Движение крови по сосудам 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

урок биологии в 8 классе

Цель урока: Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.

Задачи урока:

Разъяснить причину движения крови и природы пульса, при проведении практических работ.

Дать научное определение понятиям инсульт и инфаркт.

Сформировать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья.

Таблица с изображение сердца.

Схема кровообращения и лимфообращения.

Прибор для измерения давления.

Учитель: Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“… Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

Ученик: В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.

Учитель: Что такое кровообращение?

Ученик: Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

Учитель: Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке, см. рис. 1.

hello_html_75c3faa3.jpg

Ученики, работая в парах, выполняют задание.

По окончании слушаем одного из учеников.

Учитель: Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?

Тема урока: “ Движение крови по сосудам”

Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.

Учитель: Кровь – это жидкость, движущаяся по кровеносным сосудам. Приведите еще примеры движения жидкости по сосудам, с которыми мы встречались в курсе биологии.

Ученики приводят примеры движения воды и минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.

Учитель: Во всех случаях действуют одни и те же законы. Законы движения жидкости изучаются в курсе физики. Разобраться в них нам поможет Дроздова Вадима

Слушаем ответ ученика, который самостоятельно дома готовил этот вопрос, консультируясь с учителем физики. В ходе рассказа ученик вывешивает на доске основные тезисы своего выступления.

Тезисы выступления Дроздова Вадима:

Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.

Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.

Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.

Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.

Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие.

Учитель: Опираясь на эти знания, рассмотрим движение крови по кровеносным сосудам.

В ходе работы вам предстоит выполнить задание на карточке, а в конце урока мы к нему обратимся.

Текст задания :

Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением. Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.

Учитель: Выясним, откуда берется энергия, на что она расходуется?

Ученик: Энергию создает сердце, которое сокращаясь под давлением выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости движущейся крови.

Учитель: Итак, сердце сокращаясь создает давление. Обратитесь к заданию 1, см. рис. 2 и ответьте на поставленные вопросы.

hello_html_m2ca8a204.jpg

Ученики, работая в парах, обсуждают первое задание.

Ученик: По мере удаления от сердца кровяное давление уменьшается, т.к. чем дальше кровеносный сосуд от сердца, тем больше энергии израсходовалось на трение частиц друг от друга и о стенки сосуда.

Уменьшение давления сосуда заставляет кровь течь от сердца к капиллярам, т.к. жидкость течет из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.

Учитель: Что же такое кровяное давление?

Учитель прикрепляет к доске карточку “Давление”.

Ученики: Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.

Учитель: Различают давление систолическое (верхнее, максимальное), оно равно у взрослого человека 110-120 мм рт.ст., диастолическое (нижнее, минимальное) - 70-80 мм рт.ст.

Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? (Ученики – 40 мм рт.ст.)

В ходе рассказа учитель прикрепляет по словом “Давление” карточки со словами:

“ систолическое” – 110-120 мм рт.ст.

“ диастолическое” – 70-80 мм рт.ст.

“ пульсовое” – 40 мм рт.ст.

Учитель: Ребята, рассчитайте собственное артериальное давление по формуле:

АД верхн. = 1,7 х возраст + 83

АД нижн. =1,6 х возраст + 42 [6]

Ученики рассчитывают собственное АД.

Учитель: Сравним полученные результаты с предложенными данными.

Почему вы получили меньшие значения?

Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.

Учитель: Кроме давления движение крови характеризует скорость.

Учитель прикрепляет на доску карточку “Скорость”.

Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?

Обсуждаем предложения учащихся.

Нажмите на ноготь большого пальца указательным. Ноготь большого пальца станет белым, т.к. из капилляров, находящихся под ногтем, кровь будет выжата. Теперь нужно убрать указательный палец с ногтя большого пальца и проследить, через сколько секунд он порозовеет. Секунды рассчитываем про себя. Измерьте длину ногтя от его корня до части, где кончается розовая окраска. Разделив длину пути на время, мы найдем скорость. [2]

Ученики проводят измерения и сообщают результат – 0,5 см/c.

На самом деле, скорость тока крови в капиллярах ниже, поскольку кровь двигалась не только по капиллярам, но и по мелким артериям (артериолам). Фактически мы определили скорость движения крови в артериолах. Сравним ее со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах.

Учитель вывешивает таблицу “Движение крови в организме” и на соответствующие кровеносные сосуды прикрепляет карточку с величиной скорости тока крови: аорта – 500-600 мм/c:

артерии – 150-200 мм/c,

артериолы – 5 мм/c,

капилляры – 0,5 мм/c,

средние вены – 60-140 мм/c,

полые вены - 200 мм/c.

Учитель: Опираясь на законы, подумайте, какие из этих сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет?

Ученики: Максимальный суммарный просвет должные иметь капилляры, а минимальный – аорта.

Учитель: Суммарный просвет капилляров в 600-800 раз больше, чем в аорте; в венах - в 1,2-1,8 раз больше, чем в аорте.

Давление и скорость, сопоставим эти две характеристики. Выполните задание 2, см. рис. 3.


hello_html_m2b4fb9f9.jpg

Ученики, работая в парах, обсуждают ответы на предложенные вопросы.

Ученики: Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.

В артериях, артериолах и капиллярах чем больше давление крови, тем выше скорость тока крови.

В капиллярах, венулах, венах давление крови уменьшается, а скорость тока крови растет. Но это не противоречие, один и тот же объем жидкости проходит быстрее более узкие участки, чем более широкие.

Учитель: Обратитесь к заданию, о котором шла речь в начале урока. Подумайте, обсудите в парах и заполните пропуски на карточке.

Ученики выполняют задание. Проводят анализ его выполнения.

Учитель: Давление и скорость, какая из этих величин используется в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы?

Ученики: Давление.

Учитель: Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?

Ученики: Отклонение в АД от нормы говорит о нарушении гомеостаза, и это может стать причиной болезни.

Учитель: Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?

Гипертония – повышенное АД.

Гипотония – пониженное АД.

Учитель в колонку “Давление” прикрепляет карточки со словами:

“ тонометр” - прибор для измерения АД.

Учитель: Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается, в нашей области 14,2% людей страдают болезнями органов кровообращения (II место по числу больных людей после болезней органов дыхания).

У 9% девятиклассников нашей школы в прошлом учебном году отмечались нарушения в сердечно-сосудистой системе.

Как не допустить возникновения заболеваний в сердечно-сосудистой системе? Какой образ жизни каждый из нас должен вести?

не употреблять алкоголь.

Учитель: Как говорил Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятное”. Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберем вопросы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и ее влиянии на здоровье человека в целом.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений.

ВложениеРазмер
dvizhenie_krovi_po_sosudam.docx 59.87 КБ
dvizhenie_krovi_po_sosudam_1.ppt 1.76 МБ

Предварительный просмотр:

урок биологии в 8 классе

Цель урока: Сформировать понятие о движении крови, в результате деятельностного подхода к обучению.

  1. Разъяснить причину движения крови и природы пульса, при проведении практических работ.
  2. Дать научное определение понятиям инсульт и инфаркт.
  3. Сформировать навыки проведения измерения давления, функциональных проб и расчеты нормативных данных для самоконтроля своего здоровья.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы:

Учитель : Сегодня наш урок посвящен проблемам сохранения здоровья.

Послушайте отрывок из сказки Кэрола Доннера “Тайны анатомии” и скажите, о каком процессе, происходящем в нашем организме, идет речь. Герои сказки Вольняшка, Макс и Молли.

“…Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан – в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд.

Аорта! – взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений.

Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли.

Артерия несет кровь от сердца к клеткам, - поспешил добавить Вольняшка. – Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.

Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперед… Они повернули раз, другой, третий и поплыли все медленнее.

А вот и капилляры начинаются! – возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. – Сделаем еще кружок?…”

Ученик : В данном отрывке речь идет о процессе кровообращения.

Учитель : Что такое кровообращение?

Ученик : Кровообращение – это процесс непрерывного движения крови в организме.

Учитель : Давайте вспомним путь крови в организме человека. Выполните задание на карточке, см. рис. 1.

Ученики, работая в парах, выполняют задание.

По окончании слушаем одного из учеников.

Учитель : Кровь движется от предсердий к желудочкам по артериям, капиллярам, венам и опять к предсердиям. Что заставляет кровь двигаться именно в этом направлении? Какие существуют законы, по которым осуществляется её одностороннее непрерывное движение?

Тема урока: “ Движение крови по сосудам”

Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.

Учитель : Кровь – это жидкость, движущаяся по кровеносным сосудам. Приведите еще примеры движения жидкости по сосудам, с которыми мы встречались в курсе биологии.

Ученики приводят примеры движения воды и минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.

Учитель : Во всех случаях действуют одни и те же законы. Законы движения жидкости изучаются в курсе физики. Разобраться в них нам поможет Дроздова Вадима

Слушаем ответ ученика, который самостоятельно дома готовил этот вопрос, консультируясь с учителем физики. В ходе рассказа ученик вывешивает на доске основные тезисы своего выступления.

Тезисы выступления Дроздова Вадима:

  • Для движения жидкости по сосудам необходима энергия, создающая давление.
  • Жидкость двигается из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.
  • Скорость течения жидкости зависит от суммарного поперечного сечения сосудов.
  • Чем меньше суммарное поперечное движение сосудов, тем больше скорость течения жидкости.
  • Один и тот же объем жидкости проходит с большей скоростью более узкие участки, чем более широкие.

Учитель : Опираясь на эти знания, рассмотрим движение крови по кровеносным сосудам.

В ходе работы вам предстоит выполнить задание на карточке, а в конце урока мы к нему обратимся.

Сердце, сокращаясь, создает ______________ крови в сосудах. Наибольшее давление в ___________________, наименьшее в ___________________. Кровь движется из мест с __________________давлением, в места с ______________ давлением. Чем больше давление, тем __________________скорость тока крови. Исключение составляют _________________. Максимальная скорость тока крови в _____________, минимальная в ____________. Это имеет важное значение для осуществления ________________между кровью и тканями организма. Скорость тока крови зависит от ____________________. Скорость тока крови в венах ________________, чем в капиллярах, т.к. они имеют ______________суммарный просвет сосудов.

Учитель : Выясним, откуда берется энергия, на что она расходуется?

Ученик: Энергию создает сердце, которое сокращаясь под давлением выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Эта энергия тратится на трение клеток крови друг о друга, о стенки кровеносного сосуда, на придание скорости движущейся крови.

Учитель: Итак, сердце сокращаясь создает давление. Обратитесь к заданию 1, см. рис. 2 и ответьте на поставленные вопросы.

Ученики, работая в парах, обсуждают первое задание.

Ученик : По мере удаления от сердца кровяное давление уменьшается, т.к. чем дальше кровеносный сосуд от сердца, тем больше энергии израсходовалось на трение частиц друг от друга и о стенки сосуда.

Уменьшение давления сосуда заставляет кровь течь от сердца к капиллярам, т.к. жидкость течет из мест с большим давлением в места с меньшим давлением.

Учитель : Что же такое кровяное давление?

Учитель прикрепляет к доске карточку “Давление”.

Ученики : Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов.

Учитель : Различают давление систолическое (верхнее, максимальное), оно равно у взрослого человека 110-120 мм рт.ст., диастолическое (нижнее, минимальное) - 70-80 мм рт.ст.

Разница между систолическим и диастолическим давлением составляет пульсовое давление. Какова его величина? ( Ученики – 40 мм рт.ст.)

В ходе рассказа учитель прикрепляет по словом “Давление” карточки со словами:

  • “систолическое” – 110-120 мм рт.ст.
  • “диастолическое” – 70-80 мм рт.ст.
  • “пульсовое” – 40 мм рт.ст.

Учитель : Ребята, рассчитайте собственное артериальное давление по формуле:

АД верхн. = 1,7 х возраст + 83

АД нижн. =1,6 х возраст + 42 [6]

Ученики рассчитывают собственное АД.

Учитель : Сравним полученные результаты с предложенными данными.

Почему вы получили меньшие значения?

Это связано с тем, что у детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте давление повышается из-за уменьшения эластичности стенок сосудов.

Учитель : Кроме давления движение крови характеризует скорость.

Учитель прикрепляет на доску карточку “Скорость”.

Можем ли мы с вами сейчас измерить скорость тока крови в каком-либо из кровеносных сосудов?

Обсуждаем предложения учащихся.

Нажмите на ноготь большого пальца указательным. Ноготь большого пальца станет белым, т.к. из капилляров, находящихся под ногтем, кровь будет выжата. Теперь нужно убрать указательный палец с ногтя большого пальца и проследить, через сколько секунд он порозовеет. Секунды рассчитываем про себя. Измерьте длину ногтя от его корня до части, где кончается розовая окраска. Разделив длину пути на время, мы найдем скорость. [2]

Ученики проводят измерения и сообщают результат – 0,5 см/c.

На самом деле, скорость тока крови в капиллярах ниже, поскольку кровь двигалась не только по капиллярам, но и по мелким артериям (артериолам). Фактически мы определили скорость движения крови в артериолах. Сравним ее со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах.

Учитель вывешивает таблицу “Движение крови в организме” и на соответствующие кровеносные сосуды прикрепляет карточку с величиной скорости тока крови: аорта – 500-600 мм/c:

  • артерии – 150-200 мм/c,
  • артериолы – 5 мм/c,
  • капилляры – 0,5 мм/c,
  • средние вены – 60-140 мм/c,
  • полые вены - 200 мм/c.

Учитель : Опираясь на законы, подумайте, какие из этих сосудов будут иметь максимальный, а какие минимальный суммарный просвет?

Ученики : Максимальный суммарный просвет должные иметь капилляры, а минимальный – аорта.

Учитель : Суммарный просвет капилляров в 600-800 раз больше, чем в аорте; в венах - в 1,2-1,8 раз больше, чем в аорте.

Давление и скорость, сопоставим эти две характеристики. Выполните задание 2, см. рис. 3.

Ученики, работая в парах, обсуждают ответы на предложенные вопросы.

Ученики : Скорость движения крови в капиллярах минимальная, т.к. капилляры имеют максимальный суммарный поперечный просвет. Это необходимо для того, чтобы осуществился обмен веществ между капилляром и клеткой.

В артериях, артериолах и капиллярах чем больше давление крови, тем выше скорость тока крови.

В капиллярах, венулах, венах давление крови уменьшается, а скорость тока крови растет. Но это не противоречие, один и тот же объем жидкости проходит быстрее более узкие участки, чем более широкие.

Учитель : Обратитесь к заданию, о котором шла речь в начале урока. Подумайте, обсудите в парах и заполните пропуски на карточке.

Ученики выполняют задание. Проводят анализ его выполнения.

Учитель : Давление и скорость, какая из этих величин используется в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы?

Учитель : Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД?

Ученики : Отклонение в АД от нормы говорит о нарушении гомеостаза, и это может стать причиной болезни.

Учитель : Какие вам известны заболевания, связанные с нарушением АД?

Гипертония – повышенное АД.

Гипотония – пониженное АД.

Учитель в колонку “Давление” прикрепляет карточки со словами:

  • “гипертония”,
  • “гипотония”,
  • “тонометр” - прибор для измерения АД.

Учитель : Задумайтесь над такими фактами: число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, увеличивается, в нашей области 14,2% людей страдают болезнями органов кровообращения (II место по числу больных людей после болезней органов дыхания).

У 9% девятиклассников нашей школы в прошлом учебном году отмечались нарушения в сердечно-сосудистой системе.

Как не допустить возникновения заболеваний в сердечно-сосудистой системе? Какой образ жизни каждый из нас должен вести?

  • физическая активность;
  • рациональное питание;
  • положительные эмоции;
  • не курить;
  • не употреблять алкоголь.

Учитель : Как говорил Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятное”. Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. Мы более подробно разберем вопросы гигиены органов сердечно-сосудистой системы и ее влиянии на здоровье человека в целом.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Формирование новых понятий: кровяное давление, пульс Выяснить: причины движения крови и её перераспределение в организме

Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют - … Жидкая соединительная ткань - … Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, - … Плазма крови без фибриногена называется - … Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин,- Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, - … Человек, дающий свою кровь для переливания, - … Защитная реакция организма, например, против инфекций - … Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов - … Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, - … Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, - … К органам кровообращения относятся - … Сосуды, по которым кровь течет от сердца - … Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями - … Путь крови от левого желудочка до правого предсердия - …

Работа сердца. Разность давления крови в сосудах. Наличие клапанов в венах. Сокращение близлежащих скелетных мышц. Разность давления в грудной и брюшной полостях при вдохе .

В аорте 50 см/с В полых венах 25 см/с В капиллярах 0,05 мм/с

Кровяное давление – это давление крови на стенки кровеносных сосудов и камер сердца, возникающее в результате сокращения сердца, нагнетающего кровь в сосудистую систему, и сопротивления сосудов. Кровяное давление наиболее высоко в аорте; по мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах. Артериальный пульс – ритмическое колебание стенки артерии в период систолы желудочков сердца. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению.

Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай, амфетамины повышают давление) или медикаментов.

На частоту пульса влияет рост (обратная зависимость - чем выше рост, тем меньше как правило количество сердечных сокращений в минуту), возраст пол (у мужчин в среднем пульс несколько ниже, чем у женщин), натренированность организма (при подверженности организма постоянным активным физическим нагрузкам пульс в состоянии покоя уменьшается)

Частота пульса зависит от возраста: * Ребенок в лоне матери – 160 ударов в минуту * Ребенок после рождения – 140 * От рождения до года – 130 * От года до двух лет – 100 * От трех до семи лет – 95 * От 8 до 14 лет – 80 * Средний возраст – 72 * Преклонный возраст – 65 * При болезни – 120 * Время смерти – 160

Артериальное Давление крови Верхнее Соответствует систолическому (110 – 125 мм.рт.ст.) Нижнее Соответствует диастолическому (60 – 80 мм.рт.ст.)

Измерение АД : Накладываем манжету на плечо. Нагнетаем воздух в манжету. Удерживаем фонендоскоп на артерии. Выпускаем воздух из клапана. Фиксируем появление и исчезновение звуков.

Мышцы – 25% Почки - 25% Кишечник – 15% Печень – 10% Мозг – 8% Сосуды сердца – 4% Легкие и другие органы – 13%.

Почему кровь движется медленнее, чем вода? Может ли кровь сменить направление движения? Почему чем больше учишь, тем выше успеваемость? Можно ли по уровню АД поставить диагноз? Почему взволнованный человек не может уснуть?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация Движение крови по сосудам

Презентация к уроку биологии 8 класса, тема "Движение крови по сосудам". Учебник Н.И. Сонина "Биология.Человек".


Движение крови по сосудам

В презентации рассматриваются вопросы о пути, проходимом кровью в организме человека, о причинах движения крови, об особенностях кровеносных сосудов, позволяющих системе выполнять свои функции.


Цели урока. Образовательная: • раскрыть причины движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различны.

конспект урока-практикума на тему "Давление крови в сосудах"

Конспект урока - практикума с использованием исследовательской технологии, ИКТ и возможностей интерактивной доски включает в себя описание различных форм организации исследований в рамках .


План-конспект урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения

урок в 8 классе с использованием презентации, видеофрагментов большого и малого кругов кровообращения, с раздаточным материалом для закрепления материала, работой в парах.

Конспект урока. "Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения".
конспект урока по биологии в 8 классе с использованием межпредметных связей по теме "Движение крови по сосудам"

На уроках биологии часто используются связи с другими предметами: физикой, химией, географией, астрономией, математикой, литературой. При изучении организма человека необходимы зна.


В ходе урока учащиеся продолжают знакомство с кровеносной системой человека. В уроке рассматривается порядок движения крови по сосудам, а также способствующие этому механизмы. Ученики познакомятся с понятиями высокого и низкого давления крови В уроке также рассматривается скорость тока крови в аорте, венах и капиллярах. Приводится объяснение разного артериального давления, говорится о его роли в движении крови. Описываются способы измерения давления. Объясняется механизм измерения давления при помощи тонометра В уроке вводятся понятия: систолический объем, пульс, кровяное давление, систолическое артериальное давление, диастолическое артериальное давление


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Движение крови по сосудам"

Кровь в организме человека движется по замкнутой системе кровеносных сосудов. Непрерывное движение крови происходит благодаря сокращениям сердца, которое работает как насос.

При каждом сокращении сердца левый и правый желудочки выталкивают в аорту и лёгочную артерию по 60 – 80 миллилитров крови.

Количество крови, которое выбрасывается желудочком за одно сокращение, называется ударным или систолическим объёмом.

Если умножить частоту сердечных сокращений на систолический объём, мы вычислим минутный объём крови.

В состоянии покоя он составляет около 5 литров.

Когда кровь выталкивается в аорту и лёгочную артерию, они растягиваются, и в сосудистой системе создаётся давление. Кровь, как и любая другая жидкость, течёт из области более высокого давления, в область, где оно ниже.


Чтобы лучше понять, как происходит движение крови, сравним кровеносный сосуд с рекой, русло которой то сужается, то расширяется. Из курса физики или жизненного опыта вы наверняка знаете, что в узких местах течение более быстрое, а в широких медленное. Однако, мимо каждой точки берега за одно и то же время протекает одинаковое количество воды. Скорость течения крови в разных отделах определяется суммарной площадью кровеносного русла. Скорость крови обратно пропорциональна общей площади поперечного сечения кровеносных сосудов.

Самой большой площадью поперечного сечения обладают (суммарно) капилляры, самой маленькой – аорта. Поэтому самая большая скорость тока крови в аорте – примерно 0,5 метра в секунду, в венах0,25 метра в секунду. В капиллярах скорость движения крови наименьшая и составляет от 0,5 до 1,2 миллиметра в секунду.

Несмотря на то, что кровь поступает в аорту и лёгочный ствол порциями, по сосудам она течёт непрерывной струёй. Стенки аорты и артерий обладают эластичностью, они растягиваются во время сокращения желудочков и вмещают в себя выбрасываемую сердцем кровь. В силу упругости сосуды уменьшают свою ёмкость и проталкивают кровь вперёд, в результате чего происходит расширение стенки и повышение давления на соседнем участке.

В местах, где крупные артерии проходят близко к коже, например на висках, по бокам шеи, у основания кисти руки, можно прощупать толчки, которые называются пульсом. Пульс – это периодические колебания стенок сосудов, связанные с изменением их кровенаполнения в течение одного сердечного цикла. При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает её стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению.

Измерив пульс, можно узнать скорость, силу и ритм сердечных сокращений, судить о работе сердца.

Давление, которое кровь оказывает на стенки кровеносных сосудов, называется кровяным давлением. У здорового человека уровень кровяного давления постоянен, как и температура тела.

Кровяное давление регулируется нервной системой и обеспечивается изменениями просвета сосудов и силы сердечных сокращений.

В течение сердечного цикла давление в аорте колеблется от 115 – 140 миллиметров ртутного столба до 60 – 85 миллиметров ртутного столба. Эти колебания возникают в результате ритмической деятельности сердца. Давление в момент сокращения желудочков получило название систолического, или максимального, артериального давления. Давление в момент расслабления желудочков называется диастолическим или минимальным артериальным давлением. При движении крови по сосудам её давление постепенно уменьшается.

В мелких артериях давление снижается до 70 миллиметров ртутного столба, в капиллярах оно составляет примерно 40 миллиметров ртутного столба, в мелких венах – 20 миллиметров ртутного столба, а в полых венах вблизи их впадения в правое предсердие приближается к нулю.


Благодаря разности давления крови в артериальном и венозном отделах обоих кругов кровообращения кровь продвигается по сосудам и возвращается к сердцу.

Впервые артериальное давление было измерено Гэлсом. Он ввёл стеклянную трубку в артерию лошади и наблюдал, как при каждом сокращении сердца кровь под давлением поднимается вверх по трубке на высоту до двух метров. Этот метод измерения давления был технически усовершенствован и до сих пор применяется в экспериментах на животных. Он называется прямым или кровавым.

Измерять кровяное давление можно с помощью тонометра. Пациенту надевают на плечо полую камеру-манжетку, которая соединена с манометром и резиновым баллоном для нагнетания воздуха. Фонендоскоп прикладывают к месту локтевого сгиба там, где проходит плечевая артерия.

Далее в манжетку накачивают воздух до тех пор, пока ниже манжеты не исчезает пульс. Звуков в это время в фонендоскопе не слышно. Выпуская воздух, врач фиксирует момент появления пульсирующих шумов и отмечает показания манометра. Так устанавливается систолическое артериальное давление. Момент исчезновения шумов соответствует уровню диастолического артериального давления.

В настоящее время широко используются автоматические тонометры. Они не требуют использования фонендоскопа. Их электронная схема регистрирует колебания давления воздуха в манжете и переводит их в цифровые значения.

У здорового человека величина кровяного давления поддерживается на постоянном уровне и составляет в плечевой артерии 120 миллиметров ртутного столба, а при их расслаблении 70 миллиметров ртутного столба. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, например 120 на 70.

Артериальное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе давление повышается), приёма различных стимулирующих веществ (кофе, чай) или медикаментов, которые повышают или понижают давление. Кровяное давление, которое возрастает в результате физической нагрузки или нервного напряжения, вскоре возвращается к норме.

В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам её поступает больше, к другим меньше. Если орган работает, то кровь к нему поступает усиленно, принося дополнительный кислород и питательные вещества. В то же время приток крови к неработающим органам уменьшается.

Французский исследователь Анджело Моссо проделал следующий опыт. Он поместил человека на весы так, чтобы одна половина тела уравновешивала другую. После этого он предложил испытуемому решить арифметическую задачу. Испытуемый задумался, и его голова стала опускаться вниз. Когда задача была решена, весы уравновесились. Далее Моссо предложил лежащему на весах человеку пошевелить пальцами ног. Весы опустились в сторону ног. Этот опыт доказывает нам, что в организме человека постоянно происходит перераспределение крови.


Итог урока. Наибольшая скорость движения крови – в артериях, наименьшая – в капиллярах, в венах она снова возрастает. Причина движения крови – разность давления в сосудах в начале и в конце пути. Самое высокое давление – в аорте, самое низкое – в полых венах. Давление в момент выброса крови в аорту называется верхним или систолическим. Наименьшее давление в момент расслабления сердца называется нижним или диастолическим. Пульсом называют ритмическое колебание стенок артерий. По нему можно определить частоту и силу сердечных сокращений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для осознания блока новой информации с помощью компьютерной презентации и учебника.

Задачи урока:

Раскрыть причины движения крови

Выяснить природу пульса

Сформировать представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции работы сердца

Оборудование и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация к уроку, учебник, рабочие листы учащихся

Организационный этап.

Мотивационный этап.

У. Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада!
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?

У. Что такое красота человека? (Ответы учащихся)

У. Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье.

У. Тема нашего сегодняшнего урока Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы учащихся)

У – Я помогу вам сегодня:

Раскрыть причины движения крови

Выяснить природу пульса

Получить представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции

Проверка домашнего задания.

Для того чтобы нам сегодня все это узнать, мы должны повторить материал предыдущих уроков

1. Лови ошибку

1. Процесс пожирания инородних тел лейкоцитами называется фагоцитоз (да)

2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу – артерии (нет - вены)

3. Различают четыре фазы сердечной деятельности (нет – три: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза )

4. Жидкая часть крови – плазма (да)

5. Кровь, насыщенная кислородом – венозная (нет, артериальная)

2. Установи соответствие

Установите соответствие между отделами кровеносной системы человека и видом проходящей через них крови.

Отделы кровеносной системы

А) левый желудочек

Б) лёгочная вена

Г) лёгочная артерия

Д) правое предсердие

Е) правый желудочек

Ж) нижняя полая вена

З) сонная артерия

3. Ответить на вопросы (выбрать один вопрос и написать ответ на него)


Вариант 1

Перечистить форменные элементы крови


Что такое артерии?


Описать Большой круг кровообращения


Что входит в систему органов кровообращения?



Описать Малый круг кровообращения

Далее учащиеся обмениваются листами и проверяют друг у друга. На слайде правильные ответы


Вариант 1

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты


Артерии – это сосуды, которые несут артериальную кровь от сердца


Левый желудочек – аорта – артерии – капилляры – вены – правое предсердие


Сердце и кровеносные сосуды


Вены – это сосуды, которые несут венозную кровь к сердцу


Правый желудочек – легочные артерии – легкие – капилляры – легочные вены – левое предсердие

Изучение нового материала.

Немного истории

Причины движения крови по сосудам

Что же заставляет двигаться кровь по нашим сосудам?

Стр. 86 (1 абзац) в учебнике. Прочитать и заполнить рабочие листы.

Разность кровяного давления

В аорте – 150 мм рт. ст.,

В крупных артерия - 120 мм рт. ст.,

В капиллярах – 30 мм рт. ст.,

В венах около 10 мм рт. ст..

Сокращение скелетной мускулатуры нижних конечностей

Присасывающая сила грудной клетки

Наличие клапанов в крупных венах

У. Давление крови на стенки сосудов создается силой сокращения желудочков сердца. В разных сосудах оно неодинаково. Кровяное давление наиболее высоко в аорте. По мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах.

Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам, из области большего давления в область меньшего.

Кровяное давление обычно измеряют в плечевой артерии с помощью манометра. У молодых здоровых людей в состоянии покоя оно равно 120 мм рт.ст. в момент сокращения сердца и 70 мм рт.ст. при расслабленном сердце.

Задание для учащихся:

Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам.

Формула расчета давления

АД верхнее = 1,7* возраст + 83

АД нижнее = 1,6* возраст + 42

Помимо давления, мы можем и измерить пульс.

А как вы думаете – Что такое пульс?

(ответы учащихся)

Работа с учебником

Сформулируйте определение и запишите в Рабочий лист

(Пульс – ритмические колебания стенок сосудов, возникающие при гидродинамическом ударе во время сердечного выброса.)

При каждом сокращении левого желудочка кровь с силой ударяется об упругие стенки аорты и растягивает их. Волна колебаний, возникающая при этом, быстро распространяется по стенкам артерий. Там, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи и другим местам, прощупываются ритмические колебания стенок сосудов, называемые пульсом.

Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. Путем подсчета пульса можно определить количество сокращений сердца в 1 мин.

Обычно пульс взрослого человека в спокойном состоянии равен 70 ударам в минуту.

Частота пульса зависит от возраста:

* Ребенок в лоне матери – 160 ударов в минуту

* Ребенок после рождения – 140

* От рождения до года – 130

* От года до двух лет – 100

* От трех до семи лет – 95

* От 8 до 14 лет – 80

* Средний возраст – 72

* Преклонный возраст – 65

* При болезни – 120

* Время смерти – 160

Проведем небольшую разминку. Измерить свой пульс в состоянии покоя и после приседаний. Приседания выполняются на счет учителя. Причем девочки выполняют приседания только на нечетный счет.

Сделать вывод

Во время физической нагрузки – увеличивается частота ударов пульса – соответственно увеличивается ЧСС

Скорость кровотока

Выполнение Лабораторной работы в Рабочих листах

У большинства людей получается около 1—0,5 см/с. Это в 50— 100 раз меньше, чем в аорте, и в 25—50 раз меньше, чем в полых венах.

Кровь по сосудам малого и большого кругов кровообращения проходит за 27 с. Однако по различным участкам кровеносного русла кровь течет с разной скоростью. В аорте она наибольшая - примерно 0,5 м/с, а в капиллярах она наименьшая - примерно 0,5-1,2 мм/с. Благодаря медленному току крови в капиллярах кислород и питательные вещества успевают проникнуть в клетки, а продукты их жизнедеятельности и углекислый газ поступить в кровь.

Перераспределение крови в организме.

Лучше всего снабжаются кровью активно работающие органы. Дозировка поступающих питательных веществ и кислорода достигается путем спадения или расширения диаметра капилляров. Благодаря тому что в них создается большое давление, через них проходит много крови. Если же давление крови падает, часть капилляров сужается и через них кровь не проходит. (Опыт Моссо)

Работа сердца. Автоматия сердечной мышцы.

Сердце в покое за сутки сокращается примерно 100000 раз. При этом оно перекачивает около 10 т крови. Сократительную функцию сердца обеспечивает сердечная мышца. В сердечной мышце есть особые клетки, в которых периодически возникает возбуждение, передающееся на мышечные стенки обоих предсердий и желудочков. Поэтому отделы сердца сокращаются последовательно - сначала предсердия, а затем желудочки.

Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, получила название автоматии сердца. Автоматия обеспечивает относительно независимую от нервной системы работу сердца.

Регуляция работы сердца.

У. – Работа по стр. 91. Параграфа 20. Прочитать и заполнить схему в рабочих листах. 1 вариант – 3 и 4 абзац

2 вариант – 5 абзац

Проверка выполненной работы на слайде.

5.Закрепление знаний

Письменно ответить на вопросы в листах № 2. Выбрать по одному вопросу и написать ответ. Затем проверка.


В каких сосудах кровяное давление наибольшее, а в каких наименьшее?


В каких участках тела мы можем находить пульс?

Там, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи


Какие заболевания возникают при повышенном и при пониженном артериальном давлении?

Человеку исполнилось 50 лет. Сколько лет суммарно находились мышцы его предсердий и желудочков в состоянии диастолы?

По содержанию кислорода и питательных веществ артериальная кровь более качественна, чем венозная. Однако кровь у доноров берут из вен, а не из артерий. Почему?

6. Рефлексия.

На слайде вопросы:

- Меня удивило на уроке _____________________

- Больше всего мне понравилось ________________

- Самым сложным для меня было _______________

8. Домашнее задание

§ 19, 20, конспект в рабочих листах

Практическая работа с. 91-92 учебник (выполнение дома)

9. Итог урока

«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь. Самым ярким проявлением движения является река с её чистой, прозрачной водой. Которую не в силах остановить никто. И я вам желаю, чтобы вы подобно реке двигались вперед по дороге знаний, чтобы вам все удавалось в этом нелегком пути и эта дорога для вас была чистой и прозрачной, подобно воде в реке.

Это давление, с которым кровь действует на стенки кровеносных сосудов. Значение кровяного давления показывает разницу между давлением крови в сосудах и атмосферное давление. Причины возникновения давления — сокращения желудочков сердца и сопротивление стенок сосуда.

4 (17).jpg

В разных сосудах давление отличается, поэтому кровь может двигаться по кровяному руслу. Ток крови направлен в ту область, где давление меньше.

Наиболее высокое давление крови в аорте (\(120\) мм рт. ст.). При движения крови по сосудам оно становится всё меньше и достигает самого низкого значения в полых венах.

Если давление крови резко снижается (например, при больших потерях крови), то органы не получают необходимое количество питательных веществ и кислорода. Состояние человека ухудшается: появляется слабость, сонливость, нарушается внимание и память. При низком давлении человек может потерять сознание, а без своевременной медицинской помощи — даже погибнуть.

Если кровяное давление повышается, то это тоже очень опасно. При резком увеличении давления тонкие стенки кровеносных сосудов могут разрушиться, и тогда происходит кровоизлияние.

2 (17).jpg

Нормальным у взрослого человека считается давление \(120\) мм рт. ст. на \(70\)–\(80\) мм рт. ст.. Первое значение (максимальное давление) определяется при сокращении сердца, а второе ((минимальное давление) — при его расслаблении.

3 (18).jpg

Стойкое повышение артериального давления у человека называют гипертонией, а стойкое понижение — гипотонией.

Скорость тока крови — важная характеристика кровообращения. В разных участках кругов кровообращения скорость движения крови различается. Она зависит от суммарного просвета сосудов и от сопротивления, которое оказывают стенки этих сосудов.

Поперечное сечение капилляров намного больше сечения аорты, поэтому в них скорость тока крови самая низкая — всего \(0,5\)–\(1,2\) мм/с. Низкая скорость движения крови по капиллярам обеспечивает обмен газов и веществ между кровью и тканями: успевает произойти диффузия кислорода и питательных веществ из крови в ткани, а продуктов обмена и углекислого газа — из тканей в кровь.

Суммарный просвет вен меньше, чем капилляров, поэтому скорость движения крови в них возрастает и в полых венах составляет около \(0,2\) м/с.

Количество веществ, поступающих в органы, определяется интенсивностью их деятельности. К тем органам, которым для выполнения работы нужно больше кислорода и питательных веществ, поступает больше крови. Так, при занятиях спортом приток крови к мышцам увеличивается, а к внутренним органам на какое-то время уменьшается. В нашем организме кровь постоянно перераспределяется: к активно работающим органам её поступает больше, а к другим — меньше.

Увеличение или уменьшение объёма крови, поступающей к органу, происходит из-за изменения просвета кровеносных сосудов. Просвет сосудов изменяется рефлекторно (нервная регуляция), а также под действием некоторых веществ (гуморальная регуляция).

Читайте также: