Денежно кредитная политика конспект

Обновлено: 07.07.2024

Денежно-кредитная политика комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии. В этом случае имеет место кредитная экспансия. Подобной политики Центральный Банк придерживается в условиях спада производства и увеличения безработицы, стремясь оживить рыночную конъюнктуру. Напротив, в случае экономического подъёма, желая предотвратить перегрев экономики, Центральный Банк сдерживает кредит и ограничивает денежную эмиссию. Тогда имеет место кредитная рестрикция.

Важная задача Центрального Банка в области денежно-кредитной политики - контроль за денежным обращением с целью предотвращения инфляции или снижения её темпов. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для обращения, и какими принципами следует руководствоваться при проведении денежно-кредитной политики.

Все инструменты денежно-кредитной политики можно разделить на две группы: общие инструменты, влияющие на денежный рынок в целом; и селективные инструменты, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.

Общими инструментами кредитно-денежной политики Центрального Банка являются: операции на открытом рынке, учётно-процентная (дисконтная) политика, основанная на изменении учётной ставки; установление нормы обязательных резервов для коммерческих банков.

Дадим краткую характеристику основным денежно-кредитным инструментам.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг

Продажа ценных бумаг коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям Центральным Банком приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Соответственно, уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам. В результате предложение денег уменьшается.

Покупка ценных бумаг у коммерческих банков даёт обратный результат: резервы коммерческих банков и их возможности по выдаче ссуд расширяются, предложение денег растёт.

Операции на открытом рынке эффективны в тех странах, где существует ёмкий рынок государственных ценных бумаг.


Рис. 45. Денежно-кредитная политика: инструменты и цели.

Учётно-процентная (дисконтная) политика Центрального Банка состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального Банка.

Если Центральный Банк поднимает официальную учётную ставку, то коммерческие банки сокращают объём заимствований, что, в свою очередь, ведёт к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций.

Понижая учётную ставку. Центральный Банк создаёт условия для увеличения резервов и снижения процентных ставок, а объём кредитных операций растёт.

Механизм учётно-процентной ставки эффективно действовал в начале XX века. В дальнейшем применение этого инструмента денежно-кредитной политики давало меньший результат. Этому способствовали действия банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рынка. Интернационализация хозяйственной жизни также снизила эффективность учётно-процентной политики: снижение учётной ставки может привести к оттоку капиталов из страны.

Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков также используется Центральным Банком для прямого воздействия на величину банковских резервов. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию.

Монетарная политика Центрального Банка представлена в двух видах:

Политика “дешёвых” денег. Она проводится в период спада в целях стимулирования инвестиций и расширения объема производства.

Центральный Банк увеличивает предложения денег путем:

- снижения нормы обязательных резервов;

- уменьшения учетной ставки;

- скупке на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Политика “дорогих” денег проводится в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса.

Центральный Банк при этом уменьшает предложение денег путем:

- увеличения нормы обязательных резервов;

- повышения учетной ставки;

- продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Эффективность денежно-кредитной политики. Вопрос о том, способна ли кредитно-денежная политика обеспечить полную занятость без ускорения инфляции, остается открытым. Это объясняется тем, что использование денежно-кредитной политики для этой цели имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

К достоинствам денежно-кредитной политики обычно относят как её более быстрое действие по сравнению с фискальной политикой, так и то, что денежно-кредитная политика менее подвержена политическому давлению, чем фискальная.

Недостатками денежно-кредитной политики считают то, что она менее эффективна по части недопущения спада, чем в обуздании инфляции. Отмечается также, что её положительный эффект может быть поглощён изменениями скорости обращения денег и тем, что она не всегда приводит к существенному изменению расходов на инвестиции в экономике.

Выводы.

1. Денежная система – это форма организации денежного обращения.

2. Денежная масса, обращающаяся в стране, условно подразделенная на денежные агрегаты (М1, М2, М3, L), отличающиеся по степени ликвидности.

3. Спрос на деньги есть функция процентной ставки. Спрос на деньги определяется трансакционными и спекулятивными мотивами.

4. Предложение денег относительно стабильно и определяется государством.

5. На денежном рынке формируется равновесная ставка процента.

6. Формой движения денежного капитала является кредит на принципах возвратности и платности. Кредитная система включает в себя банки и другие кредитно-финансовые институты, являющиеся финансовыми посредниками.

7. Банковская система – двухуровневая, включает ЦБ и коммерческие банки. Коммерческие банки осуществляют пассивные и активные операции с целью извлечения банковской прибыли.

8. ЦБ осуществляет денежную политику с помощью учетной ставки, нормы обязательных резервов, операций на открытом рынке.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные функции денег.

2. Каковы компоненты денежной массы? Различаются ли они по степени ликвидности?

3. От чего зависит спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов?

4. Каковы будут последствия увеличения денежной массы в экономике с неполной занятостью?

5. Почему в проведении денежно-кредитной политики существует дилемма промежуточной цели?

6. Покажите, что происходит, если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов.

7. Оцените эффективность денежно-кредитной политики по сравнению с фискальной.

Глоссарий по теме урока: монетарная политика, финансовые институты, центральный банк, учётная ставка процента (ставка рефинансирования), обязательные резервы, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Финансовая система страны (финансовые институты) – учреждения, которые занимаются передачей денег, кредитованием, инвестированием, заимствованием денежных средств, используя для этого различные финансовые инструменты. Банковская система является ключевым звеном финансовой системы страны. Суть банковской системы в том, чтобы аккумулировать свободные денежные средства населения и организаций с целью дальнейшего использования этих средств для кредитования.

Одной из функций Центрального банка как ключевого звена банковской системы является осуществление монетарной (кредитно-денежной) политики государства.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путём воздействия на денежное обращение и состояние кредитов.

Центральному банку принадлежит главная роль в проведении монетарной политики. Тем самым, он обеспечивает условия, необходимые для экономического роста, и добивается достижения тактических целей: поддержание высоких темпов экономического роста, уменьшение амплитуды циклических колебаний, сдерживание темпов инфляции.

Объектом регулирования монетарной политики выступает денежная масса.

Важнейшими инструментами монетарной политики, воздействующими на величину денежной массы, являются:

  • регулирование обязательной нормы банковского резервирования;
  • изменение учётной ставки (ставки рефинансирования);
  • операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть депозитов коммерческих банков, которая должна храниться на счетах в Центральном банке.

Величина этих обязательных резервов устанавливается Центробанком как процент от общей суммы депозитов и рассчитывается по формуле:

где Rобяз – сумма обязательных резервов,

D – общая сумма депозитов,

rr – норма обязательных резервов (в процентах).

Для разного вида депозитов населения (до востребования или срочных) устанавливается разная норма обязательных резервов. Если у депозита выше степень ликвидности, то и выше норма резервирования.

Если Центробанк повышает норму банковского резервирования (норму обязательных резервов), то предложение денег в экономике сокращается, поскольку кредитные возможности коммерческого банка сокращаются. Эти возможности представляют собой разницу между суммой принесённых депозитов и величиной обязательных резервов.

Когда Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сумма обязательных резервов, которую банк не имеет права выдавать в кредит, увеличивается. Денежная масса уменьшается, кредитные ресурсы дорожают, что снижает деловую активность.

Изменение нормы обязательных резервов Центральный банк использует только для значительного расширения или сжатия денежной массы.

Учётная ставка процента – это ставка процента, по которой коммерческие банки могут заимствовать у Центрального банка. В России эта процентная ставка называлась ставкой рефинансирования коммерческих банков. Коммерческие банки берут кредит у Центрального банка при нехватке у них собственных средств. Центральный банк тогда выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным её параметром в России сегодня является ключевая ставка Банка России. Введена ключевая ставка была Центральным Банком России в сентябре 2013 года. Ключевая ставка – это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю. Она играет ключевую роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции. Одновременно изменилась роль ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования – размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ страны за кредиты, которые Центральный банк предоставил кредитным организациям. Ставка рефинансирования стала использоваться, в основном, для начисления штрафов и расчёта налогооблагаемой базы по вкладам.

С 1 января 2016 года к ключевой ставке привязана ставка рефинансирования РФ, и их значения уравнялись. Фактически ЦБ РФ отменил понятие ставки рефинансирования. Сегодня, говоря о ключевой ставке, подразумевают и ставку рефинансирования. До 2016 года ставка рефинансирования устанавливалась независимо от ключевой ставки (в декабре 2015 г.: 8,25% – ставка рефинансирования, 11% – ключевая ставка). А с 1 января 2016 года Банк России утверждает размер ключевой ставки, величина которой соответствует ставке рефинансирования. Ключевая ставка, утвержденная ЦБ РФ 26.03.2018, составляет 7,25%.

Если Центральный России банк повышает ключевую (учётную) ставку, то кредиты, за которыми к нему обратились коммерческие банки, становятся более дорогими, а значит, не всем банкам доступными. Кредитные возможности банков и денежная масса уменьшаются, а в экономике начнет уменьшаться деловая активность.

Если же ключевая (учётная) ставка снижается, то коммерческие банки смогут взять больше кредитов у Центрального банка для увеличения своих кредитных возможностей, способствуя росту денежной массы. Кредитные ресурсы дешевеют, что повышает деловую активность.

Поскольку объём кредитов, взятых у Центрального банка, обычно не больше 3-4% общих банковских резервов, то изменение ключевой (учётной) ставки – не самый оперативный инструмент монетарной политики. Изменение ключевой (учётной) ставки – скорее информационный сигнал о направлении политики Центрального банка: объявление о её повышении информирует о начале сдерживающей монетарной политики для борьбы с высокой инфляцией.

Наиболее гибким оперативным инструментом контроля денежного предложения являются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, преимущественно краткосрочных государственных облигаций.

Покупка Центральным банком государственных облигаций влияет на изменение предложения денег, воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежную массу. Покупка ценных бумаг Центральным банком часто используется как средство поддержки в период спада.

Выделяют два вида монетарной политики.


Рисунок 1 – Виды монетарной политики

Примеры и разбор решения примеров тренировочного модуля

1. Текст задания:

Денежно-кредитная политика представляет собой вид экономической политики, проводимой Центральным банком (ЦБ) страны с целью урегулирования денежных отношений и обеспечения более эффективного распределения денежной массы. Денежная политика сама по себе имеет ряд конечных целей, ориентиров, которых должен придерживаться ЦБ для достижения запланированных результатов. Прежде всего это обеспечение экономического роста, что позволит в дальнейшем решить проблему снижения благосостояния нации и недостаточно развитой национальной безопасности. Кроме того, экономический рост подразумевает количественное совершенствование, рост основных макроэкономических показателей главным образом ВВП, снижение уровней инфляции и безработицы, достижение равновесного состояния экономики. Следующей целью кредитно-денежной политики следует назвать формирование полной занятости всех ресурсов: рабочей силы, земли, капитала, инвестиций и т. д. Благодаря этому станет возможным добиться относительной стабильности цен. Сегодня на рынке труда, недвижимости и иных типах рынков мы наблюдаем дисбаланс в спросе и предложении, что является первопричиной скачкообразной динамики ценообразования. Наконец, последней целью кредитно-денежной политики ЦБ можно назвать достижение устойчивого платежного баланса.

Как известно, для достижения конечного результата субъект придерживается промежуточных ориентиров. Таким образом, изначально решаются промежуточные проблемы, создающие основу для дальнейшего реформирования системы. В данном случае можно выделить следующие промежуточные целевые ориентиры.

1. Денежная масса. Важно найти баланс денег, тот объем денежной массы, который необходим экономике для осуществления операций и рыночных сделок. В то же время количество денег в обращении не должно доводить экономику до инфляционных колебаний, поэтому эмиссия денег должна иметь определенные границы. Центральный и коммерческие банки могут регулировать динамику предложения денежной массы, и в зависимости от этого экономика развивается в определенном направлении.

3. Обменный курс. Для национальной экономики разрушающее действие оказывает падение курса отечественной валюты по сравнению с иностранными. Девальвация является результатом скрытых проблем экономики, таких как ее слабость, невысокая конкурентоспособность, структурные сдвиги и т. д. Таким образом, поддержание обменного курса на относительно высоком уровне – это первоочередная задача государства в лице ЦБ страны.

Какие-либо достижения, результаты кредитно-денежной политики возможны исключительно при правильном выборе инструментов. Все инструменты Центрального банка делятся на две большие группы: прямого и косвенного воздействия. К первой относят лимиты кредитования, которые подразумевают непосредственное регулирование величины процентной ставки. Инструменты косвенного воздействия: изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков. Чем она выше, тем меньше денег банк может выдать в качестве ссуд, но тем выше его платежеспособность. Изменение ставки рефинансирования – это оптимизация процента, по которому ЦБ кредитует коммерческие банки. Опять-таки, чем она выше, тем меньше кредитов коммерческий банк сможет взять и тем ниже предложение денег и выше процент. Операции на открытом рынке подразумевают скупку или продажу ЦБ облигаций, в результате чего предложение денег либо увеличивается, либо уменьшается. Таким образом, ЦБ имеет возможность применять один из методов и инструментов кредитно-денежной политики в зависимости от нужд экономики и целей, которых необходимо достичь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Что такое денежно-кредитная политика?

Что такое денежно-кредитная политика? Денежно-кредитная политика имеет отношение, как вы можете догадаться, к деньгам – то есть контролирует приток и ценность денег.В отличие от фискальной политики она обычно не является прерогативой правительства страны – в

Стабилизационная денежно-кредитная политика.

Стабилизационная денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика ЦБ является составной частью экономической политики государства. Она представляет собой систему мер для достижения основных экономических целей: экономический рост, высокий уровень занятости,

Глава 14 Финансы и денежно-кредитная система

Глава 14 Финансы и денежно-кредитная система Из предыдущих разделов учебника стало понятно, что в современном цивилизованном обществе государство приобрело новые качественные признаки. Во-первых, оно стало одним из действенных регуляторов экономики. Во-вторых, оно, как

§ 3 Денежно-кредитная система страны

§ 3 Денежно-кредитная система страны Давайте сначала выясним, что такое денежно-кредитная система. Под такой системой подразумевается совокупность действий государства по регулированию всех денежных расходов в экономике. Последние зависят от деятельности банков,

Гипотеза эффективного рынка и ошибочная денежно — кредитная политика

Гипотеза эффективного рынка и ошибочная денежно — кредитная политика Широко распространенная вера в справедливость гипотезы эффективного рынка сыграла свою роль и в сбое, допущенном Федеральной резервной системой. Если эта гипотеза верна, то таких вещей, как пузыри, не

Лекция 18 Тема: ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ: ИНФЛЯЦИЯ

Лекция 18 Тема: ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ: ИНФЛЯЦИЯ Макроэкономическая нестабильность наряду с кризисами и безработицей проявляется еще в одной форме, в форме инфляции, которая образуется в сфере денежно-кредитного

18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции

18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции Кредитная система – это комплекс валютно-финансовыхучреждений, призванных регулировать экономику посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Современная денежно-кредитная система состоит из трех

1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи

1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и

4. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

4. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В чем заключалась основная на тот момент проблема? Банковская система нашей республики по многим параметрам оставалась рудиментом советской финансово-распределительной модели. Деньги не циркулировали в организме экономики естественным

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЛИБЕРАЛИЗМА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛИЗМА

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЛИБЕРАЛИЗМА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛИЗМА (спасение экономики России в социальной политике

1. Денежно-кредитная политика порождается интересами коммерческого капитализма

1. Денежно-кредитная политика порождается интересами коммерческого капитализма Весь 2000-й год продолжалось падение роста экономических показателей развитых капиталистических стран Запада и всей мировой системы рыночного хозяйствования. Единственным лекарством,

Гост

ГОСТ

Общие сведения о денежно-кредитной политике государства

В настоящее время экономическая роль государства заключается в решении ряда важнейших проблем, препятствующих нормальному развитию в обществе экономической деятельности. Речь идёт, прежде всего, про проблемы экономического спада, высокой инфляции и безработицы. Одним из действенных способов государства воздействия на указанные макроэкономические процессы является денежно-кредитное регулирование.

Денежно-кредитная политика государства – это совокупность организационных, экономических и нормативно-правовых мер, инициируемых и реализуемых органами государственной власти с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны посредством воздействия на количество денег, находящихся в обращении.

Чаще всего государство наделяет полномочиями по разработке и реализации денежно-кредитной политики Центральный банк. Главной задачей его функционирования признаётся создание в экономике объективных предпосылок (то есть стабильного курса национальной валюты, невысоких темпов роста цен и уровня процентных ставок) для формирования предприятиями и населением сбережений и последующей их трансформации в производительные инвестиции.

Таким образом, состояние денежно-кредитной сферы в значительной степени определяет общее состояние экономики, поэтому денежно-кредитную политику стоит рассматривать как составную часть единой экономической политики государства.

Механизм и методы реализации денежно-кредитной политики государства

В настоящее время в экономике особое внимание отводится совершенствованию механизма денежно-кредитного регулирования. Под ним принято понимать совокупность процесса, принципов и методов денежно-кредитной политики государства. Конкретная форма механизма денежно-кредитного регулирования определяется ролью, степенью независимости и функциями Центрального банка, принятой системой организации финансовых рынков в стране (прежде всего, кредитного и валютного).

Готовые работы на аналогичную тему

Методы денежно-кредитной политики представляют собой те инструменты и приемы, которые используются субъектом денежно-кредитной политики (государственным органом) в отношении объектов, выбранных в качестве ключевых, для достижения поставленных целей и решения задач. Все используемые методы принято подразделять на:

  • методы прямого контроля (административные методы);
  • рыночные (косвенные) методы.

Административные (прямые) методы денежно-кредитной политики государства

Административные методы денежно-кредитной политики заключаются в том, что государство активно себя проявляет и непосредственно осуществляет контроль за деятельностью независимых субъектов финансового рынка. В этом случае изменяются те решения, которые они принимают и реализуют в процессе ведения экономической деятельности на денежно-кредитном рынке (например, решения о кредитовании, об определении процентных ставок, об инвестировании в ценные бумаги и др.).

Применение административных методов находит своё выражение в виде издаваемых Центральным банком и другими органами денежно-кредитного регулирования указов, приказов директив, предписаний, инструкций. Они ориентированы на то, чтобы тем или иным способом ограничить сферу деятельности институтов финансового рынка.

Традиционный инструментарий административного (прямого) регулирования представлен следующими методами:

Две последние меры являются примерами селективной политики государства. Они считаются менее жёсткими мерами денежно-кредитного регулирования, поэтому получили широкое распространение в развитых странах мира.

Рыночные (косвенные) методы денежно-кредитной политики государства

Если государство решает начать оказывать воздействие на финансовую систему страны посредством применения рыночных механизмов, то в этом случае говорят о косвенных (рыночных) методах государственной денежно-кредитной политики. Эти методы могут быть успешно использованы только в тех странах, где высок уровень развития рыночных отношений. Однако, стоит отметить, что эффект косвенных методов более замедленен, чем в случае с методами прямого контроля.

В зависимости от содержания косвенные методы могут быть подразделены на:

  • налоговые методы – введение и отмена налогов, определение конкретных значений налоговых ставок;
  • нормативные методы – установление обязательных для исполнения норм формирования резервов и коэффициентов, характеризующих результаты текущей финансово-хозяйственной деятельности;
  • корректирующие методы – совершение органами денежно-кредитного регулирования операций на открытом рынке.

Как показывает практика, в долгосрочной перспективе наиболее эффективно себя проявляют методы рыночного (косвенного) воздействия. Однако окончательный выбор в пользу того или иного метода денежно-кредитной политики определяется в зависимости от особенностей строения и развития национальной финансовой системы.

Читайте также: