Деление на двузначное число план конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формирования представления о правилах деления двузначного числа, умения решать примеры данного вида.
Задачи:
Дидактические
- формировать представление о правилах деления на двузначное число.
- содействовать формированию умения решать примеры данного вида
Развивающие
- развивать умения формулировать цель и задачи урока, планировать деятельность на уроке, оценивать свою деятельность, фиксировать индивидуальные затруднения.
- развивать умения составлять алгоритм .
- развивать коммуникативные навыки обучающихся в ходе диалога ученик-учитель, ученик-ученик
Воспитательные
Формировать положительное отношение к изучаемой теме

Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на нашем уроке. Но перед началом я хочу, чтоб вы правильно сели за парты (показ учителем).
Наш сегодняшний урок я бы хотела начать с высказывания Карла Гаусса Математика – царица наук, а арифметика царица математики.
Как вы думаете, почему математику называют царицей наук?
Ученик: Ни одна наука не обходится без расчётов
Учитель: Сегодня математика продолжает ставить перед вами трудные задачи, на которые я думаю, вы постараетесь найти ответы, рассуждая и делая выводы.
- А у вас есть желание покорять новые математические вершины?
А что для этого нужно сделать?
Ученик: Для этого вам надо решить примеры, задачи, доказать способы их решения, обосновать выбор действия, думать, доказывать. При этом надо быть очень внимательными, смелыми.
Учитель: Вы готовы? Откройте тетради, отступите 4 клеточки вниз от предыдущей работы, запишите дату, классная работа.
Для того, чтобы вспомнить, что мы изучали на прошлых уроках математики, решите примеры, проговаривая алгоритм решения:
448 : 10
421 : 50
492 : 82
Ученик:
448 : 10 = 44 (8)
421 : 50 = 8 (4)
Учитель: Все примеры получилось решить?
Какой не получилось?
Почему?
Ученик: Нет
492 : 82
Мы не умеем их решать
Учитель: Для того, Чтобы поставить тему и задачи урока нам с вами нужно будет поработать в группах с интерактивной панелью и интерактивной доской.
Вспомните правила работы с ИП и ИД и работы в группах.
Ученик: При работе с ИП нельзя трогать панель грязными пальцами, баловаться, начинать работу без разрешения учителя. При работе в группах работать дружно, не ругаться.
Учитель: Воспользуйтесь словами для справок и заполните пропуски.
Ученик:
Т: письменное деление на двузначное число
Ц: научится выполнять письменное деление на двузначное число
Зд:
1. Вспомнить как выполнять деление.
2: Научится выполнять письменное деление на двузначное число
3: Закрепить умения выполнять письменное деление на двузначное число.
Учитель: Закончили, поменяйтесь местами и проведите проверку, у всех так получилось?
Эти задачи будут нашим планом на урок. Как вы думаете, где вам понадобятся эти знания?
Ученик: На уроках, математики, в магазине при покупках, на экзамене.
Учитель: Давайте вернемся к нашему примеру и узнаем, как его решать.
Как вы думаете, что нужно сделать первым?
Ученик: Нужно разделить 492 : 82
Учитель: Верно, а как?
Сначала мы разделим 492 на 80, а не на 82, чтобы было легче найти цифру частного.
Для этого, мы разделим 49 на 8 и получим 6. Это пробная цифра, ее нельзя сразу записать в частном, сначала проверим.
Умножим 82 на 6 получаем 494.
Цифра 6 подходит?
Записываем ее в частное.
Сейчас работая в парах на основе решенного нами примера составьте алгоритм письменного деления на двузначное число.
Сравните составленный вами алгоритм с предложенным в учебнике.
Сядьте прямо, спинки ровно.
Для того, чтобы закрепить наши знания, выполните первый столбик из упражнения 206 на странице 57-ой, проговаривая алгоритм.
Ученик:
294 : 42 = 7
140 : 35 = 4
Учитель: Ребята, давайте с вами вернемся к нашему плану,
Все ли этапы мы выполнили?
Как мы выполнили первый этап?
Ученик: Мы вспомнили, как решать примеры на деление с остатком
Учитель: Второй этап?
Ученик: Научились письменному делению на двузначное число
Учитель: Третий этап?
Ученик: Закрепили умения
Учитель: Достигли ли мы цели?
Где нам понадобятся эти знания?
Что у вас получилось?
Что было сложно?
Чему вы научились?
Какие отметки бы вы себе поставили?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: Гаджибекова Дюлбер Д.

Целевой компонент урока

Тема: Письменное деление на двузначное число.

Цель: создать благоприятные условия для продолжения знакомства с письменными приёмами деления на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать умение решать задачи изученного вида.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию у обучающихся практических навыков деления многозначного на двузначное число.

Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать; сравнивать учебный материал; совершенствовать вычислительные навыки; развивать эмоциональную и образную память; развивать логическое мышление, воображение, внимание; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся познавательной активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие интереса к предмету, формирование мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: ответственности, аккуратности, усидчивости.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей; осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению; умение анализировать и исправлять ошибки; осуществление контроля по результату.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения сотрудничать с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия; формировать собственное мнение; использование реи для регуляции своего действия; умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формами речи.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Предметные: систематизировать, обобщить и закрепить знания о делении, закрепить алгоритм письменного деления многозначного на двузначное число ; применять алгоритм деления многозначного числа в столбик; владеть навыками деления многозначного числа на двухзначное число, тренировать навыки письменных вычислений, решение текстовых задач, примеров на порядок действий.

Организация начала урока.

Приветствие.

У.: Здравствуйте ребята, меня зовут Дюлбер Дашдемировна, сегодня урок математики проведу у вас я.

Проверка готовности к уроку.

У.: Ребята, проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на партах: тетрадь, ручка, карандаш, учебник. Лишнее с пар убираем, чтобы не мешало при работе на уроке.

Мотивация к обучению и познанию.

У.: Ребята, закройте глаза. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно:

Я буду внимательным.
Буду думать, думать, думать.
Буду сосредоточенно размышлять.
Буду догадлив, старателен.

У.: Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

Актуализация умений и знаний.

Устный счет.

У.: Задумайте любое число от 1 до 10.

У.: Умножьте то число на 2.

У.: К произведению прибавьте 3.

У.: Полученную сумму умножьте на 4.

У.: От полученного произведения вычтите 12.

У.: Полученную разность разделите на задуманное число.

У.: У вас у каждого должно получиться число 8.

Математический диктант.

У.: Уменьшите 125 в 25 раз. (5)

У.: Во сколько раз 78 больше 6? (13)

У.: Делимое 999, делитель 9. Найдите частное. (111)

У.: На сколько надо разделить 93, чтобы получилось 3? (31)

У.: Фермер собрал урожай капусты и лука. Капусты он собрал 10 455 кг, а лука в 123 раза меньше. Сколько кг лука собрал фермер? (85)

Открытие новой темы. Целеполагание.

Фронтальная работа.

У.: Ой, ребята, смотрите, задания и правда находятся в конверте! Вы мне поможете открыть сундук?

У.: Отлично, посмотрим, какое первое задание нам подготовил незнакомец.

У.: Для того, чтобы разгадать тему нашего сегодняшнего занятия, вам надо проверить, правильно ли решен пример:

У.: Ребята, а как мы будем решать такой пример? С помощью чего?

О.: С помощью алгоритма письменного деления.

У.: Вспомним алгоритм письменного деления. Прочитайте по цепочке.

Алгоритм письменного деления:

Выделяем первое неполное делимое.

Определяем число цифр в частном.

Находим первую цифру частного.

Образуем второе неполное делимое.

Находим вторую цифру частного.

Образуем третье неполное делимое.

Находим третью цифру частного.

У.: Отлично, давайте же проверим, верно ли решен этот пример! Решаем вместе с доской.

1.Выделяем первое неполное делимое. 2:56 нельзя, 29:56 нельзя, 297:56 можно. Значит первое неполное делимое 256.

2. Определяем число цифр в частном. У делимого 29736 мысленно выделяем первое неполное делимое 297. Ему будет соответственно одна цифра частного. Затем цифра 3 и 6 делимого, им будет соответственно еще по одной цифре частного. Получается, что всего в частном будет 3 цифры.

3. Находим первую цифру частного. 297:56, приблизительно цифра 5. 56*5=280. Записываем цифру 5 в частное. Находим остаток 297-280=17.

4. Находим вторую цифру частного. К остатку 17 приписываем следующую цифру делимого. Получается 2 неполное делимое 173. 173:56, приблизительно цифра 3. 56*3=168. Записываем цифру 3 в частное. Находим остаток 173-168=5. 5. Находим третью цифру частного. К остатку 5 приписываем следующую цифру делимого. Получается 3 полное делимое 56. 56:56, берем по 1. 56*1=56. Записываем цифру 1 в частное. 56-56=0. Получается 29736:56=531.

У.: Ответ верный получился?

У.: Ответим теперь на главный вопрос. О чем мы будем сегодня говорить на нашем занятии?

О.: О письменном делении многозначного на двузначное число.

У.: Мы первый урок занимаемся по этой теме?

У.: Тогда какова цель нашего урока?

О.: Самостоятельно делить многозначное на двузначное число.

Открытие новых умений и знаний.

Работа по карточкам.

У.: Ребята, давайте перейдем ко второму заданию.

У.: Вам надо решить письменно примеры по вариантам.

1 вариант: 48 984 : 52;

2 вариант: 91 375 : 43;

У.: У доски будут решать 4 человека, остальные решают в тетради.

У.: Давайте проверим, правильно ли вы решили. Объясните пожалуйста решение этого примера.

У.: Ребята, оцените себя по 10-бальной шкале на полях.

У.: Предлагаю вам немного отдохнуть. Вышли все из-за парт. Повторяем за мной.

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять,

Наклониться – три, четыре,

И на месте пошагать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Открытие новых умений и знаний. (продолжение)

1. Работа с учебником.

У.: Перейдем к следующему заданию.

У.: Откройте страницу 60 учебника. Посмотрите на задачу под номером 227.

У.: Кто громко прочитает нам первую задачу под номером 227?

У.: О чем говорится в задаче?

У.: Какие опорные слова мы выделяем в задаче, которые нам помогут в решении и помогут в том, чтобы составить краткую запись?

О.: Скорость, время, расстояние.

У.: С помощью какой краткой записи мы будем оформлять эту задачу?

О.: С помощью таблицы.

У.: Какие главные слова мы можем выделить в задаче?

У.: Нам известно, что теплоход за два дня вместе прошел 350 км. 350 км – это у нас что?

У.: Известно ли нам сколько он шел отдельно в первый день км и сколько шел во второй день км?

У.: Обязательно подписываем мерки (км). Что нам еще известно в задаче?

О.: Что в первый день теплоход был в пути 8ч.

У.: 8ч это что у нас такое? В какую строчку мы это впишем?

О.: Время. В первую строчку.

У.: Во второй день знаем сколько?

О.: Во вторую строчку.

У.: Известна ли нам скорость?

У.: В чем измеряется скорость? Если у нас расстояние в км, а время в часах, то тогда скорость изменяется в чем?

У.: Что у нас спрашивается в задаче? Что нам надо найти?

О.: Какое расстояние прошел теплоход в каждый из дней, если шел с одинаковой скоростью.

У.: Что мы знаем о скорости?

О.: Скорость была одинаковая.

У.: Вопрос мы отобразили в задаче?

У.: Можем ли мы ответить на вопрос задачи?

О.: Потому что нам недостаточно данных. Мы можем ответить, если бы нам была известна скорость.

У.: Так что же мы будем делать, если у нас не достает пунктов в первой строчке и во второй. Как же мы будем решать? Для того, чтобы решить такую задачу, нам надо сначала найти разность между временем. Разность – это у нас какой знак?

У.: Что из чего мы будем вычитать?

О.: Из большего меньшее.

У.: Мы нашли разность во времени. Что мы можем делать дальше? Что нам известно?

О.: Общее расстояние 350 км.

У.: Что мы можем найти?

У.: Давайте вспомним формулу нахождения скорости.

О.: V = S * t (скорость = расстояние * время)

У.: Расстояние нам известно?

У.: Время известно?

У.: Ищем скорость. Каким действием?

У.: В чем измеряется расстояние?

У.: Мы нашли скорость. Теперь, когда нам известна общая скорость, известно время, можем ли мы найти расстояние?

У.: Вспомним формулу нахождения расстояния.

S = V * t (расстояние = скорость * время)

У.: Как найти расстояние?

У.: Теперь, таким же способом, мы можем узнать, сколько за второй день. Каким действием?

У.: Мы ответили на вопрос задачи?

У.: Записываем ответ.

350:2=175 (км/ч) – расстояние.

175*8=1400 (км) – за первый день.

175*6=1050 (км) – за второй день.

Ответ: 1400 км и 1050 км.

У.: Вторую задачу вы сейчас решаете самостоятельно, кто решит, поднимает руку.

У.: Кто хочет выйти к доске и вписать в таблицу данные второй задачи?

У.: Кто хочет зачитать, как он решил задачу?

У.: У кого получилось так, поднимите руку.

У.: У кого получилось не так, поднимите руку.

У.: Ребята, чем похожи эти задачи?

У.: Чем они отличаются?

У.: Всем ли было понятно, как мы решили эту задачу?

У.: У кого возникли трудности, поднимите руку.

У.: Ребята, незнакомец советует нам обратиться к заданию в учебнике под номером 230 . Но перед тем как выполнять это задание, давайте вспомним, что такое площадь прямоугольника?

О.: Площадь – это числовая характеристика фигуры.

У.: Как найти площадь прямоугольника?

О.: Длину умножить на ширину.

У.: Что такое периметр прямоугольника?

О.: сумма длин всех сторон прямоугольника или сумма длины и ширины, умноженная на 2.

У.: Хорошо, прочитаем задание в учебнике.

У.: Что нам уже известно?

О.: Длина прямоугольника 8 см, периметр 24 см.

У.: Что нам надо сделать?

О.: Начертить такой же прямоугольник, разделить его на 2 равных треугольника.

У.: Что нам надо найти?

О.: Площадь каждого треугольника.

У.: Можем ли мы узнать сумму длины и ширины?

У.: Каким действием?

У.: Что еще можно найти?

О.: Ширину прямоугольника.

У.: Каким действием?

У.: Что еще можно найти?

О.: Площадь прямоугольника.

У.: Каким действием?

У.: Что еще можно найти?

О.: Площадь треугольника.

У.: Каким действием?

У.: С помощью какой краткой записи мы будем оформлять задачу?

У.: Записываем действия.

24:2=12 (см) – сумма длины и ширины.

12-8=4 (см) – ширина прямоугольника.

8*4=32 (см2) – площадь прямоугольника.

Ответ: 16 см2 площадь каждого треугольника.

У.: Ответили мы на вопрос задачи?

У.: Ребята, а теперь на полях поставите кружочек. Зеленый, если все было понятно и легко. Желтый, если были трудности. Красный, если вообще задача не понятна.

Подведение итогов урока.

У: Ребята, наш урок подходит к концу. Какая была тема нашего сегодняшнего урока?

О: Деление многозначного на двухзначное число.

У.: Какую цель мы ставили в начале урока?

О.: Самостоятельно делить многозначное на двузначное число.

У.: Смогли ли мы достигнуть поставленную цель?

У: Что мы решали на сегодняшнем уроке?

О: Примеры и задачи.

У: Что вам запомнилось больше всего? К акие задания показались вам самыми трудными?

У.: Ребята вам понравился урок?

У.: Мы выполнили все задания незнакомца, давайте проверим наш волшебный сундук, не открылся ли он.

- Формировать умение делить многозначные числа на двузначные.
- Формировать умение решать составные задачи разными способами арифметическим методом.
- Формирование устных вычислительных умений.

Метапредметные:

Регулятивные (Р) : контролировать и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу, формулировать тему и цели урока, осуществлять контроль деятельности партнеров, планировать собственную деятельность, осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассника.

Познавательные (П) : развивать наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление у обучающихся; поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений; умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы; оформлять мысли в устной форме; формирование двигательных умений, умение решать задачи разными способами.

Коммуникативные (К) : умение слушать и слышать учителя; умение использовать речь для регуляции своих действий; умение формулировать собственное мнение; умение понимать задаваемые вопросы; умение выражать и обосновывать свою точку зрения; умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные (Л): Осознание связи математики с другими науками (география); иметь желание учиться, проявлять интерес к предмету (учебному материалу); развивать математическую речь, память, логическое мышление; уметь слышать и слушать собеседника; обосновывать свою позицию, понимать значение знаний для человека; формировать умения самостоятельно оценивать свои достижения и достижения одноклассников; умение организовать себя и свое учебное место.

Методы: словесный (беседа, объяснение, разъяснение), наглядные (демонстрация, презентация), объяснительно – иллюстративный, практические (упражнения, работа у доски).

При изучении материала используется деятельностный метод обучения. Новые понятия и отношения между ними открываются детьми в ходе различных видов работ.

Постановка учебной задачи в форме нестандартного задания и использования высказывания знаменитого математика создала положительную мотивацию для дальнейшей работы. Рассуждения детей опирались на предметные действия с различными объектами.

Система заданий подбиралась таким образом, чтобы в ходе изучения нового материала. У учащихся класса формировались новые умения и углублялись и расширялись уже полученные. Это способствовало продвижению каждого ребенка в своем темпе. Были включены задания с творческим началом для детей с быстрым темпом работы, для помощи детям с невысоким уровнем обученности предполагается работа в паре.

Создавались ситуации выбора,предоставлялась возможность активно задавать вопросы, высказываться. Для диагностирования усвоения понятий использовался метод контрольных вопросов, а в начале урока метод мозгового штурма.

Рефлексия в конце урока позволило проанализировать каждому ученику свой уровень усвоения материала, обсудить актуальность нового знания, мобилизует для дальнейшего изучения данной темы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Познакомиться с приемом деления на двузначное число на основе результата деления числа на однозначное число.

  • формировать умение сравнивать частные чисел, решать и преобразовывать задачи, выдвигать и проверять собственные гипотезы на основе практической деятельности;
  • развивать индивидуальные познавательные способности учащихся, умение кодировать информацию, осуществлять выбор наиболее эффективных путей решения проблемных задач;
  • создание условий для наиболее благоприятной обстановки, способствующей активной работе детей через ситуацию успеха.

Личностные: интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики, навыки самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (правильность и точность ответа, его обоснованность, участие в обсуждении. Уровень самооценки), понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществлять разносторонний анализ объекта, проводить сравнение, строить выводы на основе сравнения, проводить классификацию объектов, самостоятельно выделяя основание классификации.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования её с деятельностью партнёров, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения ,допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении.

Познакомиться с приемом деления на двузначное число на однозначное число на основе результата деления числа на однозначное; анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между её условием, вопросом и решением.

Набор цветных геометрических фигур, таблица с зашифрованным словом “Успех”, высказывание математика Декарта, рисунок корзины, карточка самоанализа для каждого ученика, учебник “Математика” часть 1, И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Иванишина 2013 г.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель этапа: формирование интереса к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики.

Учитель: Наш сегодняшний урок я хотела начать со слов известного французского математика Р.Декарта: “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применить”. Является ли его мысль актуальной? Почему? Выскажите свою точку зрения (выслушиваются мнения детей).

Учитель: Сегодня это высказывание Р.Декарта будет эпиграфом нашего урока. Нам придется много раз применить смекалку, наблюдательность и волю к победе над неизвестным и новым. Но чтобы раскрыть тему нашего урока, необходима разминка.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

(На доске 2 синих фигуры: треугольник и квадрат, 2 красные фигуры: круг и прямоугольник, 2 жёлтые фигуры: шестиугольник и ромб).

– На какие группы можно разбить фигуры? Сколько нашли вариантов? Будут ли лишние объекты? В каком случае? Обоснуйте свой ответ. (По делению на группы по цвету можно включить в работу детей с низким уровнем обучаемости.)

Дети: Можно разбить по цвету и по количеству углов. (Называют возможные комбинации.)

Учитель: (на фигуры прикрепляются числа: на синие 12 и 128; на красные 3 и 40; на жёлтые 4 и 36).

– Найдите сумму чисел в синих фигурах – 140(У).

– Найдите произведение чисел в красных фигурах – 120(С).

– Найдите разность чисел в жёлтых фигурах – 32(П).

– На сколько число в квадрате больше, чем число в прямоугольнике? – 88 (Е).

– Во сколько раз число в треугольнике больше, чем число в ромбе – 3(Х).

* Какие выражения можно составить, используя данные числа? Игра: Ты – мне, я – тебе (работа в парах).

** Придумайте составную задачу.

– Угадайте зашифрованное слово. Подпишите под своими ответами буквы, которые им соответствуют.

Учитель: Какое слово получилось? А что нужно для достижения успеха? Желаю вам успехов в изучении новой темы.

Цель этапа: принимать участие в работе парами и группами, задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования её с деятельностью партнёров, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения, допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении.

Учитель: Какие действия вы выполняли в разминке? Сегодня мы познакомимся с делением многозначных чисел на двузначное число. Используя числа в фигурах. Составьте все возможные выражения, где можно выполнить деление, разделите на группы по степени сложности.

Дети (работа в парах) 4-5 минут.

4. Сравнение частных по разным параметрам

Цель этапа: осуществлять разносторонний анализ объекта, проводить сравнение, строить выводы на основе сравнения, проводить классификацию объектов, самостоятельно выделяя основание классификации.

Учитель: Сравните данные выражения.

– Чем похожи все частные? Чем различаются?

5. Индуктивные рассуждения.

Выдвижение гипотезы о возможности использования результата деления на однозначное число.

Цель этапа: интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики. осуществлять разносторонний анализ объекта, проводить сравнение, строить выводы на основе сравнения, проводить классификацию объектов, самостоятельно выделяя основание классификации.

(Учитель прикрепляет на доску рисунок корзины, на которой написано: “Корзина идей”, а рядом число времени – до 5минут – работа по вариантам: варианты выбираем самостоятельно.)

– Чем похожи частные первой строки? А частные второй строки?

Запишите значения частных первой строки. Сравните их с равенствами второй строки. Как они могут помочь найти значения этих частных? Найдите значения частных второй строки. Запишите произведения, связанные с данными частными (Работа в группах или по вариантам)

Дети работают самостоятельно, а затем выдвигают свои идеи на обсуждение ребят класса.

1 вариант: 128:2=64.

Идея 1: Значит, используя результат деления, можно найти значение выражения 128:64=2.

2 вариант: 128:32=?

Идея 2: 128:4=32, значит 128:32=4.

3 вариант: 128:16=?

Идея 3: 128:8=16, значит 128:16=8.

– Кто понял способ, предложенный ребятами?

Составьте алгоритм действий, исходя из ваших идей.

Дети: Надо вспомнить, что значение частного – это число, на которое нужно умножить делитель, чтобы получилось делимое. Число надо находить методом подбора.

Учитель: Молодцы! Вы очень эффективно применили свои способности!

6. Физминутка

Мы делили, умножали.
И, конечно же, устали.
1, 2 – выше голова!
3, 4 – руки шире!
5, 6 – тихо сесть!

Цель этапа: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; различать способы и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно; вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Учитель: Отгадайте шараду: Первое – предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом (задача). Готовы ли вы применить свои знания при решении задач? – Прочитайте текст №198. Является ли это задачей? Вариант какой краткой записи будет наиболее точно показывать взаимосвязи между условием и решением? (выслушиваются варианты от каждого ряда или группы)

– Кто уже знает план решения? Можете приступать к решению.

– Кто ещё сомневается, давайте проанализируем задачу.

– О чем говорится в задаче? (о продукции хлебокомбината).

– Какая это продукция, что знаем о ней (её три вида, она в ящиках).

– Что надо узнать в задаче? Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (нет) Почему? Что найдем сначала? Потом? Запишите решение самостоятельно.

Комментирование решения. (Выслушивается и рассматривается несколько вариантов решения.)

Яна А. Я решила задачу выражением: 216:9+168:8+108:9=57(ящ).

Маша Т. Я решала по действиям:

1) 216:9=24(ящ) – хлеба.
2) 168:8=21(ящ) – булочек.
3) 108:9=12(ящ) – рогаликов.
4) 24+21+12=57(ящ) – всего продукции.

Даша К. – а я решила по действиям, но короче.

1) 216+168+108=492(кг) – всего продукции.
2) 9+9+8=26(кг) всего в 1 ящике.
3) 492:26=57(ящ) – всего продукции.

Учитель: Какой способ ещё нашли? (выслушиваются ответы детей) А кому было непонятным решение? Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.

Как изменить условие задачи, чтобы решение стало более коротким? Подумайте над этим дома, а завтра при проверке домашнего задания мы обсудим ваши работы.

(199) Восстановление начала координатного луча по координатам точек, заданных в обыкновенных правильных дробях.

Цель этапа: принимать участие в работе парами и группами, задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования её с деятельностью партнёров, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения, допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении.

Учитель: Прочитайте задание номера 199. Что заметили? Какие вопросы появились? (выслушиваются вопросы)

– Как восстановить единичный отрезок? Где будут находиться точки с указанными координатами? От чего это зависит?

Дети выполняют чертёж в тетради.

Рома С. (средний уровень). Измерим расстояние между указанными координатами и по ним определим величину единичного отрезка.

Ваня Я. (группа риска) – Начало луча будет в координате 0.

Аня К. (средний уровень) – Между 1/3 и 2/3 помещается 4 клетки; 1/2 больше чем 1/3, значит будет находиться перед 1/3, а если на 1/3 приходиться 4 клетки или 2 см, то на 1/2 будет приходиться 3 см или 6 клеток.

10. Итоги урока

Цель этапа: формирование навыков самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (правильность и точность ответа, его обоснованность, участие в обсуждении. Уровень самооценки), понимание причин успеха в учебной деятельности.

Учитель: Перед вами карточка самоанализа работы на уроке. Используя цветовые сигналы (метод светофора) дайте оценку своей работы по этапам:

Красный цвет: были трудности и непонимание.

Жёлтый цвет: допускал ошибки, но в целом всё усвоил.

Зелёный цвет: весь материал усвоил.

Учитель: Что нового узнали и запомнили на этом уроке? Добились ли вы успехов? Кто хочет поделиться? А как этого удалось достичь? (выслушать трех разных по уровню учащихся: важно найти успешные моменты у каждого)

Надо ли ещё вернуться к этому материалу? Согласны ли вы с утверждением Декарта? А кто его запомнил?

– Молодцы! Сегодня вы успешно применили свой ум, хорошо рассуждали, активно работали! Спасибо!

Читайте также: