Демократия конспект урока по обществоведению 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

- научиться ставить проблему и работать над ее решением.

Урок можно начать с проблемного задания для каждого учащегося или для группы: попытаться дать определение понятию "демократия"; предложить 2-3 термина, наиболее близких к демократии и противоположных демократии; придумать свой символ демократии.

Ответы могут быть самыми разнообразными. Например, с демократией могут ассоциироваться свобода, уважение к личности, защита прав, справедливость, равенство возможностей и т.д., а с антиподами демократии - насилие, война, терроризм, преступность, дискриминация и т.д. Желательно, чтобы в таблицу вносились те понятия, которые повторяются неоднократно, можно их особо выделить. Будет интересно, если учитель тоже примет участие в обсуждении и предложит свой вариант ответа.

Затем продолжается работа в группах. Предлагается несколько вопросов для обсуждения (либо во всех группах обсуждаются одинаковые вопросы, либо каждая получает задание решить одну из проблем):

1. Зачем нужна демократия?

2. В чем демократия облегчает жизнь человека и чем она может не устраивать его?

3. Как демократия должна проявляться в различных сферах жизни человека? (В школе, на улице, в семье, в отношениях между людьми).

В ходе обсуждения данных вопросов учащиеся могут составлять в тетради краткие конспекты, таблицы или схемы.

Задачи демократии:

- защита интересов личности;

- справедливое устройство общественной жизни;

- создание условий для всестороннего развития человека;

- установление контроля за деятельностью государства;

- равные возможности для всех членов общества.

Представленные ответы являются лишь возможными вариантами и не носят обязательного характера.

После выяснения мнений групп по проблемным вопросам, при наличии времени, учитель может предложить следующую тему для дискуссии - "Демократия в России".

Можно выделить несколько вопросов: успехи демократии, явные неудачи демократии, отношение населения (или разных слоев населения) к демократии, проблемы демократии в России.

В результате дискуссии составляется итоговая таблица (ее составление может служить и домашним заданием):

Некоторые проблемные вопросы из представленных выше учитель может использовать либо в качестве домашних заданий, либо для написания небольших творческих работ в классе.

Данный урок имеет несколько вариантов:

- общая дискуссия по вышеназванным проблемам;

- использование ролевых игр (например, при рассмотрении вопроса о проявлениях демократии в различных сферах жизни человека можно смоделировать различные ситуации и заняться поиском путей их демократичного разрешения, причем эти ситуации могут быть взяты из реальной жизни).

В зависимости от выбранной формы работы учитель разными способами может оценивать деятельность учащихся. Первостепенное внимание можно уделить умению четко обозначить проблему и обосновать свое мнение, можно проверить способность к обобщению сказанного и выделению главного, можно предложить творческую работу и выявить широту видения учащимися поставленного вопроса и навыки использования фактов и документов для подтверждения своих выводов, можно оценивать активное участие в дискуссии. Таким образом, у учителя достаточно широкий диапазон использования различных форм оценивания работы учащихся на уроке.

ИТОГИ УРОКА: учащиеся задумываются о том, что демократия является не просто отвлеченным политологическим понятием, но и влияет на повседневную жизнь человека, его поведение в обществе и отношения с другими людьми.

УРОК 2. ДЕМОКРАТИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В ходе данного урока учащиеся могут:

- ознакомиться с историей возникновения и развития демократии;

- выделить ключевые элементы демократии;

- обсудить различные взгляды на демократию и высказать собственное мнение по поводу различных теорий демократии;

- продолжить формировать навыки активного участия в дискуссии;

- научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать;

- приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Учащиеся вспоминают, что демократия в дословном переводе означает "власть народа", и задумываются над вопросом: "Хорошо ли, когда все управляют? Если в машине каждый будет пытаться выполнить роль шофера, это может привести к катастрофе?" Можно сформулировать и любой другой вопрос, при рассмотрении которого выясняется неоднозначность понятия "демократия" (вопрос могут сформулировать сами учащиеся).

После небольшой паузы (примерно 5 мин.) учитель может рассказать об истории развития и различном понимании демократии.

Возникновение демократии, по общепринятому в науке мнению, связано с появлением античного полиса. Полис соединял в себе элемент гражданской самоуправляющейся общины и являлся частью городской структуры с развивающейся частной собственностью.

"Отец истории" Геродот (484-425 гг. до н.э.) был родоначальником понятия "демократия" и выделял два основополагающих принципа афинской демократии: свободу слова и равенство всех граждан перед законом.

Фукидид (460-395 гг. до н.э.) передает известную "Речь на панихиде" афинского государственного деятеля Перикла, в которой тот отдает дань погибшим в первый год Пелопоннесской войны (между Афинами и Спартой) афинянам и говорит об особенностях афинской демократии:

". Наша конституция называет наше государство демократией потому, что власть находится в руках народа, а не меньшинства. Когда речь идет о разрешении частных конфликтов, все равны перед законом; когда речь идет о том, чтобы возложить на кого-то большую меру ответственности перед обществом, для нас важна не принадлежность человека к определенному классу, а его реальные способности. И если человек способен служить государству, он не может быть лишен данной возможности по причине своей бедности. В нашей частной жизни мы свободны и терпимы, однако в общественных отношениях мы соблюдаем закон.

Мы добровольно подчиняемся тем, кого мы избрали в органы управления, а также строго следуем законам, особенно законам, защищающим права угнетенных, и тем неписаным законам, нарушать которые считается позором.

После работы мы наслаждаемся всеми видами отдыха, приносящими пользу нашему духу. Круглый год проводится множество различных состязаний и жертвоприношений; в наших домах царят красота и хороший вкус, которые ежедневно дарят нам радость и помогают забыть о проблемах.

Наша любовь к прекрасному не приводит нас к экстравагантности; а наша любовь к духовному не делает нас более податливыми. Мы считаем, что богатство должно использоваться разумно, а не служить объектом для бахвальства. В нашей стране каждого волнуют не только свои собственные проблемы, но и проблемы государства в целом: даже те, кто занят исключительно своими делами, прекрасно информированы в области политики - и в этом наша особенность, мы не считаем, что тот, кто не интересуется политикой, занят своими делами, мы считаем, что такому человеку здесь нечего делать. "

Платон (427-347 гг. до н.э.) выделял пять форм правления: аристократию (правление лучших, благородных); тимократию (правление честолюбивых); олигархию (правление немногочисленной группы сильных и имущих); тиранию (разновидность монархии) и демократию (результат мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих богатых и знатных). В дальнейшем он свел типологию к двум формам: монархии и демократии. По его мнению, монархия опасна избытком власти, а демократия - избытком свободы, поэтому надо придерживаться середины между этими крайностями.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) выделял "правильные" и "неправильные" формы государственного устройства. К первым он относил царскую власть, аристократию и политию (смешанный государственный строй); а ко вторым - тиранию, олигархию и демократию (он ставил знак равенства между демократией и охлократией - "властью толпы"). Аристотель считал, что если большинство правит в интересах общей пользы, то это можно назвать политией. Аристотель разработал главные принципы правильного демократического правления: богатые и бедные участвуют в управлении на равных условиях; занятие должностей ограничено имущественным, хотя и невысоким цензом; к занятию должностей допускаются все граждане, за исключением тех, кто подвергся судебному преследованию или атимии (лишению гражданской чести); основой демократического правления является господство закона.

Средневековье не внесло значительных изменений в понимание демократии. Лишь в конце средних веков возникла идея разделения властей: законодательная должна принадлежать народу, а исполнительная - монарху (Марсилий Падуанский, XIV век).

Однако единства в понимании демократии не было и в этот период. Английский философ Дж. Милль видел в ней тиранию большинства. Американский президент А.Линкольн считал ее правлением, исходящим от народа, осуществляемым народом и для народа.

О современных взглядах на демократию учащиеся могут узнать из текста учебника (Р.Рейган и К.Поппер), к взглядам авторов учитель может добавить знаменитое высказывание У. Черчилля: "У демократии много недостатков, но пока не изобретено ничего лучшего".

Учащиеся могут высказать свое отношение к тем или иным взглядам, обсудить отдельные вопросы (которые представляются наиболее спорными и интересными), провести работу с документами, составить таблицу для систематизации изученного, поразмышлять об общем в понимании демократии в разные эпохи и выделить главные различия.

В ходе урока учащиеся могут согласиться с тезисом из учебника, что сутью демократии является уважение к личности и ее свободе, а могут с этим поспорить и выдвинуть свои варианты ответа. Также можно обсудить ключевые элементы демократии. В учебнике дается 8 элементов (равенство возможностей, определенная степень свободы, участие в управлении, главенство закона, выражение своего мнения, демократическое образование, контроль над властью, избирательная система). Группам учащихся можно дать 2-3 элемента (группы должны получить разные элементы и не знать элементов других групп) и предложить прибавить к этому списку еще 4-5 элементов. После выполнения задания можно сравнить набор элементов демократии, данный в учебнике и получившийся у каждой группы.

Затем можно рассмотреть подходы к определению демократии: каждая группа получает по одному из подходов (см. в учебнике о трех подходах к пониманию демократии) и пытается найти аргументы в пользу "своего" подхода. В ходе общего обсуждения каждый учащийся может либо выбрать наиболее правильный, с его точки зрения, подход, либо предложить свой, либо прийти к выводу, что все три подхода имеют под собой рациональную основу и их следует сочетать.

В заключительной стадии урока выясняются понятия прямой и представительной демократии. Наиболее интересной формой работы является проведение игры. Перед группами учащихся ставится проблема: группа попадает на необитаемый остров, где начинает налаживать свою жизнь, и задумывается над вопросами: "Что приготовить на обед, если одни хотят рыбу, другие дичь, а третьи овощи? (Все вместе приготовить невозможно по нескольким причинам: готовят обед не все, а лишь несколько человек, потому что другие занимаются различными делами - от поисков пищи для ужина до строительства жилищ; требуется рационально использовать продукты, которых не так много и т.п.) Как распределить обязанности по хозяйственной деятельности внутри группы?

Однако ситуация меняется. Учитель говорит, что на остров приехали еще 400 человек. Можно ли теперь перед каждым обедом, ужином, завтраком и по каждому возникающему спорному вопросу собирать всех вместе, отвлекать от дел, чтобы на общем собрании голосовать за то или иное решение? Встает вопрос о создании выборного органа, который решал бы повседневные дела, то есть о представительной демократии.

Учащиеся находят отрицательные и положительные стороны как у прямой демократии, так и у представительной. Например, прямая демократия отражает мнение всех по данному вопросу и позволяет каждому принять участие в решении различных проблем, но это заставляет тратить большое количество времени на непроизводительную деятельность, дает возможность манипулировать людьми с помощью некорректной формулировки вопросов (например: "Хотите вы есть на ужин прекрасно приготовленную свежую рыбу или старого костлявого зайца?" или "Хотите ли вы, чтобы наша республика стала суверенным, свободным и демократически развивающимся государством под властью монарха (или президента, или парламента - важно не содержание вопроса, а некорректность его формулировки)?" и т.п.), требует выработки сложного механизма учета мнения каждого, является дорогостоящим мероприятием, не предполагает возможности внести изменения или дополнения (требует однозначного ответа - "за" или "против"). При представительной демократии лица, получившие доверие народа, несут ответственность за свои решения, имеют возможность всесторонне изучить проблему для принятия решения, накапливают опыт управления государством и т.д. В то же время существует опасность популистских обещаний, которые не будут выполняться после избрания данного человека; народ может быть отторгнут от решения всех общественных проблем; у власти может оказаться тиран и диктатор и т.д.

Следовательно, необходимо сочетать две формы демократии. Учащиеся могут написать небольшую работу, где выскажут свои мысли по двум вопросам: "По каким вопросам необходимо проводить всенародное голосование (референдум)?" и "Какие условия необходимы для демократичного функционирования представительной власти?"

Данный урок имеет несколько вариантов:

- вопросы рассматриваются достаточно кратко и часть из них выделяется для самостоятельного изучения дома;

- основное внимание можно уделить анализу исторических документов, можно раздать группам или каждому учащемуся отрывки из работ античных, средневековых и более поздних философов, историков, политологов, государственных деятелей;

- при хорошем знании истории демократии у учащихся большую часть времени можно уделить рассмотрению прямой и представительной форм демократии, проведя игру "Референдум": учащиеся получают различные роли - социологов (изучают общественное мнение и дают рекомендации по вопросам, которые надо вынести на референдум), организаторов (придумывают механизм проведения референдума, обсуждают и окончательно формулируют вопросы, обрабатывают и оглашают результаты), активистов (пишут листовки, придумывают лозунги и плакаты, причем они могут разделяться на оппозиционных и поддерживающих) и народа (узнают информацию о вопросе, вырабатывают свою позицию, участвуют или не участвуют по каким-либо мотивам в голосовании). Такая игра может быть проведена не только на уроке, но и в течение более длительного количества времени в старших классах или во всей школе и иметь не только учебные цели, но и помочь в решении насущных вопросов школьной жизни.

ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: в зависимости от избранной формы работы у учителя есть несколько вариантов оценивания:

1. Критерием оценки может служить активность или пассивность учащегося в ходе дискуссии.

2. Можно проверить работу в тетради и оценить умение делать выводы, отражать самое главное, заполнять таблицу.

3. Выполнение творческой работы по заявленным вопросам также поможет учителю увидеть степень усвоенности материала, а также умения размышлять над поставленной проблемой (вопросы могут быть самыми разными).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий.

- сформировать у студентов представление о демократических принципах, ценностях и свободах демократического общества;

- сформировать первоначальные навыки студентов в участии выборной компании через имитацию выборов.

- содействовать развитию у студентов способностей самостоятельно анализировать общественные проблемы и предлагать эффективные способы их решения;

- содействовать развитию у студентов способностей публичного выступления перед аудиторией, логически излагать свои мысли, аргументировано высказываться, ставить вопросы и отвечать на них;

- развивать способность студентов к цивилизованным методам воздействия на власть.

- содействовать воспитанию правовой культуры студентов;

- содействовать воспитанию студентов патриотизма, гражданственности, чувства личной ответственности в демократическом обществе;

- провести рефлексию студентов по участию их в выборах.

Урок изучения нового материала и способов деятельности

- знают суть демократии;

- знают процедуру выборов и голосования;

- знают правила публичного выступления;

- умеют самостоятельно анализировать общественные проблемы и предлагать способы их решения;

- умеют публично выступать перед аудиторией, логически излагать свои мысли, аргументировано высказываться, ставить вопросы и отвечать на них;

словесные: объяснения, беседа;

наглядные: демонстрация видеоролика, презентация;

практические: участие в выборной компании, фишбоун.

элементы развивающего обучения и информационно-коммуникативной технологии

познавательной деятельности студентов:

фронтальная, групповая, индивидуальная

образовательного пространства урока

Ресурсы учебного занятия

компьютер, проектор, интерактивная доска,

театральный реквизит, урна для голосования.

- раздаточный материал : листовки, бюллетени, протокол для избирательной компании, комплект для рефлексии;

- докумен т: Конституция РФ.

Технологическая карта урока

Деятельность преподавателя ее содержание,

ее содержание, формы и методы

- умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях;

- приветствует, проверяет готовность к уроку, установление контакта.

Учебник, ручки, тетради

ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ.

2. Проверка домашнего

- инструктирует, проверяет, оценивает.

- группы представляют результаты выполненной домашней работы.

- умение самостоятельно определять цель и постановку задач личностного развития

введение в тему,

- знакомит студентов с темой урока; выводит тему на экран;

- уточняет понимание студентов в поставленной цели урока.

- студент исполняет роль владыки (зачитывает указы)

- отвечают на вопросы;

- совместно с преподавателем определяю цели и задачи урока;

- записывают тему урока.

Компьютер, мультимедиа-проектор, тетради, ручки.

- умение сотрудничать с другими обучающимися и педагогами;

- умение брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- умение сотрудничать с другими обучающимися и педагогами;

4. Изучение нового материала:

- Что такое демократия?

Демократический – ( δ ῆμος – народ, κράτος – власть).

1. Признание народа источником власти и носителем суверенитета (ст.3 п.1).

2. Принятие властных решений по принципу большинства (ст.3 п.3).

3. Право меньшинства на оппозицию.

- ценности демократического государства.

1.Человек, его права и свободы (ст.2).

(от лат.pluralis — множественный)

- излагает новый материал с помощью:

Предлагает просмотреть видеоролики и задаёт вопросы:

1. Какие главные ценности демократии выделяют политические деятели и студенты нашего техникума?

2. Какие главные недостатки демократии называют политические деятели и студенты техникума?

развивающая - активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством самостоятельного моделирования ими нового теоретического материала, развивать их познавательные интересы, способности к самообразованию и навыки исследовательской деятельности, создать условия для решения проблемных задач;

воспитательная - создать условия для осмысления учащимися главной демократической идеи (идеи Свободы) через призму собственной индивидуальности, своих ценностных ориентаций.

Тип урока - урок изучения нового материала

Форма урока: комбинированный урок

Автор: Литовка А.С.

Ход урока

Организационный момент

Повторение пройденного материала

1. Учитель называет разные периоды в развитии государства, а учащиеся определяют, с опорой на исторические знания, положение в нем человека.
Преподаватель обращает внимание на различные определения понятия "государство":
Государство - это часть политической системы, основной ее элемент.
Государство - это учреждение, орган политической власти общества, осуществляющий деятельность в разные периоды.
Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим.
Государство - организация политической власти в классовом обществе. .

2. Индивидуальное задание у доски:

Расставить в логической последовательности указанные ниже исторические процессы, которые, с точки зрения сторонников классовой теории, привели к возникновению государства:
возникновение частной собственности;

совершенствование орудий труда;

появление возможности эксплуатации чужого труда;

возникновение неравенства; появление излишков продукции;

развитие экономических связей, торговли;

разделение труда.
3. Фронтальный опрос:

- Какие можем выделить факторы, которые повлияли на развитие государства?
(Ответ учащихся:1) стремление удержать завоеванные территории;
2) внешняя угроза, защита собственной земли;
3) необходимость крупных хозяйственных работ;
4) контакты с более развитыми народами
).
- В повседневной жизни термин "государство" отождествляется с такими понятиями, как страна, Родина, отечество.
- Чем отличается страна от государства?
(Ответ учащихся: Родина - место, где мы родились. Страна - крупная территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям, территория, имеющая определенные границы, обладающая государственным суверенитетом).
- Назовите признаки государства. (Ответ учащихся: главные признаки государства:
1)наличиеособой публичной власти;
2)административно-территориальное деление;
3) суверенитет, независимость государственной власти от любой другой внутри страны и вне ее, право государств решать свои внутренние и внешние вопросы;
4) налоговая система (сбор и взимание налогов в принудительном порядке);
5) издание законов, имеющих общеобязательную силу на всей территории данного
государства;
6) наличие символов государства).

Проверка индивидуального задания у доски. Выставление отметок.

Изучение нового материала

Определение темы урока, целей и задач

Учитель: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть следующую ситуацию.

Работа в группах

Работа с учебником стр.134-135.

Формы демократии

Прямая (непосредственная) Представительная

Это принятие основных решений Это принятие решений

непосредственно всеми гражданами выборными учреждениями

на выборах, референдумах и т. д. (парламентом, городским

собранием) или выборными

делегаты, члены собраний).

Определить, что из списка относится к представительной, а что к непосредственной демократии, и обосновать свой выбор:

2. Участие в митингах

3. Участие в выборах в органы власти

4. Деятельность депутатов в выборных органах.

5. Участие в референдумах.

6. Участие в демонстрациях.

7. Избрание президента.

Проверка выполнения заданий.

Учитель: Одним из достижений демократии являются свободные выборы, которые находят своё отражение в парламентаризме как форме представительной демократии.‍ Самостоятельная работа тчащихся с учебником, стр.13-137.

ОпрҵделѸте поЛитиче葁кие действи䑏, отражающие содержбние"ларламен䑂ской де䐾мкѠатии!и耠запишите 萸Ӆ в тХтрадях>

Выборыဠнаридныхпредстав䐘телей в парламент

Соперничество партий за власть в ходе избирательной компании

Образование парламентских фракций

Ответственность депутатов перед избирателей

Разделение власти на законодательную и исполнительную.

Проверка выполнения задания. Комментарий каждого записанного положения.

Признаки правового государства рассматриваются с помощью схемы, изображённой на слайде.

Учитель: В трактовке прав человека можно выделить различные подходы.

ТеорҸя ᐵстесрвен䐽ого пра䐲а П␾зитивн萰я Ղеория правҰ

За䐴Ѱние 1MРабота с текстаои, в котОрых оставлены葁мыслҾвые пӀԾбелы䀿

В Ѡа7рывы текста необходимо вставить нееосూаNщᑃ䑎 информацИю (в тԾм"чظсле ᑁ помощью учебника)Ю

Пр萰в䐾аое государст2оР– 3осударство, псу⑉ествляющее упрరвػение деламѸ гразданفкого обществапосредстزом издвнияȠзакон␾в закрепܻяющах†и(гараԽтирՃющих неотъемлемые․и∦ человекర, выражающих интересы всех слоев (социальных групп) населения и самоподчиняющихся праву.

… … … … - основополагающий международный документ в области прав человека – был принят на 3 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года в Париже.

… есть система общеобязательных установленных и охраняемых государством норм (правил поведения), предназначенных для регулирования и упорядочения общественных отношений.

К … правам и свободам относятся: право на получение, хранение и распространение информации; свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; свобода объединений, право на участие в решении государственных дел; право избирать и быть избранным; право равного доступа к любым должностям в государственных органах и др.

Республика Беларусь обладает… и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Единственным … государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является …

… основана на свободном волеизъявлении народа и тесно связана с обеспечением правопорядка и осуществлением прав и основных свобод человека.

Принцип разделения властей - это основа организации и деятельности …государства.

Демократия –такой тип политической организации общества, при котором власть осуществляется через народовластие либо через представителей, избираемых законом.

Парламентаризм –система организации верховной государственной власти, которая характеризуется разделением … и исполнительной … при ведущей роли в этой системе…

РаботѰ с текст萰ми, к которых допущены ошибки.ġОбнарكжవние и耠испривление (мето4 ҟл␰цеСо).

Наро␰蠬 Его чест䐽ая гокя – единственный исрочник гжсударственной вѻастм.

ТоржестҲо гакона в национ䐰лౌно䘹 праలовԾй сйстемб, строгая субординация ؽо@мативных актов по юридичథской силе.

Раздѵлеҽие гжсударственной Ҳпастл на зРкоЭодатЕль=ую,ဠпредст␰вительную, иӁҾолнитеѻ葜ную и судеᐱную®

Правовое закрепление и оرеспеч萵нИе некоторых прав и свобод ч5ловдка.

Взаа萼наязаѲи⑁имосӃь государстҢа и лияности в области осуществлХЭѸя оѐав.

Наличие эффективных правовых средств контроля и надзора за осуществлением конституционной свободы и обеспечением правопорядка.

Установление и реализация юридической ответственности за совершение правонарушений с обеспечением принципа независимости всех перед законом.

Составить схему основных ветвей государственной власти.

Дать названия законодательной и исполнительной власти в Республике Беларусью

5. Рефлексия.

Формами выражения мнений и впечатлений учащихся могут выступать: комплимент,

Подведение иూ萺гоѲ.

Выставление оцеఽок и их комментарий.

Дома⑈нее задание

1.Крᐵ0тианыЙ 葃ровеньဍ(выполняеӂAᑏ учҰщим␸ся по жХланию, пѐ␸Рؿомощи$Интернет-рещу⑀сов). Найти по䐻итичбскую кар葂ѣ мира 䑁$оСпзначением на нзй лагеря демокритических стран мира, опрҵдеȻѸть источник-соᑁтавитель карты, п葀оанализировать иритерии ␴5моᐺратии,!положенЭӋе в дснову данНой кгассификаెии демоѺратичдӁкЮго лагеря, подготовить соб⑁ӂвенное обҾснование)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Педагогическая цель: воспитание социально-компетентной личности.

Планируемые результаты (предметные):

Личностные результаты:

формирование активной гражданской позиции, способности к отстаиванию общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

развивать умения самостоятельно выполнять практические и познавательные задания; формировать навыки познавательной рефлексии от постановки цели до получения и оценки результата.

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Коммуникативные УУД :

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью.

Организационная структура урока

I. Мотивационный блок

Учащимся предлагается прочитать суждения, определить пропущенное слово, выбрать приемлемое для себя высказывание и сформулировать тему урока.

  1. … - это процесс, в ходе которого люди свободно выбирают козла отпущения. Лорен Питер.
  2. … - это теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого сомнения. Генри Луис Менкен.
  3. … не может встать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены избиратели. Джордж Бернард Шоу.
  4. … - это форма правления, при которой каждый получает то, чего заслуживает. Джеймс Дэвидсон.
  5. Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже ….Вудро Вильсон.
  6. При … одна партия все свои силы тратит на то, чтобы доказать, что другая неспособна управлять страной, и обычно обеим удается и то и другое. Генри Луис Менкен.
  7. … спотыкается на каждом шагу по дороге к правильному решению, вместо того, чтобы прямо и без запинок идти в тупик. Лоренс Питер.
  8. … - это когда власти уже не назначаются горсткой развращенных, а выбираются невежественным большинством. Джордж Бернард Шоу.
  9. … - самый плохой способ правления, не считая остальных. У.Черчилль.

II. Информационный блок

Задание: дать определение понятию демократия из предложенных слов (общество, форма, признание, источник, народ, власть, основанная, устройство, экономическое, политическое, качество).

Демократия - форма политического, экономического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Задание: выберите признаки, характеризующие демократию.

Признаки:

  1. разделение властей;
  2. отсутствие политических свобод;
  3. многопартийность;
  4. свободные выборы;
  5. централизация экономики;
  6. одна идеология;
  7. гарантированные политические права и свободы;
  8. монополия политической власти на информацию;
  9. политический плюрализм.

Ответы: 1, 3, 4, 7, 9.

Задание: конкретизируйте признаки примерами.

Учитель кратко характеризует представительную и прямую формы демократии.

Задание: выберите признаки, характеризующие:

а) прямая демократия;

б) представительная демократия.

Признаки:

  1. деятельность депутатов в парламенте;
  2. участие в митингах и демонстрациях;
  3. участие в референдумах;
  4. участие в выборах президента;
  5. участие в выборах в законодательные органы власти.

Ответы: а-2, 3, 4, 5; б-1.

Далее вводятся понятия: избирательная система, типы избирательных систем. Учащиеся анализируют схему и отвечают на вопрос: Какой вариант реализован в РФ? Какая из двух избирательных систем представляется справедливее?

Избирательные системы

Избирательная система - особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, со способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Мажоритарная система

Способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.

Пропорциональная система

Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов.

Разновидности

Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос.

Побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности.

Объединение различных интересов происходит обычно до выборов в парламент

Применяется в США, Индии, Японии

Действует на основании создания коалиций групп интересов, стимулирует существование двух партийной или двух коалиционной систем

Объединение различных интересов происходит после выборов в парламент

Применяется в Италии, Израиле

Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции

Работа в группах

Задание: сформулировать принципы демократических выборов.

После обсуждения формулируются принципы:

- принцип тайного голосования;

- принцип свободы выборов;

- принцип ограничения срока выборов.

Каждый принцип раскрывается на примерах.

Для конкретизации теоретических положений урока можно предложить учащимся вопросы для беседы.

  1. В государстве существует одна партия. Можно ли там провести демократические выборы?
  2. Правомерны ли избирательные цензы? Если да, то, какие цензы на Ваш взгляд наиболее разумны?
  3. Как осуществляется связь парламентариев с избирателями?
  4. Выдержан ли принцип справедливости, если какое-то решение в парламенте принято 51% голосов?

III. Аналитический блок

IV. Рефлексия и оценивание

Заполнение карты самодиагностики.

Критерии самодиагностики

Да

Нет

1. Я участвовал в рабочих диалогах

2. Я самостоятельно формулировал понятия

3. Я принимал активное участие в принятии рабочих решений

4. Мне было интересно вести диалог и обсуждать результаты

Домашнее задание: написать эссе по одному из предложенных выше афоризмов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе

632780 Новосибирская область Баганский район село Савкино, улица Восточная 12/2,

Парфенова Юлия Николаевна

Тема: Демократические выборы и политические партии.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить обучающихся с понятием избирательное право, в избирательный процесс получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах, многопартийность.

2. сформировать аналитические умения и навыки (применять полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение);

3. способствовать правовому воспитанию; воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.

4.готовить к осознанному выполнению роли избирателя.

Оборудование: фрагменты документов, текст задач, ситуаций, кроссворд.

Основные понятия: Конституция РФ, выборы, рефе­рендум, активное избирательное право, пас­сивное избирательное право, избирательные комиссии.

Изучение нового материала

(Слова мыслителя И.А. Ильина записаны на доске)

Рассмотрим ситуацию:

Десятиклассница нашей школы Юля Ш. впервые будет участвовать в выборах президента 17 марта 2024 года. Является ли ее добровольное участие в выборах – свидетельством того, что она “участник демократического строя”?

Предложите аргументированную защиту своей позиции.

При обсуждении ситуации учащимися выявились две противоположные позиции: “да” и “нет”.

Учитель: “Далеко не случайно то, что у нас выявилась группа ребят, считающая, что участие в выборах – далеко не участие в управлении государством. Более того, часть молодежи и взрослого населения нашего села выражают пассивное отношение к выборам. Предположите, какие еще проблемы мы поставим на сегодняшнем уроке?

Обучающиеся предлагают:

– проблема равнодушного отношения к будущему своей страны;

– проблема формирования активной жизненной позиции молодежи;

– проблема “мой голос ничего не решает”

Для обсуждения данных проблем необходимо разобраться, прежде всего, с избирательной системой в РФ, многопартийностью.

С выборами человечество столкнулось еще на заре своей истории. Сегодня без выборов невозможно предста­вить политическую жизнь демократического общества.

А всегда ли выборы проходили так как проходят сегодня? И с кого времени люди начали выбирать?

Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и фран­ков. Зрелую форму управления представляли собой народные собрания древних греков в пери­од ахейской Греции.

Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла свое­го апогея. Народному собранию были приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

Шли годы, столетия, сменялись государства и формы народовластия. Среди форм народного представительства следует обратить внимание на английский парламент, первое заседание которо­го состоялось в 1265 г. Это был сословно-представительный орган, состоящий из палаты лордов и палаты общин.

В период Московского царства для решения важных вопросов при государе возникли Зем­ские соборы, в состав которых входили все чины Московского государства: бояре, дворя­не, дьяки, выборные от городов и т.д.

Следует упомянуть о предшественнице нынеш­ней Нижней палаты Федерального Собрания — Государственной думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Пер­воначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законода­тельные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как тако­вые сохранялись, но были формальны, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядо­вых граждан не возникало мысли выдвинуть кан­дидата по собственной воле.

С началом демократических преобразований в избирательной системе страны начались суще­ственные перемены, направленные на воплоще­ние принципов народоправства.

Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы – арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.

Итак, избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов. ( записать в словарь)

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы:

1.Всеобщая декларация прав человека 1948г

Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ответим на следующие вопросы ( Конституция РФ на парте для обучающихся):

1.кто имеет право избирать?

2.кто не имеет права избирать и быть избранным?

Работа обучающихся с КРФ

КРФ ст. 32. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосред­ственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избран­ными граждане, признанные судом недееспо­собными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Избирательное право граждан

Учитель: Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах.


(Записать в словарь)

Чтобы выяснить, что такое активное и пассивное избирательное право и чем они отличаются , давайте обратимся к выдержкам из ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

(Обучающиеся работают с документом)

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

26) избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

27) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

28) избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

Согласно Федеральному закону № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Статья 27 Федерального закона гласит (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

В президенты – с 35 лет

В Государственную Думу - с 21года

Учитель: Ребята, а можете ли вы назвать депутатов Государственной Думы РФ? (ответы обучающихся) Знаете ли вы местных депутатов?

Сегодня на уроке у нас в гостях депутат нашего села Булкина Т.Д.. Она расскажет нам о своей депутатской деятельности.

(Выступление Булкиной Т.Д. о работе депутата). Вопросы Булкиной Т.Д.

1. Трудно ли быть депутатом? Что вам нравится, а что не нравится в депутатской работе?

2. Перед кем ответственен депутат?

Учитель: Одной из форм участия граждан в политической жизни страны являются выборы. Путём голосования мы выбираем определённую кандидатуру, т.е. осуществляем активное избирательное право.

Вы́боры — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.

Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия людей (граждан и так далее) в общественно-политической жизни государства, страны. (Записать в словарь)

Каким же образом происходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действий, определенный алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Давайте проследим за порядком проведения выборов за процедурой голосования на избирательных участках.

Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов. (записать в словарь)

Итак, избирательный процесс состоит из нескольких стадий:

А) назначение выборов;

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Б) составление списков избирателей;

В) образование избирательных округов и избирательных участков; Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Г) создание избирательных комиссий;

Для организации выборов формируются избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Центральная избирательная комиссия ( ЦИК)

Избирательные комиссии субъектов РФ (ЦИКСРФ)

Окружные избирательные комиссии (ОИК)

Территориальные(районные, городские и т.п.) (ТИК)

Участковые избирательные комиссии (УИК)

(Записать кластером с доски в тетрадь)

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

В нашем селе во время проведения выборов работает своя Участковая избирательная комиссия. Сегодня на урок мы пригласили председателя УИК

Шпирко Т.А. расскажет нам о работе и полномочиях УИК нашего села.

(Выступление Председателя УИК Савкинского сельсовета Шпирко Т.А.)

Вопросы к Шпирко Т.А.

Д) выдвижение кандидатов и их регистрация;

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

Е) предвыборная агитация;

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 00ч.00мин. по местному времени за сутки до дня голосования.

Ж) голосование;

Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

З) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Учитель: При подсчете голосов делается вывод о состоявшихся или несостоявшихся выборах. По необходимости назначаются повторные выборы или второй круг выборов.

Кроме выборов ещё одним проявлением активного избирательного права является участие граждан в референдуме. В чём заключается суть референдума, и в чём отличия референдума от выборов. В этом нам поможет разобраться Малиновский В.

Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. ( записать в словарь)

Нельзя не интересоваться, будучи патриотом своей страны, её политической жизнью. Пройдёт несколько лет и мы будете иметь право участвовать в выборах. Осмысленное и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того ли иного уровня. И так, выборы являются важнейшим демократическим институтом, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования.

Часто бывает так, что правящие власти разделяются во мнениях относительно дальнейшей жизни страны. В этом случае точку в вопросе может поставить народ.

Иногда референдум позволяет избежать спекуляций со стороны отдельных политиков, особенно если на голосование ставятся вопросы, касающиеся органов исполнительной и законодательной власти.

Конституционный референдум обеспечивает чистоту и прозрачность Основного закона, а это, в свою очередь, гарантирует его исполнение жителями страны. Кроме того, референдум дает возможность добиться согласия в обществе, ведь граждане государства сами определяют, как они хотят жить.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Итоги референдума в нашей стране 12 декабря 1993г. принята Конституции Российской Федерации ( записать в тетрадь)

Типы избирательных систем. Работа в группах учебник стр.253-256

1.Мажоритарная избирательная система её характеристика, плюсы и минусы

2. Пропорциональная избирательная система её характеристика, плюсы и минусы

3.Смешанная избирательная система её характеристика, плюсы и минусы.

Анализ работы в группах.

4. Решение заданий типы избирательных систем в государствах.

1. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:

1) выборы являются всеобщими и равными;

2) победителем признается кандидат, получивший большинство голосов в своём округе;

3) голосование на участках является тайным;

4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений.

2. Парламент данной страны формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть десятипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.

Читайте также: