Демографический портрет россии конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Общий вывод: Проблема демографии современного общества должна волновать всех и каждого, иначе в ближайшем будущем просто некому будет жить в нашей стране!

2 этап. Целеполагание

Цели: после занятия участники смогут

- характеризовать современную демографическую ситуацию;

- анализировать демографическую политику в России, уметь приводить примеры;

- продолжить формирование умений анализировать текст, анализировать статистическую информацию, выступать публично, отвечать на вопросы итоговой аттестации в форме ЕГЭ .

- задуматься над демографической проблемой современного общества и выразить свое отношение к ней.

новой информации (или исследование, изучение нового материала)

1. Что изучает демография?

2. Современная демографическая ситуация.

3. Демографическая политика в России.

1. Что изучает демография ?

- анализ статистических данных;

- ответ на проблемный вопрос.

2. Ответьте на вопросы:

Выскажите три предположения о причинах изменения численности населения.

Вывод (комментарий учителя): … Численность россиян убывает.

Кризис современной семьи и связанная с ним низкая рождаемость.

Снижение уровня жизни, связанное с социально-экономическими реформами.

Высокий уровень смертности, обусловленный вредными привычками.

2. Современная демографическая ситуация .

- анализ текста (см. Приложение 1);

1. Прочитайте текст на Рабочем листе 1.

- анализ современной демографической ситуации

Учитель организует эвристическую беседу.

Освещает ряд демографических проблем.

Использует для их актуализации целый спектр информационных источников: научные статьи, содержание учебника, материалы сети Интернет из презентации к уроку

Преподаватель задает вопросы и организует групповой анализ представленной информации, используя круговую диаграмму "Возрастной состав населения" (сл 20).

Какой вывод можно сделать на основании данных о возрастном составе населения. Выскажите три предположения о последствиях сложившейся ситуации.

Вывод: В стране растет численность людей пенсионного возраста.

Сокращается трудовой потенциал. Повышается актуальность новых технологий в производстве.

Возникает необходимость пенсионной реформы.

Возникают дополнительные требования к развитию социального обеспечения, медицинскому обслуживанию пожилых людей.

3.Демографическая политика государства

- объяснение учителя с использованием текстовых (логических) схем (мультимедийной презентации)

Вывод (комментарий учителя): …

Старшеклассник должен осознать, что решение демографической проблемы не сводится к увеличению пособий и иных выплат. Демографическая политика должна включать меры по формированию общественного мнения. В результате обсуждения старшеклассник должен задуматься о важности выбора поведенческих моделей (имеется в виду репродуктивное поведение) каждым жителем России.

Вариативно, по усмотрению учителя:

1 вар. Тестирование (4-7 тестовых заданий)

не более 3-5 мин

Домашнее задание

РАБОЧИЙ ЛИСТ

1. Источник : Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел народонаселения

Счетчик населения России

146 519 021

Численность населения

Численность мужского населения (46.3%)

Численность женского населения (53.7%)

Рождено в этом году

Умерло в этом году

Мигрировало в этом году

Рост численности населения в этом году

Рост численности населения сегодня

Счетчик населения Китая

1 402 374 068

Численность населения

728 087 689

Численность мужского населения (51.9%)

674 286 379

Численность женского населения (48.1%)

Рождено в этом году

Умерло в этом году

Мигрировало в этом году

Рост численности населения в этом году

Рост численности населения сегодня

Счетчик населения Земли

7 683 051 015

Численность населения

3 875 391 121

Численность мужского населения (50.4%)

3 807 659 894

Численность женского населения (49.6%)

Рождено в этом году

Умерло в этом году

Мигрировало в этом году

Рост численности населения в этом году

Рост численности населения сегодня

Демогра ́ фия — наука о закономерностях воспроизводства населения . Она изучает численность , территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дает рекомендации по их улучшению. Демографический кризис — переход от традиционного (расширенного) типа воспроизводства к современному (суженному) типу воспроизводства в результате резкого сокращения численности населения. Естественный прирост населения — разность между числом родившихся и умерших людей на данной территории за определенный период времени. Миграция — перемещение людей с целью изменения места жительства.

t1601805710ae.jpg

ПРИЧИНЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ

Снижение рождаемости

Изменение репродуктивных установок, внедрение в сознание российской молодёжи зарубежных образцов поведения.

Сокращение числа семей сложного состава .

Сокращение продолжительности жизни

Смертность среди российских мужчин и женщин в трудоспособном возрасте значительно выше среднеевропейского показателя. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 61,4 года, продолжительность жизни женщин значительно выше — 73,9 года

Рост смертности

инфекционные и паразитарные заболевания — 1,6 %.

Послание Президента Федеральному Собранию (фрагмент)

Автор – Владимир Путин

t1601805710af.jpg

Теперь – о наших задачах более конкретно. И прежде всего – о ключевой из них: о сбережении народа, а значит, о всемерной поддержке семей.

Россия вошла сейчас в очень сложный демографический период. Рождаемость, как вы знаете, снижается. Уже говорил, что причины здесь чисто объективные. Они связаны с теми огромными людскими потерями, провалами, которые понесла наша страна в XX веке, во время Великой Отечественной войны и в драматичные годы после распада СССР. Но это не значит, что мы должны принять такую ситуацию, смириться с фактом. Конечно, нет.

Мы смогли переломить негативные демографические тенденции в начале 2000-х годов, а тогда страна была в очень сложном положении, тогда казалось, что это вообще сделать невозможно. Но мы это сделали, и убеждён, что вновь способны это сделать: на рубеже 2023–2024 годов добиться возобновления естественного прироста населения.

1. Сегодня хочу сказать о новом пакете уже подготовленных мер по поддержке семей.

Первое . Важно, чтобы рождение и воспитание детей не означало для семьи риска бедности, резкого снижения уровня благосостояния. Вы знаете, что у нас уже предусмотрены выплаты на первых и вторых детей в возрасте до полутора лет. На первого ребёнка выплаты идут из федерального бюджета. На второго ребёнка семья может получить выплаты из средств материнского капитала. Сумма выплаты зависит от прожиточного минимума ребёнка в конкретном регионе Федерации.

Предлагаю с 1 января 2020 года поднять планку до двух прожиточных минимумов на члена семьи. Такие запросы есть у людей, мы видим их, напрямую в Администрацию Президента поступают. Это позволит практически в полтора раза увеличить число семей, которые получают право на дополнительные выплаты. Помощью государства смогут воспользоваться порядка 70 процентов семей, где рождаются первые и вторые дети.

Второе . Сегодня пособие по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы всего 5,5 тысячи рублей. Предлагаю уже с 1 июля текущего года повысить его до 10 тысяч рублей. Понимаю, конечно, что и это немного. И тем не менее такая мера станет дополнительной поддержкой для семей, где ребёнок нуждается в особой заботе.

Третье . Доходы российских семей, безусловно, должны расти. Это серьёзная, комплексная задача. Подробно о ней ещё скажу чуть ниже. Но нужны и решения прямого действия. И прежде всего должна быть снижена налоговая нагрузка на семью. Принцип должен быть очень простой: больше детей – меньше налог. Предлагаю увеличить федеральную льготу по налогу на недвижимое имущество для многодетных семей. Дополнительно освободить от налога: по 5 квадратных метров в квартире и по 7 квадратных метров в доме на каждого ребёнка.

Четвёртое . Правительству и Центральному Банку нужно последовательно выдерживать линию на снижение ставок по ипотеке до 9 процентов, а затем – до 8 процентов и ниже, как это и установлено в майском Указе. При этом особые меры поддержки мы должны предусмотреть для семей с детьми, разумеется. Предлагаю установить льготу на весь срок действия ипотечного кредита.

Да, конечно, это потребует дополнительных денег, и немаленьких: в 2019 году – 7,6 миллиарда рублей, в 2020-м – 21,7 миллиарда рублей, 2021 году –30,6 миллиарда рублей. Но, по оценкам, программа может охватить 600 тысяч семей. Безусловно, надо эти деньги найти. Мы знаем, где их взять. Они у нас есть, и нужно их использовать на таких важнейших для нас направлениях.

Необходимо предоставить семье возможность не только покупать готовое жильё, но и строить свой дом, на своей земле. Прошу Правительство совместно с Центральным Банком разработать удобные и, главное, доступные финансовые инструменты для поддержки индивидуального жилищного строительства, поскольку эта сфера не охвачена сегодня ипотекой.

И конечно, справедливо должен рассчитываться налог на землю. Понятно, что может меняться кадастровая или рыночная стоимость объекта. Но в любом случае сумма налога не должна скакать, непредсказуемо меняться. Мы уже ограничили десятью процентами годовой рост налогового платежа для жилой недвижимости. Предлагаю установить такой же предел и для земельных участков.

2. Решение демографических проблем, рост продолжительности жизни, снижение смертности прямо связаны с преодолением бедности. Напомню, в 2000 году за её чертой находилось более 40 миллионов человек. Сейчас – около 19 миллионов, но и это слишком много, слишком много. А у нас была ситуация, когда это количество ушло к 15 миллионам, сейчас немножко опять подросло. Надо, безусловно, сосредоточить на этом наше внимание – на борьбе с этим явлением.

Опыт некоторых наших регионов показывает, что можно эффективно работать на этом направлении. Я назову эти регионы: это Калужская, Ульяновская, Томская, Вологодская, Нижегородская области, ряд других регионов России. Их опыт показывает, что работающим механизмом такой поддержки может стать социальный контракт, так называемый социальный контракт.

Как он действует, что это такое. Государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации. Предоставляет семье финансовые средства – кстати, приличные, речь идёт о десятках тысяч рублей – на организацию подсобного хозяйства или небольшого собственного дела. Подчеркну: для каждого предлагается индивидуальная программа поддержки, исходя из конкретной ситуации.

Также прошу Банк России и правоохранительные органы в кратчайшие сроки навести порядок на рынке микрокредитования, оградить людей от обмана, мошенничества и настоящего вымогательства подчас со стороны недобросовестных кредиторов.

И конечно, нужно щепетильно, внимательно относиться к каждой детали. В качестве примера, не очень хорошего примера для нашей работы, хочу сказать о следующем: в этом году были проиндексированы пенсии в рамках пенсионной реформы. Уже с текущего года индексация пенсий и ежемесячных денежных выплат должна осуществляться в любом случае сверх уровня прожиточного минимума пенсионера, который устанавливается ежегодно. То есть государство сначала, сперва должно довести пенсию до прожиточного минимума, а уже после этого проводить индексацию самой пенсии и ежемесячных денежных выплат. Выплаты за первые месяцы текущего года нужно пересчитать и доплатить людям те деньги, которые они недополучили.

Следующая важная тема – здравоохранение. Знаю, что его нынешнее состояние, уровень доступности медицинской помощи, с одной стороны, вроде как растёт, и действительно растёт, но тем не менее многих граждан не устраивает.

На повышение доступности медицинской помощи должна работать информатизация здравоохранения. В течение трёх лет надо отладить электронное взаимодействие между медицинскими учреждениями, аптеками, врачами и пациентами. Добавлю: обязательно нужно включить в общую цифровую сеть и организацию медико-социальной экспертизы, тем самым избавить наконец пожилых людей, инвалидов, семьи с детьми от очередей и сбора бессмысленных подчас справок.

Далее. Сегодня самые сложные операции, используя новейшее оборудование, успешно делаются не только в федеральных, но и региональных клиниках и центрах. Однако наряду с этим крайне важна и эффективная реабилитация. У нас просто не было никогда такой системы, но нужно с чего-то начинать, и работа здесь предстоит большая. Давайте начнём с создания хотя бы двух детских реабилитационных центров мирового уровня, так же как мы делаем по перинатальным центрам, а затем будем двигаться дальше.

Важнейший вопрос, который имеет не только медицинское, но и социальное, общественное, нравственное измерение, – это организация паллиативной помощи. По оценкам, в ней нуждаются до 800 тысяч человек, а волонтёры мне говорили, может быть, и миллион. В январе посещал, как вы знаете, детский хоспис в Петербурге, говорили о проблемах. Знаю, что вчера депутаты Государственной Думы во втором чтении приняли поправки в законодательство о паллиативной помощи. Прошу как можно быстрее завершить работу над законопроектом в целом. В дальнейшем посмотрим, как он действует на практике, и, при необходимости, оперативно внесём коррективы, обязательно учитывая позицию и волонтёров, о которых я только что упоминал, врачей, социальных работников, представителей общественных и религиозных объединений, благотворителей. Всех, кто давно – от сердца идёт это – занимается оказанием паллиативной помощи.

ВЫВОД: Решение демографической проблемы не сводится к увеличению пособий и иных выплат. Демографическая политика должна включать меры по формированию общественного мнения. В результате обсуждения каждый молодой человек должен задуматься о важности выбора поведенческих моделей (имеется в виду репродуктивное поведение) каждым жителем России.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

· выяснить, что такое демографическая ситуация;

· охарактеризовать половозрастную структуру населе- ния России;

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний и представле- ний о демографической ситуации в России; о факторах, определяющих соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах; о половом и возрастном составе населения России; об ожидаемой продолжительности жизни.

Метапредметные: формирование умений: 1) опреде- лять понятия; 2) анализировать источники географической информации — диаграммы и карты; 3) строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения на при- мере карт и диаграмм; 4) осуществлять смысловое чтение;

5) подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю прогнозируемую продолжитель- ность жизни.

Личностные: формирование способностей к самораз- витию и самообразованию на основе решения учебных задач.

Основное содержание: демографическая ситуация, половозрастная структура населения России, ожидаемая продолжительность жизни населения.

Деятельность обучающихся: выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов; определять половой и возрастной состав насе- ления России по статистическим данным; подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на сред- нюю прогнозируемую продолжительность жизни; сравни- вать среднюю прогнозируемую продолжительность жизни мужчин и женщин в России и в других странах по стати- стическим данным.

Ценностный компонент урока: демографическая ситуация в России.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Проверка знаний

1. Дайте характеристику современного типа воспроиз- водства населения.

2. Сравните показатели воспроизводства населения Рос- сии с показателями воспроизводства населения других стран мира. Какие выводы вы сделали?

3. Сделайте обоснованный прогноз воспроизводства на- селения России к 2020 г. Свою позицию объясните.

II. Изучение нового материала

На уроке решается учебная задача — школьники долж- ны выяснить, о чём рассказывает половозрастная пирами- да. Половозрастная пирамида — яркий показатель демо- графической ситуации в стране. Она представляет собой графический вид демографической статистики.

Урок завершается выполнением заданий 8 и 9 на с. 39 учебника.

Домашнее задание: 1) изучить § 9; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—6 на с. 39 учебника;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Боголюбов Л.Н. Обществознание (11кл.);- М., Просвещение,2008г.

Формирование отношения к демографическим проблемам современного общества и представлений об основных тенденциях развития семьи в современной России, влияющих на общие демографические процессы.

Задачи урока

развивать у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем и умения анализировать тексты, выделять главное при работе в группе

приобрести умения осуществлять комплексный поиск информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблем

выявить основные тенденции решения проблемы повышения рождаемости, снижение уровня смертности, повышение имиджа многодетной семьи.

Тип урока (педагогическая технология)

Урок открытия новых знаний

Автор конспекта урока

Ожидаемые результаты.

Предметные: владение базовыми понятиями, владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, умения формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, извлекать необходимую информацию из текстов, формулировать выводы по изученному материалу. Оценивать себя и своих одноклассников.

Личностные: сформированность толерантного сознания и поведения личности, готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимание.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять контроль, коррекция, производить самооценку.

Познавательные: целеполагание, применение различных методов познания для изучения демографической ситуации России и Республики Алтай, извлечение необходимой информации из текстов, умение критически оценивать информацию, использовать полученные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, достижение договоренностей и согласование общего решения.

Основные понятия (словарь занятия)

Ресурсное обеспечение занятия

Проектор, компьютер, презентация, раздаточный печатный материал, оценочные листы.

1. Мотивационный блок постановка учебной задачи

3.Изучение нового материала.

3.2 Демографическая ситуация в РФ

3.3 Составление мини – проектов.

4. Демографическая ситуация в Республике Алтай.

Подробный конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.

Добрый утро, ребята. Я рад вас всех сегодня видеть вновь на уроке.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Мотивационный блок постановка учебной задачи

Актуализация знаний, введение в тему урока.

Демография (греч. δέμος — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.( слайд)

Зачем нам знать, сколько нас, россиян?

Чем грозит современная демографическая ситуация в стране?

самостоятельно формулируют цель урока после прослушивания песни

Запись в тетрадях

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение Вопросы:

Изучение нового материала

. Презентация «Демографическая ситуация в современной России. 1. Показывает и комментирует слайды презентации.

Просматривают презентацию, делают
записи в тетрадь, задают уточняющие вопросы.

Работа
с текстом учебника, с. 193–199. 3. Формулирует задание:

а) познакомиться с новым материалом;

б) составить тезисный план-конспект.

Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют тезисный план-конспект.

Составление мини – проектов.

Задание
по группам ( звучит красивая музыка)

1 группа: рождаемость, смертность - назвать наиболее частые причины, опираясь на полученные знания и собственный обществоведческий опыт;

Вопросы: 1.Проанализировать особенности смертности в России

Проанализировать данные о естественном приросте по субъектам федерации

Группа: продолжительность жизни

Вопросы: какова продолжительность жизни в России? Какие факторы, на ваш взгляд контролируют продолжительность жизни? И какие факторы влияют на данный процесс?

Группа: Миграция

Группа: Демографическая политика

Самостоятельно знакомятся с текстом, составляют мини -проекты. Презентация и защита своих проектов

Выполняют задания, активно участвуют в обсуждении результатов

Работа по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Алтай (слайды)

Демографическая ситуация в Республике Алтай

1.Что вы узнали из этого документа?

Как вы оцениваете демографическую ситуацию в Республике Алтай на сегодняшний день?

Если бы вы были на месте парламентариев, какие бы законы вы приняли для того, чтобы снизить уровень смертности в нашей стране и республике?

Что может повысить рождаемость в России?

Знакомятся
с документом, отвечают на вопросы.

Примерные ответы учеников: субсидии матерям
- налог на бездетность
- запрет на аборты
- развитие системы яслей, детских садов и дальнейшего образования ребенка
- пропаганда семейных ценностей

- «Сегодня на уроке, я научился анализировать разные источники, отбирать нужную информацию, узнал о демографической ситуации в Республике Алтай

Приложение 1

Демографическая ситуация в России.

Как долго я проживу, и можно ли увеличить продолжительность своей жизни ? Наверное многие задавали себе подобные вопросы.
На протяжении многих тысячелетий люди пытаются победить старение и продлить срок своей жизни. Несомненно, результаты в этом направлении достигнуты, вполне обнадеживающие - средняя продолжительность жизни человека увеличилась на десятки лет.

депопуляция приводит к негативным последствиям.

Сокращение численности трудоспособного населения приведёт к падению экономической активности населения.

Предприятия вынуждены искусственно ограничивать свое развитие из-за нехватки рабочих, инженеров, управленцев. Встает вопрос о подготовке молодых рабочих и технических кадров.

Сократится численность новобранцев, способных служить в российской армии.

Уменьшение численности приведёт к уменьшению плотности населения.

Возникают психологические проблемы: инфантилизация детей в малодетных семьях и одиночество пожилых людей

Приложение 2

Рождаемость и смертность

Рождаемость- это демографический термин, характеризующий отношение количества рождений за определенный период на 1000 жителей. Смертность - это статистический показатель, оценивающий количество смертей.

Основными причинами смерти в наши дни являются болезни эндогенного типа, связанные с нарушением деятельности важнейших систем человеческого организма.

Далее, слабое развитие медицины, особенно в области диагностики сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Следующая причина - алкогольная смертность. Здесь уже счёт идёт не на сотни и тысячи, а на многие сотни тысяч преждевременно умерших россиян. проблема насилия отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Ее острота свидетельствует о нездоровой социально-нравственной и криминогенной обстановке.

На российских дорогах, ежегодно погибают около 35 тыс. человек. За первые 4 мес.2012г., согласно официальной статистике ГИБДД в РФ число погибших на 6,6% больше, чем за аналогичный период 2011 года.

Приложение 3

Приложение 4

Демографическая политика- это целенаправленная деятельность государства и других социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства народонаселения. В 2007 г. была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Целями данной политики являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. Основные приоритеты концепции: правовые, экономические, воспитательные и пропагандистские.

Приложение 5

Демографическая ситуация в Республике Алтай

По предварительной оценке численность постоянного населения республики по состоянию на 1 января 2013 года составила 210,47 тыс.чел. Характерной особенностью республики является высокая концентрация населения, проживающего в сельской местности (71,3%).

Основным фактором роста населения республики в 2012 году являлся естественный прирост, показатель которого составил 11,1 промилле. В 2012 году по уровню естественного прироста (на 1000 населения) Республика Алтай занимала 2 место по СФО и 5 место по Российской Федерации.

Коэффициент рождаемости в 2012 году сохранился на уровне 2011 года - 20,7 промилле. По уровню рождаемости в СФО Республика Алтай занимает 2 место (после Республики Тыва), по России - 4 место. Больше всего детей родилось в г. Горно-Алтайске (1120 детей), а также в Кош-Агачском и Майминском районах - 667 и 490 детей соответственно. Коэффициент смертности за период с 2011 по 2012 год сократился на 5,7% и составил 11,5 промилле. По уровню смертности по СФО республика занимает 2 место (наименьший показатель смертности в Республике Тыва), по России - 14 место.

Структура населения республики на начало 2012 года представлена следующим образом: доля населения моложе трудоспособного возраста составляет 25,8 % от общей численности населения; трудоспособного возраста – 58,8%; пенсионного возраста – 15,3%. Численность молодежи в Республике Алтай в возрасте 14-29 лет составляет 48,5 тыс. чел. или 23,3 % от общей численности населения республики и 39,6% от трудоспособного населения. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай сохраняется характерное для населения республики превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составляет 52,7% против 47,3%. Женская часть населения является преобладающей во всех районах республики.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Республики Алтай проживает 114,8 тыс. русских (55,7 % от общей численности населения); 72,8 тыс. алтайцев (35,3 %); 12,5 тыс. казахов (6,1 %), 6 тыс. представителей других национальностей и лиц, не указавших свою национальность (2,9 %).

В 2011 году продолжительность жизни населения составила 65,4 года, в том числе мужского населения - 59,9 года, женского населения - 71,3 года (СФО - общая продолжительность жизни 67,7 лет, в том числе мужчины - 61,8 год, женщины - 73,8 года, РФ соответственно 69,8 года; 64 года и 75,6 года).

Тенденция миграционного прироста в регионе неравномерна: в 2010 году прирост составил 116 человек, в 2011 и 2012 году наблюдается миграционная убыль 295 и 358 человек соответственно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока, где рассматривается общая характеристика населения России, тип воспроизводства.

Конспект открытого урока по теме:

- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в России;

- формировать навыки использования информационных технологий;

- познакомить с численностью населения России; продемонстрировать изменение демографических показателей в России;

- определить причины, влияющие на изменение численности населения;

развивающие:

- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь (при работе ИКТ), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;

- формировать навыки использования икт;

воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.

- формировать научное мировоззрение;

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке.

Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.

Метапредметные:

Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.

Умеют находить причины и следствия (на примере анализа статистических данных о населении России).

Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.

Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.

Методы обучения

• Создание проблемной ситуации;

• Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;

• Создание условий для развития познавательной активности учащихся,

их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

Учитель: Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела в нашем курсе. Ребята, вы знаете, на днях я искал в интернете интересные факты по теме, которую нам предстоит изучать, начиная с сегодняшнего дня. Это одна из интереснейших тем, данные которой не остаются постоянными и требуют систематического обновления. Мне попались следующие заголовки:

Как Вы думаете, какую тему нам предстоит изучать?

Учитель: совершенно верно.Запишите тему урока в тетради. (Слайд 2)

Мы узнаем сегодня и на последующих уроках, что

- главное богатство страны – это ее население;

- выясним, сколько людей живет в России;

- каким образом определяется этот показатель и зачем;

- узнаем о том, какие науки изучают население;

- познакомимся с результатами последней переписи населения;

- узнаем, что такое е.п., демография, депопуляция и т.д.

Чтобы все новые термины вы лучше запомнили, на следующем уроке проведем словарный диктант.

Естественный прирост(Слайд 3)

Итак, приступим.

Для начала, давайте попытаемся разобраться с вопросами

Почему эта тема так важна?

- Почему именно население – главное богатство страны?

Предполагаемые ответы: нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др., т.е., чтобы правильно проводить экономическую политику страны.

Учитель: Какие науки занимаются изучением населения, кто поможет разобраться со всеми этими вопросами? (Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос и учитель просит их посмотреть на доску)

Этнология - (греч. ἔθνος, народ + -логос - учение, наука) — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их особенности. (Слайд 4)

Демография - (греч. δῆμος — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, миграциях, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия. (Слайд 5)

Запишите в тетради эти определения.

Учитель: Какие методы учета населения вам известны из истории?(Слайд 6)

Почему учитывались только мужчины и мальчики? А женщины не в счет?

Предполагаемый ответ: нужно было знать, сколько солдат можно набрать в царскую армию. Тогда служили долго, по 25 лет и это нужно было учитывать.

Учитель: П.П. Семёнов-Тян-Шанский выступил инициатором научно организованной первой переписи населения в России. С этого времени учет населения ведется по переписям.

Запишите в тетради. (Слайд 9)

Кто знает, когда была 1 перепись населения в России?

Предполагаемый ответ: 1897 год.

Запишите в тетради. Предпоследняя -2002г. и последняя -2010год. (Слайд 10)

(Слайд 11,12)

Учитель: Что произошло с 2002 по 2013 год с численностью населения России?

Предполагаемый ответ:численность населения уменьшилась. Россия перешла с 7 места на 9.

Учитель: из–за недостатка времени, выделенного на изучение темы, мы не будем знакомиться с подробными результатами переписи, кому интересно, можете найти данные в интернете. Мы запишем лишь главные выводы: Перепись 2002г.показала:

1.Идёт естественная убыль населения.

2.Изменилась возрастная структура населения.

3.Ухудшается качество здоровья детей.

4.Низкая продолжительность жизни.(Слайд 13)

Давайте проанализируем изменение численности населения России по известным данным.Какой вывод можно сделать?


(Слайд 14,15,16)



Предполагаемый ответ:Вывод: Численность населения не стабильна, то растет, то уменьшается.(Слайд 17)


(Слайд 18)

Давайте и мы с Вами сейчас в режиме онлайн посмотрим, что происходит с численностью населения России на данный момент.

Вы видите: общую численность населения России и число родившихся и умерших на данную минуту.

Какие выводы можно сделать о числе родившихся и умерших на данную минуту?

Предполагаемый ответ:число умерших превышает число родившихся.

Учитель: есть такие интересные данные:



Средства же массовой информации постоянно твердят, что в России наблюдается естественный прирост и рождаемость превышает смертность.

Посмотрите, пожалуйста текст, лежащий у вас на столах. Прочитайте его и ответьте на вопрос: действительно ли в России прирост населения?По каким показателям можно судить об этом?(Слайд 21)

«В России впервые с начала года зафиксирован естественный прирост населения

Естественный прирост населения в 6 тысяч человек зафиксирован в июне впервые в этом году. Об этом сообщил журналистам министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

"В январе-июне 2014 г. родились 932,5 тысячи детей, что на 16,3 тысячи, или на 1,8%, больше, чем в соответствующем периоде 2013 года", - уточнил он. Рост рождаемости отмечен в 59 регионах. "В ряде регионов рост числа родившихся составил 5% и более, - В их числе - Краснодарский край, Сахалинская область, Республика Алтай, Московская, Тюменская области, Севастополь".

"В июне 2014 года родились 154,8 тысячи детей, что на 3,1 тысячи, или на 2%, больше, чем в июне 2013 года", - уточнил министр.

В стране также снижается смертность.

Предполагаемый ответ:Мы можем видеть на основе этих данных, что по сравнению с 2013 г. рождаемость увеличилась, а смертность уменьшилась. Но если сравнивать рождаемость и смертность 2014 г., то все - таки смертность выше рождаемости. Т.е. все равно мы видим не прирост, а убыль населения.(Слайд 22)

Учитель: давайте запишем определение е.п.(Слайд 23)

Соотношение рождаемости и смертности на 1000 человек - естественный прирост (е.п.) Рассчитывается по формуле: Р-С= Е.П.

Теперь давайте проанализируем Р и Св разные годы в России.

Предполагаемые ответы: в разные годы разные п., приводят свои примеры.

В 2013 г - Естественный прирост = +0,1 (т.е. на 1000 ч) рождается 13,3 умирает 13,1 (Слайд26)


(Слайд 25)

Учитель: Давайте проанализируем, как изменялась численность населения России в разные годы и попытаемся определить причины этих изменений.


(Слайд 27)

Предполагаемые ответы:


(Слайд 28)

Учитель: Провалы в численности населения называют демографический кризис (депопуляция). Запишите в тетрадь это определение.(Слайд 29)

Противоположный процесс называется - Демографический взрыв – резкий скачок в численности населения.(Слайд 30)

Учитель: Почему, рождаемость последние годы была меньше смертности, а численность населения России все же увеличивалась?(слайд 31)

Предполагаемые ответы: приезжают люди из других мест, в том числе – стран. Сейчас много из Украины.

Учитель:совершенно верно. Численность на селения зависит не только от естественного прироста – рождаемости и смертности, но и от механического прироста - притока населения за счет миграций. Запишите в тетрадь. (слайд 32)


(слайд 33).

Учитель: поскольку основная причина снижения численности –это рост смертности, то давайте остановимся на таком важном вопросе – как причины роста смертности.

Предполагаемые ответы: обсуждаем и в итоге записываем в тетрадь.

Причины роста смертности:

2. вредные привычки (в год -1,3 млн. гибнет)

3.нарушение техники безопасности

4.плохая экология -30% болезней

6. ухудшение здоровья - рост ССЗ (в 3 раза за 15 лет), НС, ДС

7.ДТП (ежегодно - около 30 тыс.ч.) (слайд 34)

Учитель:а теперь давайте рассмотрим причины снижения рождаемости в России.

До революции 1917 года русская семья была одной из самых больших в мире, 8 детей считалось малым числом, обычно их было 12-14.

. Дворянские русские семьи тоже нередко были весьма многодетными. Рекордное число детей в клане российских правителей было у царя Алексея Михайловича — 14,у Петра Первого было 14 детей, у Льва Толстого — 13. Двенадцать детей было у историка Сергея Соловьева.

Почему же сейчас в семьях по 1-реже 2 детей?

Предполагаемые ответы: записываем в тетрадь.

На этом сегодня мы наш разговор закончим. У нас еще много вопросов по данной теме, которые мы будем рассматривать на следующих уроках. А сейчас давайте посмотрим, как вы усвоили новые понятия. Запишите ответы в тетради. У нескольких человек я возьму тетради на проверку. А кто-то один ответит устно.

Закрепление изученного материала:


(слайд 38)

Предполагаемые ответы: 1-Г, 2 –Д, 3- Ж, 4- А, 5 –В, 6 – Б, 7 – Е.

Задание на самоподготовку:

Подготовиться к летучке (словарю новых терминов)

Ответить на вопросы

• Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, мамы?

• Сколько детей в вашей семье?

• Сколько бы вы хотели иметь детей?

• В каком возрасте вы бы хотели иметь детей?

Какие процессы, происходящие в стране, подтверждают полученные данные. (слайд 39)


(слайд 40)

Читайте также: