Действия при чс техногенного характера конспект

Обновлено: 06.07.2024

Под химической аварией понимается нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств при осуществлении перевозок и т.п., приводящее к выбросу аварийноопасных химических веществ (АОХВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность массового поражения людей и животных.

- какой химически опасный объект расположен в районе Вашего проживания;

- какие опасные химические вещества он использует;

- какие способы защиты наиболее эффективны.

При аварии на химически опасном объекте могут действовать несколько поражающих факторов (пожары, взрывы, химическое заражение местности и воздуха и др.), а за пределами объекта – заражение окружающей среды.

Наиболее вероятны отравления хлором, аммиаком и их производными соединениями.

- Хлор – газ желто-зеленого цвета с резким раздражающим запахом, тяжелее воздуха в 2,5 раза. Облако хлора, перемещаясь по направлению ветра, прижимается к земле, скапливается в низинах, подвалах, туннелях.

- Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, легче воздуха, хорошо растворяется в воде. При соприкосновении жидкого аммиака и его растворов с кожей возникает обморожение, возможен ожог с пузырями.

Признаки отравления хлором – наблюдается резкая боль в груди, резь в глазах, слезотечение, одышка, сухой кашель, рвота, нарушение координации движений и появление пузырей на коже.

Признаки отравления аммиаком – учащение сердцебиения и пульса, возбуждение, возможны судороги, удушье, резь в глазах, слезотечение, насморк, кашель, покраснение и зуд кожи. В определенных условиях при отравлении возможен смертельный исход.

При опасности отравления АОХВ необходимо:

- быстро выйти из района заражения; укрыться в защищенном сооружении (аммиак);

- подняться на верхние этажи зданий (хлор);

- использовать противогазы всех типов, при их отсутствии – ватно-марлевые повязки, смоченные водой или лучше 2-5% растворами питьевой соды (хлор), уксусной или лимонной кислоты (аммиак);

- при опасности отравления на улице необходимо быстро выйти из района заражения, используя смоченные водой материалы, а при возможности – укрыться в защитных сооружениях;

- если Вы находитесь дома, то нужно плотно закрыть окна и двери, выключить нагревательные приборы, газ;

Оказание первой медицинской помощи при отравлении и хлором

- пострадавшего необходимо немедленно вывести на свежий воздух, плотнее укрыть и дать подышать парами воды или аэрозолем 0,5% раствора питьевой соды в течение 15 минут.

- основным способом для борьбы с хлором является вода.

Оказание первой медицинской помощи при отравлении аммиаком

- пострадавшего нужно немедленно вынести на свежий воздух.

- транспортировать необходимо в лежачем положении. Обеспечить тепло и покой, дать увлажненный кислород.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут привлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Усложнение производственных процессов, более широкое внедрение в различные сферы современных материалов и технологий, применение новых источников энергии – все это неизбежно приводит к тому, что число аварий техногенного характера ежегодно возрастает.

Возникающие в связи с этим чрезвычайные ситуации отражаются не только на состоянии экономики, социальной сферы, но и большой вред наносится экологии. Учитывая, что современное производство зачастую связано с внедрением химических веществ или атомных разработок последствия подобных аварий становятся все масштабнее и сокрушительнее.

Какие же практикуются мероприятия по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций, насколько их применение эффективно и что может спровоцировать подобное катастрофическое событие, рассмотрим в этой статье.

Особенности ЧС

Любая обстановка на производственном или техническом объекте при которой имеющийся источник опасности приводит к ситуации, нарушающей оптимальные условия жизнедеятельности человека, а также угрожающей сельскому хозяйству, экологии и наносящий имущественный ущерб принято называть техногенной чрезвычайной ситуацией.

Одним из основных признаков также служит реально существующая угроза для жизни и здоровья людей и животных, находящихся в ближайшей зоне поражения. Часто протекают с выбросом загрязняющих веществ в окружающую среду.


Аварийные ситуации на техногенных объектах развиваются согласно следующим стадиям:

  1. Возникающие отклонения от установленных норм протекания технологического процесса начинают накапливаться.
  2. Становятся заметными предпосылки к аварийной ситуации
  3. Активная фаза чрезвычайного события, когда поражающие факторы воздействуют на работников, выводятся из строя взаимосвязанные сооружения
  4. Последствия аварии выходят за пределы места происшествия, и негативное влияние распространяются на ближайшие населенные пункты, природные объекты
  5. Мероприятия по ликвидации возникшей катастрофы и ее последствий

ЧС техногенного характера

Существующие виды и типы ЧС техногенного характера имеют довольно большую классификацию. Сюда относят: все транспортные аварии; возникающие на объектах взрывы, пожары; аварийные ситуации с выбросом любых опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических); внештатные ситуации на коммунальных системах жизнеобеспечения и на гидродинамических сооружениях. Подробнее о гидродинамических авариях Вы можете прочитать в нашей статье.

Виды ЧС

Подробнее про каждый вид и ваши действия вы сможете почитать в соответствующих статьях на портале:

Транспортные аварии

Виды чрезвычайных ситуаций

Причины техногенных катастроф

Значительная опасность последствий влекут за собой внезапные крупные пожары, сопровождающиеся взрывом. Такое развитие событий может возникать на любом техногенном объекте, но из-за большого количества жертв и пострадавших наибольшую опасность представляют ЧС на трубопроводах, а также авиа – и железнодорожные катастрофы.

Поражающими факторами в ситуации разрушения емкостей с хранением легковоспламеняющихся жидкостей или при получении повреждений тары при их транспортировке являются:

Аварии техногенные

Аварии техногенного характера

Про данные аварии читайте в соответствующих материалах:

Причины возникновения ЧС техногенного характера заключаются зачастую в человеческом факторе. Это просчеты, ошибки, использование некачественных материалов, недостаточный уровень безопасности некоторых объектов, недисциплинированность, халатность и недостаточная квалификация персонала.

По независящим от человека причинам подобного рода аварии могут возникать и в случае природных катаклизмов: цунами, шквалистые ветры и ливни, оползни, землетрясения, удары молний.

Меры по предупреждению

Любую катастрофу гораздо проще предотвратить, нежели ликвидировать ее последствия. Профилактические меры включают в себя целый комплекс технических и организационных действий, целью которых является выявления возможных причин ЧС и заблаговременное их устранение.

Проводятся мероприятия, направленные на максимальное снижение негативных последствий и потерь в случае возникновения аварийной ситуации. Активной является и работа по созданию оптимальных условий для проведения спасательных и срочных аварийно – восстановительных работ.


Содержание мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера должно соответствовать требованиям всех законодательных актов, регулирующих деятельность того или иного объекта. Для получения наибольшей эффективности таких мер необходимо соблюдать принцип своевременности и заблаговременности их применения.

На промышленных или транспортных объектах должны создаваться безопасные условия труда, отвечающие нормативам, разрабатываться планы действий в случае возникновения внештатной ситуации, создаваться аварийные источники управления сооружениями. Кроме того, оснащение предприятий современными средствами защиты значительно уменьшит число человеческих жертв.

Внедрение в производство автоматики не только положительно влияет на производительность, но и сокращает влияние человеческого фактора. Вопрос о безопасности сооружения должен возникать еще на стадии проектирования. Необходимо в большей степени отдавать предпочтение такому пожароустойчивому материалу, как стекловолокно, пенобетон.

Создавая проект новых систем водоснабжения, следует включить в него резервные источники воды, которые можно будет использовать в случае аварийной ситуации. Вычислить примерные потери воды и сколько ее будет необходимо, учитывая средние показатели потребления.

К мероприятиям по предупреждению ЧС техногенного характера также следует отнести все действия по обеспечению бесперебойной и надежной работы объекта. От этого зависит успешность по реализации задач, направленных на защиту рабочих и оборудования при различных производственных авариях или природных катастрофах.


К подобным мерам относятся:

  • Внесение в план проекта предприятия, чья деятельность сопряжена с опасными иили взрывчатыми веществами специальных убежищ.
  • Составление плана по эвакуации жителей поселений, которые находятся на участках, подверженных оползням, селям, подземным толчкам.
  • Доведение до сведения работников и служащих график работы и возлагающиеся обязанности при возникновении внештатной ситуации.
  • Правильное хранение и поддержание в рабочем состоянии необходимых средств защиты в достаточном количестве.
  • Проведение обучающих семинаров и распространение памяток среди населения по правилам безопасного поведения при различных природных катаклизмах или в случае утечки опасных веществ.
  • Ежегодная проверка систем массового оповещения. Доведения до сведения людей информации о порядке действий в случае объявления эвакуации.
  • Приготовления резервных запасов долго хранящихся продуктов и чистой воды.

Целью мер по предупреждению техногенных ЧС является не только предотвращение возможной катастрофы, но в большей степени акцент делается на уменьшение количества пострадавших и быструю ликвидацию разрушающих последствий.

"Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера". Материал может быть полезен преподавателям - предметникам школ.

Основными целями материала явились:1. Дать студентам знания о ЧС техногенного характера и способах защиты от их последствий. 2. Ознакомить студентов с источниками возникновения ЧС техногенного характера. 3. Формировать представление о современных способах и средствах ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ. Материал занятия раскрывает понятие о ЧС техногенного характера, возможных причинах их возникновения, классификации ЧС данного вида и правилах поведения населения при их возникновении.

ВложениеРазмер
План - конспект занятия по ОБЖ "ЧС техногенного характера. " 48.68 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

План – конспект занятия по ОБЖ

кандидат военных наук, преподаватель-организатор ОБЖ

высшей категории Зеленский Е.П.,

План – конспект занятия

по основам безопасности жизнедеятельности со студентами первого курса

Тема занятия: ЧС техногенного характера и их возможные последствия.

1. Дать студентам знания о ЧС техногенного характера и способах защиты от их последствий.

2. Ознакомить студентов с источниками возникновения ЧС техногенного характера.

3. Формировать представление о современных способах и средствах ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ.

1.Развивать учебно-организационные, учебно-коммуникативные, информационные и личностные компетентности студентов;

2.Развивать познавательный интерес и способности в области обеспечения защиты от ЧС техногенного характера.

1.Прививать студентам стремление к получению знаний по вопросам защиты от ЧС различного характера, дисциплинированность и ответственное отношение к окружающему миру.

2. Воспитывать студентов в духе готовности к действиям в условиях возникновения ЧС различного характера.

3.Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гордость за свою страну, готовность немедленно прийти на помощь.

Тип занятия : занятие по комплексному применению ЗУН студентов, формированию новых знаний и умений.

Вид занятия : комбинированное.

Методы и приемы преподавания:

  • рассказ в сочетании с обсуждением, опросом;
  • демонстрация видеофильмов, анимации;
  • выставка работ студентов: плакатов, стенгазет, рефератов, творческих работ.

Место проведения занятия: Кабинет ОБЖ

Материальное обеспечение занятия:

2. Наглядные пособия по Гражданской обороне: плакаты, стенды, схемы, методички.

3. Видеофильмы и DVD,CD-ROM диски по тематике ГО, аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов.

4. Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный аппарат, телевизор, видеомагнитофон.

5. Подборка-выставка методической литературы по теме урока.

6. Выставка рефератов учащихся по тематике урока.

7. Интернет-ресурсы и библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ.

8. Приборы: ВПХР, дозиметры (ДП-5а); ИСЗ - противогазы, ОЗК, Л-1.

9. Латчук В.Н., Марков В.В. и др., Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013

10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5 – 11 класс. Министерство образования РФ. ГУРЦ ЭМТО. «Кирилл и Мефодий.2003г.

Актуальность темы определяется тем, что человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека как результат аварий и катастроф на различных объектах экономики и требуют понимания причин их возникновения и способов защиты от их последствий.

Межпредметные связи: ОБЖ, физика, химия, биология.

1. ЧС техногенного характера и их причины.

2. Классификация ЧС техногенного характера.

3. Правила поведения в ЧС техногенного характера

Проверка готовности к занятию: осмотр внешнего вида, наличие учебных пособий, размещение обучающихся и порядок на рабочих местах.

Приветствуют преподавателя. Настраиваются на работу.

1. Какие виды ЧС Вам известны?

2. На чём основываются их возможные последствия?

3.Какие способы защиты от ЧС Вы знаете?

Отвечают на поставленные вопросы.

Мотивация и целеполагание

Мини-проект: Авария на АЭС с выбросом радиоактивных веществ.

Обучающиеся формулируют тему и цели занятия:

- ознакомиться с возможными видами ЧС техногенного характера;

- формировать представление о современных средствах и способах ликвидации их последствий;

- развивать интеллектуальные качества и познавательный интерес в области безопасности жизнедеятельности.

Вспоминают, что им известно по изучаемому

вопросу, делают предположения. Формулируют тему занятия.

Формирование новых знаний и умений

1. ЧС техногенного характера и их причины .

  • понятие о ЧС и их видах;
  • возможные причины ЧС техногенного характера;

2. Классификация ЧС техногенного характера.

- принципы, положенные в основу классификации;

3. Правила поведения в ЧС техногенного характера

делают записи, отвечают на вопросы.

Работают в группах

и извлекают материал из различных источников.

Работают самостоятельно, проводят анализ

Оценка работы на занятии каждого обучающегося.

Анализируют свою учебную деятельность, дают самооценку результатам своей работы на занятии.

Задание на самоподготовку

1. Изучить конспект занятия

2. Подготовить мини-проекты:

Записывают задание для самостоятельной работы.

1 Организационный момент

Проверка готовности студентов к занятию.

2.Актуализация знаний учащихся,

1. Какие виды ЧС Вам известны?

2. На чём основываются их возможные последствия?

3.Какие способы защиты от ЧС Вы знаете?

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера(аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.

4. Формирование новых знаний и умений.

1. Первый учебный вопрос. ЧС техногенного характера и их причины .

В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера, как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий:

-ущерб окружающей среде;

-материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др.

3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.

Для установления единого подхода к оценке ЧС техногенного характера и выработке мер адекватного реагирования на них в нашей стране разработана классификация ЧС. Существует определенная классификация производственных аварий ( происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.) по их тяжести и масштабности . Например, мелкие аварии с незначительным ущербом называют происшествиями , аварии с большим ущербом - крупными авариями , а крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, именуются катастрофами . (Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.)

Возможные причины ЧС техногенного характера

На территории России продолжает сохраняться высокий уровень техногенных и природных опасностей. Причинами техногенных аварий и катастроф являются:

1.Ослабление механизмов государственного регулирования вопросов безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины на производстве и его устойчивости;

2.Прогрессирующий износ основных производственных фондов и снижение темпов их обновления;

3.Повышение технологической опасности и сложности производств;

4. Рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

5. Снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий;

6. Недостаточное количество современных систем управления опасными процессами;

7.Несовершенство законодательной и нормативной правовой базы;

8.Отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ приемлемого риска в управлении безопасностью;

9.Снижение требовательности и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций.

2.Второй учебный вопрос: Классификация ЧС техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера классифицируются постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера по масштабу возможных последствий подразделяются на :

  • чрезвычайную ситуацию локального характера , в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию муниципального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  • чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию регионального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию межрегионального характера , в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
  • чрезвычайную ситуацию федерального характера , в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам:

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают локальными (объектовыми), местными , территориальными , региональными , федеральными .

КРИТЕРИИ классификации ЧС техногенного характера:

  1. Количество людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности.
  2. Размер материального ущерба.
  3. Границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

Анализируя классификацию чрезвычайных ситуаций, следует отметить следующие особенности :

1. На транспорте аварии и катастрофы могут быть различными.

  • авиационные катастрофы, влекущие за собой значительное количество человеческих жертв. Они, как правило, требуют поисковых и аварийно-спасательных работ.
  • аварии и крушения поездов на железнодорожном транспорте, взрывы и проявления агрессивных свойств перевозимых грузов. В этих случаях наблюдаются не только разрушение транспортных средств, гибель и увечья людей, но и загрязнение местности.
  • аварии на водных коммуникациях, сопровождающиеся значительными человеческими жертвами и загрязнением акваторий портов и прибрежных территорий нефтепродуктами и сильнодействующими ядовитыми веществами.

2. Аварии на промышленных объектах возможны без загрязнения окружающей природной среды вне санитарно — защитной зоны, но при этом зачастую загрязняются и разрушаются производственные помещения и другие сооружения, находящиеся на территории предприятия.

3. Окружающая природная среда часто загрязняется при авариях с выбросом радиоактивных веществ.

К ним относятся :

  • аварии на АЭС с разрушением производственных помещений, инженерных сооружений и радиоактивным загрязнением территории за пределами санитарно — защитных зон;
  • утечка радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла;
  • аварии на ядерных суднах, падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности.

4. Аварии с выбросом химических или бактериологических веществ сопровождаются групповым поражением обслуживающего персонала и населения на прилегающей к объекту территории. Такие аварии требуют проведения дегазационных и других специальных мероприятий на значительной территории.

5. Под водохозяйственными катастрофами имеются в виду затопления, образующиеся в результате разрушения гидротехнических сооружений. К авариям на системах жизнеобеспечения населения относятся аварии на трубопроводах, при которых транспортируемые вещества выбрасываются в окружающую среду, аварии на энергосетях, а также на прочих инженерных сооружениях. Все они, так или иначе,

Но не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон - жертв нет. Упал грузовик в реку - водитель спасся.

Таких ситуаций и событий, происходящих ежедневно, немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей.

То же самое можно сказать об утечках газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий.

3.Третий учебный вопрос. Правила поведения в ЧС техногенного характера

В случае отключения центрального парового отопления, для обогрева помещения используйте электрообогреватели не самодельного, а только заводского изготовления. Помните, что отопление квартиры с помощью газовой или электрической плиты может привести к трагедии. Для сохранения в помещении тепла заделайте щели в окнах и балконных дверях, завесьте их одеялами или коврами. Разместите всех членов семьи в одной комнате, временно закрыв остальные. Оденьтесь

5.Рефлексия Логический практикум.
1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС техногенного характера;

г) стихийным бедствиям.

2. Авария – это ЧС

а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б) связанная с угрозой выброса опасного вещества;

в) повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.

6. Подведение итогов. Преподаватель дает оценку работы на занятии каждого студента, отмечая правильные и интересные ответы, указывает характерные ошибки при обсуждениях.

В соответствии с Федеральным законом РФ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” гражданин Россий­ской Федерации обязан:

• соблюдать законы и иные правовые акты в области защиты населения от чрез­вычайных ситуаций;

• соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требова­ний экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвы­чайных ситуаций;

• изучать основные способы защиты населения от аварий, катастроф и стихий­ных бедствий, приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно со­вершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

• выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

• при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно - спасатель­ных и других неотложных работ.

Изучив данную Памятку, Вы сможете более грамотно действовать в чрезвычайных условиях, в целях спасения своей жизни и здоровья, а также родствен­ников, друзей и всех кто попал в беду.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определённой территории, сло­жившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные ма­териальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, прово­димых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, сни­жение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

I. Порядок оповещения населения об угрозе возникновенияили возникновении чрезвычайных ситуаций

По этому сигналу необходимо:

— включить радиоточку, радиоприёмник, телевизор;

II. Правила поведения и действия населения при авариях на химически опасных объектах

Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) — это химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовое поражение людей или животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов выше установленных предельно допустимых зна­чений.

Получив информацию о выбросе в атмосферу АХОВ или об опасности химического заражения Вам необходимо:

1. При нахождении дома, в помещении:

• плотно закрыть двери, окна, дымоходы, вентиляционные отдушины;

•заклеить щели в створках рам окон бумагой, лейкопластырем;

• входные двери зашторить одеялом или любой плотной тканью;

• при заражении хлором подняться из подвальных, полуподвальных помещений и первых этажей на верхние;

• при заражении аммиаком опуститься с верхних этажей на нижние.

2. Покидая квартиру в соответствии с информацией, передаваемой по радио, местным каналам телевидения, Вам необходимо:

• выключить потребители электроэнергии, газ и воду;

• одеть себе и детям ватно-марлевую повязку или закрыть рот и нос полотенцем, платком, куском хлопчатобумажной ткани, предварительно смочив их водой или 2% раствором питьевой соды при заражении хлором или 5% раствором борной или лимон­ной кислоты при заражении аммиаком;

• без паники, в средствах защиты органов дыхания выйти из зараженной зоны в указанный по радио район или в зоны, перпендикулярные на­правлению ветра.

III. Как обеспечить личную безопасность при движении в общественном транспорте

АВАРИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов. Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением — покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и вы давив стекло. В случае пожара в салоне сообщите и об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством. При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

IV. Cамо и взаимопомощь при несчастных случаях

При ссадинах и порезах:

• смазать раствором йода или марганцовки кожу вокруг раны.

При колотой ране:

• выдавить кровь, затем промыть раствором марганцовки, смазать йодом и на­ложить стерильную повязку.

При резанных ранах:

• обработать йодом кожу вокруг раны;

• наложить стерильную повязку;

При поражении АХОВ:

• прекратить поступление в организм яда: надеть противогаз или наложить на рот и нос влажную ватно-марлевую повязку и вынести пострадавшего из зоны пораже­ния;

• при необходимости сделать искусственное дыхание и непрямой массаж серд­ца;

• обильно промыть кожу и глаза водой (1% раствором питьевой соды);

• немедленно пострадавшего доставить в лечебное учреждение.

При поражении электрическим током:

• освободить пострадавшего от источника электрического тока при помощи токо-непроводящего предмета (сухой длинной палки, пластмассовой трубы и т.д.);

• при необходимости сделать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца;

• пострадавшего доставить в лечебное учреждение.

• потушить горящую одежду, вынести пострадавшего из горящего объекта;

• присыпать обожженное место питьевой содой (крахмалом), смазать вазелином или любым маслом;

• если есть пузыри, обожжённое место осторожно смазать спиртом;

• наложить стерильную повязку с 1% раствором марганцовки;

• пострадавшего доставить в лечебное учреждение.

При вывихах и переломах:

• обеспечить покой конечности, наложением шины из подручных средств или прибинтовать руку к туловищу, а ногу к здоровой ноге;

• если перелом открытый, наложить жгут или закрутку, на рану — стерильную повязку;

• немедленно пострадавшего доставить в лечебное учреждение.

При несчастном случае на воде:

• вытащить пострадавшего из воды;

• очистить полость рта от посторонних предметов;

• уложить пострадавшего на согнутое колено головой вниз, удалить из дыха­тельных путей воду;

• в случае остановки дыхания и сердца немедленно приступить к проведению искусственного дыхания методом "изо рта в рот" или "изо рта в нос" и непрямого мас­сажа сердца.

При обморожении:

• доставить пострадавшего в помещение и дать ему теплое питьё;

• растереть спиртом и осторожно помассировать мышцы чисто вымытыми рука­ми;

• поместить пострадавшего в ванну с температурой воды 25-30°С.

Первое дело — аптечка

Аптечка должна быть компактной, доступной для любого взрослого члена семьи и недоступной для маленьких детей; лекарственные средства надо закупать только хо­рошо известные, а хроническим больным — те, что рекомендовал лечащий врач.

Обязательны сердечные и успокаивающие средства:

- повышающие кровяное давление — кофеин, эфедрин;

- понижающие давление — дибазол, папаверин, эуфиллин.

Если в семье есть кто-то с лёгочной патологией (астма, астматический бронхит) необходимо иметь:

- таблетки папаверина и эуфиллина, салутан.

Из дезинфицирующих средств необходимы:

- один-два флакончика зеленки и перекиси водорода;

При ожогах, загноившихся царапинах, небольших порезах понадобится:

- синтомициновая эмульсия или стрептоцидная мазь;

При сильных порезах — кровоостанавливающие средства:

Антибиотики и сульфаниламидные препараты:

- левомицетин; - олеандомицин; - тетракциклин; - фталазол или этазол.

Кроме того необходимо иметь:

- борный или лимонная кислота, питьевая сода, а также бинты, вату, лейкопластырь (простой, бактерицидный, перцовый).

Хранить лекарства необходимо в сухом, прохладном и защищённом от прямых солнечных лучей месте.

Читайте также: