Древний восток и античный мир 10 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Краткое описание: Тема: «Древний Восток и античный мир Задачи урока:дать сравнительные характеристики присваивающему и производящему хозяйствам;раскрыть сущность и последствия неолитической рево­люции VIII—VII тыс. до н. э.;выявить факторы, определившие места возникновения ранних цивилиз

Тема: «Древний Восток и античный мир

дать сравнительные характеристики присваивающему и производящему хозяйствам;

раскрыть сущность и последствия неолитической рево­люции VIII-VII тыс. до н. э.;

выявить факторы, определившие места возникновения ранних цивилизаций, и причины образования древней­ших государств на Востоке;

проанализировать особенности полисной системы госу­дарств (в Греции и Италии) как основы развития демо­кратической формы государственного строя;

охарактеризовать историческую эпоху эллинизма как синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции;

Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций.

Государство на Востоке.

Эллинизм: государство и общество.

Основные понятия: присваивающее хозяйство; произво­дящее хозяйство; неолитическая революция; цивилизация; ирригационное земледелие; монархия; централизованное государство; деспотия; частная собственность; привилегии; античная цивилизация; полис; демократия; гражданская война; эллинизм.

Даты: VIII-VII тыс. до н. э. - неолитическая революция;

V-II тыс. до н. э. - зарождение ранних цивилизаций;

753 г. до н. э. - основание Рима (согласно легенде).

Имена в материале параграфа: Солон; Перикл; Алек­сандр Македонский.

I. Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций.

Проверить правильное понимание учениками сущности производящего хозяйства и закрепить материал позволит задание 1.

С помощью археологических раскопок периода неоли­тической революции ученые установили, что первым жи­вотным, которое сопровождало человека, была собака, вто­рым - коза, а третьим домашним животным стала кошка.

- Какое из указанных животных было приручено для присваивающего хозяйства, а какое - для производящего?

Сравните присваивающее и произ­водящее хозяйство.



3. Работа со словарем с. 389 (понятие неолитическая революция)

Согласны ли вы с утверждением, что неолитическая революция стала следствием экологического кризиса, ко­торый поставил первобытных людей перед угрозой голод­ной смерти? Вспомните, с каким глобальным природным явлением был связан этот кризис. (оледенение, ледниковый период, похолодание)

Почему неолитическая революция привела к возник­новению ранних цивилизаций? Постройте логическую це­почку (причинно-следственные связи), отразив в ней пере­
ход людей к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций

(благоприятные природ­ные условия.)

Конкретизировать роль природных факторов в формировании первых цивилизаций позволит задание 2.

Государство - это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплен­ной за ним территории, использующая право и специаль­ный аппарат принуждения.

Какие причины привели к возникновению государств на Востоке?

В процессе работы по составлению сравнительной схе­мы проводится беседа по выявлению основных признаков понятий темы урока: монархия; централизованное государ­ство; деспотия; частная собственность; привилегии; антич­ная цивилизация; полис; демократия; гражданская война; эллинизм.

Необходимо отметить, что истоки западной цивилизации лежат в греко-римской ан­тичности, которая, в свою очередь, была тесно связана с древневосточными цивилизациями Передней Азии и Се­верной Африки. Первоначальная (архаика) история антич­ного общества в крито-микенскую эпоху была близка древ­невосточным формам. Но затем в Греции возник полис, опирающийся на частную собственность. Отсюда просле­живаются отличия античной цивилизации от древневос­точных цивилизаций: неразрывная связь собственности и статуса гражданина; взаимосвязь его прав и обязанностей, как основа системы демократического управления, при­знания свободы и прав члена города-государства.

Как вы воспринимаете смысл этих высказываний?

В результате реформ Солона граждане Афин были разделены на разряды в зависимости не от знатности, как это было ранее, а от доходов. Причем права и обязанности афинских граждан зависели не от знатности, а от доходов. Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, когда любой гражданин мог участвовать в управлении госу­дарством. Как вы считаете, можно ли признать принцип за­висимости прав и обязанностей от доходов, утвержденный Солоном, справедливым? Аргументируйте свой ответ.

Следующие упражнения (на уроке) помогут подчерк­нуть связь современности с культурой Древнего Рима.

1. Назовите русские пословицы, соответствующие или похожие на латинские поговорки.


Для организации работы по закреплению нового мате­риала урока можно воспользоваться вопросами и задания­ми в конце параграфа. Особое внимание на завершающем этапе урока следует обратить на правильное понимание и использование понятий темы. С содержанием последних двух пунктов параграфа старшеклассники знакомятся дома самостоятельно.

(I группа: достижения древних цивилизаций Востока - Древний Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия, Финикия, Китай, Индия;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: «Древний Восток и античный мир

Задачи урока:

дать сравнительные характеристики присваивающему и производящему хозяйствам;

раскрыть сущность и последствия неолитической рево­люции VIII—VII тыс. до н. э.;

выявить факторы, определившие места возникновения ранних цивилизаций, и причины образования древней­ших государств на Востоке;

проанализировать особенности полисной системы госу­дарств (в Греции и Италии) как основы развития демо­кратической формы государственного строя;

охарактеризовать историческую эпоху эллинизма как синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции;

провести сравнительный анализ взаимоотношения че­ловека и государства в восточных деспотиях и полисах Греко-римского мира.

Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций.

Государство на Востоке.

Эллинизм: государство и общество.

Римский мир Средиземноморья.

Основные понятия: присваивающее хозяйство; произво­дящее хозяйство; неолитическая революция; цивилизация; ирригационное земледелие; монархия; централизованное государство; деспотия; частная собственность; привилегии; античная цивилизация; полис; демократия; гражданская война; эллинизм.

Даты: VIII—VII тыс. до н. э. — неолитическая революция;

V—II тыс. до н. э. — зарождение ранних цивилизаций;

753 г. до н. э. — основание Рима (согласно легенде).

Имена в материале параграфа: Солон; Перикл; Алек­сандр Македонский.

I . Неолитическая революция и возникновение ранних цивилизаций.

1. Ак­туализации знаний по первобытному периоду истории человечества:

( приблизительно 2 млн.лет назад – 4-1тысячелетия до н.э.)

Какие основные занятия первобытного человека вы могли бы перечислить?

Чем первобытные люди отличались от животных? (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий производства, строение мозга, речь, мышление, сложные формы трудовой деятельности, социальность, деятельность животных направляется инстинктами, деятельность человека не жестко запрограммирована, самосознание)

Какое хозяйство называют присваивающим, а ка­кое — производящим?

Проверить правильное понимание учениками сущности производящего хозяйства и закрепить материал позволит задание 1.

С помощью археологических раскопок периода неоли­тической революции ученые установили, что первым жи­вотным, которое сопровождало человека, была собака, вто­рым — коза, а третьим домашним животным стала кошка.

Какое из указанных животных было приручено для присваивающего хозяйства, а какое — для производящего?

[Приручение кошки следует прямым образом связывать с возникновением земледелия и накоплением запасов зерна, которые нуждались в охране от многочисленных грызунов].

Сравните присваивающее и произ­водящее хозяйство.

hello_html_m3cee81a1.jpg

3. Работа со словарем с. 389 (понятие неолитическая революция)

Согласны ли вы с утверждением, что неолитическая революция стала следствием экологического кризиса, ко­торый поставил первобытных людей перед угрозой голод­ной смерти? Вспомните, с каким глобальным природным явлением был связан этот кризис. (оледенение, ледниковый период, похолодание)

В чем суть глубочайшего переворота, который радикально изменил образ жизни первобытных людей?

5. Работа со словарем с. 393 (понятие цивилизация)

Составление логической цепочки.

Почему неолитическая революция привела к возник­новению ранних цивилизаций? Постройте логическую це­почку (причинно-следственные связи), отразив в ней пере­
ход людей к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций

Какие факторы оказывали влияние на место формирования первых цивилизаций?

(благоприятные природ­ные условия.)

Конкретизировать роль природных факторов в формировании первых цивилизаций позволит задание 2.

7. Задание 2

— Какая природная особенность, закрепленная египтя­нами в названии своей страны, способствовала появлению эгой древнейшей цивилизации?

II . Государство на Востоке.

Государство — это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплен­ной за ним территории, использующая право и специаль­ный аппарат принуждения.

Какие причины привели к возникновению государств на Востоке?

Сравнительный анализ цивилизаций Востока и античной цивилизации

В процессе работы по составлению сравнительной схе­мы проводится беседа по выявлению основных признаков понятий темы урока: монархия; централизованное государ­ство; деспотия; частная собственность; привилегии; антич­ная цивилизация; полис; демократия; гражданская война; эллинизм.

Необходимо отметить, что истоки западной цивилизации лежат в греко-римской ан­тичности, которая, в свою очередь, была тесно связана с древневосточными цивилизациями Передней Азии и Се­верной Африки. Первоначальная (архаика) история антич­ного общества в крито-микенскую эпоху была близка древ­невосточным формам. Но затем в Греции возник полис, опирающийся на частную собственность. Отсюда просле­живаются отличия античной цивилизации от древневос­точных цивилизаций: неразрывная связь собственности и статуса гражданина; взаимосвязь его прав и обязанностей, как основа системы демократического управления, при­знания свободы и прав члена города-государства.

Как вы воспринимаете смысл этих высказываний?

В результате реформ Солона граждане Афин были разделены на разряды в зависимости не от знатности, как это было ранее, а от доходов. Причем права и обязанности афинских граждан зависели не от знатности, а от доходов. Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, когда любой гражданин мог участвовать в управлении госу­дарством. Как вы считаете, можно ли признать принцип за­висимости прав и обязанностей от доходов, утвержденный Солоном, справедливым? Аргументируйте свой ответ.

Следующие упражнения (на уроке) помогут подчерк­нуть связь современности с культурой Древнего Рима.

1. Назовите русские пословицы, соответствующие или похожие на латинские поговорки.

hello_html_m14a86b75.jpg

Для организации работы по закреплению нового мате­риала урока можно воспользоваться вопросами и задания­ми в конце параграфа. Особое внимание на завершающем этапе урока следует обратить на правильное понимание и использование понятий темы. С содержанием последних двух пунктов параграфа старшеклассники знакомятся дома самостоятельно.

(I группа: достижения древних цивилизаций Востока — Древний Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия, Финикия, Китай, Индия;


Презентация на тему: "ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНЫЙ МИР" соответствует первому уроку темы " ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ" учебника "Россия и мир. 10 кл. Базовый уровень для общеобразоват. учреждений / О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин". и поможет раскрыть содержание параграфа первого "ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНЫЙ МИР".


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить формировать представления о ранних цивилизациях Востока.

Организационный момент.

Мотивационный этап, целеполагание.

Я очень люблю историю, а еще я люблю путешествовать. Когда я отправляюсь в путешествие, я беру с собой самые разные вещи, любимые вещи – талисманы. И сегодня некоторые из них я принесла с собой.

Посмотрите, пожалуйста: буквы, часы, игральные карты, шахматы…

- Какие бы из этих вещей вы хотели бы взять себе?

Я вам немного усложню задачу: сегодня вы не будете работать индивидуально, вы будете работать в группе. Я вас попрошу посовещаться в группе, выслушать каждого, и решить, какую вещь вы возьмете себе и почему именно ее?

Один человек от группы подходит, берет одну вещь и кладет к себе на стол.

Если у нас сейчас получатся одинаковые предметы, то вам на ходу придется изменить свое решение и выбрать другую вещь.

- Почему вы выбрали эти предметы?

Ответы детей.

На самом деле – это же не обычные вещи. Это вещи, которые пришли к нам из далекого прошлого, глубокой древности. Они хранят в себе много тайн. А самое главное они хранят тайну государств МЕЖДУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ФИНИКИЯ, ХАРАППИ, ШАН И ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ.

Вы знаете, когда какие-то вещи мне интересны, я стараюсь как можно больше узнать о них.

Об этих – интересных мне вещах, об этих событиях, об этих явлениях. Если вы выбрали эти вещи, считаете ли вы нужным что-то поподробнее узнать о том, откуда они к нам пришли? Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока, посовещайтесь друг и с другом и ответьте мне на вопрос: чем мы сегодня будем заниматься?

Ответы детей.

Сегодня мы будем изучать первые государства. Мы сегодня поговорим о них. Сформулируйте тему нашего урока и запишите на рабочих листах.

Сегодня мы будем говорить о первых государствах.

Но, чтобы узнать о первых государствах, да и не только о первых государствах, а вообще о любом событии – наверняка, нужно ответить на какие-то вопросы. Давайте, наверное, возьмем вопросы, на которые, как правило, отвечают знатоки из знаменитого телевизионного клуба.

- Какие это вопросы? Зачем Только давайте мы с вами сделаем следующее, мы продолжим эти вопросы:

Что…(это)… такое государство?

Где… они располагались?

Когда… они образовались?

Прекрасно, мы сформулировали три вопроса нашего урока. Но, наверное, напрашивается еще пара вопросов. Вы ведь изучали эпоху первобытного общества, и вдруг появились государства…

- Какой вопрос сам по себе напрашивается? Почему? (Почему… они вообще появились, эти государства?) И еще один вопрос… Ну вот эти государства появились… Какой вопрос следует? Зачем? (Зачем… они появились?), т.е. к чему это привело, последствия их появления.

Прекрасно. Мы задали вопросы, теперь давайте попытаемся дать на них ответ.

Информационно-деятельностный этап.

Для начала, давайте вспомним, что вообще такое государство.

Я предлагаю вам посовещаться в группах и дать определение – что такое государство. Не забудьте выбрать того, кто будет отвечать.

Ответы детей.

Я предлагаю посмотреть на определение термина государства, взятое из словаря политических терминов.

Государство – это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

- Чем это определение отличается от того, что сказали вы?

Ответы детей.

Это определение более подробное, научное, оно вобрало в себя практически все то, что вы сказали мне ранее. Т.е. оно содержит в себе все признаки государства, которые вы высказали по группам. Ну а теперь нам пора отвечать на другие наши вопросы:

Где? Когда? Почему?

Мы поработаем в группах. Каждая группа получает свое задание.

Первый этап работы в группах.

Первая группа. Я даю вам контурную карту. Ваша задача: познакомиться с текстом учебника, выяснить, где возникают первые государства и на эту карту приклеить вот таких вот человечков (т.е. туда, где вы считаете и появились эти первые государства).

Вторя группа. Ваша задача: поработать с учебником, и ответить на вопрос когда появились государства, т.е. заполнить таблицу № 1 из рабочих листов: название государства и дата появления государства.

Третья группа. Ваша задача: поработать с историческими источниками. Вы познакомитесь с текстами, мнениями разных ученых о причинах возникновения государств, т.е. ответите на вопрос почему возникли государства.

Презентация работы групп.

1. Месопотамия –– долина рек Тигр и Евфрат… и т.д.

Давайте мы посмотрим на карту и сравним: правильно ли вы определили место возникновения первых древних государств.

Вопрос: что общего в месте расположения (возникновения) этих государств? в долинах рек

- Почему именно там?

2. Слово второй группе, но я попрошу всех взять рабочие листы и вместе со второй группы заполнить таблицу.

Первые государства Древнего мира

4 тыс. до н.э./3118 г до н.э.

3. Третья группа отвечает на вопрос: почему образовались государства. Третья группа познакомилась у нас с отрывками трех философов, и они попробуют нам объяснить с точки зрения этих ученых причины возникновения государств. Все заполняют таблицу.

Теории возникновения государств

Теория общественного договора

К. Маркс, Ф. Энгельс

Это не единственные три теории возникновения государства. Более подробно теории возникновения государства вы будете изучать на уроках обществознания.

Второй этап работы в группах.

А мы продолжаем с вами двигаться дальше. Достижения древних государств в хозяйстве, в культуре, в духовных ценностях общеизвестны, но …Культ тела (пауза)

Появилось государство. А до этого люди жили в первобытном обществе.

- Изменилась ли жизнь людей? Изменилось ли общество?

Конечно. Изменилось практически все: изменилась власть – она стала другая; изменились законы – не такие, как были у первобытных людей; изменилась социальная структура общества – стали совершенно другими отношения между людьми. Давайте посмотрим, что же изменилось с появлением государства?

Мы продолжаем работать в группах:

3. Как изменились законы, какие они стали – об этом нам расскажет третья группа. Вы также будете работать с учебником и древним источником. И составлять Синквейн о законах в древних государствах.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Правила написания синквейна:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Государство (заголовок)

Независимое, правовое (два прилагательных)

Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии (три глагола)

Государство – это мы! (фраза, несущая определенный смысл)

Защита (резюме)

слова для обозначения власти, законов и общества Древних государств:

несправедливость

неравенство

Презентация работы групп.

Слово первой группе.

- Объясните, нам, почему вы так охарактеризовали власть?

Власть была абсолютной – потому что была сосредоточена в руках одного человека, и – очень жестокой – потому что за любую провинность следовали жестокие наказания.

- Каким образом вы охарактеризовали общество, социальную структуру общества?

Общество было неравноправно, существовали разные слои: рабы, рабовладельцы (вельможи), ремесленники, просто земледельцы (крестьяне). Общество было иерархично.

Иерархия – это когда в обществе идет деление на определенные слои (сословия, касты) и очень четко определено место каждого слоя на своеобразной лестнице (когда люди, стоящие на более нижней ступеньке, не могут подняться на более высокую ступень в обществе), т.е. не возможен переход из одного социального слоя в другой.

- Почему вы так охарактеризовали законы?

Законы – не равноправны, не справедливы, т.к. они содержат разные меры наказания за одно и то же преступления для людей разных социальных слоев.

Подведение итогов урока.

- Вы бы хотели жить в таком обществе? Почему? (они жестоки, несправедливы).

Действительно. Не случайно очень часто о восточных государствах говорят, что это государства – деспотии. Деспотия (по-гречески: неограниченная власть) – это ….(из исторического словаря)

Деспотия - (греч.: неограниченная власть) - форма государства, при которой вся полнота власти принадлежит одному правителю. Для нее характерны полный произвол власти и бесправие подданных. При деспотии воля властителя является законом, личность деспота обожествляется при жизни и после смерти становится предметом культа.

- А могли ли быть те древние государства не деспотичны, могла ли быть власть не деспотична? Почему эти государства являлись деспотиями?

Ответы детей.

Чтобы не было войн и постоянных раздоров в обществе, власть должна была быть жесткой.

- Вспомните, где возникли первые государства? Это – долины рек.

- Почему именно там возникают первые государства?. Много плодородных земель, которые необходимо было возделывать – строились оросительные каналы, ирригационные системы (все это делалось сообща под чьим-то (то бишь властью) жестким руководством и контролем), чтобы в дальнейшем не просто выживать, как в первобытную эпоху, а жить).

И сейчас мы переходим к последнему вопросу: Зачем?

Зачем появились государства?

- Что, вообще, государство, как институт дало человечеству? Какой процесс пошел с появлением государства?

С появление государства процесс развития общества пошел очень быстро. И здесь идет развитие не только архитектуры (пирамиды), но и медицины, науки, хозяйства, да и самого человека. Т.е. идет процесс развития общества.

Мы то с вами люди, обычные, люди 21 века, мы, когда говорим о первых государствах, мы не вспоминаем власть, законы (в основном это делают ученые), мы обычно вспоминаем ….что? (египетские пирамиды, китайские вазы). Т.е. первое, что у нас всплывает в памяти – это достижения древних государств: и в хозяйстве, и в культуре, и в духовных ценностях, … и в этих вот предметах, которые вы выбрали в начале урока. Ведь эти вещи к нам пришли из глубокой древности, они прошли тысячелетия и до сих пор существую и даже используются в нашем обществе.

Давайте с вами вернемся вот к какому моменту.

- Что произошло с древними государствами? Они исчезли.

- Появились другие государства? Да.

- Изменилась власть? Законы?

Мы сейчас тоже живем в государстве. В российском государстве – РФ. Я думаю, что многие из вас будут жить именно в этом государстве. И кто-то из вас может быть в будущем будет участвовать в создании законов, а кто-то может быть попадет в какие-то структуры власти. Вы же не знаете, как сложиться ваша судьба.

- Как вы можете объяснить эту фразу?

Ответы детей.

По большому счету, все изменения в обществе: от возникновения древних государств-деспотий и их исчезновения до появления демократических государств происходят благодаря человеку. Человек стоит в центре любого общества. Человек ставит перед собой цель – изменить общество к лучшему, и оно меняется, постепенно, но меняется.

Поэтому, будущее России в ваших руках. И что достанется вашим потомкам – зависит от вас, какие вы придумаете законы, какая будет власть, какие достижения культуры вы им передадите. Вот вам достались эти вещи. А что вы сумеете сохранить из уже существующих ценностей, что передадите – зависит от вас. Так что дерзайте.

И, завершая наш урок, я хочу сказать, что у меня есть еще один мой любимый предмет (символ, я бы сказала) древних государств. Что это? Папирус. А что это за вещь такая? Зачем он нужен? На нем писали научные достижения, знания науки, культуры и т.д. Это очень символичная вещь… Пусть каждый, передавая из рук в руки древний папирус, что он интересного узнал сегодня на уроке.

Ответы детей.

Широко кругом простирается небо в дали,

Но нету под небом ни пяди нецарской земли.

На всем берегу, что кругом омывают моря, –

Повсюду на этой земле только слуги царя.

…Царь создан из частиц тела разных богов, и поэтому он блеском превосходит все созданные существа… Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него. По своему (сверхъестественному) могуществу он есть огонь и ветер, он – солнце и луна, он – владыка правосудия…

Его величество – Владыка Обоих Земель.

Его величество силою подобен Богу Ра.

Он прекрасен как Солнце.

В стрельбе из лука он не знает равных.

Словно сокол он истребляет врагов без устали.

На блистательной колеснице он один сокрушил сотни тысяч воинов.

Вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран.

Из древнеегипетской летописи.

Хороший правитель награждает добродетель и наказывает порок, он заботится о подданных как о своих детях, он приказывает им сверху, подобно небу, и помогает им, подобно земле. Народ почитает такого правителя, любит его как своего отца и мать свою, смотрит на него с уважением как на солнце и луну, преклоняется перед ним как перед духом, боится его как раскатов грома…

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве три года, а на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выбил зуб чьему-нибудь рабу, ему следует возместить убытки – уплатить половину его стоимости – хозяину раба.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаза. Если человек выколол глаз чьему-нибудь рабу, ему следует отдать человеку своего раба, а себе забрать изувеченного.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

Если раб оскорбил человека, то ему следует отрезать ухо. Не язык, или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину…

Из законов вавилонского царя Хаммурапи, 1792-1750 гг. до н.э.

Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием и властью… Если правитель выпустит из своих рук власть, ему грозит гибель. Если сановники пренебрегают законом и действуют, исходя из личных побуждений, неизбежна смута. Поэтому, если при введении законов проводится четкое разграничение прав и обязанностей вельмож и земледельцев, и при этом запрещается нарушать закон в корыстных целях, а только во благо правителя, будет достигнуто хорошее правление. Если властью распоряжается правитель, он внушает трепет…

Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшего снисхождения, будь он первым советником царя, полководцем, сановником… или простолюдином…

Из книги китайского реформатора Шан Яна, 390-338 гг. до н.э.

Задание: Охарактеризуйте социальную структуру Древних государств –

Одежда зависит от ранга, а потребление богатств – от размеров вознаграждения, соответствующего рангу знатности. Как бы мудр и благороден ни был человек, он не осмеливается носить одежду, не соответствующую его рангу; как бы ни был он богат, он не решается воспользоваться благами, не предусмотренными его вознаграждением…

…Каждый индеец с самого рождения принадлежит к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг.

Каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы.

Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы.

Воины-кшатрии вышли из могучих рук Брахмы и поэтому они умеют сражаться.

Земледельцы-вайшьи, те, кто пашет землю и пасет скот, созданы из бедер бога Брахмы.

А слуги-шудры находятся ниже всех, потому, что возникли из запыленных ступней ног бога Брахмы. Люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не сможет стать жрецом или знатным воином. Ведь у коровы не может родиться жеребенок или поросенок.

Читайте также: