Древнейшие стадии истории человечества конспект урока

Обновлено: 25.07.2024

Цель урока: дать представление об эпохе Первобытного мира.

  • узнать о появлении первых людей;
  • проследить расселение первобытных людей по планете;
  • выявить достижения людей Первобытного мира;
  • объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;
  • учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • презентация;

Организационный момент.

Жил на свете первобытный человек
Он впервые в жизни видел даже снег
Строил хижины и убивал он дичь
И бросал он обезьянам громкий клич

Сегодня тема урока "Первобытный мир - первые шаги человечества"

Вспомним материал прошлого урока.

Проверка домашнего задания (работа с интерактивной доской)

  • новое время;
  • древний мир;
  • средние века;
  • новейший мир;
  • первобытный мир;
  • новое время;
  • древний мир;
  • средние века;
  • новейший мир;
  • первобытный мир
  • твой учебник математики;
  • каменный топор;
  • народная сказка;
  • икона XY века;
  • твоя школа;

Постановка проблемы (работа с интерактивной доской)

Чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

Найдите отличие и сходство первобытных людей от животных и распределите по столбикам

Как люди в Первобытном мире хранили и передавали знания и опыт? (предположения)

Разыгрывание сценки из учебника на стр.47

Что не поняла Анюта? Какой возникает вопрос?

Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?

Что такое Первобытный мир? (Первая эпоха всемирной истории)

Что такое историческая эпоха? (Большой промежуток времени, часть истории человечества)

Как вы думаете: умели первобытные люди выращивать растения и животных? (Нет)

В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки? (В детстве)

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: Почему Первобытный мир называют "детством человечества"? (Сравнить Первобытный мир с детством)

Подведем итог: что мы уже знаем.

Что мы не знаем?

(Какие изменения произошли в Первобытном мире?)

Дети пишут свои предположения на интерактивной доске.

Почему Первобытный мир называют "детством человечества" Какие мнения? (высказывания детей)

Поиск решения проблемы

Расселение первобытных людей на планете

Какая территория изображена?

В какое время? (Первобытный мир)

Что означают условные знаки? (Проговорить)

Поможет нам карта в решении проблемы?


Найдите, в какой части света находится прародина человечества? (В Африке)

Проследим по карте, как расселялись древние люди? (Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды)

Похожа судьба человечества на судьбу ребенка?

Расселение по планете - знакомство со своей комнатой, домом

Вывод: осваивали планету

Покорение природы людьми первобытного общества

Выполните задание на стр.50 (Работа в группах 10 минут)

1 группа: признаки стаи.

2 группа: признаки общины древних людей.

3 группа: признаки ранней общины людей современного вида.

4 группа: признаки общины людей современного вида.

Лидеры группы представляют работу.

Почему должны были трудиться сообща? (Одному сложно выжить)

Чтение текста на стр.47

Все эти достижения человечество освоило в Первобытную эпоху. Чем похоже на детство? (Умение одеваться, готовить пищу, общаться)

Вывод: учились бороться с голодом и холодом)

  • Вы согласны с таким рассуждением? Почему?
  • Как делились первобытные люди? (свои-люди, чужие-нелюди)
  • Чем мораль первобытных людей отличается от морали современных?

Вывод: первые представления о добре и зле.

Применение новых знаний

Вставьте пропущенные слова.

Эпоха первобытного мира - это время появления первых людей и их расселение по планете.

В условиях первобытного общества люди объединялись в союзы - племена, которые состояли из родов, имевших общих предков. Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени .

Подчеркни те особенности первобытного человека, которыми он отличается от животных.

Ходил на двух ногах, жил в пещере, изготовлял орудия труда, ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.


  • Что мы хотели выяснить? (Почему Первобытный мир называют "детством человечества"?)
  • Какой ответ можете дать на этот вопрос? (Дети отвечают)
  • Оцените свою работу: что показалось трудным, непонятным; что было наиболее интересным?
  • Стр.47-51 в учебнике
  • Стр.34 №3, 4 в тетради.

Дополнительные материалы к уроку.

Как люди приручили собак

Одомашнивание собак относится к концу каменного века. Предком собаки был волк. Собака стала верным другом человека на долгие годы.

Первое свидетельство о сожительстве человека и собаки (отпечаток собачьей лапы) датируется 22-ым тысячелетием до н. э. Подсчёты на генетической основе указывают на то, что собака и волк разделились около 125 тысяч лет назад.

Стаи диких собак постоянно следовали вслед за людьми - ведь около своих стоянок люди частенько оставляли остатки пищи, ненужную требуху, кости. Люди не прогоняли собак - ведь первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые не доступны человеческому обонянию. Особенно обостренна их чувствительность ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. И если ночью к стоянке подкрадывался хищник - собака это слышала первой. Поднимая лай, собаки предупреждали людей о приближающейся опасности, спасая тем самым, им жизнь.

Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги.

Позже собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь, приносила ее хозяину, помогала человеку защищаться. Ведь собака с лёгкостью могла по запаху отыскать подстреленную дичь, упавшую в глубину чащи, или броситься в воду, чтобы принести подбитую утку. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак.

О жилищах первобытных людей.

Историки долгое время считали, что первобытные люди не умели строить себе жилища, что жили они под открытым небом, а от непогоды укрывались под густыми кронами деревьев или в пещерах. Но такое представление оказалось неправильным. И изменилось оно после того, как английский археолог Луис Лики нашел в Африке остатки жилища, построенного примерно миллион семьсот пятьдесят тысяч лет назад. Через некоторое время похожие сооружения обнаружили во Франции, на том месте, где теперь расположен город Ницца. Здесь нашли остатки хижин, построенных примерно 400-200 тысяч лет назад из камней и кольев, покрытых шкурами животных. Посреди каждой хижины был устроен очаг, огороженный камнями с той стороны, откуда в районе Ниццы дует ветер. Значит, плотных стен тогда еще не делали.

Как правило, первые жилища были временными сооружениями, ведь и первобытные люди подолгу не оставались на одном месте. В поисках пищи они постоянно переходили с места на место. В местах с более суровым климатом люди строили землянки. Копали яму, сверху покрывали ее накатом из жердей или бревен и так защищали себя от непогоды и нападения зверей. Со временем накат стали приподнимать и укладывать в виде шалаша. Так появились дома, в каких в далеком прошлом жили и славяне, и германцы, и другие народы.

В строительстве жилищ древние люди были весьма изобретательны. Древние жители Сибири, например, возводили их из мамонтовых бивней или из китовых ребер, обтягивая их шкурами. Уже позже, в каменном и бронзовом веках, стали сооружать постройки из камня или дерева на каменном фундаменте. Постепенно жилища увеличивались в своих размерах, и некоторые народы уже тогда начали строить многоэтажные дома. В Канаде и многих других частях Северной Америки индейцы строили дома в 3-4 и даже в 5 этажей.

Предметы обихода первобытного человека

Вначале кроватью, стулом, столом и шкафом человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда природа перестала казаться ему такой суровой и он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение. Способность мыслить и труд вывели человека из состояния животного прозябания. Когда первобытный человек распрямился, он стал беспомощнее, но созданные им примитивные предметы обихода компенсировали этот недостаток. По мере развития способности изготовлять утварь стало развиваться и искусство оформлять эти предметы.

Подобно тому, как у первобытных животных развивалась способность приспосабливаться к окружающей среде, быть готовыми к обороне и нападению, устраиваясь в гнездах и пещерах, имея панцирь, зубы и когти, так и первобытные люди учились делать утварь, оружие, кров и одежду, расширяя сферу своей деятельности для того, чтобы жить, выстоять и наслаждаться тем, что ими создано.

Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты - основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды - плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити - это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти - появились шерстяные ткани.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь - это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Курс лекции по истории для 1 курса. Раздел 1 "Древнейшая стадия истории человечества" содержит темы: Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и её последствия. В конце каждой лекции предоставляются гиперссылки на видеоролики, вопросы и задания для самопроверки.

ВложениеРазмер
kurs_lektsiy_po_razdelu_1._drevneyshaya_stadiya_istorii_chelovechestva.docx 25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества

Лекция 1.1. Происхождение человека и люди эпохи палеолита

1. Источники знаний о древнейшем человеке

2. Проблемы происхождения человека

3. Виды человека. Расселение древнейших людей

4. Родовая община

5. Достижение людей в период позднего палеолита

6. Стоянки палеолита на территории России.

7. Первобытная религия.

Источники знаний о древнейшем человеке

Большой вклад о древнейшем человеке вносит наука археология, которая позволяет ученым получить в наше распоряжение предметы, изготовленные древними жителями нашей планеты.

Археология разделяет каменный век на:

Помимо орудий труда археологи раскапывают места поселения древних людей, а также их захоронения. Для датировки предметов используются углеродный метод. Изучаются социальные отношения первобытных людей.

Проблемы происхождения человека

1.Трудовая теория (XIX в.) разработал Ф.Энгельс. Согласно этой теории трудовая деятельность, к которой, пришлось прибегнуть предкам человека привела к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовало зарождению языка и мышлению. Эта теория оперяется на учение Дарвина о естественном отборе.

Виды человека. Расселение древнейших людей

Считается, что общие предки человека и обезьян жили в восточной Африки и на Аравийском полуострове. Имеют возраст 30-40млн.лет назад. В восточно-южной Африки были обнаружены останки вероятного предка-человека (австралопитека) 4-4,5 лет назад.

В Эфиопии были найдены останки человека умелого вместе с каменными орудиями (возраст 2млн 600тыс. лет). Главное занятие - охота.

В Кении были найдены останки человека прямоходящего (1млн.700 лет), рост 130-150. Главное оружие рубило (ручное). Овладел огнем.

Примерно 300тыс. лет назад впервые человек вышел за пределы Африки. На смену человеку прямоходящему приходит человек разумный (Homo sapiens).

Родовая община - это коллектив близких, родственников. Родовая община состояла(100-150чел), занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий труда, обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкуры животных, орудия труда считались общей собственностью.

Затем родовые общины стали объединяться в племена.

Родовая организация прошла 2 этапа:

Достижение людей в период позднего палеолита

Поздний палеолит у древнейших людей, появляются разнообразные орудия. В качестве материала - кремень, обсидиан, яшма, рубило. Каменное скребло - обрабатывали шкуры, дырки. Изобрели каменное копье и топор.

Появилась одежда из шкур. В поселение обычно 2-3 жилища из костей. Произошло первое половозрастное разделение труда: мужчины охотились, женщины занимались собирательством, готовили еду, шили одежду; дети помогали женщинам.

40тыс. лет назад началось заселение Америки

Стоянки палеолита на территории России

На территории России первые люди появились 4млн. лет назад. На стоянках Улалинка, недалеко от Якутска, на южном Урале были обнаружены примитивные орудия труда из камня.

В Башкирии в Каповой пещере было найдено 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков - 15-13тыс.лет.

В 60-х гг. XXв. раскопано два захоронения под Владимиром на стоянке Сунгирь. Возраст 25-30 тыс. лет.

Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей.

По многим практическим познаниям древние люди превосходили современного человека. Наблюдения за природными явлениями, размышления о жизни людей привели к зарождению представления о существовании невидимых сил – духа и богах, которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия.

Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром. Богами были и предки рода.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помощью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии.

Искусство зародилось у неандертальцев. Наиболее впечатляющими памятником времен палеолита является пещерная живопись. Пещерные рисунки датируются периодом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаружены следы ударов каменными наконечниками.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер все люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер – небольших (5 – 15см) статуэток женщин, как правило, обнаженных, изредка одетых.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, танцы.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?

Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организация эпохи палеолита?

Д\задание: В.В. Артёмов. История. §3-4 (конспект)

Лекция1.2. Неолитическая революция и ее последствия.

  1. Что такое неолитическая революция.
  2. Причины неолитической революции.
  3. Зарождение производящего хозяйства.
  4. Последствия неолитической революции.
  5. Неолитическая революция на территории современной России.
  6. У истоков государственности.

Что такое неолитическая революция.

Около 11 — 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди начали самостоятельно и целенаправленно производить необходимые для их жизни продукты. Отныне они намного меньше зависели от окружающей среды. Такой тип хозяйства называется производящим. Производящее хозяйство до сих пор является основой жизни человечества.

Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите. Появление производящего хозяйства за сравнительно короткое время коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти перемены историки назвали неолитической революцией.

Причины неолитической революции.

Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять ледник. За сравнительно небольшой период тундра и территория ледника покрылись густыми лесами. Казалось, такие перемены будут на пользу человеку. Однако вымерли мамонты и многие другие крупные животные, в течение тысячелетий дававшие человеку основную пищу. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы.

Охотники мезолита изобрели лук со стрелами. Теперь добычу могли поражать издали. На основе принципа действия лука создали различные ловушки и капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном броске возвращаться назад. Стали строить лодки и плоты. На них плавали не только по рекам и озерам, но и выходили в море.

Наиболее тяжелые последствия таяние ледника имело для населения Передней Азии (территория Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и др.). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали семена дикорастущих злаков — пшеницы, ячменя, проса. Эти растения в диком виде растут только в горных районах Передней Азии. Для срезания колосьев злаковых культур изобрели специальное орудие — серп.

Внутри изогнутой деревянной рукоятки вытачивали паз, в который вставляли вплотную друг к другу остро заточенные камни размером в 1 — 2 см. Их закрепляли смолой или бетоном. Если один из камушков ломался или выпадал, его заменяли другим, поскольку они все были стандартной формы. Ученые называют такие изделия микролитами. В период мезолита микролиты различной формы распространились на огромных территориях Евразии, Африки. Их вставляли не только в серпы, но и в ножи, мечи, топоры, копья, стрелы.

Во время таяния ледника в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и выращивании животных.

Зарождение производящего хозяйства.

Собиратели съедобных растений заметили: если зерна зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из одного зерна вырастет колос со многими зернами. Так родилось земледелие. Для посева каждый год отбирали только лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие полезные свойства этих растений.

В условиях засухи звери стали меньше бояться людей и даже заходили в их поселения в поисках воды. Охотники ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Некоторые животные рождались уже в неволе. Со временем рожденные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размножения. Домашние животные стали отличаться от своих диких предков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание (доместикация) животных. Появилось животноводство (скотоводство).

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X—IX тысячелетиями до н. э.

Первыми были одомашнены в X—IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и доместикация кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов.

Из растений первыми одомашнили несколько видов пшеницы ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей | Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров, Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верблюда.

Последствия неолитической революции.

Вслед за появлением сельского хозяйства последовало еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (самые первые образцы датируются VIII тысячелетием до н.э.). У ряда племен использовали гончарный круг. Из глины изготавливали и кирпичи.

Для полива полей строили примитивные каналы и бассейны, постепенно ирригационные сооружения становились все сложнее. Для обработки полей придумали сохи и плуги. Долгое время их тянули несколько человек. Позже в них стали впрягать быков.

На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII—VII тысячелетий до н. э. Чайёню в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V—IV тысячелетий до н. э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита — медно-каменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV—III тысячелетий до н.э. и Европе во II тысячелетии до н.э. Железо начали изготавливать с конца II тысячелетия до н.э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н. э. в Европе и ряде других мест. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.

Неолитическая революция на территории современной России.

В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных, (коров, коз, овец), которых там начали разводить 8 — 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства ни территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.

Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.

Одомашнивание лошади резко ускорило ход истории. Так, после появления домашних лошадей на Ближнем Востоке, там первые крупные государства. Лошади облегчали связи между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности одомашнить лошадь, развитие шло замедленными темпами (например, Америка, Австралия).

У истоков государственности.

Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравшийся собранием на период военных действий вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в первобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.

По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины, племени начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становления производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных общин и племен накапливались большие запасы продовольствия. Этому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины (дружинники).

Во многих древних обществах вожди также приобретали жреческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами при храмах.

Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были добровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертвования стали обязательными податями — налогами. Материальной основой данного явления стали успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на целый год. Произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.

После успешного набега на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доставалось также старейшинам и жрецам. Среди добычи были и пленные. Раньше их отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать. Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Объединенные в союзы племена обычно не были равны между собой. Часто одно племя доминировало в союзе, иногда силой заставляя других вступать в союз. Нередким явлением становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменники — помощниками по управлению покоренными. Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных условиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные ирригационные сооружения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Важная задача урока: показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальным животным миром, положение.

Урок 2.Древнейшие люди. (§1)

Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Важная задача урока: показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальным животным миром, положение.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей; объяснять причины развития коллективизма среди древних людей, значения понятий первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ключевые понятия темы:

Первобытные люди – вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира (более 2 млн лет назад). Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей (непрочные объединения, как стада животных, от 30 до 100 человек). Оно было трудовым человеческим коллективом.

Орудия труда – приспособления из камня, дерева, костей животных, для добычи пищи, защиты древнейшего человека. Палка-копалка, заостренный камень, дубина.

Собирательство – одно из главных способов добывания пищи путем сбора ягод, трав, корешков, личинок (т.е. растительная пища)

Охота – второй из главных способов добывания пищи, путем ловли животных.

Родовая община объединение нескольких больших семей, которые приходились родственниками друг другу.

Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа.

Основные даты:

Более 2 млн лет назад – выделение человека из мира животных (появление древнейших людей на Земле)

Около 2,5 млн лет назад – изготовлены первые орудия труда

40 тыс лет назад – человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем (человеком разумным)

План изучения нового материала.

1. Наши далёкие предки.

3. Первые занятия древнейших людей (собирательство и охота).

4. Овладение огнём.

Проблемное задание. Объясните, почему первобытность — самый длительный по времени период в истории человечества.

Человек — это уникальная форма жизни на нашей планете. Какими были первые шаги людей? Почему мы пошли именно таким путем, а не иным? Почему мы не единственный человеческий род? Какой еще путь мы должны пройти в процессе эволюции? На эти вопросы мы и попытаемся найти сегодня ответы.

Но только очень быстро. Начали!

(Проверка выполнения задания и обсуждение.)

Благодаря каким источникам вам известно то, о чем вы сейчас говорили?

Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?

(Показывает презентацию.)

Наши далекие предки.

Первые занятия древнейших людей.

Как вы считаете, можно ли совершить путешествие в то время, о котором мы с вами говорим, повстречаться с древнейшими людьми?

Рассмотрите иллюстрации и наглядный материал § 1 учебника и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь исследовать жизнь древнейших людей. (Вещественные источники, археология, этнография и др.)

Нас. 10 учебника найдите новый термин первобытные люди и выпишите его в свои словари.

Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Проблемный вопрос. Почему первобытный человек не мог жить в одиночку?

III. Работа по теме урока

Представим, что мы отправляемся на экскурсию в исторический музей, первые экспозиции которого посвящены жизни первобытных людей. Исполним роли исследователей, имея на руках листы для работы. В конце урока мы получим кластер — обобщенный и графически оформленный материал по теме нашего урока.

1. Наши далекие предки

В первом зале музея обратим внимание на карту (с. 9 учебника).

Используя знаки-подсказки на карте, ответьте на следующие вопросы.

Где жили древнейшие люди?

На каком материке? Где следы их жизни не обнаружены?

Когда появились первые люди? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника и дополнительный материал.

Вопрос о том, когда и где появились первые люди на Земле, до сих пор остается предметом острых научных дискуссий. На сегодняшний день большинство ученых считают, что вид Homo sapiens — человек разумный — сформировался около 50 тыс. лет назад в районе Великих рифтовых разломов в Восточной Африке. Последние раскопки и открытия подтверждают, что этот район — самое вероятное место происхождения человека. В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. Луисом и Мэри Лики - английскими учеными с мировым именем - в ушелье Олдовай на севере Танзании в зоне рифтовых разломов были найдены останки древнего человекоподобного существа (человек умелый), возраст которых насчитывает 1,7 млн лет.

Последующие археологические раскопки и находки останков древних гоминидов у восточного побережья озера Рудольф, в долине рек Омо и Аваш, доказали, что предки человека появились еще раньше — 2,5 млн, 3,7 млн и даже 5 млн лет назад.

(Ответы учеников и работа над созданием кластера)

А как выглядели наши предки? При ответе используйте иллюстрации учебника?

Ваши мнения разошлись. Одни из вас утверждают, что наши предки больше похожи на обезьян. Другие пришли к выводу о том, что первобытные люди уже разительно отличались от животных.

Предлагаю вам принять участие в групповой дискуссии. Поделитесь друг с другом знаниями, соображениями, доводами по заявленной проблеме.

(Обязательные условия при проведении дискуссии: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.

Задачи дискуссии: обмен первичной информацией, выявление противоречий; возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Проведение групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

В ходе выполнения задания учитель на доске рисует схему, которую ученики зарисовывают у себя в тетрадях.)

Интересные факты

Что случилось с волосами?

Почему человек ходит на двух ногах?

Почему увеличился размер мозга наших предков?

Не существует никаких сомнений относительно того, что мозг более крупного размера предоставил нам неограниченные возможности. Человеческий мозг — это одна из ценнейших частей тела, занимающая всего лишь 2% от его массы и использующая пятую часть энергии, вырабатываемой организмом. При этом около 2 млн лет назад размер мозга наших предков был не больше, чем у обезьяны. Так что же послужило причиной его увеличения?

Одна из версий гласит, что увеличение размера мозга было необходимо человеку, для того чтобы делать более удобные орудия труда. Другая утверждает, что это помогало нашим предкам лучше общаться друг с другом. Возможно, радикальные перемены, происходившие в окружающем мире, требовали соответствующих изменений и от человека.

2. Орудия труда

Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки.

Как вы думаете, что это значит?

Почему человек делал это?

Вы правильно предположили: у человека не было таких мощных лап, таких крепких костей и зубов, как у больших хищных зверей. Однако камень был крепче любых зубов и когтей, а удар тяжелой дубиной сильнее удара медвежьей лапой.

Используя иллюстрации, данные в § 1, и другие материалы учебника, проверим, насколько справедлива наша версия.

(Проверка выполнения задания и работа над созданием кластера.)

Итак, древнейший человек назван человеком умелым именно потому, что в отличие от животных он умел изготавливать орудия труда.

3. Первые занятия древнейших людей

— Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда? (По ходу выполнения задания составляется кластер.)

Как охотились древнейшие люди?

Прочитайте текст п. 3 § 1 учебника и изучите иллюстрацию на с. 11. Составьте рассказ от имени первобытного охотника по плану:

Хищник и его жертва.

Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, называется присваивающим.

4. Овладение огнем

Труд постепенно совершенствовал и менял облик человека. В 1890—1892 гг. на острове Ява голландский антрополог Эжен Дюбуа обнаружил останки человека, которого он назвал Homo erectus — человек прямоходящий. Это было большое открытие, которое изменило жизнь ученого.

Сейчас я прочитаю отрывок из книги одного известного писателя, а вы, прослушав его, должны будете определить, о каком событии идет речь.

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю, племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его кровавые зубы защищали человека от обширного страшного мира. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.

И вот теперь он мертв!

Что огонь давал первобытным людям? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Древнейшие люди жили коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста.

Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.

Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?

признаки человеческого стада выражены словами:

Стадо человеческое (Ученики приходят к следующим выводам.)

Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если численность стада от голода, болезней, нападения хищников снижалась до 15—20 человек, его члены уже не могли успешно охотиться и защищаться от зверей. Тогда такое стадо соединялось с другим. Если же численность стада росла и количество людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства наши предки не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой.

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.

Первобытное стадо было трудовым человеческим коллективом.

С началом изготовления каменных орудий труда связывают начало периода первобытности в истории человечества. В этот период произошло самое важное в эволюции человека – он научился делать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых обеспечивал свое существование. Таким образом, труд над собой и для себя выделил первобытного человека из среды животных.

Приспособление к природе, изменчивости климата, изобретение новых орудий труда обеспечили человеку лучшее питание. Он стал сильнее, выносливее. Освоение новых пространств повлияло на изменение внешнего вида древнейшего человека. Он стал постепенно выпрямляться. Это было новым в эволюции человека.

Подведение итогов урока

§ 1. Дифференцированное задание:

Для сильных учеников — описать жизнь первобытных людей и выделить ключевые понятия.

Оценить 824 0

Методическая разработка урока

по дисциплине

Уровень усвоения: второй

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

образовательная – подвести учащихся к пониманию эволюцию человека как биологического вида, которая вершилась появлением человека современного вида;проследить процесс совершенствования орудий труда; изучить развитие и усложнение первобытного коллектива (человеческое стадо, родовая община, образование племен и появление первых государств у людей современного вида); рассмотреть процесс возникновение искусства, религии; переход от присваивающего к производящему хозяйству.

развивающая – продолжить формирование умений умения сравнивать, делать выводы, и выявлять причинно-следственные связи. формулировать и аргументировать собственное мнение по проблеме происхождения человека, участвовать в коллективном её обсуждении.

воспитательная – создать условия для воспитания гуманистического мышления, уважения к противоположному мнению; создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми; развивать стремление к самовоспитанию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Организационный момент 2 мин

Проверка выполнения домашнего задания 15 мин

Мотивация учебной деятельности 2 мин

Актуализация знаний учащихся5 мин

Формирование новых знаний и умений 45 мин

Закрепление изученного материала5 мин

Подведение итогов2 мин

Домашнее задание2 мин

Рефлексия 2 мин

Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих

Проверка выполнения домашнего задания

На вводном занятии мы рассмотрели основные понятия, связанные с исторической наукой. Давайте ответим на вопросы:

1. Что такое исторические источники? Приведите примеры.

2. Мы с вами беседовали о теориях возникновения человека и на прошлом занятии я предложила желающим дома подробно рассмотреть данный вопрос.

Ч. Дарвин. Эволюционная теория, утверждавшая, что человек появился путем естественного отбора от первых человекообразных существ до человека разумного. Но научные открытия 20 века показали, что процесс антропогенеза не образует плавной эволюционной линии. Некоторые виды человека, которые считались ступенью развития человека, на самом деле были тупиковыми. Например, неандертальцы и кроманьонцы некоторое время сосуществовали друг с другом.

Теория внешнего вмешательства (паранаучная)

Радикальные генетические сдвиги. Предполагают наличие радиоактивных руд в Восточной Африке, что привело к мутации и возникновению тупиковых ветвей человеческого рода.

Мотивация учебной деятельности

Переход от первобытности к цивилизации, связанный с появлением городов, письменности, возникновением государства, является важным этапом в истории. Именно с этого момента начинается история Древнего мира.

Актуализация знаний

На основе ранее изученного, ответьте на вопрос: какие существуют различия между человеком и обезьяной?

Прямохождение. Передвигается на двух ногах. Стопа имеет свод.

Отсутствие волосяного покрова на теле.

Мозг больше по объёму и сложнее организован

Большой палец руки противопоставлен остальным.

Способность к общению, совместному труду, целенаправленной деятельности

Формирование новых знаний и умений.

Выделение человека из животного мира.

Неолитическая революция. Предпосылки возникновения цивилизации.

Просмотр слайда №2.

Назовите известных нам предков человека.

Ответ: австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец и кроманьонец.

Просмотр слайдов №3-9 с записями в тетради.

Задание к слайду №9:

Все первобытные народы соблюдают запрещение будить

спящего: ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснётся без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться. (Анимизм)

В Норвегии до конца ХVIII в. существовал обычай собирать

круглые камни, которые каждый четверг вечером мыли, смазывали маслом перед огнём, клали на почётное место, а в определённые дни купали в пиве, чтобы они послали в дом счастье и довольство. (Фетишизм)

Однажды было такое жаркое лето, что водоём, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи. (Тотемизм.)

Когда индеец племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага на месте, он сжигает и хоронит куклу, произнося при этом заклинания. (Магия.)

Просмотр слайдов №10-12 с записями в тетради.

Около 10 тыс. лет назад человечество перешло от присваивающего хозяйства к производящему. Ранее всего земледелие возникло на территории Западной Азии. Древние люди, занимаясь собирательством, заметили, что упавшие в землю зерна дают всходы, поэтому они начали сеять зерно в разрыхленную почву. Возникновение скотоводства связано с занятием охотой — мужчины приносили с охоты детенышей диких животных, выкармливали и приручали их. Ремесло постепенно отделялось от земледелия и скотоводства. Появление излишков продуктов привело к возникновению торгового обмена, денег. Сельские поселения постепенно превращались в города. С переходом к плужному земледелию работать всем родом больше не было необходимости, поэтому пахотную землю общины стали делить на наделы, чтобы каждая семья

могла самостоятельно обрабатывать свой участок. На смену родовой общине пришел новый коллектив, состоящий из проживающих по соседству отдельных семей, — соседская община. Вместе с родовой общиной исчезало равенство: поскольку хозяйство велось по-разному, в отдельных семьях скапливались

большие богатства, другие нищали. Частые войны стали причиной возвышения военных вождей и выделения знати. Постепенно вожди становились единоличными правителями — царями. За соблюдением законов и сбором налогов следили приближенные правителя — чиновники. Формирование государства завершило процесс перехода от первобытности к более высокой ступени развития — цивилизации.

6.Закрепление изученного материала

1. Расскажите, как менялся облик первобытных людей с течением времени.

2. Как совершенствовались занятия и умения первобытных людей?

3. Расскажите о возникновении земледелия и скотоводства.

В чем преимущество земледелия перед собирательством?

Какое значение имел переход к земледелию и скотоводству?

Читайте также: