Доходы семьи 5 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Что такое семейный бюджет и для чего нужно его вести

Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный временной период (месяц или год).

Важнее, на мой взгляд, определиться с вопросом, зачем нужно его вести. Давайте попробуем выделить наиболее важные причины.

Не зная всех своих поступлений и всех источников средств, невозможно планировать расходы и ставить достижимые цели на будущее.

Если вы хоть раз задавали себе вопрос, куда делись все деньги, то контроль расходов позволит получить ответ. Мы часто не замечаем, как мелкие траты на вкусняшки съедают наш бюджет. А ведь от них можно вполне безболезненно отказаться.

После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!

Если вы наладите контроль, то следующий шаг – это планирование. Большинство наших расходов носят постоянный характер. Например, оплата бензина или проезда в общественном транспорте, коммунальных платежей, детских кружков и секций, походы в магазин и т. д. Зная все предстоящие траты в следующем месяце, легко запланировать что-то более серьезное.

Для кого-то это самый приятный бонус от ведения семейного бюджета. Например, в моей семье львиная доля доходов тратится на путешествия. Очень дорогостоящие мероприятия, без накоплений не обойтись. Поэтому очень важно знать, сколько я могу отложить в месяц без ущерба интересам семьи. Читайте в моей статье о способах накопления денег.

Пока для многих, в том числе и для меня, неприкосновенный запас на “черный день” является недостижимой мечтой. Но надо понимать, что для семьи эта цель одна из самых важных. Согласитесь, что мало кто хочет оказаться в нищете в случае потери работы или непредвиденных больших трат. На эти случаи и нужна “подушка безопасности”.

Финансовая подушка безопасности

Как часто приходится слышать от мужа, что жена слишком много тратит денег на одежду и кофе с подружками. А от жены постоянные упреки, что муж позволяет себе еженедельные походы в бар, боулинг, на рыбалку и т. д. Знакомо? Ведение семейного бюджета позволит разложить по полочкам доходы и расходы, научит экономить и позволит всегда иметь деньги на то, что душа просит. И не важно, будет это новое платье или навороченная удочка.

Готовимся к финансовым неожиданностям

В жизни всех случаются трудные периоды, в финансовом смысле в первую очередь. Одного из супругов могут сократить на работе или компания перестанет существовать, тогда придется искать работу, а на это потребуется время. Как и на что семья будет жить в этот период времени?



кризис

Когда вы ведете и планируете семейный бюджет, то у вас есть все необходимые данные, чтобы просчитать и этот вариант развития событий. Для того, чтобы более взвешено принимать решения по оптимизации расходов, особенно в трудные периоды жизни, рекомендуем делать классификацию расходов на постоянные и переменные, на обязательные и необязательные.

Эта классификация позволит вам понять, какие расходы могут быть сокращены в первую очередь и в каком размере. На основе этой информации вы сможете определить свой минимально необходимый размер ежемесячных расходов и размер финансовой подушки безопасности. В итоге это поспособствует к приведению вашего семейного бюджета в баланс.

Рекомендуется сформировать финансовую подушку безопасности в размере 3-6 ежемесячных расходов семьи.

Не все расходы одинаково полезны

Постоянные расходы – это расходы, которые делаем каждый месяц.

Переменные расходы – это расходы, которые делаем периодически, раз в квартал, год.

Обязательные расходы – это расходы, отказ от которых влечет финансовые потери для семьи. Еще их называют — Прямые.

Необязательные расходы – это расходы, отказ от которых не приводит к финансовым потерям для семьи. Еще их называют — Косвенные.

К постоянным обязательным расходам будут относиться, например, оплата коммунальных услуг и оплата кредитов. Даже в трудный период жизни не стоит задерживать оплату этих расходов, так как, все равно, вас обяжут их оплатить, плюс еще и наложат штраф. В итоге, заплатите больше.

К постоянным необязательным расходам будут относиться, например, расходы на питание или оплата бензина. В трудные времена вы сможете их существенно сократить. Например, вы можете пойти в гости к родным и поужинать у них. Только не злоупотребляйте этим. ))) Или использовать автомобиль только в экстренных случаях, тогда и на бензин не придется тратиться.

К переменным обязательным расходам будут относиться расходы на оплату налогов или оплата техобслуживания автомобиля, к примеру. В трудные времена можно частично сократить расходы по данным статьям. Конечно, все будет зависит от срока, когда данные расходы должны быть совершены.

К переменным необязательным расходам будут относиться, например, расходы на покупку одежды или посещение парикмахерской. Расходы этой группы могут быть полностью сокращены в трудный период жизни.

Теперь, когда вы сделали это распределение, достаточно просто рассчитать минимальный размер финансовой подушки безопасности.

Предположим, что общие семейные расходы составляют 100’000,00 рублей в месяц, для простоты расчетов. Из них постоянные обязательные расходы составляют 20% или 20’000,00 рублей, постоянные необязательные — 35% или 35’000,00 рублей, переменные обязательные — 25% или 25’000,00 рублей, переменные необязательные — 20% или 20’000,00 рублей.

ПОСТОЯННЫЕПЕРЕМЕННЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ квартплата налоги
кредит страховки
связь ТО автомобиля
20% 25%
НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ питание стрижка
образование одежда
личные подарки
бензин отпуск
35% 20%

Допустим вы решили, что в сложной жизненной ситуации переменные необязательные расходы могут быть полностью сокращены, переменные обязательные — будут сокращены на 20% или 5’000,00 рублей, постоянные необязательные — на 30% или 10’500,00 рублей. Тогда минимальный размер финансовой подушки безопасности составит 387’000,00 рублей из расчета 6 месяцев.

Теперь вы знаете сколько денег вам нужно на финансовую подушку безопасности и можете рассчитать в течении какого времени сможете ее сформировать. Сделайте расчет по своим данным.

Способы ведения семейного бюджета

До сих пор мы говорили с вами об учете доходов и расходов в табличной форме. Где и как составлять такие таблицы рассмотрим в этом разделе.

Бухгалтерия на бумаге

Заведите тетрадь или блокнот, возьмите ручку или карандаш. Это весь канцелярский набор для ведения бюджета. В конце месяца понадобится калькулятор. Я начинала вести домашнюю бухгалтерию именно таким способом, поэтому на собственном опыте расскажу о его плюсах и минусах.

Ведение вручную

  1. Бесплатный. Ваши затраты – это только бумага и ручка.
  2. Доступный для всех членов семьи. Дети или пожилые люди, которые не владеют компьютерной грамотностью, легко справятся с таблицами на бумаге. В конце дня каждый член семьи может внести свои затраты в тетрадь.
  3. Используйте, где угодно. Таблицей можно заниматься в машине, автобусе по дороге на работу, самолете, поезде, на пикнике. Не нужен компьютер, не нужен интернет.
  1. Все итоги придется считать вручную. Это занимает очень много времени.
  2. Очень легко ошибиться в расчетах. Причем вы можете и не найти ошибку. Нажали не ту цифру на калькуляторе и все…

Например, меня хватило только на 1 месяц такого ведения бюджета. Так как мы записывали подробно все расходы, то к концу отчетного периода у нас было исписано 7 страниц формата А4.

Таблицы в Excel

Это способ, к которому рано или поздно вы все равно придете. Я уже через месяц перенесла всю свою семейную бухгалтерию в Excel.

  1. Красивое оформление. Можно выделить разными цветами доходы и расходы, сделать заливку всей таблицы или отдельных ячеек.
  2. Автоматический подсчет итогов. Настройте все необходимые формулы, чтобы при внесении очередной суммы, итоги пересчитывались.
  3. Графическая аналитика. В Excel много возможностей по построению круговых и столбчатых диаграмм. Можно наглядно посмотреть, какие расходы в вашем бюджете имеют самый большой удельный вес, и может быть внести коррективы на следующий месяц.
  4. Не нужен выход в интернет.
  1. Нужны навыки владения компьютером, в целом, и программой Excel, в частности. Это может оказаться не под силу пожилым людям или людям, которые не имеют дело с компьютерными программами и не желают этому учиться.
  2. Возможность ведения бюджета только в случае доступа к компьютеру. Если боитесь забыть о сделанных за день расходах, удобно записать их в блокнот или телефон. Вечером все записи переносите на компьютер.

Google Таблицы

Есть еще один замечательный способ ведения бюджета – это Google Таблицы. Кто знаком с Excel, тому не составит труда разобраться и с этими таблицами. Набор функций и интерфейс очень похожи. Но есть целый ряд неоспоримых преимуществ:

  • заполнение таблиц в онлайн-режиме, не надо ничего сохранять, все происходит автоматически;
  • в случае поломки компьютера, все таблицы сохранятся, и вы легко получите к ним доступ;
  • участие в заполнении таблиц могут принять все члены семьи с любого устройства и в любое удобное для них время.

Я пока решила остановиться на этом способе. Надо набить руку самой и приучить членов семьи учитывать ежедневно свои расходы и доходы. Через пару месяцев перейду к следующему способу – специальным программам и мобильным приложениям.

Специальные программы и приложения для ведения семейной бухгалтерии

Собирая материал для написания этой статьи я настолько увлеклась темой, что загорелась сразу вести бюджет в специальной программе на компьютере и в мобильном приложении. И вот тут меня ждал сюрприз. Их оказалось не много, а очень много. Какую выбрать? Пока этот процесс у меня на стадии тестирования, но некоторые главные принципы я уже выделила:

  1. Это должна быть программа, адаптированная и для компьютера, и для телефона. В этом случае можно вести бухгалтерию, где угодно.
  2. Синхронизация между компьютерной и мобильной версиями.
  3. Бесплатная или условно-бесплатная. Если многие функции, предлагаемые разработчиками, вам не нужны, то нет смысла переплачивать.
  4. Понятный интерфейс.

Составлять рейтинг программ я здесь не буду. Каждый должен подобрать вариант, максимально отвечающий потребностям его семьи. А это возможно только протестировав хотя бы несколько дней ту или иную программу.

Но про наиболее популярные программы я расскажу. На мой взгляд, важно, чтобы была возможность пользоваться одной и той же программой и на смартфоне, и на компьютере (или планшете). Это увеличивает мобильность – можно заполнять таблицы, планировать и просматривать отчеты дома, в машине или на отдыхе.

Давайте посмотрим, что нам предлагают разработчики:

1. Alzex Finance (ранее называлась Personal Finances).

  • доходы и расходы разделены на категории;
  • синхронизация между компьютером с ОС Windows и телефонами на Android и iOS;
  • мультивалютность (все валюты мира) + драгоценные металлы;
  • возможность ведения семейного бюджета несколькими членами семьи;
  • формирование отчетов;
  • программа проста для освоения новичками;
  • бесплатная и платная версии.

Личный финансовый план

Личный финансовый план: этапы построения достойной жизни

Здравствуйте, друзья! Что такое планирование на предприятии? Это оптимальное распределение…

  • есть демонстрационная версия для ознакомления с программой;
  • возможность ведения офлайн и синхронизация с приложениями для iPhone, Android, ОС Windows;
  • возможность ведения семейного бюджета несколькими членами семьи;
  • экспорт данных в Excel;
  • формирование расходов план/факт;
  • формирование отчетов;
  • обработка СМС из банков, делает фото чеков и сохраняет их на телефон;
  • бесплатная и платная версии.
  • есть демо-версия и презентация для ознакомления новичков;
  • синхронизация между компьютером с ОС Windows и мобильной версией (Android и iOS);
  • планирование доходов и расходов;
  • возможность ведения семейного бюджета несколькими членами семьи;
  • распознавание СМС из банка;
  • формирование отчетов в виде таблиц и графиков;
  • бесплатная и платная версии.
  • синхронизация между компьютером с ОС Windows и телефонами на Android и iOS;
  • фиксация доходов и расходов, группировка по категориям и подкатегориям;
  • создание шаблонов по наиболее частым операциям;
  • сигнализация о перерасходе;
  • планирование доходов и расходов с помощью прогнозов и мастера планирования;
  • возможность ведения семейного бюджета несколькими членами семьи;
  • загрузка операций по банковским картам;
  • построение графиков для анализа финансов;
  • бесплатная и платная версии.

5. Онлайн-сервис Домашний бюджет.

  • работает как на домашнем компьютере, так и на мобильном;
  • ведение учета в любой валюте мира;
  • разбивка расходов по категориям и подкатегориям;
  • планирование, фиксация и анализ доходов и расходов в виде графиков и отчетов;
  • наличие планировщика с функцией напоминания.

Программы для ведения семейного бюджета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока основы финансовой грамотности, 5 класс.

Колесникова Ольга Александровна

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Этапы урока

Предметные универсальные

учебные действия

Формирование

универсальных учебных действий

Сегодня мы продолжаем с вами становиться финансово грамотными.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы с вами рассмотрим новый материал.

Актуализация знаний учащихся.

с целью подготовки к изучению новой темы

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

- Вспомните, какие у человека бывают потребности?

-Посмотрите на доску. Ответье на вопрос

-Ответы детей. ( определенные средства)

-Все эти средства, которые получает человек, семья за какой-то период времени называется доходом . Запишем это определение, внимание на доску. (Приложение 2. Слайд)

- Сейчас на экране вы видите таблицу –перерисуйте её в тетрадь.

- Итак, проверьте таблицу.

(Приложение 4. Слайд)

Применение знаний и умений в новой ситуации

Исследовательская работа. Постановка проблемы.

Познавательные УУД, регулятивные УУД

- По завершению исследовательской работы мы должны определить – какие есть еще источники доходов.

Видео –на экране.

Обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов исследования.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Расскажите о дополнительных источниках доходов. (На выбор ответы учащихся)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Закрепление изученного материала.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Время на обсуждение и дополнение советов.

Подведение итогов урока.

Познавательные УУД, регулятивные УУД

-- Какие понятия мы сегодня вспомнили или узнали?

- Скажите, что такое доход?

-В виде чего может быть доход семьи?

-Какие дополнительные источники вы знаете?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Письменно в тетради указать-

Какие источники основные и дополнительные доходы у твоей семьи (родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры);

Каким образом ты помогаешь семье, как учащийся в школе?

На доске показан слайд. Дети должны нарисовать в тетради выбранную геометрическую фигуру.

Цель занятия: Способствовать формированию мотивации бережного отношения к семейному бюджету, основываясь на понимании разумного потребления.

Возрастная категория: 5 класс

Продолжительность занятия: 45 минут (1 урок)

Планируемые результаты:

1. Личностные: осознавать необходимость планирования семейного бюджета, критически оценивать свои действия и поступки.

- коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве.

- регулятивные: уметь контролировать свои деньги и управлять ими.

Предпосылки:

Формы организации учащихся: групповая, фронтальная,

Методы и технологии: ИКТ, кейс-стади, технология развития критического мышления

Организационный момент. 3 минуты.

Приветствие, проверка готовности класса.

Обучающимся предлагается задание:

Учащиеся определяют тему урока на основе задания.

Обучающиеся формулируют цель и задачи урока

Изучение нового материала

1) Обучающимся предлагается проработать текст и ответить на вопросы (Приложение №1)

2) Обучающиеся, используя комментированное чтение работают с материалом учебника (рабочая тетрадь) стр. 167.

3) Учитель организует обсуждение материала рабочей тетради:

- что нового узнали?

- что думали иначе?

- какие вопросы к тексту?

4) Используя, данные слайда обучающиеся определяют и решают:

5) стр 169 №4 При помощи стрелок распредели доходы и расходы семейного бюджета?

7) Обучающимся предлагается предложить ответы на вопросы:

А) Какими путями можно увеличить профицит семейного бюджета?

Б) За счёт чего можно увеличить доходы?

В) За счёт чего можно сократить расходы?

Обучающимся предлагается вернуться к целям и задачам урока и доказать достигнуты ли они.

Домашнее задание

Стр. 166-167, стр 169 №3

Приложение №1

В одном большом портовом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить новый велосипед, побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.

– Ежемесячно на работе я получаю 10 000 рублей.

– Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 6 000 рублей.

Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.

Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар. (запись в словари –гонорар – авторское вознаграждение)

Зарплата папы: 10 000 рублей.

Зарплата мамы: 6 000 рублей.

+ Пенсия бабушки: 2 000 рублей.

Стипендия брата: 1 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

Итого: 20 000рублей.

Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед.

Продукты – 5 000 рублей.

Оплата обедов – 2 000 рублей.

Оплата за квартиру, свет, газ - 2 000 рублей.

Оплата за детский сад – 1200 рублей.

Оплата занятий в ЦТДиЮ – 1 000р.

Проезд на общественном транспорте – 1 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

Итого: 16 000 рублей

Вера и Анфиса опять обрадовались:

Их можно отнести в банк. И банк будет выплачивать проценты.

- Хорошо сказал папа, на 2000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что же получилось? Что составила семья Матвеевых? (План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения (второй урок из двух).

Тип урока: урок закрепления знаний.

Задачи урока: повторить изученные термины по теме, научить применять полученные знания в практической работе; формировать у учащихся навыки выступления перед аудиторией, развивать устную речь; закреплять навыки работы в команде.

● Методическая разработка урока в 5 классе.

Тема урока: Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения (второй урок из двух).

Тип урока: урок закрепления знаний.

Задачи урока: повторить изученные термины по теме, научить применять полученные знания в практической работе; формировать у учащихся навыки выступления перед аудиторией, развивать устную речь; закреплять навыки работы в команде.

Оборудование и материалы к уроку:

Читайте также: