическом океане?

- Какие течения прослеживаются во всех трех океанах?

- Какие это течения по происхождению? (ветровые)

- Попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения? Есть ли закономерность в их размещении?

(Работая с атласом, обучающиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.)

7. А теперь найдите закономерности циркуляции течений.

– Посмотрите на Тихий океан. Сравните направления течений в северном и южном полушариях.

В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане.

- Морские течения образуют в океанах замкнутые круги. Движение воды в этих кругах в Северном полушарии происходит по часовой стрелке, а в Южном – против.

Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.

8. Работа с контурными картами.

Теперь приступаем к работе на контурной карте

1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.

2. Нанесите на контурные карты два стоковых течения более толстыми стрелками.

Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. При столкновении течения Западных ветров, которое является ветровым течением, образуется одно стоковое течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше.

Но есть случаи, когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два стоковых течения. Найдите примеры на карте и покажите (Калифорнийское и Аляскинское, Куросио и Межпассатное.)

9. Рефлексия.

– Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.

10. Закрепление изученного.

А сейчас, мы проведем “Географические исследования”

1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15 0 ш. 145 0 в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.

2) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30 0 с.ш. и 70 0 з.д.

Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36 0 с.ш. и 50 0 з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.

б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

3) В какой части Атлантического океана на 50 0 -60 0 с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?

Итоги исследований

Заслушивание результатов

– А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. Повторим весь изученный материал по логически опорному конспекту.

1) Прочитать параграф 11,

2) Описать физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: Осознание роли Мирового океана для природы и человека, осознание важности применения полученных на уроке знаний в нестандартной жизненной ситуации.

Оборудование:

Карта (физическая карта мира)

Карточки с тестами

Географическая номенклатура

Течения: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Куросио, Южное пассатное, Аляскинское, течение Западных Ветров, Калифорнийское.

Учебный эксперимент, исследование: Какая сила заставляет воду двигаться. Вода и тепло.

Актуализация знаний

- Ребята, сегодня мы с вами расширим наши знания о Мировом океане.

Припомните, как чаще всего выглядит поверхность моря?

(Явление, когда поверхность воды становится идеально ровной)

Вода в природе находится в постоянном движении.

Водные массы Мирового океана непрерывно перемещаются.

Перед вами прозрачная емкость с водой.

В каком состоянии в ней находится вода?

А теперь кто-то один осторожно подует на воду. Что происходит?

(Образуется небольшая рябь).

А если подуть сильнее?

(Могут образоваться волны)

Изучение нового материала

Какие силы могут вызывать колебания воды?

А теперь послушайте описание волны.

О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

- Что приводит к возникновению цунами? Найдите ответ в учебнике на стр. 86-87.

(Подводные землетрясения и извержения вулканов)

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Движение вод Мирового океана). Запись в тетрадь темы урока.

Какова цель урока?

(Эталон ответа: Получить знания о видах движения вод Мирового океана, их роли на Земле).

Итак, мы с вами уже выяснили, что волны бывают ветровые и сейсмические.

Занесем полученные сведения в таблицу. (Заполняется первая часть таблицы)

Высота зависит от силы ветра, при приближении к берегу образуют прибой

Колебания дна океана

Высота волны растет с приближением к берегу, имеет разрушительную силу

Давайте рассмотрим строение ветровой волны:

(Работа с интерактивным рисунком)

Поместите чайку на гребень волны.

Измерьте длину волны.

Определите высоту волны.

Что такое подошва волны?


Но в океанах существуют и другие движения…

Что способствует их образованию?

Проведем эксперимент:

Наполним емкость холодной водой.

Капнем несколько капель чернил в маленькую баночку, наполненную горячей водой и закроем баночку.

Опустим баночку на дно большой емкости и снимем крышку.

Что мы наблюдаем?

Окрашенная вода выходит из баночки и поднимается вверх. Через некоторое время окрашенная вода смешивается с холодной и опускается вниз.

Почему это происходит?

Тепло увеличивает скорость движения молекул воды. Они отталкиваются друг от друга. Вода становится менее плотной и поэтому более легкой. Горячая окрашенная вода, как более легкая некоторое время (пока не остынет), плавает над холодной.

Какими свойствами обладает вода?

(Температура, плотность, соленость)

Большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана и отличающиеся друг от друга температурой, соленостью, плотностью и другими свойствами называются водными массами.

А теперь мы с вами переносимся в 1769 год. Крупный американский ученый и общественный деятель Бенджамин Франклин, будучи заместителем министра почты по колониям в письме к министру почт Великобритании, дает ответ на запрос, почему четырем пакетботам, перевозившим почту из Фалмута (Англия) в Нью-Иорк, требовалось семь недель для того, чтобы пересечь Северную Атлантику, в то время как тяжело груженные торговые суда, возвращаясь в Англию, совершали переход за пять недель.

Как вы думаете, какое объяснение дает Франклин? Для подготовки ответа воспользуйтесь физической картой.

(Эталон ответа: продвижению судов способствует течение Гольфстрим, которое движется в направлении с юго-запада на северо-восток)



Норвежский путешественник Тур Хейердал хотел доказать, что между Старым и Новым Светом существовали древние связи еще задолго до плавания Колумба. С этой целью Хейердал переплыл океан на папирусной лодке, копии древних египетских лодок. Посмотрите маршрут его путешествий, как путешественнику удалось пересечь Атлантику?



(Атлантический океан был пересечен с помощью океанических течений)

А для чего еще могут послужить течения?

(Течения используют для доставки бутылочной почты)

Но, для того чтобы воспользоваться течениями нужно о них знать.

Как вы считаете, что нужно знать о течениях?

(Обучающиеся предлагают вопросы):

– Что называется океаническими течениями?

– Как возникают течения?

– Какие бывают виды течений?

– Как распределяются течения по поверхности океанов?

А теперь с помощью текста учебника и карт атласа найдите ответы на поставленные вопросы и продолжите заполнение таблицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

метапредметные: развивать умения работы с различными источниками информации, формировать навыки выделения существенных признаков объектов; развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической и картографической информации;

- сформировать знания о причинах возникновения разных видов волн, о географии океанических течений;

- показать роль течений в распределении тепла на планете, влиянии их на климат материков.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: формируются основы экологической грамотности.

Метапредметные: умеют работать с различными источниками информации; выделяют существенные признаки объектов; высказывают свою точку зрения, делают выводы на основе сопоставления фактической и картографической информации.

Оборудование: ученик, атлас, физическая карта полушарий, презентация.

Цель: формирование знаний учащихся о видах движения океанической воды.

личностные: формировать целостное видение мира на основе экологического воспитания;

метапредметные: развивать умения работы с различными источниками информации, формировать навыки выделения существенных признаков объектов; развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической и картографической информации;

- сформировать знания о причинах возникновения разных видов волн, о географии океанических течений;

- показать роль течений в распределении тепла на планете, влиянии их на климат материков.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: формируются основы экологической грамотности.

Метапредметные: умеют работать с различными источниками информации; выделяют существенные признаки объектов; высказывают свою точку зрения, делают выводы на основе сопоставления фактической и картографической информации.

Оборудование: ученик, атлас, физическая карта полушарий, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке, создание благоприятной психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную деятельность

Готовятся к уроку, слушают, отвечают на вопросы

2. Актуализа-ция знаний и пробного учеб-ного действия.

Закройте глаза и представьте то, о чем я вам рассказываю. Пусто кругом: ни паруса, ни дымка на горизонте! Куда ни взглянешь, все та же безбрежная водяная равнина, слегка волнующаяся и рокочущая каким-то таинственным гулом, окаймленная со всех сторон прозрачной синевой безоблачного купола. Вода теплая, и одновременно освежающая… Расскажите мне о морской воде.

Проверка контурных карт.

Устно: 1) рассказать об океанах земли и их частях.

2) рассказать о температуре и цвете вод Мирового океана,

3) рассказать о солености Мирового океана.

Индивидуальные дидактические карточки.

Гидросфера в основном состоит из вод:

А – Мирового океана, Б – подземных,

В – рек, Г – озер, водохранилищ, болот.

2. В малом круговороте воды участвуют:

А–океан и атмосфера, Б–атмосфера и суша, В-суша и океан

3. К Мировому океану относятся:

А – моря и заливы, Б – заливы и озера, В – озера и моря.

4. Гибралтарский пролив отделяет:

А – Евразию от Африки, Б – Северную Америку от Южной,

В – южную Америку от Антарктиды.

5. Какое из перечисленных морей не является окраинным:

А – Берингово, Б – Карское, В – Черное.

6. Как называется часть океана, вдающаяся в сушу:

А – море, Б – пролив, В – залив, Г – полуостров.

7. Южную Америку отделяет от Антарктиды:

А – пролив Дрейка, Б – Магелланов пролив,

В – Гибралтарский пролив, Г – Берингов пролив.

8. Какое из перечисленных морей не является внутренним:

А – Черное, Б – Средиземное, В – Красное, Г – Баренцево.

9. Как называется часть суши, вдающаяся в Океан:

А – море, Б – пролив, В – залив, Г – полуостров.

10 Средняя соленость Мирового океана составляет:

А - 28 0 /00, Б - 35 0 /00, В - 37 0 /00 Г - 42 0 /00

11. Средняя температура поверхностных вод Мирового океана равна:

А - +4 0 С, Б - +17 0 С, В - +10 0 С, Г - +20 0 С,

3. Постановка проблемы и по-строение про-екта выхода из затруднений.

Поверхность Мирового океана никогда не бывает спокойной. Нигде не видно покоя. Все в движении, и как наш корабль, то, поднимаясь, то, опускаясь, ложится на сторону боком, так и все вокруг колышется, и ни один клочок обширного моря ни на секунду не сохраняет одного и того же вида. В отдалении волны кажутся небольшими холмами и по ним шныряют гребни в виде клочьев белой шерсти. Когда же волна приближается к нашему кораблю, она становится больше и шире, - поднимается из воды, затем сразу появляется на ее вершине белый гребень. Он с шумом и пеной, как бурный поток, вырывается из водяной горы: верхнюю половину гребня ветер превращает в мелкие брызги и бросает нам в лицо ширящую пену, другая половина быстро опускается вместе с волной. Где вы видели только что грозную водяную гору, там появляется водная долина. Затем перед нашими глазами поднимается опять новая волна…

Итак, какая тема нашего урока?

Почему вода в океане движется?

Вы знаете, что даже самый слабый ветерок оказывает волнение на поверхности воды. Так, получается:


причина следствие

ветер движение воды на

поверхности, т.е.

ветровые волны

Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия.

За урок надо построить схему

Движение воды в океане












Формулируют тему и задачи урока.

4. Реализация построенного проекта

…Клокочет, бушует, волнуется море

Сердито и грозно, седые валы

Как вихри летают на буйном просторе

И силятся сдвинуть крутые скалы.

Смотрите, смотрите – как грудью, могучей

Они, разъяренные бьют в берега!

Но вот на средину отхлынули тучей,

Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора –

Ревут ураганом, громами гремят,

Понять невозможно их чудного хора,

Но, кажется, что-то они говорят… Н.А.Некрасов.

Познакомимся со строением волны. Какие части выделяются у волны?

Вспомните свои ощущения во время купания. Как движется мяч в воде? Если вы в лодке?

Итак, движение воды в ветровых волнах происходит по вертикали, т.е. является колебательным движением. От чего зависит высота волны?

Веками длится этот бой:

Стоят упрямо берега,

Но разрушает их прибой –

Нептуна ветреный слуга.

Вода в океане никогда не бывает спокойной, на берег всегда набегают волны, большие или маленькие, образуя полосу прибоя. Видели зыбь в море? Говорят, что это отголоски бушующих штормов. Большие волны разрушают берега и портовые сооружения, образуют валуны и гальку.

Давайте познакомимся с прибоем. Что такое прибой?

Обращаемся к тексту учебника.

Волна несёт с собой огромную энергию, полученную от ветра – 700 000 лошадиных сил на 1 км. От чего зависит высота волны?

Силу ветра определяют балльной системой: штиль – поверхность моря зеркально гладка, скорость ветра менее 0,5 м в секунду; 5 баллов – вся поверхность моря покрыта белыми барашками, отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки, скорость ветра до 12,4м в секунду; 9 баллов – волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну, все насыщено брызгами водяной пены, жестокий шторм, скорость ветра более 25,2м в секунду.

В чём причина возникновения цунами?

Цунами имеет разрушительную силу у берега. В океане же она практически не заметна (1м). Но волна затрагивает всю толщу воды. Часто приходу волны предшествует большой отлив моря, когда вода отступает. Волны цунами унесли больше человеческих жизней, чем все другие морские

катастрофы, унося за раз в океан десятки и сотни тысяч человек.

Можно предотвратить цунами?

Создана специальная служба, наблюдающая за цунами на Гавайских островах. Предотвратить цунами нельзя, но можно подготовиться. Как?

Работа в группах:

1. В 1937 г. Была создана первая Советская научная станция на Северном полюсе(90 0 с.ш.). Четыре исследователя провели на льдине 274 суток и завершили экспедицию в точке 71 0 с.ш. и 20 0 з.д. В каком направлении проходил маршрут?

Как вы думаете, что явилось причиной перемещения льдины, плота, лодки?

Что такое океанические течения? Обратимся к учебнику.

Вот мы и узнали, что такое течение. Обратим внимание на физическую карту полушарий на условные знаки. Как обозначаются течения на карте?

Течения бывают теплые и холодные. Внимание на опорный сигнал

Океанические течения

тёплые холодные

С помощью физической карты полушарий приведите примеры теплых течений.

С помощью карты назовите холодные течения.

Итак, теперь мы знаем, какие бывают течения. Как вы думаете, чем отличаются теплые и холодные течения? Известно, что Перуанское холодное течение имеет температуру воды +22 о С, а теплое Северо-Атлантическое +2 о С. Так как же отличить теплое течение от холодного?

В чем причина образования течений? Подсказка на географической карте, она зашифрована в названии одного из течений.

Итак, главная причина образования течений – ветер, постоянно дующий в одном направлении. Назовите самое мощное теплое течение Атлантического океана и покажите его на карте.

Назовите самое мощное холодное течение и покажите его на карте.

На побережье Баренцева моря за полярным кругом расположен город Мурманск. Его порт не замерзает круглый год. Почему?

Как вы думаете, какова роль течений? Почему на экваторе при постоянно высокой температуре вода не закипает, а на полюсах океан полностью не промерзает?

Иногда течения отвечают человеку за его негативное отношение к океану, ведь вместе с водой и организмами течения перемещают отходы производства. При авариях танкеров нефтяное пятно распространяется на огромные расстояния. При этом гибнут растения и животные океана.

Методы ведения урока: объяснительно-иллюстративный , репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Формы ведения урока : самостоятельная, фронтальная и индивидуальная.

Цель урока: изучить движение вод в мировом океане

Задачи урока:

выявить причины образования волн в океане;

выявить различия между океаническим течением и окружающими водами;

изучить историю о формировании океанических течений;

выявить влияние океанических течений на природу приморских районов материков ;

стимулировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

отработать умение находить причинно – следственные связи;

развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроке.

Результаты развития УУД в ходе урока:

-Регулятивные: целеполагание ; планирование ; к онтроль ; к оррекция и о ценка .

- Коммуникативные : развитие и применение р ечевой деятельности; улучшение и применение навыков сотрудничества; применение и улучшение владения всеми видами речевой деятельности.

- Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, выполнение логических операций, анализа, обобщения, установления аналогий, подведения под понятие.

- знание причин образования океанических течений, истории формирования данных знаний;

-знание о влияние океанических течений на природу.

Средства обучения:

атлас по географии 6 класс ;

физическая карта мира;

карта морских о океанических течений (в атласе);

рабочие тетради учащихся;

дополнительный материал по теме (фотографии, учебный фильм);

Структура урока (ход урока)

(№) Этапы урока

смысловые блоки – дидактически единицы

Деятельность

Уровни познавательной деятельности учащихся

Приветствие. Настраивает учащихся на работу. Проверка присутствующих на уроке.

Продолжение таблицы 1

2.Повторение изученного материала – проверка домашнего задания

Свойства вод мирового океана:

Задаёт вопросы по пройденной теме. Для повторения пройденного материала.

Отвечают на заданные вопросы.

3.Изучение нового Формирование умений

-Образование волн в мировом океане.

Говорит тему урока.

Записывают дату и тему урока в тетрадях.

Предлагает проанализировать рис. 109, стр.171.

Смотрят и анализируют рис.109, стр.171

Рассказывает, как образуются волны в мировом океане.

Предлагает рассмотреть рис. 111, стр.172.

Рассматривают рис. 111, стр. 172

Говорит под запись причины образования волн.

Записывают в тетрадь

Говорит о видах волн.

Предлагает ознакомится с рис. 110 стр. 172 и рис.112, стр. 173

Ознакомляются рис. 110 стр. 172 и рис. 112, стр.173

Говорить под диктовку виды волн.

Записывают в тетради

-Чем отличается течение от окружающих вод

Рассказывает различия течений от окружающих вод

Говорит под запись отличия течений от окружающих вод

Записывают в тетради

Рассказывает о самом большом течение и показывает его на физической карте

Слушают и наблюдают за показом

Продолжение таблицы 1

-история получения знаний о формировании течений

Задаёт самостоятельно прочитать пункт на стр. 173-174.

Работают с учебником. Читают пункт.

Предлагает законспектировать прочитанное.

Работа с тетрадями. Запись конспекта.

Предлагает одному из учащихся рассказать содержание пункта

Один из учащихся рассказывает содержание пункта

Предлагает рассмотреть рис. 113 на стр. 174 и сделать вывод по рисунку.

Рассматривают и делают выводы, записывая их в тетрадь.

-как океанические течения влияют на природу приморских территорий океанов.

Задаёт вопросы учащимся о том какие различия у городов, которые находятся вблизи от моря и океана

Отвечают на вопросы.

Говорит о влиянии океанических течений на природу приморских территорий материков.

Показывает на физической карте мира, как Северо-Атлантическое течение влияет на климат

Наблюдают за показом.

Под запись диктует влияние океанических течений на климат

Записывают в тетрадь

4.Проверка и учет знаний. Обобщение знаний

Движение вод в мировом океане

Задаёт вопросы по пройденному материалу.

Отвечают на поставленные вопросы.

Продолжение таблицы 1

Для обобщения изученного материала давайте просмотрим небольшой учебный видеоролик

Смотрят видео ролик

Учебное видео, воспроизводимое по средствам мультемедиа

5.Подведение итогов урока – рефлексия, запись и пояснение домашнего задания

п.41. рис.111,выучить определения,рис.113 перенести в конт.карту

Записывает на доску домашнее задание. Поясняет его.

Записывают домашнее задание в тетрадь.

Конспект урока

Этап 1. Здравствуйте ребята! Кто сегодня отсутствуют?

Этап 2. На прошедшем уроке мы изучали свойства вод мирового океана. Давайте повторим, то, что было усвоена в прошедший раз. Ответьте на следующие вопросы (учитель задаёт вопросы ученикам, а они отвечают)

Вопрос: чем отличается вода в мировом океане от воды на суше?

Ответ: своей соленостью.

Вопрос: почему вода в мировом океане соление от воды на суше?

Ответ: У океана нет никакой возможности избавляться от соленой воды, в отличие от вод на суше, поэтому соленость его высока.

Вопрос: какие температурные свойства у вод мирового океана?

Ответ: из-за солености океанская вода замерзает при меньших температурах, чем в реках и озёрах. Температура вод в мировом океане обычно понижается от экватора к полюсам и от его поверхности ко дну.

Этап 3. Море никогда не бывает абсолютно не подвижным. По его поверхности бегут то плавные волны, то страшные штормовые волны. Вспомните, может ранее вы слышали и ответьте, как называются реки без берегов в морях и океанах? Ответ: океанические (морские) течения.

Тема сегодняшнего урока, под запись : движение вод в мировом океане .

Главной причиной возникновения волн и течений является ветер.

Когда смотришь на море, кажется, что волны гонят воду прямо на тебя. На самом деле вода в волне движется, так как показано в учебнике на рисунке 109, страница 171. То есть вверх – вниз. Это видно когда смотришь на чаек, как они покачиваются на волнах. В следующих раз когда будете прогуливать по набережной или будете купаться или отдыхать у водоёма с родителями, по наблюдайте за чайками.

Как же образуется волна в мировом океане? Давайте запишем, от чего образуются волны. Под запись : Волны возникают под действием ветров, дующих над водной поверхностью.

У каждой волны есть гребень и подошва . А так же своя длина и высота, но на этом останавливаться не будем, так как это станет одним из ваших домашних заданий. Вам надо будет проанализировать рисунок 111 на странице 172, но об этом скажем в конце урока.

Когда волна достигает мелководья, её основание начинает тормозиться, а гребень опрокидывается. Так возникает морской прибой.

Под запись : Волнение в океане оценивают по 9 бальной шкале. Волнение силой 0 баллов называется штилем. Силой 7-9 баллов называются штормом.

Посмотрите рисунок 112 на странице 173 учебника, на данных фото приведены примера штиля и шторма.

Штормовые волны опасны для морским судов в открытом океане. Самые опасные для жителей побережий океанические волны, которые вызваны не ветром, а землетрясением и извержением вулканов, которые происходят под водой. Такие смертоносные волны, называются цунами. Цунами с японского языка переводятся как большая вода в гавани. Под запись : цунами – это длинные и высокие волны , порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме.

Первое цунами было описано испанским географом в 16 веке. В Лиме , Перу , после мощного землетрясения, тогда цунами высотой 25 метров ворвалось на сушу на расстояние 10 км (показывает на физической карте мира, местонахождения этого явления). От цунами страдают в первую очередь жители побережья Индийского океана, где данное явления происходит по несколько десятков раз за год. Посмотрите на рисунок 110 на стр. 172, на фотографии изображена волна в 10-ти этажный дом. Огромная масса воды, облущиваясь на берег, несёт за собой не вероятные разрушения.

Жители приморских районов, наблюдают, что вода в океане два раза в сутки отступает, это явление приливов и отливов. Ранее мы уже изучали это явление в 5 классе и поэтому знаем, что данное явление вызвано притяжением вод океана лунной и в меньшей степени Солнцем.

Но как можно в огромном океане разглядеть течения, как они отличаются от других вод? Под запись: Воды течений отличаются от остальных вод соленостью и температурой. Поверхностные течения разделяются на теплые (теплее окружающих вод) и холодные течения (холоднее окружающих вод).

Встречая на своём пути острова, течения разветвляют свои потоки. Но в целом они образуют в океанах Земли замкнутых круговоротов. Самый большой из них – течение Западных Ветров (показывает на физической карте мира), которое опоясывает Землю кольцом в районе 40-50° ю.ш.

А теперь, кто нам расскажет, историю зарождения знаний о течениях (ученик рассказывает).

Ребята, эти летом кто-нибудь ездил на отдых, на море? Или вы когда-нибудь там бывали? А может, слышали, о прекрасном климате и погоде в городах, которые находятся в близи к морю? Ученики отвечают согласно своим наблюдениям и то, что слышали от других. Ответы: на Черное море ездят загорать, там загар лучше, солнце греет сильнее и растения необычные; а вот на севере у Карского моря всегда холодно, там особо не позагораешь.

На одной и той же широте в Европе растут широколиственные леса, а в Северной Америки – хвойные. Причины данного явления, оттпеляющие влияние Северо-Атлантического течения на Европу ( показывает на физической карте мира). Над его водами воздух теплый и влажный. Ветры переносят этот воздух на восток, поэтому над приморскими районами Европы зимой температура почти никогда не опускается ниже нуля.

Теплые воды Северо-Атлантического течения проникают далеко на север и благодаря им большая часть Баренцева моря зимой не замерзает ( показывает на физической карте мира ), в то время как остальные моря Северно-Ледовитого океана сковывает лёд.

Под запись: Влияние океанических течений на климат:
Океанические течения способствуют перераспределению тепла по планете и распределении осадков по поверхности суши. Тёплые течения повышают температуру в холодный период и увеличивает количество осадков, холодные течения понижают температуру в тёплый период и сокращают количество осадков.

Этап 4. Мы изучили движение вод в мировом океане. Ответь, на следующие вопросы.

Вопрос: причины образования волн?

Ответ: главной причиной возникновения волн и течений является ветер.

Вопрос: виды волн?

Ответ: штиль, шторм, цунами, прилив, отлив.

Вопрос: виды океанических течений?

Ответ: холодные и теплые течения.

Вопрос: самое крупное и известное морское течение?

Вопрос: найдите город Мурманск на карте и скажите, почему порт в этом городе не замерзает?

Ответ: из-за того, что большая часть Баренцева моря проникает теплое Северо-Атлантическое течение.

Давайте просмотрим короткий учебный видео ролик по изученной теме, для закрепления и обобщения изученного.

Этап 5. А теперь запишем домашние задание, которое надо выполнить на следующих урок. Домашние задание: п.41. рис.111, выучить определения, рис.113 перенести в конт. карту.

Я думаю, что мы все получили удовольствие от общения друг с другом.
Спасибо за урок, желаю удачи, до свидания.

Читайте также: