Достоевский преступление и наказание сюжетные линии в романе конспект на два листа

Обновлено: 06.07.2024

В русской классической литературе немало примеров интересного построения композиции романа и не более интересных сюжетов, взятых для произведения. Интересны и сюжет и композиция романа Достоевского “Преступления и наказание”. “Преступление и наказание” Достоевского принято считать философским романом, однако философским в чистом виде его назвать нельзя, скорее, это социально-философский роман. Роман Достоевского приобретает дополнительные социально-психологические и идеологические черты и таким образом становится полифоническим

Роман построен на диалогах героев, а сюжет строится на борьбе идей, суть которых передается в диалогической форме. Диалог существует как форма проверки идей. Весь роман подчинен следующему замыслу – осуждению принципа вседозволенности.

Каждый герой в романе нарушает нравственные устои и по-разному реагирует на собственное поведение. Но главный нарушитель – Родион Раскольников, который проверяет ценность собственной личности в превосходстве над личностью старухи-процентщицы. Раскольников совершает убийство, после которого его начинает мучить голос собственной совести.

образом, весь роман пронизан психологической борьбой, которая ведется внутри главного героя – между его рассудком и чувством. Смысловое содержание романа – развенчание теории Раскольникова, которая основывается на том, что человек и общество, по сути своей, преступны. Таково содержание романа, неразрывно связанное с его композицией.

В построении композиции романа Достоевский достиг предельной четкости. Фигура Раскольникова – идейно-композиционный центр романа. Он – участник большинства сцен, поэтому все события даются через их восприятие главным героем.

Роман делится на части, в каждой из которых излагаются отдельные моменты из жизни главного героя, его размышления, мытарства его души. В первой части Р. Р. бродит по Петербургу, вынашивая св. страшную идею преступления. В основе романа лежит интрига (“дело”, совершенное Раскольниковым).

Преступлению посвящена только одна часть, а остальные пять частей – наказанию, саморазоблачению. На протяжении всего повествования происходит взаимодействие и взаимопроникновение двух этих процессов. Наказание начинается в душе героя еще до начала преступления: “И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце!” Но реальная жизнь давала Раскольникову примеры того, что ужас нужно притворить в жизнь: пьяная девочка, семья Мармеладовых, разговор студентов.

Достоевский создает вокруг Раскольникова особое, преступное состояние мира, где право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью. Наказание возникает из предчувствий, но преступление живет в мыслях героя еще долгое время. В романе множество действующих лиц, и все сюжетные линии переплетаются и непосредственно связаны с образом Раскольникова.

Главная тема – преступление и наказание Раскольникова; но выделены также три побочные темы: история семьи Мармеладовых, история Дуни и Пульхерии Андреевны, история сестры и претендентов на ее руку – Лужина и Свидригайлова.

В канву романа гармонично вплетены эпизоды снов-кошмаров Раскольникова, а также библейский сюжет о воскрешении Христом Лазаря, связанный с предстоящим воскрешением души самого героя. Фоном, на котором происходит действие романа, служит образ Петербурга: описание города и уличные сцены занимают огромное место в произведении. Серые, темные улицы создают определенное настроение у читателя, которое помогает приблизить сознание героя пониманию его главного судьи – самого читателя романа.

Последняя часть романа – это эпилог, в котором автор рассмотрел возможность духовного воскресения героя. В эпилоге Достоевский как бы ставит вопросы, вытекающие из всего романа. Каков же выход?

Как же быть? Что делать? Ответ Достоевского предельно прост: уверовать в Бога.

Прежде чем кидаться помогать другим, спасать всех, помоги себе самому, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви.

В этом и заключается залог будущего нравственного возрождения Родиона Раскольникова. Впрочем, как сказал Достоевский в последних строках “Преступления и наказания”, это могло бы составить тему нового романа.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:


Современники писателя могли даже назвать точное время действие романа – лето 1865 года. На это указывают многие детали. В том числе и невыносимая жара, которая действительно мучила жителей Петербурга тем летом.

Ещё одним источником называют двойное убийство, которое совершил образованный молодой человек. Грузинскому князю Микеладзе было всего 19. Как и Раскольников, он был очень беден и горд. С его преступлением в романе совпадают улики и места, где убийца прятал награбленное. Убитый был ростовщиком, как и Алёна Ивановна в романе Достоевского. Точно так же и второе убийство было совершено случайно, потому что кухарка ростовщика внезапно вошла в комнату. Она увидела убитого и убийцу. Микеладзе сначала отрицал свою вину, но потом полностью раскаялся.

Формально сюжет романа несложен. Бедный студент совершает убийство, а следователь пытается его разоблачить. Убийцу терзают угрызения совести, он приходит к следователю с повинной и отправляется на каторгу.

Но главный конфликт романа – это не детективная история, не противостояние преступника и следователя. Главный конфликт романа развивается в душе Родиона Раскольникова. Это борьба бесчеловечной теории с божественной природой человеческой души. Противостояние модных философских идей и вечных христианских ценностей.

Сюжет романа построен на борьбе идей, а суть этих идей передается в форме диалогов. Именно в диалогах идеи героев проходят проверку. Споры раскрывают противоположность характеров персонажей, их резкую противопоставленность друг другу.

В романе писатель последовательно развенчивает эгоистические теории. Достоевский осуждает принцип вседозволенности.

Напряжённость сюжета и ярко выраженный драматический характер романа формируется за счёт острых психологических поединков. Кроме того, Достоевский разворачивает перед глазами читателя острейшие драматические ситуации: убийство Алёны Ивановны и Лизаветы, гибель Мармеладова, смерть Катерины Ивановны, самоубийство Свидригайлова, признание Раскольникова.


Очевидными жертвами Раскольникова стали старуха-процентщица Алёна Ивановна и её беременная сестра Лизавета. Насилие порождает насилие. Преднамеренное убийство повлекло за собой ещё одно, непреднамеренное. Раскольников убивает безобидную Лизавету и её нерождённого ребёнка. Это прямые жертвы главного героя романа.

Но на самом деле список жертв Раскольникова шире. На совести Раскольникова смерть его матери Пульхерии Александровны, которая не вынесла случившегося. В конце концов, жертвой убийства, жертвой своей бесчеловечной идеи становится он сам.

Разумихин находится в той же ситуации, что и Раскольников. Он такой же студент, как и Раскольников. Тоже вынужден оставить учёбы из-за крайней нищеты. Но при этом он не опускает руки и не становится жертвой бесчеловечных теорий, как его друг Раскольников.

Порфирий Петрович видит, что Раскольников по своей сути не преступник. Следователь понимает и причины, по которым Раскольников решился на убийство. И то, что Раскольникова терзает вина за убийство. Следователь добивается от него признания, но и делает всё возможное, чтобы облегчить его участь после суда.

Важнейшим персонажем романа является Соня Мармеладова. Именно она стала и судьёй и спасителем Раскольникова. Так же, как и Раскольников, Соня Мармеладова совершила преступление. Но она совершила преступление против себя, пожертвовала собой ради детей Катерины Ивановны. Соня – жертвенная натура, которая живёт по христианскому закону. Именно она – ключ к духовному возрождению Родиона Раскольникова.

Порфирию Петровичу Раскольников сопротивляется, потому что для него следователь – это часть бесчеловечной системы. Того миропорядка, в котором люди измучены, несчастны и вынуждены идти на сделки с совестью, чтобы выжить. Соня – такая же униженная и оскорблённая, как и сам Раскольников. Но в отличие от Раскольникова, она сохранила свою душу чистой. Соня прощает Раскольникова, приводит его к раскаянию, к возможности духовного возрождения.



Преступление. А вторая часть посвящена влиянию преступления на душу Раскольникова. То есть наказанию.

Исследователи обращают внимание на неравномерность времени в романе. Первая часть романа подробно описывает три дня из жизни Раскольникова. В следующих частях событий становится гораздо больше, появляется множество действующих лиц и сюжетных линий. Получается, что события одного дня могут занимать и две, и четыре, и пять глав. Но при этом три дня полностью выпадают из повествования. Это те дни, когда Раскольников находится в забытьи. Такое построение подчёркивает болезненную разобщённость в душе героя с собой и окружающей действительностью.

Философ Лев Исаакович Шестов писал о творчестве Достоевского:

На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре – пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее и т. д.).

Ссыльные презирали и ненавидели Раскольникова, чувствуя, что он считает себя выше и лучше их, хотя в оказавшемся положении все должны быть равны. Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновременно с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих.

За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.

Сюжет нужен ему лишь для того, чтобы вскрыть психологию человека. Конфликт в обыкновенном детективе сводится к противостоянию преступления и закона, преступника и следствия.

Конфликт романа — прежде всего в душе Раскольникова. Это противостояние бесчеловечной теории и души героя.

Но рассудочная теория терпит крах, так как жертвами Раскольникова становятся и Лизавета, и Миколка, и даже его семья. Одно преступление влечет за собой другие. Однако не так прост конфликт в душе героя: он прежде всего мучается от того, что, по его теории, оказался недостаточно силен, не выдержал проверки, следовательно, он — не сильная личность.

Но постепенно герой осознает трагическое несоответствие между целью и средствами ее достижения.

Даже публичное покаяние на площади не дает облегчения, так как не искренно.

Писатель показывает, что истинное искупление наступает лишь после страданий человека.

Именно страданиями искупает человек грех. Поэтому только на каторге (и не сразу) Раскольников понимает всю античеловечность своей теории, тогда приходит раскаяние, любовь к Соне и начинается новая жизнь.

Мастерство писателя заключается в том, что он так композиционно выстраивает произведение, что читатель понимает выстраданность судьбы героя:

из семи глав только одна повествует о преступлении, остальные — о наказании.

Конфликт, происходящий в душе героя, в той или иной степени повторяется в системе других персонажей.

Поэтому так тянет Раскольникова к Соне, он мучительно пытается понять ее, услышать ее суд. А Соня искренне удивляется:

Именно Сонечка становится нравственной альтернативой теории Раскольникова, ее влияние на героя, да и не только на него одного, показывает ужас ада в душе человеческой.

В них представлены как бы этапы освобождения души героя от антигуманной теории:

Люди, одержимые порочной теорией, превращаются в чудовищ.

Именно этот сон и становится последним штрихом в освобождении главного героя, окончательном пробуждении его души.

Наша презентация

Достоевский как писатель постоянно ищет ответы на глобальные человеческие проблемы, прежде всего он устремляет взгляд в душу человека, пытаясь понять и объяснить происходящее в ней. Его герой углублен в самого себя, мучительно пытается найти выход к другой жизни. Этот выход искал и сам писатель.

Читайте также: