Для чего нужны синонимы 2 класс родной русский язык конспект

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Байкачева Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мирновская средняя школа города Евпатории Республики Крым"
Населённый пункт: город Евпатория Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России "Что такое синонимы"
Раздел: начальное образование

Конспект урока

по русскому языку

Тема урока: Что такое синонимы

урока: дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте,

использовать в речи.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение синонимов, уметь подбирать синонимы к словам и

Наблюдать за использованием синонимов в художественной речи.

Метапредметные:

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать

собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её

осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками

при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих

действий; учить наблюдать за действиями партнера.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Технологии: системно-деятельностный подход, проблемная ситуация, элементы игровой

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

русского языка. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обогащать активный и пассивный словарный запас; проводить синонимические замены с учетом особенностей текста; развивать речь, память, внимание.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Запись под диктовку: Пришла зима. В лесу стало скучно и холодно.

- Какое слово употреблено в переносном значении? (Пришла)

III. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте еще раз первое предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась)

- У слов наступила, настала, началась, пришла близкие значения.

- Ребята, кто из вас догадался, о чём сегодня мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы детей)

- Кто сможет определить тему? (Ответы детей)

IV. Работа по теме урока.

- Как в русском языке называют слова, у которых близкие лексические значения?

-Что такое синонимы? Кто не сможет ответить на вопрос можно прочитать на с. 80 определение.

- Откройте учебник на с. 80, прочитайте тему урока. (Для чего нужны синонимы?)

Упр.1 (с.80) Работа в парах.

- Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь за помощью к толковому словарю.

- Вспомните, как называются такие слова.

- Объясните, для чего их используют в речи.

- В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала.

- Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку?

- Помогло ли это создать образ осинки?

- Всегда ли синонимы могут заменять друг друга? (Нет.)

- Значения синонимов редко совпадают полностью. Как правило, синонимы отличаются тонкими оттенками значений. Например, слова вьюга и пурга – синонимы. Их значения очень близки, но всё же различаются оттенками смысла. Не любую, а только очень сильную вьюгу можно назвать пургой.

УПР.3 (с. 81) повышенной трудности.

- Определите, в каких предложениях можно использовать любой из синонимов, а в каких только один из них.

- Выбор синонимов часто определяется ситуацией общения. Например, слова глядеть, болтать, дурачиться мы можем использовать в дружеской компании, в разговоре с хорошо знакомыми людьми. А в деловой беседе, в разговоре с незнакомым человеком или тем, кто старше по возрасту, вместо этих слов следует употребить слова смотреть, разговаривать, баловаться.

Упр. 4. (с. 81-82) Работа в группе.

- Подберите синонимы к выделенным словам. Запишите по образцу. Составьте несколько предложений с записанными словосочетаниями.

VII. Рефлексия.

Определите, какой из синонимов в каждой паре встречается в русских народных сказках.

В каком столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подберите к ним синонимы из второго столбика.

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Группа синонимов – это несколько слов, близких по значению.

Словарь синонимов – словарь, в котором даётся описание слов, разных по звучанию и написанию, но одинаковых или близких по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 52 – 54.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 50 – 51; стр. 64 - 65.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её разнообразной, точной и выразительной. А ещё помогают избежать ненужных повторов слов в предложениях.

Давайте поближе познакомимся с синонимами. Например, выпадение осадков в виде дождя можно назвать разными словами. Ливень - это очень сильный дождь. Дождик - небольшой, тёплый дождь. Морось – мелкий дождь. Все три слова различаются лишь оттенками своих лексических значений и являются синонимами.

Вот ещё пример. Героя можно назвать смелым, храбрым, отважным, бесстрашным.

Общее в значениях всех этих слов – не испытывающий страха человек.
Слова смеяться, хохотать, хихикать и подсмеиваться – тоже синонимы.

Их общее значение – издавать смех. Но смех этот разный: хохотать – издавать очень громкий смех; хихикать – тихо смеяться; подсмеиваться – усмехаться над кем-то или чем-то.

Во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята построили ледяную горку. Затем ребята залили ее водой. Весело будет ребятам на горке.

Во дворе слышны веселые крики ребят. Дети построили ледяную горку. Затем малыши залили ее водой. Весело будет детворе на горке.

Так гораздо лучше!

Не только отдельные слова могут быть синонимами, но и фразеологизмы. Это устойчивые образные выражения, которые состоят из двух и более слов.

Подведём итоги урока.

Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по смыслу.

Синонимы разнообразят нашу речь, позволяют выразить мысль точнее и избежать повторов слов.

Подобрать слово близкое по значению поможет словарь синонимов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините слова левого столбика с близкими по значению словами из правого столбика.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, парная , индивидуальная.

Планируемые ре зультаты : в ход е урока учащиеся по лучат знания о

синонимах и синонимических рядах; узнаю т об испо льзовании синонимов в

художественных текстах и их р оли в устной и пи сьменной речи; научатся

распознавать синонимы в текстах, объяснять с вою точку зрения, делать выводы.

Виды деятельности учащихся : работа со разного типа сл оварями

(толковыми, синонимов); самостоятельный поиск информации, сравнение,

построение рассу ждений; работа в пара х, групповая работа, нахождение

синонимов в текстах, подбор синонимов к словам (выс траивание синонимических

рядов), наблюдение за использованием синонимов в художественной реч и;

интерактивный тренажер, тес т для про верки усвоения изу ченного материала.

Читайте также: