Добро и зло урок 2 конспект

Обновлено: 06.07.2024

-развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

-воспитывать учащихся в традициях и обычаях общения различных поколений людей, развивать речь, память, внимание и мышление.

Формирование УУД:

1.Личностные:

- учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

- учить понимать кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны; понимать значимость дружбы и доброты;

-уметь пользоваться культурой дружбы;

-соблюдать традиции дружбы в коллективе;

-быть настоящим другом.

2. Коммуникативные:

-умение работать в коллективе;

-соблюдать правила этикета.

развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе;

3. Регулятивные:

-высказывать свое мнение, предположение;

-прогнозировать предстоящую работу;

-умение вести диалог.

4. Познавательные:

-развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- на основе анализа делать выводы;

-обобщать и классифицировать по признакам;

-мотивация к познавательной деятельности.

- формирование представления детей о том, что такое доброта и каким должен быть добрый человек.

Ход мероприятия.

2.Определение темы мероприятия.

-Послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего классного часа?

Они на свете с древних пор,

Ведут свой очень давний спор:

Кто наяву или во сне

Сильней и крепче на Земле.

Кто служит мне, тому легко.

Я драки, ссоры поощряю,

Со мной жестокость процветает,

Дурное, вредное ценю,

Гнев, зависть, жадность я люблю.

В ответ ей скромно:

Может быть, но только Я могу любить,

Тепло, уют другим дарить,

Излишне это говорить.

Да, на проделки ты хитро,

Я побеждаю всё равно.

-О чём идёт речь в этом стихотворении? (О добре и зле)

-Сегодня мы будет говорить о том, к чему должен стремиться каждый человек, о добре, о добрых делах.

3.Ассоциации.

Добро и зло! Это важные слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди думают очень давно.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ДОБРО?(Весна, улыбка, солнце, мама, радость и др.)

-Какие слова ассоциируются у вас со словом ЗЛО?(Горе, беда, землетрясение, несчастье и др.)

Добро и зло — извечный выбор,
Важнейший выбор человека,
Судьбы его первопричина
И смысл его земного века.

Несомненно, что эта тема была актуальна во все времена. Таковой она остаётся всегда. Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Коль существует на нашей планете добро и зло, люди могут творить добрые и злые дела.

Послушайте притчу о двух волках.

—Когда-то давно старый мудрец открыл своему внуку жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?

Как вы думаете, что ответил мудрец?(Ответы детей)
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Подумайте, а какого волка кормите вы и чем? (Ответы детей). Как вы считаете , а трудно ли быть добрым, надо ли учиться доброте?(Ответы детей). Да, непросто быть добрым, в этом нам помогают не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки. Именно в сказках всегда побеждает добро.

-Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или зло. Если добрый .вы радостно хлопайте в ладоши, если злой, закрывайте лицо ладошками.(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса и Кот Базилио, Морозко, Мальвина, Иванушка-дурачок, Емеля, Доктор Айболит ).

Каких героев вы выбрали? Почему?(Ответы детей).

-Именно эти сказочные герои выручают, помогают другим, иногда и в ущерб себе. Они стремятся к добру, к истине ,красоте.

Эта мысль отражена в пословицах и поговорках .Соедините части пословиц по смыслу, объясните их значение.

1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Доброе слово и железные ворота открывает.

3.Худо тому, кто добра не делает никому .

4. Во зле жить — по миру ходить

5.Добро не лихо: бродит по миру тихо.

6.Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

(Собирают все пословицы, каждый ряд объясняет по две из них).

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

-Какие добрые слова вы знаете? (дети отвечают хором)

Добрые слова не лень,

Говорить нам каждый день.

Вы, ребята,не зевайте,

Их скорее называйте.

Добрые слова не лень
Повторять мне каждый день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Повару и продавцу
С добрым утром! - я кричу.

Всем идущим на обед!
Добрый день ! –кричу я вслед.

Всех, домой спешащих к чаю.
Добрый вечер !- так встречаю.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания).

Придумано кем-то просто и мудро

«Доброе утро солнцу и птицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Ситуации для оценки:

-Давайте рассмотрим ситуации, с которыми вы можете встретиться каждый день.

1 группаТы даёшь списывать своему однокласснику, который без уважительной причины не подготовился к контрольной.

2 группа Твой знакомый совершил гнусный поступок, за который наказали невиновного. Ты об этом знаешь, но никому не говоришь.

3группа Твой друг постоянно грубит старшим, обижает младших. Тебе это не нравится, но ты не показываешь этого, не делаешь другу замечаний, потому, что не хочешь с ним ссориться. В конце концов, ты ведь ничего плохого сам не делаешь, а просто стоишь рядом.

А по соседству жил монах заблудший,
Который всё завидовал ему:
Никто не приходил к его лачужке,
Не спрашивал, зачем да почему.
И вот решил над ним он посмеяться:
Поймал на поле бабочку монах,
И, усмехнувшись, он спросил у старца,
Живая или мёртвая она.

-В чём смысл этой притчи?(Ответы детей)

-Всё зависит от нашего с вами выбора ,какой дорогой идти по жизни, дорогой добра или зла)

У меня в руках кукла. Сегодня я разрешу вам делать то, что никогда не разрешала. Сейчас мы будем обижать её. Вспомните ,как вы иногда обижаете друг друга на перемена, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая даже словом, мы причиняем боль.

Поэтому, когда мы будем говорить кукле, что она плохая, мы будем причинять ей боль, загибая края бумаги.(учащиеся выполняют задание, пока кукла не доходит до учителя).

-Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она была? Что в ней изменилось и почему? (От обидных слов она вся сжалась).Я думаю, что мы очень травмировали куклу.

Вывод: боль остается в душе надолго и никакие комплименты не могут её разгладить, поэтому не обижайте окружающих .

Самостоятельная работа.

-Посмотрите-ка ,ребята, удивительное солнце заглянуло к нам в оконце. Чтобы почувствовать его тепло, давайте украсим солнышко добрыми пожеланиями для своих одноклассников. На ладошке напишите самое доброе пожелание для своих друзей, своей семьи и прикрепите ладошки к солнышку. Пусть тёплое солнышко всегда обогревает лучиками доброты всех нас.

Итог классного часа.

-Добро созидает, строит и создает: мир, спокойствие, любовь, радость, духовную и нравственную красоту, прощение, миролюбие, святость и хорошие отношения между людьми, в семье, с друзьями, в школе, на работе и в обществе.

-Зло противоположно добру, оно подрывает все хорошее. Оно разрушает, разоряет, рушит, создает тревогу, страх, злобу, гнев, раздражение, духовное и нравственное уродство, плохие отношения.

Мои дела, у Бога есть в обоих чашах.
Есть добрые, но и грехов не так уж мало.
Все ошибаемся порой в стремленьях наших.
Живу я сердцем, что всегда Добро искало!

Помните, что даже если вы уже кого-то обидели словом или делом, никогда не поздно сказать: “Прости меня!”.Давай те всегда по жизни идти дорогою добра.

На занятии дети обобщают знания о понятии - добро, добрые поступки, мысли и слова. Происходит осмысление категории: жертвенность.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_vo_2_klasse_po_razdelu.doc 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле;

воспитание стремления совершать добрые дела;

  1. Ребята! По какому внешнему признаку мы можем определить настроение человека? ( по лицу)
  2. скажите, у доброго человека чаще какое выражение? у злого?

какое у меня? (злое) а вы ответьте таким (добрым). Чередование. Вот в этом настроении задержитесь.

Родился человек.… Какой он? Хороший? Плохой? Пока ничего сказать нельзя.

Пройдут годы, и тогда о нем скажут, замечательный он или никудышный человек.

Каким стать? От чего это зависит?

Конечно, родители – пример для своего ребёнка, педагоги, друзья и знакомые. Но, в определяющей степени зависит от него самого: будет ли он воспитывать в себе доброе и гуманное или станет на путь злого и подлого.

Что такое зло? (ответы детей)

Что такое добро?

Вы какими хотите стать?

Тогда о зле мы говорить не будем.

Каждый человек должен оставить добрый след на земле.

Что является основой дома? Фундамент. У нашего дома фундаментом будет ДОБРОТА (схема на доске).

Какие черты характера присущи доброму человеку?

  1. Человек, про которого говорят, что у него добрая душа…
  2. Человек, который всё делает по совести, доводит дело до конца…
  3. Человек, на которого всегда можно положиться, он не подведёт, у него всегда во всём порядок…
  4. Человек, который всем желает добра…

Вот мы укрепили наш фундамент (модели прикрепляются магнитами на доску)

Что зарождается в наших головах? (МЫСЛЬ)

Какие мысли чаще вас посещают: добрые или злые?

Конечно, нужно стараться думать о хорошем. Итак, 1 этаж – ДОБРЫЕ МЫСЛИ.

  1. За мыслью следует…слово. Наш 2 этаж – ДОБРЫЕ СЛОВА.

Часто вы говорите добрые слова? признайтесь честно – обзывали кого – нибудь? Обижали? Да, ребята, слово может ударить очень больно. Нужно быть внимательными к своим словам. Послушайте стихотворение Т. Дашкевич.

Обидное слово, обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеёй ядовитой ужалить готово,

Ужалит – и станет на сердце темно.

И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,

Хотя миновала уж ссоры гроза,

Молчат и не смотрят друг другу в глаза.

Послушай совета, мой милый ребёнок,

Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,

Хорошее только старайся творить

И слов унизительных не говорить.

Давайте встанем в круг и скажем добрые пожелания, передавая шарик.

Скажите, во что превращаются добрые мысли и слова?

В ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ. Вот и крыша нашего дома.

Я думаю, что каждый из вас уже совершил добрый поступок, а может и не один. Можете назвать?

Вот вам задание: в конверте лежат разные надписи поступков, они перепутаны. Ваша задача – разделить их на добрые и злые.

(результаты прочитываются и вывешиваются на магнитной доске)

Наш дом Доброты построен. Помните - из чего он состоит.

Я хочу вас познакомить с историей человека – женщины, которая всю свою жизнь посвятила заботе о других. Вся её жизнь – это мировой добрый поступок.

История матери Терезы рассказывает нам о важном понятии, неотделимо связанным с добротой.

Что значит – жертвовать ради других?

Это непросто: ухаживать за младшими братом или сестрой, хотя мог бы поиграть в это время, помогать уставшей маме, хотя мог бы в это время полежать на диване перед телевизором, поделиться конфетой, когда мог бы съесть её один. Человек (маленький и большой), поступающий таким образом, отказывая себе в чём-то, жертвует своим временем, своими желаниями, своими вещами.

Кто для вас самый близкий добрый человек? Мама!

Дружно маме помогаем,

Пыль повсюду вытираем,

Мы бельё теперь стираем.

И полощем, отжимаем.

Подметаем всё кругом,

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

В каком литературном жанре есть добро и зло? ( Сказки). Предлагаю вам поиграть. Если называю положительного героя – хлопаем в ладоши, если отрицательного, злого – топаем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершённое действие.

Задачи урока:

1.Организовать проведение учебного исследования.

2.Развить умение определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.

3.Создать условия для работы в микрогруппах при работе с текстом (анализ текста, дискуссия, сотрудничество);

4.Воспитывать стремление совершать добрые поступки, избегать зла.

5.Развивать умение учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: урок-закрепление изученного, урок-исследование.

Основные термины и понятия: добро , зло.

Формы организации учащихся:

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Оборудование:

Цель урока : формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершённое действие.

Задачи урока:

1.Организовать проведение учебного исследования.

2.Развить умение определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.

3.Создать условия для работы в микрогруппах при работе с текстом (анализ текста, дискуссия, сотрудничество);

4.Воспитывать стремление совершать добрые поступки, избегать зла.

5.Развивать умение учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: урок-закрепление изученного, урок-исследование.

Основные термины и понятия: добро , зло.

Формы организации учащихся:

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Оборудование:

Этапы урока

Содержание урока

Организационный момент

Приветствие учителя.

Добрый день, дети!

-Я улыбаюсь вам,

Вы улыбаетесь мне,

Повернулись друг к другу,

Улыбнулись друг другу.

Актуализация знаний

- Прочитайте эпиграф к уроку, вставив подходящие по смыслу слова. Сформулируйте тему нашего урока. Слайд

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Понятны ли вам слова добро и зло?

Давайте ещё раз обратимся за помощью к толковому словарю.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный.

-Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

-Вы себя считаете злым или добрым человеком?

-Вас окружают добрые или злые люди?

Подготовка к исследовательской деятельности

-Ребята, в каком литературном жанре можно чаще всего встретить борьбу между добром и злом? ( в сказках)

- В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-яга, Золушка, Мальвина.)

-Ребята, как связана тема нашего урока и сказки?

-Какие у вас возникают вопросы? Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке?

(-Чему нас учат сказки?

-Больше добрых или злых поступков совершают герои сказки?

- Добро в сказках всегда побеждает зло?)

Исследовательская деятельность учащихся

-Для проведения исследования будем работать в группах. Мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. (повторение правил работы в группах)

Каждая из 5 групп получает задание. Выполнив все задания и ответив на все вопросы, у нас получится ответ на наши вопросы. Каждая группа получает карточку с заданиями.

Группам необходимо - познакомиться с народными и литературными сказками о добре и зле, исследовать, проанализировать произведение и подготовить выступление по плану:

1.Название сказки, автор (если сказка литературная).

2.О чём эта сказка?

3.Чему нас учит эта сказка?

3.Опишите поступки героев сказки.

4.Выясните, какие герои добрые, а какие злые.Что побеждает в сказке, добро или зло?

5.Подобрать пословицу, которая отразила бы главную мысль произведения.

6.Подобрать эпиграф, который подходит к этой сказке.

Задание для учащихся:

Пословицы для выбора:

“Добра и зла исток — в душе у нас, а не во сне” (Китайская мудрость)

“Не одежда красит человека, а его добрые дела”,

“Скромность украшает человека”,

“Доброе слово человеку, что дождь в засуху”.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово и железные ворота открывает.

«Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

Эпиграфы для выбора:

Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет! Шота Руставели

Никакое добро не пропадает даром. Древняя Индия, неизвестный автор

Добро — это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза. Николай Гаврилович Чернышевский

Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. Соломон

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. Федор Михайлович Достоевский

Защита исследовательских работ

Учащиеся по плану защищают свои работы, доказывают либо опровергают гипотезы.

Объектом исследования стали поступки героев русских народных сказок, литературных сказок. Предметом исследования- сказки.
Цель исследования – выяснить, чему учат сказки. Нужны ли нам сказки.
Гипотезы исследования –

1.Если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница. ). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).
2.Добрые силы в русских народных сказках – это, скорее всего, положительные герои и животные, которые воплощают образы и характеры людей. Они живут в особом сказочном мире.
3. Сверхъестественные злые силы, скорее всего, обитают в подземелье, не имеют поддержки на земле, поэтому всегда оказываются побежденными.

4.Добро всегда побеждает зло.

Предположительные выводы учащихся:

Гипотезы исследования подтвердились. Светлому миру положительных сказочных героев противопоставляются темные силы этого царства, всякая нечисть. Народная сказка всегда на стороне нравственной правды, и выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, сострадательностью героя. Добро побеждает зло.

Обобщение знаний

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, свои капельки добра положим их на чашу весов с “добром”.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?

Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

- Урок подходит к концу. Задумайтесь! Какие вы? Что вам нравится в себе? Что бы вы хотели изменить? (Дети передают игрушку, высказывая своё мнение).

Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.

Ведь делать добро — это здорово!

Улыбнитесь друг другу. Давайте спешить делать добро!

Ученик читает наизусть.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Домашнее задание (по выбору)

1.Придумать сказку, (басню) о добре и зле.

4.Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

Проблема воспитания толерантности нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоения общества по имущественному признаку, когда родители в большинстве случаев отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально – бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице, проблема духовного развития приобретает особую значимость.

Оценить 1940 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 10

Конспект урока по ОРКСЭ на тему:

Учитель начальных классов: Краева Елена Анатольевна

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ОСЭ, история, технология, музыка, литературное чтение.

- развивать эстетические чувства, как регуляторы морального поведения;

- формировать мотивацию к осознанному отбору информации, игр и игрушек, просмотру мульти, кинофильмам;

- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и культуру выражения мысли, логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу,

творческие способности детей;

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, выслушивать и применять точки зрения одноклассников, находить общий язык в работе и обсуждении.

Виды деятельности: беседа, работа по группам, чтение цепочкой, выборочное чтение, пересказ, работа с цветным песком.

Оборудование: ребусы, карточки с разными словами, разные словари, разноцветный песок, индивидуальные сигнальные карточки: красная и чёрная, флажки настроения, магнитная доска.

I .Организационный момент. ( 1,5 мин) Слайд № 1.

- Улыбнёмся друг другу глазами,

Взгляд наш чистый и добрый.

Чтение стихотворения учениками цепочкой на слайде № 1( по группам). (Класс разделён на 4 группы.)

Где бы сердце вам жить ни велело –

В шумном свете иль в сельской тиши –

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою зла.

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой.

II . Актуализация опорных знаний.(10 мин)

Проверка домашнего задания. Слайд № 2.

Ребята отгадывают ребусы на слайде № 2, высказывания Омара Хайяма.

( Добро и зло) ( Не делай зла - вернётся бумерангом. И с другом и врагом ты должен быть хорошим. Кто по натуре добр, в том злобы не найдёшь. Обидишь друга, наживёшь врага, врага обнимешь, друга наживёшь.)

1 - группа выкладывает из карточек на магнитной доске, что такое добро.

2 - группа из карточек выкладывает на магнитной доске, что такое зло.

3 - группа показывает свои работы (домашнее задание) – зашифрованные пословицы о добре и зле (приложение 3-а, 3-б, 3-в). (Дети отгадывают и прикрепляют на доску работы и отгадки.)

Доска разделена заранее на две части: тёмная и светлая. Ребята отгадывают загадки ( приложение 4) по группам на карточках и выкладывают отгадки на магнитную доску в нужную группу.

- Давайте поставим пока большой вопрос.

- Как можно охарактеризовать поступок Вовы? (Ответы детей) Показ окончания сценки.

III .Постановка темы и цели урока. Работа над новым материалом. (15 мин)

- А как сейчас можно охарактеризовать поступок Вовы? (Ответы детей)

В ходе исторического развития менялись общество и культура. Менялись и представления о добре и зле.

В древности существовал обычай приносить в жертву богам животных и даже людей. И то не считалось плохим поступком. Наоборот, люди думали, что поступают хорошо. Ведь тем самым они хотели задобрить богов для того, чтобы они помогли им получить хороший урожай, удачно поохотиться и т. п.

На протяжении многих тысяч лет в мире существовало рабство, когда одни люди находились в собственности у других. Рабовладельцы заставляли рабов работать на себя, плохо кормили, могли жестоко избить или даже убить их. Рабы работали, не получая ни платы, ни даже благодарности за свой труд.

Сотни лет в России существовало крепостное право. Крестьяне , как вещь принадлежали своему барину. Нередко жестокие помещики издевались над крестьянами, наказывали их за любую провинность.

В истории человечества было много случаев, когда одни люди убивали других за то, что у них был другой цвет кожи, за то, что они думают по - другому, просто потому, что они другие. И это не осуждалось обществом.

В истории нашей страны был ещё такой этап, который забыть нельзя. В 1941 году на нашу страну напало зло. На борьбу с ним встали все, от мала до велика.

(Стихи рассказывают подготовленные ученики под музыку на слайде.)

Была Великая война.

Тогда вся жизнь была трудна.

Повсюду мины, пули выли,

Народ сметали вихри пыли.

Но на защиту всех людей:

И жён и дедов, и детей

Взялись отважные солдаты!

В тот день июньский, на рассвете,

Вступая в бой, святой и правый,

С отцами поравнялись дети

Геройством, доблестью и славой

(Выступают дети по слайдам № 7,8,9, которые выбрали эти вопросы, при подготовки домашнего задания.) (1 мин на группу)

- Какое настроение у вас сейчас? (Ответы детей).

- Что чувствуете? (Ответы детей).

- Какую пословицу можно отнести к этому слайду? (Злой плачет от зависти, а добрый от радости.)

- Когда человек плачет от радости?

- Привести примеры. (Ответ обсуждается в группах)

- Какое чувство охватило вас сейчас?

-Шло время, общество развивалась, менялась жизнь человека.

Люди занялись строительством ГЭС, освоением целины.(Выступление детей, которые взяли этот вопрос: определение ГЭС, целины) ( 1 минута – 2 человека)

- С каким настроением люди брались за эти дела? (Ответы детей)

IV . Физминутка. (1,5 мин)

- Но вот, казалось мирное небо над головой, а зло ходит по планете. Кто может прокомментировать это зло на Украине и высказать своё отношение к нему и людям, находящимся на той и другой стороне. (Выступление детей, выбравших этот вопрос) ( 1минута-2 человека)

- В настоящее время, когда на человека обрушивается горе, несчастье, он идёт в церковь. В разные времена к церкви относились по-разному. Злом считали и добром. В наше время происходит реставрация, восстановление и строительство новых церквей. Церковь символизирует добро.

Где бы сердце вам жить ни велело –

В шумном свете иль в сельской тиши –

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души. ( Рассказывает подготовленный ученик)

Душа – это ваш внутренний мир. Слово душа произошло от слова дышать. Дыхания человека не видно. Но если дыхания нет – и жизни нет.

У внутреннего мира есть удивительное свойство: душа становиться тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, - сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.

( Сначала смотрим половину – вопрос – остаток фильма.)

- Как называется этот поступок? (Милосердие)

VI . Работа над притчей. ( 4 мин) Слайд № 14.

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение. Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным? (Ответы детей)

Ты будешь ближними любим

И радость доброты познаешь

Не пожелав другим того,

Чего себе не пожелаешь.

Но человек не рождаемся таким. Он становиться им.

- Каким качеством обладают люди, которые помогают другим? (Милосердием)

- Что вы можете сказать, глядя на этот слайд? (Ответы детей)

VII . Работа со словарями. (4 мин) Слайд № 16, 17.

- Но ребёнок не рождается плохим или хорошим. Малыш начинает развиваться при помощи игрушек и игр. Какие игрушки вы считаете полезными, несущими доброту, а какие, несущие вред? Почему? (Ответы детей)

Азарт (фр. hasard — случай, риск, от араб.аз-захр — игральная кость, через исп. azar — игра в кости) — эмоциональное состояние горячей увлечённости какой-либо деятельностью; проявление роковой увлечённости, воодушевления, энтузиазма, связан со случаем, игрой, риском, опасностью; (учитель)

-по словарю Брокгауза и Эфрона — задор, запальчивость;(учитель)

-по Толковому словарю Даля — задор, вспыл, вспых, горячность, запальчивость; (дети)

-по словарю русских синонимов — воодушевление, пыл, энтузиазм, остервенение, ярость; (дети)

-по Большой Советской Энциклопедии — увлечение, задор, запальчивость, излишняя горячность (дети).

В мире всё относительно. Есть вещи очевидные: добро это или зло (Война, например)

А есть вещи, которые сразу определить нельзя, которые зависят от многих факторов: от цели поступка, от места, от времени, от возраста и т. д. Например, кукла Барби несёт добро или зло? (Ответы детей) Она воспитывает у детей потребительские качества и т. д. В конце урока мы не ставим точку, а большой вопросительный знак. На последующих уроках, классных часах мы будем затрагивать вопросы, которые обсуждались на этом уроке, рассматривать их подробнее и глубже.

- А вам понравился герой из мультфильма? Почему? (Ответы детей)

IX . Рефлексия. ( 30 сек) Слайд № 18.

(Работа с сигнальными карточками: красная и чёрная)

- Своей работой на уроке ядоволен / не доволен

- Урок для меня показался коротким / длинным

- За урок я не устал / устал

- Мое настроениестало лучше / стало хуже

- Материал урока мне былпонятен / не понятен

X .Домашнее задание на выбор.( 1мин) Слайд № 18.

Найти притчу о милосердии и оформить на бумаге.

Подготовить рассказ о каком – нибудь пионер - герое.

Выбрать игру или игрушку и доказать: добро или зло она несёт.

Посоветовать ребятам, просмотреть тот или иной мультфильм или кинофильм – русский. Доказать, почему именно его? Чему он учит?

XI . Итог урока.( 1 мин)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока:

- Почему нужно стремиться к добру и не совершать плохих поступков.

Задачи:

Актуализировать знания учащихся о добре и зле.

Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных

Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству.

Развитие речи, памяти, мышления, а также познавательных и творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся при устных ответах, в беседе, выполнении индивидуальных заданий.

Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы.

Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Школа – гимназия№3

города Армянска Республики Крым

учитель начальных классов

Твердомед Юлия Петровна

Тема: Добро и зло.

Тип урока: объяснение нового материала.

- Почему нужно стремиться к добру и не совершать плохих поступков.

Актуализировать знания учащихся о добре и зле.

Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных

Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству.

Развитие речи, памяти, мышления, а также познавательных и творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся при устных ответах, в беседе, выполнении индивидуальных заданий.

Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы.

Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.

1. Организация деятельности:

Друг на друга посмотрели,

Сегодня у нас с вами необычный урок. И начать его мне бы хотелось со сказки. Садитесь удобнее и слушайте внимательно.

Жили-были Добро и Зло. Жили по-соседски, на одной улице, и даже дома их стояли рядом. Добро созидало: выращивало прекрасные сады человеческих душ, сеяло доброе, вечное.

Зло разрушало то, что создавало Добро, оставляя после себя выжженную опустошенную землю и пустые умершие души.

- Да что же это такое? - сокрушалось Добро, - Строишь-строишь, создаешь- создаешь, а придет Зло - и все разрушит!

Но ничего не могло сделать Добро, никак не могло помочь ни себе, ни людям.

А Зло еще и внимание всяческое оказывало Добру. Бывало, встретит его на улице и потреплет по плечу: Как поживаешь, мол, Добро?

И пойдет себе дальше. Добро глядь на свое плечо, а там кровавая рваная рана - Зло прихватило с собой кусок.

Или, бывало, придет Зло к дому Добра и просится впустить его. Добро спрашивает через закрытую дверь: Зачем, мол?

А Зло сладенько так поет:

- Ой, Добренькое, впусти меня, замерзло я, приболело. Помоги мне, поддержи меня.

А Добро доброе возьми да и впусти Зло к себе в дом. Чаем, пирогом его потчует, жалко все-таки. Поест гостья, погреется, а, уходя, кусь - и откусит кусок от гостеприимной хозяйки. Да и пойдет себе, не поблагодарив за тепло. А хозяйка кровью истекает, плачет от боли и несправедливости, а поделать ничего не может - сама ведь впустила в дом-то.

Однажды снова пришло Зло к дому Добра. И стучится в дверь.

- Чего тебе? - спросило Добро.

- Впусти меня, Добренькое, поговорить по душам уж больно хочется.

- Нет, Зло, слишком дорого мне обходятся твои визиты, - ответило Добро и не открыло дверь.

Разозлилось Зло, закружилось-завертелось на одном месте, выпуская свое самое страшное оружие - Монстра Разрушающего и Все Вокруг Испепеляющего. И напустило Зло этого Монстра на дом Добра. И налетел он, и разрушил дом до основания, а само Добро покромсал, порвал на мелкие кусочки.

И стала кругом выжженная земля, и не было на ней ни цветочка, ни жучка, ничего живого. И, казалось, закончилась Жизнь на Земле.

Вдруг на месте, где стоял дом Добра, сквозь пепел стала пробиваться маленькая травинка. И возродилось Добро, и поняло, что так больше жить нельзя, что нельзя впускать Зло в свой мир.

И построило Добро новый прекрасный дом, и возродило сады на земле и в сердцах людей.

Но Зло не заставило себя долго ждать. Опять пришло и сладко запело:

- Добренькое, как же я рада, что ты живенькое-здоровенькое. Впусти меня, поболтаем, чайку попьем.

Но закрыло Добро все окошка и двери, и даже не ответило Злу.

Разозлилось снова Зло, закрутилось-завертелось, но не смогло на этот раз выпустить своего Монстра, вместо этого поднялось вихрем пепла, и растворилось в воздухе.

“Сказка о добре и зле”

Какие выводы мы можем сделать из этой сказки? Кто догадался, о чём сегодня пойдет речь? Как же будет называться тема сегодняшнего урока?

Итак, тема урока “Добро и зло”.

Добро и Зло – два вечных спутника,

Идут по жизни с нами до конца.

Как разделить их, чтоб не мучиться,

И не болела по ночам душа.

Добро – такое теплое, как солнышко,

А зло – оно холодное, как лед.

Мы все любим русские народные сказки. У всех народов есть много замечательных и интересных сказок. В них отображается жизнь народа, его желания, мечты, ожидания лучшей судьбы и борьба с захватчиками и угнетателями. Каждый народ мечтает о добре, правде и всечеловеческом счастье. Темой, которая объединяет все народные сказки, является сам человек и его борьба против сил, которые мешают его счастью. И герои во всех сказках делятся на добрых и злых.

3. Работа в группах.

На доске висят герои русских народных сказок (Кощей Бессмертный,

Баба Яга, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, баба-Яга , Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Волк, Лиса, Заяц, Медведь, Змей Горыныч, Колдун, Ведьма, Морозко, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Снегурочка, Садко, Леший, Гуси-лебеди, Мачеха, Разбойник).

Одна группа учеников будет собирать добрых героев сказок, а вторая – злых. Чья группа справится быстрее, та и победит. Время пошло.

Молодцы. С заданием справились хорошо.

4. Рассуждение.

Хорошие – это те, кто творит добро. Это богатыри, Снегурочка, Василиса Прекрасная и т.д.

Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены, прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.

Отрицательные герои - это те, которые делают людям зло, покушаются на их жизнь. Это Змей, мачеха, разбойник и т.д. Зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.

Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.

На какого героя вы хотели быть похожим? Почему?

5. Гипотеза. Если человек не делает зла и не желает его, то это добрый человек.

6.Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 13, найдите, прочитайте определения добра и зла и дополните предложения:

Утром бабочка проснулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре полетела

7. Парная работа.

“Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) соседа по парте.

8. Работа с пословицами.

Ребята, о теме добра и зла очень хорошо говорит народная мудрость пословиц и поговорок. На доске висит лента с пословицами, каждый будет отрывать листочек и зачитывать вслух.

Читайте также: