Духовная культура общества егэ конспект

Обновлено: 05.07.2024

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

(сводный миниконспект по всем темам курса)

Тема: Духовное развитие общества

1. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ — это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

ДЛЯ ОБЩЕСТВА

ДЛЯ ЛИЧНОСТИ

Духовно-теоретическая

Духовно-практическая

В ЧЁМ СОСТОИТ СОДЕРЖАНИЕ

Производство духовных благ и ценностей

Сохранение, воспроизведение, распределение, распространение и потребление созданных духовных ценностей

Овладение личностью накопленными обществом знаниями, умениями, ценностями

Мысли, идеи, теории, идеалы, худ. образы

Изменение сознания людей

Знания, вера, потребности, способности, стремления людей

КАКИЕ СФЕРЫ ОХВАТЫВАЕТ

Наука, нравственность, религия, философия, искусство

Человеческие эмоции и переживания

1) это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты;

2) это особая сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности.

4. КУЛЬТУРОЛОГИЯ — это наука о культуре.

5. Функции культуры (= Зачем нужна культура?)?

1) Приспособление к окружающей среде (одежда, строительство домов и т. д. позволяют человеку жить в мире природы).

2) Накопление, хранение и передача культурных ценностей.

3) Целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека (культура создаёт ценности и ориентиры общества, которые утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность).

4) Социализация (культура помогает человеку усваивать определённую систему знаний, норм и ценностей).

5) Коммуникативная функция (культура обеспечивает взаимодействие м/у людьми и общностями).

6. ДИАЛОГ КУЛЬТУР — взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур.

7. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ (= ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ) — это создание единого культурного пространства для разных наций и народов.

Тема: Искусство и духовная жизнь

1. ИСКУССТВО — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего мира творца в художественном образе.

2. Виды искусства?

Живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, танец и т. д.

3. ЭСТЕТИКА — учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве. Эстетика исследует отношение искусства к действительности, сущность и проявления прекрасного в жизни и в искусстве, изучает искусство как одну из форм идеологии, законы развития искусства, его идейное содержание и художественные формы, его общественную роль.

4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — это рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности.

5. Особенности искусства?

1) Тесная связь с чувствами и эмоциями.

2) Субъективность (искусство не является объективным отражением окружающего мира, а лишь передаёт восприятие этого мира конкретным художником).

4) Восприятие искусства индивидуально (т. е. каждый человек переживает искусство по-своему).

5) Процессы в худ. творчестве напрямую не зависят от опытного знания и материальных потребностей общества (в развитии искусства нет прямолинейного движения от низшего к высшему).

6) Художественные шедевры неподвластны времени, сохраняя свою ценность и продолжая воздействовать на всё новые и новые поколения.

6. СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА — это искусства, которые стремятся объединить в себе достижения разных видов искусства (фотография, кино, мультипликация).

Тема: Массовая культура

1. Классификация культуры?

1) Народная культура

2) Элитарная культура

3) Массовая культура

2. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА — это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности.

3. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА — это культура, рассчитанная на узкий круг ценителей.

4. КУЛЬТУРНАЯ ЭЛИТА — это наиболее способная к духовной деятельности, одарённая творческими задатками часть общества.

Индустрия развлечений, коммерческая культура, поп-культура, индустрия досуга.

6. Особенности массовой культуры?

1) Коммерческая направленность (содержание массовой культуры определяется прибылью).

2) Ориентирована на вкусы и запросы массового потребителя.

3) Простота, доступность, развлекательность и стандартизированность.

4) Обращена ко всем слоям населения.

1. НАУКА — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

2. Особенности научного познания?

1) Стремление к объективности (т. е. к изучению мира таким, каким он есть вне и независимо от человека).

2) стремление к получению таких данных, которые можно будет применить не только в настоящем, но и в будущем.

3. Уровни научного познания?

1) Эмпирический уровень.

2) Теоретический уровень.

4. Эмпирическое познание — направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента.

5. Теоретическое познание — связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности посредством этого аппарата в ее существенных связях и закономерностях.

6. Методы научного познания?

2) ЭКСПЕРИМЕНТ (В отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, а также подвергнуть его специальным воздействиям.)

3) МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

4) НАУЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

7. Научное моделирование — это выдвижение учёным гипотез.

8. Гипотеза — предположение, догадка.

9. Научная революция — это периодические коренные изменения в системе научных знаний..

10. Научный закон — правило, определяющее условия, при которых некое явление воспроизводится регулярно и предсказуемым образом.

11. Научная картина мира — это научные представления об устройстве мира, о месте и роли человека в нём.

Тема: Образование

1. ОБРАЗОВАНИЕ — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

2. САМООБРАЗОВАНИЕ — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ — это капитал, воплощённый в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.

4. КОМПЕТЕНЦИЯ — это знания, опыт в той или иной области деятельности.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — это круг связанных с профессией проблем, в которых индивид обладает познаниями, жизненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.

6. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — это образование, происходящее в течение всей жизни человека.

7. Функции непрерывного образования?

1) Компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании).

2) Адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации).

3) Развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

8. МОДЕРНИЗАЦИЯ — обновление.

9. Тенденции развития образования в совр. обществе?

1) ГУМАНИЗАЦИЯ (направленность образование на развитие и учёт интересов и потребностей личности).

2) ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ (повышения значения и удельного веса в учебных программах предметов гуманитарной направленности (история, искусство, литература, иностранные языки).

3) ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (преодоление образованием национальных границ; международные образовательные обмены и программы).

4) КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ (использование в учебном процессе современных компьютерных технологий и оборудования).

5) Осознание идеи НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Тема: Мораль. Религия

1. МОРАЛЬ — это система ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

2. ЭТИКА — это учение о морали.

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА — это правила поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, к-рые возникают в результате их профессиональной деятельности.

4. ИДЕАЛ — то, к чему мы стремимся; совершенный образец (добро, истина, справедливость, красота).

5. ТИПЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ?

НАЗВАНИЕ ТИПА

ХАРАКТЕРИСТИКА

1) Альтруистическая направленность

Преобладают мотивы помощи, поддержки, уважения и любви к людям.

2) Эгоистическая направленность

Преобладают мотивы личной заинтересованности, себялюбия, предпочтение личных интересов интересам других людей и общества.

3) Деловая направленность

Побудительные мотивы связаны с процессами самой деятельности; человек осуществляет деятельность ради самой деятельности.

6. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ — поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

7. НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ — это понятия морали, которые носят всеобщий характер (Добро, Зло, Справедливость, Долг, Совесть, Счастье и др.).

8. СМЫСЛ ЖИЗНИ — это сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек живёт в этом мире.

Тема: Религия

1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нём.

2. Виды мировоззрений?

а) научное / ненаучное

б) материалистическое / идеалистическое

в) религиозное / атеистическое

3. РЕЛИГИЯ — вера в сверхъестественные силы, управляющие миром.

4. Три мировые религии?

2) Ислам (= мусульманство)

5. Чем мировые религии отличаются от национальных религий?

6. ЦЕРКОВЬ — это организация верующий.

7. АТЕИЗМ — это убеждение в том, что богов не существует.

8. ТЕОЛОГИЯ (БОГОСЛОВИЕ) — это систематическое изложение вероучения какой-либо религии.

9. ПОЛИТЕИЗМ — многобожие.

10. МОНОТЕИЗМ — вера в одного Бога.

11. АНТРОПОМОРФИЗМ — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Культура ( лат ) — 1. возделывание, культивирование почвы.

- 2. все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты.

- 3. культура в узком смысле - степень воспитанности человека.

1. Духовная -созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства)

2. Материальная - созданная в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения)

1 . Познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе

2. Оценочная – определение системы ценностей

3. Регулятивная – формирование системы норм и требований

4. Информативная – передача опыта, ценностей

5. Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей

6. Социализации – усвоение норм и культурных ролей.

Формы культуры по предназначению :

СлСложная по содержанию и трудная для восприятия неподготовленного человека; адресована узкому кругу профессионалов и привилегированной части общества. Не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.

Создаётся неизвестными творцами - непрофессионалами ;

адресована народу. Может быть индивидуальной и групповой.

Адресована всем . без различия классов, наций, пола, т.е. массам в обществе потребления. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель -получить коммер-

ческую выгоду. Сленговое название- кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка.

Понятна всем , независимо от возраста, образования, профессии, качеств личности и социальных ролей.

Картины к.Малевича, фильмы А.Тарковского и др.

Сказки, фольклор, танцы. песни и др.

Сериалы, реклама, лёгкая музыка и др.

А.С.Пушкин, танец танго и др.

Экранная культура – культура созданная и передаваемая с помощью компьютера.

Эрзац культура ( Ersatz- заменитель) – это культура не с большой буквы, а перевёрнутая, не обогащающая, а опустошающая человека. ( Культура панков и наркоманов – это тоже культура, но только не возвышающая, а опустошающая человека).

Формы культуры по охвату людей :

1. Доминирующая – культура большинства населения ( господствующие духовные ценности)

2. Субкультура – культура социальной группы ( малые культурные миры) : молодёжная, профессиональная, возрастная, криминальная и др.

3. Контркультура – субкультура, противостоящая доминирующей, например, секты.

Мораль ( лат ) – совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей в обществе.

Этика - наука о морали.

Признаки морали: - всеобщность - добровольность

Категории морали : - добро и зло ; - честь и совесть; - долг и справедливость;- добродетель ;

- достоинство ; - стыд; - правда ; - ответственность и др.

1. познавательная - связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)- получение индивидом представления о внутреннем мире как своём собственном , так и других людей.

2 . коммуникативная - обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

3. регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

4. оценочная( познавательная) - мораль оценивает поступки людей, цели их деятельности с точки зрения добра и зла.

5 . воспитательная- формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества.

6. мотивационная- моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

7. прогностическая- что можно ожидать от общества.

8. аксиологическая ( формирует ценности

Моральная система включает в себя:

- моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

- моральные ценности - это ценности добра и зла как ценностей справедливости, свободы, достоинства, любви, насилия, эгоизма, злобы и т.д.

Общее у морали и права

1. Регулируют общественные отношения (поведения людей)

2. Ориентируются на справедливость

Отличия морали от права.

Мораль (нормы морали)

Право (нормы права)

Появилась раньше политики, право и государства.

Появилось позже морали.

Регулирует все стороны человеческой жизни.

Регулирует определённую область общественных отношений.

Выражает мнение общества

Выражает волю государства

Существует и действует как свод неписанных правил в виде поучений и притч

Формулируются в письменном виде в юридических актах

Обеспечивается силой привычки. убеждённостью, совестью, давлением общественного мнения.

В необходимых случаях реализация обеспечивается принудительными мерами государством.

Исполнять или нет решает сам челочек

Обязательны для исполнения всеми.

Показывает идеал поведения, к которому необходимо стремиться человеку

Основывается на реальных условиях жизни

Предъявляет требования к поступкам , мыслям и чувствам

Регулирует только поступки, действия людей.

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Наука - система знаний о мире и его законах.

- сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую

систематизацию объективных знаний о действительности.

- система специфических организаций с работающими в них людьми ( НИИ)

- особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

по предмету познания

1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира ( физика, химия, математика)

2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей( социология, экономика, обществознание)

3. гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики( философия, история)

4. технические - служат практическим целям( радиоэлектроника, химия полимеров)

по удалённости от практики

1 . фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику

2 . прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем

Черты современной науки:

- всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом

- дифференцированность- различные направления и школы

- интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ

1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний

2. культурно-мировоззренческая - формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека)

3. практически –деятельностная - участие в преобразующей деятельности

4. социальная -исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития; -управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов)

5. производственная - (которую также можно назвать технико-технологической функцией,) - определение путей и способов практического использования добытых знаний , внедрение новых идеё, новых технологий. (В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.)

6. прогностическая - функция науки проявляется в создании по критериям научной рациональности перспективных моделей изучаемых, любых возможных объектов.

Этические нормы науки:

1. социальная ответственность учёного ( клонирование)

2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

3. общечеловеческие требования и запреты ( плагиат)

Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.

- приобщение индивида к достижениям цивилизации,

- сохранение культурного достояния.

- трансляция культуры в обществе.

- формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.

- социальная селекция ( размещение в социальной структуре)

- проведение социальных и культурных изменений в обществе

- обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.

Основные направления в развитии образования :

1. демократизация(четыре принципа демократизации образования:

1) принцип равных возможностей;

2) принцип многообразия образовательных программ;

3) принцип многообразия образовательных систем;

4) принцип общественно-государственного управления образованием.

3. интеграция — компетентностный подход (процесс объединения частей в целое.)

4 интернационализация - единая система образования

5. гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам

6 гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам

7. профилизация - обеспечение возможностей для полноценного осуществления профильного обучения в старшей школе.

Тенденции в развитии образования:

- должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры

- переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)

- развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Материал для преподавателя . Занятие №5

Тема : Духовная культура общества (наука, образование, религия, искусство, мораль) .

Ожидаемый результат:

умеют характеризовать с научных позиций мораль, науку, религию, искусство, культуру;

умеют осуществлять поиск социальной информации, представленной в тексте в явном виде;

умеют конкретизировать примерами/раскрывать разновидности культуры

умеют применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Структура урока

Приветствие. Организационный момент (подготовка необходимого оборудования, раздаточного материала)

Фаза- вызов .- 1 .Мотивационный этап. Актуализация, имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов, постановка целей учебной деятельности и выдвижение проблемы

Теоретический блок. Лекция- диалог . Введение новых понятий (родовых и видовых). Запоминание признаков и характеристик понятий.

Выдача домашнего задания.

Необходимое оборудование ( Интернет, проектор, компьютер, обществознание школьный словарь 10-11 кл, раздаточный материал)

Фаза- вызов .- 1 .Мотивационный этап

hello_html_m340a6163.jpg

Попробуйте предположить, как это относится к нашей теме Культура?

(обучающиеся высказывают свои ассоциации по поводу изображения)

Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Сразу скажем, что однозначно дать определение понятию культура очень сложно. Это настолько обширное понятие, что только научных определений в словарях, энциклопедиях насчитывают 200-30

Запомним самое простое определение!

Культура – совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы.

Есть такое высказывание известного писателя

Природа предлагает нам свою мудрость, а не навязывает ее нам.

Фазиль Искандер, "Сандро из Чегема"

Именно природа помогает нам понять, для чего нужна культура.

Посмотрите на эту фотографию , вы скажите, причём здесь муравьи? На самом деле именно они помогли учёным понять значение и роль культуры в жизни нашего общества.

hello_html_m591c22bc.jpg

Почему? Ответ: Потому что, интеллектуалы, это носители культуры, они выполняли очень важные функции. Какие? Давайте подумаем!)

Фаза -осмысление.2 . Знакомство с новой информацией

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Так как культура – невероятно обширное понятие, ее сфера охватывает все сферы деятельности человека. Поэтому культуру обычно ассоциируют с Творчеством, Искусством, Духовной сферой. Но это все УЗКИЙ смысл понимания данного термина.

Соответственно, выделяют массу проявлений, форм и разновидностей культуры. Какие из них основные?

Самые важные Формы и разновидности культуры – МАТЕРИАЛЬНАЯ и ДУХОВНАЯ культура.

Фактически, это результат двух основных видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека – создание материальных благ и духовное творчество. Человек создает как необходимые условия существования (это продукт экономики прежде всего), так и результаты деятельности разума – идеи, теории, технологии, идеи (это ДУХОВНАЯ сфера).

Необходимо отметить, что эти две формы неразрывно взаимосвязаны. Любой материальный продукт создается в результате творческого замысла. И обратно, любая идея воплощается в материальной форме.

Помним, что любой теоретический тезис нуждается в конкретном примере! Классическими и самыми простыми являются – книга (результат творчества писателя, учёного воплощенный в бумажной материальной форме ). Картина – творение эстетического вкуса художника без красок, кистей, холста невозможны.

Также, выделяют следующие РАЗНОВИДНОСТИ культуры:

По степени охвата (распространения):

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.

Культура неоднородна!

Культуры, создаваемые представителями отдельных социальных групп ( возрастных, территориальных, профессиональных, конфессиональных) принято называть субкультурами.

Банк заданий №1

Культурные ценности, которые выходят за рамки социальной среды принято называть контркультурой- это социокультурная система противостоящая господствующей культурой, стремящаяся вытеснить её. Чаще всего, это ценностная система асоциальных групп населения . ( предложить привести примеры)

Также в вопросах ЕГЭ вы можете встретить понятие Диалог культур - взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями ( субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами.

hello_html_45453ed3.jpg

Но основной массив заданий данной темы в формате ЕГЭ проверяется по направленности, ценностям, носителям культуры.

Это Народная (ТРАДИЦИОННАЯ) культура Элитарная и Массовая.

Для начала ассоциации! Народная культура – сказки, фольклор, любое устное народное творчество, ремесло. Элитарная культура – направлена на узкий круг специалистов в области искусства, например – балет, некоммерческое кино, абстрактная живопись. Массовая – наиболее распространенная сегодня, результат деятельности СМИ. . Это реклама, коммерческий кинематограф, интернет.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА носит часто сельский характер, анонимна, коллективна (не имеет авторства, продукт творчества всего народа) и является основой любой культуры. С чего начинается воспитание ребенка? Ему читают сказки, поют колыбельные.

Эта форма культуры стирается в городском пространстве индустриального и постиндустриального общества, формируют иные ценности, враждебные ей.. Вспомним о ВЕСТЕРНИЗАЦИИ – наступлении западной коммерческой культуры, угрожающей национальным традициям, языку. Поэтому, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА нуждается в защите государства.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА формирует ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ценности. ЭСТЕТИКА –наука о прекрасном. То есть элитарная культура –искусство в чистом виде. Она носит не коммерческий характер, не стремится к массовой аудитории. Поэтому зачастую непонятна обычным людям, подвергается огульной критике.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА сегодня наиболее активна, связана с развитием рыночных институтов, ее задача – коммерческий успех, прибыль. Она носит городской характер, тиражируется рекламой на радио, телевидении, интернетом. СМИ – ее проводник, без них она невозможна. Часто МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – инструмент пропаганды (социальной, политической), чему пример любой рекламный и агитационный плакат.

Фаза – рефлексия 3. . Суммирование и систематизация новой информации .

Устный блиц-опрос по цепочке ( первый обучающийся задаёт пример второму, тот- третьему, и так до последнего ученика. На ответ даётся только несколько секунд.)

Теперь методом перебора, определим к какой форме культуры относятся данные примеры:

1) фортепианный концерт – сложен для восприятия, это элитарная культура.

2) философское эссе – еще сложнее, это тоже элитарная культура.

3) детективный роман , его могут читать все, он имеет авторство, значит, это продукт массовой культуры

4) героическая былина – это фольклор, народная культура

5) эпос – народная культура , например, древнегреческий миф

6) телевидение – это СМИ, следовательно, продукт массовой культуры

7) радиотрансляция эстрадного концерта – радио это тоже СМИ, следовательно, как и всем понятные эстрадные песни, значит это массовая культура.

В формате ЕГЭ зачастую просят связать между собой различные разновидности культуры. Действительно, они тесно взаимосвязаны, влияют друга на друга. Итак, приводим КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОЙ, ЭЛИТАРНОЙ и МАССОВОЙ КУЛЬТУР:

Попробуйте определить о каких формах культуры идёт речь в каждом конкретном предложении . (работа выполняется в паре)

Банк заданий № 2

Банк заданий № 3

Банк заданий № 4

Таким образом, мы сегодня проработали тему Формы и разновидности культуры . Мы определили термин культура, охарактеризовали народную, элитарную и массовую культуры, их проблемы и взаимодействие.

Что же, приступим, для начала вспомнив функции искусства: для этого мы прочитаем интервью известного современного художника . (предложить кому-нибудь из обучающихся прочитать текст, остальные работают в парах и определяют функции искусства используя схему и подчёркивая нужные предложения)

Я хожу в мастерскую и рисую там по восемь-десять часов. И делаю это последние тридцать лет. А есть художники, которые отдыхают, путешествуют, думают, у них происходят какие-то события.

Мы помним , что при правильной подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2016 любой теоретический тезис должен быть подкреплен теоретическим аргументом. Попробуем привести конкретный пример, конкретизирующий каждую из функцию искусства:

Банк заданий № 5

Предлагаю подумать над следующим высказыванием

Банк заданий № 6

Нравственность и жизнь - единое целое. Этика- опора жизни, а нравственный человек – истинный гражданин жизни.

( Т. Манн (1875-1955)- немецкий писатель)

Опираясь на знания обществоведческого курса и личный опыт, приведите четыре нравственных принципа.

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

Подборка конспектов по всем темам

⚡

Здесь указано только время создания поста. Конспекты актуальны для ЕГЭ 2022 и постоянно обновляются

* любые другие версии конспектов неактуальны для ЕГЭ

Основные источники
— учебники Боголюбова (базовый уровень 10 —11 кл)
— учебники Котовой, Лисковой (6 — 11 кл)
— книги Котовой, Лисковой (триактивы 8 — 11 кл, серия Сдам ЕГЭ)

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в октябре 2021

✅

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

• тема 1.1 Природное и общественное в человеке
• тема 1.2 Мировоззрение, его виды и формы
• тема 1.3 Познание, виды знаний
• тема 1.4 Понятие истины, ее критерии
• тема 1.5 Мышление и деятельность
• тема 1.6 Потребности и интересы
• тема 1.7 Свобода, необходимость и ответственность
• тема 1.8 Общество как система (элементы и подсистемы)
• тема 1.9 Основные институты общества
• тема 1.10 Культура, ее формы и разновидности

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в октябре 2021

• тема 1.11 Наука и научное познание
• тема 1.12 Образование, его значение для личности и общества
• тема 1.13 Религия
• тема 1.14 Искусство
• тема 1.15 Мораль
• тема 1.16 Общественный прогресс
• тема 1.17 Типы обществ
• тема 1.18 Глобализация и глобальные проблемы

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в феврале 2021

✅

ЭКОНОМИКА

• тема 2.1 Экономика и экономическая наука
• тема 2.2 Факторы производства и факторные доходы
• тема 2.3 Экономические системы
• тема 2.4 Рынок и конкуренция
• тема 2.4 Спрос, предложение и их графики
• тема 2.5, 2.7 Фирма в экономике, предпринимательство
• тема 2.6 Финансовые институты, банковская система
• тема 2.8 Ценные бумаги

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в феврале 2021

• тема 2.9 Рынок труда, безработица
• тема 2.10 Виды, причины и последствия инфляции
• тема 2.11 Экономический рост и развитие
• тема 2.12 Роль государства в экономике
• тема 2.13 Налоги
• тема 2.14 Государственный бюджет
• тема 2.15 Мировая экономика
• тема 2.16 Рациональное экономическое поведение

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в октябре 2021

✅

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

• тема 3.1 Социальная стратификация и мобильность
• тема 3.2 Социальная роль и статус
• тема 3.3 Молодежь как социальная группа
• тема 3.4 Этнические общности
• тема 3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты
• тема 3.6 Конституционные основы национальной политики РФ
• тема 3.7 Социальный конфликт

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в октябре 2021

• тема 3.8 Виды социальных норм
• тема 3.9 Социальный контроль
• тема 3.10 Семья и брак
• тема 3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
• тема 3.12 Социальная роль и статус
• тема 3.13 Социализация индивида

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в марте 2021

• тема 4.1 Понятие власти
• тема 4.2 Государство, его функции
• тема 4.3 Политическая система
• тема 4.4, 4.5 Политические режимы, демократия
• тема 4.6 Гражданское общество и государство
• тема 4.7 Политическая элита

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡

Обновлено в марте 2021

• тема 4.8 Политические партии и движения
• тема 4.9 СМИ в политической системе общества
• тема 4.10, 4.12 Избирательная кампания в РФ, политическое участие
• тема 4.11 Политический процесс
• тема 4.13 Политическое лидерство
• тема 4.14 Органы государственной власти РФ (по Конституции 2020 )
• тема 4.15 Федеративное устройство РФ (по Конституции 2020 )
• тема 4.16 Политическое сознание, культура и поведение

ГОРА | Обществознание ЕГЭ 2022

⚡ Обновлено в октябре 2021

• тема 5.1 Право в системе социальных норм
• тема 5.2 Система российского права, законотворческий процесс в РФ
• тема 5.3 Понятие и виды юридической ответственности
• тема 5.4 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ
• тема 5.4 Права и свободы в Конституции РФ
• тема 5.5 ❗ конспекта нет, вся нужная информация в теме 4.15
• тема 5.6 Субъекты гражданского права
• тема 5.7 Организационно-правовые формы предпринимательства
• тема 5.8 Имущественные и неимущественные права
• тема 5.9 Трудовое право
• тема 5.10 Семейное право

Читайте также: