Дополнение и его виды конспект урока 8 класс

Обновлено: 08.08.2024

определять способы выражения дополнений и активно использовать их в речи.

- Метапредметные : развивать ценностно - смысловые сферы личности: умение

определять тему урока, ставить учебну ю задачу, самостоятельно формулировать выводы,

аргументировать свою точку зрения, слуша ть собеседника.

- Личностные : 1) формировать у учащихся позитивное отношение к действительности

2)совершенствовать эмоциональну ю сфер у (восприимчивость, чуткость) через работу в

Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор, му льтимедийная пр езентация,

Загрузить презентацию (340 кБ)

Основные цели:

  • Развитие умений определять способы выражения дополнений.
  • Раличать прямое и косвенное дополнение.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте. Я очень рада вас видеть. Давайте начнём наш урок.

- Мир русского языка огромен и разнообразен. Здесь всё загадочно и интересно. Неизменным остаётся одно: русский язык – это прежде всего слово, ёмкое, правильно написанное и произнесённое.

Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.А.Ахматовой:

- Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

- Скажите, пожалуйста, какой второстепенный член мы изучали на предыдущем уроке? (Определение)

- Сегодня мы будем открывать новое знание ещё об одном второстепенном члене предложения.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Для того чтобы открыть новое, повторим некоторые знания.

- Какие падежи называются косвенными?

  • Р.п. кого? чего?
  • Д.п. кому? чему?
  • В.п. кого? что?
  • Т.п. кем? чем?
  • П. п. о ком? о чём?

- Послушайте внимательно и закончите предложение.

Вопросы косвенных падежей
Вы безошибочно знаете уже.
Если задаёшь их без промедленья,
Тут же отыщется … (дополнение).

- Какие ассоциации возникают при слове дополнение? (Второстепенный член предложения, относится к сказуемому, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей.)

- Вы дали определение дополнения.

Эталон 1 (на доске)

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Вечером мы пошли к таинственному охотнику.

- Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и неделимым словосочетанием. (Слайд 4)

Старый Тарас думал о давнем.

- Мы с вами знаем, что такое дополнение. А сегодня мы узнаем новое о дополнении. Дополнение может быть прямым и косвенным.

- В предложении найдите дополнения. На какие вопросы они отвечают и к каким членам предложения относятся?

Постепенно слух привык к тишине, и мы начали различать неясное курлыканье журавлей, стук дятла. (Слайд 6)

- А теперь попробуйте определить, какие из них являются прямыми дополнениями, а какие – косвенными.

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли?

- У кого есть ответ?

- В чём ваше затруднение? (Я пока не могу сказать, какие дополнения являются прямыми, а какие - косвенными.)

3. Выявление причины затруднения

- Вы зафиксировали ваше затруднение. Теперь определим причину вашего затруднения.

- Почему вы не смогли обосновать, какие дополнения являются прямыми, а какие - косвенными? Что вы не знаете?

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать способ различия прямого и косвенного дополнения, научиться применять этот способ.) (Слайд 7 )

- Какая же тема нашего урока?

- Я вам, ребята, предлагаю работу в группах по плану.

- Давайте отберём ключи для нашей работы. Это учебник, таблица для заполнения.

- Я предлагаю вам пункты плана в произвольном порядке. Попробуйте расположить их в порядке, соответствующем открытию нового знания.

План (Слайд 9)

1. Прочитать словосочетания: не увидите прелести, забудь про тревогу, не грусти обо мне, завесила тропинку, налил капель, повелел ослепить.

2. Распределить словосочетания на две группы по падежным вопросам.

3. Заполнить таблицу.

В.п. (что?) без предлога:

В.п. (про что?) с предлогом:

Р.п. (чего?) при глаголе с отрицанием:

Р.п. (чего?) для обозначения части целого:

В.п. (что?), дополнение выражено инфинитивом):

4. Прочитать в учебнике определение способа различия прямого и косвенного дополнений и дать название группам (стр.72, 73).

5. Сделать вывод.

Проверим

Косвенные дополнения

В.п. (что?) без предлога: завесила тропинку

В.п. (про что?) с предлогом: забудь про тревогу

Р.п. (чего?) при глаголе с отрицанием: не увидите прелести

П.п. (о ком?) не грусти обо мне

Р.п. (чего?) для обозначения части целого: налил капель

П.п. (что?) дополнение выражено инфинитивом):
повелел ослепить

5. Реализация построенного проекта

- Итак, дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и неделимым словосочетанием.

Дополнение может быть прямым и косвенным.

Прямые дополнения выражаются формой винительного падежа существительного без предлога. Прямые дополнения могут выражаться формой родительного падежа при глаголе с отрицанием и для обозначения части целого.

Косвенные дополнения - это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом. Косвенные дополнения могут быть выражены также инфинитивом и неделимым словосочетанием.

Эталон 2

Прямые дополнения (существительное или местоимение)

1. В винительном падеже без предлога. Ель рукавом мне тропинку завесила.

2. В родительном падеже при глаголе с отрицанием. На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести.

3. В родительном падеже для обозначения части целого. Он налил в стакан ландышевых капель и разбавил их кипячёной водой.

Косвенные дополнения

1. Дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами. В этом утре уже было предчувствие длинного лета, тёплых ливней.

2. В винительном падеже с предлогом. Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне.

3. Дополнение выражено инфинитивом. И тогда государь повелел ослепить этих зодчих.

4. Дополнение выражено неделимым словосочетанием. Девочка любовалась анютиными глазками.

Алгоритм

Дополнения прямые и косвенные

1. Прочитайте предложение, найдите словосочетания с дополнениями.

2. Определите падежи зависимых слов.

3. Сделайте вывод. Напишите, прямое или косвенное дополнение в соответствии с эталоном. (Слайд)

6. Первичное закрепление во внешней речи

Вернёмся к пробному заданию и выполним по эталону.

- Какой цели вы достигли?

- А что теперь надо сделать? (Потренироваться )

Задание: определите, прямыми или косвенными дополнениями являются выделенные слова.

1. Я сегодня поймал рыбку.

2. Пароход будит город плачущим гудком.

3. Я не помню этого кинофильма.

4. Все просили её спеть.

(Выполним на интерактивной доске.)

- А теперь выполним данное задание в парах: (Слайд)

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку, выпишите словосочетания с прямыми и косвенными дополнениями.

- Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
(А.А.Aхматова)

Проверим

Прямые дополнения: сохраним тебя, пронесём тебя.

Косвенные дополнения: лечь под пулями, остаться без крова, дадим внукам, спасём от плена.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Задание: найдите и подчеркните дополнения, определите, являются ли они прямыми или косвенными.

2. Голос матери доносится откуда-то издалека.

3. Я не знаю другой такой страны, где бы так бережно обращались с книгой.

4. Вчера на улице мы встретились с нашими новыми друзьями. (Слайд )

Проверим

2. Голос матери (косвенное д.) доносится откуда-то издалека.

3. Я не знаю другой такой страны (прямое д.), где бы так бережно обращались с книгой (косвенное д.).

4. Вчера на улице (косвенное д.) мы встретились с нашими новыми друзьями (косвенное д.). (Слайд)

- Кто ошибся? Поднимите руку.

- Какие предложения вызвали затруднение?

- Каким правилом вы должны были воспользоваться?

- Какой вывод сделают для себя ребята, которые ошиблись?

- Теперь какой цели вы достигли?

8. Включение в систему знаний

- Где нам в жизни будут нужны эти знания?

Упражнение 119. Задание: выпишите из данного текста словосочетания с прямыми дополнениями.

9. Рефлексия деятельности на уроке

- Какую цель перед собой ставили?

- Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите (у нас есть способ различия прямого и косвенного дополнения).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: активизировать полученные ранее знания о дополнении, расширить понятие о способах выражения дополнения (инфинитивом, цельным словосочетанием); формирование умения определять способы выражения дополнений в письменной речи, развить умение видеть и выделять из текста простые и косвенные дополнения,

образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличить именительный падеж от винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);

воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;

развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, наблюдение, поисковый метод.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, карточки.

Оформление доски: Тема урока, предложение для синтаксического разбора.

Этапы урока:

Изучение нового материала.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Найря Фанзиловна Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

- Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.

Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.(1 минута)

Ребята, на ваших партах есть листы самооценки. Выполнив каждое задание, вы должны оценить себя.

А сейчас откроем тетради и запишем число и классная работа.

. Начнём работу с лексического диктанта. По лексическому значению вы должны определить слово и правильно записать его.

Лексический диктант. Работаем на доске и в тетрадях.

Ученики по очереди зачитывают слова.

Цель лексического диктанта: уметь определять слово по его лексическому значению.

Задача лексического диктанта: учить школьников навыкам ассоциативного мышления.

Признак или первое проявление какого-либо заболевания – СИМПТОМ;

Расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма – БОЛЕЗНЬ;

Средство для исцеления от болезни – ЛЕКАРСТВО;

Применение медицинских средств для избавления от болезни – ЛЕЧЕНИЕ;

Предписание врача о составе лекарства и способе его применения больным – РЕЦЕПТ;

Правильная, нормальная деятельность организма – ЗДОРОВЬЕ.

Фронтальный опрос.

- Итак, на прошлых уроках мы с вами изучали главные члены предложения. Как вы думаете, чем они дополняются?

(Главные члены дополняются второстепенными членами),

- А какую роль играют второстепенные члены предложения?

(Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).

- Для чего мы их изучаем?

Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).

- какие вы знаете второстепенные члены предложения?

(Дополнение, определение, обстоятельство)

- А какие темы вы изучали на прошлых уроках? (тире между подлежащим и сказуемым )

тире между подлежащим и сказуемым ставится:

а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;

б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;

в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;

г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.

не ставится:

а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;

б) если подлежащее выражено личным местоимением;

в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.

А сейчас, ребята, прочитайте, пожалуйста, четверостишие и скажите, о каком второстепенном члене предложения мы сегодня будем говорить.

Вопросы косвенных падежей

Вы безошибочно знаете уже.

Если задаешь их без промедленья,

Тут же отыщется… ДОПОЛНЕНИЕ.

А теперь прочитайте тему урока и определите главную цель нашего урока.

Изучение нового материала.

Поработаем, ребята, на доске и в тетрадях

Запишите предложение в тетрадь, (ученик у доски) подчеркните дополнения . . Старик ловил неводом рыбу. (А. Пушкин ) (дополнение выражено им. сущ.)

Я предложил детям напиться воды из родника. Я предложил - грамматическая основа предложения.

Предложил кому? детям - объект действия (дополнение);

предложил что? напиться - дополнение, выраженное инфинитивом.

(дополнение выражено инфинитивом) , добавить

( что?,сколько?) десять (дополнение выражено им.числительным),принести ( что?)много ручек ( дополнение выражено неразложимым словосочетанием), найти ( что?)его больное место (дополнение выражено фразеологизмом)

Какие второстепенные члены предложения вы подчеркнули? (дополнение).

Ребята, рассмотрите записи и скажите, какими частями речи может быть выражено дополнение?

А сейчас, ребята, давайте рассмотрим эти примеры

Различаются прямые и косвенные дополнения

Прямым называется дополнение, выраженное формой В. п. без предлога и относится к переходному глаголу: будить сестру, послать письмо, догнать приятеля и т.д.

Рассмотреть рисунок и подписи к ним. На основании этого наблюдения сделайте выводы о том, когда при переходном глаголе употребляется форма винительного падежа, а когда - родительного.

Прямое дополнение выражается Р.п. без предлога:

если действие, обозначенное переходным глаголом, охватывает часть предмета.

если при глаголе сказуемом стоит отрицательная частичка не: не читал книгу не нашёл улицы и т.д.

А как вы думаете, ребята, какие дополнения называются косвенными. На этот вопрос вы сможете ответить рассмотрев примеры

Косвенным называется дополнение, которое отвечает на вопросы косвенных падежей, кроме прямого.

Ребята, прочитайте предложения, найдите дополнение, укажите вид и падеж

Слайд. № 12. Тренировочное упражнение (устно).

Найти дополнение, указать падеж и вид.

Зелёная плесень уже покрыла ветхое дерево.(В.п.,прямое)

Чичиков оскорбился таким замечанием.(Т.п.,косвенное)

Плюшкин надел очки (В.п., прямое) и стал рыться в бумагах (П.п.,косвенное)

Скоро девочка показала рукою (Т.п.,косвенное) на черневшее вдали строение. ( В.п. косвенное т.к. есть предлог).

Закрепление нового материала.

Физминутка слайд 12

Работа с учебником

Откройте учебник на стр. 67 прочитайте правило. Ф сейчас, ребята, найдите упражнение 111 .Будем работать на доске и в тетрадях. Найдите в каждом предложении подлежащее и дополнение.

(фр. bastion от сред.-век.-лат. bastire - строить). Пятиугольная вооруженная башня, пристроенная к стене

города или крепости для защиты.

Контроль знаний

Я предлагаю вам выполнить тесты.

На ваших партах листочки с тестами. Ответы запишите на этих листочках.

1. Дополнение выражается существительным или местоимением, отвечающим на вопросы

в) косвенных падежей

d) где? куда? откуда?

2. Чем выражено дополнение в предложении: Ушедшего не вернуть .

е) синтаксически неделимым словосочетанием

3. Чем выражено дополнение в предложении: Он посоветовал мне написать письмо в редакцию.

d) неопределенной формой глагола

4. Укажите прямое дополнение.

а) обсуждать с друзьями

в) увлекаться спортом

с) размышлять о вечном

d) гордиться сыном

е) законспектировать статью

5. Укажите косвенное дополнение.

а) интересную беседу

d) встреча с друзьями

е) понять значение

6. Укажите прямое дополнение.

в) загородил дорогу

с) купить в магазине

d) написать красками

е) подошел к школе

7. Какой член предложения выделен?

Подали ужинать; сердце его сильно забилось.

8. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Мы должны выбрать первого.

с) именем существительным

d) именем числительным

е) именем прилагательным

9. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Легкий порыв ветерка разбудил меня.

а) именем числительным

в) именем существительным

с) именем прилагательным

10. Укажите косвенное дополнение.

а) написал матери

в) выполнить задание

с) решение задачи

d) смотреть фильм

е) бояться встречи

А теперь обратите внимание на интерактивную доску, здесь дан ключ к правильным ответам.

1.в, 2.с, 3.d, 4.е, 5.d, 6.в, 7.е, 8.d, 9.е, 10.а.

Слайд. № 14. Выводы урока.

Подведение итогов урока.

- Что нового о дополнении вы узнали на уроке?

– Что называют дополнением?

– Чем может быть выражено дополнение?

- Как мы подчёркиваем дополнение при синтаксическом разборе предложения?

- Какие значения может выражать дополнение?

Рефлексия. Слайд 15

Ребята, наш урок подошёл к концу, и я хочу , чтобы вы высказали своё отношение к сегодняшнему уроку. На ваших партах лежат листочки с фразами, эти же фразы мы видим на экране.

Нам нужно продолжить эти фразы.

7. Итог урока.

Подведение итога и выставление оценок.

Домашнее задание. Выучить правило, вып. Упр.109 ( зад. 2) ,упр. 110( сост.предлож)

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ может быть выражено формой творительного падежа

__ выражается существительным в винительном падеже с предлогами

__ употребляется при переходных глаголах с отрицанием

__ употребляется при переходном глаголе

__ может быть выражено формой родительного падежа, если обозначает часть или неопределенное количество предмета

Жизнь наполнялась великим смыслом. (М. Горький)

В этом предложении дополнением является слово

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Укажите предложение с косвенным дополнением

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Онемели и те, кто знал правду.

2) Береги честь смолоду.

3) Казалось, что город устал от зимы.

4) Луна освещает снег летучий.

Все просили ее спеть. (М. Ю. Лермонтов)

В данном предложении слово спеть является

Выберите один из 5 вариантов ответа:

3) частью сказуемого

Дополнения отвечают на вопросы

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) косвенных падежей

2) именительного падежа

3) где? куда? когда?

4) что делать? что сделать?

Дополнение может быть выражено

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

2) неопределенной формой глагола

Второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей, называется

Запишите ответ:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) составным именным

4) простым глагольным

Чаще всего прямое дополнение выражается существительным в этом падеже.

Составьте слово из букв:

1. Дополнение выражается существительным или местоимением, отвечающим на вопросы

в) косвенных падежей

d) где? куда? откуда?

2. Чем выражено дополнение в предложении: Ушедшего не вернуть .

е) синтаксически неделимым словосочетанием

3. Чем выражено дополнение в предложении: Он посоветовал мне написать письмо в редакцию.

d) неопределенной формой глагола

4. Укажите прямое дополнение.

а) обсуждать с друзьями

в) увлекаться спортом

с) размышлять о вечном

d) гордиться сыном

е) законспектировать статью

5. Укажите косвенное дополнение.

а) интересную беседу

d) встреча с друзьями

е) понять значение

6. Укажите прямое дополнение.

в) загородил дорогу

с) купить в магазине

d) написать красками

е) подошел к школе

7. Какой член предложения выделен?

Подали ужинать; сердце его сильно забилось.

8. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Мы должны выбрать первого.

с) именем существительным

d) именем числительным

е) именем прилагательным

9. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Легкий порыв ветерка разбудил меня.

а) именем числительным

в) именем существительным

с) именем прилагательным

10. Укажите косвенное дополнение.

а) написал матери

в) выполнить задание

с) решение задачи

d) смотреть фильм

е) бояться встречи

Лист самооценки ______________________________________________________

І. Мотивация
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.
ІІ. 2. Актуализация и пробное учебное действие
- Проверим домашнее задание.
1. Монологический рассказ о роли второстепенных членов в предложении
2. Синтаксический разбор предложения: Циркач ловко жонглировал кольцами.
ІІІ. Выявление места и причины затруднения
- Назовите второстепенные члены предложения. Что вы знаете о дополнении?
/Дополнение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей, поясняет сказуемое или другой член предложения/
- Как выдумаете, все ли вы знаете о дополнении?
ІV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
-Хотите расширить знания о дополнении? Какие вопросы поставим перед собой?
1. Какими частями речи может быть выражено дополнение?
2. Какие бывают дополнения?
- А где будем искать ответы на вопросы? /В учебнике, §24/
- Итак, тема урока: Дополнение.
Физминутка
V. Творческая практическая деятельность по реализации по-строенного проекта
- Прочитайте §24, найдите ответ на первый вопрос: Какими частями речи может быть выражено дополнение?
Ответим на поставленные вопросы.
- На какие вопросы отвечает дополнение? (На вопросы косвенных падежей:
кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?)
- Какими частями речи может быть выражено дополнение? (Чаще всего – существительными и местоимениями, но могут быть выражены и словами других частей речи в значении существительного)
- Приведите примеры.
х что?
Я купил альбом. (Существительное)
Х кому?
Папа подарил мне. (Местоимение)
х кого?
Врач осмотрел больного. (Прилагательное)
х о чём?
Друг просил приехать. (Глагол)
х на что?
Завтра не похоже на сегодня (Наречие)
х на что?
Разделить на пять (Числительное)

Вывод: дополнение чаще выражается именем существительным и местоимением, но могут быть выражены и другими частями речи.
- Найдите ответ на второй вопрос: Какие бывают дополнения?
Дополнение прямое
Глагол + существительное в В.п.
Глагол + существительное в Р.п. при отрицании
- Приведите примеры:
Написал письмо, но не написал письма
Решил задачу, но не решил задачи
Дополнение косвенное
Глагол + существительное с предлогом
Глагол + существительное в Д.п., Т.п., П.п.
Примеры.
Упражнялся в метании
Подарил тебе
Любовался закатом
Признался в любви
Вывод: дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие, и выражаются именем существительным в винительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании. Остальные дополнения косвенные.
Работа над правилом.
- Прочитайте предложение: Глаза защищают ресницы.
- Найдите в предложении подлежащее и дополнение. Легко ли это сделать?
- Запишите предложение с таким порядком слов:
1) подлежащее; 2) сказуемое; 5) дополнение.
- Играет ли порядок слов смыслоразличительную роль? (Да, подлежащее должно стоять на первом месте).
VІ. Первичное закрепление с комментированием
Упр. 122. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены все предложения этого упражнения. Найдите дополнения, укажите по образцу, чем они выражены, являются прямыми или косвенными. Списать предложения 1, 2, 3 и 8.
Работа со словарями.
Просвещение — распространение знаний, образования.
Просветительство — деятельность просветителей.
Единомышленник. 1. Тот, кто находится в полном единомыслии с кем-нибудь. 2. Сообщник в каком-нибудь деле.
VІІ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Упр. 124. Выпишите предложения, в которых дополнения выражены неопределенной формой глагола.
Упр. 125 (устно). Завершите предложения прямыми дополнениями.
VІІІ. Включение в систему знаний и повторение
Упр. 127. Перепишите, вставляя перед сказуемым отрицание не и употребляя прямое дополнение в форме родительного падежа.
ІX. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Что было трудно на уроке?
X. Домашнее задание. §24, упражнение 130.
XІІ. Оценки за урок.

Читайте также: