Деятельность органов военного управления по предупреждению корыстных преступлений конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Обеспечение политической и экономической стабильности в стране, со­вершенствование социальных отношений, оздоровление идеологической, нрав­ственной атмосферы в обществе, совершенствование законодательства и правоприменительной практики, воспитание призывной молодежи в духе уважения российских законов, государственных интересов и права собственности.

2. Профилактика пьянства и наркотизма в гражданском обществе и Во­оруженных Силах.

3. Адекватная социальная оценка воинской деятельности: идеологическая и материальная.

4. Обеспечение военнослужащих всем необходимым для выполнения слу­жебных обязанностей:

1) в отношении военнослужащих, проходящих службу по призыву:

- организация быта и досуга, позволяющая восстанавливать силы для на­пряженного воинского труда;

- забота о членах семьи по месту призыва;

2) в отношении военнослужащих, проходящих службу по контракту, -обеспечение доступности господствующих в обществе стандартов потребле­ния (путем воздействия как на социальные стандарты потребления, так и ус­танавливая соответствующее им денежное содержание).

5. Совершенствование системы правоохранительных .органов - создание службы, специализирующейся на выявлении корыстных преступлений в вой­сках оперативными методами.

1. Формирование правовой базы, необходимой для эффективной борьбы с корыстными преступлениями.

2. Улучшение организации деятельности военной прокуратуры:

- повышение уровня обеспечения криминалистической техникой и орг­техникой;

- улучшение подготовки кадров (первичной и на курсах повышения ква­лификации);

- специализация офицеров военной прокуратуры на выявлении и рассле­довании корыстных преступлений (отбор наиболее способных и подготов­ленных, обеспечение дополнительной подготовки и регулярного повышения квалификации, обмена опытом, обеспечение необходимого уровня защи­щенности специалистов и членов их семей от возможных контрмер преступ­ников);

- структурирование подразделений таким образом, чтобы уменьшить за­висимость от военного командования на местах и одновременно повысить оперативность (создание оперативных подразделений для выявления и рас­следования преступлений в гарнизоне при прокуратурах окружного звена, для работы в учреждениях окружного и центрального уровня - в главной во­енной прокуратуре);

- развитие подразделений, специализирующихся на выявлении фактов коррупции в правоохранительных органах;

- улучшение материального стимулирования правоохранительной дея­тельности.

3. Организация оптимального взаимодействия между различными право­охранительными органами и спецслужбами:

- координация деятельности, в том числе проведение совместных опера­ций в отдельных случаях;

- взаимоконтроль в целях профилактики коррупции.

4. Развитие системы контрольно-ревизионных органов в рамках минис­терства обороны.

5. Совершенствование методического и научного обеспечения деятельно­сти правоохранительных и ревизионных органов. Совершенствование мето­дик оперативных разработок, прокурорских проверок и проведения рассле­дований.

1. Обеспечение удовлетворительного уровня питания военнослужащих, бытовых условий и организации их досуга.

2. Обеспечение регулярных выплат денежного содержания военнослужа­щим, проходящим службу по контракту.

3. Совершенствование воинского, нравственного, религиозного, правово­го воспитания. Обеспечение главным управлением по воспитательной рабо­те МО РФ командиров подразделений и их заместителей по воспитательной работе методическими пособиями и лекционным материалом, средствами наглядной агитации, специальными кинофильмами и т.п. Привлечение ко­мандованием воинских частей к этой деятельности различных субъектов: ра­ботников правоохранительных органов, офицеров юридической службы, представителей различных религиозных конфессий и др.

4. Привлечение общественности к выявлению фактов хищений и должност­ных злоупотреблений военнослужащих. Оказание представителям обществен­ности государственной поддержки в плане материального и методического обес­печения их участия в контрольной деятельности. Координация деятельности военной прокуратуры, общественных организаций и представителей средств массовой информации.

Борбат Андрей Владимирович, доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук.

Кандыбко Наталья Викторовна, доктор экономических наук, профессор, начальник научно-исследовательского центра Военного университета Минобороны России.

Паршаков Александр Сергеевич, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (военно-научной информации, военно-правовых проблем) Военного университета, почетный работник прокуратуры, полковник юстиции запаса, кандидат юридических наук.

Лагашкина Юлия Валерьевна, младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра Военного Университета Министерства обороны Российской Федерации.

В статье рассматриваются вопросы профилактики преступности военнослужащих. Обозначаются ее основные направления и предлагаются конкретные меры предупреждения данного вида преступлений.

Ключевые слова: предупреждение, преступность, военнослужащие, субъекты профилактики.

The Main Areas and Means of Crime Prevention Among the Military Service Men

A.V. Borbat, N.V. Kandybko, A.S. Parshakov, Yu.V. Lagashkina

Borbat Andrey V., Assistant Professor of the Department of State, Criminal and Legal Disciplines of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

Kandybko Natalya V., Doctor of Economics, Professor, Head of the Research Center of the Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation.

Parshakov Aleksandr S., Senior Research Scientist of the Research Center (Military and Scientific Information, Military and Legal Issues) of the Military University, Honored Worker of the Prosecutor's Office, Retired Colonel of Justice, Candidate of Legal Sciences.

Lagashkina Yulia V., Junior Research Scientist of the Research Center of the Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation.

The article reviews the issues of crime prevention among the military service men. The author lists its main areas and suggests specific measures to prevent such crimes.

Key words: prevention, crime, members of the military, prevention subjects.

Обеспечение эффективности предупреждения преступности среди военнослужащих предполагает комплексное разрешение проблем жизнедеятельности военнослужащих и воинской службы на всех уровнях структуры органов государственной власти и управления: федеральном, региональном, местном. В системе Министерства обороны Российской Федерации такими уровнями являются, соответственно, центральные органы военного управления, органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 03.07.2016) Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

Субъектами предупреждения преступности в рамках своей компетенции являются органы военного управления и должностные лица всех звеньев системы Вооруженных Сил Российской Федерации: центральные органы военного управления, органы военного управления и должностные лица объединений, соединений, воинских частей и организаций.

Меры, принимаемые субъектами профилактики на федеральном уровне, реализуются через долговременные и наиболее значимые виды деятельности высших представительных и исполнительных органов государства по решению крупномасштабных задач в области обеспечения национальной безопасности и иных сферах жизни общества. На этом уровне проблемы предупреждения преступности среди отдельных групп населения, как правило, не вычленяются из общего контекста проблем профилактики преступности и разрешаются в рамках единой системы обеспечения национальной безопасности, законности и правопорядка, защиты личности, собственности, прав и свобод граждан, повышения правового, нравственного, культурного, образовательного уровня населения в целом и его отдельных слоев.

Осуществляемые на федеральном уровне различные по содержанию меры облекаются в форму правовых актов, концепций, целевых программ, призванных создать необходимую правовую и организационную базу и обеспечивать эффективность предупреждения преступности как в целом, так и ее отдельных видов.

В результате принятых на федеральном уровне мер правовые и организационные основы и материальная база предупреждения преступности в последние годы значительно расширились, в частности, в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" , который определяет субъектов, основные направления, виды, основания для осуществления, информационное обеспечение профилактики правонарушений, формы профилактического воздействия, полномочия федеральных органов исполнительной власти и других субъектов в сфере профилактики правонарушений. В соответствии с данным Федеральным законом субъектом профилактики правонарушений являются в том числе все федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Собрание законодательства РФ. 2016. N 26 (ч. I). Ст. 3851.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (в ред. от 07.12.2016) , в перечень полномочий Минобороны России входят обеспечение укрепления правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных силах, участие в обеспечении законности в Вооруженных силах, а также осуществление в пределах своей компетенции противодействия преступности.

Собрание законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3538.

Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Одной из основных задач Минобороны России является нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти, в том числе в сфере укрепления правопорядка и воинской дисциплины и предупреждения преступности среди военнослужащих.

Основными направлениями предупреждения преступности среди военнослужащих в современных условиях, исходя из ее состояния, тенденций развития и причинного комплекса, являются:

  • совершенствование законодательства о воинской службе и статусе военнослужащих, нормативных правовых актов, определяющих правовой статус военнослужащих и регламентирующих порядок прохождения военной службы, а также порядок распоряжения государственным имуществом;
  • поддержание и укрепление воинской дисциплины и правопорядка;
  • совершенствование организации контроля за состоянием воинской дисциплины и правопорядка, выполнением военнослужащими возложенных на них обязанностей, в том числе путем внедрения и использования данных технических средств и их систем контроля;
  • совершенствование форм и методов правовой пропаганды и правового просвещения, патриотического воспитания, повышения правосознания и уровня правовой культуры военнослужащих;
  • улучшение материально-бытовых и жилищных условий жизни военнослужащих;
  • совершенствование организации подготовки, подбора и расстановки кадров для командного состава;
  • совершенствование организации охраны военных объектов, военной техники, вооружений и военного имущества;
  • совершенствование организации учета, форм и методов предупреждения правонарушений и преступлений, совершаемых военнослужащими;
  • совершенствование научной базы предупреждения преступности среди военнослужащих.

Меры, разрабатываемые и осуществляемые в рамках данных направлений профилактики, воздействуют на причины и условия всех или большинства видов преступности среди военнослужащих.

Реализация государственной политики в области профилактики преступности в целом и отдельных ее видов предполагает постоянное совершенствование законодательства в соответствии с происходящими в обществе и государстве изменениями и в связи с необходимостью все более детальной регламентации общественных отношений. В частности, для предупреждения насильственных преступлений военнослужащих требуется внесение изменений в военно-административное законодательство, в частности, в Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, а также принятие отдельного нормативного правового акта, определяющего этические правила поведения военнослужащих, а для предупреждения коррупционных преступлений военнослужащих требуется внесение изменений и дополнений в законодательство о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, а также в ведомственные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения воинской службы, права и обязанности военнослужащих, порядок обеспечения их социальных гарантий, порядок размещения государственных заказов, приемки продукции, распоряжения военными объектами и военным имуществом в целях исключения из них коррупциогенных норм.

Предупреждение преступности является составной частью обеспечения национальной безопасности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" одним из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности является совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется в том числе путем совершенствования единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.

Собрание законодательства РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

Основу деятельности по предупреждению преступности среди военнослужащих составляет обеспечение укрепления правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных силах.

Приказом Минобороны России от 07.04.1998 N 166 "Об основных направлениях поддержания правопорядка, воинской дисциплины, организации службы войск в Вооруженных Силах Российской Федерации" органам военного управления и должностным лицам предписано:

  • сосредоточить основные усилия на предупреждении гибели и травматизма военнослужащих, пресечении нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, преступлений в отношении местного населения, недопущении финансово-хозяйственных нарушений, хищения оружия и боеприпасов, денежных средств;
  • дать персональную оценку стилю и результативности деятельности каждого командира, начальника по предупреждению преступлений и происшествий, гибели личного состава;
  • осуществить безотлагательные меры по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, для чего создать при командующих объединениями, командирах соединений нештатные группы анализа и выработки мер по борьбе с неуставными взаимоотношениями;
  • осуществить меры по предотвращению проникновения наркотических средств в воинские части, выявлению лиц, употребляющих их;
  • обеспечить систему работы сержантов (старшин) по поддержанию уставного порядка и воинской дисциплины;
  • уделять особое внимание подбору личного состава на должности, связанные с учетом и хранением оружия и боеприпасов;
  • обеспечить подготовку личного состава, заступающего в караул, внутренний наряд, и несение службы в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • принять меры по укомплектованию должностей офицеров по социальной работе и профилактике правонарушений, повышению уровня их профессиональной подготовки;
  • организовать информирование общественности по актуальным проблемам поддержания правопорядка, безопасности военной службы и отдельным фактам преступлений, совершенных военнослужащими.

Поддержанию и укреплению дисциплины и правопорядка среди военнослужащих, совершенствованию предупреждения преступлений будет способствовать деятельность военной полиции, которая создана и действует в составе Вооруженных сил с 2011 г.

Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 03.07.2016) определил назначением военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации защиту жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции противодействие преступности и защиту других охраняемых законом правоотношений в области обороны.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

В соответствии с Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2015 N 161 , территориальные органы военной полиции дислоцируются, как правило, в непосредственной близости от мест дислокации воинских частей, которые имеют наибольшую численность.

Собрание законодательства РФ. 2015. N 13. Ст. 1909.

В функции военной полиции входит:

Военная полиция наделена полномочиями требовать от военнослужащих соблюдения воинской дисциплины, прекращения противоправных действий, принимать предусмотренные нормативными правовыми актами меры по пресечению преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими.

Составной частью предупреждения преступности среди военнослужащих является правовое и патриотическое воспитание военнослужащих.

Правовое и патриотическое воспитание граждан является общегосударственной задачей и осуществляется в соответствии с федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации всеми органами государственной власти на всех уровнях и органами местного самоуправления.

В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации 28.04.2011 N Пр-1168 , развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Российская газета. 2011. 14 июля.

Государственная политика в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого ее гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Государственная политика в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. правовое просвещение и правовое информирование граждан;
  2. развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
  3. совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
  4. преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
  5. совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов.

Реализация государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан в данных направлениях необходима и в Вооруженных силах для повышения правовой культуры и правового сознания военнослужащих.

Актуальной проблемой в Вооруженных силах остается подготовка в военно-образовательных учреждениях офицерских кадров, обладающих правовыми знаниями, необходимыми для организации правового просвещения подчиненных, навыками анализа состояния и тенденций развития преступности, разработки и реализации мер предупреждения преступности среди военнослужащих.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Оглавление

  • Предисловие
  • Информация об авторе
  • Введение
  • Глава 1. Криминологическая характеристика коррупции в ВС РФ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Противодействие коррупции в вооруженных силах Российской Федерации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Криминологическая характеристика коррупции в ВС РФ

1.1. Понятие, характеристика, классификация и характер коррупции в ВС РФ

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

Фактически же коррупция несет под собой не просто юридический термин, обозначенный выше, а гораздо большее — это устойчивое общественное явление с тесно переплетенными социально-экономическими и психологическими составляющими.

Коррупция, как общественное явление, является своеобразным пороком общества, проекцией существующей несовершенной системы государственного управления на своих граждан. Данное явление также стоит рассматривать и как определенное вынужденное обстоятельство для тех, кто изначально не хотел нарушать закон. Нередки жизненные ситуации, когда решить тот или иной, важный для гражданина вопрос, законными и юридическими методами становится просто невозможно, так как излишне сложные, предвзятые бюрократические процессы и ложные препятствия, играют на руку недобросовестным чиновникам, дают им возможность склонить честного человека к коррупции, даче взятки. Разумеется, со стороны закона, правосудия и органов исполнительной власти, ничего из этого не может служить оправданием для честного гражданина, ступившего на ложный путь сотрудничества с коррупционером, однако в этом и заключается сложный, социально-экономический и психологический взгляд на данную проблему.


Рис. 1 — Антикоррупционное законодательство в ВС РФ

Принятие и введение в действие указанных законов вызывало широкий интерес в обществе и послужило благоприятной основной для изучения данной темы в научном юридическом сообществе.

Коррупция в Вооруженных силах РФ представляет особый интерес для изучения, так как закрытость военизированных организаций от широкой общественности, позволяет пользоваться коррупционерам отсутствием должного контроля и внимания, дольше оставаться незамеченными для контролирующих органов и общественности.

Для военной системы, коррупцию с использованием служебного положения в корыстной или иной личной заинтересованности можно классифицировать следующим образом, в соответствии с Рис. 2.


Рис. 2 — Основные коррупционные преступления в ВС РФ

Первая разновидность — завладение с использованием служебного положения чужим имуществом путем его изъятия вопреки воле собственников. Под данный вид попадают различные преступления в сфере имущества, чаще всего подпадающие под санкции части 3 статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации — Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Наиболее распространенными случаями привлечения к ответственности являются преступления служащих ВС РФ, связанные с обращением в личную собственность жилых и нежилых помещений, состоящих на балансе Минобороны России, а также схемы по продаже движимого военного имущества (транспортные средства с консервации, питание, вещевое имущество и т. п.).


воинская дисциплина, дисциплинарная практика, личной состав, подразделение, военная служба, укрепление дисциплины, подведение итогов.

Преступность среди военнослужащих и ее предупреждение

Преступность продолжает оказывать отрицательное влияние на установление твердого уставного порядка и серьезно подрывает имидж воинской службы.

Только на этой основе могут успешно решаться задачи по предупреждению преступлений среди военнослужащих.

Криминологические и виктимологические факторы.

Причины и условия преступности военнослужащих следует разделить на две большие группы

в. жесткий уставный контроль за деятельностью и поведением военнослужащих

Наряду с позитивными факторами следует указать на такие особенности военной службы.

Практика применения уголовного наказания в виде содержания.

Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части является специальным наказанием

Однако, Красноярским гарнизонным военным судом был осуждён сержант О

В соответствии со ст. 55 УК Российской Федерации лишение свободы Лебедеву заменено.

Проведение дисциплинарной практики | Статья в журнале.

– в штабе воинской части — на солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, на прапорщиков и офицеров; Все поощрения и дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок, и каждая запись в ней заверяется.

Вопросы применения наблюдения командования воинской части.

Ключевые слова: мера пресечения, наблюдение командования воинской части, командование воинской

Анализ наблюдения командования части в качестве меры пресечения требует отметить, что в

военная служба, военнослужащий, отношение подчиненности, уставное.

Проблемы квалификации преступлений, связанных с уклонением.

Сегодня уклонение от военной службы — это наиболее распространенное преступление в

Часть 2 ст. 338 УК РФ предусматривает дезертирство военнослужащего с оружием, которое

Сержант Иванов в целях уклонения от прохождения службы с вверенным ему оружием.

К вопросу о правовом положении осужденных военнослужащих

Ключевые слова: правовое положение осужденных, военнослужащие, преступность военнослужащих, исполнение наказаний. Правовой основой военной службы в вооруженных силах и других воинских формированиях Кыргызской Республики является Конституция.

Причины отклоняющегося поведения военнослужащих и процесс.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях сержантов и солдат, было предложено ответить по

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках (пограничные.

Читайте также: