Дружба народов основа процветания россии конспект 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Здравствуйте. Напоминаю, что после дистанта тетради по ОДНК тоже будут проверены!

Вышлите конспекты прошлой темы Байгузина, Гальтяева, Гумеров, Дильмухаметов, Жаткина, Макарова, Очковский, Хайртдинов, Чугунова, Близнев

Записываем число и тему "Дружба народов- основа процветания России"

Работа над новой темой

1. Вступительное слово .

С егодня мы поговорим о нашей Родине, о нас с вами.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своем составе: республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран в мире по площади своей территории. Россия больше Канады, Китая, США, или Индии. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз. Россию омывают моря Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов.

Широка и необъятна наша страна. Но главное ее богатство- люди.

- Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной?

- Потому что в России проживают представители многих национальностей, но все мы – единый народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.

- А сколько народов проживает в нашей стране?

- В настоящее время на территории России проживает более 180 народов, которые говорят более чем на 230 языках.

И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, карелы, чуваши, якуты, башкиры, мордва, дагестанцы, удмурты, адыгейцы, коми, ханты, грузины, манси, татары. армяне и многие- многие другие. Среди народов России есть даже такие малочисленные, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек (например, вепсы, ненцы, гагаузы, долганы, эскимосы, нагайбаки, тофалары, караимы и чукчи, живущие на Крайнем Севере).

- А как, одним словом можно назвать все народы России?

- Все, живущие в России, люди именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у нас одна Родина, одно Отечество - Россия.

- Каким же образом наша Родина стала великой многонациональной державой? С древних времен восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов осталась жить вместе со славянами, а страна продолжала расти и расширяться. В XIV-XVI веках вокруг Москвы сложилось единое русское государство. В XVI-XIX веках были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.

- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается от другого языком, историей, культурой).

-Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты РФ имеют свои органы печати, национальные театры, в школах этих регионов преподается национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции.

3. Работа с пословицами

Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, ваш класс. Что вас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о народах России, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь именно в них заложена мудрость народа.

- Перед вами пословицы некоторых народов, проживающих в России

4.Объединяют нас и общечеловеческие ценности. Какие? Попробуйте отгадать. Напишите в тетради

Вопросы:

1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.

2. Преданность, неизменность в своих чувствах.

3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.

4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.

5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.

6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.

– дружба. Какое хорошее и доброе слово. Наверное, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу.

5.Замечательные строки необходимости единения народов посвятил Н.Н. Добронравов. Спишите в тетрадь

Оттого они непобедимы,

Наши люди, в годы испытаний,

Что в заботах искренних едины,

Что в душе интернациональны.

Все храню в душе своей и помню,

И ценю в пути не одиноком

Братьев не по крови, а по корню,

По святым, по нравственным истокам.

Тяжелым испытанием для нашего народа стала Великая Отечественная война. Но единство россиян спасло Родину. Одним из самых драматических событий стал подвиг героев- панфиловцев, которые на подступах к Москве в смертельном бою отбили атаку 50 вражеских танков. Среди героев были русские И. Шадрин и Н. Трофимов, украинцы Г. Петренко и Я. Бондаренко, казахи Н. Есибулатов и А. Косаев, киргиз Д. Шопоков и другие. Подобных примеров на всех фронтах множество.

Среди наиболее прославленных - подвиг героического авиаэкипажа, включавшего командира белоруса Н.Гастелло, штурмана—украинца Н. Бурденюка, стрелков – радистов -русского А. Калинина и ненца Г. Скоробогатого (26 июня 1941 года у самолета во время нанесения удара по танковой колонне противника был пробит бензобак, возник пожар. Экипаж, во главе с командиром, предпочтя плену смерть, не спасся на парашютах, а нанес удар горящим самолетом по скоплению танков и автомашин врага).

Другим всемирно известным подвигом стала защита Дома Павлова в Сталинграде (командиром группы бойцов, которая первые три дня вела бой за дом, был сержант Я. Павлов). Дом Павлова, в общей сложности, 50 дней удерживал гарнизон, в котором были 11 русских, 6 украинцев, грузин, узбек, казах, еврей, татарин и таджик.

Самой высокой и почетной наградой в годы войны было звание Героя Советского Союза. Всего за годы войны это звание присвоили более 11 тыс. человек. Это были представители различных народов:

6. Вклад людей разной национальности

Каждый из народов внес свой вклад в общее дело победы, но и в мирное время представители разных национальностей, проживающих на территории нашей Родины, прославляли наше общее Отечество своими успехами и достижениями в разных сферах общественной жизни: в культуре, науке, спорте.

- Давайте послушаем информацию о некоторых из них.

А. известнейший артист балета Махмуд Эсамбаев родился в 1924 году в селении Старые Атаги Урус - Мартановского района Чеченской республики. Танцевать он начал с детства. В годы войны участвовал во фронтовой концертной бригаде на передовой, в военных госпиталях.

В течении жизни исполнил огромное количество самых разнообразных танцев, выступал со своей программой во Франции, Южной Америке, был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, был награжден орденом Дружбы народов, становился трижды лауреатом различных международных конкурсов. В честь Махмуда Эсамбаева назван астероид 4195, открытый в 1982 году. Умер артист в 2000 году.

Б. Самуил Яковлевич Маршак, еврей по национальности. Талантливый поэт, переводчик, драматург, редактор. С раннего детства писал стихи, Маршака называют основоположником детской литературы.

Но поэт писал и для взрослых.

Самуил Яковлевич Маршак удостоен самых высоких наград. На его похороны в 1964 году из Шотландии прислали венок из вереса в благодарность за перевод стихотворений Роберта Бернса. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

В. Скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя. Он родился в 1876 году в маленьком мордовском селе, в крестьянской семье. Учился в иконописной мастерской, расписывал храмы в Симбирской и Казанской губерниях. Жил во Франции и в Италии, а после работал в Москве, на Урале, в Новороссийске. Став настоящим мастером, Эрьзя всю жизнь странствовал по свету. В далекой Аргентине скульптор нашел свой любимый материал-- крайне твердые породы деревьев. Для их обработки он сконструировал специальную машину. Вернувшись на родину, Степан Дмитриевич привез и свои работы.

Могучим талантом Эрьзя прославил и родную мордовскую землю и всю Россию.

Но и в наше с вами время живут не менее талантливые великие люди, которыми гордится не только наша страна но и весь мир.

лучшей легкоатлеткой десятилетия.

И, конечно же, нельзя обойти стороной историю еще одного нашего великого соотечественника

Е. Огромную славу нашей родине принес и дирижер Валерий Абисалович Гергиев, осетин по национальности. Он являлся художественным руководителем Мариинского театра. На данный момент много выступает за границей. Был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Имеет как отечественные, так и иностранные награды:

- рыцарь ордена Нидерландского льва;

-офицер ордена Почетного легиона (Франция);

- орден Восходящего солнца (Япония).

Валерий Гергиев и сейчас радует поклонников своим талантом и мастерством, прославляя тем самым Отечество. В августе 2008 года Валерий Гергиев приехал в столицу Южной Осетии Цхинвали с оркестром. Он осудил войну, развязанную Грузией, и великой музыкой оказал поддержку осетинам.

Запишите фамилии и имена этих выдающихся людей в тетрадь. Кого бы еще хотели добавить ? Кто из представителей нашей республики внес большой вклад в развитие и процветание нашей страны? Допишите еще несколько фамилий

7 . Подведение итогов

Как вы видите, каждый народ внес и вносит свой вклад в развитие и процветание России. Именно поэтому мы гордимся нашей родиной, нашими соотечественниками.

Как писал Федор Тютчев:

«Единство, – возвестил оракул наших дней, –

Но мы попробуем спаять его любовью, –

А там увидим, что прочней…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Ход мероприятия

Вступительное слово.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своем составе: республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран в мире по площади своей территории. Россия больше Канады, Китая, США, или Индии. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз. Россию омывают моря Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов.

Широка и необъятна наша страна. Но главное ее богатство- люди.

Беседа с учащимися

- Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной?

- Потому что в России проживают представители многих национальностей, но все мы – единый народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.

- А сколько народов проживает в нашей стране?

- В настоящее время на территории России проживает более 180 народов, которые говорят более чем на 230 языках.

3. Анализ анкетирования по теме.

Согласно анкете, проведенной в нашем классе, даже среди ваших родственников есть представители других народов. Это украинцы, белорусы, молдаване, финны, жители Мордовии и другие народы России.

4. Слово учителя. (Показ слайдов).

И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, карелы, чуваши, якуты, башкиры, мордва, дагестанцы, удмурты, адыгейцы, коми, ханты, грузины, манси, татары. армяне и многие- многие другие. Среди народов России есть даже такие малочисленные, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек (например, вепсы, ненцы, гагаузы, долганы, эскимосы, нагайбаки, тофалары, караимы и чукчи, живущие на Крайнем Севере).

- А как, одним словом можно назвать все народы России?

- Все, живущие в России, люди именуются соотечественниками, россиянами. Ведь у нас одна Родина, одно Отечество - Россия.

- Каким же образом наша Родина стала великой многонациональной державой? С древних времен восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов осталась жить вместе со славянами, а страна продолжала расти и расширяться. В XIV - XVI веках вокруг Москвы сложилось единое русское государство. В XVI - XIX веках были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.

- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается от другого языком, историей, культурой).

- Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты РФ имеют свои органы печати, национальные театры, в школах этих регионов преподается национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции.

5. Работа с пословицами

Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, наш класс. Что нас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о народах России, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь именно в них заложена мудрость народа.

- Давайте выполним задание. Перед вами пословицы некоторых народов, проживающих в России, кроме русского:

6. Решение кроссворда

Объединяют нас и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.

Вопросы: 1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.

2. Преданность, неизменность в своих чувствах.

3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.

4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.

5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.

6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.

Ключевое слово кроссворда – дружба. Какое хорошее и доброе слово. Наверное, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу.

Замечательные строки необходимости единения народов посвятил Н.Н. Добронравов.

7. Выступления учащихся

Ученица: Оттого они непобедимы,

Наши люди, в годы испытаний,

Что в заботах искренних едины,

Что в душе интернациональны.

Все храню в душе своей и помню,

И ценю в пути не одиноком

Братьев не по крови, а по корню,

По святым, по нравственным истокам.

Тяжелым испытанием для нашего народа стала Великая Отечественная война. Но единство россиян спасло Родину. Одним из самых драматических событий стал подвиг героев- панфиловцев, которые на подступах к Москве в смертельном бою отбили атаку 50 вражеских танков. Среди героев были русские И. Шадрин и Н. Трофимов, украинцы Г. Петренко и Я. Бондаренко, казахи Н. Есибулатов и А. Косаев, киргиз Д. Шопоков и другие. Подобных примеров на всех фронтах множество.

Ученик: Среди наиболее прославленных - подвиг героического авиаэкипажа, включавшего командира белоруса Н.Гастелло, штурмана—украинца Н. Бурденюка, стрелков – радистов -русского А. Калинина и ненца Г. Скоробогатого (26 июня 1941 года у самолета во время нанесения удара по танковой колонне противника был пробит бензобак, возник пожар. Экипаж, во главе с командиром, предпочтя плену смерть, не спасся на парашютах, а нанес удар горящим самолетом по скоплению танков и автомашин врага).

Другим всемирно известным подвигом стала защита Дома Павлова в Сталинграде (командиром группы бойцов, которая первые три дня вела бой за дом, был сержант Я. Павлов). Дом Павлова, в общей сложности, 50 дней удерживал гарнизон, в котором были 11 русских, 6 украинцев, грузин, узбек, казах, еврей, татарин и таджик.

Учитель: Самой высокой и почетной наградой в годы войны было звание Героя Советского Союза. Всего за годы войны это звание присвоили более 11 тыс. человек. Это были представители различных народов:

Каждый из народов внес свой вклад в общее дело победы, но и в мирное время представители разных национальностей, проживающих на территории нашей Родины, прославляли наше общее Отечество своими успехами и достижениями в разных сферах общественной жизни: в культуре, науке, спорте.

- Ребята, знаете ли вы о таких людях?

- Давайте послушаем информацию о некоторых из них.

Ученица: известнейший артист балета Махмуд Эсамбаев родился в 1924 году в селении Старые Атаги Урус - Мартановского района Чеченской республики. Танцевать он начал с детства. В годы войны участвовал во фронтовой концертной бригаде на передовой, в военных госпиталях.

В течении жизни исполнил огромное количество самых разнообразных танцев, выступал со своей программой во Франции, Южной Америке, где

Явс я президентом Международного союза

деятелей эстрадного искусства, был награжден орденом Дружбы народов, становился трижды лауреатом различных международных конкурсов. В честь Махмуда Эсамбаева назван астероид 4195, открытый в 1982 году. Умер артист в 2000 году.

Ученик: Самуил Яковлевич Маршак, еврей по национальности. Талантливый поэт, переводчик, драматург, редактор. С раннего детства писал стихи, Маршака называют основоположником детской литературы.

Но поэт писал и для взрослых.

Самуил Яковлевич Маршак удостоен самых высоких наград. На его похороны в 1964 году из Шотландии прислали венок из вереса в благодарность за перевод стихотворений Роберта Бернса. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

Ученица: Скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя. Он родился в 1876 году в маленьком мордовском селе, в крестьянской семье. Учился в иконописной мастерской, расписывал храмы в Симбирской и Казанской губерниях. Жил во Франции и в Италии, а после работал в Москве, на Урале, в Новороссийске. Став настоящим мастером, Эрьзя всю жизнь странствовал по свету. В далекой Аргентине скульптор нашел свой любимый материал-- крайне твердые породы деревьев. Для их обработки он сконструировал специальную машину. Вернувшись на родину, Степан Дмитриевич привез и свои работы.

Могучим талантом Эрьзя прославил и родную мордовскую землю и всю Россию.

Но и в наше с вами время живут не менее талантливые великие люди, которыми гордится не только наша страна но и весь мир.

лучшей легкоатлеткой десятилетия.

И, конечно же, нельзя обойти стороной историю еще одного нашего великого соотечественника

Ученик: Огромную славу нашей родине принес и дирижер Валерий Абисалович Гергиев, осетин по национальности. Он являлся художественным руководителем Мариинского театра. На данный момент много выступает за границей. Был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Имеет как отечественные, так и иностранные награды:

- рыцарь ордена Нидерландского льва;

-офицер ордена Почетного легиона (Франция);

- орден Восходящего солнца (Япония).

Валерий Гергиев и сейчас радует поклонников своим талантом и мастерством, прославляя тем самым Отечество. В августе 2008 года Валерий Гергиев приехал в столицу Южной Осетии Цхинвали с оркестром. Он осудил войну, развязанную Грузией, и великой музыкой оказал поддержку осетинам.

8. Подведение итогов

Как вы видите, каждый народ внес и вносит свой вклад в развитие и процветание России. Именно поэтому мы гордимся нашей родиной, нашими соотечественниками.

Как писал Федор Тютчев:

«Единство, – возвестил оракул наших дней, –

Но мы попробуем спаять его любовью, –

А там увидим, что прочней…

Задачи : 1. Познакомить учащихся с историей нового праздника.

2. Уточнить знания учащихся об истории своей Родины.

3. Учить учащихся давать полные ответы на вопросы и записывать их в тетрадь.

4. На примере героев воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину .

5. Коррегировать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: опорные таблицы, портреты А.Невского. М.И.Куту зова, А.В.С уворов,

– Как называется государство в котором мы живем? Россия

Родиной мы зовем ее потому, ч то здесь мы родили сь, все вокру г для нас

А еще мы зовем ее Отечеством, потому что в ней жили наши отцы, деды Отечество

Россия, Родина, Отечество - эти слова мы слышим с детства. Одна у

Любовь к Родине и защита Родины всегда были понятиями неразрывным и .

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаи -

– Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира.

Если бы мы представили, что едем вдоль границ России на поезде, мы

– В России проживают люди многих национальностей. Россия

является родиной более 100 народов. Но самый многочисленный

И когда на нашу Родину надвигала сь беда, все народы объединялись и

А сейчас давайте попробуем сос тавить свою карт у времени. Для

Правый столбик: великие битвы каждой эпохи, вспомнить

(с опорой на таблицу учащиеся отвечают на вопросы) слайды 2-8

1. Александр Невский – Ледовое побоище, 1242 г. Идет показ картин

2. Дмитрий Донской – Куликовская битва, 1380 г. полководцев

3. А.В.Суворов – генералиссимус, 35 выигранных сражений,

4. М.И.Кутузов - Отечественная война 1812 года, с Наполеоном.

5. Великая Отечественная война , 1941- 1945, с неме цко - фашистскими

В веках остались имена выдающихся русс ких полководцев.

В годы Великой Отечественной войны были у чреждены ордена:

Отличившиеся в бою офицеры награждались этими орденами.

– С именами некоторых полководцев связаны фразы, которые вошли

Задание: продолжи фразу, назови автора, (разбор и запись в тетрадь)

Давайте с вами разберем, почему вы брали именн о этот день?

В Москве на Красной площади стоит памятник Козьме Минин у и слайд 12

Дмитрию Пожарскому. Деньги на строительство памятника собрал народ.

Что же сделали эти люди для России? Что произошло 4 ноября 1612 г.

Почему для Руси пришло страшное время? Главой Русского

Что сказал купец Козьма Минин нижегородцам? Купец Козьма Минин

Как отозвался народ на призыв Минина? Богатые приносили

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей нового праздника.

2. Уточнить знания учащихся об истории своей Родины.

3. Учить учащихся давать полные ответы на вопросы и записывать их в тетрадь.

4. На примере героев воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

5. Коррегировать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: опорные таблицы, портреты А.Невского. М.И.Кутузова, А.В.Суворов,

картины сражений, учебник, опорные слова, атласы, ММ.

I. Организационный момент.

П. Введение в тему урока.

– Как называется государство в котором мы живем? Россия

– А что значит для Вас - Россия?

Как мы называем страну, где родились? Родина

Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас

тут родное, здесь говорят родным нам языком.

А еще мы зовем ее Отечеством, потому что в ней жили наши отцы, деды Отечество

Россия, Родина, Отечество - эти слова мы слышим с детства. Одна у

человека родная мать, одна у него и Родина.

Любовь к Родине и защита Родины всегда были понятиями неразрывными.

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаи-

вать свободу и независимость своей Родины.

Медленно история листается, учащиеся читают

Летописный тяжелеет слог. наизусть стихи

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россиею

От сохи до звездного крыла.

А взгляни - все то же небо синее,

И над Волгой та же тень орла.

III. Работа с историческими материалами

– Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира.

Если бы мы представили, что едем вдоль границ России на поезде, мы

ехали бы целый месяц без остановки.

– В России проживают люди многих национальностей. Россия
является родиной более 100 народов. Но самый многочисленный

Читайте также: